Способы конспектирования
Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации.
Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь.
Что такое конспект?
Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников.
Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования.
Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?
Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.
Виды конспектов
Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:
Методы конспектирования
Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:
Метод Корнелла
Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.
Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.
Схематический метод
Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.
Метод таблиц
Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант.
Метод интеллект-карт
Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей.
Метод предложений
Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.
Метод индексов
Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.
Метод течения
Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.
Метод боксов
Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.
Метод нумерации
Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация.
Главные ошибки при составлении конспекта
Как красиво оформить конспект: основные техники
Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.
Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.
Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.
Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.
Полезные советы вне конкретных методов
Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:
6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов
В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме.
Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.
Прогрессивное конспектирование: практическая техника создания доступных заметок. Контроль внимания. Второй мозг. Поток
Часть 1: Прогрессивное конспектирование: практическая техника создания доступных заметок. Контроль внимания. Второй мозг. Поток
Современные цифровые технологии позволяют легко «захватывать» информацию из любых источников. Сделать фото, пару заметок, скан документа: получение данных их внешнего мира в цифровой стало тривиальным.
А ещё проще, когда данные уже есть в цифровом виде, тогда мы просто переносим их из одного места в другое.
Однако же есть сложность, но не в том, чтобы перекладывать с места на место, а в том, чтобы переносить материалы сквозь время.
Мы прочитали книгу, проинвестировав часы ментальных усилий для понимания идей внутри, мы чувствуем триумф от получения нового полезного знания.
Мы могли бы попробовать применить эти рекомендации из книги, чтобы понять, что всё на самом деле не так уж и просто. Можем попробовать по новому питаться, тренироваться, общаться или работать, веря в силу привычек, но затем повседневные требования жизни возвращаются, а мы забываем что нас так мотивировало.
Начиная с этого момента люди выбирают разные подходы. Они
либо говорят, что эти книги по саморазвитию и самопомощи просто пустая трата времени
либо думают, что проблема в запоминании и тратят усилия на всякие техники запоминания
либо превращаются в книжных «маньяков», пытаясь читать ещё больше и больше в надежде, что что-то да останется в памяти.
Хочу предложить альтернативу всем вышеперечисленным способам: то, что мы читаем хорошо, полезно и очень важно, но мы читаем это не в то время.
Вы читаете про техники тайм менеджмента сейчас, а пригодится вам это только через два года, когда вы станете менеджером и правильно обращаться со временем станет просто необходимо.
Вы смотрите про онлайн маркетинг на ютубе, но эти знания пригодятся вам только через девять месяцев, когда ваш новый онлайн курс пойдёт в продажу.
Задача не в приобретении знаний. В нашу цифровую эпоху мы можем получить почти любые знания почти в любое время.
Задача в том, чтобы знать какие знания стоят приобретения, а затем построить систему, которая будет сохранять их во времени до момента, когда они будут наиболее применимы и полезны.
В момент, когда мы применяем знание на практике мы не думаем о запоминании и полном понимании, мы просто применяем, а проблемы в понимании раскрываются сами собой. К тому моменту, как практическая задача будет решена, теоретическое знание материала превратится в практическое опытное знание. Это практическое знание будет с нами навсегда.
Это работа для «второго мозга» — внешнего цифрового репозитория для вещей, которые мы изучаем и их источников. Это хранилище и система поиска для единиц знания, упакованных в цифровой вид, в «пачки», и готовых в любой момент в будущем быть отсмотренными, примененными или удаленными.
В серии статей про P.A.R.A. метод я описал универсальную систему организации любого вида цифровой информации из любого источника.
P.A.R.A (по первым буквам четырех главных категорий, папок Project, Area, Resources, Archive) — это «достаточно хороший» метод организации цифровой информации, сфокусированный на поддержку заметок согласно их применимости в моменте (что очень быстро можно определить), нежели согласно их содержанию (что объемно и зависит от контекста).
Помещая заметки в папку Project мы планируем их на осмотр в ближайшее время
Заметки в папке Area осматриваются реже, всякий раз, когда осматривается сама область (типа здоровье, работа, финансы)
Заметки в папке Resources ждут осмотра когда и если вы возьмётесь за конкретную тему, которой эта заметка принадлежит
Заметки в архиве — это «холодное хранилище» без планов на осмотр, но доступные в любое время если надо
Это почти как картотека, только вместо строгих осмотров записей по календарю (ежедневно, ежемесячно, ежегодно), записи отсматриваются при некоторых условиях: когда что-то произошло, нечто появилось или нужно что-то сделать и т.д.
