В последнее время особой популярности набирает новое направление бизнеса — еда на колесах или фудтраки. Еще совсем недавно фудтраки можно было увидеть только в фильмах, американского кинематографа, а уже сегодня яркие и привлекающие внимание автомобили можно встретить в парках и других зонах отдыха во всех городах РФ. Сегодня мы разберемся в том, что такое фудтрак, в чем его особенности и отличия от обычных кафе.
Что такое фудтрак
Фудтрак представляет собой фургон с оборудованной кухонной зоной. Внешне он напоминает обычный фургон, также передвигается на колесах и обязан соблюдать правила дорожного движения. Сегодня он может стоять в парке, а уже завтра отправиться к стадиону или любому другому месту. Передвижение — основное преимущество фудтраков. Они могут быть там, где есть большое скопление людей и работать вне зависимости от времени года.
Для Роспотребнадзора, Налоговой службы и других организаций, контролирующих работу общепитов, фудтрак является объектом нестационарной торговли. Но, проблема в том, что закона, который бы регулировал работу фудтраков пока нет. Его рассматривают уже несколько лет, но пока Закон о мобильной торговле находиться на доработке и официально в силу не вступил.
Главная особенность еды на колесах в том, что покупатели могут за считанные минуты получить вкусную и сытную еду, просто гуляя по городу. Не нужно идти в кафе, сидеть в душном заведении и ждать час пока приготовиться заказанное блюдо. Быстрый перекус и разнообразие блюд привлекает покупателей, поэтому фудтраки набирают популярность в РФ,
Меню фуд-трака хоть и не такое обширное, как ресторанное, но покупателям тоже предлагается выбор:
Кроме сытных мясных перекусов, фудтрак может предложить и сладости:
Фудтраки предназначены для быстрого приготовления еды, поэтому их меню не такое большое, но покупатели всегда могут рассчитывать на приятный аромат и должный вкус предложенных блюд.
Для кого предназначены фуд-треки
По своей специфике фудреки чем-то схожи с фастфудами. Их задача быстро и сытно накормить клиентов. Фудтрек может быть в виде автобуса или прицепа, размещается он в любом месте и ориентирован на следующую целевую аудиторию:
Меню фудтрека составляется так, чтобы была возможность накормить работающих людей и обеспечить легкий перекус во время прогулки. Так как фудтреки не имеют больших производственных площадей, то заготовки для блюд поступают сюда в виде полуфабрикатов, что дает возможность обеспечить качество еды и скорость ее приготовления.
Чем отличается фудтрак от обычного кафе
Собственники фудтрека имеют уникальную возможность — они с легкостью могут оказаться в любом месте скопления людей. Их можно разместить на территориях, где проходят фестивали, ярмарки, летние вечеринки, городские праздники.
Фудтреки и стационарные кафе имеют свои преимущества и недостатки, поэтому перед открытием такого общепита, стоит внимательно ознакомиться с информацией о тонкостях работы каждого общепита.
Заключение
С каждым днем фудтреки становятся все популярнее. Они уже являются частью крупных и мелких городов и представлены в самых разнообразных видах. Соблюдение санитарно-гигиенических норм является одним из важных критериев для работы такого общепита, и пока нет Закона, контролирующего его работу.
Как пишется фудтрак правильно
Фудтрак – это кафе-фургон с мобильной кухней для торговли едой и напитками быстрого приготовления.
Появились впервые фудтраки, не сложно догадаться, в США, и на сегодняшний день это уже целая индустрия. В России популярность они набрали в последние лет 5, в первую очередь, благодаря фестивалям еды, которые регулярно стали проходить в крупных городах. Кстати, в Америке фудтраки раскрутились таким же образом. Однако, если за границей это в полном понимании мобильный бизнес, т.е. можно, получив специальное разрешение, торговать едой на улице, возле метро, в парках и других общественных местах, то у нас «кафе на колёсах» работают чаще только как кейтеринг. Места массового скопления людей пока закрыты для фудтраков, в связи с отсутствием закона о мобильной торговле, что, безусловно, мешает развитию этого бизнеса. И несмотря на это количество кафе-фургонов в России с каждым годом только увеличивается.
