Главная » Правописание слов » Как пишется духовно нравственная культура

Слово Как пишется духовно нравственная культура - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как правильно пишется слово «духовно-нравственный»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: узурпаторша — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «духовно-нравственный&raquo

Отправить комментарий

Предложения со словом «духовно-нравственный&raquo

Подчёркивается духовно-нравственный аспект деструктивного влияния этих каналов имаго-символосферы социума.

Таким образом, с детства в нём не был создан спасительный духовно-нравственный стержень, что наложило отпечаток на всю его жизнь.

Эти ежедневные практики, безусловно, формируют его духовно-нравственный облик и его отношение к людям и внешнему миру.

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Поиск ответа

Вопрос № 305948

Здравствуйте! Очень хотелось бы узнать, почему в имени духовно го лица Иларион пишется только одна буква «л». С уважением, Ольга

Ответ справочной службы русского языка

А. В. Суперанская в «Современном словаре личных имен» указывает, что Илларион и Иларион – орфографические варианты одного имени. Форма Иларион по происхождению первична, она восходит к греческому hilaria ‘веселье’.

В чем отличие понятий «бедный» и «нищий»?

Ответ справочной службы русского языка

Большой толковый словарь

Ответ справочной службы русского языка

Для постановки запятых нет оснований.

Правило о том, что следует обособлять те слова, которые можно выкинуть, работает далеко не для всех членов предложения.

Здравствуйте. Как правильно: «ра́звитая страна» или «развита́я страна»? Как определять?

Ответ справочной службы русского языка

От глагола развить в значении ‘распустить, раскрутить, расплести что-нибудь свитое, завитое’ образуется форма причастия разв и тый, напр.: разв и тые волосы, разв и тый конец веревки.

Есть другой глагол развить – с большой системой значений, связанных с идеей совершенствования (развить мускулатуру, развить производство, развить мысль). От него образуется причастие, обладающее двумя равноправными вариантами ударения р а звитый и разв и тый. Словари для работников СМИ, которые, как правило, фиксируют только один вариант, рекомендуемый для эфира, выбирают ударение на первом слоге: р а звитое войсками наступление, р а звитая журналистами идея, р а звитая нами деятельность, р а звитый в умственном отношении.

Помимо причастий, существует еще и отглагольное прилагательное развит о й, обладающее такими значениями:

1. Достигший значительного физического развития, окрепший. Р-ая грудь. Р-ые мускулы. Р-ая девушка (физически созревшая). // Крупный (о частях лица). Р. лоб. Р-ые скулы, челюсти. 2. Духовно зрелый, просвещенный, культурный или обладающий высокой степенью развития (2 зн.). Р. человек. Кто-л. эстетически, политически развит. 3. Достигший высокого уровня, высокой стадии развития. Р-ые страны. Р-ая промышленность. Р-ая литература. 4. только кратк. Распространенный, часто встречающийся. В степях развито скотоводство. В классе развита взаимопомощь. Бюрократизм и формалистика развиты в этом ведомстве.

Орфоэпические словари фиксируют это прилагательное с ударением только на последнем слоге, поэтому правильно развит ы е страны.

Однако в отдельных толковых словарях встречается прилагательное р а звитый (‘обладающий высокой степенью экономического развития, имеющий высокий уровень развития экономики’), сопровождаемое примером Промышленно, экономически развитые страны (страны, обеспечивающие развитие собственной экономики за счет большого ранее накопленного капитала и высококвалифицированной рабочей силы).

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Не могли бы вы решить такой вопрос: существует ли какой-то официальный список слов, которые можно писать с большой буквы, если им придаётся особый высокий смысл? Причина вопроса такая. Есть иностранный студент, изучающий русский язык. В своих студенческих работах по русскому языку он упорно пишет слова «календарь», «расписание» с большой буквы. Когда мы исправляем это написание, то он говорит, что придаёт этим словам особый высокий смысл, и в доказательство своей правоты приводит следующее правило: «С прописной буквы могут писаться некоторые нарицательные существительные в контекстах, где им приписывается особый высокий смысл: Родина, Отечество, Отчизна, Свобода, Добро, Честь, Человек, Учитель, Мастер и т. п.», также он приводит следующее правило из Правил-56: «В особом стилистическом употреблении могут писаться с прописной буквы имена нарицательные, например: Родина, Человек.», и говорит, что у него «особое стилистическое употребление» этих слов. Так как быть в такой ситуации? «Разрешить» ему писать «с особым высоким смыслом» (и тем самым дезориентировав других иностранных студентов группы), или все же привести какое-то правило, которым можно однозначно указать на то, что эти слова должны писаться с маленькой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Вы задали очень интересный и сложный вопрос. Он касается сферы, не поддающейся регламентации правилами, сферы, где всё решает вкус, эстетические соображения.

