Как написать пьесу?
1. Кто они неудачники?
О том, как пишутся пьесы, написаны книги. Да и самому можно кое-чему научиться, читай Шекспира и Чехова. Любителям театра известны многие знаменитые пьесы. Но театралы капризны. Старая классика им наскучила. Надоело им смотреть про влюблённых веронцев и про козни в Датском королевстве. Они хотят посмотреть на современных людей.
Я уже писал, что в интересной пьесе должен быть обман, о котором все зрители знают, но персонаж – недотёпа узнаёт об этом только в конце или вообще остаётся в неведении. Зрители, знающие секрет, о котором тот, что на сцене не догадывается, чувствуют себя умнее, и в конце аплодируют.
Увы, большинство из нас – неудачники. Не все становятся главными инженерами комбинатов, конструкторами космических кораблей, или сочинителями песен, которые поёт вся страна. Да это нормально. Должен же кто-то в пекарнях работать и на полях лук убирать. Но для некоторых людей быть обыкновенным шофёром – это трагедия.
Пьеса Володина Пять вечеров тоже о неудачнике. Но Ильин не хочет выглядеть таким перед любимой женщиной. После того, как он соврал о том, что он главный инженер комбината, у него не хватает сил признаться в обмане. И он отказывается от своего счастье и одновременно наказывает Тамару.
О неудачниках в другой пьесе Володина – Дочки-матери. От Ольги отказалась мать и оставила её в свердловском детском доме. Взрослая Ольга приезжает в Москву, чтобы по сохранившемуся письму разыскать бросившую её мать. Но незнакомые люди, к которым она приехала, говорят ей, что это ошибка. Однако за несколько дней проведенных в семье, она поняла свою мать и её мужа. Муж Елены Александровны самолюбив, но в жизни не достиг того, на что рассчитывал. Для того, чтобы из-за внебрачного ребёнка Елену Александровну не бросил этот мнительный человек, она скрыла от него факт рождения дочери. И позже у Елены Александровны не хватило мужества признаться в этом своей дочери. Но Ольга всё поняла.
2. Все неудачники разные, но.
Дядя Ваня Войницкий мог бы стать Шопенгауэром, но он занимается хозяйством и становится рабом профессора Серебрякова. Он, как Эзоп, не может мечтать о своём счастье, и если бы он встретил Клею? Нет, Клея не могла бы его полюбить, потому что Эзоп был Эзопом, а Войницкий был всего лишь рабом профессора Серебрякова.
В пьесе есть намёк на это. Его не замечает Елена Андреевна.
Тем не менее, доктор полюбил красавицу Елену Андреевну, которая также не умет совершенно ничего и является дорогой красивой игрушкой возле больного старика Серебрякова.
Когда Астров говорит Елене Андреевне о своей любви, она в испуге бежит от него.
Так что Елена Андреевна тоже несчастна. Она, как дорогой комнатный цветок, не сможет жить без ухода хозяина. Но больного её мужа Серебрякова когда-нибудь не станет. Кто будет опекать эту беспомощную женщину? Может быть по этой причине, эта инфантильная особа не заводит детей.
Доктор Астров, переживает из-за уничтожения лесов и лесных зверей. Профессионально он состоялся. Он лечит людей. Но ему почему-то оказывает Елена Андреевна.
В чём причина? Понятно, она боится свободы, эта беспомощная женщина боится оказаться в бурном океане житейских проблем. Ей проще оставаться куклой.
И Елена Андреевна интуитивно понимает, что доктор Астров человек ненадёжный.
Галерея неудачников в повести Валентина Черных «Москва слезам не верит». Нормальная жизнь только у Антонины. Она вышла замуж за Николая. с которым работала на одной стройке. Потом у них появились трое детей.
В некотором роде на Рудольфа похожа Людмила. Она тоже искала жениха с положением, например, ходила в Ленинку, чтобы там покурить.
Но тактика её оказалась ущербной. Она долго перебирала и выбрала мужа, который стал алкоголиком.
Вообще было бы интересно, если кто-либо написал продолжение сцен из деревенской жизни «Дядя Ваня», точнее конец пьесы.
Как написать пьесу
Основные форматы театральных пьес
Скетч — короткая, как правило, комедийная сценка. Не больше 10 страниц текста. Используется на конкурсах, в школьных и студенческих постановках, на телевидении, в КВН и всевозможных музыкальных шоу — для заполнения перерывов.
