Как правильно пишется слово «паропровод»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заготовительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «паропровод»
Предложения со словом «паропровод»
Каким бывает «паропровод»
Значение слова «паропровод»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «паропровод»
Предложения со словом «паропровод»
На предприятиях слесари нужны для установки производственных паропроводов и устройства отопительных систем, а также для выполнения водопроводных, газопроводных, санитарно-технических работ.
Устанавливались на места (после предварительных испытаний гидравлическим и паровым давлением) трубы главного паропровода.
На миноносце «Разящий» продолжался ремонт и профилактические работы в системе паропроводов в котельном отделении № 1.
Значение слова «паропровод»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Основными элементами паропровода являются стальные трубы, соединительные элементы (фланцы, отводы, колена, тройники), запорная и запорно-регулирующая арматура (задвижки, клапаны), дренажные устройства, компенсаторы теплового удлинения, опоры, подвески и крепления, тепловая изоляция.
Трассировка производится с учётом минимизации потерь энергии из-за аэродинамического сопротивления парового тракта. Соединение элементов паропроводов производится сваркой. Фланцы допускаются только для соединения паропроводов с арматурой и оборудованием.
Во избежание потерь энергии на паропроводах устанавливают минимум запорно-регулирующей арматуры. На главных паропроводах электростанций устанавливают стопорные и регулирующие клапаны, которые являются основными средствами включения и регулирования мощности турбины.
Толщина стенки паропровода по условию прочности должна быть не менее :
Опоры и подвески паропроводов устраивают подвижными и неподвижными. Между соседними неподвижными опорами на прямом участке устанавливают лирообразные или П-образные компенсаторы], которые снижают последствия деформации паропровода под воздействием нагрева (1 м паропровода удлиняется в среднем на 1,2 мм при нагреве на 100°).
Для уменьшения попадания капель конденсата в паровые двигатели (особенно в турбины) паропроводы устанавливают с уклоном и снабжают т.н. «конденсационными горшками», которые улавливают конденсат, образующийся в трубах, а также устанавливают различные сепарационные устройства в паровом тракте.
Горизонтальные участки трубопровода должны иметь уклон не менее 0,004.
Все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 55 °C, расположенные в доступных для обслуживающего персонала местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией. Тепловая изоляция сокращает также потери тепла в атмосферу. Поскольку при высокой температуре у стали проявляется ползучесть (крип), для контроля за деформациями паропроводов к поверхности привариваются бобышки. Эти места должны иметь съёмную изоляцию. Изоляцию паропроводов покрывают, как правило, жестяными или алюминиевыми кожухами.
Паропроводы являются техническим устройством расположенном на опасном производственном объекте и должны быть зарегистрированы в специализированных регистрирующих и надзорных органах (в России — территориальном управлении Ростехнадзора). Разрешение на эксплуатацию вновь смонтированных паропроводов выдается после их регистрации и технического освидетельствования. Во время эксплуатации периодически производится техническое освидетельствование и гидравлические испытания паропроводов.
ПАРОПРОВО’Д, а, м. (тех.). Трубопровод, по к-рому проходит пар.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПАРОПРОВОД
Смотреть что такое ПАРОПРОВОД в других словарях:
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
паропровод м. Трубопровод, по которому проходит пар (1*1).
ПАРОПРОВОД
паропровод м. тех.steam pipeline
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
трубопровод с запорной и регулирующей аппаратурой для транспортирования пара(Болгарский язык; Български) — паропровод(Чешский язык; Čeština) — parovod(. смотреть
ПАРОПРОВОД
1) Орфографическая запись слова: паропровод2) Ударение в слове: паропров`од3) Деление слова на слоги (перенос слова): паропровод4) Фонетическая транскр. смотреть
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
трубопровод для транспортирования пара. П. выполняют обычно из стальных цельнотянутых труб. П. низкого давления (до 1,2 МПа) могут соединяться с помощь. смотреть
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
[steam pipeline (line, main)] — стальной трубопровод, по которому пар поступает с парового котла или другого генератора пара к теплообменным аппаратам и технологическим агрегатам. Все паропроводы защищают теплоизоляцией, температура которой снаружи независимо от температуры протекающего по ним пара не должна превышать температуру окружающего воздуха более чем на 25 °С.
