Урок русского языка «Текст. Заголовок текста» 2 класс
Конспект урока по русскому языку «Текст. Озаглавливание текста».
Формировать УУД: интерес к письму; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» (Личностные результаты); умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его ( Регулятивные УУД);
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать группе. ( Коммуникативные УУД);
умение вычитывать все виды текстовой информации ( Познавательные УУД).
Заглавие, главная мысль, тема текста, текст.
Текст. Заголовок текста
Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:
1. На день рождения мне подарили щенка. Оля мечтает стать учительницей. Наступила золотая осень.
2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.
В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.
Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.
Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:
1. И все цыплята залезли к ней под крыло.
2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.
3. Вдруг пошел сильный дождь.
4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.
Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло.
Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.
На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше.
Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).
Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.
В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.
Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.
Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.
Рассмотрим, что такое заголовок текста и как озаглавить текст.
Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.
Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг.
Тема: мальчик и собака
Основная мысль: собака – настоящий друг.
Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).
В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.
Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.
Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.
Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.
Составим текст, используя только опорные слова:
весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.
Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись.
Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.
Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.
На льдине
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Озаглавим каждый абзац:
Таким образом, у нас получился план текста.
Памятка по работе с текстом
1. Прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите главную мысль текста.
4. Озаглавьте текст.
5. Разбейте текст на части.
6. Озаглавьте каждую часть.
7. Составьте план текста.
8. Определите опорные слова.
9. Перескажите текст.
10. Запишите текст по памяти.
С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Конспект урока 2 класс «Заголовок текста»
Конспект урока по теме « Заголовок текста. Подбор заголовков к придуманным текстам »
Русский язык, 2 класс
Дата проведения: 30.01.2015
Цель: развитие умения предугадывать содержание текста на основе его заглавия; развитие чувства языка.
Образовательные технологии : проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, групповая работа; здоровьесберегающие
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Ι. Актуализация знаний.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
– О чём был текст в домашнем задании?
– Что вам показалось особенно интересным, необычным? (Утка любуется собой.)
– Вспомните признаки текста. (Несколько предложений, связаны по смыслу, в строгой последовательности.)
а) мягкие согласные [с’] ;
3. Словарно-орфографическая работа.
Знакомство с новым словарным словом: праздник .
Составление предложения со словом праздник.
II . Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
Работа в группах (3–4 группы).
Игра-конкурс. Детям раздаются карточки с картинками.
– Придумайте историю, которая бы называлась «Когда у меня жил попугай».
– Было ли в ваших рассказах-историях что-то похожее? (Да, везде был великан, он был красивый, пестрый попугай.)
– А почему вы не рассказывали о ком-то другом? Что определило содержание ваших рассказов? (Название.)
– Сформулируйте тему урока и сравните её с записью на доске.
Учитель открывает запись «Заголовок текста».
– Как вы думаете, зачем нужно заглавие к тексту?
– Составим план урока.
Соответствие названия и содержания текста.
3. Озаглавливание текстов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Беседа по вопросам :
– Что идёт в начале: текст или заглавие? Почему?
– Приведите примеры заглавий текстов, известных вам. («Буренушка», «Тары-бары») Для чего они были нужны? (По заглавию можно сказать, о чём будет текст.)
– Попробуйте определить, о чём будет говориться в этих текстах.
Учитель читает заголовки текстов из разных детских журналов «Миша», «Мурзилка» («Старый конь»; «Лесные шорохи»; «Весёлые путешественники»; «Пожар»; «Скатерть-самобранка»; «Костёр и муравьи».)
Обсуждаются предположения детей.
– Сделайте вывод: для чего нужен заголовок перед текстом? (Заголовок помогает понять, о чём или о ком будет текст.)
Итак, делаем вывод: «Заголовок сообщает, о чём будет текст (тему текста)».
ΙΙ I . Развитие умений – применение знания.
Работа по учебнику.
Урок 82 упр. 1 – развивается умение определять содержания по названию. Выполняется устно.
Просим детей озаглавить текст.
Упр. 2 – развивается умение устанавливать соответствие названия и содержания текста.
Переходим к рубрике «Тайны языка».
Проводится лексическая работа (слово дру жить ) и звуко-буквенный анализ этого слова.
Один человек делает звуко-буквенный анализ на доске.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе правильно написать звуковой состав?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты написал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Обратная работа: к тексту подобрать заглавие.
– Как вы думаете, а подобрать заглавие к тексту – это трудная или более лёгкая задача?
3. Дополнительный материал к уроку: Подберите собственные заголовки к тексту. (Ответы записываются на доске).
– Задайте вопрос по теме урока «Роль заглавия в тексте». (Зачем нужно заглавие к тексту?)
