Здравствуйте! В этой статье расскажем о ретро-бонусах.
Сегодня вы узнаете:
Мотивация – важнейший фактор для успешного развития вашего бизнеса. Производители любой продукции могут стимулировать рост продаж за счет вознаграждения для своих дилеров и дистрибьюторов. В нашей стране это называется ретро-бонус. Сегодня поговорим о том, для чего используется этот инструмент и как его рассчитать.
Говоря простыми словами, ретро-бонус – это премия стимулирующего характера, которую поставщики товаров выплачивают своим дистрибьюторам, если выполнен определенный план по продажам. В торговле это выглядит так: бонусы выплачиваются за определенное количество реализованных или закупленных товаров.
Такая система мотивирует всех начиная от производителя и заканчивая потребителями товаров.
Основная задача ретро-бонусов состоит в том, чтобы поощрить и мотивировать к взаимоотношениям постоянного характера: приобретению товаров, пользованию услугами и так далее.
Начисление может быть произведено в несколько моментов:
Различают три типа бонусов:
Выплата ретро-бонусов – вид отношений, которые возникают между двумя сторонами. У каждой из сторон есть обязательства. Поэтому и важно оформить эти отношения правильно.
Так как бонусы – это вознаграждение, то правильнее будет, чтобы упростить учет, не осуществлять привязку этих выплат к основному договору купли-продажи. Лучше все-таки оформлять это в качестве отдельного договора.
Это ключевой документ, в нем зафиксированы обязанности сторон, а также алгоритм взаимодействия.
В нем должны быть приведены следующие формулировки:
Кроме этого, в договор включают подпункты, имеющие серьезное значение:
В некоторых ситуациях этот документ дублирует основной договор. Отличие соглашения и договора заключается в том, что оно может носить устный характер. Также оно может дополнять заключенный ранее договор.
Буквально в прошлом году размер вознаграждения, которое выплачивается в виде ретро-бонуса составлял до 10%. В настоящее время по решению Правительства РФ показатель уменьшен до 5%. Также соответствующие поправки внесены в законодательство на федеральном уровне.
Если заключенный договор новым условиям не соответствует, то с января текущего года он утратил свою силу.
Что касается формулы расчета, то выглядит она следующим образом:
Вознаграждение за приобретение определенного объема товара + компенсация за определенные услуги = ретро-бонус.
Услугами, включенными в сумму бонуса, могут быть:
В расчет не входит НДС, который предъявляется ритейлеру, а также акцизы, если товар подакцизный.
Пример. По условиям договора у поставщика закупают товар на 5 млн. рублей. В общей сложности на услуги по логистике, работам с товаром, мы потратили 150 000 рублей. В этой ситуации максимальный размер бонуса может быть 250 000 рублей. Это 5% от 5 млн. рублей. За услуги компенсируется 200 000, за товар – 50 000.
Мы уже отмечали, что это самый часто встречающийся вид бонусов. Обычно в этом случае товары поставляют, не требуя оплаты. Но в данной ситуации возникают налоговые обязательства по НДС у того, кто товары произвел или продал, а также по валовому доходу у того, кто их получил.
Чтобы избежать проблем, нужно поступить следующим образом:
Если бонус планируется выплачивать в подобном виде, то все условия по его начислению должны быть прописаны в договоре. При этом специалисты по бухгалтерии очень настороженно относятся к таким договорам.
В договоре сразу упоминается, что цена товара включает в себя бонус, который будет выплачен, как только определенный объем покупок будет достигнут. Также предусматривается уведомление и согласование сторонами того момента, когда бонусы начнут начисляться.
Уведомление подписывается двумя сторонами, это означает, что согласована сумма бонуса и дата его выплаты.
Оформление ретро-бонусов в бухгалтерской отчетности в настоящее время провоцирует серьезные споры между всеми участниками рынка. Даже специалисты по бухгалтерии отмечают, что вести учет этих операций сложно. Самым распространенным вопросом является процедура уплаты НДС с тех бонусов, которые получил дистрибьютор.
Бывает, что поставщики ведут расчет бонусов, сразу увеличивая их на % НДС. Но такое условие вызывает просто бурю недовольства – вернуть деньги в таком количестве поставщики просто не могут.
Как говорят эксперты, процедура налогообложения бонусов будет зависеть и от того, какой конкретно товар поставляется – продовольственной группы или непродовольственной.
Если продукты пищевые, то есть некоторые ограничения. К примеру, согласно законам РФ, если товар продовольственный и в его цену уже входит НДС, то бонус высчитывают, ориентируясь на стоимость с НДС.
Несмотря на тот факт, что ретро-бонус оформляется договором с ценами на товары, которые предоставляются получателю сразу же. Бывают ситуации, когда они могут быть подвергнуты пересмотру.
Пример. Это может произойти, если сделку заключили во время налогового периода, а скидку сделали на тот товар, который будет отгружен по прошествии этого времени.
Но прежде чем использовать такой вариант бонусов, нужно разобраться, какие тонкости есть в бухгалтерском оформлении этой скидки. Может быть, стоит даже проконсультироваться со специалистами по этому вопросу.
В бухучете такую скидку оформляют используя отрицательную счет-фактуру. Эта процедура полностью легальна еще с 2011 года.
Механизм здесь простой: продавец составляет корректировочную счет-фактуру. Затем получателя бонуса уведомляет о том, что цена снижена. А получатель дает на это свое согласие в письменном виде.
Только если оба этих условия выполнены, продавец может оформить эту скидку как вид бонуса.
Самым часто применяемым вариантом считают тот, когда ретро-бонусы вносятся в себестоимость товара либо на финансовый результат, полученный предприятием. Другие поставщики, наоборот, относят бонусы на прочие расходы компании, а данные об операциях по выплате отражают на спецсчетах, используя бухгалтерские проводки.
Ретро-бонус – инструмент, который способен открыть обширные перспективы перед поставщиками товаров и теми, кто эти товары производит. Мотивация – это серьезный фактор, а ожидание мотивации вообще способно творить чудеса. Но будьте максимально внимательны при оформлении документов и отчетности по ретро-бонусам.
Если будет допущена малейшая ошибка, это может повлечь за собой проблемы с законодательством.
Вопрос № 274203 |
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день! Как пишется слово » ретро бонус»- слитно, через дефис или, может быть, раздельно? В словарях не нашла. Очень надеюсь получить скорый ответ. Нужно для работы! Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание: ретро бонус. Сложносокращенные слова пишутся слитно ( ретро бонус – от ретро спективный бонус).
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как пишется слово » ретро (?)иллюминация» (это название режима работы оборудования, с помощью которого исследуют глаза).
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно слитное написание: ретро иллюминация.
Ответ справочной службы русского языка
Вы указываете на одно из самых трудных и противоречивых мест в русском правописании. Сперва о кавычках. Принципиальной разницы между сочетаниями профессия «сварщик» и специальность «математика» нет, такие сочетания желательно писать единообразно. (Впрочем, все же есть одно различие: можно составить грамматически корректное согласованное сочетание профессия сварщика и нельзя составить согласованное сочетание специальность математики; это уже трудность в области грамматики, а не в области орформления текста, хотя последнее проистекает из первого).
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!
Помогите, пожалуйста, с пунктуацией в предложении:
Особо следует подчеркнуть 10-летний опыт хирургии травм селезенки, и, при этом, ретро спективный анализ не выявил ни одной посттравматической кисты.
Можно убрать союз «и», тогда останется одна бесспорная запятая перед «при этом», но интересно узнать пунктуацию в полном варианте.
Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Предложение стилистически некорректно, его части плохо связаны по смыслу между собой.
Верная пунктуация: Особо следует подчеркнуть 10-летний опыт хирургии травм селезенки, и при этом ретро спективный анализ не выявил ни одной посттравматической кисты.
http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%F0%E5%F2%F0%EE&all=x
вот здесь выдержки из толкового словаря с дефисным написанием слов с частью » ретро «
Ответ справочной службы русского языка
Правописание слов следует проверять по орфографическим словарям. Наиболее авторитетный на сегодняшний день орфографический справочник – «Русский орфографический словарь РАН» под ред. В. В. Лопатина.
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как все-таки пишутся сложные слова с частью » ретро » в составе? При вводе » ретро » в поле «проверка слова» выдает одно, а при поиске через «справку» другое. Разъясните ситуацию. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, как правильно будут писаться слова в сочетании с словом РЕТРО : ретро поездка, ретро туризм, ретро поезд, ретро путешествие. Все возможные варианты с словом РЕТРО
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, как пишутся существительные с приставкой » ретро «. Все слитно, все через дефис или для разных слов существуют разные варианты написания. В частности, меня интересуют слова » ретро шлягер» и » ретро фестиваль».
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
как пишется слово » ретро кортеж»?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Подскажите, как пишется » ретро проект, ретро кафе» слитно или через дефис? Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Помогите расставить правильно знаки препинания: «Казахские герои минувших столетий – лошади – глядя из ретро спективы на настоящее, горько ржут»
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Возможный вариант расстановки знаков препинания: Казахские герои минувших столетий – лошади, – глядя из ретро спективы на настоящее, горько ржут. Должны признаться, стилистически эта фраза не вполне корректна (особенно сочетание «горько ржут»).
Ответ справочной службы русского языка
Флешбэк – (в кинематографе, иногда также в литературном произведении) короткий ретро спективный эпизод; прерывание хронологического повествования серией кадров, относящихся к более ранним событиям. Это слово также употребляется (преимущественно в молодежном жаргоне) в значении ‘воспоминание; повторное переживание каких-либо ярких ощущений’.
Начнем мы с первых двух пунктов, а о финансовой дисциплине поговорим в конце.
Решил как-то господин Шмидт делать гайки. Купил хорошее оборудование, настроил производство, нашел клиентов и кажется жизнь удалась. Однако проходит время и продажи начали падать. Разобрались и поняли, что за последние годы гайки крутить научились все, кому только захочется, а покупатели свои яйца стали раскладывать по разным корзинам — начали брать товар как минимум у трех поставщиков. В нашей сказке делали они это честно и справедливо — брали у всех поровну.
Но господин Шмидт таким оказался недоволен. Пошел он к своему главному, буквально ключевому клиенту и говорит: давайте вы будете снова брать у меня много-много, а я вам дам низкую цену. Взял он первый месяц много, потом немного меньше, а через время снова стал только треть покупать у Шмидта. Но платить низкую цену привык и Шмидт, как ни старался, как ни уговаривал, поднять цену обратно не смог, ибо ключевой клиент предложил вовсе прекратить отношения — он уже вырастил замену для своего ключевого поставщика.
Вторая история со Шмидтом случилась тогда, когда он решил добавить в свои гайки немного лишнего хрома. Сделал это он из-за проблем клиентов — что его гайки, что гайки конкурентов иногда срывались на сборочных линиях. Все к этому привыкли и только Шмидт решил внедрить нанотехнологическую инновацию — научился делать гайки из более крепкой стали, которая и дороже, и сложнее в обработке. От этого гайки стали крепче, но никто не хотел платить больше — отдел закупок консервативней ортодоксальных иудеев, христиан и мусульман вместе взятых. Возник у него вопрос о том, как без долгих уговоров по новой цене продать всем-всем-всем клиентам новые гайки.
И в первом и во втором случае Шмидта спас ретро-бонус, или рабат, как говорят в разных странах. Самыми простыми словами это скидка, которая дается задним числом за объем. Звучать это может так:
— Я вам верну десять процентов от уплаченных денег, если за месяц вы купите у меня пуд соли. Размер партий при покупке значения не имеет.
Вы мне скажите что это та же скидка, только боком. Согласен, однако психологически на покупателя она действует иначе. Скидка, которую мы даем покупателю на постоянных условиях, начинает действовать в его сознании как стандартная цена. Как правило, трудно, при сокращении объемов, вернуть более высокие цены.
Чтобы это понять, давайте приведу немного отстраненный пример.
В мае продажник Маша устроилась на работу в компанию, торгующую носками. Буквально с первого же дня работы она ворвалась в бизнес и начала выполнять план. В условиях оплаты труда было прописано, что при выполнении плана она получает пять процентов, а при провале — всего два.
Так Маша проработала до конца года, выполняя план каждый месяц, а январь по невероятным причинам оказался провальным. Мало того, что продажи упали, так ее еще и наказали рублем за несезон, хоть всегда она была лучшей в своем отделе.
Руководство, пользуясь принципом что условия для всех одинаковые и уступок никому не будет, на переговоры не пошло. Их тоже можно понять, тем более что мы с вами не знаем всех нюансов их бизнеса. В итоге Маша уволилась и в следующем мае она нашла себе новую работу.
Так же и покупатели привыкают к своей скидке, перестают относиться к ней как к временному явлению и думают, что за былые заслуги вы им обязаны сохранить старые условия.
Если же в вашем бизнесе скидка дается за размер одной отгрузки, то вы идете против современных течений в менеджменте, где большие складские запасы — вселенское зло, но об этом в другой раз.
Итак, первый способ использования ретро-бонуса — это скидка за объем покупки, только другим боком. Шмидт приходит к своему ключевому клиенту и говорит:
— Смотрите, как я понял, сейчас вы у меня берете три тонны в месяц, а раньше брали десять. Дела ваши хуже не стали. Я же улучшил процессы, купил новое оборудование и теперь могу продавать вам дешевле. Мы будем возвращать пять процентов от уплаченных за месяц денег, если наши отгрузки будут больше восьми тонн.
Во втором случае, когда Шмидту надо было вывести новый, более дорогой товар на рынок, минуя сопротивление системы, тоже можно использовать ретро-бонус. К примеру, новые гайки стоят на 10% дороже, а лучший путь через отдел закупок — это демпинг.
Наш герой предложил закупщиком разовый ретро-бонус в 20% после того, как у него покупают условно говоря первую тонну новых гаек. Отделы закупок, зная что тонну они выкупают за два-три месяца, позарились на предложение Шмидта. Для закрепления эффекта он стал метить свои гайки красными точками. После обработки первой тонны, поняв что гайки могут не срываться, сотрудники сборочной линии отказались работать с другими гайками. Учитывая малый процент на гайки в бюджете закупок, руководство легко и быстро согласилось брать новый товар по новой цене.
Но Шмидт был бы плохим предпринимателем, если бы не придумал еще одно применение ретро-бонусу. Он, как вы уже догадываетесь, всю свою ценовую политику перевел на ретро-бонусы. Отпускал всем по одной цене, а начислял возврат от размеров закупки. Отпускал товар он с отсрочкой платежа и, как правило, не каждый клиент вкладывался в сроки оплаты. В итоге у него почти всегда имелась просроченная дебиторка.
Введя ретро-бонусы он добавил условие: начисляются они только при отсутствии просроченных долгов, а для текущих клиентов с тянущейся дебиторкой он добавил другое условие: бонусы сохраняются только тогда, когда общая сумма просрочки сокращается хотя бы на один процент в месяц.
Напишите, пожалуйста, какие еще коммерческие условия можно вкладывать в ретро-бонус, понравился ли вам такой формат подачи, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь. И да, я знаю что иногда ретро-бонус ограничен законодательством, но мы то с вами знаем, что если захотим вернуть 20%, то мы найдем как это сделать.
Обновлено 28 октября 2021
В условиях динамичных рыночных отношений мотивация и поощрение играют важную роль в успешном развитии бизнеса. Эффективным, и в то же время довольно простым инструментом стимулирования роста продаж и повышения лояльности клиентов является ретро-бонус, или ретроспективная скидка, часто используемый в западном мире, и постепенно приживающийся и в России.
О том, что такое ретро-скидка, принципы ее расчета и начисления, а также об особенностях оформления отчетности по данному вознаграждению — в этой статье.
Простыми словами, ретро-бонус — стимулирующее продажи вознаграждение, которое выплачивается поставщиками покупателям при соблюдении оговоренных условий. В торговле такая премия будет выплачена, например, производителем дилеру или дистрибьютору по достижении заранее оговоренного объема закупок или реализации.
Несмотря на то что ретро-бонус является самостоятельным рычагом воздействия на стимулирование продаж и довольно часто практикуется, законодательство не рассматривает его как отдельный инструмент. НК РФ идентифицирует такой бонус как премию, которую продавец выплачивает покупателю в денежном выражении в качестве поощрения за выполнение определенных пунктов контракта, например, за приобретение определенного объема товара.
При этом указанная премия также может являться по сути скидкой и представлять собой уменьшение договорной стоимости продукции, либо же сокращение суммы задолженности по поставкам.
Условия выплаты ретроспективной скидки, положенной дистрибьютору, могут быть различны, но всегда четко прописываются заранее, на этапе согласования договора поставки.
Следует учитывать также, что определенные ограничения накладываются на выплату ретро-бонуса для категории продовольственных товаров: решением Правительства РФ от июля 2016г. утверждено, что размер вознаграждения не может превышать 5% от цены приобретенной продукции, а в случае закупки отдельных видов социально значимых продовольственных продукции и вовсе запрещается.
Никаких ограничений на размер вознаграждения за закупку непродовольственного ассортимента на федеральном уровне пока нет, поэтому процент бонуса может быть любым при достаточной обоснованности подобной мотивационной политики для компании-поставщика.
Ретроспективный бонус имеет несколько вариантов выплаты, информация о том, какой из них применим к конкретной ситуации, указывается в тексте договора или соответствующего дополнительного соглашения, подписываемого в обязательном порядке обеими сторонами.
Наиболее простым и распространенным видом ретро-бонусов в торговле является бесплатная поставка продукции. Однако такой вид отношений между продавцом и покупателем чреват возникновением дополнительных налоговых обязательств, по НДС у первого и по валовому доходу у второго.
Чтобы избежать возможных сложностей, важно:
Цена товара по договору уже включает в себя ретро-скидку, которая полагается к выплате по достижении установленного объема закупки. При этом в договоре обязательно должны быть прописаны:
Опцион предполагает собой право, но не обязательство покупателя на приобретение товара по бонусной цене за определенный временной период.
В договоре необходимо конкретизировать условия получения опциона: сроки предоставления специальной цены, а также форму вознаграждения.
Чаще всего ретро-бонус выдается кредит-нотой, особенно при расчетах с покупателями из других стран. В учете кредит-нота погашается взаимозачетом задолженности. Но встречаются также и выплаты в денежной форме – данный способ аналогичен обычной оплате за товар.
Расчет ретроспективного вознаграждения обычно происходит по следующей формуле:
Ретро-бонус=Сумма поощрения за закупку оговоренного объема товара + компенсация сопутствующих услуг.
Возмещению при расчете ретроспективной скидки могут подлежать следующие услуги:
В расчет не берется НДС, предъявляемый ритейлеру, а также стоимость акциза, если продукция подакцизная.
Система расчета бонуса на примерах:
Несмотря на то что ретро-бонус имеет документальное подтверждение в виде имеющего юридическую силу договора, в котором четко прописана стоимость товаров, на деле бывает, что цена уже отгруженной и полученной покупателем продукции может подлежать пересмотру в меньшую сторону. Так, например, если договор на закупку был подписан в одном налоговом периоде, а отгрузка произведена уже в следующем налоговом периоде, поставщик имеет право сделать пост-скидку на цену товара.
Бухгалтерия проводит такую ретро-скидку с помощью отрицательного счета-фактуры. Использование подобного документа легально и правомерно с точки зрения закона с октября 2011г. Оформляется данная скидка не так уж сложно:
Оплата ретро-бонуса – вид особых договорных обязательств, которые возникают между двумя сторонами в сфере торговли. Чтобы избежать недопонимания и проволочек, а также минимизировать риск проблем с налоговыми органами, важно оформить эти отношения правильно.
Ретро-скидка — дополнительная мера вознаграждения, поэтому с целью упрощения учета подобных операций правильнее не привязывать данные вспомогательные выплаты к основному договору купли-продажи, а оформить отдельным договором.
Договор о ретро-бонусе — это ключевой документ, в котором согласованы обязанности сторон, и зафиксирован размер получаемой выгоды.
Важные моменты при оформлении договора:
Это документ, по сути повторяющий сам договор. Соглашение, в отличие от договора, может быть как письменным, так и устным.
Зачастую соглашение дополняет уже подписанный договор, где прописывается размер бонусного поощрения и основные детали, касающиеся его получения, на конкретный промежуток времени, календарный месяц или иной краткосрочный расчетный период.
В дополнительном соглашении также указывается форма оплаты, процент и период получения бонусных средств.
При учете ретро-бонуса необходимо четко выполнять следующие действия:
В бухгалтерском учете отразить ретроспективную скидку можно двумя способами:
Поставщик может уменьшить доходную часть в том отчетном периоде, когда поощрительная скидка предоставлена дистрибьютору. Поскольку общая выручка уже отражена в учете за предыдущий отчетный период, то результатом данной корректировки будет переплата по налогу на прибыль. Решить вопрос возможно согласно статье 54 НК РФ, в которой описана возможность учета ретроспективной скидки не как доходов прошлого отчетного периода, а в расходной части текущего. Это позволит нивелировать расхождения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Для отражения ретро-бонуса в бухучете используется проводка дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
С получением бонусного вознаграждения увеличиваются доходы покупателя, что ведет к пересмотру налога на прибыль. Для этого покупателю следует подать декларацию с уточнениями за предыдущий отчетный период. Также есть возможность учета поощрительной суммы в доходной части текущего периода согласно п. 1 ст. 268 и п. 2 ст. 272 НК РФ. Однако право на подобный учет придется обосновать и доказать в суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа № А05-3807/2012 от 02.04.2013), поэтому в большинстве случаев предпочтительным является первый упомянутый способ.
Налогообложение ретро-скидок зависит от нескольких нюансов:
НДС при ретроспективной скидке регулируется п. 2.1 ст. 154 НК РФ, согласно которой выплата премии за приобретение определенного объема товаров не уменьшает стоимость отгруженных товаров для исчисления продавцом налоговой базы, если иное не предусмотрено договором.
Соответственно, поставщик не может пересчитать НДС, рассчитанный по осуществленной сделке, на сумму ретро-бонуса. Покупатель также не корректирует сумму налогового вычета по уже приобретенному товару.
Сумма перечисленного вознаграждения учитывается производителем как внереализационные расходы (ст. 272 НК РФ).
Покупатель учитывает бонусную сумму как внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).
Ретро-бонус – простой инструмент стимулирования продаж, который все чаще применяется контрагентами в торговых отношениях и в нашей стране.
Но при всей кажущейся простоте, важно ответственно подойти к юридическому оформлению данного бонуса, а также его последующему бухгалтерскому и налоговому учету, чтобы не навлечь на себя санкций за несоблюдение действующих законов.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пишется ретро бонус, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пишется ретро бонус", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.