Как написать сценарий для видео
Сценарист «Лаборатории Новых Медиа» Анастасия Попова написала для блога «Нетологии» колонку, в которой рассказала о том, как правильно делать сценарий для видео.
Определитесь с целью
Определите, для чего вы снимаете видео и какая у него конечная цель. Это может быть блог, инструкция или вирусный контент. У всех вариантов разные цели и задачи. Обдумайте их заранее, чтобы уже на этапе сценария пойти по нужному пути.
Сценарий для блога состоит из текста и описания кадра — здесь нет строгих рамок для формата. Пишите так, как удобно вам и оператору. А для рекламного ролика нужно представить и точно прописать, как показать продукт и его пользу. Используйте сториборды или раскадровку, нарисуйте примерный кадр, где появляется продукт.
Для вирусного ролика история о продукте должна быть неожиданной, чтобы вызвать у зрителя эмоции. Здесь нужен сценарий с подробным описанием каждой сцены. Пропишите текст, эмоции героев, крупность планов, нарисуйте раскадровку — представьте, что работаете над фильмом.
Узнайте, кто ваша аудитория
Здесь, как и в продвижении для соцсетей, важно представить типичного потребителя вашего контента. Опишите этого человека и подумайте, что заинтересует его в вашем видео.
Для примера обрисуем портрет зрителя канала «Супермамы». Это молодая женщина 20-30 лет, которая ухаживает за ребёнком 1-3 лет. Она читает заметки и смотрит видео о воспитании счастливых детей, здоровье, кормлении и развитии малыша. Такая молодая мама не забывает также о саморазвитии и уходе за собой.
Стиль и форма
Представьте заранее длину видеоролика. В целом, чем короче будет видео, тем больше шансов, что его посмотрят до конца. Проверить хронометраж текста в сценарии можно через хрономер. А чтобы сделать бренд узнаваемым, используйте элементы фирменного стиля: цвет, логотип и шрифт. Например, раскрасьте плашки в цвета компании или используйте в кадре предметы схожего цвета. Это привлекает внимание и запоминается.
Напишите сценарий
В видео зритель воспринимает текст на слух. Поэтому пишите в сценарии только простые слова, которые легко читать и слушать. Избегайте сложных конструкций и начинайте предложения с подлежащего и сказуемого. Это приучает к простоте. Прочитайте сценарий вслух несколько раз. Упростите предложения на которых вы спотыкались. Когда речевой текст готов, опишите, что будет происходить в кадре.
В «Лаборатории Новых Медиа» мы собираем текст и действия в кадре в одной таблице:
Добавьте к документу информацию о съемке: люди, место, время, оборудование и реквизит. Подробный сценарий упростит подготовку, операторскую работу, начитку и монтаж.
Чтобы описать кадр, мы используем несколько терминов:
Футажи — сопровождающий видеоряд. Мы используем для футажей крупные кадры, чтобы обратить внимание зрителя на предмет.
Пэкшот — показ рекламного продукта.
Дисклеймер — любого рода предупреждения. Например напоминание, что компания или фирма не несет ответственности за результат: имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом.
Подпечатка — текст для анимированной или неподвижной плашки.
План — степень крупности изображения в кадре. Мы используем крупный, средний и общий план.
Как написать сценарий для видеоролика: инструкция в три шага
Алексей Банников, генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру», написал простую и понятную инструкцию для блога Нетологии о том, как в три шага создавать сценарии для видеороликов.
Генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру»
Чтобы грамотно и качественно снять коммерческий ролик, вовсе не обязательно обрывать телефон «Мосфильма» или выписывать дорогого режиссёра. Сейчас всё от начала до конца можно сделать самому.
курс
Видеомаркетинг: от идеи до продвижения видео
В нашей компании мы давно и успешно развиваем собственный YouTube-канал. Сейчас у канала 40 000 подписчиков, более 2 миллионов просмотров и сотни увлекательных роликов. И ни одно видео не обходится без сценария. Мы готовы поделиться опытом написания сценария для видео.
Какие бывают видео
В сфере бизнеса мы чаще всего встречаем несколько типов различных видеороликов.
1. Реклама. Отдельно рекламные видео вряд ли смотрит кто-то кроме профессионалов данной области, но правильно снятый ролик вполне может стать предметом популярного искусства и привлечь аудиторию исключительно за счёт качества.
Пример рекламы Фотосклад.ру
2. Вирусный ролик. Видео, которое за несколько дней успевает облететь весь интернет. Снять такой ролик — это и талант, и везение.
Небольшое объяснение, как снять вирусный ролик
3. Экспертное мнение. Такие видео пользуются популярностью у определённого круга зрителей. Они отлично исполняют роль имиджевых видео и, что особенно важно, несут информативную функцию.
Пример экспертного мнения: гайд по travel-фотографии
4. Отзыв о продукте или компании. Отзыв или обзор всегда интересен и потенциальным клиентам компании, и покупателям продукта и просто тем, кто следит за индустрией. Пример: здесь была реклама товара, который продаёт наш магазин.
Известная персона + качественный продукт = секрет успеха
В создании видеоролика есть одно очень важное правило — всегда опираться на сценарий. Это касается всех вышеперечисленных типов видео, даже тех, где подразумевается свободная речь. Но подробнее об этом мы расскажем немного позже, а сначала давайте обсудим три этапа, которые проходит сценарий.
Идея нужна любому ролику. Что вы хотите с его помощью сказать, что показать, а о чём умолчать. Идея заключает в себе концепцию, на которую будет опираться все видео.
Если это реклама — идеей становится продукт, если экспертное мнение — тема разговора. А вот с вирусным роликом дела обстоят сложнее — его идея в том, что зацепит зрителя и заставит его поделиться видео с друзьями. Это может быть тема, которая затронет большинство, нечто популярное или смешное. А вот ваша компания или продукт как раз не должны становиться краеугольным камнем.
Практически все идеи мы придумываем сами, за редким исключением прибегая к помощи фрилансеров. В нашем отделе нет проблем с идеями, каждый день мы обсуждаем тренды и какие-то концепции, которые возможно реализовать на своей площадке.
Написание сценария
После того как мы определились с идеей, самое время переходить к сценарию. Здесь работа предстоит непростая: во-первых, определитесь, собираетесь ли вы строго следовать сценарию или же говорить неформально.
В рекламном или вирусном ролике у вас должен быть чётко расписанный сценарий. Если есть персонажи, то вы должны указать их описание или характерную черту. Кроме того, в таком сценарии описывается окружение и настроение кадра. По сути, их можно сравнить со сценариями к фильмам, поскольку их продумывание и написание — это комплексная и серьёзная задача. Мы пользуемся именно такой схемой при съёмке рекламы конкурсов, розыгрышей и мероприятий.
Чтобы текст было проще запомнить, а монтировать видео было легче, поделите его на смысловые части. Между этими частями можно будет резать видео, кроме того, можно будет делать дубли и выбирать наиболее удачный. Но детальнее мы опишем это в следующем пункте.
Если в видео предполагается свободный текст, то всё равно потребуется мини-сценарий. Вам совершенно точно понадобится чек-лист: список тем, которые необходимо упомянуть. Не забывайте, что даже профессионалы иногда запинаются и задумываются. Видео необязательно должно быть идеальным, но говорящему необходимо продумывать предложения заранее, чтобы не путаться в словах-паразитах. Текст не должен выглядеть заученным, говорить нужно на одном языке с вашим зрителем.
Раскадровка
Когда сценарий готов, лучший способ отредактировать его — несколько раз прочитать вслух. Все слова и фразы, которые вам неудобно произносить можно смело убирать или перерабатывать. Например, в обилии шипящих звуков или одинаковых букв очень легко запутаться и оговориться. Чтобы этого избежать, нужно прогонять сценарий именно вслух.
Этот же метод очень хорошо подходит для того, чтобы сразу понять длину видео: зачитайте отредактированный текст, замерив время секундомером. Хотя бы примерно, но вы будете знать хронометраж вашего ролика.
Ещё один полезный совет, который мы не раз пробовали на практике — адаптировать сценарий под говорящего. Старайтесь использовать слова, характерные для героя видео, так ему будет гораздо проще донести информацию.
И конечно, после этого, самое время переходить к раскадровке — если видео имеет сюжет или несколько локаций, придётся немного поработать режиссёром. Продумайте, какие предметы понадобятся, какой антураж и интерьер подойдёт лучше всего и как именно должен выглядеть кадр. Здесь поработать придётся и сценаристу, и оператору. У последнего глаз на такие вещи должен быть намётан, поэтому стоит прислушиваться к его советам.
Если вы сделали всё правильно, то к началу съёмок у вас получится несколько листов с напечатанным сценарием, и массой пометок. Не стоит пугаться, именно так обычно и выглядит набросок, который становится в итоге отличным видеороликом. Главное, пожалуй, разобраться в собственных записях.
Чеклист: как снимать видео для бизнеса
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру»
Как написать сценарий продающего видеоролика-трейлера
Если вы собрались самостоятельно делать рекламный видеоролик-трейлер для своей программы или сервиса — этот пост подскажет вам один из возможных путей создания продающего сценария.
Информация в данной статье является экстрактом нашего опыта, накопленного за несколько лет производства рекламных видеороликов в Alconost. Мы видим сценарии продающего видео именно так и надеемся, что эти знания могут быть полезны и вам.
Итак, вам нужен сценарий для ролика-трейлера, который за пару минут рассказал бы зрителю о продукте, при этом не утомил и в итоге помог принять правильное решение — скачать пробную версию, зарегистрироваться в системе, заполнить форму предварительного заказа (нужное подчеркнуть).
Содержание
Для начала осмыслите и сформулируйте проблему, за решением которой пользователь придет к вам. В своем ролике вы должны продавать решение проблемы зрителя. Весь ролик должен быть построен вокруг проблемы и показа ее решения. Никому не интересно знать, какие фичи есть у вашего продукта или почему он уникальнее, чем стопиццот других таки же уникальных продуктов. Вам необходимо показать зрителю, что ЕГО ПРОБЛЕМА решается ВОТ ЭТИМ способом с помощью ВОТ ЭТОГО инструмента. Все что останется сделать зрителю — это подойти и взять этот инструмент.
Резюме: концентрируйтесь на решении проблемы и бенефитах, а не на фичах. Продавайте дырку в стене, а не дрель.
Форма
Когда вам стало ясно, ЧТО говорить зрителю, настал момент определиться с тем, КАК это говорить.
Мы рекомендуем разбить сценарий на пять логических последовательных блоков: Фиксация — Отвлечение — Команда — Уход — Стоп (сокращенно — ФОКУС, название взято из НЛП).
Рассмотрим подробно каждый из этих этапов.
Фиксация
Начало ролика. Захватите и зафиксируйте внимание зрителя в первые пять секунд ролика. Лучше всего для этого подойдет команда типа “Реши %ИМЯ_ПРОБЛЕМЫ% %КАК% с помощью %ИМЯ_ПРОДУКТА%”.
Если проблема действительно волнует зрителя — он останется с вами и посмотрит еще как минимум следующих двадцать секунд ролика.
Отвлечение
Гуру НЛП учат: “отвлеките сознание, и бессознательное останется открытым к вашим командам”. Если после фиксации внимания преподнести зрителю какой-нибудь трюизм (факт, не вызывающий возражений), то уровень доверия к ролику вырастет.
После этого необходимо закрепить интерес зрителя и подробно описать проблему, за решением которой он к вам пришел.
Альтернативный вариант — можно показать идеальный образ того, чем мог бы обладать зритель.
Команда
Когда зритель уже понял, что описываемая проблема совпадает с его проблемой, самое время подсказать ему решение, которое заключается в %ИМЯ_ПРОДУКТА%
Красивый логотип, пара строк текста, говорящих, что делает продукт — вот то, что нужно для этого этапа. Теперь зритель знает, что его проблема может быть решена, и нам остается только показать, как именно. Для этого обычно используются скринкасты, показывающие конкретные действия пользователя. Важно: все действия должны быть максимально просты и понятны. Если у вас в продукте есть шаг, где надо сделать стопиццот кликов мышью — постарайтесь обойти его, не акцентируйте на нем внимание. Важно: путь к решению проблемы должен быть коротким (3-4 шага) и однозначным.
Продающий ролик — это не туториал, здесь не должно быть долгих объяснений, как именно пользоваться продуктом.
Все, зритель ваш: он уже знает, что делать, чтобы его проблема оказалась решенной. Давайте мы немного отвлечем его, дадим чуть-чуть отдохнуть, сделаем небольшую эмоциональную паузу. Здесь необходимо рассказать о фичах продукта, о всяких полезных (круто, если еще и бесплатных!) ништячках, предлагаемых продуктом.
Чтобы сделать трамплин перед мотивирующим финалом, не забудьте резюмировать решение проблемы и рассказать зрителю о бенефитах, получаемых от использования продукта: Таким образом, %ИМЯ_ПРОДУКТА% не только поможет вам решить %ИМЯ_ПРОБЛЕМЫ%, но и позволит %БЕНЕФИТ1%, %БЕНЕФИТ2%, %БЕНЕФИТ3%.
Последние секунды ролика должны призвать пользователя сделать нужное вам действие: посетить сайт, скачать триальную версию, купить продукт, зарегистрироваться в системе, написать письмо, заполнить форму заказа, связаться с менеджером и т.п.
Все, сценарий готов. Остается только снять по нему классный ролик, который принесет вам тонны посещений, скачиваний, регистраций и далее по списку 😉
Напоследок хочу сказать: концентрируйтесь, не распыляйтесь. Одна проблема — одно решение проблемы — один ролик. Если ваш продукт решает несколько проблем — делайте несколько роликов. Ведь лучше иметь несколько продающих роликов, чем один не продающий.
Спасибо за внимание!
Alconost занимается локализацией приложений, игр и сайтов на 60 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Как создать креативный сценарий для видеоролика: пошаговая инструкция
Видеореклама – один из самых популярных и эффективных видов рекламного контента. Увеличение количества новых клиентов, повышение узнаваемости бренда, привлечение внимания к вашим товарам и услугам – это лишь некоторые преимущества, которые даст вам качественный рекламный ролик.
Именно поэтому стоит уделить достаточно времени и сил созданию сценария. Хороший сценарий поможет вам заложить прочный фундамент для успешного воплощения замысла. Более того, законы драматургии, которые обычно используются для создания киносценариев, можно и нужно применять и в области видеомаркетинга.
В этой статье я рассмотрю основные этапы работы над сценарием креативного рекламного ролика – начиная от поиска идеи и заканчивая записью «чистовой» версии.
Подготовка
Хронометраж у рекламных роликов обычно совсем небольшой: от 10 до 35 секунд, особенно если речь идет о рекламе для телевидения. Казалось бы, что в этом сложного – сел и написал пару страничек, правда?
Нет. Львиную долю самых важных задач вы будете решать именно на стадии подготовки: прежде чем приступать к процессу написания, нужно определиться, о чем, зачем и для кого вы будете работать.
На этом этапе вам поможет несколько простых советов:
Цель этого ролика – показать зрителям возможности продукта и сформулировать потребность в нем.
ЦА бренда – владельцы кошек, поэтому создатели ролика остроумно подчеркнули заботу героя о питомце.
А еще просмотр интересных рекламных видео станет отличным способом подстегнуть воображение: использование конкретного приема или особой «фишки» может стать отправной точкой для разработки концепции.
Сравните два этих ролика:
Они оба рекламируют мыло, но совершенно по-разному. Помните, что и у вас есть множество путей к воплощению замысла.
Работа над сюжетом
Итак, у вас есть классная идея и теперь вы знаете, зачем и для кого вы будете писать сценарий. Настало время собирать «скелет» вашей будущей истории:
Можно, однако, выбрать метод «от обратного»: например, сделать центральным персонажем рекламы молодежного бренда пожилую женщину и показать, как выбор этого продукта изменил ее жизнь. Такой путь более рискованный, зато смелый и оригинальный.
В любом случае, от героя зависит развитие сюжетной линии, ведь именно ему предстоит действовать в предложенных сценаристом обстоятельствах.
В этой рекламе Amstel мы знакомимся с героем через его окружение: мы слышим весь ролик об Алексе, но лишь в конце узнаем, кто же он такой.
Интрига может быть хорошим «крючком»: я, например, досмотрела рекламу до конца, чтобы наконец-то познакомиться с Алексом 🙂
Важно: не стоит ждать вдохновения и внезапного появления музы. Пишите здесь и сейчас: вдохновение появится в процессе. Как говорит Вики Кинг в книге «Как написать кино за 21 день», самый подходящий момент начать писать – когда вы думаете, что не знаете, о чем писать.
С чем будет бороться ваш герой? Может быть, он хочет приобрести недорогой и качественный холодильник, но не может найти идеальный вариант? Это внешний конфликт, который должен разрешиться в финале (разумеется, герой получит идеальное предложение, которое его устроит).
Или персонаж должен сделать важный выбор, но сомневается: поехать отдыхать в Турцию или в Таиланд? Это будет внутренний конфликт, который тоже разрешится при помощи рекламируемых услуг: «Все еще не можете определиться? Мы вам поможем!».
В контексте рекламы конфликт может быть выражен в виде проблемы, с которой вы поможете разобраться потенциальным клиентам.
Посмотрите на этот трогательный ролик от Milka: у героя ролика есть серьезный внутренний конфликт – борьба между вежливостью и желанием съесть шоколадку 🙂
Конечно, мальчик делает правильный выбор – и получает заслуженную награду.
Кажется, что в те же 25-30 секунд уложить сюжет с трехчастной структурой просто невозможно, однако это вполне реально. Мой любимый пример – это креативная реклама Mercedes-Benz.
Важно: именно пэкшот – кадр с логотипом компании или самим продуктом и лозунгом бренда – наиболее часто становится развязкой рекламного ролика.
Важно: не указывайте в сценарии технические параметры: движение камеры, крупность плана и т. д., особенно если вы пишете сценарий на заказ, а не для себя. Вся техническая информация будет обсуждаться уже при непосредственной подготовке к съемкам при участии режиссера и оператора. Сейчас ваша задача – это написать историю так, чтобы она была логичной, увлекательной и понятной любому.
Посмотрите, как необычно и изобретательно показаны функции кабриолета Volvo C70 в этом милом ролике:
А ведь героини этой рекламы не произнесли ни слова!
Важно: прежде чем переходить к следующему шагу, выдержите паузу – отложите материал на несколько дней, отдохните от него. Взглянув на черновик свежим взглядом, вы поймете, нужны ли вам еще какие-то правки или можно приступать к финальному этапу.
Работа над «чистовиком»: выходим на финишную прямую
Теперь, когда основная часть работы позади, дело за малым: нужно провести корректуру и привести в порядок оформление, а также проверить хронометраж, особенно если вы должны уложиться в строгие рамки.
Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Во-первых, информация будет четко разделена на блоки: место, время, действие и реплики (в том числе и закадровые). Во-вторых, в рамках «американского» формата у вас будет меньше возможности отойти от темы и начать «растекаться мыслью по древу». В-третьих, сценарий, записанный по «американским» стандартам гораздо легче и удобнее воспринимать.
Как отформатировать сценарий в соответствии с «американским» стандартом:
Как это выглядит на практике?
Проверить, сколько времени будет идти ваш ролик, можно несколькими способами:
Заключение
В этой статье я привела пошаговую инструкцию по написанию сценария для рекламного ролика и описала основные этапы работы. Тестируйте, творите, фантазируйте! Искренне надеюсь, что материал был полезным и интересным 😉
А если не хочется тратить время на поиски идеи и муки творчества, мы можем полностью взять на себя производство вашей видеорекламы – от разработки замысла до монтажа и цветокоррекции.
Сценарий видеоролика: 5 важных фишек
План сценария
Давайте для примера возьмем простую тему: «Список того, чему вы можете научиться прямо сейчас».Первым делом я создам краткий набросок сценария видеоролика с основными тезисами:
2. «Основная часть», она же «тело статьи».
3. «Подведение итога», или «Призыв к действию».
Вступление для видео
Обычно я начинаю одним из двух способов.
Первый – прямой – его можно описать так: «Вот о чём я буду говорить в этом видео».
Второй способ — «холодное вступление». Если удается вспомнить какую-то историю или придумать аналогию к теме урока, я начинаю с этого. В данном случае у меня как раз есть подобная история.
Как-то я ехал в поезде и услышал, как молодая пара спорила на тему: «Как развлечь себя, когда нечем заняться». Когда аргументы закончились, они начали гуглить. Посмотрим, удастся ли мне начать видео с этой истории.
[Холодное вступление]
Рассказ о паре, которая загуглила «Как развлечь себя?»Мы погрязли в рутине, разве это не забавно? Да, нам скучно, но мы об этом не задумываемся.
«Тело статьи»: о чем писать
В своих видео стараюсь выделить не более трёх-пяти основных пунктов. Каждый из них сопровождаю рассказом, примером или какими-то фактами. Честно говоря, здесь нет какой-то определенной формулы. Но когда больше 5 основных пунктов, сценарий становится перенасыщенным, и труднее с ним работать. Итак, перечислим основные пункты, которые я выбрал.
[Почему учиться новому — это здорово][Список интересных вещей, которым можно научиться][В каких случаях использовать этот список]
В скобках я указываю основные моменты, а детали выношу в подпункты. Так я помню о главных тезисах. Поэтому, когда читаю сценарий, сразу обращаю внимание на пункты в скобках. Но когда пунктов 10 или более, сразу понимаю, что сценарий разваливается, и его стоит сократить.
Итак, вот основные тезисы этого видео:
1. Я хочу подтолкнуть зрителя к обучению чему-то новому.
2. Показать зрителям, как много существует того, чему можно научиться.
3. И, наконец, я расскажу, когда и где применять этот список.
Добавляем детали
Сейчас я дополню каждый пункт деталями.
[Почему учиться новому – это здорово]
Мир огромный. Жить полной жизнью значит получать новый опыт. Рассказ о том, как я ходил на скалодром. Обычно я этого не делаю, но было весело и я отлично провел время. Наши самые яркие воспоминания связаны с теми моментами, когда мы с друзьями или семьей попробовали нечто НОВОЕ.
[Список интересных вещей, которым можно научиться]
Нужно приложить лишь немного усилий. Вот как это можно сделать… Создайте короткий список того, чему вы можете научиться прямо сейчас. К примеру, вместо того, чтобы вечером смотреть сериал, вы можете научиться правильно шинковать лук. Придумайте пару занятий, которым вы можете уделять пару часов в неделю.
Для работы: обучение ораторскому мастерству.
Для развлечения: боевые искусства или театральная импровизация.
Полезные жизненные навыки: кулинария или монтаж электропроводки.
Заключение в сценарии
И, наконец, я подвожу итог и использую призыв к действию. Другими словами, я отвечаю на вопрос: «К чему я хочу подтолкнуть зрителей?». Иногда призыв звучит более размыто. Например: «Расскажите в комментариях, что вы вынесли из этого видео». Или просите людей выполнить нечто определенное. Например, «Перечислите 5 навыков, которые вы хотите освоить». По опыту: зрители вовлекаются, когда просишь выполнить что-то сразу после просмотра. В этом случае зрители чаще оставляют комментарии.
Хороший пример призыва к действию: «Перечислите 5 навыков, которые вы хотите освоить».А неудачный пример призыва к действию: «Определите, чему вы хотите научиться, займитесь этим, а потом опишите свои впечатления в комментариях к этому видео». Скорее всего, зрители просто забудут оставить комментарий.
[Подведение итогов и призыв к действию]
Вносить разнообразие – это здорово. Перечислите 20 новых занятий, которые вам интересны.
— Занятия для развлечения.
— То, чем можно заняться с друзьями и семьей.
— Занятия, которые сделают из вас более ценного сотрудника.
Я дал ссылку на PDF-документ с 30 идеями, который поможет вам определиться с выбором. Как только вы составите список, выделите 5 пунктов, с которых вы хотите начать, и перечислите их в комментариях под видео.
Готовый набросок я отправляю друзьям, чтобы получить обратную связь. Я хочу знать, логичным ли получился сценарий? Будет ли он интересен зрителям? Есть ли скучные или запутанные моменты? Или вы можете отложить сценарий на некоторое время и позже окинуть его свежим взглядом.
Как только я получил обратную связь, начинаю превращать набросок в полноценный сценарий.