Чем отличается фудтрак от классического стационарного заведения общепита?
Мобильность. В данном случае не гости приходят в кафе, а кафе приходит к гостям. Возможность передвигаться позволяет этому бизнесу самому прийти к клиенту вместо того, чтобы всеми правдами и неправдами привлекать его к себе. При этом можно неограниченно расширять географию аудитории и осваивать новые районы. В период проведения массовых мероприятий мобильную точку можно разместить в наиболее подходящем месте.
Визуализация. Начиная от внешнего вида и оформления фудтрака, заканчивая процессом приготовления еды. Передвижное кафе должно быть красивым, иногда даже смешным, привлекать внимание. Ваш сервис должен приносить эмоции. Часто можно встретить неординарный персонал – как правило, это общительные активные личности.
Контакт с поваром – одно из главных преимуществ фудтрака. Возможность увидеть процесс приготовления делает услугу открытой, и располагает посетителей. К этой истине давно пришли многие рестораны, оборудованные открытой кухней (в прямом поле зрения гостей), но на улице этот контакт проходит в более неформальной обстановке.
Если сравнивать ресторан и фуд-трак, то у обоих есть свои плюсы и минусы. Аренда помещения стоит денег, за аренду трака платить не надо. Ресторан привязан к определенному месту, а трак мобилен. Ресторан работает круглый год, трак — в основном летом. Летом, если ресторан не загородный, то он не очень хорошо качает, в отличие от трака.
Что нужно учесть при разработке проекта фудтрака?
Здесь нужно играть двумя параметрами — технологичность (быстрота исполнения блюда) и его продажная стоимость. Подбирайте и рассчитывайте необходимое вам оборудование и правильную компоновку внутри фудтрака. Уделите внимание вентиляции. Не допускайте, чтобы персонал в процессе работы мешал друг другу.
Есть у фудтрака несколько ограниченных ресурсов, помимо пространства: вода, электричество и газ. В зависимости от мест работы и ваших потребностей, необходимо продумать места установки емкостей под чистую и серую воду, сделать удобным ее слив. При необходимости не забыть про бойлер для нагрева воды. По электрике вам нужно сложить всю потребляемую мощность вашего оборудования. Как правило, для фудтраков, это 12-14 Квт. Если вы готовы обойтись мощностью до 5 Квт, то можете рассчитывать на автономный топливный генератор. Проблема в том, что он сильно шумит и загрязняет воздух, что не понравится не только вашим гостям, но и контролирующим органам. Поэтому, если вы решились его использовать, необходимо заранее продумать скрытое место его установки и качественную шумоизоляцию. Если же потребляемая мощность у вас достигает 10 Квт, тут не обойтись без внешнего подключения к сети питания. Что несколько ограничивает используемый круг площадок. Не нужно экономить на качестве проводки и системе защиты от перегрузок.
Фургоны
Фудтраки можно разделить на заводские и самодельные. В Европе и Америке существуют целые заводы, производящие мобильные кухни под разные нужды. В России же из-за малой распространенности и дороговизны, фудтраки по большей части представляют некий хенд-мэйд из бывших в употреблении автомобилей или прицепов к ним и такого же кухонного оборудования, собранных воедино. Самое сложное — укрепить кузов после того, как в фудтраке проделают окна, то есть, по сути, удалят важные элементы несущей конструкции. В Белоруссии, как и на Украине, торговля с фудтраков разрешена, они там их штампуют десятками, поэтому знают, как это все круто сделать.
Чаще всего для переделки берут автомобили необычных, запоминающихся форм 1970–1980-х годов выпуска. Например, культовые мини-автобусы Volkswagen Т1, американские пожарные, почтовые машины (Hell’s Pizza) или автомобили «скорой помощи» («Блестящие бургеры»), «дома на колесах» для путешествий (Kitchen Fuckers, «Пончик-вагончик»), на одном из выездных мероприятий даже был замечен английский двухэтажный автобус. Необычная форма и претензия на культовость призваны выделять фудтрак среди себе подобных.
Самые доступные и подходящие для модификации под фудтрак автомобили на вторичном рынке, по версии паблика Food Truck Russia, это Peugeot Boxer. Самый бюджетный вариант – купить прицеп «дом на колесах» за 300–400 тыс. руб., а то и вовсе раму (шасси) для фургона (от 200 тыс. руб.). И переделать их своими силами под мобильное кафе.
Некоторые подходят к вопросу организации рабочего места в прямом смысле по-домашнему. Ставят деревянную мебель, столешницы из ДСП и недорогое оборудование. Вариант уютный и так бьет по карману, но для работы на потоке не подходит: дерево быстро испачкается и деформируется, а оборудование выйдет из строя, если поток гостей будет хорошим. К тому же это не соответствует никаким нормам организации общепита.
Другие, наоборот, стараются оснастить фудтрак профессиональным оборудованием, рассчитывая серьезно развивать бизнес. В итоге оборудование кухни обходится в 200 тыс. руб., всего фудтрака – в 1,5 млн.
Кстати, на рынке имеются уже полностью готовые мобильные концепции. Например, у чувашской компании Wagonfood, которая выросла из производства печей «Веста», когда инженерам пришла в голову идея сделать мобильное кафе на базе печи. Со временем идея превратилась в отдельное производственное направление, и сейчас есть три мобильных предложения: автогриль, автопиццерия и автозакусочная на базе цельнометаллических фургонов Fiat, хотя в компании готовы переоборудовать и грузовик, предоставленный клиентом. А, например, компания «Мир Купавы» предлагает автолавки на базе «ГАЗ», Ford, Fiat и автофургон для торговли хот-догами на базе Renault.
Фабрика и кухня
По идее, фудтрак сам по себе кухня. Однако, когда их больше двух, профессиональные рестораторы начинают задумываться об издержках и стандартах. У крупных игроков стоит задача создания структуры, куда будут входить профессиональные бухгалтеры, отдел кадров, заготовочный цех, система логистики, менеджеры по закупкам продуктов, менеджер по поиску мероприятий и точек стационарного размещения, техническая служба и т.д. По сути, такая же система, как и при создании ресторанной сети.
Свои фабрики-кухни есть у Ajika, мобильных концепций «Чайхоны № 1» – Plovberry, «Первая пироговая мануфактура», «Бургерброд».
Работать абсолютно автономно – не очень правильное решение при большом количестве точек. «20 машин – это 20 поваров. Как уследить за стандартами качества? Наши машины укомплектованы всем необходимым оборудованием для автономной работы, – говорит Дмитрий. – Но у нас нет необходимости делать все внутри фудтрака. Мы получаем полуфабрикаты – кебабы, шашлык, тесто для хачапури, доготавливаем все на месте».
Так как тема весьма обширна, мы решили рассказать подробнее о подводных камнях в следующем материале…Совсем скоро ждите
Фудтраки: как они устроены и кто их выпускает в России
Еда «на колесах» — это всегда ощущение праздника, свободы и ожидание новых гастрономических впечатлений. О том, как работают футраки в России и кто занимается развитием мобильной торговли, рассказала автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова на вебинаре, который прошел на площадке образовательного проекта GAZ Campus.
Что такое фудтрак?
Фудтрак — это фургон с оборудованной кухней, из которого может осуществляться торговля. Выглядит фудтрак как обычный фургон, транспортное средство, которое должно соблюдать правила дорожного движения, — так его и воспринимают сотрудники ГИБДД. Но для представителей Роспотребнадзора, Налоговой и других контролирующих органов фудтрак – объект нестационарной торговли. Закона, который регулировал бы работу кафе на колесах в России, пока нет.
Закон о мобильной торговле в России рассматривают уже два года: его внесло Министерство промышленности РФ, затем одобрило правительство и два комитета Госдумы, а Совет Федерации представил доводы о доработке, которые были учтены. Сейчас закон вновь на рассмотрении в Совете Федерации и, возможно, в ближайшее время он будет принят на государственном уровне.
Екатерина Шаповалова
Что такое фестивали фудтраков?
В 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу, «еде на колесах» дали ход — для проведения мобильных фестивалей региональных кухонь в рамках Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» были построены специальные фудтраки ГАЗель NEXT. Их было 11 — по количеству городов-участников Чемпионата мира, по которым путешествовали фудтраки и знакомили туристов с кухнями и блюдами различных регионов нашей страны, — от Сочи до Калининграда.
Начался гастро-пробег в 2018 году с Нижнего Новгорода — города, который является родиной автомобиля ГАЗ. Тогда впервые за историю было выдано разрешение на работу фудтраков в Нижегородской области — с 2014 года властями города рассматривалась инициатива предпринимателей об необходимости легализации фудтраков, но безрезультатно.
После, в рамках проекта «Гастрономическая карта России», мобильные фестивали с фудтраками стали проводиться регулярно. Было проведено 8 фестивалей. Многие собственники и шеф-повара вдохновились такой инициативой и продолжают развивать мобильную торговлю в своих городах и сегодня. Но чаще всего предприниматели хотят менять локации в течение сезона, т.к. постоянная точка, привязка к одному месту, разрешенному для торговли, не рентабельна. Сейчас в некоторых регионах обсуждается разрешение на торговлю в нескольких точках, минимум — трех.
11 фудтраков ГАЗель NEXT
На вебинаре в рамках образовательного проекта GAZ Campus Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России», рассказала про участников фестиваля. Большинство из них – владельцы или шеф-повара действующих ресторанов. Они специально для работы фудтрака преобразовали свои ресторанные блюда в формат one-hand-food (помещающиеся в одну руку). Каждый фудтрак таким образом представлял национальные блюда своего региона.
«Наших шеф-поваров, которые никогда не готовили в фудтраке и в принципе никогда не готовили на улице, мы «вытаскивали» из их кухонь для того, чтобы с их региональной кухней, познакомилось как можно больше людей. Очень важна поддержка регионов. Потому что один из важных аспектов на наших фестивалях – это массовые дегустации», — рассказала Екатерина.Участники фестиваля «Гастрономическая карта России»
Отличия фудтрака от стационарного кафе
Кафе на колесах – отличная возможность для рестораторов быть мобильными и всегда оказываться в местах скопления людей. На городских праздниках, фестивалях, ярмарках, летних вечеринках на свежем воздухе.
Визуализация. В это понятие входит и внешний вид автомобиля, и сам процесс приготовления еды, скрытый от глаз гостей.
Еще одно отличие – прямой контакт с поваром. Так или иначе повару приходится или выходить из автомобиля, чтобы привлечь народ, или принять заказ у клиента, а затем еще и красиво приготовить блюдо.
Ежемесячные траты. Фудтрак не требует аренды, чего нельзя сказать о стационарном кафе или ресторане. Однако главный минус фудтрака – отсутствие коммуникаций – воды, света и газа. Об этом нужно позаботиться заранее.
Сезон. Фудтрак может работать и зимой, но вот спрос на него куда меньше, чем летом. Ведь многим хочется посидеть в теплом помещении, когда на улице холода. Поэтому основной сезон работы фудтрака – лето, а вот у стационарного кафе, ресторана – круглый год.
Посмотреть полную запись вебинара можно на сайте GAZ Campus.
GAZ Campus — это уникальный образовательный хаб, принадлежащий эксклюзивному дистрибьютору бренда ГАЗ Группе компаний Современные транспортные технологии.
Проектом предполагается не только регулярное проведение бесплатных обучающих вебинаров с привлечением экспертов различных направлений бизнеса, но и публикации в печатных и электронных СМИ экспертных статей и мнений, создание собственной интернет-платформы, и формирование профессионального сообщества.
В основе его лежат две фундаментальные составляющие:
• Обучение. Привлечение экспертов, ведущих спикеров для обмена лучшими практиками, кейсами, прогрессивным опытом и работающими аспектами бизнеса.
• Бизнес-решения. Разработка готовых бизнес-решений, которые включают пошаговую инструкцию по созданию собственного дела.
Участники проекта получат не только доступ к эксклюзивной информации о текущей ситуации на рынке, но и постоянную поддержку специалистов в области права, экономики и финансов.
Как пишется фудтрак правильно
Поэтому, с одной стороны, идет смена формата выездной работы, с другой, мы понимаем, что рано или поздно лед тронется и мы сможем активно пользоваться фудтраками и в городской среде».
