Стенограмма телефонного разговора от 20.07.2011 года в 23 час. 56 мин.*
К. — Кукаев, следователь Д. – дежурный отдела милиции № 3 Д.: Юрий Александрович? К.: Да.
Д.: Это опять третий отдел милиции, Макаров беспокоит. У нас ситуация. Сегодня днем обращалась мама девочки, гражданка Х., ее шестилетней дочке мальчик нанес телесные повреждения. Это я Вам с начала рассказываю. Значит, в оконцовке потом выяснилось, что эти телесные повреждения нанес не мальчик, а мужчина. Это девочка потом рассказала, целый день она ходила молчала. Значит, они вот ездили в больницу и привезли нам выписку с больницы, я Вам сейчас диагноз зачитаю… «…выписана из стационара в удовлетворительном состоянии с диагнозом травматическая гипоксия головного мозга, подозрение на закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга… (из этических соображений часть диагноза мы опускаем. — Прим. АП), множественные ссадины и кровоподтеки нижних конечностей».
К.: А злодей у Вас на основании чего?
Д.: Ну, злодей у нас вот. Эта девочка на него показала.
К.: Нет, ну на основании чего Вы его задержали? Просто сидит?
Д.: Ну, да вот, здесь он просто находится. Ранее по 105-й судимый был, 166-я. Вас в известность ставим.
К.: Она говорит, что трогал ее за гениталии?
К.: Это 135-я в принципе, а он что говорит?
Д.: Он вообще ничего не говорит.
Д.: Да нет, не пьяный, ну, выпивший, но разговаривает нормально. Говорит, что не было ничего такого, а девочка на него указывает.
К.: Да, б…ь, что больница пишет — это все х…я, надо чтобы смэшники (судмедэксперты. — Прим. АП) смотрели.
К.: Да объяснение, и все.
Д.: Нет, но материал мы собрали, девочку, маму опросили.
К.: 135-я, это все равно же не страшная, там даже до 2 лет лишения свободы идет.
Д.: Ага, ну а с ним нам что делать? Опросить и все?
К.: Материалом, мама там?
К.: Выпиши ей направление на СМЭ, объясни, где находится, на Северной, пускай она дует туда, завтра прям с утра, мы завтра узнаем, что скажет нам Кулеша. Больница тоже, она как понапишет.
К.: Выписывай им направление, пускай с утра они дуют.
Д.: Ну это уже мы все сделали.
К.: Да ну все, и мы уже оттуда уже узнаем. Если там ничего нет, то п…ц.
Д.: Ну, а со злодеем что делать, опросить и выпустить?
К.: Опросить и отпустить, что теперь.
* Стенограмму мы публикуем без правки, оставив нецензурную лексику и стилистику
Что такое стенограмма?
Скажите, что собой представляет стенограмма телефонных переговоров, каким требованиям она должна отвечать, чтобы ее признали доказательством по уголовному делу, и необходима ли фонетическая экспертиза голоса для признания ее подлинности?
Здравствуйте! Вы кем по делу проходите? Вы планируете приобщить аудиоматериалы в суд или на стадии предварительного расследования?
нет, я ничего не планирую, я подозреваемый. Мне сказали что есть стенограмма, есть аудиозаписи ПТП, полученные в рамках ОРМ, однако фонетическую экспертизу не проводили. В связи с чем и возник этот вопрос. Также интересует, могут ли они где-то взять образец моего голоса без моего согласия?
Если есть ТПТ, то стенограмма уже имеется в ДОУ. При легализации ОРМ выносится постановление руководителем и материалы передаются следователю. Либо следователь запрашивает материалы ОРМ и постановлением они передаются. При приобщении материалов ОРМ в уголовное дело экспертизу проводить не требуется. Из стенограммы и так будет все ясно. Все будет исследовано в совокупности с другими доказательствами. Следователь может назначить фоноскопическую экспертизу, если понадобиться, при этом если нужно будет идентифицировать голос, то образцы голоса будут изъяты у подозреваемого проведением следственного действия. Если Вы отказываетесь от этого, то ограничатся стенограммой. Если образцы голоса подозреваемого имеются на видео-аудио материалах, то следователь с санкции суда может провести обыск в жилище с целью отыскания носителей, но я думаю он не станет ставить этот вопрос. Суд просто признает как должное, что разговаривает именно обвиняемый.
