Значение слова «геенна»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ГЕЕ’ННА, ы, ж. [греч. geenna] (церк.). Ад, место вечных мук. Г. огненная. [От др.-евр. Gehinnern, название местности около Иерусалима.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Геенна
2. то же, что геенна ◆ Разве тот, кто за довольством Бога последовал // Подобен тому, кто Его прогневал, // И чьим пристанищем Геенна окажется? Владимир Кевхишвили, «Коран»
гее́нна
1. место, где по религиозным представлениям души грешников после их смерти подвергаются вечным мукам
2. перен. источник мучений, страданий
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова елейный (прилагательное):
В геенну огненную
Смотреть что такое «В геенну огненную» в других словарях:
В геенну огненную! — Разг. Устар. Проклятие в чей л. адрес. Ф 1, 106 … Большой словарь русских поговорок
Долина Еннома — Геенна долина к юго западу от Иерусалима и символ Судного дня в иудаизме. Греческий лексикон так определяет слово «геенна»: «Место будущего наказания называется геенной или геенной огненной. Изначально это место называлось долиной Еннома к… … Википедия
Геенна — См. также Ад. Долина Еннома, 2007 Геенна (ивр. גהנום, גהנם, греч … Википедия
страшный суд — «Великая эсхатология» Согласно христианским верованиям, С.ый С. завершающий момент в истории человечества. Он состоится после второго пришествия Христа и воскрешения мертвых. Произойдет он над долиной Иосафата близ Иерусалима.… … Словарь средневековой культуры
Критика религии — критика концепции, обоснованности и практики религии, включая связанные политические и общественные подтексты. Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н.э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара, и… … Википедия
Тофет — Эта статья слишком короткая. Пожалуйста, дополните её ещё хотя бы нескольк … Википедия
Религиозные взгляды на мастурбацию — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
потусторонний мир — История ада Средневековые представления о мире ином разительно отличаются от античных представлений об Аиде Или Тартаре. Не менее существенно расходились они и с древ негерманскими и скандинавскими верованиями о загробном мире… … Словарь средневековой культуры
ростовщик — В иерархии профессий, которые получали одобрение средневековой церкви или осуждались ею, ростовщичеству отводилось одно из самых низких мест. Р. был необходим обществу, в котором постепенно развивалось и укреплялось денежное обращение, но … Словарь средневековой культуры
Сура 32 АС-САДЖДА ПОКЛОНЕНИЕ, мекканская, 30 аятов — Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Алиф, лям, мим. 2. Писание несомненное, ниспосланное от Господа миров Мы вам дадим. 3. Говорят они: «Он придумал это!» Нет, это истина от Господа твоего, дабы устрашал ты народ, к коему не приходил… … Коран. Перевод Б. Шидфар
Геенна огненная
Геенна огненная
Изначально — название долины Енном (Хинном) недалеко от Иерусалима, где древние евреи приносили в жертву языческим богам Ваалу и Ас-тарте детей, предавая их сожжению (Ветхий Завет, Четвертая книга Царств, гл. 23, ст. 10).
Служит синонимом адских мук и самой преисподней, ада (в иудаизме, христианстве и исламе).
Смотреть что такое «Геенна огненная» в других словарях:
геенна огненная — сущ., кол во синонимов: 3 • ад (25) • геенна (8) • преисподняя (10) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
◘ геенна огненная — (церк. сл.). По религиозным представлениям, ад, место вечных мук душ грешников ► [1 й:] Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было? [2 й:] Довольно затруднительно это понимать. Это геенна огненная. // Островский. Гроза //… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Геенна (огненная) — название глубокого оврага, находящегося под Иерусалимом с южной его стороны. В этом месте были расположены идольские капища, где приносились человеческие жертвы Молоху. При этом вопли жертв заглушали игрой на музыкальных инструментах. При… … Православная энциклопедия
Геенна огненная — Книжн. Устар. 1. Одно из названий ада. 2.Место больших страданий, невыносимых мучений. ШЗФ 2001, 53; Янин 2003, 82. /em> Геенна от названия Генномской долины возле Иерусалима, где язычниками совершались человеческие жертвоприношения. БМС 1998,… … Большой словарь русских поговорок
ГЕЕННА ОГНЕННАЯ — См.: АД. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
Геенна огненная — … Википедия
Геенна огненная — (hell mouth) люк в сценах елизаветинских театров. Название восходит к той функции, которую такие люки выполняли в средневековых мираклях … Шекспировская энциклопедия
Геенна огненная — одно из именований ада. Произошло от названия долины Енном около Иерусалима, где в древности языческому богу Молоху приносили в жертву детей. Позже в долину Енном свозились трупы казненных злодеев, падаль, отбросы, и все это сжигалось … Православный энциклопедический словарь
Геенна огненная — место вечных мучений в огне и сами мучения … Краткий церковнославянский словарь
Что такое «геенна огненная»?
