Отчет по практике: образец для студента
Практика – необходимый элемент учебного процесса подготовки студентов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, причем курс, профессия значения не имеют. Её проходят все студенты, получающие как высшее образование, так и среднее профессиональное, независимо от будущей профессии:
Отчет по практике: виды, особенности, структура
Выделяют учебную (ознакомительную), производственную и преддипломную практики.
Учебная практика обычно проводится в учебном учреждении. На ней закрепляется полученный в техникуме или в колледже, в ВУЗе лекционный материал путем решения задач и жизненных ситуаций.
Производственная (технологическая) практика проводится в организациях, учреждениях, на предприятиях или на кафедрах образовательной организации. В период ее прохождения студент знакомится с деятельностью организации, в которой осуществляется деятельность по осваиваемому им направлению, причем место работы он может определить сам или его направит учебное заведение. Отсутствие отчета по производственной практике может «поставить крест» на дальнейшем обучении студента.
Преддипломная практика «говорит» сама за себя – она проводится непосредственно перед написанием дипломной работы, для написания заключительной части, в которой должны быть отражены проблемы по исследуемой теме и пути их решения исходя из уже практического опыта студента.
Организационные моменты возложены на преподавателя учебного заведения, руководящего практикой – он должен:
Отчет по практике является самостоятельной творческой работой студента. В нем описывается только его трудовая деятельность на предприятии (в организации, учреждении) как будущего специалиста. То есть юристы делают основной упор на нормативную базу, менеджеры и бухгалтеры – на финансовую часть, педагоги – на образовательную. Экономисты предоставляют отчет по практике по экономике предприятия.
При написании отчета можно использовать научную и учебную литературу, а также нормативно-правовые акты, которые наиболее полно позволяют раскрыть деятельность места, в котором происходит освоение специальности. Необходимо рассмотреть действующие:
На завершающем этапе похождения практики студент должен собранные им сведения скомпоновать, структурировать и оформить в виде отчета.
Скачивать отчет по практике с интернета не рекомендуется – у каждого студента свои особенности места практики, к тому же у разных учебных заведений могут отличаться требования к оформлению и структуре
Отчет оформляется в соответствии с требованиями программы с обязательным учетом особенностей предприятия (организации), с соблюдением согласованного с руководителем плана.
Оформляя отчет, студент должен соблюдать следующие единые стандартные требования:
Структурно отчет должен состоять из 4-х частей:
Практика на предприятии, составление отчета являются для студентов возможностью продемонстрировать свои знания и умения будущему работодателю, зарекомендовать себя с положительной стороны. Отчет по практике образец можно посмотреть тут.
Отзыв руководителя (характеристика) о практике студента: пример
Отзыв студента с места практики позволяет оценить работу студента вне стен учебного заведения и узнать мнение потенциального работодателя о практиканте как будущем специалисте. Данный документ сдается вместе с готовым отчетом по практике и дневником. Написать отзыв должен руководитель практики, но некоторые преподаватели приветствуют написание отчета студентом.
В характеристике должны быть указаны:
Желательно писать не больше 1 страницы текста.
Заключение отчета по практике
Завершающей частью отчета по практике является заключение. Резюмируя работу в организации, студент кратко описывает место прохождения практики, направления его деятельности, делает выводы по поставленным, отражает проблемы и предлагает пути их решения. Заключение представляет собой результат научного творчества студента, обобщение выводов по итогам работы и оценку результатов.
В заключении должны содержаться выводы студента по результатам практики, в том числе:
Как написать отчет по практике самостоятельно
В любом ВУЗе в процессе обучения студентам необходимо проходить практику с целью закрепления полученных теоретических знаний и получения практических навыков работы. За весь период обучения проходят ознакомительную (учебную), производственную и преддипломную практики. Окончание прохождения практики требует написания отчета, который сопровождается дневником и характеристикой с места прохождения практики. Чтобы написать отчет по практике самостоятельно, необходимо знать особенности каждого вида практики.
Учебная или ознакомительная практика становится первым испытанием для студентов. Ее проходят на 1 или 2 курсе. Целью является закрепление общетеоретических знаний, полученных в процессе учебы, а также получение общих представлений о выбранной специальности. Во время практики студентам дают возможность ознакомиться с работой предприятия путем чтения лекций и проведения экскурсий, а также посмотреть работу сотрудников выбранной вами специализации.
Производственная практика проходит на 3-4 курсе и является следующим шагом в освоении профессии. Практикантам дают возможность изучить работу предприятия изнутри под присмотром куратора, изучить и проанализировать документацию, собрать материалы.
Преддипломная практика является заключительным этапом обучения. На основе полученной на предприятии информации, необходимо будет раскрыть тему дипломной работы. Отчет по преддипломной практике часто является второй главой диплома и представляет собой анализ работы предприятия.