Руководитель партнерских проектов компании «Чайхона № 1» Наталья Авдеева отмечает, что ужесточение требований к уличной торговле стало поводом для того, чтобы эту нишу стали осваивать профессиональные операторы. «Мы помним, как выглядела уличная и мобильная торговля еще пять лет назад, – говорит Наталья Авдеева. – Стихийные застройки, низкое качество обслуживания и продаваемого продукта. Сейчас требования к уличной и мобильной торговле необычайно высоки. Поддержать такое качество, единый стандарт производства и обслуживания в любой точке города мелким игрокам непросто, высокие требования и новые возможности именно для крупных ресторанных сетей делают эту нишу привлекательной». Кроме того, увлеченность крупных ресторанных сетей фудтраками вполне укладывается в общий тренд демократизации. И более того, крупный бизнес давно смотрит в мобильную сторону. По словам Натальи, серьезным бизнесменам потребовалось время, чтобы придумать и сконструировать фудтраки, которые подходили бы для работы в российской действительности, для чего нужно было учесть тысячи факторов, включая климат, расстояния, требования законодательства. По мнению Натальи, то, что сейчас мы наблюдаем как тренд, есть результат титанической работы по выведению на рынок абсолютно нового направления торговли.
Есть и еще одно объяснение популярности ниши у крупных сетей – возможность и наличие ресурсов для того, чтобы занять всю нишу хотя бы в отдельно взятом городе Москве. «Город ставит четкие рамки: если вы хотите торговать с вагончика, докажите, что это будет безопасно. У ресторанных сетей есть сформированная политика пищевой безопасности, стандарты, опыт успешно пройденных проверок, наработанные связи с представителями Роспотребнадзора и прочими организациями, регулирующими деятельность предприятий общепита, – объясняет Наталья Авдеева. – При этом город не понимает, как строить отношения с новичками на рынке. Взять отдельную автокофейню, разливающую кофе стоящим в пробке автомобилистам. А если сотрудника, бегающего по проезжей части со стаканами, собьет машина? Есть риск, что тогда формат вообще запретят, не разбираясь в причинах. Серьезная мобильная торговля – это не фестиваль, когда определяется день и место. Это взаимодействие с городом, у которого много требований. Думаю, гастроэнтузиасты должны объединяться под какой-то эгидой, чтобы иметь своих представителей для решения вопросов с властями».
Впрочем, те, кого называют гастроэнтузиастами и кто, собственно, и приложил немало усилий для популяризации фудтраков, сегодня тоже подходят к вопросу организации своей работы с более профессиональной стороны. Одни по финансовым причинам, вторые из соображений комфорта. «За прошедшие годы выросло доверие людей к мобильной торговле, – рассказывает основатель сети мобильных кофеен Coffee2go Слава Донин. – Рынок развивается на наших глазах вместе с культурой потребления уличной еды. Раньше стритфуд ассоциировался только с шаурмой, затем появились кофейни, теперь все переходят на еще более цивилизованный формат – фудтраки. Я думаю, что крупные компании идут в эту индустрию потому, что они стараются быть везде, пробовать себя в разных бизнесах, и они имеют для этого ресурсы. Мы запускаем проект «Ща поем» с хот-догами и кофе. Простая арифметика: зарабатывать на обеденных перерывах можно больше, чем просто на продаже кофе. Человек не купит себе больше одного напитка. Чем больше предложение, тем выше средний чек. С другой стороны, в кризис все начинают экономить, поэтому спрос на недорогую и качественную еду растет». В данный момент у компании один фудтрак, еще два появятся к лету. В Москве и регионах работает более 70 мобильных кофеен, проданных компанией Coffee2go, большая часть работает под родным брендом.
Проект «Счастье есть» стартовал как поп-ап-кафе, заявил о себе на нескольких маркетах еды. Затем создатели кафе решили, что им нужен более цивилизованный формат работы и остановили свой выбор на фудтраке. «Есть разница – работать на открытом воздухе или в помещении, оборудованном с максимальным соблюдением норм СЭС», – говорит управляющий партнер «Счастье есть» Павел Туманов. Помимо обеспечения комфорта, фудтрак может сыграть роль переходного этапа от энтузиазма к серьезному бизнесу. «Мы бы открыли стационарное кафе, – рассказывает Павел Туманов. – Но
Готовый бизнес-план фургончика с едой
1 522 000 ₽
359 600 ₽
1-1,5 года
Фургончики с едой еще называются фудтраками — это прицепы на колесах с оборудованием для приготовления еды. Такой фургончик можно поставить на одном месте, например в парке или возле торгового центра, а можно перемещать — ездить на городские мероприятия, фестивали, ярмарки.
Какими будут инвестиции и расходы, зависит от концепции фургончика. Для фургона с шаурмой понадобится одно оборудование, для бургерной на колесах — другое. Еще расходы зависят от места: аренда в регионах будет дешевле, чем в Москве или Петербурге.
В статье мы рассказываем об инвестициях, расходах и окупаемости на примере фургона длиной четыре метра, в котором продают кофе, картофель и сэндвичи. В фургончике работают два сотрудника — иногда оба выходят на смену, иногда справляются в одиночку.
1 522 000 ₽ — инвестиции для фургончика с едой
Чтобы открыть фургончик с едой, нужно купить фургон, оборудование, зарегистрировать ИП и договориться об аренде. Дальше подробнее о каждом пункте.
Фургончик. Стоимость фургончика зависит от производителя и комплектации. В базовой комплектации фургон стоит около миллиона рублей — это цена за кузов с электроникой и шкафами внутри. За дополнительные опции — например подсветку, подогрев пола, кондиционеры — нужно доплачивать.
Для примера мы нашли производителя фургончиков с ценами на сайте:
Для расчета инвестиций возьмем цену фургончика в 1 млн рублей.
Оборудование. Список оборудования зависит от концепции фудтрака. Для заведения с кофе, сэндвичами и картофелем нужно будет купить:
С кофемашиной несколько вариантов: можно купить новую, взять в аренду или получить бесплатно у поставщиков кофе. Некоторые поставщики дают кофемашину при закупке зерен на определенную сумму. Они же ее бесплатно ремонтируют, если что-то ломается.
На оборудование может уйти от 200 000 до 2 млн рублей. Для расчета мы закладываем почти минимальную сумму — 300 000 рублей.
Фонд ремонта. Обычно производители дают гарантию на фургоны, но стоит отложить деньги в фонд ремонта на всякий случай. Например, 50 000 рублей.
Оклейка фургона и вывеска. Чтобы фургон привлекал внимание клиентов, его нужно обклеить, а на крыше разместить вывеску.
Оклейка фургона занимает 1-2 дня и стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Цена зависит от сложности рисунка, размера фургона и количества выступающих деталей. Чем нестандартнее макет, тем дороже. На оклейку мы закладываем 45 000 рублей.
Вывеска может стоить от 30 000 до 50 000 рублей — тоже зависит от размера. Если брать что-то среднее, можно уложиться в 40 000 рублей.
С оклейкой и вывеской фургончик выглядит так:
Генератор электричества. Фургон можно подключить к электричеству через встроенные розетки от арендодателя, а можно через генератор. Генератор понадобится, если фургон будет стоять там, где нет стационарного подключения, например на фестивале.
Подойдет генератор любой фирмы, главное — чтобы его мощность совпадала с мощностью фургона. Обычно нужно 7-15 кВт.
В среднем генератор стоит 60 000 рублей.
Кассовое оборудование. Чтобы принимать оплату, нужны терминал и онлайн-касса. На эти расходы закладываем 23 000 рублей — за столько можно купить Модулькассу.
Постановка на учет в ГИБДД. Фургон — это транспортное средство, проще говоря, прицеп. Его нужно ставить на учет в ГИБДД, как обычный прицеп к автомобилю. В ГИБДД выдадут номера для фургона — они понадобятся, если будете передвигаться по городу или между городами.
Постановка фургона на учет в ГИБДД обойдется в 3300 рублей.
Регистрация ИП. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. ИП подойдет, если в фургончике не будет крепкого алкоголя, иначе нужно открывать ООО.
Лучший вариант — ИП на патенте. Если патент недоступен, выбирают упрощенку «доходы минус расходы».
Итого на фургон, оборудование, генератор, кассу и регистрацию ИП и прицепа уйдет 1 522 100 рублей.