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
steam conduit, steam line, vapor line, steam pipe, steam pipeline, steam pipework* * *паропрово́д м.steam line* * *steam pipelineСинонимы: воздухопров. смотреть
ПАРОПРОВОД
Паропровод – трубопровод с запорной и регулирующей аппаратурой для транспортирования пара. [Терминологический словарь по строительству на 12 язык. смотреть
ПАРОПРОВОД
(2 м); мн. паропрово/ды, Р. паропрово/довСинонимы: воздухопровод, газовоздухопровод, паромазутопровод, теплопаропровод, трубопровод
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
Ударение в слове: паропров`одУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: паропров`од
ПАРОПРОВОД
Опор Опад Опа Ооо Одр Ода Овод Оао Дрова Драп Орда Парод Паропровод Пво Повар Повод Дора Подпор Поп Попа Попов Доп Двор Пора Вор Вод Порода Вар Вад Рао Ров Род Родоп Аврор Роп Прорва Прод Провод Прово Провар Прапор Право Пра Вард Впопад Дар. смотреть
ПАРОПРОВОД
-а, м. Трубопровод, по которому проходит пар.Синонимы: воздухопровод, газовоздухопровод, паромазутопровод, теплопаропровод, трубопровод
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
мDampfleitung fСинонимы: воздухопровод, газовоздухопровод, паромазутопровод, теплопаропровод, трубопровод
ПАРОПРОВОД
па`ропрово’д, па`ропрово’ды, па`ропрово’да, па`ропрово’дов, па`ропрово’ду, па`ропрово’дам, па`ропрово’д, па`ропрово’ды, па`ропрово’дом, па`ропрово’дами, па`ропрово’де, па`ропрово’дах. смотреть
ПАРОПРОВОД
паропроводСинонимы: воздухопровод, газовоздухопровод, паромазутопровод, теплопаропровод, трубопровод
ПАРОПРОВОД
steam lineСинонимы: воздухопровод, газовоздухопровод, паромазутопровод, теплопаропровод, трубопровод
ПАРОПРОВОД
сущ. муж. родатехн.паропровід
ПАРОПРОВОД
паропровод м Dampfleitung f cСинонимы: воздухопровод, газовоздухопровод, паромазутопровод, теплопаропровод, трубопровод
ПАРОПРОВОД
м. тех. condotto / condotta di vapore Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: воздухопровод, газовоздухопровод, паромазутопровод, теплопаропровод, трубопровод. смотреть
ПАРОПРОВОД
м. conduttura f \ di vapore
ПАРОПРОВОД
蒸汽管道Синонимы: воздухопровод, газовоздухопровод, паромазутопровод, теплопаропровод, трубопровод
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
м. тех.conducción (tubo) de vapor, conducto (tubería) de vapor
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД
canalisation d’amenée de vapeur, collecteur de vapeur, conduit de vapeur, tuyauterie de vapeur
ПАРОПРОВОД
ПАРОПРОВОД паропровода, м. (тех.). Трубопровод, по к-рому проходит пар.
ПАРОПРОВОД
• parní potrubí• parovod• potrubí parní
ПАРОПРОВОД
steam conduit, conduit, vapour line, steam pipeline, steam piping
spirax_sarco
Пароконденсатные системы для промышленных предприятий
Любой технический специалист, занимающийся эксплуатацией оборудования, знает, что значительной части возможных проблем можно избежать, если еще на стадии проектирования и монтажа оборудования вдумчиво подойти к решению всех технических задач. Этот материал поможет кому-то прояснить ситуацию, происходящую у него на предприятии, а кому-то, кто еще только собирается построить новую котельную, подскажет, на что обратить внимание при составлении технического задания для проектантов или обсуждении вопросов монтажа трубопроводов со строительной компанией.