Одноактная пьеса. Длительность — от 15 минут до часа и более; наиболее распространенный формат в России — 1-1,5 часа, за рубежом — 30 минут. Используется как самостоятельный показ на малой или средней сцене (спектакль малого формата), на театральных конкурсах, в школах или в составных постановках. Крайне желательно, чтобы все действие происходило в одних декорациях (по техническим и экономическим причинам). В одноактной пьесе обычно задействовано меньше актеров, чем в двухактной, так как это зависит от глубины и размера сцены.
Двухактная пьеса — произведение, которое может заполнить собой вечернюю программу. “Двухактная пьеса” — это очень условный термин, т.к. актов в пьесе может быть несколько. Акт — это законченное по смыслу и композиции действие, вроде главы в книге, и обычно он отделяется от других актов падением занавеса, сменой декораций или антрактом.
В двухактной пьесе задействовано около 8-10 актеров (но может быть и больше, если позволяет бюджет и размеры сцены). Текст пьесы в среднем сответствует 50 страницам.
Как пишется пьеса
Итак, учитываем все вышесказанное и пишем пьесу примерно по следующему плану:
Экспозиция, из которой ясно, кто наши главные герои, какие проблемы перед ними стоят, чего они хотят и что тут вообще происходит.
Завязка — тут у героя появляется новая возможность, или же он сталкивается с угрозой своему благополучию.
Герой пытается решить свою проблему и уверен, что сможет довольно легко с ней справиться. Однако все оказывается не так просто, как он думал.
Что-то происходит, что меняет образ действий главного героя. Он не может решить проблему одним махом и начинает разбирать ее на кусочки и решать шаг за шагом. Пока у него все получается.
Cтарый план не работает. Надо делать выбор, после которого вернуться в исходное положение уже нельзя. Герой совершает решительный шаг и сжигает за собой все мосты.
Нарастание сложностей и повышение ставок. Если герой проиграет, то ему конец.
Катастрофа. Шеф, все пропало!
Герой собирается с силами, перегруппируется, приглашает помощников, ставит все на карту и…
Кульминация. Герой встречается лицом к лицу со своим главным страхом. Напряжение нарастает, сейчас решится судьба героя.
Развязка. У героя либо новая жизнь, либо он погибает.
Полезные советы для написания пьесы
*У каждого активно действующего героя должна быть своя, понятная зрителю мотивация и “ставка в игре”.
Что будет если Марьванна не успеет на новогодний утренник к детям? Кошмар — вот что. Уволят ее, голубушку, по сокращению штата.
* Используйте прием “тикающих часов” — это повышает напряжение.
Ой, надо успеть спасти Ваню до обеда — иначе Ваня уйдет жениться.
* У каждого героя должна быть возможность проявить себя. Иначе зачем он вообще нужен?
* Если можно что-то показать действием, а не объяснить словами — лучше показывать. Даем актерам возможность проявить себя, но то, что им надо делать, должно быть понятно из диалогов и монологов.
Как правильно писать сказки: советы начинающим сказочникам (видео)
Сказка – любимейший и писателями, и читателями жанр литературы. Сказочные истории пишут для детей, тинэйджеров и вполне взрослых людей. Сказочки для малышей обычно предельно простые, с понятным посылом и моралью, четким делением персонажей на «хороших» и «плохих». Произведения для ребят постарше уже более глубокие и неоднозначные, поднимающие сложные темы и побуждающие думать. Ну а сказки для взрослых – это совершенно отдельный поджанр, о котором стоит поговорить отдельно. Сегодняшняя же статья KnigaStudio.ru о том, как правильно писать сказки для детской аудитории.
Особенности современной сказки
В литературной сказке обязательно присутствует элемент чего-то необыкновенного – магические предметы, вымышленные миры и существа, необычные события и т.п. Люди там могут летать, животные – разговаривать, мебель – оживать… Происходящая небывальщина ограничивается лишь фантазией автора.
Как правило, в сказочной книжке присутствует злодей, строящий козни главному герою и его друзьям. В финале добро, как водится, торжествует: зло наказано, а все положительные персонажи начинают жить долго и счастливо.
Однако в наш век пост-постмодернизма многие сказочники (прежде всего, те, работы которых ориентированы на подростков) стараются избегать этой традиционной схемы. Они переосмысливают классические сюжеты и меняют привычные правила игры.