Геенна и ад. Одно ли это и тоже?
Тема «Геенны огненной» будоражит умы верующих из многих христианских конфессий. Геенна считается ужасным местом, где после смерти в огне мучаются грешники. По сути, этот термин воспринимается как синоним слову «ад». Некоторые переводчики Библии настолько уверены, что » ад» и «геенна» это одно и тоже, что позволяют произвольно ставить слово «ад» как перевод слова «гадес», так и слова «геенна», что дополнительно формирует мнение, что эти понятия якобы идентичны. Вот пример самого первого стиха из Нового завета, где впервые в тексте оригинала появляется слово «геенна». Однако переводчики принимают своё, необоснованное решение.
«Я же говорю вам, что если человек затаил злобу на брата, он будет судим. Кто скажет брату своему «Рака», тот будет отвечать перед Высшим Советом, а того, кто обзовет своего брата глупцом, – ждет огонь ада» (Матфея 5:22, Нoвый русский перевод, IBS).
«Но я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего без причины, будет в опасности суда: и всякий, кто скажет брату своему, Рака, будет в опасности совета: но всякий, кто скажет, ты глупец, будет в опасности адского огня» (Матфея 5:22, Авторизованная версия Короля Иакова. Русский вариант).
Чтобы делать вывод, что ад и геенна это одно и тоже, нужны веские основания. Однако их нет. Подробности связанные с шеолом и гадесом (адом) отличаются от описания подробностей геенны огненной. (О том, что такое ад, читайте здесь: https://www.9111.ru/questions/7777777771561899/ )
Что означает геенна буквально? Историческая справка.
Геенна (с евр. долина Гинном) – название глубокого и узкого оврага на южной стороне Иерусалима, в котором, при Ахазе, идолопоклонствующие иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха, при игре на музыкальных инструментах, с тем чтобы заглушить их жалобные вопли (см. Тофет) (II Пар. XXVIII, 3, Иер. VII, 31). Царь Иосия, истребляя идолопоклонство, осквернил это место – в него стали выбрасывать городские нечистоты, кости человеческие, трупы казненных преступников и павших животных. Для уничтожения зловония и предохранения города от заразы в этой долине постоянно горел огонь (Ис. LXVI, 24, Мк. IX, 43-48), и потому это место впоследствии называлось геенной огненной и стало местом ужаса и отвращения для израильтян. В позднейшее время этот овраг сделался символом вечного мучения, где червь не умирает и огонь не угасает (Мк. IX, 44). В этом смысле слово геенна употребляется постоянно Господом или одно, или с прибавлением: огненная (Мф. V, 29, 30, X, 28, Мк. IX, 43-45, Лк. XII, 6, Мф. V, 22, XVIII, 9, Мк. IX, 47, Иак. III, 6).
(Библейская энциклопедия архимандрита Никифора).
«И восходит граница к Гэй Бэн-Инному с южной стороны Йевуса, он же Йерушалаим, и восходит граница к вершине горы, что (к востоку от) Гэй Иннома, (и идет к горе) западнее (Гэй Иннома) и на север от конца долины Рефаим» (Иисус Навин 15:8, перевод Давида Йосифона).
Кто такой Енном, и кто такие его сыновья, история умалчивает. Скорей всего это была семья иевусеев, которым принадлежала эта долина до захвата Обетованной земли израильтянами. Однако, впоследствии, эта местность приобрела зловещую репутацию, из-за мерзких ритуалов, сопровождавшихся принесением в жертву детей израильтянами, отступавшими от чистого поклонения Богу Иегове.
Хотя, в этой долине и полыхал огонь, сжигая невинных младенцев, убиваемых фанатиками-идолопоклонниками, вряд ли, говоря о том что геенна огненная, Иисус Христос подразумевал именно эту мерзкую страницу истории Израиля. Сам Бог высказал свои чувства негодования по поводу этого:
«И построили жертвенные возвышения Тофэта, что в Гэй Бэн-Инноме, чтобы сжигать в огне сыновей своих и дочерей своих, чего Я не повелевал и что не приходило на ум Мне» (Иеремия 7:31, перевод Давида Йосифона).
Очевидно, говоря про огонь, Иисус подразумевал то, что эта свалка за стенами города постоянно горела.
Что символизирует «Геенна огненная»?
«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матфея 5:22, Синодальный перевод).