Главные паровые коллекторы
Производительность жаротрубных паровых котлов, как правило, не превышает 40 000 кг/ч пара. В случае, когда потребности предприятия превышают данное значение, устанавливаются дополнительные котлы (два или более), которые подключаются для работы в параллель. При этом способ соединения паропроводов, отходящих от котлов, достаточно важен, так как он может повлиять на работу как самих котлов, так и котельной в целом.
Традиционная, схема подключения паровых котлов представлена на рис. 1. Такая схема типична для наших комплексов, но она не рекомендуется, поскольку предполагается, что котлы работают на одном давлении. При этом, для того чтобы пар от котла номер 3 мог свободно поступать к потребителям, давление в точке А должно быть меньше, чем в точке В. Соответственно на участке от котла номер 4 до точки А падение давления должно быть больше, чем на участке от котла номер 3 до точки А. Расход пара в трубе зависит от падения давления, а это означает, что котел номер 4 будет вырабатывать пара больше, чем котел номер 3. По этой же причине котел номер 3 будет вырабатывать пара больше, чем котел номер 2 и т. д. При этом, если котел номер 1 работает на полной нагрузке, то эффектом данной схемы окажется то, что котлы с номерами 2, 3 и 4 будут перегружены. Причем с увеличением номера котла его перегрузка автоматически возрастает.
Рисунок 1.
Жаротрубные котлы способны нормально справляться с перегрузкой до 5%, работа с перегрузкой в 15% просто недопустима. Увеличение скорости истечения пара из котла приводит к нестабильному состоянию поверхности зеркала испарения и, соответственно, к проблемам с поддержанием уровня воды в котле. При большой потребности в паре из-за падения давления в котле номер 4 может сработать защита по низкому уровню воды, и котел будет мгновенно отключен. Его отключение приведет к еще большей нагрузке на оставшиеся котлы, которые также будут отключены, что еще более усугубит и без того проблемную ситуацию.
Таким образом, изучение типичной схемы подключения показывает, что в данном случае котлы не могут равномерно перераспределять свои нагрузки. Поэтому одна из задач при проектировании котельной состоит в том, чтобы разница в падениях давления на участках от каждого котла до места отбора пара на главном паровом коллекторе не превышала 0,1 бар. Это обеспечит одинаковую работу котлов и предотвратит их возможные перегрузки и, соответственно, возможные отключения.
Более приемлемая схема подключения котлов (Рисунок 2) предполагает, что место отбора от коллектора к потребителям находится в его центральной части. При таком подключении и при условии, что все диаметры паропроводов выбраны правильно, котлы никогда не будут перегружены более чем на 1%, что является вполне допустимым. Но и эта схема не идеальна.
Рисунок 2.
Существует подключение, которое гарантирует работу всех котлов при абсолютно равных условиях. Такая схема рекомендована, когда предполагается, что все котлы будут постоянно работать на своей максимальной производительности.
Правильно спроектированный главный паровой коллектор при использовании нескольких паровых котлов обеспечит их нормальную сбалансированную работу и отсутствие проблем в обслуживании котельной в будущем.
Организовав должным образом главный паровой коллектор, необходимо также обратить внимание на следующее:
◘ к потребителям должен отправляться сухой пар;
◘ должна иметься система медленного запуска и прогрева паровой системы;
◘ вся система парораспределения на предприятии должна быть правильно спроектирована и работать должным образом;
◘ один котел не должен случайно «передавливать» другой.
Правильно спроектированный и смонтированный жаротрубный котел, работающий на постоянном режиме, должен вырабатывать пар со степенью сухости от 96% до 99%.
Особых проблем не возникает, если котел все время работает в постоянном режиме. Однако если нагрузка по пару может меняться быстро и в широких пределах, а котел не способен быстро и адекватно реагировать на эти изменения, то это может привести к колебаниям уровня котловой воды и, соответственно, к уносу котловой воды вместе с паром.
При этом некорректная работа системы регулирования уровня воды в котле, а также системы автоматической продувки и поддержания заданной концентрации растворенных в котловой воде примесей, могут приводить к следующим проблемам:
◘ наличие воды в паровой системе является потенциальным источником возникновения гидравлических ударов;
◘ влага, присутствующая в паре, не содержит энтальпии парообразования, поэтому транспортировать ее к потребителю пара неэкономично и нецелесообразно;
◘ вода и пена, уносимые с зеркала испарения котла, насыщены растворенными примесями, которые будут осаждаться на поверхностях теплообмена, регулирующей и запорной арматуре в виде накипи. При этом снижается эффективность теплообмена, а оборудование выходит из строя.
Для снижения эффекта уноса котловой воды, особенно при работе котла на переменных нагрузках, в непосредственной близости от котла рекомендуется установить сепаратор пара. Сепаратор перегородчатого типа за счет резкого снижения скорости потока пара и соударения с перегородкой находящихся в паре капелек влаги позволяет им скапливаться в нижней части сепаратора в виде конденсата, откуда в дальнейшем он может быть удален с помощью соответствующего конденсатоотводчика.
В случае, когда к главному паровому коллектору подключаются несколько котлов, настоятельно рекомендуется за главной паровой задвижкой каждого котла установить дополнительный запорный клапан, шток которого можно фиксировать в закрытом положении. Установка дополнительного клапана гарантирует надежную изоляцию неработающего котла от парового коллектора.
В соответствии со стандартами многих европейских стран, если за котлом не имеется отдельного обратного клапана, то один из двух запорных клапанов обязательно должен иметь встроенный обратный клапан. Простейший обратный клапан подъемного типа не пригоден для данного применения, потому как даже небольшие изменения давления могут вызывать его неустойчивую работу, что в свою очередь будет сказываться и на работе другого котла. Результатом работы в таких условиях может стать циклическая перегрузка то одного, то другого котла.
Ручные запорные клапаны, имеющие функцию обратного клапана, менее подвержены влиянию этого феномена. Альтернативным решением может быть установка подпружиненного дискового обратного клапана, изображенного на рисунке 3.
Рисунок 3.
Диаметр локального парового коллектора должен быть рассчитан исходя из скорости пара 15 м/с при максимальном расходе пара. Низкая скорость пара позволяет отсепарировать присутствующую в паре влагу и удалить ее из коллектора. Отбор пара от коллектора к потребителям должен быть сделан от верхней части коллектора, чтобы вероятность попадания влаги и грязи в трубопровод была минимальной. Важно чтобы формирующийся на дне коллектора конденсат отводился сразу по мере его формирования. Для этого наиболее подходящим является поплавковый конденсатоотводчик.
В случае достаточно высокого давления пара в коллекторе (более 10 бари) в качестве альтернативы может быть применен термодинамический конденсатоотводчик. Если на всем протяжении паропровода от главного парового коллектора до локального коллектора точек дренажа не существует, и место дренажа локального коллектора является первым по ходу движения пара, то из-за возможного уноса котловой воды и пены из котла рекомендуется отводить этот конденсат не в общий конденсатный трубопровод, а в сепаратор продувок котлов или в дренаж.
Запуск паровой системы в работу должен быть медленным,безопасным и контролируемым во избежание следующих моментов:
Поступление пара в холодную систему сопровождается интенсивным образованием конденсата, который, постепенно накапливаясь в трубопроводах, может полностью перекрыть сечение трубопровода. После этого, конденсатная пробка, будучи подхваченной потоком пара, с очень высокой скоростью достигнет и, скорее всего, разрушит ближайшее препятствие на своем пути. А таким препятствием может оказаться, например, регулирующий клапан, теплообменник или технологическое оборудование, разрушение которого приведет к очень значительным материальным потерям, не говоря уже о возможном ущербе здоровью или даже жизни обслуживающего персонала.
Излишние термические напряжения
Быстрые неконтролируемые термические расширения трубопроводов могут вызывать утечки в соединениях, неадекватные и опасные нагрузки на корпуса клапанов и другой арматуры, а также к сдвигам самих трубопроводов относительно их опор.
