Класс: 5
Презентация к уроку
Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.
Учебный эксперимент имеет огромный потенциал для всестороннего развития личности обучающихся. Эксперимент включает в себя не только источник знаний, но и способ их нахождения, знакомство с первичными навыками исследования природных объектов. В ходе эксперимента обучающиеся получают представление о научном методе познания.
Методическое пособие “Лабораторный практикум. Биология. 5 класс” предназначено для организации исследовательской деятельности школьников на уроках биологии в 5 классе. Перечень лабораторных работ, представленных в методическом пособии, соответствует содержанию учебника “Биология” для 5 класса общеобразовательных учреждений (авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова), открывающему линию учебников по биологии для основной школы и входящему в систему “Алгоритм успеха”. В учебнике нет точного соответствия параграфов количеству часов, отведённых на их изучение. Поэтому меньшее количество параграфов позволяет учителю использовать оставшееся время для проведения лабораторных работ.
В разработках практических занятий перед школьниками ставится проблемный вопрос, указаны планируемые результаты и необходимое оборудование. Каждая разработка имеет инструкцию по проведению лабораторной работы. Важно перед выполнением лабораторных работ познакомить обучающихся с требованиями по их оформлению (приложение 1), с правилами техники безопасности при выполнении лабораторных работ (приложение 2), с правилами выполнения рисунков природных объектов (приложение 3).
Для визуального сопровождения практических занятий к данному методическому пособию прилагается электронная презентация (презентация).
Методические рекомендации к практическим занятиям
Лабораторная работа № 1 “Изучение строения увеличительных приборов”
Планируемые результаты: научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: как люди узнали о существовании в природе одноклеточных организмов?
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Изучение строения увеличительных приборов”.
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.
Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части (рис. 1). Узнайте их назначение.
Рис. 1. Строение ручной лупы
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть арбуза.
3. Рассмотрите кусочки мякоти арбуза под лупой. Каково строение мякоти арбуза?
1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части (рис. 2). Узнайте их назначение. Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
Рис. 2. Строение микроскопа
2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа камелии. Отработайте основные этапы работы с микроскопом.
3. Сделайте вывод о значении увеличительных приборов.
1. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива.
Увеличение окуляра | Увеличение объектива | Общее увеличение микроскопа |
4 | 8 | |
10 | 40 |
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как устроена клетка живого организма?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с клетками растений”.
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
3. Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Сравните клетки кожицы лука и клетки листа камелии. Объясните, с чем связаны отличия в строении этих клеток.
Лабораторная работа № 3 “Определение состава семян”
Планируемые результаты: научиться различать основные части растительной клетки; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Определение состава семян”.
Цель: изучить способы обнаружения веществ в семенах растений, исследовать их химический состав.
Оборудование: стакан с водой, пестик, раствор йода, марлевая и бумажная салфетки, кусочек теста, семена подсолнечника.
Выясните, какие органические вещества входят в состав семян растений, используя следующую инструкцию (рис. 5):
1. Кусочек теста поместите на марлю и сделайте мешочек (А). Промойте тесто в стакане с водой (Б).
2. Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Вещество, которое осталось на марле, – это клейковина или белок.
3. В образовавшуюся в стакане мутную жидкость добавьте 2-3 капли раствора йода (В). Жидкость синеет. Это доказывает наличие в ней крахмала.
4. Положите на бумажную салфетку семена подсолнечника и раздавите их с помощью пестика (Г). Что появилось на бумаге?
Рис. 5. Обнаружение органических веществ в семенах растений
5. Сделайте вывод о том, какие органические вещества входят в состав семян.
Заполните таблицу “Значение органических веществ в клетке”, используя для этого текст “Роль органических веществ в клетке” на с. 27 учебника.
Лабораторная работа № 4 “Знакомство с внешним строением растения”
Планируемые результаты: научиться различать и называть части цветкового растения; зарисовывать схему строения цветкового растения; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какие органы имеет цветковое растение?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Знакомство с внешним строением растения”.
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения (василёк луговой). Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 6).
Рис. 6. Строение цветкового растения
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля (рис. 7). Какие органы есть у этих растений? Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Рис. 7. Представители разных групп растений
Лабораторная работа № 5 “Наблюдение за передвижением животных”
Планируемые результаты: научиться рассматривать одноклеточных животных под микроскопом при малом увеличении; соблюдать правила обращения с лабораторным оборудованием; использовать текст и рисунки учебника для выполнения лабораторной работы.