Отчет о работе предприятия должен соответствовать требованиям программы практики вашего ВУЗа (Смотрите также: пример программы практики), как правило, он содержит:
— характеристику с места прохождения практики
Титульный лист оформляется по образцу из методических указаний. Титульный лист содержит данные о названии ВУЗа, типе практики (учебная, ознакомительная, производственная, преддипломная), теме практики, специальности, учащемся, руководителе, месте и годе написания.
Образец титульного листа
Календарный план оформляется в виде таблицы, содержит данные о виде, сроках и месте исполняемых вами работ на предприятии. Иногда входит в дневник.
Пример календарного плана отчета по практике
Дневник практики – схож с календарным планом. Дневник является основным документом, наравне с отчетом, по которому учащийся отчитывается о выполнении программы практики.
Практикант каждый день отмечает, что он делал или изучал сегодня. Оформляет все в виде таблицы.
Пример заполнения дневника практики
Характеристика с места прохождения производственной, учебной или дипломной практики должна отражать данные о знаниях, навыках и умениях практиканта. Об уровне его профессиональной подготовки, личных качествах, а также о работе и поручениях, которые выполнял студент во время посещения предприятия. И, конечно, рекомендуемая оценка.
Характеристику студенту должен получить от своего руководителя и приложить к отчету. Но на практике руководитель перекладывает эту обязанность на студента.
Образец характеристики с места прохождения практики
Содержание отчета должно соответствовать программе практики, содержать все необходимые разделы с нумерацией страниц. Содержание оформляют по ГОСТ.
Образец содержания отчета по практике
Пример введения
Основная часть делится на главы. Содержит теоретическую и практическую части. В практической части описывается структура и деятельность предприятия. Проводится анализ. Выявляются положительные и отрицательные стороны в работе предприятия или учреждения. Приводятся все расчеты, графики и таблицы.
Заключение пишется на основе изученного материала. Содержит ответы на поставленные во введении задачи. Включает все полученные в основной части выводы. Можно включить оценку собственной работе и дать рекомендации по улучшению деятельности предприятия.
Образец заключения отчета по практике
Список литературы содержит все используемые при написании работы источники, в том числе указанные в ссылках. Оформляется список литературы согласно методическим указаниям или ГОСТ. В него можно включить названия документов, полученных с предприятия, а также нормативную литературу, интернет-источники.
Приложения включают любые данные, на которые можно сослаться при написании работы, вставив сноску в тексте работы. Это может быть отчетность, организационная структура предприятия, выписки из законодательства, анкеты, чертежи, схемы, таблицы. Все, документы, которые вы нашли на предприятии и которые пригодились для написания отчетной работы.
Писать отчет по практике самостоятельно очень интересно и познавательно. Но если у вас возникли трудности с написанием или у вас не получилось пройти практику на предприятии, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам и получить квалифицированную консультацию.
Как написать отчет по практике студенту (образец)
Практические занятия – это важный этап для любого студента любого учебного заведения. Он подразумевает применение на практике знаний, полученных во время посещения лекций, освоения материалов, а также подведение итогов и формулировку выводов, сделанных студентом самостоятельно во время работы на предприятии.
Как написать отчет по практике
Как правило, практика проходится трижды за все время обучения студента. Сначала проходят учебную практику, потом производственную. Конечным этапом, который показывает все знания студента и освоенные им навыки за все время обучения, является прохождение преддипломной практики.
Каждая из этих видов практики имеет свои особенности. Учебная практика проходится на втором или третьем курсе. Она не подразумевает непосредственное погружение в рабочую обстановку. Это, скорее, внешнее ознакомление с работой предприятия путем прослушивания лекций и посещения экскурсий.
Производственная практика – это более серьезный этап обучения. Во время прохождения производственной практики студент погружается в рабочий процесс и выполняет функции полноценного рабочего, но под руководством куратора.
Преддипломная практика – это решающий этап обучения. Кроме того, что студент полностью выполняет обязанности специалиста, он еще должен показать себя с наилучшей стороны. От этого зависит не только написание диплома, но и дальнейшее трудоустройство. Если вас заметят во время прохождения преддипломной практики, вам вполне могут предложить достойную профессию после окончания института.
Как бы все виды практики между собой не отличались, цели и задачи их прохождения, как правило, одинаковы:
По итогам каждого этапа студентом в обязательном порядке пишется отчет по практике. Это документ, который показывает, чему научился студент, какие навыки освоил и какие профессиональные качества приобрел за время прохождения практики. Это очень важная работа, поскольку именно на ее основе делается вывод о профессиональной подготовленности ученика.
Как правило, практика подразумевает помещение студента в условия, которые будут для него обычными после окончания института, во время непосредственного трудоустройства. Так вот, чтобы отчет по практике получился максимально грамотным, качественным и вмещал всю необходимую информацию, нужно с особой внимательностью изучить рабочий процесс предприятия, на котором студент проходит практику, всю его документацию и нормативные акты.
Также желательно полностью описать свою деятельность на данном предприятии, рассказать о своих достижениях, дать рекомендации относительно улучшения работы предприятия. Отчет должен быть составлен согласно всем нормам и общепринятым стандартам оформления документов.
Нужна помощь в написании отчета?
С чего начать отчет по практике
Написание любого отчета по практике начинается с получением в университете методического указания. Это своего рода инструкция по написанию отчета по практике.
Методичку необходимо получить на кафедре. Она содержит всю необходимую информацию по задачам практики, написанию и оформлению отчетов.
Основной для написания отчета по практике является план практики. Он отражает ключевые задачи студента во время практики. Как правило, план содержит 3-4 задачи.
Грамотный, структурированный отчет по практике подразумевает под собой тщательный сбор информации о предприятии, анализ этой информации, разработку плана по улучшению и усовершенствованию деятельности и рабочего процесса предприятия. Поэтому начинать писать отчет по практике нужно, в первую очередь, с частых посещений практических занятий.
Подойдите к вопросу прохождения практики серьезно, поскольку написать отчет не сложно, только если вы действительно понимаете, что делаете. Если вы не усвоили какой-либо материал или не поняли какой-либо процесс, не стесняясь, обращайтесь к кураторам отчета. Как правило, их двое: от предприятия и от учебного заведения.
После того, как вы собрали всю информацию, которую можно было собрать, о предприятии, приступайте к ее анализу. Внимательно изучите любые документы и правовые акты – они вам пригодятся.
Когда работа с информацией окончена, вы можете приступать к ее изложению. Внимательно структурируйте текст, сделайте его читабельным и понятным, чтобы преподавателю было легко его прочесть и так же легко выставить вам отличную оценку.
Структура отчета по практике всегда одинакова. Это общепринятые правила, на которые нужно ориентироваться при упорядочении вашей информации.
Структура отчета по практике
В целом, если учебное заведение не выдвинуло какие-либо свои требования, структура отчета по практике выглядит так:
Конечно, отчеты по разным видам практики отличаются между собой, пусть и незначительно.
Виды отчетов по практике
Отчет по учебной практике
Поскольку учебная практика является самым легким видом практических занятий, структура отчета по ней тоже не представляет собой особых сложностей. От стандартной структуры отчета по практике она отличается тем, что практической части, как правило, не имеет.
Учебная практика проходит в групповых занятиях, поэтому нужно использовать возможность и собрать как можно больше теоретических знаний по поводу организационной структуры данного предприятия. Цели и задачи учебной практики исключают погружение студента в рабочую обстановку, об этом нужно не забывать при написании введения и выводов.
Но оставить свои рекомендации по усовершенствованию работы предприятия все равно необходимо, пусть и не так углубленно.
Отчет по производственной практике
Производственная практика – этап более серьезный, чем учебные практические занятия. Отчет по производственной практике оформляется в точности так, как указано в общепринятых стандартах, за исключением случаев, когда учебное заведение выдвигает собственные правила оформления отчета.
Помните, что производственная практика направлена на самостоятельную работу и собственные рассуждения студента, поэтому ваше мнение и ваши рекомендации очень важны в отчете.
Отчет по преддипломной практике
Преддипломная практика – это самый ответственный этап за весь период обучения. Структура отчета по преддипломной практике сохраняется, но в основной части отчета или в заключении – по выбору учебного заведения – должна упоминаться информация по поводу вашей дипломной работы.
Дело в том, что во время прохождения преддипломной практики и написания отчета вы должны выбрать тему дипломного проекта, которая обязательно должна перекликаться с вашей специальностью.
Не забудьте упомянуть эту информацию в отчете, поскольку от нее зависит ваш допуск к защите дипломной работы и ваша оценка про преддипломной практике, которая также влияет на итоговую оценку.
Чтобы правильно написать отчет по практике, советуем вам просмотреть примеры таких отчетов на сайте, чтобы им следовать создать грамотную работу.
К каждому виду отчета должны прилагаться определенные документы. Это обязательное правило для каждого учебного заведения. В роли документов обычно выступают дневник практики, характеристика с места прохождения практики и пояснительная записка.
Пояснительная записка к отчету по практике
Пояснительная записка – это краткое, написанное студентом, изложение отчета по практике. В ней должны быть расписаны все действия студента и информация о прохождении практики в целом.
Пояснительная записка к практике – пример
Когда преподаватель будет читать пояснительную записку, он не должен засомневаться, что вы действительно проходили практику и собственноручно писали отчет по ней.
Пояснительная записка должна быть объемом в один лист формата А-4 и писаться в таком же стиле, что и отчет по практике, то есть в научном.
Характеристика к отчету по практике
Характеристика к отчету требуется не для всех видов практики. Обычно отчет по учебной практике сдается без этого документа.
Характеристика к отчету по практике – пример
Характеристика с места прохождения практики подразумевает краткий отзыв представителя предприятия о работе студента на данном предприятии. Как правило, в характеристике указана посещаемость студентом практических занятий, его участие в организационном процессе, польза от данного студента для предприятия, готовность учащегося вступить в ряды профессиональных сотрудников.
На характеристику, особенно по преддипломной практике, всегда обращают особое внимание.
Дневник практики
Дневник практики – это документ, заполненный самим студентом. Обычно учебное заведение выдает форму для заполнения дневника.
Дневник практики – пример
Дневник практики представляет собой записи студента о прохождении практических занятий каждый день. В дневнике указывается дата, выполнение работы за этот день и результат выполненной работы. Дневник практики заполнить легко, однако, если практические занятия вы не посещали, то проявите фантазию, и запишите в дневник практики придуманные действия.
Не забывайте, что этот документ должен быть закреплен подписью предприятия и росписью куратора от организации.
Защита отчета по практике
Когда отчет по практике выполнен, наступает время для его защиты. Сразу говорим, что очень легко защитить отчет, если вы проходили практику и ответственно подходили к выполнению заданий. Вам даже учить ничего не придется, поскольку отработанные навыки наверняка останутся у вас в памяти.
Вы должны ориентироваться в своем отчете и знать, куда посмотреть в случае нехватки информации.
Часто многие преподаватели при защите отчета требуют предоставить презентацию, сделанную специально для защиты. В составлении презентации нет ничего сложного. Ее структура выглядит так:
Таким образом, изучив все рекомендации к написанию и защите отчета, вы сможете составить грамотную работу по всем правилам.
Как написать отчет по практике
Содержание:
Что такое отчёт по практике
Отчёт по практике является важнейшей частью учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительских навыков на каждом этапе обучения.
Отчет готовится студентом в период прохождения производственной практики с использованием материалов, собранных в организации, являющейся базой практики.
Отчет по производственной практике должен в обязательном порядке содержать:
В отчет по преддипломной практике обязательно необходимо включить:
Пример отчёта по практике
Титульный лист отчёта по практике:
Задание отчёта по практике:
График прохождения практики:
Дневник прохождения практики:
Содержание отчёта по практике:
Введение отчёта по практике:
Основная часть отчёта по практике:
Заключение отчёта по практике:
Список используемой литературы в отчёте по практике:
Отзыв характеристика отчёта по практике:
Как написать отчет по практике
Отчеты составляются одинаково, различается только объемом.
Цели отчёта примерно равны у всех видов практики:
Стандартный план написания отчётов по практике:
Вам потребуются методические указания вашего учебного заведения, там будут все требования к тому, что писать и как оформлять в отчёте.
Основой для подготовки отчета по практике будет план (содержание). В плане будут отражены все вопросы и задачи, которые студент должен будет решить. План обычно включает от 4 до 17 базовых пунктов.
Хороший, качественный отчет по практике, который обычно нравится преподавателям, включает в себя не только теорию, но и аналитику.
Текст отчёта разбивают на разделы (главы) и подразделы.
Разделы имеют порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Нумерация подраздела в пределах каждого раздела – сквозная. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится,
Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.
Если раздел или подраздел состоит только из одного пункта, он также нумеруется.
Внутри пунктов и подпунктов могут использоваться перечисления (списки). Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на один или несколько элементов перечисления – строчную букву, после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки, которые выделяются полужирным шрифтом.
Заголовки разделов печатают прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая, с выравниванием по центру по ширине основного текста без абзацного отступа.
Заголовки подразделов печатают с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, с выравниванием по центру по ширине основного текста без абзацного отступа.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Каждый раздел начинают с новой страницы.
Пояснительная записка должна быть написана с соблюдением одного стиля с использованием повествовательной безличной формы изложения.
Текст записки должен быть кратким, четким, не допускать различных толкований.
Каждый раздел (главу) рекомендуется завершать выводами по разделу.
В записке используются научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.
Отчет должен быть написан лаконично, иметь достаточное количество материала. К текстовой части отчета необходимо приложить все первичные документы, учетные регистры, которые практикант был обязан составить и заполнить во время практики. Цифровые данные первичных документов и учетных регистров должны быть увязаны между собой и составлены за один календарный месяц. В приложениях к отчету должны быть ссылки в соответствующих местах текста отчета.
Что такое отчёт по учебной практике
Учебная практика является необходимым начальным этапом подготовки студентов, позволяющим закрепить на практике полученные студентами теоретические знания. Учебная практика носит ознакомительный характер, ее проходят обучающиеся на первых-вторых курсах.
Учебная практика ставит своей основной целью ознакомление студентов с различными аспектами организационно-правовой и управленческой деятельности действующих организаций производственной сферы, оптовой и розничной торговли, сферы услуг и т.д.
Главная задача учебной практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний с позиций практического применения.
В качестве предприятия для проведения практики может быть выбрано предприятие, выполняющее производственный процесс, обладающее развитой системой управления и производственной инфраструктурой.
Местом для прохождения учебной практики могут быть:
В ходе практики обучающемуся необходимо изучить следующие виды текущей работы подразделения или отдела, за которым он закреплен:
Наряду с этим обучающийся должен ознакомиться с организацией работы подразделения: его структурой, распределением обязанностей между сотрудниками по видам текущих работ, по характеру работы в зависимости от квалификации работников. А также с распределением обязанностей при выполнении единовременных работ; порядком привлечения и инструктирования временных работников, календарным планом и контролем за его выполнением.
Содержание отчёта по учебной практики
Содержание учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) разрабатывается в соответствии с требованиями индивидуально на каждого обучающегося по утвержденной на заседании выпускающей кафедры программе.
Руководитель практики составляет рабочий график (план) проведения практики, разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики.
Рабочий график учебной практики включает следующие разделы (этапы):
По итогам прохождения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) обучающийся в течение 10 дней подготавливает и представляет на выпускающую кафедру следующую отчетную документацию;
Что написать в отчёте по учебной практике
Введение
Основная часть
Заключение
Защита отчёта по учебной практике
Перечень примерных вопросов для защиты отчета по учебной практики:
Что такое отчёт по производственной практике
Производственная практика осуществляется на заключительном этапе обучения студентов в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Цель производственной практики:
Продолжительность производственной практики устанавливается рабочим учебным планом и программой практики. К началу производственной практики студент должен определиться с темой курсовой (дипломной) работы (проекта).
Перед началом практики, студент должны пройти инструктаж о порядке прохождения практики и по технике безопасности.
По прибытии в организацию перед началом работы студенты проходят обязательный инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности, знакомятся с правилами внутреннего трудового распорядка в организации, что подтверждается росписью в соответствующем журнале. С первых же дней студенты должны быть включены в общий ритм работы организации.
В течение первой недели после прибытия с производственной (преддипломной) практики студент обязан сдать руководителю практики:
Перед выездом на производственную (преддипломную) практику необходимо:
Обязанности студента в период практики:
Возвратившись с практики необходимо:
Содержание отчёта по производственной практике
Содержанием производственной практики является использование в практической деятельности знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, освоение процессов разработки, эксплуатации и сопровождения технологий.
Рабочий график учебной практики включает следующие разделы (этапы):
В отчетные документы по производственной практике входят:
Что написать в отчёте по производственной практике
Результаты производственной (преддипломной) практики оформляются в виде отчета по производственной практике (до 20 стр.), в котором должны содержаться сведения о конкретной работе, выполненной студентом за время прохождения преддипломной практики.
Отчет должен давать представление о работе, проведенной студентом за период производственной практики, показать знания студента по соответствующим учебным дисциплинам, профессиональным модулям, умение самостоятельно анализировать и обобщать материал, степень подготовленности к написанию дипломного проекта.
Введение
В данном разделе необходимо отразить:
Основная часть
В основной части необходимо привести примеры наиболее интересных выполняемых работ на производственной практике
Необходимо описать не менее семи работ, при этом работы не должны повторяться и быть однотипными.
Описание работ состоит из:
Заключение
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы с указанием на недостатки и проблемы практического характера, которые выявились в процессе работы, дальнейшие планы научных исследований для дипломной работы и описание умений и навыков, приобретенных за время практики, соотнесенных с компетенциями, которые обучающийся должен освоить по итогам прохождения практики, и сделать собственные выводы о практической значимости полученного опыта в результате прохождения практики.
Защита отчёта по производственной практике
Защита отчета проводится на кафедре. Процесс защиты предполагает определение руководителем практики уровня овладения студентом практическими навыками работы и степени применения на практике полученных в период обучения по специальным дисциплинам теоретических знаний. После защиты руководитель выставляет общую оценку, в которой отражается как качество представленного отчета, так и уровень подготовки студента к практической деятельности.
Что такое отчёт по преддипломной практике
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и предусмотрена после освоения студентом программ теоретического и практического обучения, и также является заключительной частью в профессиональной подготовке специалиста.
Преддипломная практика проводится в российских или зарубежных организациях, учреждениях, компаниях, коммерческих и некоммерческих организациях и предприятиях, имеющих непосредственное отношение к получаемой студентами специальности.
Преддипломная практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности согласно учебному плану и графику.
Преддипломная практика проводится с целью:
Преддипломная практика студентов, обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения, проводится по месту работы студентов.
Преддипломная производственная практика проводится у студентов:
Преддипломная практика базируется на знаниях, полученных студентами при изучении всех дисциплин, предусмотренных рабочим учебным планом, на навыках, приобретенных в процессе прохождения учебных практик.
Полученный студентами опыт практической работы в ходе преддипломной производственной практики позволит:
Содержание отчёта по преддипломной практике
Организационный этап:
В течение прохождения преддипломной практики необходимо:
Основной этап:
Описание структуры управления организации, интерпретируя следующую информацию:
Заключительный этап
В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию, В выводах и предложениях необходимо зафиксировать степень достижения поставленных целей и задач, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок.
По итогам прохождения преддипломной практики студент предоставляет на кафедру:
Что написать в отчёте по преддипломной практике
Введение
Основная часть
Заключение
Защита отчета по преддипломной практике
Отчет студента по преддипломной практике представляется на закрепленную кафедру в соответствии с графиком, регистрируется на кафедре старшим лаборантом и представляется научному руководителю для проверки.
Научный руководитель после проверки отчета дает письменный отзыв.
В случае, если в отчете на материалах конкретной организации полностью отражена программа практики с критической оценкой фактического состояния учета и ссылкой на приложения (первичные и сводные документы, регистры бухгалтерского учета, необходимые справки и расчеты); отчет и приложения аккуратно оформлены; имеется положительная характеристика, полностью заполненный дневник, заверенный руководителем практики, то отчет рекомендуется к защите.
В случае, если в отчете освещены не все вопросы программы практики, отсутствуют отдельные приложения или не даны критические замечания об организации бухгалтерского учета, то отчет направляется на доработку студенту.
После проверки отчета и допуска к защите, студент защищает его на заседании специальной комиссии на закрепленной кафедре. Отчет оценивается по пятибалльной системе с учетом характеристики, полученной из организации, содержания отчета и ответов студента.
Оформление отчётов по практике
Объекты
Формат листа бумаги
А-4 (210 х 297) текст излагается на одной стороне белой бумаги
Размер шрифта
Кегль – 14, цвет черный
Название шрифта
Times New Roman, начертание обычное
Межстрочный интервал
Выравнивание текста
Выравнивание заголовков
Перенос слов
Автоматическая расстановка переносов
Количество строк на странице
28-30 строк (1800 печатных знаков)
Поля (мм)
Верхнее, правое – 10 мм;
Чтобы параметры текста в рамке соответствовали требованиям ЕСКД (единая система конструкторской документации)
Абзац (первая строка)
(отступ красной строки)
Текст работы необходимо делить на абзацы, то есть части, начинающиеся с новой строки, это позволяет лучше воспринимать смысл изложенного материала. Каждый абзац должен выражать самостоятельную мысль. Не допускается:
Нумерация страниц
Сквозная в нижнем правом углу рамки, арабскими цифрами, начиная со страницы 3 «Содержание». Страницы приложений нумеруют не нарушая последовательности, кроме бланков унифицированных форм.
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах по тексту работы, включаются в общую нумерацию.
Общий объем
Титульный лист
Требования к титульному листу представлены в приложении А
Нумерация разделов, подразделов
Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Разделы обозначаются арабскими цифрами
После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта точка не ставится
Текст может быть разбит на разделы, подразделы, пункты и подпункты до четвертого знака, например нумерация состоящая из трех цифр: 1.1.1, 1.1.2 и т.д.
Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка, например:
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например:
Оформление структурных элементов
Каждый структурный элемент начинается с новой страницы.
Заголовки структурных элементов печатают строчными буквами (первая – прописная), без точки в конце, выравнивают по центру, начертание полужирное.
Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Заголовки структурных элементов, расположенные по тексту отчёта, должны иметь такую же формулировку, как и в структурном элементе «Содержание».
Расстояние между заголовком раздела (главы) и подраздела один межстрочный интервал (одна строка).
Расстояние между заголовком раздела или подраздела и текстом один межстрочный интервал (одна строка).
Расстояние между текстом и последующим заголовком параграфа один межстрочный интервал (одна строка).
Числовые значения в тексте:
Цифры после девяти пишутся цифрой (15 компьютеров);
Значения выравнивания чисел
Указывать требуемую степень точности (руб.- два знака после запятой и т.д.).
Список литературы
Не менее 20 библиографических источников составленных в следующем порядке: нормативных, учебных, справочных, интернет-ресурсов.
Документы обычных форм
Бланки на бумажном носители должны быть идентичны электронным шаблонам унифицированных форм документов, располагаются в приложении, не нумеруются, но считаются страницами.
Ссылки на источники обязательны
В квадратных скобках указывается номер источника в списке и номера страниц источника: [6, с 7-8]
Оформление заголовков
Каждая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку использованных источников, приложениям и т. д.).
Названия структурных частей работы располагают в середине строки (выравнивание по центру) и печатают прописными (заглавными) буквами без точки в конце; названия пунктов – строчными буквами, при этом точки по окончании также не ставятся.
Шрифт заголовков – 14 Times New Roman, полужирный.
Главы нумеруются арабскими цифрами – 1, 2. Слово «Глава» не пишется, номер главы и ее название разделяются пробелом. Главы делятся на пункты. Номер пункта состоит из номера главы и номера пункта в главе (например: 1.2 (1 – номер главы, 2 – номер пункта), 2.3 (2 – номер главы, 3 – номер пункта) и т.д.), разделенных точкой. В конце номера точка не ставится. В нумерации после цифр идет пробел. Заголовки пунктов следует печатать по левому краю с абзацного отступа с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая, полужирным шрифтом. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Разрыв слов при переносе не допускается.
Расстояние между заголовком и текстом оставляют равным 15 мм (одна пустая строка при полуторном межстрочном интервале). Расстояние между названием главы и пункта также 15 мм.