– Ответьте на этот вопрос. (Понять, о чём будет текст.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-803647
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по русскому языку на тему «Заголовок текста» (2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка 2 класс
Шестое февраля Классная работа
Работа по учебнику Стр. 12-14
Признаки текста 1. Предложения в тексте связаны по смыслу. Они все на одну тему.
Прочитайте текст. Чего в нем не хватает? У Алеши живет щенок его зовут Дружок шерсть у Дружка рыжая хвост крючком Алеша и щенок часто играют вместе они большие друзья. Друзья. Дружок. Верные друзья. Е Ш Х О
Признаки текста 1. Предложения в тексте связаны по смыслу. Они все на одну тему. 2. К тексту можно подобрать заголовок. 3. Все предложения в тексте имеют границы.
Домашнее задание Тетрадь стр. 4 упр. 4
Рефлексия Что вы узнали на сегодняшнем уроке? За что вы похвалили бы себя?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-216564
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Текст.Заголовок текста.
Урок начинается с психологического настроя. Из словарных слов выводится тема урока. Далее дети сами выводят правило.
Просмотр содержимого документа
«Текст.Заголовок текста.»
Русский язык. 2 класс
Тема: Текст. Заглавие текста
Научиться правильно подбирать заголовок к тексту, определять признаки текста
Развивать умение отличать текст от предложений, научить работать с текстом.
4. Развивать речь и логическое мышление обучающихся при восстановлении последовательности предложений в тексте.
Если у вас хорошее настроение похлопайте в ладоши.
Если у вас есть собака или кошка, а может другие животные – погладьте себя по голове.
Если хотите получить удовольствие от урока и пожелайте удачи на уроке – пожмите друг другу руки. Почувствуйте тепло другого человека.
Что мы изучали на прошлом уроке? (словосочетание)
Что такое словосочетание?
Что вы ещё знаете о словосочетании?
Придумайте своё словосочетание. Например: пошли в рощу весёлый клоун
А теперь Работа в группе
На карточке надо выполнить задание определить главное и зависимое слово.
Ваша задача правильно определить главное и зависимое слово. (карточка)
3. Словарная работа.
Запишите число, классная работа и мин. чистописания
Словарь: тетрадь, жеребёнок, декабрь, класс, ездить.
Какое слово лишнее? Ездить Почему?
А среди сущ.какое слово лишнее?
Придумайте предложение со словом тетрадь.
А теперь в первом слове обведите первую букву и т.д.
Прочтите, какое слово у вас получилось? Текст. Почему я выбрала это слово? Тема урока
Какие задачи перед собой поставим?
1. Научиться отличать текст от набора предложений, правильно подбирать заголовок к тексту.
2. Учиться составлять и восстанавливать текст.
Послушаёте, что я прочитаю
Земля родная – колыбель золотая. Маша пришла в школу. Архар – горный баран.
И теперь послушайте.
Рысь- крупная кошка. У неё короткое туловище на высоких и сильных ногах. Рысь очень осторожна. В пределах Казахстана – исчезающий зверь.
Что я читала сначала? А потом?
Так кто знает, что такое текст?
Хорошо. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу общей темой и основной мыслью.
Как вы думаете о ком или о чём текст? О рыси
Если мы сегодня будем говорить весь урок о тексте, значит у нас на уроке Что это (тема)
А если в тексте говорится о рыси, значит, тема текста? рысь
Кто скажет, что такое тема текста? Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
Как вы думаете, а тему текста можно выразить в заглавие? Да. Тему текста можно выразить в заглавие.
Так как можно озаглавить наш текст о рыси? Рысь
Определите текст и озаглавьте его.
1. В зоопарке. Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.
Грибы. Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашёл под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята весёлые и довольные вернулись домой.
Котёнок. Дети нашли во дворе маленького котёнка. Он залез на дерево и не мог спуститься на землю. Дети принесли лестницу и сняли котёнка. Потом они взяли его в дом, напоили молочком, накормили котлетой. Теперь котёнка зовут Кешей. Он будет жить в доме. А осенью Кеша поедет в город. Он скоро привыкнет жить в городской квартире.
Снег. С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.
Весна. Прошла зима. Стало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинах. Вот и последний снег растаял. Зацвели цветы на лугах. Прилетели птицы. Печальная сидит Снегурочка. Ей бы тень да холодок. Она всё время прячется от солнышка.
Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы.
Работа по учебнику.
Спишите текст сам-но
Итог урока.
Текст можно что сделать.. озаглавить
Что такое тема текста?
— Поставьте на полях тетради цифру, соответствующую вашему настроению: