Единственное и множественное число в английском языке
Грамматическая категория числа – одна из важнейших для овладения иностранным языком и его понимания в целом. Именно поэтому изучать единственное и множественное число в английском языке начинают практически сразу же, постепенно расширяя свои знания, в том числе и в плане исключений. Даже если вы только начали заниматься английским, самое время узнать, как образуется множественное число у различных частей речи – и у которых из них оно есть в принципе.
Как вы уже знаете, английский язык относится к аналитическому типу – а это значит, что смысловая связь между частями фраз и словосочетаний, а также членами предложения поддерживается преимущественно с помощью предлогов. Окончания единственного и множественного числа – одно из немногих проявлений флективности в английском. Под него попадают только существительные и глаголы, а потому заучивание правил данной категории обычно не представляет особой сложности. А теперь остановимся подробнее на образовании числа относительно каждой части речи, к которой оно применимо.
Единственное и множественное число существительных в английском
Наиболее обширная группа, к которой применимо образование множественного числа – это, конечно же, существительные. Действительно, определение единичности или множественности предметов является первостепенным для слов, которые их обозначают. А потому, давайте разберем подробнее каждый случай образования.
Так же стоит обратить внимание на то, что существительные, оканчивающиеся на согласную, в большинстве случаев не теряют ее при добавлении окончания множественного числа.
Еще один важный момент – использование числительных рядом с существительными во множественном числе. В этом случае мы также добавляем окончание s.
Если существительное оканчивается на звуки, образуемые буквосочетаниями ss, ch, sh, x, то в этом случае образование множественного числа происходит с помощью окончания
Существительные, оканчивающие на букву y, немного изменяются – y заменяет буквосочетание ie, и, разумеется, добавляется окончание s. Единственное исключение – случаи, когда перед конечной y стоит гласная. В этом случае в самом слове ничего не меняется.
Еще один случай, когда существительное во множественном числе оканчивается на es – слова с окончанием на гласную o. Однако и из этого правила есть несколько исключений.
Слова-исключения: bamboo, kangaroo, studios, radio, zoo, kilo, Eskimo, photo, piano, concerto, tobacco.
У существительных с финальной согласной f множественное число образуется с заменой f на согласную v.
Существительные-исключения
Множественное число в английском у ряда существительных образуется по особым, нехарактерным для языка правилам. Обычно это связано с определенными историческими процессами, в рамках которых развивается лексика и грамматика. Если вы не лингвист, уловить и осознать все эти процессы вряд ли получится, поэтому слова-исключения будет необходимо заучить и запомнить.
Исключения с особым типом образования множественного числа
Исключения, у которых совпадают формы единственного и множественного числа
Слова, заимствованные из иностранных языков (чаще всего греческого и латыни) с формой множественного числа из языка заимствования
Существительные, употребляемые только в единственном или во множественном числе
Слова, которым свойственно только множественное либо единственное число в английском языке, встречаются не так уж часто, однако употребляются они, как правило, достаточно широко. Именно поэтому такие существительные также потребуется как следует выучить.
Существительные, употребляемые только в единственном числе
В первую очередь это, конечно же, неисчисляемые существительные, которым не свойственна штучность.
Существительные, употребляемые только во множественном числе
Образование множественного числа у глаголов
Категория числа у глаголов выражена крайне слабо. Исключением в данном случае можно считать следующие случаи:
3-е лицо единственного числа в настоящем простом времени (Present Simple)
Как вы уже знаете, в этой форме глагол приобретает окончание s. Именно в этом в данном случае и кроется различие между единственным и множественным числом – и, правильно прочитав предложение, вы сможете его понять и правильно перевести.
The Smiths go shopping on Fridays. – Смиты ходят за покупками по воскресеньям.
The eagle flies alone. – Орел летает в одиночку.
3-е лицо единственного числа для настоящего завершенного времени (Present Perfect)
Здесь функцию указания единственного числа берет на себя вспомогательный глагол have, форма которого меняется на has.
Jim has just came home after classes. – Джим только что пришел домой после уроков.
Two apples have fallen from the tree right now. – С дерева только что упали два яблока.
3-е лицо для настоящего длительного времени (Present Continuous)
В данной форме за число также отвечают две формы вспомогательного глагола to be – is и are.
The children are playing volleyball in the garden. – Дети играют в волейбол в саду.
My mother is ironing my dress. – Мама гладит мое платье.
3-е лицо единственного числа для прошедшего длительного времени (Past Continuous)
Принцип указания на число в этом случае тот же, однако используются уже две другие формы глагола to be – was и were
Emma was playing violin from three to four o’clock. – Эмма играла на скрипке с трех до четырех часов.
The students were preparing for the test the whole day yesterday – Вчера студенты весь день готовились к тесту.
Как видите, во всех случаях, за исключением первого, основные глаголы даже не принимают на себя категорию множественного числа – за это отвечают вспомогательные глаголы.
Единственное и множественное число: правила для английских местоимений
Местоимения также могут меняться в зависимости от числа предметов, которые они обозначают – это свойственно сразу нескольким категориям данной части речи. При этом их формы меняются, что вы можете увидеть в таблице ниже.
I (я), you (ты, Вы), he (он), she (она), it (оно)
we (мы), you (вы), they (они)
Личные (объектный падеж)
me (меня, мне), you (тебе, тебя), him (его), her (ее), it (его, оно)
us (нас, нами), you (вас, вами), them (их, ими)
my (мой), your (твой), his (его), her (ее), its (их)
our (наш), your (ваш), their (их)
this (этот), that (тот)
these (эти), those (те)
myself (я сам), yourself (ты сам), himself (он сам), herself (она сама), itself (оно само)
ourselves (нами самими), yourselves (вами самими), themselves (ими самими)
Вы наверняка заметили, что местоимение you встречается в обеих колонках. Дело в том, что в английском нет разделения на «ты» и «вы» в речи, и это также связано с историческими особенностями развития языка.
Теперь вы вполне наглядно представляете себе, чем отличаются английские слова в единственном и множественном числе. Как видите, правила образования множественного числа достаточно просты и исключений из них немного. Так что мы более чем уверены, что изучение этой грамматической категории не составит особого труда.
Множественное число существительных в английском языке
Как вы знаете, английские существительные могут стоять в единственном или во множественном числе. Множественное число существительных в английском языке, также как и в русском, употребляется для обозначения двух и более предметов.
Although unions may be good for a worker, singular, they are not always good for workers, plural. Especially when it comes to finding a job.
Если профсоюзы могут быть полезными для рабочего в единственном числе, то они не всегда хороши для рабочих во множественном. Особенно, это касается поиска работы.
Правила образования множественного числа в английском по сравнению с русским не требуют запоминания огромного количества окончаний, чередования гласных или выпадения согласных. Но, как и в любом другом языке, существуют свои исключения и особенности употребления.
Как правильно добавить окончание во множественном числе, какие английские существительные образуют множественное число не по правилам? Об этом и многом другом расскажет эта статья.
Образование множественного числа в английском языке
Опорная таблица: образование множественного числа в английском языке
Как вы знаете, в английском языке исчисляемых существительных намного больше, чем неисчисляемых. Исчисляемые английские существительные (анг. Countable Nouns) могут стоять в единственном и во множественном числе.
Единственное число (анг. singular) употребляется для обозначения одного предмета:
a pencil (рус. карандаш)
Множественное число (анг. plural) означает, что предметов больше одного: два, три, четыре, много, мало, и т.д:
two pencils (рус. два карандаша)
three boys (рус. три мальчика)
many houses (рус. много домов)
Чтобы правильно употребить существительное во множественном числе надо знать правила образования, которых не так уж много.
Имена существительные в английском языке образуют множественное число путем прибавления к форме единственного числа окончания –s.
Запомните:
Примеры образования множественного числа с окончанием –s
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
room | комната | rooms | [ruːmz] |
pencil | карандаш | pencils | [‘pensilz] |
shoe | туфля | shoes | [ʃuːz] |
chair | стул | chairs | [ʧɛəz] |
book | книга | books | [bʊks] |
map | карта | maps | [mæps] |
Примеры образования множественного числа с окончанием –es
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
dress | платье | dresses | [ˈdresɪz] |
fox | лиса | foxes | [ ˈfɒksɪz] |
bush | куст | bushes | [ˈbʊʃɪz] |
inch | дюйм | inches | [ˈɪntʃɪz] |
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
horse | лошадь | horses | [ˈhɔːsɪz] |
place | место | places | [ˈpleɪsɪz] |
prize | приз | prizes | [ˈpraɪzɪz] |
judge | судья | judges | [ˈdʒʌdʒɪz] |
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
baby | ребенок | babies | [ˈbeɪbiz] |
lady | леди | ladies | [ˈleɪdiz] |
city | город | cities | [ˈsɪtiz] |
army | армия | armies | [ˈɑːmiz] |
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
boy | мальчик | boys | [ˈbɔɪz] |
key | ключ | keys | [kiːz] |
day | день | days | [deɪz] |
tray | поднос | trays | [treɪz] |
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
leaf | листок | leaves | [liːvz] |
hoof | копыто | hooves | [huːvz] |
wolf | волк | wolves | [wʊlvz] |
calf | теленок | calves | [kɑːvz] |
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
life | жизнь | lives | [lʌɪvz] |
knife | нож | knives | [nʌɪvz] |
wife | жена | wives | [wʌɪvz] |
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
chief | глава | chiefs | [tʃiːfs] |
belief | мнение | beliefs | [bɪˈliːfs] |
cliff | утес | cliffs | [klɪfs] |
cuff | манжет | cuffs | [kʌfs] |
roof | крыша | roofs | [ruːfs] |
handkerchief | платок | handkerchiefs | [ˈhæŋkətʃɪfs] |
Опорная таблица образования множественного числа существительных, оканчивающихся на –o
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
cargo | груз | cargoes | [ˈkɑːɡəʊz] |
hero | герой | heroes | [ˈhɪərəʊz] |
tomato | помидор | tomatoes | [təˈmɑːtəʊz] |
potato | картофелина | potatoes | [pəˈteɪtəʊz] |
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
photo | фото | photos | [ˈfəʊtəʊz] |
radio | радио | radios | [ˈreɪdɪəʊz] |
studio | студия | studios | [ˈstjuːdɪəʊz] |
Единственное число | Перевод | Множественное число | Произношение |
---|---|---|---|
avocado | авокадо | avocadoes avocados | [ˌævəˈkɑːdəʊz] |
buffalo | буйвол | buffaloes buffalos | [‘bʌfələuz] |
domino | домино | dominoes dominos | [ˈdɒmɪnəʊz] |
ghetto | гетто | ghettoes ghettos | [‘getəuz] |
flamingo | фламинго | flamingoes flamingos | [fləˈmɪŋɡəʊz] |
Запомнив эти слова, вы не будете паниковать, когда Google переводчик или редактор правописания Microsoft Office word будет показывать красным ошибки в слове.
Как вы помните, у этого окончания есть несколько вариантов произношения, в зависимости после какой буквы или звука оно стоит.
Важно запомнить, как правильно произносить это окончание в разных словах, чтобы ваша речь напоминала речь носителей.
Множественное число в английском языке таблица
Ниже приведенная таблица облегчит запоминание множественного числа существительных:
Множественное число в английском языке исключения
Известная английская пословица “There’s a black sheep in every flock” (рус.“одна паршивая овца всё стадо портит”)
Такие слова иногда называют неправильные существительные. Давайте остановимся подробнее на исключениях при образовании множественного числа имен существительных.
Слова-исключения множественного числа существительных
Среди слов-исключений можно найти некоторые маленькие закономерности.
Единственное число, произношение | Перевод | Множественное число, произношение |
---|---|---|
man [mæn] | мужчина | mеn [men] |
woman [ˈwʊmən] | женщина | women [ˈwɪmɪn] |
foot [flit] | нога | feet [fi:t] |
tooth [tuːθ] | зуб | teeth [tiːθ] |
goose [gu:s] | гусь | geese [gi:s] |
mouse [maus] | мышь | mice [mais] |
Единственное число, произношение | Перевод | Множественное число, произношение |
---|---|---|
child [tʃʌɪld] | ребенок | children [ˈtʃɪldrən] |
ox [ɒks] | бык | oxen [ˈɒksn] |
brother [ˈbrʌðə] | брат (религ.) | brethren [ˈbrɛðr(ɪ)n] |
3. Некоторые существительные не меняют форму единственного числа во множественном, произношение – тоже
Единственное число, произношение | Перевод | Множественное число, произношение |
---|---|---|
sheep [ʃiːp] | овца | sheep [ʃiːp] |
fish [fɪʃ] | рыба | fish [fɪʃ] |
moose [muːs] | лось | moose [muːs] |
squid [skwɪd] | кальмар | squid [skwɪd] |
Есть и форма fishes, но она имеет другое значение, более одного типа или рода: fish – для одного вида, fishes – для разных видов.
Множественное число заимствований в английском языке
Множественное число существительных в английском: все исключения.
Например, заимствования греческого произношения сохранили форму множественного числа своего родного языка:
Единственное число, произношение | Перевод | Множественное число, произношение |
---|---|---|
datum [ˈdeɪtəm] | данная величина | data [ˈdeɪtə] |
addendum [əˈdɛndəm] | добавление | addenda [əˈdendə] |
erratum [ɛˈrɑːtəm] | ошибка (опечатка) | errata [ɪˈrɑːtə] |
memorandum [mɛməˈrandəm] | меморандум | memoranda [ˌmeməˈrændə] |
phenomenon [fɪˈnɒmɪnən] | явление | phenomena [fəˈnɒmɪnə] |
basis [ˈbeɪsɪs] | базис | bases [ˈbeɪsiːz] |
crisis [ˈkrʌɪsɪs] | кризис | crises [ˈkraɪsiːz] |
Особые случаи употребления множественного числа существительных
Следует заметить, что окончание –s не всегда обозначает умножение предметов; нередко образованное им существительное обретает новый смысл singular. Ближайший пример: word – слово, words – слова (мн.ч.), но также: разговор, речь, размолвка, ссора (ед.ч.).
Множественное число в составных существительных
Составные или сложные существительные состоят из двух или более слов, обычно существительных. В этих словах действуют особые правила образования множественного числа.
Правило 1
В сложных существительных, которые пишутся слитно, форму множественного числа обычно принимает только второе слово.
Единственное число | Перевод | Множественное число |
---|---|---|
schoolboy | школьник | schoolboys |
housewife | домашняя хозяйка | housewives |
postman | почтальон | postmen |
Правило 2
Единственное число | Перевод | Множественное число |
---|---|---|
man-of-war | человек войны, военный | men-of-war |
custom-house | таможня | custom-houses |
hotel-keeper | хозяин гостиницы | hotel-keepers |
Правило 3
Единственное число | Перевод | Множественное число |
---|---|---|
woman-writer | писательница | women-writers |
gentleman-farmer | фермер | gentlemen-farmers |
man-servant | прислуга мужского пола | men-servants |
woman-doctor | доктор-женщина | women-doctors |
Правило 4
Единственное число | Перевод | Множественное число |
---|---|---|
forget-me-not | незабудка | forget-me-nots |
drop-out | исключенный | drop-outs |
Вместо заключения:
Как вы убедились, правила образования множественного числа в английском языке не такие уж сложные. Более подробно о них вам могут рассказать учителя школы iEnglish, а чтобы запомнить их получше, рекомендуем сделать несколько упражнений на множественное число прямо сейчас.
Почему «women» читается как «wimen»
Всё дело в уже поднадоевшем «так сложилось».
Слово «woman» произошло от англо-саксонского wimman, wiman (мн.ч. wimmen), которое могло бы быть переведено как «человек женского пола» или «жена-человек».
Лига Полиглотов
150 постов 1.9K подписчик
Правила сообщества
1. В постах указываем теги «ИнЯз» и «fl». Так же указываем в тегах название соответствующего языка.
3. Мат, как существенная и прекрасная часть любого языка, дозволен, если не направлен на оскорбление присутствующих и отсутствующих пикабушников.
Вся проблема в том, что английский письменный на несколько сотен лет отстал от разговорного. У нас периодически реформы проводили, поэтому такой дичи почти нет. Это примерно как если бы мы писали как в 16 веке.
они говорили ВАЙФА, еще до того как это стало мейнстримом)
Про Крым это чёта новое. А ну, расскажи в деталях.
Насколько оскандинавлен английский язык?
Как-то я делал пост о французских заимствованиях в английском. И если количество галлицизмов в английском нередко преувеличивают, то о словах, попавших к англичанам от скандинавов, широкой публике известно немного.
Как мы знаем, в конце в VIII века скандинавы стали нападать на английские поселения, начав тем самым эпоху викингов. В середине IX века датчане переходят от набегов к завоеванию, оттяпав значительный кусок острова. Карта Англии в 878 году, красным обозначена территория датского права (Дейнло / Danelaw, Danelagh):
В древнеанглийском сочетание ск перешло в ш. Поэтому легко понять, что слова scab «чесотка», scant «недостаточный», scare «пугать», score «счёт очков», scowl «смотреть сердито», scrap «клочок», skill «искусство, навык», skin «кожа», skip «скакать», sky «небо» – скандинавского происхождения. При этом skill и skin не до конца вытеснили исконные обозначения craft и hide, которые несколько изменили значение (skin – кожа человека, hide – шкура животного).
Поскольку древнеанглийский и древнескандинавский языки – родственники, были случаи, когда англичане заимствовали у скандинавов слово, родственное английскому, но имеющее несколько другой фонетический облик. Например, shrub «кустарник» – исконное слово, а scrub «кустарник» пришёл от скандинавов. Ещё более показательный случай: shirt «рубашка» – исконное слово, skirt «юбка» – это его скандинавский родственник.
В этом ключе интересна история, рассказанная Уильямом Кэкстоном в предисловии к изданию «Энеиды» (1490 год.). Купец с севера Англии столкнулся с недопониманием:
And specyally he axyed after eggys. And the good wyf answerde that she coude speke no frenshe. And the marchaunt was angry for he also coude speke no frenshe but wold haue hadde egges and she understode hym not. And thenne at laste a nother sayd that he wolde haue eyren. Then the good wyf sayd that she understood hym wel.
И он попросил именно яйца (eggys). А добрая женщина ответила, что она не говорит по-французски. Купец разозлился, поскольку он тоже не говорил по-французски, но хотел яиц (egges), а она его не понимала. И тогда наконец другой человек сказал, что он хотел бы яиц (eyren). Тогда добрая женщина сказала, что поняла.
Здесь купец-северянин использует скандинавское по происхождению слово egg, в то время как на юге в ходу исконное ey. Как мы знаем, в конечном итоге победило именно egg, и вряд ли вас сейчас поймут в Англии, если вы захотите купить eyren.
Ещё одним маркером скандинавизмов является сохранение к и г в тех условиях, где в английском эти звуки перешли в ч и й соответственно. Так, ditch «канава, ров» – исконное слово, а dike «канава, ров» – скандинавское; yard «двор» – исконное, garth «площадка, двор» – скандинавское, church «церковь» – исконное, kirk «церковь» – скандинавское. Слова again «снова», anger «гнев», gape «зевать», gate «ворота», gear «устройство», get «получить», gift «дар», give «дать», guess «угадать», keel «киль», kettle «котелок», kid «козлёнок; ребёнок» – скандинавского происхождения.
Иногда вычислить заимствования позволяют гласный: no «нет» – английская форма, nay «нет» – скандинавская, whole «весь» – исконная, hale «здоровый, крепкий» – скандинавская, raise «поднимать» – заимствование.
Нередко вытеснение исконного слова скандинавизмом можно проследить по памятникам. Так, «брать» в древнеанглийском – niman (ср. немецкое nehmen), но постепенно оно исчезает и сменяется скандинавским заимствованием take.
Назову ещё ряд скандинавизмов, большинство из которых вам прекрасно знакомо: awkward «неловкий», bag «сумка», band «лента», beck «ручей», birth «рождение», brink «грань», cake «торт», call «звать», cast «бросать», crawl «ползти», crook «крюк», die «умирать», dirt «грязь», dregs «осадок», droop «поникать», fellow «парень», freckle «веснушка», gasp «дышать с трудом», glitter «блестеть», happy «счастливый», hustings «городской суд», husband «муж», knife «нож», law «закон», leg «нога», loan «заём», low «низкий», muggy «душный», odd «нечётный», outlaw «преступник», race «гонки», ransack «обыскивать», reindeer «северный олень», root «корень», rotten «гнилой», rug «коврик», same «тот же самый», seem «казаться», sister «сестра», sly «хитрый», smile «улыбаться», snub «курносый», steak «стейк», tattered «оборванный», thrift «бережливость», trust «верить», want «хотеть», weak «слабый», window «окно».
Оговорюсь, что это неполный список, кроме того, множество скандинавских заимствований известно по рукописям, но в современном английском не сохранилось.
Поскольку древнеанглийский и древнескандинавский были сравнительно близкими родственниками, их носители в какой-то мере могли понимать друг друга. Возможно, именно этот факт поспособствовал тому, что древнескандинавскому удалось повлиять и на английскую грамматику. По-древнеанглийски «они» звучало как hī или hēo (макрон над гласными обозначает долготу). Современные формы they/them восходят к древнескандинавскому местоимению þeir «те».
Если вы внимательно прочитали список выше, то наверняка обратили внимание на то, что среди скандинавских заимствований масса распространённых и повседневных слов. Чтобы показать это наглядно, возьмём двести самых частотных английских слов по версии A Frequency Dictionary of Contemporary American English (London, New York: Routledge, 2010) и при помощи цвета промаркируем их этимологию.
Красный – заимствования из французского, оранжевый – из латыни, зелёный – скандинавизмы.
Как мы видим, галлицизмов в этом списке побольше, но и скандинавизмов хватает.
Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. Cambridge, 1995. Pp. 25–26.
The Cambridge History of the English Language, Vol. 1 The Beginning to 1066. Cambridge, 2005. Pp. 320–336.
Предыдущие посты по истории английского языка:
«Скворец» в языках Европы и европейской части России
Языки России на карте показаны без точной географической привязки. Их порядок такой же, как и в столбике в левом верхнем углу.
Польское szpak, русское диалектное, украинское, бел. шпак и чеш. špaček восходят немецкому spatz (“воробей”). Повод глянуть прошлую карту.
Будьте добры, позовите, пожалуйста, Антона Семёновича Шпака. Будьте любезны!
Румынское: от народнолатинского *graulus или *gravulus, из лат. graculus (“галка”), восходящего к праиндоевр. *greh₂-k- (“каркать, хрипеть, квакать”). Родственно фр. grolle.
Ещё один волнующий вопрос: а связан ли кельтский жрец-друид (англ. druid) с ирландским и гэльским скворцом? В пракельтском этот жрец — *druwits (буквально “дубознающий, дубознавец”), от *daru (“дуб”) + *wid-, *windeti (“знать, видеть”). А вот скворец от древнегойдельского существительного ж.р. truit, от пракельтского *trozdis, из праИ-Е *trosdos (“дрозд”); То есть, кельтский скворец— языковой родственник славянского дрозда.
Слово «воробей» в языках Европы
Языки России расположены без точной географической привязки! В круглых скобках — транслитерация, в квадратных — транскрипция.
Воробей: от праславянского *vorbь, родственно литов. и латыш. словам. Вероятно, звукоподражательное. Правда, в балтийских языках корень *virb подвергся сближению со словом на ž (z), вероятно, со «звенеть, звонить». Украинский вариант содержит более редкую протезу на г- (например, горіх = орех).
В скандинавских языках привычный нам домо́вый воробе́й (новолат. passer domesticus) зачастую зовётся серым воробьём. Слова в германских языках восходят к *sparwō, от праиндоевропейского *spḗr (“воробей”) и родственны древнегреч. ψάρ /psár/ (“скворец”).
Латинское passer восходит к праиндоевропейскому *p(e)t-tro- из корня *peth₂- (“летать, лететь”).
Нидерландское слово происходит от средненидерл. mussche и через musca восходит к латинскому muscio, от musca (“муха, мушка”).
Как менялось звучание цифры «два» в индо-европейской группе языков
Слово «ёж» в языках Европы
Языки России расположены без точной привязки к своим ареалам. Не стоит думать, что эрзянский в Обонежской пятине, а кабардинский — в Ростовской области.
Английское — сложение hedge («изгородь, ограда») и hog («кабан, свинья»).
Исландское — сложение broddur (“остриё, шип”) и göltur (“кабан, свинья”).
Датское — сложение двух слов: pind от древнескандинавского pinni («иголка, палка») + svin («поросёнок, свинья»).
Немецкое: через праформы igil и *igil возводят к прагерманскому *igilaz от праиндоевропейского *h₁eǵʰis (“ёж”).
Латинское ēricius — от праиндоевроп. *ǵʰḗr (“ощетиниться”); Когнаты: древнегреч. χήρ /khḗr/ («ёж») и χοῖρος /khoîros/ («свинья»), албан. derr («свинья»).
Возможно, кому-то сложно поверить, но именно к этому латинскому слову восходят слова в романских языках (а ещё в албанском). Непохожесть романских между собой объясняется эволюцией из народнолатинских форм.
Валлийское: вероятно, родственно drain (“игла, колючка, шип ”), из пракельтского *dragino.
Венгерское — от прафинноугорского *śijele (“ёж”), как и финское с эстонским.
Рус. ежевика и укр. ожина («ежевика») — буквально «ежовые ягоды».
Слово «утка» в языках Европы
Языки России расположены на карте схематично
Самец утки — селезень. Виды диких уток называются словами звукоподражательной основы «кряква«, «чирок«.
Английское слово не случайно схоже с глаголом to duck («пригнуться, нагнуться, нырять, увернуться»): они родственны и восходят к староанглийскому *dūcan (“нырять, нырять, пригибаться”) от прагерманского корня *dūkaną. То есть, можно сказать, что duck = нырок.
Другие слова в германских языках восходят к праформе *anadz от праиндоевр. *h₂énh₂t- (“утка”).
Андалузский диалект арабского языка замешан в появлении в исп. и порт. pato, от арабского بَطّ (baṭṭ, “утка”) с первоисточником в персидском — بت (bat, “утка”). Иранские корни находят у древнеармянских բատ (bat) и պատ (pat), а также чечен. бад, но в последнем случае имело место тюркское посредство. Родственны этому кому и южнославянские патица, патка и паток.
А вот греческую утку словари относят к звукоподражательным словам. Похожая ситуация с латышским pīle. Также в современных индоевропейских к звукоподражательному-подзывательному *pī,*pīp возводят болгар. пи́ле (píle, “цыплёнок”) и древнегреч. πῑ́πος (pī́pos, “птенец”).
Венгерское kacsa — славянизм. Предполагается звукоподражательная основа слав. качки. А вот с рум. rață, словен. raca и венг. réce всё чуть сложнее. Хоть и попало они в венг. из славянских, по происхождению, это, возможно, субстратное, родственное албанскому rosa и/или словам в двух романских: фриульскому raze и окситанскому rit.
Валлийское и бретонское слова восходят к пракельтскому *awis, что происходит от индоевроп. *h₂éwis (“птица”). Туда же и латинское avis, и авиация.
Французское canard: от среднефранц. cane (“утка”, а также “плавающий объект, лодочка”) от старофранц. cane (“лодка, судно; водная птица”). Вероятно, через франкское посредство, восходит к прагерм. *kaną (“лодка, судно”).
Ель (ёлка) в языках Европы
Языки России расположены на карте схематично.
Ёлка в русском языке: 1) хвойное дерево 2) новогоднее дерево 3) новогодний утренник. Новогоднее дерево, рождественская ёлка имеют другие названия в языках мира. Например, на исландском — jólatré, на албанском — pema e Vitit të Ri, pema e Krishlindjeve, на немецком — Tannenbaum, на польском — choinka. Непосредственно сербская ель на Балканах зачастую называется оморикой.
Ближайшие родственники славянской ели в балтских языках. В древненовгородском западном и псковском диалектах ель — ёгла, егль; См: деревня Ёглино в Ленинградской области.
Др.-русск. смьрчь («кедр»), церковнослав. смрьчь («можжевельник»). У смереки железобетонной этимологии нет, но довольно заманчивая — от праслав. *smьrděti («смердеть, вонять, сильно пахнуть»). Всё же в этом есть смысл. А вот другая версия связывает слово c арм. մայրի («кедр»), а также с аккадским (šu-ur₂-min₃ /šurmēnu/, “кипарис”) или шумерским (šu-ur₂-me /šurmen/, “кипарис”). По Трубачеву, славянские формы соотносятся со ср.-перс., н.-перс. sarv ‘кипарис’. У лингвиста Младенова представлена связь с лит. smarsas «жир, мазь», др.-исл. smjor «масло, жир», д.-в.-н. smero — то же, нов.-в.-н. schmieren «намазывать». Первоисточник: прагерм. *smerwą (“жир, смазка”).
Швед., норв., датск. и исл. — от древнесканд. grǫn (“ель, сосна”), от прагерм. *granō (“часть колоска, пучок волос, щетина, усы”), от праинд. корня *gʰroH-néh₂-. Когнаты и далёкие родственники: древнеирл. grend (“щетина, борода”), русск. грань.
А вот голландское spar от средненидерландск. sparre (“столб, балка, доска”).
В кои-то веки, в коем-то веке, финно-пермские и саамское слова восходят к одной праформе.
Карта: собака в языках Европы и европейской части России
Собака, пёс без учёта пола собаки. Заметили ошибку — дайте знать. Язык РФ не на своём месте? Смотрим в нижний правый угол.
По Фасмеру, собака — заимствование из иранских языков. Ср: авест. sраkа-, «собачий», sрā «собака», мидийск. σπάκα. Трубачев пишет что, скорее всего мы имеем здесь заимствование из части тюрк., от köbäk «собака». *Köpek — огузское слово, вероятно, родственное старокыпчакскому köbelek ‘пастушья собака’. Некоторые не исключают связи с бабочкой в тюркских языках. Но объяснения связи бабочки и пса там довольно мудрёные.
Пёс: наиболее убедительная версия связывает праслав. *pьsъ с пестротой. Иначе говоря, с пёстрым или пятнистым окрасом животного. Восходит слово к праиндоевропейскому корню *piḱ-, как и санскритское पिशङ्ग piśáṅga, “красноватый, рыжевато-коричневый”.
Английское dog и шотландское dug восходят к древнеанглийскому dogga, docga неясного происхождения. Скорее всего, субстратного. Одно из предположений связывает слово с древнеангл. dox («тёмный, смуглый»). Иная версия выводит dog из древнеангл. dugan («быть хорошим, достойным, полезным»), т.е. собака = полезное животное. Ещё в 14-м веке в Англии домашних собак называли словом hound, а dog относилось лишь к определённым породам — так называли бульдогов и мастифов. В современном языке hound — «гончая».
Германские варианты происходят от праформы *hund, родственной латинскому canis, древнегреч. κύων [kúōn], санскритскому श्वन् [śvan], гойдельскому (предковому для ирл. и шотл. гэльс.к) cú, валл. ci, литовскому šuõ и т.д. И всё это от праиндоевр. корня *ḱwṓ.
Звукоподражанием считается и каталанское gos. Корни исп. perro видят в иберском палеоиспанском языке.
Карта: «небо» в языках Европы
Среднеанглийское ski, skie, sky происходит от древнескандинавского корня ský (“облако”), что восходит к праиндоевропейскому корню *(s)kewH- со значениями “прикрывать; скрывать, прятать, затенять”. Карты для слова «облако» пока нет, но она напрашивается.
А вот латинское caelum, вероятно, наследует праиталийскому *kailom, от праиндоевропейского *keh₂i-lom (“весь, целый, полный”). А в таком случае, романское небо роднится с русским целый.
Откуда есть пошла «собака»? А также про «псов», «щенков» и не только. Этимология бессильна
Ну что, пришло время обсудить хороших мальчиков с точки зрения лингвистики. Животное это с нами давно, приручено было первым, так что слов для него мы успели напридумывать (и назаимствовать) много.
Придется теперь разбираться.
И мы с ним сразу вляпываемся в ненавистный приговор: «слово не имеет установленной этимологии», пишут словари.
Здесь мы можем покусать локти, воззвать к творцу или выругаться, после чего перейдём к обзору той информации, что всё-таки имеется.
В мидийском языке слово «собака» выглядело как «σπάκα» («spaka»). Происходит это мидийское слово от прото-иранского *ćwā́ (что тоже значило «собака»).
Как-то так. Вы ещё следите за мыслью? Да, у меня тоже не слишком легко это всё укладывается в голове.
Осталось понять, почему мы считаем, что это слово было занесено в русский через каких-то там иранцев (скифов, например), а не эволюционировало само по себе из праиндоевропейского через праславянский.
Для этого нам важно увидеть, что славяне используют слово, в котором есть губно-губной взрывной согласный (b), который развился в этом слове именно в иранской группе языков.
А тот же самый праиндоевропейский корень, придя в европейскую зону, преобразовывался иначе. Из него получилось прото-балто-славянское *swo, откуда латышское «suns». От него же прагерманское *hundaz, откуда, например, английское «hound». Греческое «κῠ́ων» (kúōn). Латинское «canis» (и от него, скажем, французское «chien»). Во всей западной ветви мы видим звук [n]. И только славянское слово «собака» выбивается, очевидно повторяя иранское произношение.
Так что, пока не найдено и не придумано ничего более достоверного, будем считать, что эта несчастная собака прибежала к нам с знойного востока.
Зато! У нас есть замечательное слово «с**а». Которое могло когда-то произноситься в нос (что-то вроде [cунка]). И сегодня оно как раз считается родственным вышеупомянутому латышскому «suns» и прочим.
Вероятность того, что гласная была носовой, не так уж мала. Такое в праславянском было сплошь и рядом, взять хоть похожее слово «рука», оно звучало в те далёкие времена как [ронка] или [рунка]. Конечно, там была не просто согласная «н», а именно носовой гласный звук в корне. Его и подозреваем в праславянской «с**ке».
Так что пускай «собака» и заимствована, зато есть своя родная «с**а».
С её ребенком, «щенком», тоже всё не так просто, как кажется на первый взгляд (а может, и на первый так не кажется). Лично меня бы устроило утверждение, что это слово точно так же происходит от *kwo, родственно латинскому «canis» и всё в таком духе.
Злые и дотошные лингвисты на базе сравнения славянских вариантов этого слова установили, что оно происходит от праславянского *ščenę, что в то время означало любого детёныша.
А какие ещё слова в русском языке от основы *ken вы знаете? 🙂 Их очень и очень много.
И опять всё смутно и неясно, увы.
Третья версия заключается в том, что «пёс» происходит от слова «пёстрый». Здесь сразу делается вывод о том, какой окрас мог быть у первых прирученных собак. Тогда праиндоевропейский корень *peyk.
И, наконец, четвёртая версия: «пёс» родственно латинскому глаголу «specio» («смотрю»), и таким словам как «спектакль» или «инспектор». Ведь пёс был нужен в качестве зорких глаз как на охоте, так и в защите жилья. Тогда праиндоевропейский корень *spek.
В общем, выбирайте, что вам нравится, потому что словечки на редкость таинственные. И меня, как лингвиста, это довольно-таки бесит. А вас?)
Rich, cold, sick в сленге
Однажды я рассказывала о том, как прилагательные меняли свои значения в ходе истории. Новый пост посвящен еще трем словам, которые сегодня в неформальном языке имеют если не противоположное, то достаточно отличающееся значение. Кто знает, может их тоже постигнет та же участь.
Нечто подобное наблюдается и с прилагательным SICK. Пока что не могу представить, как слово связанное с болезненным, тошнотворным состоянием, стало обозначать что-то удивительное и потрясающее. Похоже, что awesome уже вышел из моды, и потребовался новый эффектный синоним:
Следующее слово не столько противоречивое в сленге, сколько довело свое значение до крайности. COLD всегда ассоциировался с хладнокровным и неприветливым поведением, а теперь еще усилился до «низко и жестоко»:
He laughed at the crippled man who fell down, that’s cold.
Интересно, как прилагательное RICH стало более легкомысленным в неформальном общении. Фразой that’s rich можно отреагировать на что-то забавное, удивительное: Очуметь! Иди ты! А также добавить сарказма, когда что-то настолько нелепо и нелогично, что смешно:
Сохранятся ли данные слова в новом значении или это всего лишь преходящая мода, узнаем лет эдак через двести.
Карта: кладбище в языках Европы
Для многих культур характерна иносказательность в отношении смерти.
Английское слово заимствовано из старофранцузского cimitiere, из средневек. латинского cimitērium, из позднелатинского coemētērium. Источник — древнегреческое κοιμητήριον (koimētḗrion) κοιμάω (koimáō, “ложиться спать, засыпать”) т.е. место для сна, усыпальница; Украинское цвинтар — полонизм, а старопольское cmyntarz восходит к тому же латинскому слову. Словенское pokopališče, вероятно, «место закапывания». Friedhof от древневерхненемецкого frīthof.
Английское graveyard (churchyard) — скорее кладбище у церкви, что соответствует норвежскому kirkegård, где kirke — «церковь». Албанское слово — производное от varr («захоронение, могила), что родственно английскому earth через праиндоевр. корень *h₁er-. Венгерское temető (заодно и русинского теметов) аккуратно возводят к прафинноугроскому корню *temɜ (“заполнять, наполнять”), но без конкретных объяснений.
Другие словацкие варианты: cmiter, hrobitov. У шведов Финляндии бытует вариант gravgård.
Почему английская орфография такая странная-8: busy, build, bury
Ответ на эти вопросы следует начать с того, что в древнеанглийском был особый звук, обозначавшийся на письме как y. В современном английском его нет, но зато он есть в немецком (ü как в Tür «дверь»), французском (u как в nu «голый») или финском (y как в yksi «один»). Подробнее я писал об этом в посте о классификации гласных.
В говоре Лондона, лёгшем в основу современного литературного английского, y в определённый момент перешёл в i. Соответственно, долгий ȳ дал долгий ī (и впоследствии в ходе Великого передвижения гласных дифтонг /ай/).
Однако так ситуация выглядела в англских (мерсийском и нортумбрийском) диалектах древнеанглийского. В кентском же y перешёл в e.
Карта древнеанглийских диалектов:
Несколько кентских слов попало в литературный английский.
Что интересно, древнеанглийское слово dynt /дюнт/ раздвоилось, войдя в литературный язык в англском (dint «вмятина») и кентском (dent «вмятина») вариантах.
Тем временем в уэссекском диалекте y ещё некоторое время сохранялся. Правда после норманнского завоевания это звук стали записывать по французскому образцу как u. Ряд уэссекских слов был заимствован в говор Лондона, причём поскольку звука y в Лондоне уже не было, при заимствовании его заменяли на u (как русский /у/ в слове тут, в дальнейшем этот звук поменял своё качество на близкое /а/).
Вынесенное в заглавие поста слово busy является представляет собой интересный случай. Оно продолжает древнеанглийское bysiȝ /бюзий/, что закономерно дало в англских диалектах bisy /бизи/. У Чосера мы его в таком виде и находим:
Nowher so bisy a man as he ther nas;
And yet he semed bisier than he was.
Схожа история слова bury /бери/ «хоронить». Оно является потомком древнеанглийского byrȝan /бюрйан/. В литературный язык оно вошло в уэссекском написании, но с кентским произношением.
Ещё более шизофреничен глагол build /билд/ «строить». Этот потомок древнеанглийского byldan /бюлдан/ при англском произношении ухитряется совмещать англское и уэссекское написания.
Upward Ch., Davidson G. The History of English Spelling, 2011. Pp. 62-63.
Предыдущие посты цикла:
Майский день, нам конец!
Настало время выяснить, почему…
В 1923 году старшего радиста из лондонского аэропорта Кройдон попросили придумать одно-единственное слово, которое бы все воздушные и наземные службы поняли как сигнал бедствия. SOS использовалось в азбуке Морзе, а слово типа Help для голосового общения не годилось, поскольку его могли употребить вовсе не обязательно в связи с надвигающейся катастрофой.
В то время из Кройдона самолёты летели главным образом в Париж, в аэропорт Ле Бурже. Подумав, радист выдал нагара англизированный вариант французского выражения m’aider, то есть «помогите мне».
Через четыре года в Вашингтоне на международной радиотелеграфной конвенции Mayday был официально утверждён, как голосовой сигнал бедствия, угрожающего жизни людей.
Традиционно слово Mayday в подобных случаях повторяется трижды, чтобы наверняка отличаться от «майского дня» и всего того, что может прозвучать похожим образом.
Примечательно, что если вы передадите Mayday без особой на то необходимости, в США вас за это могут посадить в тюрьму на шесть лет и выписать штраф на 250 000 долларов…
Бессребреничество устарело
Разговаривал со своими иностранцами друзьями-коллегами, возникла нужда перевести слово «Бессребреник». Ну, в устной речи быстренько сказал «no-silver-man» с трактовкой смысла, а потом спросил у них: «А как сказать одним словом по-английски?».
— Affluent / well-to-do / Prosperous / Well-off не работают, т.к. они ссылаются на наличие достаточного количества денег у бессребренника, а это совершенно вторичная характеристика.
— На ходу выдуманное Financially apathetic (финансово-апатичный) не указывает на широту души «бессребреника».
Опять гугл, тезаурусы, словари синонимов и антонимов. На этом этапе выясняется, что я писал «бессеребренник» вместо правильного «бессребреника», гугл переводит корректно и ВНИМАНИЕ ОТВЕТ:
В общем, идея бессребреничества «устарела», термин в современном капиталистическом обществе невостребован.
В ответ мне иностранцы подкинули современный английский сленг: «Fuck-you money».
Почему английская орфография такая странная-7: th
Продолжаю разбирать причуды и нелогичности английской орфографии. В древнеанглийской версии латинского алфавита было несколько специфических букв. Остановимся на двух из них (выделены красным):
Буква þ (thorn) пришла из рунического алфавита, а ð (that, eth или edh) – это модифицированное d. Обе использовались для обозначения особых звуков (глухого и звонкого) как в современных словах thin и this, в зависимости от места и времени создания рукописи писцы отдавали предпочтение одной или другой букве или же использовали обе как взаимозаменяемые.
После нормандского завоевания под влиянием французской орфографии англичане обзавелись рядом диграфов со вторым элементом h: ch, sh, gh, wh и th. Последний включился в конкурентную борьбу между þ и ð.
В XIII веке ð исчезла с листов рукописей, а в следующем веке и þ уступила натиску th, и вместо þe и þin стали писать the и thin. В своих поздних версиях þ писалась довольно похоже на y, и в XIX веке þe из старых рукописей было ошибочно прочитано как ye, что привело к появлению псевдоархаичного ye вместо the на некоторых вывесках.
Вторую жизнь буква ð обрела в рамках Международного фонетического алфавита. В нём она обозначает звонкий звук, как в слове this /ðɪs/. Глухой обозначается греческой тетой: thin /θɪn/.
Закономерен вопрос, почему англичане обозначали два звука одной буквой. Как я уже упоминал в посте о лорде, в древнеанглийском были звуки f и v. Однако они находились в положении дополнительного распределения: звонкий v мог находиться только после ударного гласного (опционально прикрытого согласным r, l, n или m) и перед безударным. Во всех остальных случаях выступал только глухой f. Соответственно носителями языка эти два звука воспринимались как два варианта одной сущности (такую сущность мы называем фонемой, а «варианты» – аллофонами). Так же ситуация выглядела и для пар s/z и θ/ð.
В среднеанглийский период в силу некоторых процессов ситуация изменилась, и в современном английском θ и ð – это разные фонемы. Можно подобрать и минимальные пары: wreath /ɹiːθ/ «венок» – wreathe /ɹiːð/ «обвивать»; thigh /θaɪ/ «бедро» – thy /ðaɪ/ «твой». Тем не менее, орфография сохранила обозначение как θ, так и ð при помощи th. Была попытка ввести обозначение dh для ð, но она не прижилась.
Иногда θ и ð чередуются в родственных словах, что, конечно, является наследием древнеанглийского. Помимо wreath – wreathe можно назвать ещё несколько примеров: breath /breθ/ «дыхание» – breathe /briːð/ «дышать»; bath /bɑːθ/ «ванна» – bathe /beɪð/ «купаться»; south /saʊθ/ «юг» – southern /ˈsɐðən/ «южный»; north /nɔːθ/ – northern /ˈnɔːðən/, worth /wɜːθ/ «достоинство» – worthy /’wɜːðɪ/ «достойный».
Теоретически получается, что если в древнеанглийском ð выступал после гласного, то мы бы ожидали, что в современном английском не будет слов, начинающихся на этот согласный. На практике же они встречаются: than /ðæn/ «чем», that /ðæt/ «тот», определённый артикль the /ðiː/
/ðə/, then /ðen/ «тогда», there /ðɛə/ «там», they /ðeɪ/ «они», this /ðɪs/ «этот», thou /ðaʊ/ «ты», though /ðəʊ/ «хотя» и ряд других. Однако если мы присмотримся к этим словам, то обнаружим, что это местоимения, наречия, союзы и так далее. В предложении эти слова выступали как безударные, и получалось, что если, например, артикль the попадал в позицию после ударного гласного (John the Good), то звучал как /ðə/, а после безударного – как /θə/. Со временем это распределение разрушилось, и был обобщён (то есть стал использоваться вне зависимости от позиции) вариант со звонким согласным.
В эпоху Возрождения во время распространения так называемых «этимологизирующих» написаний (см. отдельный пост) диграф th вводился на место старого t, если английское слово происходило от греческого слова с θ:
Случалось, что менялось не только написание, но и произношение, как в throne /θɹəun/ «трон» (в среднеанглийском было trōne), orthography /ɔːˈθɒgɹəfɪ/ «орфография» (в среднеанглийском – ortografie) или имени Catherine /ˈkæθəɹɪn/ (старое произношение сохранилось в уменьшительном Kate /keɪt/).
Есть случаи, когда h вводилось в написание ошибочно, например в случаях Anthony /ˈæntənɪ/ или Thames /temz/ «Темза». И здесь это иногда приводило к изменению произношения: anthem /ˈænθəm/ «гимн», author [ˈɔːθə] «автор». Американцы здесь пошли дальше, чем англичане, они произносят Anthony [ˈænθənɪ] и Thames [θemz] (когда речь о реке в Коннектикуте).
1. В древнеанглийском были звуки θ (глухой) и ð (звонкий). Поскольку они не могли находиться в одной и той же позиции в слове, носители языка воспринимали их как два варианта одного и того же звука и, соответственно, обозначали одной буквой – þ или ð.
2. После нормандского завоевания англичане стали активно использовать диграфы со вторым элементом h, и на смену þ или ð пришло сочетание th.
3. В среднеанглийский период ситуация изменилась, и θ и ð стали осознаваться как разные звуки. Однако в орфографии это никак не отразилось, оба звука по-прежнему обозначаются при помощи th.
4. В эпоху Возрождения th стали вводить на место t, если считалось, что слово греческого происхождения. В связи с этим есть случаи, когда пишется th, но читается /t/. В некоторых книжных словах это привело к изменению и произношения с /t/ на /θ/.
5. Особый случай представляют словосложения, в них th может читаться как th, t или θ, в зависимости от этимологии.
Algeo J. The Origins and Development of the English Language. Boston, 2010. Pp. 142-143.
Millward C., Hayes M. A Biography of the English Language. Boston, 2012. P. 248.
Smith J. Sound Change and the History of English. Oxford, 2007. Pp. 57-58.
The Cambridge History of the English Language, Vol. 2. 1066-1476. Cambridge, 2006. Pp. 36, 58-60.
Предыдущие посты цикла:
Достойный вариант таблицы неправильных глаголов
Как я выучил английский
Знакомые говорят, что история мотивирующая и надо её публиковать. Ну вот.
Сколько себя помню, всегда хотел знать иностранные языки, особенно английский, но видел перед собой огромную глухую стену, к которой не знаешь, как подступиться. На курсы денег нет. Припадки заучивания слов глохнут уже через несколько дней из-за ощущения бесперспективности, да и забываются эти слова моментально.
15 мешков картошки. Всё началось с них. Моя деревенская семья всегда выращивала картошку, взрослые продавали потом. В какой-то момент отец показал мне на мешки и сказал: «Иди продавать к магазину, 50% твои.» Уже через неделю у меня впервые в жизни были свободные деньги, достаточные, чтобы пойти на курсы.
На курсах объяснили, что через will выражается будущее время, «have + 3-я форма глагола» значит, что действие имело место ранее заданной расчётной точки, а вот ещё Present Perfect Continuous есть. Это сейчас «и чё??», а в провинции до Интернета… Помните, как Моисей раздвинул воду? Вот. Наконец-то появилась возможность учить самостоятельно!
Вскоре переехал в столицу и получил дополнительную мотивацию: в Москве как-то всё про английский, всё вокруг него. После нескольких месяцев выживания и работы на трёх работах жизнь устаканилась, пора было браться за язык всерьёз.
В 7 лет, не имея доступа к детской литературе, читал дома всё, что попадалось, вплоть до русской классики. За счёт этого удалось нехило прокачать язык, ну как минимум письменную речь. Как-то в продлёнке мне навешали два третьеклассника, а потом мне же ещё досталось «за драку»! Помню, как, продолжая реветь, лежал прямо на полу и писал развёрнутое официальное обращение к учителям и ученикам школы: «…потому что вы – Козлы! Козлы с большой буквы потому, что это ваше имя.» Вручил воспитательнице продлёнки и засим удалился. Все ближайшие дни трясся от страха: в те времена назвать учителей «козлами»…
К величайшему моему удивлению, даже родителей в школу не вызвали. День за днём все вели себя так, как будто вообще ничего не произошло. Спустя какое-то время, проходя мимо двух учительниц старших классов, услышал шёпот: «…и ни одной ошибки, и все запятые правильно расставлены…» Похоже, советские педагоги были настолько потрясены недетским слогом первоклассника, что решили не спускать собак.
Много лет спустя в Москве подумал: а вдруг с английским так же прокатит?? И взялся за неадаптированную английскую классику. В советское время её очень здорово перевели – буквально предложение в предложение и очень качественно.
Взял книжку «Трое в лодке» в оригинале, взял русский перевод и делал следующее. Читаю абзац со словарём на английском. Это агония: почти с нуля сразу за классику. Затем беру этот же абзац в русском переводе и сравниваю, пытаясь увидеть, где и что я понял неправильно. Без словаря и на этом этапе не обойтись: оказывается, например, что неправильно понял слово blind. Это не «слепой» – это «занавеска». После всей подробнейшей проработки ещё раз читаю этот абзац на английском, уже более-менее всё понимая, и перехожу к следующему. На каждый абзац могло уходить 1-2 часа. Когда таких абзацев набиралось на 7-10 страниц, я делал то, что начинающие обычно не могут себе позволить: откидывался в кресле и читал 10 страниц сложного классического текста подряд практически без словаря. Ага, эти самые ЕЩЁ РАЗ! Мозг, таким образом, с самого начала настраивался на английский стиль мышления.
Не пытайтесь это повторить. Работает, да, но соотношение затраченного времени и выхлопа не самое выгодное.
Не могу сказать, что после тех троих в лодке стало легче: у Джерома сравнительно простой язык. Дальше пошёл Чарльз Диккенз, а потом Вальтер Скотт со своими вкраплениями староанглийского и шотландского. Всё это время, кстати, продолжал выписывать и учить отдельные слова. Big mistake. Я, конечно, упёртый товарищ – несколько тысяч так выучил. Но, оглядываясь назад… Время можно было потратить гораздо рациональнее.
У – упорство. В какой-то момент уже работал на приличной работе с высокой зарплатой. Уверенности в своём знании английского, однако, по-прежнему не было. Решение очевидно: увольняемся с хорошей работы, устраиваемся курьером в бюро переводов и занимаемся английским по 13-14 часов в день. Если нет поездок, делаем в офисе грамматические упражнения. Что-то непонятно – обращаемся к переводчикам. В поездках продолжаем читать классику – Вирджиния Вулф и Теккерей, йоу! А ещё курьер часто где-то идёт пешком. Ну сделал 120 листов распечаток А4 с фразовыми глаголами и примерами их употребления – и ходи себе, крути их в голове месяцами. До сих пор некоторые места в Москве ассоциируются с конкретными фразовыми глаголами.
В какой-то момент поступил на не самый лучший иняз: на первых же курсах начал поправлять преподавателей. Потом перестал поправлять преподавателей. Иняз создаёт среду, где все поголовно прямо или косвенно, так или иначе заинтересованы в английском: от экзаменов никуда не денешься. Такая среда стимулирует тебя даже в том случае, если изначально мотивации было ноль.
Fun fact: я, возможно, был единственным в истории студентом иняза, который ни разу за все 5 лет не сдавал экзамен по общему английскому, только гос. Преподаватели менялись, но вели себя на экзаменах всегда одинаково: я просто заходил, и мне без слов ставили «отл».
Будучи перфекционистом, стараюсь сделать идеально либо не парюсь вообще. Когда начинал учить язык, цель стояла совершенно чёткая: выйти на такой уровень, чтобы носители-британцы не отличали меня от «своего». Уже на старших курсах работал переводчиком, а через пару лет после выпуска вырос как профессионал ещё на голову.
Итак, что у меня было за спиной через 2 года после окончания иняза:
— 5 лет чтения классики в оригинале;
— несколько лет работы переводчиком и преподавателем английского;
— десятки фильмов и сериалов, просмотренных по несколько раз внимательнейшим образом, не пропуская ни одного слова или выражения;
— опыт проживания в языковой среде: Англия – 3 месяца, США – 8 месяцев;
— многократно проработанный мощный аудиокурс для расширения вокабуляра (созданный для носителей, btw) + я особое внимание всегда уделял фразовым глаголам как одной из самых непонятных областей английского языка.
И вот только после всего этого до меня стало доходить, во что я вообще ввязался, с каким объёмом информации я имею дело. Даже если полностью избавиться от акцента, «свои» идентифицируются через связки пароль-отзыв.
Мороз и солнце? Аты-баты?
В последние годы начинаю приучать себя к мысли, что, скорее всего, не добьюсь поставленной цели никогда.
Меня долго не отпускало ощущение, что делаю что-то не так, поэтому всегда с интересом расспрашивал всех, кто занимался английским: преподавателей, студентов инязов, наших эмигрантов в Англии и США.
Fun fact № 2: у людей, хорошо владеющих иностранными языками, обычно очень смешные представления о том, как их надо учить, особенно у переводчиков. Парадокс, да? Нет. Почти везде языки дают плохо, и реально выучивают их, как правило, люди с хорошими способностями. Для обучения таких людей не требуется никакого преподавательского мастерства или специальных приёмов. Они воспримут любой способ подачи материала. Что-то сами додумают. А потом всю жизнь рассказывают, как замечательно «это работает».
Правды о принципах изучения и преподавания иностранных языков в массовом сознании не больше, чем в представлениях древних греков о строении мира. Я не преувеличиваю: волосы дыбом встают от того, что удалось натворить маркетологам языковых школ в головах людей. Даже толковых людей, даже с хорошим образованием.
Несмотря на способности и бешеную мотивацию, я, к сожалению, сделал ВСЕ мыслимые ошибки и прошёл через ВСЕ заблуждения – от «учить слова по карточкам» до веры в чудо соприкосновения с носителями. Все эти ошибки и заблуждения впоследствии зафиксировал и сформулировал в некоторых статьях этого блога.
Перфекционизм и тут нашёл себе применение)) Fun fact № 3: те статьи, которые про изучение иностранных языков, я писал и редактировал 8 лет! Тратил сотни человеко-часов, пытаясь сформулировать МАКСИМАЛЬНО коротко. Убивал по полдня (не шучу), придумывая, как сократить абзац хотя бы на одну строчку без потери смысла. Радовался, когда удавалось удалить даже одно лишнее слово.
Даже после этого не успокоился – перевёл их в видеоформат. Всё равно, конечно, получилось 69 минут. Ну сорри – не рекламный ролик снимал. Труд всей жизни, так сказать.