Проблемный вопрос: “Какое значение для животных имеет их способность передвигаться?”
Инструктивная карточка по выполнению лабораторной работы для обучающихся
Тема: “Наблюдение за передвижением животных”.
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 56 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.
Как написать вывод к лабораторной работе: требования ГОСТа, структура, формулировка и образец
В лабораторной важно не только правильно выполнять задания, но и уметь составлять отчет по работе с подробными и последовательными выводами. От того, насколько они будут грамотно сформулированы и записаны, будет зависеть итоговая оценка.
Разберемся, как написать выводы к лабораторной по всем правилам.
Что такое вывод в лабораторной
Поскольку лабораторная работа является научным исследованием и предусматривает исследование на заранее определенную тему, то к обязательным ее элементам относится отчет. В каждом отчете должен быть титульник, часть, в которой приводится описание предмета и метода исследования и вывод.
Вывод — описание результатов исследования и оценочные суждения автора относительно выбранной темы. Написание вывода к лабораторной работе показывает, насколько хорошо или плохо студент овладел общими теоретическими знаниями в рамках темы и закрепил их практически.
В конце исследования вы должны ответить на вопрос: удалось ли достигнуть поставленных целей, решить обозначенные задачи? В этом и заключается суть вывода.
Вывод и заключение — одно и то же. Заключением называют итоговую часть в курсовых, дипломных и прочих студенческих работах.
Требования ГОСТа к лабораторной
Все, что касается оформления вывода в ходе лабораторной работы, регулируется ГОСТом 7.32-2001. Он же распространяется и на другие исследовательские работы студентов.
Согласно этому документу, в работе должны быть
Написание выводов упрощается тем, что в научной работе, в том числе лабораторной, используются научные термины. Они дают возможность ограничить объяснения и уточнения в тексте.
Структура вывода в лабораторной работе
Чтобы написать вывод, вам понадобится стандартный вариант плана. В нем должны присутствовать определенные пункты, которые помогут раскрыть результаты исследования. Это:
Стоит отметить, что отчет лабораторной обязательно должен раскрывать предмет исследования. Без этого будет сложно понять, что вообще изучалось, какие законы, процессы и явления анализировались.
Эти моменты важны для в процессе раскрытия пунктов плана: с их помощью формируют тезисы по пунктам выводов.
Методы исследования
Исследование проводится на основе одного метода, но к нему можно подключать еще и альтернативный. Это делается в тех случаях, когда цель работы — проверить на практике работоспособность метода оценки, проверки, анализа результатов.
Добавление альтернативного метода характерно для работ, выполняемых в процессе обучения в высших учебных заведениях. В работах техникумов или колледжей глобальных задач не ставят, поэтому для исследования вполне хватает одного основного метода.
Использование сразу двух методов дает возможность собрать больше информации о предмете изучения, обнаружить ошибочные положения в теории, оценить и сравнить полученные результаты, достигнутые каждым из методов.
Погрешности и отклонения
Погрешности в результатах важно описывать, если вы занимаетесь конкретным исследованием, и ваши результаты представляют собой физические или химические величины. Просто описания полученных результатов будет недостаточно.
Обязательно нужно описать погрешности, как они влияют на конечный результат и почему появились.
Графики и диаграммы
В большинстве работ присутствуют статистические данные. Для простоты анализа, лучше «запаковать» их в графики и диаграммы. Наглядность позволит полнее раскрыть предмет исследования, указать на его значение в теории и на практике.
Информация в виде графиков и диаграмм упрощает сравнение итогов, полученных с использованием каждого метода исследования, найти ошибки и неточности, наметить пути более детального изучения предмета.
Практическая значимость
Этот пункт важно упомянуть, так как он указывает на связь теории с практикой. Это ключевой момент, если речь идет о подготовке квалифицированных специалистов. Стоит указать перспективы изучения предмета в дальнейшем: для отдельного предприятия и всей отрасли.
Кроме текста приведите статистику, дайте ссылки на соответствующие нормы, стандарты и документы.
Какие бывают выводы
Вид вывода определяется, исходя из целей и задач работы — если лабораторная выполняется в рамках школьной программы. Студенты колледжей и высших учебных заведений должны акцентировать внимание на направленность работы.
Если цель работы — проверить теоретические знания, то в выводе оценивается значение теоретического положения, проверяется, соответствуют ли полученные выводы правилам.
Если цель работы практическая (возможность применения результатов), то заключение должно содержать максимум информации о том, что изучается.
Как сформулировать заключение
Логично предположить, что выводы по работе можно сделать только если написан основной материал. С помощью описательного метода они группируются и оформляются таблицей или графически. И уже на основе этого визуала делается описание выявленного в ходе исследования.
Далее материал распределяется согласно пунктам плана заключения, а в самом конце — приводят выводы и оценивают, была ли достигнута поставленная цель.
Чтобы выводы были наглядными и хорошо воспринимались, к каждому смысловому блоку текста давайте примеры — в табличном виде, диаграммой или графиком.
5 рекомендаций по написанию вывода к лабораторной работе
Придерживайтесь 5 простых правил:
Чтобы посмотреть, как все вышеперечисленное реализуется на практике, достаточно скачать образец вывода лабораторной работы.
Лабораторные работы 5 класс
Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов».
Цель: научиться работать с увеличительными приборами, изучить правила поведения во время лабораторной работы, правила работы с микроскопом.
Оборудование: ручная лупа, штативная лупа, микроскоп, готовые микропрепараты, мякоть томата, инструкции по технике безопасности.
Инструкция для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения лабораторной работы, безопасные приемы ее выполнения.
2. Освободить рабочее место от посторонних предметов.
3.Познакомится с устройством микроскопа, убедиться вето исправности, вспомнить правила работы с микроскопом.
4. Точно выполнять все указания учителя биологии.
5. По окончании работы привести свое рабочее место в порядок.
6. Не выходить из кабинета (класса) без разрешения учителя.
1. Рассмотрите ручную и штативную лупу. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
2. Сделайте рисунок ручной лупы и подпишите название частей.
3. Заполните таблицу «Строение ручной лупы»
1. Познакомьтесь с правилами работы микроскопа.
Правила работы с микроскопом
Микроскоп (от греч. micros — малый и scopio — смотрю) — это оптический прибор.
1. Установить микроскоп на рабочем столе штативом к себе на расстоянии 3— 5 см от края стола.
2. Установить правильное освещение.
3.Поместить на предметный столик исследуемый препарат и закрепить его клеммами.
4. Навести резкость изображения при помощи винтов.
5.Во время работы держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно.
6.После работы убрать препарат с предметного столика, опустить тубус.
2. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Узнайте их назначение.
3. Заполните таблицу «Строение микроскопа»
4. Рассчитайте общее увеличение микроскопа. Для этого перемножьте числа, указывающие на увеличение окуляра и объектива. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект с помощью школьного микроскопа.
5. Рассмотреть микропрепараты с помощью ручной лупы и микроскопа. Сделать вывод о значении увеличительных приборов.
Лабораторная работа № 2 “Знакомство с клетками растений”
Цель: изучить строение растительной клетки.
Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное и покровное стёкла, пинцет, препаровальная игла, часть луковицы, готовый микропрепарат листа камелии.
1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука (рис. 3). Для того, чтобы приготовить микропрепарат, познакомьтесь с инструкцией на с. 23 учебника.
Рис. 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.
Зарисуйте клетки кожицы лука, обозначив на рисунке основные части растительной клетки (рис. 4).
1. Клеточная стенка
Рис. 4. Клетки кожицы лука
4. Сделайте вывод о строении растительной клетки. Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?
Лабораторная работа № 3 “Знакомство с внешним строением растения”
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.
Оборудование: лупа ручная, гербарий цветкового растения.
1. Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения. Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки.
2. Зарисуйте схему строения цветкового растения.
3. Сделайте вывод о строении цветкового растения. Какие части различают у цветкового растения?
Рассмотрите изображения хвоща и картофеля. Какие органы есть у этих растений? Ответьте письменно на вопрос: Почему хвощ относят к споровым растениям, а картофель – к семенным?
Лабораторная работа № 4 “Наблюдение за передвижением животных”
Цель: познакомиться со способами движения животных.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетка, вата, стакан с водой; культура инфузорий.
1. Приготовьте микропрепарат с культурой инфузорий (с. 58 учебника).
2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите инфузорий (рис. 8). Пронаблюдайте за их движением. Отметьте скорость и направление движения.
1. Добавьте в каплю воды с инфузориями несколько кристалликов поваренной соли. Понаблюдайте за тем, как ведут себя инфузории. Объясните поведение инфузорий.
2. Сделайте вывод о значении движения для животных.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-663212
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.