Урок 45 ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Г, г.
Цели деятельности педагога: сформировать в памяти ясный, чёткий образ буквы Г, г; способствовать развитию координации движений, умения писать имена людей с большой буквы.
Просмотр содержимого документа
«Урок 45 ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Г, г.»
Цели деятельности педагога: сформировать в памяти ясный, чёткий образ буквы Г, г; способствовать развитию координации движений, умения писать имена людей с большой буквы.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, как определить парные и непарные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости; правила проведения звукового анализа слов; умеют осуществлять написание букв, слогов, слов, предложений; выполняют поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Г, г; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Г, г.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы Г, г; моделирование звуковой схемы слов.
Регулятивные: умеют адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; использовать необходимые средства (наглядный материал).
Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы, соблюдать правильность устной речи.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; проявляют устойчивое стремление к общению, заинтересованность в получении новых знаний.
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодня научимся писать букву, о которой придуманы такие стихи (хорошо читающие дети читают двустишия):
Стоит подобно кочерге.
II. Изучение нового материала.
– Рассмотрите образец написания заглавной буквы Г. Опишите направление движения руки при написании буквы Г. (Заглавную букву Г начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.)
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–2-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
– Прочитайте и запишите имена. Как будут звучать полные имена? Прочитайте имена, которые начинаются с мягкого согласного [г’], с твердого – [г].
2. Закрепление зрительного образа заглавной буквы Г.
– Сравните написание букв Г и Р. Назовите сходство и отличия в написании.
3. Самостоятельная работа в прописи.
– Прочитайте и запишите предложение. Подчеркните слова, в которых четыре звука. (Галя, Гена, Рая.)
Тили-тили – птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)
– Рассмотрите образец написания строчной буквы г. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?
– Опишите направление движения руки при написании буквы г. (Букву г начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии рабочей строки; закругляя, ведем вниз, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо; заканчиваем письмо буквы выше нижней линии рабочей строки.)
– Запишите букву под счет «и-раз-и».
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–3-й строчках. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
– Прочитайте столбики слов. Прочитайте слова, которые называют много предметов. Запишите эти слова.
– Прочитайте слова в первом столбике. Найдите слово в слове, переставляя или убирая лишние буквы. (Гора – рога, гном – мог, герой – рой, игла – лига.)
– На следующей строке запишите столько букв г, сколько услышите в стихотворении. (11 букв.)
Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке.
И гордится гармонист:
– Я га-га-га-голосист!
6. Работа на резервной странице прописи.
1. Составление слов, запись. (Игра, игла; ноги, гном; генерал.)
2. Запись печатных слов письменными буквами.
3. Запись предложений.
4. Соотнесение слов и моделей.
5. Составление предложения.
На доске письменными буквами записаны слова. Ученик вписывает букву г. Учитель следит за правильностью написания буквы.
– Буква Г потерялась. Напишите её.
«Учимся писать прописную букву Г»
Просмотр содержимого документа
«»Учимся писать прописную букву Г»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4»
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЪЕДИНЕНИИ «ДОШКОЛЁНОК»
«Учимся писать прописную букву »
Педагог дополнительного образования
Хушиева Кристина Валерьевна
Цель урока: Знакомство с графическим символом буквы «Г» и ее звуком.
1. Познакомить обучающихся со звуками [г] и [г `].
3. Познакомить с образом прописной буквы г .
4. Развивать фонематический слух, внимание, связную речь, логическое мышление.
5. Воспитывать интерес к изучению грамоты и к чтению, самостоятельность, дисциплинированность.
Ребята, чтобы узнать, с какими звуками мы сегодня познакомимся на уроке, вам нужно отгадать загадки:
В небе бьёт в барабан… (гром)
2. А это, что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А СТРУН БЫВАЕТ СЕМЬ ИЛИ ШЕСТЬ,
Ё ДОСТОИНСТВ НАМ НЕ СЧЕСТЬ.
ВСЁ ПОД НЕЁ ЛЕГКО ПОЁТСЯ,
СКАЖИТЕ, КАК ОНА ЗОВЁТСЯ? (ГИТАРА)
— С какими звуками мы познакомимся сегодня? -Со звуками [г] и [г`].Произнесите звук [г]. Какой он: гласный или согласный? -Согласный? -Почему? -Не поётся. -Звонкий или глухой? -Звонкий, т.к. он произносится звонко, громко и не шумит. -Твёрдый или мягкий? -Твёрдый. -Дайте характеристику звуку [г`] c аналогичными вопросами к звуку [г].
Игра на развитие слухового внимания «Звукоежка»
Я произнесу слово без первого звука, а вы произнести слово с первым звуком правильно:
… иря, …ильза, …ерой, …азета, …рим, …релка, …лоток
Какие звуки съел звукоежка?
Знакомство с прописной буквой
Алгоритм письма прописной буквы
Заглавную букву Г начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки. Второй элемент – верхний – пишется слева направо. Начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведем вправо прямую линию.
Как пишутся прописные и строчные буквы и что это такое
Русские буквы отличаются друг от друга не только по начертанию и обозначению звука, но и по размеру. Правильное написание подчиняется определенным правилам. Прописные и строчные буквы — что это такое знает каждый школьник, особенно ученик начальной школы. Но полученные в школе знания забываются очень быстро, и взрослые вряд ли вспомнят определения этих терминов.
Виды графических знаков на письме
Прописные и строчные буквы – это две разновидности начертания графических значков на письме. Интересно, что разделение на такие разновидности есть далеко не во всех языках. Они присутствуют в кириллице, а еще в греческом алфавите, латинском, армянском. Необычна ситуация в Грузии. Заглавных значков (с определенным смыслом употребления) там нет, но отдельные участки текста (к примеру, названия, заголовки), набираются большими значками. Они имеют начертания маленьких, но отличаются от них по размеру. В других системах письма разделения на прописные буквы и маленькие не существует.
Для первого знакомства с ними достаточно усвоить краткую информацию:
А чтобы информация запомнилась лучше, задержалась в голове надолго и не превратилась в путаницу – нужно изучить вопрос глубже, вникнув в детали.
Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется
Прописная
Это заглавная, большая, красивая, начальная. Буквенный знак увеличен в размере по сравнению с остальными. Чаще всего в строке она одна, именно с нее начинается предложение. В начальной школе дети с большим старанием учатся выводить первый азбучный знак – ведь он должен получиться красивым.
Первое официальное употребление прописных знаков замечено в 15 веке. Однако дальнейшие исследования показали, что люди старались красиво оформить начальные символы имени, фамилии, предложения еще задолго до начала 15 века. Такие графические значки, украшенные орнаментами и завитушками, назывались буквицами.
Прописные буквы в тексте пишутся только в тех случаях, которые подтверждаются орфографическими правилами. Самые распространенные из них, с которыми чаще всего приходится сталкиваться на практике, будут обозначены ниже.
Это интересно! Слово также: пишется слитно или раздельно
Еще одно определение «прописной» встречается в начальной школе на этапе обучения письменной грамоте. Оно менее распространенное, поэтому не фигурирует в словарях. Используется лишь для разграничения типа письма, антонимом к слову «прописной» является «печатный». Когда учитель просит записать слово, предложение, текст прописью – он подразумевает строчные и прописные буквы. А их выбор должен происходить на основе изученных правил.
Строчная
Это маленькая буковка. В предложение и тексте она встречается намного чаще графических значков предыдущего вида. Объясняется это тем, что маленькие буквенные знаки в несколько раз чаще используются на письме – таковы правила русской орфографии.
Все буквы, не попавшие под правила написания заглавных, выстраиваются в одну строчку и имеют одинаковую высоту, потому они именуются строчными.
Обратите внимание! Ударение в термине «строчная» падает не на первый, а на последний слог, как бы ни хотелось ассоциировать его произношение с произношением слова «стрОчка».
Основные отличия
Прописные и строчные буквы имеют ряд отличий друг от друга.
Заключаются они в следующем:
Усвоив для себя, чем отличаются прописные от малых графических значков, человек перестает путать два этих термина между собой.
Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры
Примеры
Наглядный пример, как выглядят начертания обеих категорий.
Пр. | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | |
Стр. | а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
Пр. | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
Стр. | к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф |
Пр. | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | |||
Стр. | х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
При сравнении графических значков, стоящих рядом, сразу становится понятно, какие из них ПРОПИСНЫЕ, а где строчные.
Это интересно! Как пишутся корни слов с чередованием гласных: правило и примеры
Правописание заглавных букв
В русском языке употребление двух видов начертания подчиняется правилам соответствующего раздела орфографии. Согласно им, новое предложение начинается с заглавного знака, который как будто возглавляет армию маленьких, обычных значков. Он показывает, что предыдущая мысль закончилась, и началась другая, или просто обозначает начало мысли. Еще с заглавного начинается прямая речь, цитаты, каждая новая строчка стихотворения.