Действительно, правило о стилистическом употреблении прописной буквы открытое, определенного, конечного списка слов нет (и быть не может). Это делает возможным любое слово написать с прописной буквы, если пишущий придает ему особый высокий смысл. Однако стилистическое употребление прописной буквы должно быть обоснованным.

Надо отдать должное студенту за его знание правил орфографии, но можно объяснить ему, что особо высоким смыслом в русской речи наделяются слова, выражающие какие-то понятия духовно й сферы. Написанные с прописной буквы Родина, Отечество, Отчизна, Свобода, Добро, Честь, Человек, Учитель, Мастер – это не просто слова, это духовные категории, особо чтимые человеком явления. Можно попросить студента объяснить, какой высокий смысл вкладывает он в слова расписание и календарь. Допустим (пофантазируем), он скажет, что вся жизнь его сейчас настолько определяется календарем и расписанием, что он сравнивает их с Конституцией, священным законом и чем-то подобным. Если объяснение будет убедительным, то стоит обратить внимание студента на то, что такое переосмысление значения допустимо не во всех стилях речи. Есть сферы (например, официальная письменная речь), где оно будет неуместно. Однако в личной неофициальной переписке, в художественной речи обоснованное написание с прописной буквы вполне возможно. Подобные стилистические тонкости русского языка не фиксируются орфографическими правилами, здесь работают общие законы стилистики.

«Высокопрофессионально». Есть такое слово? Правильно ли написано?

Ответ справочной службы русского языка

Наречие высокопрофессионально соответствует нормам русского литературного языка, ср.: Профанация, вовсе уже неуместная ныне, когда часть писателей работает так высокопрофессионально, так глубоко и серьезно исследует действительность, осмысливает жизнь и самое мысль, и литературное движение в стране, упорный поиск в духовно м бытие народа, в нравственном развитии общества (В. Астафьев. Зрячий посох).

Как правильно? Обеспечение сохранения и преумножения (приумножения) духовно го и культурного потенциала народов

Ответ справочной службы русского языка

Сейчас рекомендуется во всех случаях писать: приумножить, приумножение. См., напр.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

Духовно (не)развитый; эмоционально (не)развитый.

Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте. Корректно ли употребление фразеологизма «не сомкнуть глаз» в контексте: «Мысли о духовно й нищете богатенького родственника не дают сомкнуть глаз?» Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запишите лексическое значение слова «завещание» в высказывании русского публициста, писателя, философа А.И.Герцена: Книга-это духовно е завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступившему на его место.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Пытаясь выяснить, как писать «специфически(-)групповое поведение» (раздельно или через дефис), сопоставляю ваши ответы на разные вопросы. Выделяю БОЛЬШИМИ буквами то, что меня интересует.

Вопрос № 241191 (цитирую только отрывок из вашего ответа)
Таким образом, правильно и общеупотребительно: во Владивостоке. А варианты в г. Владивостоке, в городе Владивостоке следует характеризовать как СПЕЦИФИЧЕСКИ-КАНЦЕЛЯРСКИЕ (т. е. употребительные преимущественно в официально-деловой речи).

Итак, в чем же разница между «специфически правовым» и » специфически-канцелярским»? И что нужно учесть, выбирая написание «специфически-групповой» или «специфически групповой»?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно писать «нью-эйдж» или «нью эйдж» применительно к духовно му течению в религиозной жизни?