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матфея 10:28, Синодальный перевод).
Почему этот приговор самый суровый? Потому что у человека, осуждённого в геенну, нет никакого будущего.
Что ожидает осуждённого в геенну?
Бог помнит дорогих ему людей, и желает, чтобы они вернулись к жизни. В будущем, во время правления Христа, мёртвые воскреснут. Это будет возможным, благодаря искупительной жертве Христа от Адамовой смерти. Но есть люди, которые совершали настолько омерзительные, дерзкие дела, при этом проявляя мятежный дух против Бога, что Верховный Судья не считает их достойными искупления и воскресения. Он таких людей даже стирает у себя из памяти. Зачастую, таких людей даже лишали погребения. Очень примечателен один случай из Библии, когда Бог выносил смертный приговор дому идолопоклонника Иеровоама:
Что такое «озеро огненное»?
Это озеро упоминается в книге Откровение (Апокалипсис).
Что такое геенна огненная?!
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
В начале этой статьи вернусь к тому образу пути святых и не святых, который был упомянут в одной из прошлых публикаций этой рубрики. Образу путника в пустыне, который обнаружив на своем духовном пути вместо чистого озера ядовитое болото, пытаются, игнорируя его, пройти мимо и идти дальше, не задаваясь вопросом, — а возможно ли это?
Возможно ли путешествующему по жаркой пустыне и изнывающему от жажды страннику, дойдя до места, где он по идее может напиться чистой воды, пройти мимо этого оазиса, мнящегося ему болотом, и не умереть в дальнейшем пути от жажды?! Согласно учению святых отцов — невозможно! Ибо память смертная, согласно сему учению, — это одно из основных средств спасения души, и игнорировать ее нельзя.
Поэтому надобно вернуться в сей оазис и там из мнящегося в нем болота постараться получить чистую воду. Чтобы, утолив ею свою духовную жажду, более или менее безопасно продолжить свое путешествие на пути не святых. Чему меня в свое время научил Господь; научил, как более или менее безопасно можно пройти этот участок (этот «оазис») на пути из С в А. Поэтому могу научить сему и других. А сие в свою очередь означает, что хотя я и неверный управитель, но расписки, с Божией помощью, переписать могу.
Как же это сделать, как, образно говоря, получить чистую воду из болота в реальной пустыне? Очевидно, надо попытаться из подручных материалов устроить там как можно более надежный фильтр и, пропустив через него опасную болотистую воду, очистить ее, и таким достаточно простым способом сделав пригодной для питья. Кстати говоря, в пустыне сей фильтр можно устроить из песка, некоторые сорта которого обладают ионообменными свойствами, т.е. могут очищать воду даже на молекулярном уровне.
А в нашей духовной пустыне в качестве такого же духовного фильтра можно и нужно использовать Св.Писание и Св.Предание. На основе его «отфильтровав» в православном учении о вечных муках все элементы им (т.е. Св.Писанию и Св.Преданию) не соответствующие, и, хотя согласно вышесказанному, полезные для святых и православных христиан прошлых веков, но душевредные для нас, современных христиан. В первую очередь речь идет о неосновательном отождествлении ада и геенны, адских и геенских мук.
В предыдущей полемике с противниками вечности последних я уже достаточно много писал, что такое отождествление не соответствует учению Св.Писания и Св.Предания. Правда, особо подчеркну, что свв.отцы, даже иногда прямо отождествляя адские и геенские муки, называя те и другие вечными, в определенном смысле не погрешали. Поскольку, во-первых, имели в виду особый ход времени в аду, где и один час кажется целой вечностью. А во-вторых, подразумевали, что в свое время нераскаянные грешники из ада все равно попадут в геенну, и вместо временных адских мук воспримут гораздо более страшные и уже вечные геенские муки.
Для святых такое отождествление было душеполезно, поскольку позволяло все самые страшные и так или иначе достаточно хорошо известные каждому человеку элементы ада спроецировать на геенну. В свою очередь, заимствуя из нее особо страшную вечность мучений, которой ад сам по себе не обладает. А все это вместе взятое было весьма душеполезно для святых и христиан прошлых веков, поскольку весьма возгревало в их душах спасительный страх Божий и одну из главных его составляющих — память смертную.
А для нас, современных христиан это, как уже много раз говорилось прежде, — душевредно. Ибо из-за рецидивов атеизма (который есть одна из самых сильных форм богоборчества) в душах нынешних христиан это учение вместо страха Божия и памяти смертной, зачастую, репродуцирует в нас это самое богоборчество в виде ропота и даже хулы на Бога как, якобы, жестокого и немилосердного, подвергающего грешника вечным мукам за его временные грехи и преступления. Что в полной мере и проявилось в нашей прошлой догматической полемике по поводу вечных мук.
И чтобы глубже понять неосновательность сего ропота и хулы на Бога, вкратце рассмотрим православное учение об аде. Согласно которому душа каждого человека после его смерти на 40-й день приходит на суд Божий, называемый еще частным судом Божиим. После которого, в зависимости от своей веры, суммы добродетелей и грехов, отправляется либо в рай, либо в ад.
И на этом суде в качестве свидетелей и даже обвинителей души участвуют ангелы, как добрые, так и падшие. Последние подробно перечисляют все грехи усопшего человека (т.н. «граматы» бесовские), требуя отдать им его душу в ад на мучения. Что образно описывается в так называемых загробных мытарствах души. И если ангел хранитель души и она сама на этом суде не смогут оправдать ее за недостатком ее веры и добродетелей, то душа действительно отдается в лапы лютых бесов и ведется на ужасные мучения в ад. Правда, согласно праведному суду Божию ведется в те или иные, более или менее страшные его места, в зависимости от тяжести грехов усопшего.
Прискорбную для человека логику сего ужасного действа объясняет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, говоря: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин.3: 8). Смысл этих слов в том, что всякий человек, делающий грех, необходимо подчиняется диаволу, делает его своим начальником, ибо именно последний и положил начало греху, рабом которого и, соответственно, диавола становится согрешающий (ср.Ин.8: 34.44). И на частном суде Божием (мытарствах) сатана и его ангелы всегда пытается доказать это свое начальство над каждой душой уже в загробной ее участи. И горе душе, если она, не зная того, о чем пророк Давид просил Господа: «Научи мя оправданиям Твоим» (Пс.118: 12), — не сможет оправдаться на этом суде!
Впрочем, точно такую же закономерность мы видим и уголовников, судимых мирскими судами. Ведь там зачастую бывает так, что какой-то вначале даже честный и порядочный человек (чаще всего — молодой и неопытный) попадает в банду преступников, и под начало самого матерого из них, сам становится, таким образом, злодеем. И, попавшись на очередном своем преступлении бывает осуждаем такими судами на то или иное наказание, в зависимости от тяжести им совершенного.
Но на этом прямая аналогия с мирскими судами заканчивается. Конечно, человек действительно может попасть под влияние матерого бандита, вступить в его банду и там стать подобным же злодеем. Но если всю эту банду поймают, то в мирских судах ее главарь не может быть только свидетелем, а тем более, обвинителем рядовых членов банды, — очевидно, что это крайне несправедливо. Нет, в мирском суде он-то по справедливости и будет главным обвиняемым, а также понесет самое большое наказание!
Но на частном суде Божием, как видим, не так. И святые отцы как бы не замечают этого вопиющего противоречия, впрочем, за редким исключением. Помню читал как-то у одного из святых отцов (если мне не изменяет память — у преп.Нила Мироточивого) приблизительно следующее: вот ведь бес и является главным преступником (главарем), соблазнившим человека на грех (ср.Мф.18: 6-7). И поди же, на частном суде Божией этот главный духовный «бандит» не только не осуждается, но еще выступает в качестве свидетеля и даже обвинителя! И зачастую в качестве «награды» за свои злодеяния еще и прихватывает в ад грешную душу! Справедливо ли это?! Конечно, нет.
Однако, почему же Господь попускает такую несправедливость?! Ради существования ада, который в результате ее возникает. Ведь ад, по своей сути совершенно противный милосердному Богу, по Его же милосердию попускается Им существовать ради спасения как можно большего числа людей. В которых, таким образом, т.е. чрез знание о загробном адском наказании за грехи возгревается страх Божий и память смертная. С помощью коих наиболее разумные и праведные из них избегают загробного наказания в виде ада, но спасают свои души, достигая рая и Царства Небесного. А грешные хотя бы отчасти удерживаются от самых чудовищных своих преступлений.
Ведь посмотрите: есть загробное воздаяние за грехи в виде страшного ада, а люди все равно грешат, иногда, особенно в наше время, — грешат весьма тяжко. А что бы было, если бы загробного наказания в виде ада не было бы?! Очевидно, человечество развратилось бы до такой степени, что сама земля бы превратилась в ад! Вот почему человеколюбивый Господь, чтобы не допустить последнего, попускает существование ада; хотя тот по своей сути совершенно противен Его милосердию.
Но тогда отсюда следует, что в конце времен, после Страшного суда Божия над всем человечеством нужда в аде и «услугах» бесов по мучению грешников в аду — отпадут. Ведь все праведники уже спасутся, а грешники пойдут в геенну огненную; и это уже навсегда, т.е. вечно. Поэтому возгревать у тех и других страх Божий и память смертную с помощью ада и страшных мучений там грешников бесами уже не будет смысла. И ад, а также мучения и там, и вообще мучения человека бесами — упразднятся. И это отнюдь не мое мнение, но, как сейчас мы увидим, совершенно определенное учение Православной Церкви. Которое святые знают, но не особенно афишируют.
Но и понятна логика святых отцов, которые, как я уже сказал, во-первых, как бы не замечают мнящейся «несправедливости» осуждения грешного человека частным судом Божиим, на коем в качестве свидетелей и обвинителей выступают куда более грешные бесы. А, во-вторых, не особо популяризируют учение Церкви о будущем упразднении ада и мучений человека бесами как там, так и в геенне.
Очевидно, такая святоотеческая логика связана все с той же необходимостью таким образом возгревать у человека страх Божий и память смертную. Элементы ада, особенно мучения там человека страшными бесами, как я уже говорил, проецируется на геенну, а из нее заимствуется вечность загробных мучений грешников. А все это вместе взятое в сумме создает у человека ложное, но весьма душеполезное мнение для православных прошлых веков, однако весьма душевредное для нынешних, живо чувствующих несправедливость этого мнения, что и в геенне их вечно будут мучать бесы.
И в том, и в другом случае эффект душеполезности или душевредности усиливается законом, которым Слово Божие положило вражду между сатаной и его ангелами с одной стороны, а человеком — с другой. Как и преднарек Бог сатане под образом змия (ср.Откр.12: 9): «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3: 15).
Но, повторяю, если для христиан прошлых веков это ложное мнение о, якобы, «вечных мучениях человека бесами и в геенне» было душеполезно, то для нас оно — душевредно. Поэтому нам нет никакой необходимости этого ложного мнения придерживаться. Но сначала покажу его ложность.
Далеко для этого ходить не надо. Православное догматическое богословие, даже школьное, говоря об отличиях частного и Страшного судов Божиих, отмечает, что если на первом судятся лишь люди, то на втором осуждаются не только грешные человеки, но и демоны. После чего последние отсылаются на вечные мучения в геенну, чем устраняется, и уже навсегда, навечно устраняется вышеупомянутая мнимая несправедливость наказания грешных людей в аду куда более злыми и грешными демонами.
О чем в Евангелии говорится так: «Тогда (Господь) скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25: 41). И вот как толкует это место Св.Писания блаженный Феофилакт: «Заметь, что Бог не для людей уготовал огненное мучение и не для нас уготовал наказание, а для дьявола».
Впрочем, у каждого читающего это место Евангелия (Мф.25: 41) по аналогии с адом и из-за душеполезного для древних, но душевредного для нас вышеуказанного заблуждения возникает впечатление, что уж если демоны и грешные люди окажутся вместе в геенне, то и там первые будут люто мучать вторых. Но, согласно Св.Писанию и Св.Преданию, это не так, и даже очень сильно не так!
Для этого посмотрим, как толкует тот же блаженный Феофилакт истошный вопль легиона бесов, которыми были одержимы гадаринские бесноватые: «И вот, они (бесы) закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.86 29).
А вот толкование сих слов блаженным Феофилактом: «Мучением они считают то, что им не позволили вредить людям; слова же «прежде времени» понимай в том смысле, что демоны думали, будто Христос, не вынеся слишком сильной злобы их, не выждет времени наказания, чего в действительности нет, ибо им до кончины века позволено бороться с нами».
Итак, отсюда очевидно следует, что после кончины века бесы уже не смогут вредить людям; т.е. уже не смогут мучать человека, даже грешного; не смогут мучать людей даже в геенне! Но, наоборот, они сами будут там мучиться. Причем, по крайней мере, одно из их мучений и будет состоять в том, что они уже не смогут мучать людей даже вместе с ними находящихся там. Но, наоборот, хотя бы косвенно будут мучимы последними по причине собственной (бесов) неспособности их мучать! Как говорится: «Близь локоток — да не укусишь»!
Но такое учение порождает больше вопросов, чем ответов. Если с адом все понятно, там бесы по своему человеконенавистничеству и злобе мучают людей, то кто же или что же будет вечно мучать грешников в геенне? И потом, в ад на мучения людей насильно влекут бесы, а кто же или что же влечет грешников на мучения в геенну?
На эти и кое какие другие подобные насущные вопросы с помощью Божией постараюсь ответить в следующей части сей статьи. А пока советую читателю усвоить хотя бы то, что сказано в сей ее части.