Метод наипростейшей стенографии. Алфавит и шрифт для неё
Многих отпугивает слово «стенография» и есть от чего, так как под этим подразумевается сложная система, которую не только длительно надо изучать, но и постоянно применять, чтобы был от этого толк. Я же предлагаю вам ознакомиться с наипростейшим методом записи русской устной речи с помощью упрощенных значков, что конечно не повысит в 2-4 раза скорость записи как в стенографии, но точно облегчит эту запись.
Для изучения алфавита требуется 30 минут (да, это точно и проверено на ученике 2 класса обычной школы), еще около часа желательно почитать что-то на этом алфавите, ну и само письмо придется нарабатывать на скорость в течение дня.
В отличие от стенографии, у которой упор сделан на скорость письма и значки могут отличаться размерами и занимать две клетки по высоте, в данном методе мы можем писать на каждой клетке тетради краткими символами, что не только экономит в 2 раза конспект, но экономит чернила и наши силы на выведение сложных знаков или соединений между ними.
Думаю, что многие уже догадались и разобрались, что написано на картинке выше. Криптографическая стойкость этой записи почти нулевая, хотя и позволит вам писать в метро что-то, что не сможет прочитать рядом сидящий (можно и печатать, если выставить временно определенный шрифт в документе). Зато обучится этому методу просто, быстро, а читать такой текст не сложно.
Значки можно изменить под себя, если вам что-то кажется не так и не то. Я же подобрал их с учетом похожести на уже известные русские или английские и чем чаще встречается буква в русских словах (оеаитнсрвлкм…), тем пытался её проще, а значит и быстрее, нарисовать. Обратите внимание на написание цифр, так как они должны рисоваться особо, чтобы не путать их с буквами.
Шрифт тут сделан не идеально хорошо, а больше для примера, чтобы вы могли понять метод, да и почитать что-то можно было с этим шрифтом. Скачать его можно тут:
шрифт «Arial Unicode MS_ST»
Запомнить алфавит в таком виде не сложно, так как есть похожесть по частичному рисованию (а), ж – половина от символа, как и о, т. Где-то это знакомо вам от английского языка (б, д, и), транскрипции (ш). Для символа н выбран крючок L, так как н очень часто встречаемый символ, а вот для символа м крючок смотрит назад, с него обычно мы начинаем написание рукописной м. Буква п как бы упавшая вперед и это тоже легко запомнить.
Заглавные символы можно пробовать писать чуть крупнее или подчеркивать такие символы, как это принято в стенографии. Символы могут чуть отличаться на письме, если вам там проще. Допустим м и н можно писать с закруглением, а р наоборот ровно, как печатную русскую г (хотя допускаю и р не изменять, если вам так удобней и быстрей. Это же касается и буквы э). Чтобы отличать г и ч, надо бы редко употребляемую ч писать с закруглением в верхней части (хотя всю жизнь писали похоже и разбирали такой почерк). Букву л пишите как очень длинную единицу, чтобы отличить ее и от i и от цифры и от буквы т (для этого у т и есть прямой верх, а не под наклоном). Буквы б и д можете писать и как английские b и d с четкой окружностью внизу.
Старайтесь четкие прямые линии рисовать прямо, а полуокружность как у о, отличимо от прямой как у и. Чтобы проверить искажение почерка от скорости можно провести тест: пишите на каждой строчке одну букву из алфавита как можно быстрее наращивая скорость к концу строки. Потом сравните похожесть букв между собой. Если похожесть есть, то продумайте, что надо сделать, чтобы рисовать такие символы отличимо и быстро.