Ответ справочной службы русского языка

Источник

духовно-нравственный

Смотреть что такое «духовно-нравственный» в других словарях:

духовно-нравственный — прил., кол во синонимов: 1 • нравственно духовный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

духовно-нравственный — дух овно нр авственный … Русский орфографический словарь

духовно-нравственный — … Орфографический словарь русского языка

духовно-нравственный — духо/вно нра/вственный … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Духовно-Академическая Философия — совокупность философских идей, разработанных проф. философии российских духовных академий XIX нач. XX в. (Кутневич, Голубинский, Кудрявцев Платонов, Карийский, В. Н. Карпов, Сидонский, Дебольский, Скворцов, Авсенев, Гогоцкий, Новицкий, Юркевич … Русская Философия. Энциклопедия

РАЗУМ НРАВСТВЕННЫЙ — развитая способность общественного человека осмысливать социальную действительность и самого себя в нравственных и вообш ценностных характеристиках. Действительность для Р. н. не предуготованный порядок вещей, закрытая система, а открытый процесс … Словарь по этике

Русский Рабочий с.-петербургский журнал (1875≈1880 гг.) — духовно нравственный журнал, выходил в С. Петербурге ежемесячно с 1875 до 1880 г. и с 1882 до 1886 г. включительно. Редакторы издательницы: до перерыва М. Г. Пейкер, после перерыва (происшедшего вследствие смерти издательницы) дочь ее А. И.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Русский Рабочий — духовно нравственный журнал, выходил в С. Петербурге ежемесячно с 1875 до 1880 г. и с 1882 до 1886 г. включительно. Редакторы издательницы: до перерыва М. Г. Пейкер, после перерыва (происшедшего вследствие смерти издательницы) дочь ее А. И.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ — историческое развитие русской цивилизации определялось прежде всего духовно нравственными ценностями русского народа, ядром которого с принятием христианства стала Святая Русь. Однако выбор православной веры для русского народа не был случаен,… … Русская история

Камедина, Людмила Васильевна — Связать? … Википедия

Источник

Духовно-нравстенная культура

Государственный стандарт общего образования

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Общая характеристика духовно-нравственной культуры
как образовательной области

Духовность и нравственность — важнейшие составляющие общего образования, понимаемого как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (преамбула Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Духовно-нравственное воспитание в Российской Школе является педагогической основой общего образования, необходимой для развития национального самосознания российских школьников и формирования их как свободных и ответственных граждан России.

Успешность интеллектуального развития, общекультурного и физического воспитания школьников в значительной степени зависит от получаемого ими в школе духовно-нравственного воспитания, являющегося базой и для самосовершенствования и социального взаимодействия.

Знакомство на школьной скамье с духовно-нравственными ценностями отечественной и мировой культуры поможет плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика.

Духовно-нравственное воспитание российских школьников, опираясь на многовековые культурно-исторические традиции России и творческий потенциал каждого ребенка, позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы — научить различать добро и зло, оценивать, что такое хорошо и что такое плохо.

Без осознания необходимости нравственных норм, без стремления к высокой нравственности невозможна нормальная личная, школьная и семейная жизнь, невозможна и консолидация гражданского общества. А при помощи преподаваемых и свободно усвояемых духовно-нравственных начал и критериев школьник учится правильно оценивать как свои действия, так и все формы общественных отношений.

Преподавая основы духовно-нравственной культуры, общеобразовательная школа предупреждает «размывание» нравственных норм в школьном учебно-воспитательном процессе, а значит и в гражданском обществе в целом. Духовно-нравственное воспитание в школе неотделимо от семейного, гражданского и патриотического воспитания.

В системе российского общего среднего образования изучение и освоение духовно-нравственной культуры призвано содействовать формированию нравственной личности и нравственной культуры молодых граждан России. А этих целей невозможно достичь без изучения духовно-нравственной культуры России, культурно-исторического наследия России, многовековых патриотических традиций своего народа, без соприкосновения со святынями России.

Особая роль в истории России, в становлении ее духовности и культуры принадлежит православию[2], поэтому изучение православной культуры России органично входит в образовательную область «Духовно-нравственная культура».

Раскрывая роль православия в истории России и формировании ее многовековой культуры, Российская Школа не противопоставляет православную культуру и традицию другим религиозным или национальным традициям народов России. Какую бы веру, какую бы мировоззрение ни выбрал для себя гражданин России – многовековая православная культура России была и остается ценнейшим достоянием всех граждан Российского Государства.

Культурообразующая роль православия в истории России неоспорима, а религиозно-этические принципы и социокультурные традиции православия уже более тысячи лет являются надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, населяющих Россию.

Об актуальности изучения в школе духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, половая распущенность, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Необходимость специальных уроков по духовно-нравственной культуре очевидна, очевидно также, что преподавание основ духовно-нравственной культуры в школе прежде всего потребует повышения духовно-нравственного развития обучающих.

Имеющиеся в настоящее время в системе общего образования общеобразовательные учебные предметы, несомненно, должны способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и молодежи. Но сами по себе эти предметы — русский и иностранные языки, литература, математика, информатика, естествознание, история, экономика и право, а также обществознание, культурология, религиоведение — недостаточны для формирования прочного фундамента высоконравственного поведения школьников, поскольку они не дают базовых духовно-нравственных знаний и навыков, не объясняют суть духовно-нравственной культуры. Само слово «нравственность» рискует попасть в словарь русского языка с указанием — устар. (то есть устаревшее). Отсюда вытекает необходимость вычленения духовно-нравственного образования в особую образовательную область и формирование цикла предметов по духовно-нравственной культуре для I–XI классов. При этом изучение духовно-нравственной культуры должно начинаться в начальной школе, продолжаться в основной и углубляться на старшей ступени полной общеобразовательной школы.

1.2. Цели изучения образовательной области
«духовно-нравственная культура»

Для нравственного формирования человека недостаточно получения отрывочных сведений, касающихся некоторых моральных правил и норм, например, при изучении гуманитарных дисциплин. Базовые нравственные знания и навыки нравственного поведения должны преподаваться и прививаться школьникам систематически — благодаря самостоятельным учебным курсам, в совокупности составляющим образовательную область «Духовно-нравственная культура». Закрепляться эти знания, умения и навыки должны конкретными добрыми начинаниями, хорошими делами, социально-благотворительными акциями, проводимыми в процессе регулярной учебно-воспитательной работы.

Главная цель изучения и освоения духовно-нравственной культуры в школе — это нравственное воспитание школьника, включающее развитие его национального самосознания и формирование его как свободного и ответственного гражданина России. Гражданское воспитание подрастающего поколения неотделимо от духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и должно основываться на нем.

До настоящего времени в системе общего образования России не имелось самостоятельных учебных курсов по духовно-нравственному образованию и воспитанию. Новая образовательная область «Духовно-нравственная культура» направлена на формирование в общеобразовательной школе системы непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания. Отсюда вытекает необходимость изучения духовно-нравственной культуры во всех классах начальной и средней школы.

Конечная цель образовательной области «Духовно-нравственная культура» — помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Из указанных целей образовательной области «Духовно-нравственная культура» проистекают следующие задачи учебных курсов по духовно-нравственной культуре:

1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.

2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.

3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.

5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания.

6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании – независимости от греха).

7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями. Они имеют такое право согласно Международной Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования» (14.12.1960 г.).

Образовательная область «Духовно-нравственная культура» призвана сформировать духовно-нравственный компонент образовательной деятельности современной российской школы и тем самым усилить воспитательный потенциал содержания образования. Ориентация образования на духовно-нравственное воспитание, в свою очередь, поможет развитию личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей, поможет также формированию правовой грамотности и гражданской ответственности школьников.

Нравственность имеет определяющее значение в формировании духовной культуры личности, и это обуславливает актуальность образовательной области «Духовно-нравственная культура».

1.3. Место образовательной области «Духовно-нравственная культура» в базисном учебном плане

Государственный образовательный стандарт «Духовно-нравственная культура» способствует определению и обеспечению основ нравственного воспитания через самостоятельные учебные дисциплины по духовно-нравственной культуре и этике в базисном учебном плане, а также помогает формировать межпредметные связи, которые могут касаться всех образовательных областей и учебных дисциплин общего образования.

Освоение содержания образовательной области «Духовно-нравственная культура» должно распределяться равномерно по возрастным ступеням школы. Этим достигается непрерывное нравственное образование и воспитание школьников.

В целях систематического духовно-нравственного образования и воспитания в начальной школе (I–IV классы) и в основной школе (V–IX классы) для курсов образовательной области «Духовно-нравственная культура» рекомендуется ежегодно выделять по 34 учебных часа (1 час в неделю). Таким образом, в начальной школе на изучение духовно-нравственной культуры отводится всего 136 учебных часов, а на 5 лет средней школы — 170 учебных часов.

В старших классах (X–XI) учебные курсы образовательной области «Духовно-нравственная культура» могут проводиться по 34 или по 68 учебных часов (1 или 2 часа в неделю).

Освоение содержания образовательной области «Духовно-нравственная культура» осуществляется через систематическое еженедельное обучение в виде следующих трех основных курсов:

I ступень (начальная школа: I–IV классы) — курс «Родная культура».
Это вводная часть духовно-нравственного просвещения детей.