Планирование в формате условий предоставляет все плюсы планирования и анализа, но не привязывается к строгой рутине. Мы получаем способность ускоряться, используя наш репозиторий собранных заметок как ракетное топливо. Однако решение ускоряться или нет, а что ещё более критично, в какую сторону, мы оставляем на бущушее, когда мы станем старше и мудрее.
P.A.R.A. отвечает за организацию хранения: всё в отдельных заметках, отсортированных по четырем категориям в зависимости от применимости.
Но вот более фундаментальный вопрос: как эти единицы знания создаются? Как сделать так, чтобы они были доступными и в то же время практичными в будущем? Как можно запаковать знания сейчас для проектов в будушем, если мы понятия не имеем что за проекты в будущем вообще будут?
Это работа для Прогрессивного конспектирования.
Первичность заметки в управлении знаниями
Есть два главных подхода к организации программ для заметок (на самом деле не только заметок, но и вообще разного рода информации, но в нашем случае мы пока говорим только про заметки):
Подход с первичностью тегов предлагает отказаться от явной иерархии для заметок. Они просто лежат в одной куче, постоянно меняясь и связываясь между собой тегами, образуя типа виртуальные матрицы взаимосвязей. От того, что на каждую заметку можно навесить много тегов получается так, что до одной заметки можно дойти разными путями. В таком подходе разделение заметок по тематическим папкам считается ограничивающим.
Хотя теги имеют свое применение, я не верю, что они работают как основная организационная система. По моему опыту, полагаться на маркировку тегами слишком хрупко и требует слишком большого ухода. Нужно слишком равномерно распределять внимание по всем заметкам, независимо от того, действительно ли они ценны. Виртуальные матрицы звучит круто и футуристично, но наш разум не создан для работы с такими абстрактными понятиями — мы понимаем размещение одной вещи в одном месте интуитивно и автоматически.
Второй признанный вариант организации заметок это подход с первичностью каталога. Это в общем смысле повторяет то, как мы организовываем вещи из реального мира в цифровом мире, раскладывая файлы по разным папкам.
Этот подход получше, потому что как минимум он ничего особо не навязывает. P.A.R.A. сама по себе система с первичностью каталогов.
Но если оставить всё так, то это будет по прежнему прискорбно для креативной составляющей подхода. Тематические папки подавляют интуитивность и случайность, что является сердцем креативности
Предлагаю вырваться из такого безвыходного положения через подход с первичностью заметки.
Главным фактором сделаем проектирование каждой заметки, а не теги и тематические каталоги. Так мы приобретем много преимуществ:
Подход хорошо работает с любой системой организации и не зависит от неё (в том числе с теговой и каталоговой системами)
Любая работа прибавляет заметкам ценности, потому что мы почти всё время вовлечены в конент самой заметки
Заметки в такой системе легче переживают миграцию на другие девайсы, в другие хранилища и программы потому что контент заметки гораздо проще сохранить, нежели какую-нибо всеобъемлющую структуру
Подход вырабатывает навыки, такие как ёмкость коммуникации, нахождение основополагающей идеи, образность мышления, которые по своей сути очень значимы и переносимы на другие виды деятельности
Такой способ ведения делает заметки более читабельными и полезными для других людей (в отличии от того, если бы у нас была какая-то своя внутренняя папочная структура), что способствовало бы сотрудничеству и совместному использованию.
С подходом, где первичен дизайн самой заметки, они станут индивидуальными атомами, каждый со своими уникальными свойствами, но готовыми собраться в элементы, молекулы и смеси, нечто более могущественное.
Проектирование доступных заметок
Первичность заметки в управлении знаниями предполагает проектирование, в классическом смысле, продукта для требовательного пользователя — для будущего себя.
Будущий вы не будет убежден, что заметки, оставленные вами в прошлом, вообще имеют хоть какое-то значение. Будущий вы нетерпелив и скептичен, требует доказательств, что чтение заметки не будет пустой тратой времени. Нужно «продать» идею, что осмотреть заметку имеет смысл, пройдя все этапы, которые знает каждый продавец: привлечь внимание, внушить интерес, установить доверие, разжечь желание и убедить предпринять действие прямо СЕЙЧАС.