Финальный пример сценария видеоролика
[Холодное вступление]Вы когда-нибудь задумывались о том, чем люди занимаются, чтобы развлечься? Все постоянно рассказывают о своих хобби. А я сталкиваюсь с такой проблемой: «Так, у меня свободны целых два выходных. И чем же заняться?» Однажды, я услышал, как молодая пара гуглит «Как можно развлечь себя?». Я усмехнулся, но в их вопросе была истина. — Когда я встречаюсь с друзьями, мы всегда ходим в одни и те же места. — После работы сажусь на одно и то же место и посещаю одни и те же сайты.— Даже в спортзале пользуюсь одними и теми же тренажёрами.[Почему учиться новому – это здорово] Вокруг столько интересного. Мы столькому можем научиться. Жить полной жизнью – получать новый опыт. К примеру, за последние пару месяцев я сходил на скалодром, с друзьями – на дегустацию сакэ, а ещё с одним другом в стрелковый тир. Это были не те занятия, которыми я привык заниматься, но мне понравилось. Я кое-чему научился. Мы смеялись над тем, как у нас что-то не получалось, но в итоге мы научились новому. И воспоминания об этих моментах самые приятные. Ведь, по сути, какие воспоминания остаются с нами? Воспоминания о том, как мы сидели на одном и том же сайте или ходили в один и тот же бар? Или же те, которые связаны с моментами, когда мы пробовали нечто новое? Даже если это новое нам не понравилось. Да, лучше всего запоминаются моменты, когда мы переживали новый опыт. К сожалению, очень тяжело получать каждый день новый опыт. [Список интересных вещей, которым можно научиться] Нужно приложить лишь немного усилий. Вот как это можно сделать… Очень просто составить список того, чему вы можете научиться прямо сейчас: К примеру, вместо того, чтобы смотреть очередную серию сериала, потратьте эти 20 минут на то, чтобы научиться шинковать лук как опытный шеф-повар. Также за это время можно обучиться основам HTML. Каждый вечер вы можете получать по одному новому навыку. Не обязательно становиться профессиональным шеф-поваром. Просто нашинковать лук. Хмм.. интересно! Также составьте список занятий, которыми вы сможете заниматься регулярно – пару раз в неделю. Для этого потребуется больше усилий, но в итоге это сможет принести вам немало пользы: — К примеру, это могут быть навыки, полезные для работы: обучитесь ораторскому мастерству или станьте асом в Excel-таблицах. — Возможно, вы просто хотите заниматься чем-то для развлечения. Например, боевыми искусствами или театральной импровизацией — Или это могут быть полезные жизненные навыки: кулинария или монтаж электропроводки [В каких случаях использовать этот список] Один важный момент. В жизни ЛЮБОГО из нас бывают моменты, когда мы ощущаем застой. Это совершенно НОРМАЛЬНО. В этом нет ничего плохого. Но я предлагаю не просто пережидать такие моменты.. не просто продолжать заниматься тем же, что и раньше. Я всегда говорю, что 80% работы закончено ещё до того, как ты войдёшь в комнату. Возможно, вам нравится рутина. Здорово, мне тоже. Но рано или поздно я начинаю ощущать застой. Как будто смотрю одни и те же передачи, веду изо дня в день одинаковые разговоры, хожу в одни и те же места и так далее. А теперь представьте, как здорово было бы иметь целый список занятий, которые вам по душе. И создать такой список очень несложно. [Подведение итогов и призыв к действию] Итак, подведем итог: мы хотим научиться новым навыкам. Проблема в том, что мы просто забываем об этом желании. Мы действуем на автопилоте, раз за разом, тратим время на ряд скучных и однообразных занятий. Вот о чем я хочу вас попросить: составьте длинный список – чем длиннее, тем лучше – из 20 или более навыков для освоения: — Помогут занять себя в свободное время. — Их вы можете освоить вместе с друзьями и родственниками. — Сделают вас более ценным сотрудником. Я дал ссылку на PDF-документ, где перечислил 30 подобных навыков. Можете взять часть из них или придумать свои. А затем попрошу вас выделить 5 пунктов, с которых вы начнете, и перечислить их в комментариях под этим видео.
Итак, теперь у вас перед глазами полноценный сценарий. Несмотря на то, что теперь он гораздо длиннее, основные 5 тезисов, те пункты в скобках, с которых я начинал, остались неизменными. У нас есть вступление, три основных момента и, наконец, призыв к действию.
Как читать готовый текст
Следующий шаг — адаптация текста под телесуфлёр. Убираем все подпункты, чтобы все шло сплошным абзацем и текст было легко читать перед камерой. Если можете достать телесуфлёр – берите и не сомневайтесь, он того стоит. Вы будете видеть весь ваш текст прямо над камерой, и это сохранит вам кучу времени.
Но если только начинаете, можно работать и без этого устройства. Раньше я работал без него. Вместо этого использовал ноутбук: ставил его под камерой и выводил на него увеличенный текст. Затем пробегал глазами текст, переводил взгляд на камеру и читал его. И так раз за разом.
Что нужно запомнить
1. Начните с наброска. Вкратце опишите вступление, основную часть и призыв к действию.
2. Вступление может быть прямым либо холодным, где вы рассказываете историю по теме урока.
3. В основной части старайтесь не делать более трёх-пяти пунктов. А призыв к действию сделайте таким, чтобы зрители сразу после просмотра смогли выполнить это действие.
Поделитесь своим опытом по написанию сценариев. Может, я что-то упустил? Напишите их в комментариях.