Четырехлетний курс «Родная культура» знакомит обучающихся с такими важнейшими духовно-нравственными понятиями, как «Родина», «Отечество», «родная земля», «родная страна», «родной край», «родная речь», «родной язык», «родная литература», «народ», «столица нашей Родины», а также знакомит с гимном, гербом и другими государственными символами, с выдающимися памятниками воинской славы России, знаменитыми памятниками религиозного искусства, со святынями Земли Русской. С первого года обучения школьник, например, должен понимать смысл слов Государственного Гимна России — «хранимая Богом родная земля», а также слов «святой», «священный».

Воспитательное значение курса «Родная культура» достигается не просто знакомством с указанными словами, понятиями и памятниками родной культуры, а формированием отношения к ним как к родным словам, понятиям и святыням. Здесь у обучающихся складываются твердые представления о нравственности, о добре и зле, правде и лжи, о верности, честности, справедливости, подвиге, жертвенности и другие важнейшие духовно-нравственные нормы и представления. При таком освоении основ духовно-нравственной культуры у учащихся формируется и личный нравственный опыт, то есть отрицательное отношение к скверным словам, к культу насилия и жестокости, нарушениям нравственных норм.

Выдающиеся произведения родной литературы и культуры, проникнутые идеями добра, красоты, справедливости, помогают привить учащимся любовь к родителям, к Родине, к родной речи, родной природе, к добрым делам. Обращение к календарю помогает использовать великие церковные праздники (Пасха, Рождество Христово), государственно-церковные (День славянской письменности и культуры) и памятные государственные даты (Дни великих Побед) для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей. Тем самым закладываются основы духовно-нравственного воспитания школьника.

II ступень (основная школа: V–IX класс) — курс «Духовно-нравственная культура России», являющийся основной частью духовно-нравственного просвещения учащихся средней школы.

Содержание курса ориентируется на закрепление базовых понятий нравственности, полученных на первой ступени освоения духовно-нравственной культуры (в начальной школе) — но уже с привлечением более широкого круга источников, памятников, исследований, отражающих высоту, красоту, святость и другие достоинства родной культуры.

На этой ступени учащиеся знакомятся:

– с истоками славянской письменности и культуры, просветительной деятельностью святых братьев Кирилла и Мефодия, заложивших основы величественного здания славянской культуры; знакомятся с сокровищами древнерусской литературы;

– с воинской славой России (Дни великих Побед в Российском историческом календаре);

– с духовно-нравственными основами милосердия и социально-благотворительной деятельности как важнейшей частью духовно-нравственной культуры России;

– с духовно-нравственными основами семьи;

– с проблемой соотношения прав и достоинства человека.

Соприкосновение (в процессе обучения-воспитания) с лучшими памятниками культуры России (летописи, храмы, иконы, хоровое искусство, искусство колокольного звона, прикладное искусство), с творцами и хранителями отечественной культуры, с выдающимися исследованиями по духовно-нравственной культуре России, с духовными основами милосердия — все это имеет чрезвычайно важное значение для формирования целостного мировосприятия школьника, для созидания нравственного уклада его жизни, для правильной мотивации его обучения и формирования его как свободного и ответственного гражданина России.

На этой ступени обучения (V–IX классы) учащиеся закрепляют ранее полученные нравственные знания и навыки через личное участие в добрых делах и начинаниях, в благотворительных акциях, через помощь социальным работникам, то есть приобретают личный нравственный опыт. Практические навыки социальной работы и благотворительной деятельности лучше всего помогают закрепить и усвоить духовно-нравственные основы культуры поведения, дисциплины, этики, трудолюбия, почтения к родителям и старшим, уважительного отношения к другим людям.

На этой же ступени освоения духовно-нравственной культуры удобно устанавливать межпредметные связи, и тогда курс «Духовно-нравственная культура» будет служить более основательному изучению других учебных дисциплин гуманитарного и естественнонаучного циклов.

III ступень (полная школа: X–XI классы) — курс «Духовно-нравственная культура и мировоззрение». Этот курс призван содействовать формированию нравственных основ мировоззрения как важнейших необходимейших условий для духовно-нравственной культуры личности и общества.

На этой ступени освоения духовно-нравственной культуры происходит знакомство с различными взглядами на картину мира, на картину природы, на взаимоотношения науки, философии и религии, на взаимосвязь прав и достоинства человека.