Критикам из общества поклонников стенографии сразу сообщаю, что метод разрабатывался исходя из поставленных задач и показатель скорости далеко не важный. Важно было получить метод сокращенного обозначения букв позволяющий писать в одну клеточку (в стенографии это не так), так как чем проще и мельче написанное, тем меньше сил тратят студенты при письме. При этом важно было писать буквы примерно одинаковые по высоте, чтобы легче это можно было прочитать, а то записи и так не крупные. Еще важная проблема – это влияние почерка на понимание написанного, а для этого отличимость букв от наклона и искажений в написании должна быть достаточной для понимания. По возможности баланс требований был соблюдён, скорость написания чуть возросла, а скорость чтения таких текстов особо не понизилась.
Для желающих кратко почитать о алфавитах мира и какими значками писали есть сайт, там же есть и скоропись древнерусская.
как правильно читать и писать стенограмму
Стенограмма — вещь очень специфичная для каждого экипажа. В данном случае я основываюсь только на опыте нашего экипажа и в некоторых случаях — на упрощенном понимании вопроса, т.к. не в состоянии объяснить ВОСПРИЯТИЕ водителем большинства сообщений в силу их соответствия не столько каким-то законам составления записи, сколько выработанной условности и основанной на них ответной реакции. Другими словами, если нашу стенограмму отдать другому экипажу, то вероятность успеха у него будет очень небольшой, так же, как и мы вряд ли сможем успешно ехать по чужой стенограмме. Попытайтесь просто понять ПРИНЦИП, а уж применение — это удел индивидуальности экипажа.
Несколько общих принципов
Стенограмма — это стенографическое описание скоростного участка от старта до финиша, включающее в себя условное описание поворотов, ориентиров, особенностей дороги и расстояний между ними, позволяющее водителю выбирать оптимальный режим управления машиной.
Прежде, чем начать составлять и пользоваться стенограммами примите во внимание несколько правил.
1. Прежде чем писать стенограмму надо подготовить для этого тетрадь. Лучше, если листы в ней будут формата А4, и одной тетради хватит для всех стенограмм ралли. Тетрадь должна быть сделана таким образом, чтобы вы могли быстро и безошибочно открывать нужный вам скоростной участок (СУ).
2. Текст стенограммы лучше писать, используя только лицевые страницы тетради. Высота знаков и символов должна быть не меньше 1.5 см с таким же или большим расстоянием между строчками. Писать лучше черным или синим фломастером или маркером — не стоит использовать шариковые ручки.
3. В оглавлении каждого СУ пишите его номер (или номера, если СУ повторяется несколько раз), название, протяженность. Иногда стоит указать некоторые общие особенности (характер покрытия, краткое напоминание сверхсложных мест и тд). Например:
СУ-2, 10, 16 «Полигон», 16.4 км, асфальт (3 круга, после третьего на финиш — правый 4)
Все это желательно прочитать пилоту перед стартом. Каждый лист СУ должен быть пронумерован от старта, причем не сплошной для всей тетради нумерацией, а 1, 2, 3 и тд для каждого СУ.
5. Штурман (особенно неопытный) не всегда успевает посмотреть на дорогу. Не заставляйте его это делать, более того ориентирование штурмана на дороге даже в определенном смысле вредно — неопытный штурман в этом случае может легко «потерять» стенограмму, но он всегда должен получать четкую и однозначную информацию от пилота о его готовности к восприятию следующего отрезка — «дальше» или «готов». Если пилот не точно воспринял информацию, он должен сообщить об этом штурману — «повтори».
6. Если экипаж сбился со стенограммы, а на трассе нет четких однозначных ориентиров для возвращения к ней — лучше перестать пытаться «определиться». Как вариант – в этом случае пилот может начать диктовать штурману трассу по ее прохождении, чтобы он мог найти нужное место.
