Как правильно пишется слово сможешь?
Правильный вариант написания слова: сможешь
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова сможешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: смочь (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Сладко будет ей к тебе приникнуть, Целовать со злобой бесконечной. Ты не сможешь двинуться и крикнуть…
За гробом. Гумилев. Читать стихотворение онлайн.
Много тут есть для тебя и ахейцев, – рази, кого сможешь. И обменяемся нашим оружьем. Пускай и все эти Знают, что оба с тобою мы дедовской дружбой гордимся». Так говорили они. Со своих колесниц соскочили, За руки крепко…
Этим, однако, достичь ничего ты не сможешь, а только Больше меня оттолкнешь. И хуже придется тебе же. Если я так поступаю, то, значит, мне это угодно!
Как пишется: «сможешь» или «сможеш»?
Почему? Правописание, правило.
как пишется сможешь с мягким знаком или нет?
как пишется сможешь слитно или раздельно?
Как правильно пишется слово: «сможешь» или «сможеш»?
Как правильно писать слово: «сможешь» или «сможеш»?
Какая часть речи слово сможешь?
Пример предложения со словом сможешь?
Как разобрать слово по составу сможешь?
Морфемный разбор слова сможешь?
Ты не сможешь прийти ко мне завтра?
Обратимся к правилам русского языка, чтобы ответить на этот вопрос.
Это глагол, потому что отвечает на вопрос что сделаешь? Обозначает действие предмета.
Когда же в глаголах пишется мягкий знак на конце после шипящих?
Добрый день. Давайте разбираться, нужно ли на конце слова «сможеш*» писать мягкий знак.
Слово отвечает на вопрос «что сделаешь?» и, значит, является глаголом.
Так как на конце вопрос есть мягкий знак, то он переходит в само слово.
Правильный ответ: «сможешь».
Сможешь утром заехать за мной?
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
Например.
Правописание слова “можешь”: значение, правило, примеры
Это слово обычно используется в разговорной речи, когда люди просят друг друга об одолжении или разрешают кому-то что-то сделать. В письменной речи употребляется не так часто. Ошибка бывает связана с неверным написанием окончанием слова. Нужно вспомнить спряжение глаголов, чтобы узнать, можешь как пишется: с – ешь или – ишь? И должен ли стоять на конце слова мягкий знак?
Морфологический разбор слова “можешь”
Рассматриваемая лексема – глагол, обозначает действие человека. Используется в форме 2-го лица, единственного числа. Производное слово от начальной формы мочь. Отвечает на вопрос настоящего времени «Что делаешь?». Лексема несовершенного вида (действие не завершено), изъявительного наклонения.
Лексическое значение разбираемого слова:
Слово в тексте выступает в связке с другим глаголом, конкретизирующим действие, которое лицо, участвующее в диалоге, должно совершить: можешь устроить праздник, можешь узнать расписание.
“Не много” или “немного” – правильно писать раздельно или слитно? Ответ читайте тут.
Лексема является исконно русским словом, образован от старославянской глагольной формы мошти.
Корень определяют по имеющейся общей части в однокоренных словах: мог, могут, можете, смогли. При этом в корнях наблюдается исторически обусловленное чередование согласных г/ж.
Правильно пишется
Безошибочное написание можешь: с окончанием -ешь. Твёрдый звук ш на конце слова пишется с мягким знаком.
Чтобы проверить согласную е в окончании, нужно определить спряжение глагола. Использование метода поиска инфинитива в данном случае не работает. Неопределённая форма мочь в правилах, регулирующих написание глагольных окончаний, не рассматривается.
Применяют другой способ. Лексему ставят в форму 3-го лица множественного числа. Для удобства дополнительно подставляют личное местоимение они. Определяющим вопросом будет «Они что делают?». Ответ: могут. Получается новое слово с окончанием –ут, характерное для глаголов I спряжения. Зная тип спряжения, выясняют, какое окончание пишется в рассматриваемой лексеме. Пользуются грамматическим правилом.
Предлагаем вместе с нами погрузиться в разбор слова “сегодня” в нашей следующей статье, чтобы узнать его значение и правописание. Изучайте материал и будьте грамотными!
Есть другой вариант, помогающий правильно писать можешь. Нужно запомнить, как пишется вопрос, на который он отвечает. Форма «Что делаешь?» в своём составе содержит правильное окончание. По аналогии –ешь ставится в слово, вызывающее сомнение.
Примеры предложений
Неграмотно писать анализируемое слово с – ишь, –иш, – еш на конце.
Грамматические и орфографические правила русского языка составлены на трудные случаи написания слов. Для определения глагольных окончаний важно знать типы спряжений и уметь ими пользоваться. В вопросах к глаголу заложена правильная форма окончаний: присутствует нужная гласная, мягкий знак. Достаточно запомнить, как они пишутся и применить аналогичную форму в словах.