Изучение логико-философских и мировоззренческих основ морали и этики является завершением цикла учебных курсов, реализуемых в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура».

1.4. Основные содержательные линии образовательной
области «Духовно-нравственная культура»

Изучение духовно-нравственной культуры реализуется в следующих взаимосвязанных содержательных линиях:

1. Духовный мир человека и духовная сфера жизни общества

Основные термины, понятия и категории, касающиеся духовной жизни человека и общества; духовное развитие, духовная сфера, духовная жизнь, духовно-нравственная культура; личное и общественное, соотношения духовной и материальной составляющих в личной и общественной жизни.

2. Истоки и основы нравственности

Совесть, нрав, нравственный долг, нравственные нормы (нравственные предписания, ограничения, заветы); добро и зло, правда и ложь, свобода и ответственность человека, смысл жизни; религиозные заповеди (святость и грех), взаимосвязь духовности и нравственности; духовно-нравственная культура гражданина, общества, государства.

3. Нравственные идеалы в отечественной истории и культуре

Влияние Крещения Руси на общественную нравственность; духовное просвещение и общественная жизнь Древней Руси, подвижничество, жертвенность и святость как нравственные идеалы русской истории, литературы и художественной культуры; духовно-нравственное и культурно-историческое наследие России; современные проблемы и возрождение духовно-нравственной культуры России; духовно-нравственная культура России в мировой культуре.

4. Память о народном и воинском подвиге в российской истории и культуре

Дни великих Побед в российском историческом календаре (Дни воинской славы), защитники-герои России, знаменитые памятники великих Побед (монументы, храмы, часовни, обелиски); военно-патриотические традиции, чествование ветеранов войны; великие Победы России в литературных произведениях, музыке, изобразительном искусстве и киноискусстве.

5. Традиции благотворительности и социального служения в России

Благотворительность и милосердие как неотъемлемые черты развивающегося социума; милосердие и сострадание как основание для благотворительной деятельности и социальной работы; духовно-нравственная мотивация благотворительности, социальная значимость благотворительности; традиции благотворительной деятельности сестричеств милосердия в России; забота о ближнем как средство духовно-нравственного совершенствования личности. Духовно-нравственная мотивация трудовой деятельности и моральная мотивация конкуренции и предпринимательства.

6. Семья в российской культурно-исторической традиции

Духовно-нравственные основы семьи и семейной морали; связь между поколениями, нравственные понятия об отношениях между членами семьи, этика семейных отношений, традиционные семейные ценности в российской истории и культуре, святость семейных отношений, святость деторождения, семейные идеалы в русской литературе и культуре; современный кризис института семьи, необходимость возрождения и укрепления российских семейных традиций.

7. Нравственность и экология природы и культуры

«Покорение природы» человеком и обострение экологических проблем в современном мире. Понятие «экология культуры». Глобальный характер экологических и социальных проблем и духовно-нравственные основания для их преодоления в России и в мире.

8. Взаимоотношения науки, философии и религии

Ценностные ориентации мировоззрения. Наука (естествознание) и философия. Наука (естествознание) и религия. Философия и религия. Картина мира и картина природы. Мировоззренческие узлы (космогония, зоогенез и антропогенез) и ответы науки (естествознания), философии и религии на вопросы: откуда мир? откуда жизнь? откуда человек? Свобода выбора религиозных верований и свобода совести. Лженаука и псевдорелигиозные движения. Значение религиозной веры и мировоззрения в духовно-нравственной жизни человека и духовно-нравственной культуре общества.

9. Права человека и достоинство человека

Взаимосвязь нравственных и правовых норм; моральные требования к поведению человека в межнациональных и межрелигиозных отношениях: толерантность и благожелательность; любовь к родителям, к Родине, к родному народу, родной культуре и почтительное отношение к памяти предков как основание гражданской консолидации. Традиционное общество и субкультуры в современном мире. Политика и мораль. Патриотизм и нравственные аспекты международных отношений.

2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В ходе освоения основных образовательных программ образовательной области «Духовно-нравственная культура» у оканчивающих среднюю (полную) школу должны быть сформированы следующие компетенции:

2.1. Духовно-нравственные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:

– имеет устойчивые представления о духовности и нравственности в рамках понятий добро — зло, свобода — ответственность, самопожертвование— эгоизм, совесть и долг, правда и ложь;

– с точки зрения указанных понятий умеет давать нравственную оценку поступкам и делам;

– умеет соотносить права человека и достоинство личности.