Так, отрицательные герои в некоторых историях вовсе отсутствуют. Канонический пример – книги о Муми-троллях и Простоквашино. Ведь нельзя всерьез считать злодеями Морру и почтальона Печкина.
Кроме того, отрицательные персонажи нередко становятся основными действующими лицами, с точки зрения которых подается все происходящее. Они, как правило, вызывают сочувствие и симпатию, в отличие от приторных и всегда правильных положительных героев.
Правда, все это обычно не относятся к совсем детским сказкам. Они осовремениваются, чтобы быть интересными сегодняшним детям, но при этом следуют традиции – победа добра над злом, гарантированный хэппи-энд, четкая мораль и т.д.
Как начать писать сказку
Первым делом нужно:
Учимся писать сказку
Золотые правила сказочников многие сегодняшние литераторы смело игнорируют. Но немало писателей придерживается их, предпочитая старые добрые традиции постмодернизму. Среди этих традиций, например, простой и понятный язык. Хотя детские сказки с удовольствием читают и некоторые взрослые, их основная аудитория еще совсем юная.
Поэтому предложений с запутанной конструкцией, трудночитаемых слов и непонятных терминов стоит избегать. Сложный язык – совершенно лишний элемент сказочного текста. Больше внимание надо уделить героям, действию и волшебному антуражу.
Мораль в современной сказке не подается в лоб, но обычно присутствует. В произведениях подчеркивается важность семьи, друзей, справедливости и всевозможных положительных качеств – милосердия, отзывчивости и т.п.
Желательно придумать для своей книжки счастливый конец, когда антагонист получает по заслугам, а все проблемы и невзгоды протагониста заканчиваются. Главный герой обретает то, к чему стремился, и при этом обычно получает ценные жизненные уроки.
Если в дальнейшем предполагается продолжение сказки, после хэппи-энда можно написать послесловие, в котором поверженный злодей клянется отомстить или появляется новый, еще более сильный и опасный враг.
Старая сказка на новый лад
Мода на переделку классических сказочных сюжетов появилась довольно давно. Чаще всего новый взгляд на всем известные истории дается в сказках для взрослых. Но и детские сказочники любят взять какое-нибудь давнишнее произведение и вдохнуть в него новую жизнь, осовременив старинный текст или написав обо всех событиях под другим углом.
В постмодернистских книгах принцессы, уносимые драконами в высокие башни, заводят дружбу со своими похитителями, прекрасные принцы оказываются теми еще негодяями, а злые ведьмы и колдуны превращаются в непонятых обществом сильных личностей, которые в действительности желают всем только хорошего.
Кроме того, классический сюжет можно оживить, изменив время и место действия или образы героев. К примеру, Иванушка-дурачок может стать семиклассником Ваней, поймавшим на рыбалке волшебную щуку, а Красная Шапочка – разносчицей пиццы, делающей доставку в опасный район.
Как пишется сказка пьеса
В честь этого события мы будем учиться писать пьесы, а примером нам послужит знаменитая пьеса Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».
Как написать пьесу. Начало
Предположим, что ваша идея после творческих мук начинает перерастать в сюжет, возможно, вы уже располагаете готовым сюжетом. Что дальше?
Этап 1. Работаем с характерами персонажей. Так как в основе жанра пьесы лежат диалоги между людьми, ваши персонажи должны быть правдоподобны. Что делает персонаж живым? Наличие проблемы (проблем), которая будет влиять, а иногда и определять поведение вашего героя.
Для того, чтобы придумать персонажу проблему, нужно ответить на три вопроса:
Некоторые писатели рекомендуют заводить на каждого персонажа отдельный файл, и вписывать туда основные характеристики героя, вставляют его фотографию-прототип и т.д.
Однако, при работе над персонажами многие авторы слишком много времени и внимания уделяют тому, каким именем или какими физическими данными должен обладать персонаж. Это может помешать работе над проектом в целом. Выход: опишите героя в целом, при этом желательно придать ему какую-нибудь особенность.
Важно. Помните, что вы пишите пьесу, а не роман, поэтому в тексте описание персонажа должно быть лаконичным.
В конце работы на этом этапе перечислите всех своих персонажей.