7. При записи стенограммы старайтесь ее делать так, чтобы следующий лист начинался с отрезка с большим расстоянием. Например,
последняя запись на листе — 200 ПР2 400,
первая запись на следующем листе — 400 ЛВ4 100,
а не так — 200 ПР3 50, а на следующем 50 ЛВ4 200.
Ни в коем случае не переносите на следующий лист часть связки поворотов.
8. Не заканчивайте стенограмму финишной отметкой. Финиш фиксируется с хода и скорость в момент его пересечения может быть максимальной, поэтому пропишите и продиктуйте водителю еще 300-400 метров дороги после финиша. Иначе, следующий за финишем непрописанный поворот может стать роковым.
9. Никогда не оставляйте стенограмму без присмотра.
10. Не переписывайте стенограммы начисто. При проверке вносите исправления в имеющуюся стенограмму, но помните — исправления должны быть абсолютно ясными и не вызывать никаких сомнений. Не старайтесь разукрасить стенограмму, не пишите ничего лишнего.
11. Старайтесь не использовать в стенограмме лишних символов и сокращений. Символами и сокращениями обозначаются только часто повторяемые особенности — направление поворотов, сложность поворота, трамплин, подброс, полет, дорожные знаки и указатели, автобусные остановки и пр. ориентиры, знаки опасности. Остальные дополнения в стенограмму лучше писать целыми словами. Пример:
300 Т ПР3 вверх на мост на ЛВ4 минус, узко 200
Первым в строке пишется расстояние. Оно обозначается в метрах, но не пытайтесь высчитать эти метры точно, тем более — по штурманскому прибору. Расстояние — вещь условная и, скорее, определяет не арифметическое значение протяженности дороги до следующего поворота или какой-то особенности трассы, а дает водителю возможность оценить свои действия в зависимости от имеющегося времени — до какой передачи он успеет дойти в разгоне, когда надо начинать вход в поворот или торможение и тд. Со временем каждое значение расстояния и следующая за ним сложность поворота — станут для вас единым значением и не будут восприниматься, как цифра или метраж. Мы использовали только следующие значения расстояний — 10, 20, 30, 50, 70, 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500, 800, 1000.
В любом случае при расстояниях до поворота свыше 250 надо стремиться к разбивке этого расстояния на два или даже три расстояния путем вставки ориентиров. Например, вместо 500 ЛВ2 200, всегда лучше иметь в стенограмме (если, конечно, это возможно, а ориентир хорошо виден) — 100 А 200 знак 200 ЛВ2 200.
Кроме того, расстоянием, как правило и заканчивается отрезок, что дает водителю возможность правильно рассчитать выход из поворота.
Маленькие расстояния — 10, 20, 30 и иногда 50 пишутся, как правило, не отдельно, а в связках:
200 ЛВ2 10 ЛВ3 30 ПР4 400
Вторым в простой стенограмме стоит направление поворота — направо или налево. Мы употребляли две русские буквы — ПР и ЛВ, но существуют и другие обозначения — L-R, L-P и тд. Перед направлением поворота часто вставляются ориентиры или какие-то особенности дороги. Например, 200 знак ПР3 400. Вставка ориентира перед самым поворотом весьма оправдана — он дает возможность водителю лучше рассчитывать вход в поворот.
За направлением поворота всегда идет его сложность. В упрощенном виде сложность поворота можно представить, как его крутизну, выраженную в градусах и обозначенную цифрой. Однако, на самом деле — эта цифра в опытном экипаже никогда не рассматривается, как арифметическое выражение крутизны, а является отражением техники и условий прохождения поворота, указывает пилоту комплекс технических решений — скорость, передачу, степень газа и тд.
Другими словами, вполне может создаться ситуация, когда для двух пилотов один и тот же поворот может быть 2 и 4. Более того, на сложность поворота может влиять, например, ширина проезжей части, наличие кювета в месте возможного вылета машины, изменение покрытия дороги и тд. Все это приходят с опытом, поэтому очень условно, для начинающих сложности поворота могут быть классифицированы так:
0 — совершенно незначительный изгиб дороги. Записывается, как правило, только в связках, например — 200 ЛВ0 на ПР5 500;
1 — от 5 до 20 градусов;
2 — от 20 до 35 градусов;
3 — от 35 до 55 градусов;
4 — от 55 до 70 градусов;
5 — от 70 до 90 градусов;
6 — от 90 до 110 градусов;
7 — от 110 до 140 градусов;
8 — от 140 до 180 градусов.
Конечно, боже упаси, выходить на дорогу с транспортиром — сложность поворота должна ПОНИМАТЬСЯ водителем, который должен исходить из того — как он его будет проезжать, а не заклиниваться на «градусах».
Сложность поворота часто изменяется внутри самого поворота, что обязательно отражается в стенограмме — 200 ЛВ2- 4 на ПР5-3 70.
Длинные повороты одной сложности обозначаются повторением сложности — 200 ЛВ2-2 на ПР3-3-3 300 и читаются или как «два-два» или как «левый два, длинный».
Кроме вышеперечисленного в стенограмме ОБЯЗАТЕЛЬНО отмечаются следующие особенности:
— трамплин — обозначается буквой Т и является «переломом» дороги, за которым не видно ее продолжения. Например:
200 Т ПР2 300 или 100 Т 300 ЛВ4 200 или 200 ПР2-Т-3 300
— подброс — обозначается значком (нет в клавиатуре — придумайте сами) или словом и является неровностью дороги, которая на предполагаемой скорости прохождения может «разгрузить» автомобиль и вызвать смещение или занос машины. Например:
200 подброс ЛВ2 на ПР3 с подбросом на выходе
— полет — обозначается, как правило, стрелкой под углом 45 градусов или словом. Полет – это трамплин или подброс, при прохождении которого машина отрывается от поверхности дороги. Пример:
200 полет ПР2 100. Часто употребляется вместе со знаками подброс или Т.
— опасность, обозначается восклицательными знаками и употребляется в местах, где необходимо повышения внимания, а также вместе со сложностью поворота, когда необходимо отразить его повышенную опасность. Например:
200 Т прямо! ПР3 200 или 300 ПР4! 100
— минус — пишется словом и указывает на отрицательный наклон дороги в повороте, например:
200 Т ЛВ2 минус! на ПР4 100
— тормоз — обозначается словом и указывает на место необходимого экстренного торможения, не вызванного поворотом, а определяемое какими-то необычными явлениями (например очень большая незаметная яма), пример:
200 ЛВ5 яма тормоз 300
Кроме того в стенограммах в зависимости от привычек и особенностей экипажа отражаются:
— ориентиры — знаки, вывески, отдельно стоящие деревья и столбы, автобусные остановки, километровые знаки — отражаются, как правило символами (можете придумать сами — А автобусная, к/у — километровый указатель и тд). В стенограммах применяются для более точной ориентации, отсечения длинных перегонов между поворотами, как указатели входов в повороты. Например:
100 к/у ПР3 200 или 300 знак 300 вывеска 100 ПР4 или 200 дерево ЛВ4! 100.
Ориентиры должны быть однозначными и хорошо просматриваться — так, чтобы пилот «не искал» их во время движения.
— изменение поверхности — отражается словами, например:
100 ЛВ2 на грунт ПР3 200
200 ПР3 подброс на выходе на асфальт 100
Существует мнение, что даже при идеально прописанной и проверенной стенограмме все равно «не надо ездить максимально быстро», потому что встречаются деревья и трактора.
Это – заблуждение. Стенограмма и создана для того, чтобы ездить с максимально возможной скоростью. Если за каждым поворотам вам мерещится пьяный тракторист или дерево на дороге — вы никогда ничего не выиграете. Более того, пилот, если он хочет ехать достойно должен БЕЗОГОВОРОЧНО верить штурману. Если он начинает «проверяться» — стенограмму можно выбрасывать. Правда для этого лучше иметь постоянного или сверхавторитетного штурмана. Сажать справа начинающего можно только для обучения или его подготовки для себя в расчете ездить с ним впоследствии постоянно. Если же это делается для «просто прокатиться» — то полезнее сунуть в багажник запасную канистру с бензином. Часто менять даже квалифицированных штурманов тоже очень плохо — хорошие экипажи «прикатываются» друг к другу долго. В экипаже, в конце концов, всегда кто-то будет лидером, причем далеко не всегда им является пилот. Штурман — фигура малозаметная, его имя почти нигде не появляется, он, как правило, меньше «тусуется» среди гонщиков, меньше «высовывается», но поверьте мне, что сегодня в России (да и в Европе) классный штурман намного дефицитнее классного водителя. Более того, не знаю удивлю я вас или нет, но хороший штурман значительно успешнее заменяет пилота, тогда как самые выдающиеся пилоты, садясь на правое сиденье, зачастую выходят оттуда в холодном поту, с полными ужаса глазами, держа стенограмму вверх ногами, открытую не на том СУ…
Ну, это к слову и в защиту штурманов, незаслуженно обижаемых прессой и другими СМИ, отчего большинство непосвященных вообще считают их чуть ли не лишним весом для машины.
Несколько правил в заключение
1. Никогда не прописывайте СУ с первого раза. Сначала проехайте его по легенде и снимите все вопросы по прохождению трассы.
2. Совершенно необязательно прописывать и проверять СУ по порядку от первого до последнего — это надо делать, как удобнее для вас, исходя из меньшего количества пустых перегонов. Располагать стенограммы в тетради тоже можно произвольно, сделав тетрадь по принципу телефонной книги для быстрого отыскания нужного участка.
3. Стенограмму диктует пилот. Штурман не должен вмешиваться в диктовку. Даже если пилот просит записать отрезок, как, скажем, «200 ЛВ4 полный атас, убьемся на хрен 300», то штурман должен все это выполнить и впоследствии прочитать, ибо для пилота это сообщение может быть самой точной информацией для техники прохождения данного поворота.
4. Прописывают стенограмму всегда днем, а проверяют в то время суток, когда придется проходить СУ. Если СУ повторяется днем и ночью — напишите его два раза, т.к. при проверке при свете и в темноте исправления и уточнения могут быть различными.
5. Всегда старайтесь найти возможность окончательно проверить стенограммы максимально возможно близко ко времени старта — вы уже увидите всю набросанную в поворотах землю, вырытую колею и тд.
6. Никогда не записывайте в стенограмму возможные срезки поворотов. Организаторы вполне могут в ночь перед стартом положить там старые покрышки или даже бетонные блоки. Помните — срезка, это упрощение поворота и если это будет возможно — пилот срежет сам.
7. Не начинайте прописывать СУ точно с отметки старта — начните пораньше — организаторы могут вполне и передвинуть старт, а «лишнее» вы впоследствии уберете при подъезде.
8. На применяемых в России карусельных СУ конец стенограммы должен состоять из двух частей, записанных рядом — отрезок на следующий круг и отрезок — на финиш. Не лишним будет в конце стенограммы в кружках написать цифры 1,2,3 и тд в зависимости от количества кругов и вычеркивать их при прохождении.
9. Не старайтесь при записи стенограммы ехать быстро — штурман будет не успевать писать, пилот диктовать. «Погонять» вы еще успеете.
10. Никогда не пользуйтесь чужой стенограммой и не давайте переписывать свою. Прописывайте трассу только в составе экипажа — и никогда с другим штурманом и тем более — пилотом.
11. Никогда не пользуйтесь стенограммами с прошлых ралли, даже если СУ полностью повторяется. Вообще, использованные стенограммы и легенды лучше выбрасывать.
Требования к оформлению стенограммы
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТЕНОГРАММЫ.
Стенограмма печатается по аудиозаписи без смысловых сокращений. Допускается приведение зафиксированной речи в соответствие с нормами литературного языка (устранение слов-паразитов, речевых ошибок и др.). Разрешается исключение из стенограммы реплик, не относящихся к сути обсуждаемого вопроса либо выходящих за рамки научной этики.
1. Председательствующий на заседании диссертационного совета объявляет о защите диссертации соискателем, указывает фамилию, имя и отчество соискателя, название темы диссертации, фамилии официальных оппонентов и ведущую (оппонирующую) организацию. Ученый секретарь кратко докладывает об основном содержании представленных соискателем документов и их соответствии установленным требованиям. Слова председателя отражаются в стенограмме полностью. Речь ученого секретаря оформляется следующим образом:
Ученый секретарь. (Кратко докладывает об основном содержании представленных соискателем документов).Все представленные документы соответствуют требованиям «Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук».
2. Соискатель излагает существо и основные положения диссертации. Затем соискателю задаются вопросы в устной или письменной форме.
Слово соискателя оформляется следующим образом:
Соискатель (фамилия, инициалы). (Кратко излагает основное содержание диссертационной работы, дает обоснование актуальности темы, приводит результаты исследований, иллюстрируя их графическим материалом, формулирует выводы. Доклад имеется в личном деле.
Автореферат диссертации имеется у каждого члена совета и в личном деле соискателя).
Ответы соискателя на вопросы оформляются следующим образом:
А) Если соискатель предпочитает отвечать на задаваемый вопрос в режиме «вопрос – ответ»:
Фамилия, инициалы – ученая степень, член совета / гость. (Вопрос).
Соискатель (фамилия, инициалы) (Ответ).
Б) Если соискатель предпочитает отвечать на вопросы в режиме «сначала все вопросы, потом – все ответы»:
Фамилия, инициалы – ученая степень, член совета / гость. (Вопрос(ы)).
Фамилия, инициалы – ученая степень, член совета / гость. (Вопрос(ы)).
Председатель: Слово предоставляется соискателю для ответа на вопросы.
На вопрос(ы) Фамилия, инициалы – ученая степень, член совета / приглашенный.
3. Слово предоставляется научному руководителю или научному консультанту.
Выступление научного руководителя (консультанта) оформляется следующим образом:
Фамилия, инициалы. (Оглашает отзыв, в котором дается характеристика диссертанта за время выполнения диссертации. Отзыв прилагается).
4. Ученый секретарь оглашает заключение организации, где выполнялась работа, отзыв ведущей организации, отзывы на автореферат.
Оформляется следующим образом:
Ученый секретарь. (Оглашает заключение кафедры (название), где отмечается актуальность диссертации, подчеркивается, что это законченное исследование, имеющее важное научно-практическое значение).
Оглашает отзыв ведущей организации – (полное название), подписанный (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы), отзыв положительный, отзыв имеется в деле).
Поступило (__) отзывов на автореферат. Отзывы положительные. Отзывы прилагаются.
1) Полное название организации, подписанный (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы);
2) Полное название организации, подписанный (ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы);
После оглашения отзывов соискателю предоставляется слово для ответа на замечания, содержащиеся в отзывах ведущей организации и отзывах на автореферат.
Ответ на замечания ведущей организации оформляется следующим образом:
Ответ на замечания ведущей организации.
Замечание 1. (Текст замечания из официального отзыва)
Ответ. (Приводится ответ соискателя)
Ответы на замечания, указанные в отзывах на автореферат, оформляются следующим образом:
На замечания, указанные в отзыве (полное название организации).
Замечание 1. (Текст замечания из отзыва).
Ответ. (Приводится ответ соискателя).
Отрицательный отзыв зачитывается полностью. В стенограмме оформляется по следующему образцу:
Ученый секретарь. (Оглашает отзыв. Отзыв отрицательный, имеется в деле).
5. Затем выступают официальные оппоненты. Текст отзывов официальных оппонентов в стенограмму не включаются. Отзывы прилагаются к стенограмме. В тексте указываются фамилия и инициалы оппонента, затем дается комментарий следующего плана:
«(Оглашает отзыв. Отзыв положительный. Отзыв имеется в деле)».
