Поиск ответа
Вопрос № 306786 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, ставится ли запятая перед союзом или в следующем заголовке: «Добрилово (,) или Симеоново Евангелие » (речь об одном и том же Евангелии, у которого два названия)
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
В приведенном Вами значении правильно написание со строчной буквы. См. словарную фиксацию.
Ответ справочной службы русского языка
«Русская фразеология. Историко-этимологический словарь» А. К. Бириха, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова (3-е изд., испр. и доп. М., 2005) выделяет три значения фразеологизма проливать / пролить свою кровь: «1. За кого, что. Погибать, умирать, защищая кого-либо, что-либо. 2. Сражаться, воевать. 3. Только в форме: ПРОЛИВАТЬ КРОВЬ чью, кого. Убивать, умерщвлять». Здесь же отмечается, что это выражение древнерусское, встречается в «Повести временных лет» в 1 и 3-м значениях, и приводится гипотеза его происхождения со ссылкой на статью Н. Т. Ходиной «Отражение поверий, предрассудков, обычаев во фразеологии» (Вопросы структуры и семантики германских и романских языков. Воронеж, 1975. С. 106.): «Смысл его, возможно, восходит к обычаю жертвоприношений: в глубокой древности часто приносили в жертву детей, главным образом первенцев. Позднее приношение в жертву первенца заменилось пролитием нескольких капель его крови или же закланием молодого животного».
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
1. Дни недели таким образом сокращать не принято. 2. Сокращенные названия Евангелий пишутся с точками (поскольку есть также другие книги Нового Завета, в сокращениях которых гласные не пропускаются, например апостольские послания).
Есть ли множественное число у существительного » евангелие «?
Ответ справочной службы русского языка
Слово евангелие имеет формы множественного числа. См.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. 4-е изд. М., 2003. Например: Ее Высочество раздавала раненым Евангелия и образки, и интересовалась ходом лечения («Русское слово», 1905). Однако эти формы употребляются редко.
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день!
У меня такой вопрос: если слово » Евангелие » я пишу с прописной буквы, то как мне писать его же во множественном числе? К примеру, «он досконально изучил иконографическую традицию древнерусского искусства, включая миниатюры в старинных Е(?)вангелиях.»
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно: «евангелистский» или «евангелистический»? Возможно ли вообще употребление второго варианта? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: евангел и ческий (от сущ. евангелизм ), евангельский (от сущ. Евангелие ) и евангелистский (от сущ. евангелист ).
Ответ справочной службы русского языка
Зпасибо большое за вашу работу!
Ответ справочной службы русского языка
5. Названия культовых книг и памятников письменности пишутся с прописной буквы без кавычек.
Скажите, есть ли множественное число у слова » Евангелие «?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова, глагол _умыть_ имеет значение «вымыть кому-л. лицо, руки и т. п.», а также значение «вымыть себе (лицо, руки и т. п.)». Поэтому и фразу _Феня спустилась к реке, умыла лицо, руки, ноги_ можно считать корректной.
Кто такие евангелисты и что они написали?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
Зайдешь в церковь — посмотри наверх! Под куполом храма в центре изображен Христос, а по четырем сторонам, в местах, где купол переходит к основному объему храма (эти места называют «паруса») ты увидишь святых. Рядом с каждым из них изображено своё существо: ангел (или человек), лев, телец (то есть телёнок, бычок) и орёл.
Кто эти святые? Это евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Их рисуют близко к церковным «небесам», потому что они несут на землю небесную благую весть. А «благая весть» по-гречески — Евангелие.
Когда появилось Евангелие?
Но вот после Вознесения ученики Иисуса остались без Учителя. Наверное, тогда-то и появилась первая книга — Евангелие? Опять — нет. Книга в первые годы после Вознесения Христа была не нужна. Потому что все ещё всё помнили. В Палестине было много людей, которые своими глазами видели и своими ушами слышали Иисуса и даже сами участвовали в событиях Его жизни. Им не нужны были никакие записи.
Шли годы. Верующих становилось всё больше. Христианские общины росли, возникали за пределами Палестины, в землях, где жили другие народы. Люди пересказывали друг другу то, что услышали от апостолов. Но ведь ты знаешь, как трудно пересказать кому-то что-то слово в слово! Помнишь игру «испорченный телефон»? Один передает другому фразу по памяти, своими словами, и смысл её немного меняется. Потом — ещё немножко. И ещё… Кто-то что-то забыл, додумал, дофантазировал по-своему. А кто-то специально переиначил смысл. И вот уже от начальной фразы не осталось ни словечка…
Когда это просто игра — ладно, поиграли и забыли. А если слова, которые ты передаёшь, касаются веры, спасения души, разве можно тогда их искажать? Нельзя! Потому что от них зависят жизни людей. Эти слова должны быть записаны!
Вот поэтому и появились уже в виде книг Евангелия, составленные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Конечно, попытки записать историю Иисуса делали не только они, но чем же отличаются эти евангелисты и почему только их творения в конце концов остались в Библии? Кроме того, что евангелисты входили в круг учеников Христа во время Его земной жизни, они имели еще и благодать Святого Духа — особые дары от Бога, позволявшие им написать Евангелия так, чтобы в них было правильно, без ошибок и искажений выражено всё самое главное. Если другие люди могли путаться в рассказе об Иисусе, пересказывая то, что сами не видели, то евангелисты все время «сверялись» с Богом.
Однако если ты будешь читать их Евангелия очень внимательно, то заметишь, что рассказы о некоторых событиях у них в каких-то деталях различаются! Как же так? А всё дело в том, что, обладая той самой благодатью, каждый из евангелистов оставался абсолютно свободным человеком, а ведь все люди видят события немного по-разному. Ты только представь, что в Евангелиях все повторялось бы точь-в-точь, даже самые маленькие подробности. Тогда наверняка нашелся бы человек, который сказал бы: да они просто сговорились, сами все выдумали и записали как под копирку! А так видно, что Евангелия — это свидетельства живых, но разных людей.
Но вот ещё вопрос. Почему же Евангелий целых четыре, неужели не хватило бы одного? Нет, не хватило бы. Во-первых, именно все четыре книги, дополняя друг друга, в необходимой мере рассказывают нам, нынешним христианам, самое главное о жизни и учении Христа. А во-вторых, это связано с тем, когда и как именно создавалось каждое из Евангелий. Ведь апостолы писали свои книги в разное время и для разных людей. Узнаем, как это было!
Матфей
Матфей сам был иудеем и собирал с других иудеев подати для римского императора, власть которого тогда распространялась на их страну. Общаться с Матфеем никто не хотел, занятие его считали позорным: мытарей, то есть сборщиков налогов, в народе не любили. Почему? Из всех собранных денег мытари отправляли римским властям установленную сумму, а из остатка им дозволялось себе взять столько, сколько захотят. Вот поэтому и считалось, что мытари — люди жестокие и бессовестные. Оттого и было для всех удивительным и то, что к такому человеку обратился Христос, и то, как этот мытарь откликнулся на Его призыв.
Христос, встретив Матфея, сказал ему:
Мытарь оставил свое занятие, имущество, и пошел за Христом. Мало того, он накрыл в своем доме для Христа большое угощение, позвал других мытарей и грешников, и все были за одним столом, чем очень удивили книжников: как можно, думали они, разделять трапезу с такими людьми? Христос же на это сказал:
— Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Когда апостолам пришла пора разойтись по разным странам, чтобы проповедовать там веру Христову, иерусалимские христиане, вышедшие из иудеев, попросили Матфея перед отъездом записать для них дела и учение Иисуса. Конечно, апостолы много раз прежде рассказывали верующим об этом, но людям хотелось иметь письменный источник, с которым они могли бы сверяться, когда учеников Христа не будет рядом. Апостолы согласились, что Матфей это сделает лучше других.
Позже святой ещё много проповедовал в разных азиатских странах, совершил немало чудес и подвигов. Жизнь его закончилась мученической гибелью.
Матфея на иконах и в храмах изображают рядом с ликом ангела или человека. Почему? Потому что он показал человеческую природу Христа. В Евангелии от Матфея рассказывается, из какого человеческого рода происходит Иисус. Матфей написал свое Евангелие для иудеев, а им важно было знать, что Иисус не самозванец. Древние иудейские пророки предсказывали, что Мессия, Спаситель будет из рода Давида. Вот Матфей подтверждает, что Иисус — из рода Давида, и именно Его пришествие предсказано в Ветхом Завете. Для своих читателей Матфей включил в своё Евангелие много цитат из Ветхого Завета, тех самых древних пророчеств.
Апостол Марк родился в Иерусалиме. Происходил он из священнического рода. Марк не входил в круг двенадцати апостолов, сопровождавших Христа во время Его земной жизни — он был еще слишком юн. Однако с детства Марк был окружен учениками Христа. Апостол Варнава приходился ему дядей. Мать Марка, Мария, тоже была христианкой. В её доме скрывался апостол Пётр после того, как чудесным образом освободился из темницы.
После Вознесения Иисуса в доме матери святого Марка верующие собирались на молитвы. Туда часто приходили апостолы. Марк сблизился с ними. Апостол Пётр в своем послании даже называет Марка своим сыном. Вместе с Павлом и своим дядей Варнавой святой Марк отправился в большое миссионерское путешествие. Он проповедовал в разных местах — в Антиохии, на Кипре, в Египте, в Греции, в Ливии…
Своё Евангелие Марк написал в Риме. К моменту, когда апостол туда прибыл, в «столице мира» уже было немало христиан, причём очень многие из них до принятия новой веры были язычниками. И, составляя Евангелие, Марк учитывал, что при воспитании эти люди не изучали, как иудеи, Ветхого Завета, что они были людьми совсем другой культуры, и поэтому постарался написать для них историю Иисуса коротко и ясно.
Текст Евангелия от Марка наполнен яркими, чудесными событиями — святой хотел показать, как велик Господь, какие чудеса Он способен совершать. Рядом с евангелистом Марком изображают льва. Лев — символ царственности и божественного могущества Христа, и этот образ хорошо передает то, каким Марк описывает Спасителя в своем Евангелии.
Обычно когда мы говорим про апостолов, то имеем в виду тех двенадцать человек, которых Он сделал Своими первыми учениками. Но апостолов было больше. Помимо ближайшего круга из двенадцати учеников, были еще семьдесят апостолов, которых Иисус призвал позднее, да и другие люди, которые также последовали за Спасителем. Лука был как раз из числа семидесяти апостолов.
Он родился в сирийском городе Антиохии. Лука не был евреем, но хорошо знал иудейскую религию и обычаи. Человек образованный, он изучил врачебное искусство, владел живописью, хорошо знал греческий язык и замечательно на нем писал.
Однажды Лука отправился из Антиохии в Галилею и там присоединился к следовавшим за Христом людям. После Вознесения Господня святой Лука некоторое время пробыл в Иерусалиме, а потом отправился на родину, в Антиохию. Там было уже много христиан. Его взял к себе в сотрудники и спутники святой апостол Павел, который даже приходился Луке родственником. Павел в своем послании называл Луку «возлюбленный врач».
Вместе с Павлом Лука после многих путешествий и апостольских трудов попал в Рим. Там святой и написал свое Евангелие, а еще книгу Деяния святых апостолов, адресовав их богатому и уважаемому антиохийцу Феофилу. Тексты свои Лука обращал к христианской общине Антиохии.
В Евангелии Лука изобразил земную жизнь Христа не только на основании того, что видел и слышал сам, но и используя многие свидетельства близких учеников Христа. Руководил Лукой-евангелистом апостол Павел. Он же потом прочитал и одобрил его Евангелие. И Деяния святых апостолов Лука написал по повелению Павла.
Главными читателями своего Евангелия Лука видел язычников, прежде всего — греков, образованных и взыскательных. Лука уже знал два первых Евангелия, от Матфея и от Марка, и следовал им, но его изложение более точное и ясное. Луку называют не просто евангелистом, а историком.
Начинается Евангелие с описания родословной Христа. Но родословная идёт не от Авраама — родоначальника еврейского народа, а от самого Адама, первого человека на Земле. Тем самым Лука подчеркивает, что Христос пришел для спасения всего человечества, а не только иудеев.
Символ Луки — бык, телец. Быков в древности приносили в жертву Богу. Образ быка подчеркивает ту мысль, которую особенно подробно стремится изложить Лука в своем Евангелии: Христос служил людям и принёс Себя в жертву ради спасения людей.
После смерти своего наставника и друга апостола Павла Лука продолжил проповедовать в Италии, Галлии (будущей Франции), Далмации (будущей Хорватии), Греции. Бывал и в Африке. Основывал христианские общины, исцелял людей. В глубокой старости он принял мученическую кончину в греческом городе Фивы. Не было готового креста — его распяли на растущей маслине.
Иоанн
Иоанн — единственный евангелист, к имени которого христиане добавили определение Богослов. Почему? Потому что его Евангелие — не просто рассказ очевидца, но и основание всего того учения о Боге и спасении, которое развивалось потом в Церкви.
Он был сыном галилейского рыбака Зеведея и Саломии, братом апостола Иакова. Иоанн сначала был учеником Иоанна Крестителя и впервые увидел Христа на берегах Иордана, когда Иисус крестился. Прошло время. Однажды Иоанн с братом помогали отцу ловить рыбу в Галилейском озере. Вдоль берега шел Христос. Он дал рыбакам, у которых не ладилась в этот день рыбалка, чудесный улов и призвал братьев идти за Собой. Рыбаки тут же оставили сети и последовали за Иисусом.
Из всех апостолов только Иоанн вместе с Богородицей был у креста, когда распинали Христа. Остальные ученики испугались идти на Голгофу — это было опасно. А ещё было ужасно тяжело смотреть, как твой любимый Учитель испытывает страшные муки… Однако, несмотря на эти муки, Иисус прямо с креста обратился к Иоанну и попросил его заботиться о Своей Матери. И с этого времени Богородица жила у Иоанна.
Евангелиста Иоанна изображают рядом с орлом. Почему у него такой символ? Возвышенный слог, которым написано Евангелие от Иоанна, его высокое богословское содержание напоминают высокий полет орла. Христос у него воспаряет в небеса, как орёл. А еще орёл — символическое воплощение Святого Духа.
Иоанн составил свое Евангелие в дни, когда жил в городе Ефесе (ныне это территория Турции). Это самое позднее Евангелие. Оно было написано, когда Иоанну Богослову было уже больше 90 лет, по просьбе христиан острова Патмос, которые очень любили и почитали Иоанна. В этом Евангелии апостол раскрывает Божественную сущность Христа, говорит о Святом Духе. В тексте апостол упоминает о событиях, которые не вошли в первые три Евангелия. И главная мысль, которую евангелист хотел донести до людей: Бог есть Любовь!
Даже когда апостол Иоанн был очень стар, когда он был уже не в силах произносить длинные проповеди, он постоянно обращался к окружавшим его людям с одной короткой фразой: «Дети, любите друг друга!» А если его спрашивали, почему он повторяет лишь эти слова, Иоанн объяснял: «Я потому говорю только эту фразу, что в ней содержится вся сущность Евангелия Христова, ибо Евангелие Христово есть учение о святой любви».
Есть ли среди четырёх Евангелий какое-то одно «главное» или «правильное»? Нет. Они равноправны, как четыре рукава одной реки. Каждое из четырёх Евангелий отражает особую грань личности Господа Иисуса Христа.
Евангелие
Слово Ева́нгелие (от греч. εὐαγγέλιον — благая весть, благовестие) —
1) Благовестие Христово (апостольское, христианское ( 1Кор.15:1 )) о наступлении Царства Божия, о спасении человеческого рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа.
Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть. Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие обозначает проповедь самого Иисуса Христа ( Мф.4:23 ; Мк.1:14-15 ), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести.
Евангелие – книги Нового Завета, в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа. Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными.
Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора. Однако структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского, жившего в XI веке.
Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.
Всё ли разрешено, что не запрещено в Евангелии?
Ответ на вопрос, что можно делать, а чего нельзя, нередко волнует верующих. Что касается связанных с ним искажений и злоупотреблений, чаще обычного они проявляются не в Православной, а в протестантской среде. Особенно ярко превратное отношение к этой тематике обнаруживается в связи с пересмотром в этой среде фундаментальных христианских ценностей (обусловленных, в частности, изменением отношения к браку, взаимоотношениям полов, практикой неоправданно грубого вмешательства в семейные дела, участившимися случаями компромиссов в сфере вероучения).
Действительно, Евангелие не даёт нам абсолютно раскрытого (вплоть до мельчайших деталей, подсказок на всевозможные затруднения) учения о христианской нравственности ( Ин.21:25 ).
Данное учение представлено там в весьма сжатом виде (ещё более сжато оно было сформулировано Христом в виде двух заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему, как к самому себе ( Лк.10:27 )). Но это не значит, будто Божий закон не совершенен, будто всё то, что не запрещается текстом Евангелия (если запрет не означен в чеканных, развёрнутых формулировках), разрешено.
Скажем, многое из того, что не раскрыто в Евангелии, раскрыто в других Книгах Священного Писания Нового Завета.
Вместе с тем множество нравственных положений дано и раскрыто в канонических и неканонических Книгах Ветхого Завета (несмотря на отмену обрядовых норм ветхозаветного закона Моисея, нравственные нормы, преподанные в проповеди пророков, не утратили актуальности для христиан).
Более пространно и обстоятельно закон Божий представлен в Священном Священном Предании Церкви (напомним, Предание включает в себя и ту часть апостольской проповеди, что вошла в состав Книг Священного Канона, и ту, которая была передана Церкви устно; кроме того оно включает множество памятников святоотеческой письменности, Соборные правила и постановления; древние Уставы и много другого).
Протестанты, отвергая авторитет Священного Предания, сами лишают себя столь драгоценной сокровищницы знаний (см. подробнее: Церковь без Предания — Церковь?).
Наряду с Богооткровенным учением о нравственности, существует естественный нравственный закон. В той или иной мере этот закон известен каждому человеку: он проявляется в голосе совести. Чем выше уровень духовного совершенства человека, тем яснее воспринимает он этот голос.
Как правило, всего перечисленного бывает достаточно для ориентирования в различных жизненных ситуациях. В наиболее затруднительных случаях христианин имеет возможность обратиться за помощью к добродетельному, духовно мудрому наставнику (например, священнику, старцу), и уже тот, с высоты своего духовного опыта (при помощи Божьей) поможет найти нужный ответ, принять верное решение, сделать взвешенный выбор.
Наконец, помимо церковных законов христианина могут ограничивать гражданские и уголовные законы (не противоречащие воле Божьей). Это согласно со словами Спасителя: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22:21 ).
Чем отличается Библия от Евангелия?
Люди, только начавшие изучать христианство, часто задаются вопросом «Чем отличается Библия от Евангелия?». Библия (от греч. βιβλία – книги) — это собрание книг Ветхого и Нового Завета. Евангелие же является частью Нового Завета и, соответственно, частью Библии.
Кто является автором Евангелия?
Нередко приходится слышать: «Автор Евангелия Матфей» или «автор Евангелия Марк» и т. д. Однако говорить так не совсем корректно. Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Бога и человека, в случае Евангелия — Бога и апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму.
Евангелие переводится как «благая весть». А в чем, собственно, заключается эта благая весть?
Благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное. «И сказал (Христос) им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ).
Что такое синоптические Евангелия?
Несмотря на целый ряд отличительных черт, Евангелия по Матфею, Марку и Луке в науке получили название «синоптических», то есть таких, которые обозревают один и тот же предмет под примерно одинаковым углом (греческое слово σύνοψις можно перевести как «обзор»). И действительно, вполне достаточно прочитать одно из первых трех Евангелий, чтобы узнать о ключевых моментах проповеди Спасителя. Евангелисты-синоптики дополняют друг друга, но канва повествования у них остается неизменной.
Если уже существовали синоптические Евангелия, зачем понадобилось еще одно?
Евангелие по Иоанну существенно отличается от синоптических как по композиции, так и по содержанию. Оно было написано на несколько десятков лет позже книг других евангелистов с целью дополнить их. Текст Иоанна Богослова представляет теологическое описание Иисуса Христа как вечного Слова и уникального Спасителя человечества.
К какому времени относятся наиболее древние рукописи текстов Евангелия?
Наиболее древние известные сохранившиеся рукописи текстов Евангелия датируются 150−250 годами. В 2015 году опубликовано сообщение об обнаружении в составе склеенной из папируса египетской погребальной маски небольшого фрагмента Евангелия от Марка с датировкой до 90 года. Наиболее древний полный список канонического четвероевангелия (в Синайском кодексе) датируется IV веком.
Когда и кем впервые упоминается Евангелие как книга?
Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия, является сочинение Иринея Лионского (II век) «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)». В этом сочинении по именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Насколько Евангелия подлинны? Ведь их писали люди, которые могли что-то исказить — как не желая того, так и сознательно?
Действительно, в Новом Завете встречаются разночтения, но парадоксальным образом именно они и являются доказательством подлинности писаний. Ведь если бы личность Христа и Его слова являлись чьей-то фантазией, то авторы, которые занимались бы подобной мистификацией, стремились бы передать все подробности без малейших изменений.
Евангелисты эту цель не преследуют. Наоборот, они стараются сказать о Спасителе как можно больше и передать максимально возможное количество деталей. Они иногда противоречат друг другу, но при этом раскрывают Его как живого и настоящего. Простота апостольских строк – свидетельство того, что евангельский Христос действительно Тот, о Ком уже две тысячи лет говорит Церковь. И не только говорит, но и ведет – к Нему же.
На иконах Евангелисты нередко сопоставляются с животными. Не является ли это язычеством и принижением значения самого Евангелия?
Наоборот. С конца II века н. э. для указания на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианского вероучения, священномученик Ириней Лионский говорит о них как о едином Евангелии, данном христианам в четырёх видах. Евангелие от Иоанна сопоставляется с орлом, так как он особой возвышенностью своих мыслей высоко парит в небе подобно орлу, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Христа Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, так как оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — со львом, символизирующим «действенность, господство и царскую власть» Христа Сына Божия, то есть по аналогии с тетраморфом Иезекииля.
Как относиться к апокрифическим Евангелиям?
Почему Евангелий всего четыре? Ведь известны так называемые «Евангелия» Иакова, Марии, Петра и даже Иуды. Проблема апокрифов (книг, не вошедших в канон Нового Завета) ставит перед нами вопрос критерия, по которому отбиралось то или иное писание.
Евангелий всего четыре, прежде всего, потому, что именно в них Церковь увидела ту подлинную словесную икону Христа, которая до мельчайших подробностей передает самое главное – образ Живого Любящего Бога, ставшего человеком и принесшего Себя в жертву ради спасения мира. В апокрифах этого нет. Даже те писания, которые признаются бесспорными продуктами ранней христианской мысли, не содержат в себе чего-либо принципиально нового, чего нет в канонических Евангелиях. Апокрифы слишком зациклены либо на «чудесах» и «тайнах», либо на «бытовых сценах». Их главная задача – удивить, шокировать и заинтриговать читателя.
Почему иногда приходится слышать «Евангелие по …», а не «Евангелие от …»?