Но есть и другие, более сложные правила, объясняющие правописание заглавной и строчной букв:
Во всех остальных случаях, когда слово не включено в категорию собственных имен, а является именем нарицательным, пишутся строчные начертания.
Возможные трудности в выборе варианта
В русском языке большинство правил неоднозначны и имеют дополнительные пояснения или исключения.
Важно! Когда выбор размера начертания буквы (заглавного/маленького) требуется для заполнения важных документов или выполнения серьезных заданий, работ – лучше проверить себя по словарям и справочникам.
Возможные затруднения в выборе размера графического значка:
Полезное видео: строчные русские буквы
Вывод
На самом деле, вникая в материал, преподаваемый на уроках в учебном заведении, ученик и студент хорошо усваивают правописание графических знаков, понимают различия и особенности их употребления, а значит, и серьезных трудностей в соблюдении этой нормы у них не возникает.
Главное – запомнить определения, уяснить для себя некоторые сложности. А в случае затруднения не забывать о возможности обращения к словарю.
Конспект урока: строчная буква г.
Тема: Строчная буква г. Письмо соединений, слогов, слов и предложений.
Цели : учить правильно писать строчную букву г;
отрабатывать умение писать слоги, слова, предложения с использованием строчной буквы г;
формировать графические и орфографические умения; развивать речь, наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к природе, окружающему миру.
учить писать букву г, развивать графические навыки;
развивать словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
фонематический слух, зрительное сосредоточение, пространственные ориентировки; мелкую моторику рук:
воспитывать аккуратность, опрятность, чувства коллективизма, самостоятельности
проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
обобщать полученную информацию;
давать оценку своим действиям, оценивать результат;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию;
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
усвоение правильного написания буквы г строчной,
умение писать слова с буквой г строчной.
Оборудование : тетрадь для 1 класса пропись №3, презентация, компьютер, телевизор, картинки птиц, конверт с заданием.
I . Орг.момент. слайд 1
— Ребята, у нас сегодня не простой урок, к нам на урок пришли гости, поприветствуем их.
Мы пришли сюда учиться, слайд 2
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II . Введение в тему.
Игра «Кто лишний?» слайд 3
Учитель: Перед вами на доске картинки. Посмотрите внимательно.
-Итак, кто изображён на первой картинке?
Учитель: На второй картинке?
Учитель: На третей картинке?
Учитель: На четвёртой картинке?
Учитель: Что объединяет все эти слова?
Учитель: Какое сейчас время года?
Учитель: Как живётся осенью птицам?
Учитель: Чем мы им можем помочь?
(смастерить кормушки и подкармливать птиц)
Учитель: Скажите а как выдумаете кто здесь лишний?
Учитель: Что общего во всех этих словах?
(слова голубь, галка начинаются со звука г. Лишнее слово воробей, оно начинается со звука в)
III . Изучение нового материала.
Учитель: Сделайте вывод и скажите какую букву мы сегодня будем учиться писать? (букву г)
Учитель: Зная тему попробуем сформулировать цель урока.
(научиться писать строчную букву г, слоги, слова и предложения с ней.) Слайд 5
Учитель: Чтобы достичь цели какие задачи нам необходимо поставить перед собой? Слайд 6
(1. познакомиться с алгоритмом написания буквы г, 2. Научиться писать строчную букву г. 3.Закрепить написание буквы г в письме соединений, слов. 4. Прививать любовь к пироде. )
Учитель: Ребята, когда я шла сегодня утром в школу почтальон передал мне письмо. Слайд 7
Учитель: Давайте прочтём письмо и узнаем от кого оно?
Я буква г. Меня заколдовала злая ведьма. Я очень прошу вас помочь мне. Расколдовать меня можно только если каждый из вас за время урока выполнит все задания аккуратно и красиво. А в пути вам будут помогать мои верные друзья.
Учитель: Поможем нашей букве г? Тогда вперед в интересное путешествие.
1 остановка «Буквенная» слайд 9
Учитель нас встречает снегирь и передаёт нам конверт с заданием.
1задание: Для того чтобы красиво писать, надо пальчики размять. Слайд 10
Учитель Подготовим руку к письму, выполним пальчиковую гимнастику. Слайд 11
Учитель: открываем прописи на стр. 24, сели ровно. Спинки прямые, тетрадь под наклоном.
2. Знакомство с буквой г. Рисование уточки. Слайд 12
Учитель: Сравните печатную и письменную букву г, чем похожи и чем отличаются?