6. После выступления оппонентов соискатель получает слово для ответа. По желанию соискателя слово для ответа может быть предоставлено после выступления каждого оппонента.
Ответы на замечания оппонентов оформляются следующим образом:
Замечание 1. (Текст замечания из официального отзыва).
Ответ. (Приводится ответ соискателя).
7. Затем объявляется свободная дискуссия. Если в рамках свободной дискуссии возникли дополнительные вопросы к соискателю, то ответ на них оформляется аналогично.
8. По окончании дискуссии соискателю предоставляется заключительное слово. Заключительное слово соискателя оформляется следующим образом:
Соискатель (фамилия, инициалы). (Благодарит кафедру, научного руководителя, ведущую организацию, оппонентов, членов совета, выступавших).
9. Все комментарии (к примеру: Утверждается состав счетной комиссии, проходит тайное голосование и утверждается заключение; Зачитывается отзыв. Отзыв прилагается) помещаются в скобки и выделяются курсивом.
10. Имена участников обсуждения выделяются полужирным шрифтом. При этом обязательно указываются должности и звания выступавших, а также уточняется, является ли выступающий членом Совета либо приглашенным.
11. В стенограмму включается текст принятого заключения диссертационного совета.
12. Титульный лист, вторая, третья и последняя страницы оформляются в соответствие с приложениями 1, 2, 3.
13. Стенограмма распечатывается в 2 экземплярах.
14. Квалифицированную помощь в подготовке стенограммы оказывает диссертационный совет[1].
15. Стенограмма подписывается ученым секретарем Диссертационного совета и председателем Диссертационного совета (или его заместителем – в зависимости от того, кто вел заседание совета). На подписанный документ ставится гербовая печать.
Приложение 1. Титульный лист стенограммы.
ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г. В. ПЛЕХАНОВА»
заседания диссертационного совета Д 212.196.__
«__» ______ 20__ года
Защита диссертации ______________________________ на тему:
представленной на соискание ученой степени
______________ _______________ наук
Специальность XX. XX. XX – ________
Приложение 2. Вторая страница стенограммы.
ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г. В. ПЛЕХАНОВА»
заседания диссертационного совета Д 212.196._
при Российском экономическом университете им.
от «__» ________ 20__ года
защита диссертации ФИО на соискание ученой степени
__________ __________ наук
на тему: «_____________________».
Специальность XX. XX. XX — «_____________»
Ученая степень, ученое звание, ФИО
Ученая степень, ученое звание, организация / место работы, должность
Ученая степень, ученое звание, организация / место работы, должность
Полное название организации
Председатель диссертационного совета:
Ученая степень, ученое звание, ФИО
Ученый секретарь совета:
Ученая степень, ученое звание, ФИО
Приложение 2. Третья страницы стенограммы.
Председатель совета, ученая степень, специальность, специализация
Заместитель председателя совета,
ученая степень, специальность, специализация
Ученый секретарь совета, ученая степень, специальность, специализация
Член совета, ученая степень, специальность, специализация
(по количеству присутствующих)
Приложение 3. Последняя страница стенограммы.
Председатель диссертационного совета:
Есть ли замечания по процедуре защиты? Нет замечаний. На этом заседание совета объявляется закрытым.
диссертационного совета Д 212.196.__,
ученая степень, ученое звание ___________фамилия, инициалы
диссертационного совета Д 212.196.__,
ученая степень, ученое звание ___________фамилия, инициалы
[1] Согласно п.17 «Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук», диссертационный совет «способствует созданию максимально благоприятных условий для защиты соискателем подготовленной им диссертации. Соискателю предоставляется возможность знакомиться с имеющимися в диссертационном совете материалами, касающимися защиты его диссертации, получать квалифицированную помощь диссертационного совета по вопросам, связанным с защитой диссертации».