Оформление содержания
Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется прописными буквами посередине строки.
В содержании перечисляются названия всех разделов, подразделов и последующих структурных элементов работы и указываются номера страниц их начала по тексту отчёта. Разделы должны быть сбалансированы по числу и уровням структурных элементов. Наименования разделов отчёта, включенные в содержание, записываются прописными буквами, а названия пунктов – строчными буквами, начиная с прописной буквы.
При формировании содержания рекомендуется использовать автособираемое оглавление (в Microsoft Word: Ссылки – Оглавление).
Содержание может быть оформлено как скрытая таблица. Текст должен соответствовать содержанию.
Оформление нумерации
Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Первой страницей отчета является титульный лист, второй – содержание, на страницах 1 и 2 номер не ставят.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета. Содержание, введение, заключение и список использованных источников не нумеруются.
Подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого высшего разряда деления (соответственно раздела, подраздела, пункта). Составные части номера (каждую цифру) отделяют друг от друга точкой. В конце номера точка не ставится.
Если раздел или подраздел имеет один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
Иллюстрации (схемы, чертежи, графики, диаграммы, фотографии) обозначают словом “Рисунок” и нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всего отчета, либо в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложениях. Если в отчете приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово “Рисунок” не пишут.
Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1 — Детали прибора.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложениях) в пределах всего отчета, либо в пределах раздела. Если в отчете одна таблица, ее не нумеруют и слово “Таблица” не пишут.
Формулы в отчете (если их более одной и на них даются ссылки) нумеруют аналогично иллюстрациям и таблицам. Номер формулы указывают в круглых скобках у правого поля страницы на уровне формулы.
Перечисления, приводимые в тексте ПЗ, на которые нет ссылок, не нумеруют. Перед каждым перечислением следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте ПЗ на одно из перечислений перед каждым из них ставят строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.
Оформление рисунков
К рисункам относятся все графические изображения (схемы, графики, диаграммы, фотографии, рисунки). Рисунки располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Нумерация рисунков арабскими цифрами, сквозная (1,2,3). Допускается нумеровать рисунки в пределах раздела (главы), в этом случае номер рисунка состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки следующим образом: «Рисунок 2 – Название». Точка в конце названия не ставится. Переносы слов в названиях рисунков не допускается. На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки следующим образом: «. в соответствии с рисунком 1» или (см. рисунок 1). Пример оформления рисунков приведен в приложении И.
Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Рисунок А.3).
Оформление таблиц
На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Все таблицы нумеруются, нумерация сквозная (например, Таблица 1) или в пределах раздела (Таблица 1.1). Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия обязательно. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, с абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 2.2 – Динамика доходов организации). Название таблицы записывается тем, же шрифтом, что и основной текст, выделения жирным, курсивом и подчеркивания не допускаются. Точка в конце названия не ставится. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Переносы слов в названиях таблиц не допускается.
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например, Продолжение таблицы 1).
Заголовки столбцов и строк таблицы пишут с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов и строк диагональными линиями не допускается.
Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте, но не менее 10 кегля. Также допускается сокращение в таблицах межстрочного интервала до одного, если это не приводит к ухудшению визуального восприятия приведенных в них данных. Пример оформление таблиц представлен в приложении К.
Оформление буквенных аббревиатур
В тексте работы, кроме общепринятых аббревиатур, допускается использование вводимых автором буквенных аббревиатурх, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Если число сокращений превышает десять, то составляется список принятых сокращений, который помещается перед списком литературы.
Оформление формул и написания символов
Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Пояснения к символам и коэффициентам приводятся сразу под формулой в той последовательности, в которой они идут в формуле. Все формулы нумеруются. Нумерация сквозная или в пределах раздела, номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Оформление списка литературы
Список литературы должен называться «Список использованных источников». В него включаются все печатные источники (нормативно-законодательные акты, учебники и учебные пособия, монографии и брошюры, научно-исследовательские отчеты, журнальные статьи, справочные материалы, материалы сети Интернет), которые были изучены, и материал из которых был использован студентом. Количество использованных источников должно быть не менее 25.
Каждая библиографическая запись в списке литературы получает порядковый номер и начинается с красной строки. Нумерация источников в списке сквозная в порядке появления ссылок на источники в тексте работы.
Библиографическое описание книги приводится в следующей последовательности:
Автор (Фамилия, И. О.). Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об
ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). – Место издания: Издательство, Год издания. – Объем.
Библиографическое описание статьи из сборника или периодического издания состоит из двух частей: сведений о статье и сведений об издании и месте (страницах), в котором эта статья помещена. Эти части отделяются друг от друга двойной косой чертой.
При описании электронного ресурса, размещенного в Интернете, указывается интернет-адрес сайта или конкретной страницы (URL) и дата обращения к этому сайту (поскольку содержание интернет-сайтов может со временем изменяться). Электронные ресурсы включаются в общий массив источников, и поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов – [Электронный ресурс]. Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к документу — та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.