( письменные имею наклон, печатные – не имеют….)
Учитель: На что похоже буква г?
(на голову гуся, на уточку…)
Учитель: сколько элементов в букве г?
Учитель: для чего нужна стрелка?
(чтобы видеть откуда начинать писать)
Учитель: обведите букву по контуру.
Учитель: обведите узор «уточка».
2 задание. Написание буквы г. Слайд 13
Знакомство с написанием буквы г.
Посмотрите на экран и проследите как правильно писать строчную букву г. Слайд 14
Учитель: А сейчас напишем строчную букву г в воздухе. Подняли ручки вверх. Точку поставили. Начали – и-раз-и. (прописывают в воздухе букву).
Учитель: Обведите букву г и закончите строчку. Начали работу. (Посадка). Слайд 15
— Ребята, мы с вами немного устали. Предлагаю отдохнуть. Слайд 16
2 остановка «Слоговая» слайд 17
Учитель: вторая наша остановка слоговая и на этой остановке нас ждёт чиж с заданием.
Задание: написать слоги с буквой г. Слайд 18
Учитель: Что написано на второй строке? Слайд 19
Учитель: прочитайте 1слог.
Учитель: Какое соединение в слоге букв?
Учитель: взяли ручки и напишем 1 слог вместе в воздухе.
Учитель: я пишу на доске а вы внимательно следите. (га)
Учитель: А теперь вы напишите этот слог в тетради.
Учитель: прочитайте 2слог.
Учитель: Какое соединение в слоге букв?
Учитель: взяли ручки и напишем слог гу вместе в воздухе.
Учитель: я пишу на доске а вы внимательно следите. (гу)
Учитель: А теперь вы напишите этот слог в тетради.
Учитель: прочитайте 3 слог.
Учитель: Напишите этот слог в тетради самостоятельно.
3 остановка «Буквенная» слайд 20
Учитель: на полянке у пенька нас ждут друзья буквы г с заданием.
Работа с картинкой.
Учитель: кто изображён на картинке? (гуси)
Задание 1: записать слово гуси и слово гляди самостоятельно по образцу. Слайд 21
Наше путешествие продолжается. Следующая остановка и нас встречает глухарь.
Задание 2: Письмо слов «один-много». Слайд 23
Учитель: Прочитайте слово.
Учитель: Сколько слогов в слове?
Учитель: Сколько букв?
Учитель: Сколько звуков?
Учитель: а давайте подумаем какое слово подойдёт к нашей схеме?
Учитель: Какой звук вы слышите на конце слова гриб?
Учитель: Каким правилом надо воспользоваться чтобы написать слово без ошибки?
Учитель: запишем слово гриб.
Учитель: Прочитайте следующее слово.
Учитель: Сколько слогов в слове?
Учитель: Сколько букв?
Учитель: Сколько звуков?
Учитель: давайте подумаем какое слово подойдёт к слову годы?
(много- годы, а один- год)
Учитель: Какой звук вы слышите на конце слова год?
Учитель: Каким правилом надо воспользоваться чтобы написать слово без ошибки?
( Надо воспользоваться правилом «один-много»: годы-год. Значит, надо писать букву д).
Учитель: запишем слово год.
5 остановка «Предложение» слайд 24
IV . Закрепление знаний и способов деятельности.
Учитель: Наше путешествие продолжается. Следующая остановка и нас встречает сова. Слайд 25
Учитель: Что написано на следующей строчке? Слайд 26
Учитель: прочитайте предложение.
Учитель: Докажите что это предложение.
(Состоит из слов, написано с большой буквы, в конце точка, предложение выражает законченную мысль)
Учитель: Сколько слов в предложении.
Учитель: читаем хором все предложение.
(Дети по очереди пишут на доске.)
Учитель: Первое слово пишу с……(большой буквы). В
Учитель: второе слово (лесу), пишу
Учитель: третье слово (много), пишу
Учитель: четвёртое слово (грибов), пишу, в конце ставим…(точку).
Учитель: вот и подошло наше путешествие к концу. Пора расставаться с великолепной природой острова буквы г. Впереди нас ждут не менее привлекательные открытия.
Учитель: какую букву научились писать?
Учитель: Как вы думаете мы помогли букве г?
Учитель: все задания выполнили успешно, буква г благодарит вас за помощь.
VI . Рефлексия. Слайд 28
Учитель: а сейчас оцените свою работу на уроке с помощью смайлика..