Как у Шварца. Вот как дано описание персонажей Хозяин и Хозяйка у Евгения Шварца в пьесе «Обыкновенное чудо»:
Хозяин: «бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос».
Хозяйка «еще молодая, очень привлекательная женщина».
Действующие лица пьесы (всего 14 персонажей):
Хозяин Хозяйка Медведь Король Принцесса Министр-администратор Первый министр Придворная дама Оринтия Аманда Трактирщик Охотник Ученик охотника Палач
Как у Шварца. Рассмотрим, как описывается место действия в пьесе «Обыкновенное чудо» :
Первое действие. «Усадьба в Карпатских горах. Большая комната, сияющая чистотой. На очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник. «
Второе действие. «Общая комната в трактире «Эмилия». Поздний вечер. Пылает огонь в камине. Светло. Уютно. Стены дрожат от отчаянных порывов ветра. За прилавком – трактирщик. «
Третье действие. «Сад, уступами спускающийся к морю. Кипарисы, пальмы, пышная зелень, цветы. Широкая терраса, на перилах которой сидит трактирщик. «
Этап 3. Проясняем внутреннюю историю персонажа. На первом этапе мы уже упоминали о том, что у персонажей должны быть некие «проблемы», чтобы они казались живыми, а не плоскими.
На третьем этапе необходимо проработать эти проблемы (или конфликты) более подробно, прописав для главных героев пьесы «внутренние истории».
Чем конкретнее «внутренняя история», тем легче написать персонаж.
Как у Шварца. Например, «внутреннюю историю» Хозяина из «Обыкновенного чуда» можно представить в следующей краткой форме.
«Женившись и решив остепениться и заняться хозяйством, волшебник поселился в усадьбе в Карпатских горах. Он очень любит свою жену и обещает ей жить «как все», но душа просит чего-нибудь волшебного, и хозяин усадьбы не в силах удержаться от соблазна затеять новые чудеса.»
Как у Шварца. Обратите внимание на то, насколько лаконично и ёмко прописаны у персонажей в «Обыкновенном чуде» ремарки:
«прислушивается, закрывает лицо руками», «хихикает застенчиво», «девушка роняет цветы, медведь поднимает их», «девушка повинуется, медведь становится на одно колено, целует ей руку» и т.д.
И, в заключении, самый главный совет по созданию своей пьесы : читайте и перечитывайте пьесы классиков жанра.
пьеса-сказка
Смотреть что такое «пьеса-сказка» в других словарях:
пьеса-сказка — сущ., кол во синонимов: 1 • пьеса (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
пьеса — См. игра … Словарь синонимов
Сказка о попе и о работнике его Балде (пьеса) — Сказка о попе и о работнике его Балде российский спектакль 2011 года по одноимённой сказке А. С. Пушкина. Пьеса была удастоена премий II Московского фестиваля спектаклей и шоу программ для детей и Международного фестиваля… … Википедия
«Сказка для детей» — «СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ», незавершенная поэма Л. (1839 40), одно из значительнейших произв. последних лет жизни. Реалистич. звучание темы во многом определяется ее иронич. тональностью. По шутливому замечанию автора (в черновом автографе), он… … Лермонтовская энциклопедия
Тень (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тень (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Снегурочка (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Снегурочка (значения). Снегурочка Жанр: пьеса Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1 … Википедия
Каменный гость (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Каменный гость. Каменный гость Жанр: пьеса Автор: Александр Сергеевич Пушкин Язык оригинала: русский Год написания: 1830 … Википедия
Зимняя сказка (пьеса) — Флоризель и Утрата. Чарльз Роберт Лесли (1794 1859) Зимняя сказка (англ. The Winter s Tale) поздняя пьеса Уильяма Шекспира. Была впервые издана в 1623 году в составе Первого фолио как комедия. Позднее её жанр был определен как трагикомедия,… … Википедия
Зойкина квартира (пьеса) — Зойкина квартира Жанр: пьеса Автор: Михаил Булгаков Язык оригинала: Русский Год написания: 1925 Публикация: 1929 «Зойкина квартира» пьеса Михаила Булгакова. Премьера пьесы состоялась в Театре имени Вахтангова … Википедия
Зимняя сказка — У этого термина существуют и другие значения, см. Зимняя сказка (значения). Зимняя сказка The Winter s Tale Жанр: комедия Автор: Уильям Шекспир Язык оригинала … Википедия