Если не звучат устрашающе, то нам нужно делать это для каждой из заметок и вообще без траты лишнего времени. У вас ведь его и так нет, правда же?
Начнем с базового: любой дизайн – это баланс приоритетов. Мы хотим для телефонов долгую работу без подзарядки, но не хотим носить в кармане тяжеленный кирпич. В случае с заметками баланс происходит между доступностью и понятностью.
Доступными заметки делают их малый размер, простота и легкость в усвоении. Достигается это через сжатие: создание плотных конспектов, без лишних слов.
Однако мы хотим оставить заметки понятными. Это достигается через включение всего контекста: детали, примеры, цитируемые источники, чтобы ничего не было упущено.
Это сложный компромис, потому что мы не можем сжимать без потери контекста.
Нельзя законспектировать статью без пропуска некоторых моментов, Нельзя сделать нарезку видео, не убрав большую часть материала, нельзя за 18 минут на TED Talk рассказать про все свои идеи.
Выбирая что оставить, мы неизбежно выбираем что выбросить.
Сжатие против контекста
Присутствует естественное напряжение между этими двумя, сжатием и контекстом.
Чтобы что-то передать словами, мы должны это сжать, как передача всего жизненного опыта в мудром изречении. Но сжимая, мы теряем много контекста, которые делает эту мудрость значимой.
Глянем пару примеров.
Если сжимать слишком сильно, в том смысле, что делать конспект очень поверхностным, то мы теряем много контекста и вся запись теряет смысл. В примере выше информация очень доступная, можно понять смысл только взгянув.
Однако спустя год мы можем совершенно не понять что имелось ввиду и почему почему это показалось важным. Слишком сжато.
Можно уйти в другую крайность. Если делать заметки слишком подробными, понятными, включать все малейшие детали, то мы потеряем доступность при чтении.
Пример вверху — это записи про ведение задач в Jira. Тут много контекста, что делает эту заметку очень понятной, но она вообще потеряла доступность. Нужно приложить много ментальных усилий чтобы читать это и и держать и держать в голове достаточно контекста, чтобы понимать что важно, а что нет. Главные моменты и ключевые идеи запрятаны где-то среди этого шума.
Соблюдение баланса не так уж тривиально. Будущий вы, который будет искать решение своей проблемы, завидев скатерть из сомнительного текста едва ли будет уверен, что чтение того стоит, и пройдет мимо, а значит вся работа по конспектированию идёт в мусор. Это не окупилось тогда и не окупится в будущем.
Да, мы упаковали знание в конспект, но не так, чтобы он мог пережить это путешествие во времени.
Оппортунистическое сжатие
(современной экономической теории под оппортунизмом понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путём» — прим. перев.)
Я заметил, что многие люди просто соглашаются с тем, что важнее контекст. Да, мы знаем как делать исчерпывающие заметки по книге, презентации или статье.
Прогрессивное конспектирование же использует метод оппортунистического сжатия — конспектируем и сжимаем информацию небольшими порциями в ходе какой-то другой основной работы, и делаем ровно так много или так мало, как эта информация этого заслуживает.
«Как сделать то, что я потребляю сейчас легкодоступным для будущего себя?»
На этот вопрос нет простого ответа, ведь вы не знаете что помнит будущий вы, в чем заинтересован или над чем работает. Приходится конспектировать без знания для чего это в конечном итоге будет использовано. Делать такое в общем случае, конечно, гораздо более сложная задача, нежели в случае конкретном и специфичном.
Прогрессивное конспектирование работает на «слоях» конспектов. Нулевой слой — это оригинальный полноценный текст.
Первый слой — это то, что попадает в систему для заметок. Нет какого-то конкретного критерия что оставить из оригинального текста. В основном это просто выписывание всего, что выглядит содержательным, интересным или полезным.
Так можно работать с любым типом медиа, но здесь мы остановимся на текстовом формате.
Первый слой — это отправная точка прогресивного конспектирования. Данные на этом слое будут фундаментом.
Второй слой — это первый этап настоящего конспектирования, на котором мы выделяем жирным лучшие части из того, что попало на первый слой. Опять таки, нет конкретных критериев. Обращаем внимание на ключевые слова, на ключевые фразы и предложения которые по ощущениям представляют главную мысль и идею.
Для третьего слоя мы переключаемся на акцентирование областей среди уже выделенных жирным каким-нибудь цветом. Ищем лучших из лучших, выделяем то, что по истине уникально и значимо. И опять таки, я добавляю третий слой только когда приходится просматривать заметку опять между делом.
Четвертый слой существует для небольшого количества самых содержательных заметок, где из второго и третьего слоёв выводятся основные положения с добавлением своих собственных формулировок. Такие миниконспекты можно записывать прямо сверху всей заметки, чтобы можно было быстро понять главную мысль.
Слои сохраняются в контексте, что дает вам свободу не упоминать некоторые вещи и не беспокоиться о том, что мы их потеряем. Мы можем ошибаться в выборе важного, что повышает риск заметки превратиться в мусор, однако с помощью такой защитной сети из сохраненных заметок мы можем решительно отправляться в смелые интеллектуальные экспедиции.
В заключение к схеме, для очень небольшого числа источников, которые настолько потрясающие и захватывающие, что их хочется прямо сейчас внедрить в работу и образ мышления, то можно добавить пятый слой: ремикс. Когда мы уже расписали все четыре слоя со всех сторон, мы добавляем собственные личные взгляды и креатив, превращая заметку в нечто новое.
Это может быть, например, пост в блоге с собственной интерпретацией, критикой или расширением авторской аргументации.
Однако всё это не должно быть тяжким и отнимающим время. Это должно быть…(экхм) увлекательно! Зарисовки, создание слайдов, запись коротких видео на телефон и шаринг в социальный сети — это всё формы глубокого погружения в информацию.
Как конспектировать правильно
Умение быстро и правильно писать конспекты очень важно, ведь его можно считать одним из самых важных навыков для достижения успеха в учебе и даже в работе. Но, к сожалению, в школах и институтах нас практически не учат искусству конспектирования, поэтому осваивать его приходится самостоятельно. Сегодня мы расскажем вам о важных правилах составления конспектов, а также познакомим с несколькими интересными способами конспектирования, которые используют многие успешные люди.
Для чего нужны конспекты
Прежде чем говорить о том, как конспектировать правильно, напомним, что конспект является сжатым содержанием какой-либо темы, оформленным в письменном виде. С помощью конспекта можно быстро освежить и закрепить в памяти важную информацию.
Первые конспекты мы начинаем составлять еще в школе (кстати, у нас есть статья «Как составить конспект по истории»). Затем конспектируем лекции в институте. И если мы делаем это грамотно, то даже небольшая тетрадка может стать достойной заменой толстому учебнику и поможет подготовиться к зачету или экзамену.
Уже во взрослой жизни, когда начинаем работать, мы тоже часто сталкиваемся с необходимостью конспектирования. Может потребоваться конспектирование научного текста, книги, семинара, текста выступающего на совещании или чего-то еще.
Все это говорит о том, что нельзя недооценивать пользу навыка конспектирования. Он способствует более быстрой и легкой фиксации информации, а также последующему ее восстановлению и закреплению в памяти. Отсюда существенная экономия времени и сил, интеллектуальных ресурсов и психической энергии.
Умея правильно делать конспекты, вы сможете серьезно повысить свои шансы на успех в учебе и достижение целей в профессиональной, творческой и даже личной жизни. В доказательство этому приведем несколько тезисов о пользе конспектов.
При этом к ним можно обратиться даже по прошествии нескольких лет, когда потребуется вернуться к какой-то информации. Некоторые люди даже хранят конспекты не как источник ценных сведений, а как память.
Кстати, если вы считаете, что вести конспекты традиционным способом (с помощью ручки и бумаги) стало неактуально, и для этого гораздо удобнее использовать компьютер, рекомендуем посмотреть это небольшое видео на данную тему.
Базовые правила конспектирования
Для начала скажем о самом простом. Во-первых, любой конспект должен быть ориентирован только на главные мысли, отражая при этом суть темы. Во-вторых, если вы решили писать конспект от руки, то у вас обязательно должны быть при себе тетрадь и комплект разноцветных ручек (не будет лишним запастись и разноцветными маркерами).
В-третьих, конспектирование всегда начинается с даты и названия (если в тетради присутствует какой-то более ранний материал, от него необходимо отступать несколько строк, чтобы массивы данных не сливались). В-четвертых, самое важное и существенное желательно выделять цветом (к примеру, писать ручкой другого цвета или выделять маркером).
Теперь укажем на несколько других правил конспектирования:
Если же вы понимаете, что информация преподносится намного быстрее, чем вам удается записывать, можете использовать несколько хитростей, чтобы ускорить составление конспекта:
Со временем вы выработаете свою собственную уникальную манеру конспектирования, с помощью которой записывать самое важное будет легко и просто. Но помните, что главное в этом деле – следовать базовым правилам конспектирования и стремиться к простоте.
Теперь же, учитывая то, что конспектирование по большей части все-таки связано именно с записью лекций, мы хотим отдельно поговорить на эту тему. Но, по большому счету, использовать представленную ниже информацию можно для конспектирования чего угодно вообще.
Как грамотно конспектировать лекции
Навык быстрого конспектирования важен для школьников и студентов, а также для людей самых разных профессий: от секретарей и менеджеров до журналистов и стенографистов, в общем, для всех тех, кому приходится фиксировать большие объемы информации.
Одним из важнейших условий успешного конспектирования всегда было и остается устойчивое внимание, поэтому вам обязательно нужно развивать умение концентрироваться, сосредотачиваться и не отвлекаться.
Также важно отметить, что запись лекции никогда не должна происходить «на автомате». Отключение внимания и простая запись под диктовку, во-первых, бессмысленны, а во-вторых, могут привести к деградации мыслительного процесса. Составляя конспект, вы должны осмысливать информацию, чтобы точно отражать в своих записях суть.
Как мы и сказали, конспектирование предполагает отбрасывание всего ненужного и второстепенного. Важно не сохранить целостность, а уловить смысл и записать то, что его несет. Поэтому любые связующие текст слова и фразы нужно опускать, ведь при необходимости вы всегда сможете организовать данные самостоятельно.
Что же касается самих лекций, то нужно понимать, что не все они будут конспектироваться одинаково, потому как:
Исходя из этого, сначала вы должны понять, в какой форме будет проводиться лекция (можно даже поинтересоваться у лектора), и определить, по какой схеме работать. Лучше всего, когда преподаватель сам указывает на то, что нужно записывать. Но чаще всего приходится осмысливать и перерабатывать поступающий материал. И именно в этом случае ваше внимание должно быть сосредоточено на информации максимально.
Составить хороший конспект вам помогут следующие советы (не забывайте учитывать то, о чем мы говорили выше):
Вы можете придумать и свою систему обозначений. Здесь нет никаких рамок или условий, все зависит от вашей фантазии.
означает «-ание» или «-ение» (повед
А вот пример удачной:
В принципе, этих советов уже достаточно, чтобы делать свои конспекты максимально компактными, но в то же время информативными. И, как мы и сказали, применять их можно для конспектирования не только лекций, но и любой другой информации. Однако мы все же хотим дать несколько дополнительных рекомендаций на тему того, как конспектировать статью или художественное произведение:
Мы вовсе не просто так заговорили о ментальных картах, т.к. в последнем блоке статьи хотим рассказать вам о нескольких необычных методах конспектирования, которыми сегодня пользуется огромное количество людей по всему миру. Причем среди них можно встретить не только школьников и студентов, но и уже состоявшихся и очень успешных людей. А сами методы конспектирования помогают им в работе и способствуют достижению больших успехов в любой области жизнедеятельности.
Эффективные методы конспектирования
Разу уж мы уже завели речь о картах памяти, то и начать этот блок будет логично именно с них.
Метод ментальных карт
Метод ментальных карт, известный также как майнд-мэппинг, считается одним из самых популярных для составления конспектов по сложным темам. Он был разработан английским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном в 70-х годах ХХ века. (Сегодня, кстати, метод активно применяется при проведении брейнсторминга).
Вы берете чистый лист бумаги и размещаете посредине центральное понятие. Уже от него вы разбрасываете в разные стороны ветви или стрелки, ведущие к ключевым идеям, связанным с главной темой. Лучше всего записывать одно слово, опираясь на которое, с помощью ассоциаций вы будете извлекать из памяти касающуюся его информацию.
Для применения этого метода вам понадобятся разноцветные ручки или маркеры, т.к. ориентироваться в материале гораздо легче, выделяя определенные слова своими цветами. Но это лишь основы. Более подробно о методе ментальных карт вы можете почитать в наших статьях «Ментальные карты» и «Как использовать ментальные карты».
Метод Билла Гейтса
Метод конспектирования Билла Гейтса, как и следует полагать, был разработан самим Биллом Гейтсом – американским предпринимателем, филантропом и общественным деятелем. Во время переговоров он всегда делает пометки в блокноте или тетради, структурируя получаемую информацию.
В общих чертах метод выглядит так: вы делите лист бумаги на несколько квадратов, например, на четыре. В каждый квадрат вы в тезисной форме записываете информацию по конкретной теме. К примеру, в одном квадрате у вас могут быть даты, в другом – имена, в третьем – места или события, в четвертом – возникающие у вас вопросы и т.п.
По мнению некоторых людей, метод Билла Гейтса является несколько видоизмененным вариантом метода Корнелла. И с ним вам тоже обязательно нужно познакомиться.
Метод Корнелла
Метод Корнелла (или Корнелльский метод) разработал в середине ХХ столетия Вальтер Паук – профессор Корнелльского университета. Суть в следующем: вам нужно взять лист А4 и разметить его определенным образом.
Проведите две горизонтальные линии: одну сверху листа – для дат и заголовков, и одну снизу – для резюме по конспекту (под линией должно оставаться место для 5-6 предложений).
Посередине листа проведите длинную вертикальную линию, чтобы она делила лист на две колонки: колонка слева должна быть небольшой, а справа – большой (лучше, чтобы ее ширина была чуть более 6 см).
В процессе конспектирования статьи, книги или лекции ведите основные записи в правой колонке. Оставляйте между предложениями немного пустого места, чтобы можно было что-то дописать позже.
По окончании конспектирования заполните левую колонку. В ней нужно отметить наиболее важные идеи, даты, имена, места и т.п. Сюда же можно вносить возникшие у вас вопросы. Затем, не теряя времени, заполните место под нижней горизонтальной чертой – запишите туда в нескольких предложениях основную суть всего конспекта.
Не будет лишним заметить, что метод Корнелла приобрел большую популярность в США, а в ряде учебных заведений его даже хотят сделать обязательным к освоению учащимися, ведь он не просто помогает быстро и грамотно записать информацию, но и мотивирует к перечитыванию записей, их дополнению и переработке.
Метод течения
Метод течения подходит тем, кто не хочет писать вслед за лектором, словно стенографист. Разработал его канадский писатель и журналист Скотт Янг. Главная идея метода заключается в том, что лекцию нужно воспринимать не как пассивный, а как активный процесс, т.к. лишь в этом случае от него можно получить максимальную пользу.
В процессе конспектирования вы должны размышлять и развивать свои идеи, записывая только ключевые моменты, а остальное комментируя собственными словами. Естественно, в этом случае ваши записи будут отличаться от слов лектора, поэтому применять метод лучше, если дисциплина допускает последующее формулирование мыслей по-своему.
Если же приходится конспектировать массу каких-либо точных данных, а метод вам все равно нравится, возьмите для подстраховки на лекцию диктофон, чтобы потом, переслушав, дополнить конспект тем, что упустили.
Метод предложений
И, наконец, один из самых простых методов конспектирования – метод предложений. Он напоминает классический метод стенографирования, когда слушатель стремится зафиксировать абсолютно все, что слышит от лектора.
Однако отличие состоит в том, что вы записываете каждое предложение с новой строки, при этом нумеруя его. Благодаря нумерации вы сможете легко сослаться в одном предложении на другое, просто сделав соответствующую пометку, к примеру, «см. №17».
Думаем, что теперь в вашем арсенале появится несколько полезных инструментов ведения записей, и надеемся, что ваша учеба или работа станет немного легче, а результаты будут лучше. Но в заключении все же предлагаем еще одно небольшое видео с несколькими эффективными советами по конспектированию.
Желаем вам удачи и успехов!