Сведения ограничения доступа приводят в том случае, если доступ к документу возможен, например, из какого-то конкретного места (локальной сети, организации, для сети которой доступ открыт), только для зарегистрированных пользователей и т.п. В описании в таком случае указывают: «Доступ из …», «Доступ для зарегистрированных пользователей» и др. Если доступ свободен, то в сведениях не указывают ничего.
Электронные ресурсы оформляются ссылками на конкретную страницу соответствующего сайта с обязательным указанием даты обращения.
В списке должны отражаться использованные источники, изданные в последние 5 лет, за исключением действующих нормативно-законодательных актов, которые не утратили свою актуальность, а также фундаментальных трудов, которые не переиздавались в указанный период.
Оформление ссылок
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
Не дословное приведение выдержки из какого-либо источника не
выделяется кавычками, но обязательно снабжается ссылкой на источник.
В тексте выпускной квалификационной работы при упоминании какого-либо автора указываются сначала его инициалы, а затем фамилия (например, по мнению О.И.Лаврушина, как подчеркивает Г.С.Панова и т.д.).
Ссылки по тексту на источники обозначаются числом в квадратных скобках. Рекомендуется указывать не только источник, но и страницу. Например: [13, с. 321]. Первое число в скобках должно соответствовать номеру источника в списке использованных источников, который размещается в конце работы. Второе число – номер страницы. В некоторых случаях, когда ссылки отражают не конкретный вывод автора, а его концепцию, изложенную во всей работе, указывать номера страниц источника нецелесообразно.
Оформление приложений
В тексте отчёта на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Приложения обозначают буквами русского алфавита, начиная с буквы «А», за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в центре слова «Приложение» и иметь тематический заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения. Нумерация таблиц и рисунков, расположенных в приложениях сквозная, т.е. они имеют более поздние номера по сравнению с таблицами и рисунками, расположенными в тексте.
Что такое дневник практики
Дневник по практике является основной частью отчета по практике. Дневник заполняется студентом на всем протяжении практики. В нем указывается краткая характеристика и содержание конкретных видов работ, выполняемых студентами в соответствии с заданием на практику. В нем же руководитель практики от организации выставляет оценки за их выполнение, с учетом фактически проведенных студентом мероприятий и достигнутых результатов.
Дневник практики является документом, подтверждающим выполнение программы во время прохождения производственной (преддипломной) практики.
Записи в дневники производит студент самостоятельно. Студент систематически аккуратно, без сокращений заполняет все виды выполняемых работ.
Записи в дневнике показывают умение студента разобраться в выполнении задания по практике.
Руководитель организации (наставник от организации) выставляет оценки, что подтверждается его личной подписью.
Студент не реже двух раз в неделю предоставляет дневник руководителю практики, о чем руководитель практики делает соответствующие записи.
Записи в дневнике являются основным материалом для составления отчета о практике.
Основным документом производственной практики является дневник. Заполнение дневника начинается еще на собрании перед началом практики. По мере выполнения программы практики в соответствии с календарным графиком студент отчитывается о проделанной работе путем изложения в дневнике краткого содержания работ и сроков их проведения. Дневник должен регулярно проверяться и подписываться руководителем практики от предприятия, что обеспечивает возможность контролировать ход практики и вносить необходимые коррективы. Разделы дневника аккуратно заполняются с помощью содержащихся в нем подсказок.
По завершении практики, при ее прохождении вне университета, на дневнике обязательно должны присутствовать три печати (штампа):
При прохождении практики в университете штампы и печати на дневнике не ставятся.
Пример:
Что такое характеристика к отчету по практике
Характеристика является одним из основных документов, в котором дается оценка результатов освоения общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих виду практики. Характеристика заполняется руководителем практики от организации и играет существенную роль в формировании итоговой оценки по практике на дифференцированном зачете.
Характеристику на студента, проходившего преддипломную практику, составляет руководитель базы практики в произвольной форме. Характеристика должна содержать следующие сведения:
Характеристику оформляют на бланке организации, являющейся базой практики, или на листе формата А4 с угловым штампом и печатью этой организации, заверяющей подпись её руководителя.
Организация, которая выдает характеристику практиканту, должна соответствовать приказу о направлении студентов для прохождения преддипломной практики. В случае несовпадения (если студент представляет характеристику и отчет не из той организации, которая закреплена как база практики по приказу), прохождение практики не засчитывают.
Защита отчета по практике
Результаты практики оцениваются комиссией, назначенной распоряжением декана факультета, на основании совокупности представленных отчетных документов и защиты практики студентом.
Схема алгоритма защиты отчёт по практике:
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены.
Защита отчетов по практике организуется на выпускающей кафедре по направлению подготовки. Во время защиты отчета студент делает сообщение о выполнении программы практики в соответствии с заданием, формулирует выводы, замечания и предложения по содержанию пройденной практики.
Полученная по итогам защиты оценка проставляется в зачетной ведомости и личной зачетной книжке студента, а также включается в приложение к диплому.