Что касается названий, то правильнее эти очень древние названия с греческого нужно перевести так: «Евангелие по Матфею» (κατὰ Ματθαῖον), «Евангелие по Марку» (κατὰ Μᾶρκον) и т. д. Этим Церковь хотела сказать, что во всех Евангелиях заключается единое христианское благовествование о Христе Спасителе, но по изображениям разных писателей: одно изображение принадлежит Матфею, другое – Марку и т.д. Также следует отметить, что благую весть принёс Сам Бог, это Его благая весть.
Как часто нужно читать Евангелие?
Господь открыл нам дорогу в Царствие Небесное. Читая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней к Нему. Вот что такое Евангелие. Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам следует включать чтение Святого Евангелия и «Апостола» в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: одна или две главы «Апостола» и одна глава Евангелия в день. По возможности следует не забывать и о чтении Ветхого Завета. Конечно, если есть возможность и желание, не возбраняется чтение и большего количества глав Евангелия, главное, чтобы это ревностное чувство не сменилось апатией.
В каком порядке следует читать Евангелие?
Удобно читать Евангелие по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.
Можно читать Евангелие и руководствуясь порядком чтения его в храме. Для этого следует открыть православный календарь и найти евангельское чтение на данный день (утр. — читается на утрене; лит. — читается на Литургии).
Существуют ли молитвы на чтение Евангелия?
Святые отцы советуют перед началом чтения Священного Писания просить у Господа помощи. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря: “Господи, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою” ( Пс.118:18 ). “Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце мое” – всегда так моли Бога, чтобы просветился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в заблуждение и, “называя себя мудрыми, обезумели” ( Рим.1:22 )». Также и преподобный Исаак Сирин наставляет: «К словесам таинств, заключенных в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».
Имеется молитва святителя Иоанна Златоуста пред слушанием или чтением Священного Писания: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».
Можно читать молитву, которая помещена в конце 11‑й кафизмы: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия.
Также известна молитва, составленная святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
По окончании чтения Евангелия читается молитва: «Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг: Ты бо еси един сильный, и царствуяй во веки. Аминь».
В каких объемах будет душеполезно ежедневное чтение Евангелия?
Такое чтение может быть разным. Одни люди читают по главе в день, другие по зачалам – отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и другая распространенная практика: читать в день три главы Нового Завета – по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских).
Когда я читаю Евангелие, как мне понять, какое отношение прочитанный фрагмент имеет лично ко мне? Ведь там речь идет о людях, которые жили 2000 лет назад.
Евангелие изучается жизнью по Евангелию, то есть нужно стараться жить по Евангелию, связывать его с той жизнью, которой мы все живем. Когда мы прочитали какой-то эпизод из Евангелия – посмотрите в него как в зеркало и задайте себе вопросы. А у меня в жизни так или иначе? Господь говорит то-то и то-то, а находят ли Его слова хоть какое-то отражение в моей жизни? Меняет ли Евангелие мою жизнь? Хорошо, если мы, читая Евангелие, сможем узнать себя в первом из сыновей, которых отец поочередно просил поработать в винограднике ( Мф.21:28-31 ), если мы, совершая противные Евангелию поступки, попирая свою христианскую совесть, каждый раз, обличаемые ей, тем не менее, раскаиваемся и возвращаемся к Отцу. По сути, мы все, прибегающие к покаянию и старающиеся хотя бы что-то изменить в себе к лучшему, таковы. Когда мы читаем Евангелие, мы слышим голос Христа, обращенный именно к нам.
Можно ли слушать Евангелие, например, в наушниках или колонках?
Слушание Евангелия не является грехом. Достаточно вспомнить, что и в храме во время богослужения мы именно слушаем Евангелие. Важно помнить о том, что Евангелие — это слово Божие, поэтому и внимать ему следует с благоговением.
Святые отцы безоговорочно признают чтение Евангелия мощнейшим фактором духовного возрастания личности, причём, на начальных ступенях воцерковления – именно Евангелия, а не Библии в целом.
«Евангелие ( Мк.1:1 и др.) – слово греческое, значащее: благовестие, т.е. добрую, радостную весть… Называются сии книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении. Потому-то и чтение Евангелия в церкви каждый раз сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»
Библейская энциклопедия архим. Никифора