Слово «можешь» как пишется правильно?
Слово «можешь» пишется с буквой «е» в безударном окончании и с мягким знаком после шипящего согласного в соответствии с правилом орфографии.
Часть речи слова «можешь»
В выборе правильного написания слова «можешь» важно выяснить часть речи, к которой оно принадлежит. Для этого определим грамматические признаки этого слова в предложении:
Теперь ты можешь отдохнуть после тренировки.
Исследуемое слово употребляется для обозначения вероятности, возможности действия и отвечает на вопрос что делаешь?
Выявленные грамматические признаки позволять понять, что это самостоятельная часть речи глагол. Его начальной формой является глагол «мочь».
«Можешь» или «можишь»?
Если поставить ударение в этом слове, то выясним, что в нём имеется орфограмма — безударное личное окончание.
Чтобы выбрать букву «е» или «и» в безударном окончании, обратимся к неопределённой форме «мочь» и выясним спряжение глагола. Это слово заканчивается буквосочетанием -чь, по которому можно понять, что это глагол I спряжения, как и аналогичные слова этой части речи. Убедимся в этом на примере глаголов с ударными личными окончаниями:
Понаблюдаем, как глагол «мочь» изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:
«Можешь» или «можеш»?
Итак, это глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. В его личном окончании имеется шипящий согласный. Чтобы разобраться, пишется ли мягкий знак в конце слова, воспользуемся правилом орфографии русского языка.
В этих глагольных формах мягкий знак служит не для смягчения конечного шипящего согласного, а для обозначения их грамматической формы:
Чтобы безошибочно написать это слово, предлагаем прочесть примеры предложений.
Примеры
Поспеши, ты ещё можешь успеть на этот автобус.
Скажи, ты можешь мне показать, как правильно заполнить бланк?
Можешь думать что угодно, но я поступлю по-своему!
И ты можешь говорить об этом случае так спокойно?
Чего мне это стоило, ты никак не можешь понять.
Можешь – как правильно пишется слово, с «е» или «и», с мягким знаком или без него – разбираемся во всех тонкостях
Пишем только так: «можешь». С «е» и с мягким знаком на конце.
Глагол «можешь» мы всегда пишем с «ь» и с буквой «е» после «ж». Мягкий знак необходим, потому что глагол употреблен в форме второго лица единственного числа, а «е» пишется, потому что глагол первого спряжения.
Давайте разбираться в правописании этого слова более детально. И учиться объяснять его написание в школе.
Почему «можешь» пишется с «ь»
Итак, причина в том, что глагол во втором лице единственном числе.
Как понять, что лицо второе? Вот смотрите, первое лицо – это Я. Второе – тот, с кем я говорю, то есть Ты. Третье – постороннее лицо, которое в нашем разговоре вообще не участвует – Он.
К слову «можешь» легко подставляется местоимение «ты». «Ты можешь». Вывод – глагол во втором лице.
Ну а то, что число единственное, и так понятно. Во множественном была бы форма «могут».
Как объяснять мягкий знак на уроке
Когда вы делаете домашнее задание или работаете у доски, надо сделать со словом «можешь» следующие махинации.
Во-первых, надо подчеркнуть мягкий знак одной чертой. Одна черта показывает, что написание этой буквы вызывает у вас сомнения, вы колеблетесь.
Во-вторых, надо выделить ту морфему, то есть часть слова, где находится сомнительная буква. В нашем случае это окончание «-ешь». Если учитель спросит, почему окончание именно такое, просто измените слово: можешь – могут. Буквы «г» и «ж» чередуются, на них внимание не обращаем. А все, что после «г» и «ж», меняется. Следовательно, это окончание.
В-третьих, надо дать объяснение. Напишите рядом со словом в скобках следующее: «(2 л. е. ч.)» – второе лицо, единственное число. Этого достаточно.
Почему в слове «можешь» пишется «е»
Разбираемся теперь со второй орфограммой. Мы пишем «е», потому что глагол «можешь» относится ко второму спряжению. Учительница может вас попросить доказать, что спряжение второе, и вот тут надо не спасовать.
Объяснение будет таким:
Как объяснять букву «е» на уроке
Вслух на уроке вы должны проговорить то, что я написал выше. А в тетради и у доски оформить объяснение следующим образом:
Что еще почитать и посмотреть
В каждой своей статье по орфографии я рекомендую к просмотру свой ролик про орфограмму. В нем я объясняю и показываю, как правильно работать с орфограммами на уроке. Посмотрите, ролик небольшой.
Еще рекомендую вам к прочтению несколько моих статей по русскому:
Заключение
Мы разобрали правописание слова «можешь». Все ли вам понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить на уроке обе орфограммы, которые в нем встречаются?
Если остались какие-то вопросы – пишите их в комментариях. Я стараюсь отвечать в течение суток.