2.2. Социально-личностные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:

– дорожит духовно-нравственным и культурно-историческим наследием России;

– умеет ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных и религиозных социальных групп;

– обладает навыками межкультурной коммуникации;

– способен занимать активную нравственную позицию в социально-конфликтных ситуациях и содействовать их разрешению;

– умеет ориентироваться в ситуациях, когда нужна срочная помощь человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в социальной помощи и защите;

– владеет нормами и навыками здорового образа жизни;

– стремится к духовно-нравственному совершенствованию.

2.3. Культурные компетенции оканчивающего среднюю (полную) школу:

– знает достопамятные события отечественной истории, выдающиеся памятники литературы и художественной культуры;

– знает имена величайших просветителей, государственных деятелей, героев, великих поэтов, писателей, музыкантов, художников и педагогов России, а также умеет оценить их вклад в развитие российской истории и культуры;

– умеет раскрыть особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Изучение и освоение духовно-нравственной культуры требует аксиологического подхода, способного сформировать у обучающихся ценностное отношение к ключевым категориям отечественной культуры и современным проблемам общественной жизни, а значит, помогающего определить и собственную систему духовно-нравственных ценностей.

Аксиологический подход при преподавании духовно-нравственной культуры реализуется в соответствии с принципом культуросообразности — сообразности отечественной культуре российского школьника. Это, в свою очередь, способствует реализации культурологической функции образования — передаче, воспроизведению культурного опыта предыдущих поколений, обеспечению культурной преемственности и интеграции личности учащегося в пространстве национальной культуры.

Критерием соблюдения принципа культуросообразности при изучении духовно-нравственной культуры России является использование в качестве объекта изучения памятников отечественной литературы и культуры с ярко выраженным духовно-нравственным содержанием. Комплекс таких памятников отечественной литературы и культуры в значительной степени определяет тематический план учебных программ по духовно-нравственной культуре.

На третьей ступени школьного обучения (в курсе «Духовно-нравственная культура и мировоззрение») широко привлекаются данные общего характера по истории религий, истории философии, истории мировой культуры.

Основные образовательные программы должны обеспечивать формирование знаний и компетенций по следующим разделам:

Начальная школа — курс «Родная культура».

Основная школа — курс «Духовно-нравственная культура России».

5 класс — «Истоки славянской письменности».

7 класс — «Духовно-нравственные основы милосердия».

8 класс — «Духовно-нравственные основы семьи».

9 класс — «Права и достоинство человека».

Полная средняя школа — курс «Духовно-нравственная культура и мировоззрение».

10 класс: «Духовно-нравственные темы в русской литературе и художественной культуре».

11 класс: «Наука, философия и религия».

4. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Учебно-методическое обеспечение: наличие учебных программ, учебных пособий, учебников, хрестоматий, рабочих тетрадей, комплектов проверочных заданий и тестов, наглядных материалов, учебных фильмов.

Сотрудничество школы с комплексными центрами социальной помощи населению и государственными медицинскими учреждениями с целью практического участия в социально-благотворительной работе и в волонтерском движении.

Сотрудничество школы с музеями, библиотеками, другими учреждениями культуры.

Кадровое обеспечение: учитель, прошедший курс повышения квалификации по духовно-нравственной культуре.

Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского является одним из участников эксперимента по реализации в 2006/2007 учебном году инновационных программ в рамках регионального (национального) компонента по изучению истории и культуры религии (православия) в системе образования.

В 2005 году гимназия вошла в десятку победителей Всероссийского конкурса «Лучшие школы России — 2005», а в 2006 году – в число победителей конкурса, проводимого в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

[2] Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры» (преамбула Федерального Закона).

[3] Этот раздел курса «Родная культура» построен по подобию книги великого русского педагога «Родное слово».

[4] Данный раздел курса «Родная культура» включает в себя краеведческий материал и формируется образовательным учреждением с учетом пройденного материала в первом классе.

[5] Раздел «Азбука нравственности» содержит занимательно выстроенный свод житейских правил (с примерами из родной истории и литературы), характерных для духовно-нравственной культуры России. Здесь же дети осваивают ряд мудрых пословиц и поговорок.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется духовно нравственная культура, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется духовно нравственная культура", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как пишется духовно нравственная культура:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *