Контрабас
Содержание
История происхождения и развития инструмента
Предшественником современного контрабаса принято считать контрабасовую виолу. Она обладала пятью струнами, настроенными на D1, E1, A1, D, G (ре, ми, ля большой, ре, соль малой октавы), и, как большинство виол, ладами на грифе. В середине XVII века итальянский мастер Микеле Тодини на её основе сконструировал новый инструмент, на котором не было пятой (самой низкой) струны и ладов, однако осталась форма корпуса («плечи» ― части корпуса, прилегающие к грифу ― у контрабаса до сих пор более покатые, чем у инструментов скрипичного семейства) и квартовый строй (среди современных смычковых инструментов контрабас ― единственный, им обладающий).
Новый инструмент был впервые применён в оркестре в 1699 году в опере Джузеппе Альдровандини «Цезарь Александрийский», однако затем долго не использовался (басовые голоса исполняли виолончели и виолы низкого строя). Лишь с середины XVIII века контрабас становится обязательным участником оркестра, вытесняя из него басовые виолы. В это же время появляются первые контрабасисты-виртуозы, выступавшие с сольными концертами. Для удобства сольного исполнения мастера сконструировали трёхструнный контрабас, струны которого настраивались по квинтам (G1, D, A ― соль контроктавы, ре, ля большой октавы, то есть на октаву ниже виолончели, но без струны до) или по квартам (A1, D, G ― ля контроктавы, ре, соль большой октавы). С развитием исполнительской техники стало возможным исполнять виртуозные сочинения на обычном оркестровом четырёхструнном инструменте, и трёхструнные контрабасы вышли из употребления. Для более яркого звучания в сольных произведениях строй контрабаса иногда повышается на один тон (это «сольный строй»).
В XIX веке в поисках возможностей для получения более низких звуков французский мастер Жан Батист Вийом построил контрабас высотой в четыре метра, названный им «октобасом», однако из-за огромных размеров этот инструмент широкого применения не получил. Современные контрабасы могут обладать либо пятой струной, настроенной на C1 (до контроктавы), либо специальным механизмом, «удлиняющим» самую низкую струну и позволяющим получать дополнительные нижние звуки.
Техника игры на контрабасе
На контрабасе играют стоя (как правило, солисты) или сидя на высоком табурете (преимущественно в оркестре), ставя инструмент перед собой. Высота инструмента регулируется длиной шпиля. Приёмы игры на контрабасе и штрихи те же, что и на скрипке, однако из-за его крупных размеров и менее удобного положения смычка (на весу) техника игры на контрабасе значительно ограничена: большое растяжение пальцев и частая смена позиций затрудняют исполнение быстрых пассажей, скачков, гамм. На контрабасе хорошо звучит пиццикато.
Практически применяемый диапазон контрабаса сравнительно невелик: от E1 (ми контроктавы) до h 1 (си Октавная система#Перв). В сольных виртуозных сочинениях могут использоваться и более высокие звуки. Ноты для контрабаса пишутся в басовом, теноровом, реже ― скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания.
Основная сфера применения контрабаса — симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента. Контрабас также иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и родственных ему жанрах. В рокабилли и сайкобилли контрабас используется вместо бас-гитары, причём играют практически всегда слэпом — за счёт «щелчков» контрабас дополняет ритмическую секцию, а в группах без ударника — успешно заменяет её.
Контрабас обладает густым, низким и очень сочным тембром. Поскольку низкие частоты распространяются на сравнительно небольшое расстояние, контрабас редко используется в качестве сольного инструмента. Тем не менее, существует немало контрабасистов-виртуозов, мастерски владеющих техникой исполнения на нём и раскрывающих его богатые выразительные возможности. Для сольных выступлений нередко используются старинные мастеровые инструменты с бархатным, мягким звучанием.
Известные контрабасисты
Контрабас в литературе и других областях искусства
Запись и исполнение
Запись
Запись партий для контрабаса производится на октаву выше действительного звучания. При сольном строе (на тон выше) партия записывается на большую септиму выше действительного звучания.
Постановка рук
В игре на контрабасе используют только три пальца из-за квартового строя: первый, второй и четвёртый (кроме большого), только в редких случаях в широкой позиции используется третий. По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулем.
От касания струны почти без нажима в определенных местах получаются флажолеты. Расположение прикладывания пальцев левой руки называется аппликатурой (от слова аппликата).
Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть.
Существует два самых известных способа держания смычка:
Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На контрабасе в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять при пустых струнах, и используются как правило в сложных сольных произведениях.
Позиция левой руки
Штрихи
Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (пиццикато). Также имеет место и пиццикато левой рукой, которое применяется в основном в сольной литературе.
Также существует специальный способ выделения обертона из состава тембра звучащей струны — флажолет. Исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.
На контрабасе легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей (их можно играть в широкой позиции).
Контрабас
Контрабас – это музыкальный инструмент, относится к семейству струнных, смычковых, отличается низким звучанием и большими размерами. Обладает богатыми музыкальными возможностями: подходит для сольных выступлений, занимает важное место в симфоническом оркестре.
Устройство контрабаса
Размеры контрабаса достигают 2 метров в высоту, состоит инструмент из следующих частей:
Обязательным атрибутом является чехол или кейс: транспортировать модель, которая может весить до 10 кг, проблематично, чехол помогает предотвратить повреждение корпуса.
Как звучит контрабас
Диапазон контрабаса составляет примерно 4 октавы. На практике значение гораздо меньше: высокие звуки доступны лишь виртуозным исполнителям.
Инструмент издает низкие, но приятные для слуха звуки, обладающие красивым, специфически окрашенным тембром. Густые, бархатные контрабасовые тона отлично сочетаются с фаготом, тубой, другими группами оркестровых инструментов.
Строй контрабаса может быть следующим:
Виды контрабасов
Небольшие модели предназначены для студентов, учеников музыкальных школ, для музыкантов, играющих вне оркестра. Выбор модели зависит от роста, габаритов человека: на внушительной конструкции полноценно музицировать сможет лишь крупный по комплекции музыкант.
Выглядят уменьшенные инструменты идентично полноценным оркестровым братьям, различаясь лишь окраской тембра и звучанием.
История контрабаса
Предшественницей контрабаса история называет контрабасовую виолу, распространившуюся по Европе в Эпоху Возрождения. Этот пятиструнный инструмент взял за основу мастер итальянского происхождения Микеле Тодини: убрал нижнюю струну (самую низкую) и лады на грифе, оставив корпус неизменным. Новинка зазвучала по-другому, получив самостоятельное название – контрабас. Официальным годом создания считается 1566 – им датируется первое письменное упоминание инструмента.
Развитие, совершенствование инструмента не обошлось без скрипичных мастеров Амати, экспериментировавших с формой корпуса, размерами конструкции. В Германии существовали совсем маленькие, «пивные басы» – играли на них на сельских праздниках, в барах.
XVIII век: контрабас в оркестре становится неизменным участником. Еще одно событие данного периода – появление музыкантов, играющих на контрабасе сольные партии (Драгонетти, Боттезини).
В XIX веке предпринята попытка создать модель, воспроизводящую максимально низкие звуки. Четырехметровый октобас сконструировал француз Ж-Б. Вийом. Из-за внушительного веса, непомерных габаритов широкого распространения новшество не получило.
В начале ХХ века репертуар, возможности инструмента расширились. Его начали применять исполнители джаза, рок-н-ролла, других современных направлений музыки. Стоит отметить возникновение в 20-х годах прошлого века электрокантрабасов: более легких, управляемых, удобных.
Техника игры
Относясь к струнным видам инструментов, контрабас предполагает 2 возможных способа извлечения звуков:
Во время игры сольный исполнитель стоит, участник оркестра сидит рядом на табурете. Приемы, доступные музыканты, идентичны тем, что применяют скрипачи. Особенности конструкции, серьезный вес смычка и непосредственно инструмента затрудняют исполнение пассажей, гамм. Чаще всего используется прием, который называется пиццикато.
Доступные музыкальные штрихи:
Использование
Прежде всего, данный инструмент является оркестровым. Его роль – усиливать басовые партии, создаваемые виолончелями, создать ритмическую основу для игры прочих струнных «коллег».
Сегодня в составе оркестра может быть до 8 контрабасов (для сравнения, раньше довольствовались одним).
Происхождение новых музыкальных жанров позволило задействовать инструмент в джазе, кантри, блюзе, блюграссе, роке. Сегодня он вполне может называться незаменимым: его активно использует эстрадные исполнители, музыканты нестандартных, редких жанров, большинство оркестров (от военных до камерных).
Контрабас
Строй инструмента: » in C «
Этого музыкального гиганта нельзя ни с кем перепутать и не заметить на сцене. Сначала внушительные размеры, а потом и насыщенный низкий звук с характерным оттенком сразу приковывают внимание зрителей, которые на самом деле пришли, чтобы не смотреть, а слушать.
Контрабас обладает сразу двумя отличительными характеристиками, которые делают его внутри оркестра самым-самым. Это наиболее габаритный, внушительный его представитель и максимально низкий по звуку струнный инструмент.
А еще контрабас создает необходимую музыкальную основу для построения всего исполнения произведения. При этом в настоящее время он вполне свободно используется сольно – особенно в камерных ансамблях, шире – в джазовой музыке. Многие помнят эти завораживающие картины, где музыкант джазового коллектива настолько искусно и самозабвенно работает с контрабасом, что нельзя оторвать глаз.
Поговорим об этом удивительном и на самом деле очень многогранном инструменте и некоторых любопытных фактах, связанных с ним, чуть подробнее.
Звучание
Бытует мнение, что чем больше музыкальный инструмент, тем громче, громогласнее и грубее у него звук. Контрабас уверенно опровергает этот стереотип. Сам он на самом деле довольно велик, но обладает при этом небольшой силой звука, зато его тембр необыкновенен и всегда узнаваем.
Диапазон звучания у контрабаса неширок – ограничен всего четырьмя октавами, но настоящий мастер способен работать с ними по-настоящему виртуозно, искусно получая и достаточно высокие ноты.
Нотный текст для контрабаса пишется в разных ключах, обычно в басовом. А еще это сегодня именно тот уникальный струнно-смычковый, что строится по квартам, а не по квинтам.
Впечатляющие размеры контрабаса во многом определяют требования к музыканту, который возьмется работать с ним, и саму манеру игры. Контрабасист вряд ли будет больше своего контрабаса, но точно должен обладать большими руками и хорошими, растянутыми пальцами.
Исполнять быстрые пассажи на нем непросто, хотя наиболее талантливые музыканты на это вполне способны – только послушайте, например, «Полет шмеля» или другие известные произведения на этом инструменте.
Устройство
Контрабас за период существования видоизменялся, чего нельзя сказать о его собратьях. Форма инструмента в настоящее время может быть, например, в виде скрипки или гитары, возможен также грушеобразный контрабас.
Инструмент делают из специально подготовленного дерева, устройство в целом аналогично другим скрипичным и включает основные части:
Струны контрабаса мощные, стальные или синтетические, но всегда с обмоткой из меди или серебра для создания того самого неповторимого звучания.
Для игры используют смычок. Он может быть разным: немецкий короче и тяжелее, французский длиннее и тоньше. При этом французский считается более живым, подвижным. Немецкий смычок музыкант держит сбоку, а французский сверху. Но какой выбрать, исполнитель решает сам — сегодня играют обоими.
Габариты контрабаса на самом деле могут быть различными: максимальный размер достигает 1,8 метра, а самый маленький всего чуть крупнее виолончели. При этом высота инструмента может несколько меняться из-за опорного шпиля, который находится снизу.
К 1920 годам относится появление первых электроконтрабасов. Они были легче, с ними было проще управляться. Ранее некоторые мастера уже делали так называемые «немые» контрабасы с плоским корпусом. Новые технологии, повсеместное использование электричества, которое научились применять для получения звука, позволило изменить инструмент, сделать его более удобным, но потребовалось достаточно много времени и усилий, чтобы сохранить при этом саму природу, звучание контрабаса и даже сделать его еще лучше.
Использование
Без контрабаса нельзя составить полноценный симфонический и камерный оркестр. Его предназначение при рождении – удвоение басовой партии, создание строгой гармонической и ритмической основы — остается при этом неизменным и сегодня.
Возможное количество контрабасов в оркестре увеличилось с момента его создания с одного до целых восьми.
Сегодня также без этого инструмента не обходятся многие армейские оркестры и творческие коллективы, играющие самую разную музыку, например, джазовую, блюз, рок-н-ролл и другое. Понятно, что в джазовых командах с небольшим количеством исполнителей контрабас получает и большие возможности для сольного звучания.
Контрабас стал солирующим инструментом достаточно давно — в конце 18 века. Д. Драгонетти впервые наиболее полно раскрыл его по-настоящему богатый, но до того невидимый потенциал.
Способы игры на контрабасе
Из-за того что инструмент сам по себе большой, для игры его ставят перед собой, чтобы можно было без усилий сыграть.
Для игры на контрабасе в основном используют два способа:
История появления контрабаса
Его предшественницей была большая контрабасная виола, из которой позже и получился контрабас.
В семнадцатом веке для комфортной натяжки струн, изготавливаемых из кишок животных, были изобретены специальные насадки с зубчиками. Позже, для еще большего упрощения игры, данные струны начали обматывать проволокой из меди. Это привело к тому, что струны стали тоньше, а значит, стало легче играть на них и смычком, и методом «щипка (то есть, ранее упомянутом пиццикато»).
На тот момент размер контрабаса уменьшать боялись, потому что думали, что его звучание станет более высоким. Но его уменьшили, а низкое звучание осталось. Уменьшили его значительно, наш современный контрабас составляет всего три четверти от того, что было.
Контрабасные виолы продолжали существовать со скрипичной группой параллельно, но не могли войти в нее – слишком уж были громоздкие и слишком много струн имели. В этот момент музыканты поняли, что пора создавать инструмент, похожий на эту виолу, но такой, чтобы он мог войти в скрипичное семейство.
Первым, кто принялся за создание нового инструмента, был М. Тодини. Он взял обычную контрабасную виолончель и ввел два изменения – убрал на ней лады и уменьшал количество струн. После его нововведений стало четыре струны, вместо прежних шести. Далее, новым инструментом занялись величайшие мастера из Кремоны.
Если найти мастерскую семьи Амати, то можно увидеть самые истоки инструмента. Попытки создать новую, оригинальную форму не обвенчались успехом, и получилась так называемая «смешанная» форма. Также они высчитали наиболее подходящий размер. Сегодня мастерские всего мира изготавливают контрабасы по их методикам.
За все время создания нового контрабаса форма менялась очень много раз. Были вариации с тремя, четырьмя и пятью струнами. К примеру, мастера из Германии создали пять видов инструментов, каждый из которых отличался формой и струнами. Самым известным из них всех был инструмент, который использовали для игры в барах и на разных сельских праздниках, отсюда и вышло его название – «пивной бас».
В 18-ом столетии нашли новый размер – что-то среднее между виолончелью и обычным контрабасом. При этом не было стандартной настройки данного инструмента – во всех странах его настраивали по-разному.
Примерно в середине восемнадцатого века, контрабас стал важной частью всех оркестров Европы. Чуть позже его стали делать солирующим, появилась новая должность – контрабасист, то есть человек, играющий на этом инструменте.
Первым контрабасистом стал друг Бетховена, Д. Драгонетти, его авторскую игру считали настоящим прорывом в музыке. Следующим магистром игры стал Д.Боттенези, он принес с музыки очень много вариаций игры на этом чудесном инструменте.
После этих прорывов и всеобщего признания контрабаса как инструмента, продолжили менять его форму, но главное что осталось – классические 4-ех струнные и 5-ти струнные инструменты. «Инновационные» инструменты обошли те, которые использовались раньше, ведь в использовании они были куда более удобными.
Для того, чтобы играть разные произведения нужны разные виды контрабасов. К примеру, для исполнения произведений одного композитора были нужны 4-ех струнные инструменты, для джаза 5-ти струнные, а для игры сольных произведений требуется грушевидная форма инструмента.
Любопытные моменты о контрабасе
На контрабасе возможно сыграть любую мелодию: от симфонии до рок-н-ролла.
КОНТРАБАС
Смотреть что такое «КОНТРАБАС» в других словарях:
контрабас — контрабас … Орфографический словарь-справочник
КОНТРАБАС — Самый большой из струнных инструментов, в форме скрипки, производящий самые густые, низкие звуки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНТРАБАС большой струнный музык. инструмент, самый большой и самый… … Словарь иностранных слов русского языка
Контрабас — Контрабас. КОНТРАБАС [итальянское contrab(b)asso], 1) самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в середине 17 в. на основе контрабасовой виолы да гамба. Использовался как ансамблевый, с 18 в.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
контрабас — бас, инструмент, субконтрабас, тромбон Словарь русских синонимов. контрабас сущ., кол во синонимов: 5 • бас (16) • … Словарь синонимов
КОНТРАБАС — (итал. contrabbasso) самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в сер. 17 в. на основе контрабасовой Виолы да гамба (см. Виолы) … Большой Энциклопедический словарь
КОНТРАБАС — КОНТРАБАС, контрабаса, муж. (итал. contrabasso) (муз.). Музыкальный струнный смычковый инструмент самого низкого регистра, по форме похожий на скрипку очень больших размеров. Играть на контрабасе. Соло для контрабаса. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова
КОНТРАБАС — КОНТРАБАС, а, муж. Самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. | прил. контрабасный, ая, ое и контрабасовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Контрабас — (ит. controbasso, сокращ. С. В., или violone [названиестаринного 3струнного К.], фр. contrebasse, нем. Contrabasse) большой струнный смычковый инструмент низкого строя. Типом как для К.,так для скрипки и виолончели послужил струнный инструмент… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Контрабас — У этого термина существуют и другие значения, см. Контрабас (значения). Контрабас … Википедия
контрабас — I. КОНТРАБАС I а, м. contre basse f. 1. Самый большой по размерам и самый низкий по звучанию смычковый музыкальный инструмент, входящий в состав симфонического оркестра. БАС 1. Продаются всякие музыкальные инструменты, а именно клавикорды,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОНТРАБАС
Смотреть что такое КОНТРАБАС в других словарях:
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
(от итал. contrabasso) струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый большой по размерам (длина около 2 м) и самый низкий по звучанию инструм. смотреть
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
контрабас м. 1) Самый большой по размеру смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра. 2) разг. То же, что: контрабасист.
КОНТРАБАС
контрабас м. муз.double-bass, contrabass
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
Контрабас (ит. controbasso, сокращ. С. В., или violone [название старинного 3-струнного К.], фр. — contrebasse, нем. — Contrabasse) — большой струнный смычковый инструмент низкого строя. Прототипом как для К., так для скрипки и виолончели послужил струнный инструмент альт — viola, отчего скрипка, являющаяся уменьшенным альтом, назыв. violino (уменьш. от viola), a весьма значительно увеличенный альт наз. violone (увел. от viola) или С. В. На К. играют стоя, держа его перед собой, пользуясь смычком и 4-мя пальцами левой руки, а также большим пальцем, как на виолончели (см. Саро d‘astre). К. имеет 4 струны, построенные по квартам: Все написанное звучит октавой ниже. В оркестровой партитуре пишется одна партия К. в ключе фа. Более низкие звуки — полного, густого тембра; высокие ноты довольно резки. К. — не мелодический инструмент. Вследствие неясной интонации он требует поддержки виолончели или духовых инструментов низкого строя, в унисон или октаву. На К. применяются естественные флежолеты, но весьма редко. Двойные струны применяются, но преимущественно при участии хотя бы одной пустой струны, тройные — непременно при участии двух пустых струн. Хорошим звуком отличается пиччикато на К. Н. С.
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
I. КОНТРАБАС I а, м. contre-basse f. 1. Самый большой по размерам и самый низкий по звучанию смычковый музыкальный инструмент, входящий в состав симфон. смотреть
КОНТРАБАС
КОНТРАБАССамый большой из струнных инструментов, в форме скрипки, производящий самые густые, низкие звуки.Словарь иностранных слов, вошедших в состав р. смотреть
КОНТРАБАС
Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас играет очень важную роль в симфоническом оркестре. Это своего рода музыкаль. смотреть
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
Рано Ранка Рана Ракс Рак Работка Работа Рабат Раб Отар Остан Ост Оскар Осанка Осака Оса Орт Орск Орс Орнат Орн Орка Орк Оранта Октан Оксана Окрас Окб Окат Ока Обрат Обр Обкат Нтр Нто Нотка Нота Носка Нос Норка Нора Нок Натр Нато Наст Нарта Нарост Наркот Нарко Нарк Наос Накр Накос Накат Наброс Набор Набок Набат Наб Ктор Ксана Крот Крон Кратон Крат Красота Краснота Краса Кран Краб Кот Костра Коста Кос Корт Корн Коран Кора Контрабас Контра Кон Кобра Коат Коана Коан Кнтар Кнр Кбар Катран Катар Кат Кастор Каста Картон Карта Карст Карбонат Карбон Карбас Карат Кара Каон Кантор Кантар Кант Канат Кан Кабо Кабан Каб Бтр Брон Брокат Братск Браток Братан Брат Брас Брак Бра Бот Боскар Борт Борн Борка Борат Бор Бон Бокс Бок Боа Батрак Батор Батон Батокс Батан Бат Бастр Басон Баска Баск Бас Барс Барон Баро Барн Баркас Баркан Барка Барк Баран Барак Бар Бант Банкрот Банко Банка Банк Бакт Бакс Бакор Бакан Бак Атас Астрон Астро Астр Астан Аста Аск Асан Артос Арт Арон Арно Аркан Арка Арк Арбат Арба Арат Аракс Арак Рант Араб Рао Раса Аорта Аон Раскат Раст Растак Рнк Роба Анорак Аноа Анат Роксана Аксон Акробат Акр Акан Роса Рост Рот Рота Аборт Абак Аба Аант Ротаксан Акант Акно Акт Рон Анк Ант Антра Рок. смотреть
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
1) Орфографическая запись слова: контрабас2) Ударение в слове: контраб`ас3) Деление слова на слоги (перенос слова): контрабас4) Фонетическая транскрипц. смотреть
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
Контрабасъ — флейта, альтъ, прима (иноск.) — играющій на одномъ изъ этихъ инструментовъ. Ср. Навѣстивъ стараго друга. заштатный контрабасъ упомянулъ. смотреть
КОНТРАБАС
(флейта, альт, прима) (иноск.) — играющий на одном из этих инструментов Ср. Навестив старого друга. заштатный контрабас упомянул в разговоре, что ему. смотреть
КОНТРАБАС
Найбільший за розмірами і низький за звучанням струнний смичковий музичний інструмент (хордофон); т.зв. транспонуючий інструмент (партія для к. нотуєть. смотреть
КОНТРАБАС
[итальянское contrab(b)asso], 1) самый большой по размеру и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан в середине 17 в. на о. смотреть
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
м муз.Baßgeige f, Kontrabaß m (умл.) (-ss-)Синонимы: бас, инструмент, субконтрабас, тромбон
КОНТРАБАС
-а, м. Самый низкий по звучанию и самый большой по размерам струнный смычковый музыкальный инструмент.[итал. contrabasso]Синонимы: бас, инструмент, с. смотреть
КОНТРАБАС
kontrbas* * * м, муз. kontr(a)basСинонимы: бас, инструмент, субконтрабас, тромбон
КОНТРАБАС
Заимств. в XVIII в. из итал. яз., где contrabasso — сложение contra «сверх» и basso «бас» < «низкий». Инструмент назван по своему сверхнизкому, басо. смотреть
КОНТРАБАС
контрабасקוֹנטרַבָּס ז’; בַּטנוּן ז’* * *בטנוןקונטרבסСинонимы: бас, инструмент, субконтрабас, тромбон
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
Rzeczownik контрабас m Muzyczny kontrabas m
КОНТРАБАС
(2 м); мн. контраба/сы, Р. контраба/совСинонимы: бас, инструмент, субконтрабас, тромбон
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС
-а, ч. Найбільший струнний смичковий музичний інструмент, що має форму скрипки й найнижче звучить серед смичкових інструментів.
КОНТРАБАС
КОНТРАБАС контрабаса, м. (ит. contrabasso) (муз.). Музыкальный струнный смычковый инструмент самого низкого регистра, по форме похожий на скрипку очень больших размеров. Играть на контрабасе. Соло для контрабаса.