Резкое снижение давления внутри котла за счет быстрого разогрева холодной системы может привести к повышению уровня котловой воды, ее уносу в паропровод, что в свою очередь вызовет срабатывание системы защиты и отключение котла. Кроме этого, попавшая в паропровод вода вызовет гидравлические удары, о которых мы уже упоминали ранее.
Время запуска и разогрева паровой системы зависит от множества факторов. Небольшие котлы, работающие на невысоком давлении и вырабатывающие пар для небольшой паровой системы, могут быть запущены в работу в течение всего 15 минут. А разогрев больших разветвленных паровых систем может занять несколько часов.
Преимущество такой схемы заключается в том, что она не требует участия человека (если только котел не нагревается из холодного состояния) во время нагрева котла, который может выполняться и в ночное время. Начальной точкой паровой системы в случае небольших котлов может быть обыкновенный ручной запорный клапан, который при пуске системы должен быть медленно открыт.
Часто такой клапан называют главной паровой задвижкой, хотя совсем не обязательно, что по своей конструкции он является именно задвижкой.
Использовать ручную главную паровую задвижку для запуска большой паровой системы на практике оказывается сложно, а зачастую просто невозможно. Это происходит из-за того, что главным требованием к такому клапану является гарантированная плотность закрытия. Поэтому плунжер клапана имеет плоскую поверхность прилегания к седлу что, во-первых, вызывает необходимость приложения к маховику клапана чрезмерных усилий для открытия и закрытия, а во-вторых, проточная часть такого клапана не имеет специальной характеристики
регулирования. Это означает, что перемещение штока клапана вверх всего на 10% вызывает расход пара через клапан, равный 80% максимального.
Одной из рекомендуемых схем для данного применения является установка за запорным клапаном клапана регулирующего. Регулирующий клапан имеет специально спрофилированный плунжер, обеспечивающий линейное или логарифмическое соотношение между ходом штока клапана и увеличением расхода пара. Таким образом, расход пара, а соответственно и время прогрева, можно легко контролировать. Пример такой схемы приведен на рисунке 4.
Рисунок 4.
Для открытия регулирующего клапана за заданный промежуток времени может использоваться специальный контроллер – таймер, подающий на электропривод клапана питание определенными импульсами и через определенные промежутки времени.
В системах, где главный паропровод имеет слишком большой диаметр, и установка на нем регулирующего клапана может оказаться невыгодна, с экономической точки зрения, возможно применение схемы, когда в обвод основного ручного запорного клапана устанавливается байпасный регулирующий клапан небольшого диаметра. Это имеет преимущество и с той точки зрения, что перед открытием ручного клапана большого диаметра давление до и после него будет выровнено, что позволит открыть его, не прилагая чрезмерных усилий к его маховику.
spirax_sarco
Пароконденсатные системы для промышленных предприятий
Любой технический специалист, занимающийся эксплуатацией оборудования, знает, что значительной части возможных проблем можно избежать, если еще на стадии проектирования и монтажа оборудования вдумчиво подойти к решению всех технических задач. Этот материал поможет кому-то прояснить ситуацию, происходящую у него на предприятии, а кому-то, кто еще только собирается построить новую котельную, подскажет, на что обратить внимание при составлении технического задания для проектантов или обсуждении вопросов монтажа трубопроводов со строительной компанией.
Главные паровые коллекторы
Производительность жаротрубных паровых котлов, как правило, не превышает 40 000 кг/ч пара. В случае, когда потребности предприятия превышают данное значение, устанавливаются дополнительные котлы (два или более), которые подключаются для работы в параллель. При этом способ соединения паропроводов, отходящих от котлов, достаточно важен, так как он может повлиять на работу как самих котлов, так и котельной в целом.
Традиционная, схема подключения паровых котлов представлена на рис. 1. Такая схема типична для наших комплексов, но она не рекомендуется, поскольку предполагается, что котлы работают на одном давлении. При этом, для того чтобы пар от котла номер 3 мог свободно поступать к потребителям, давление в точке А должно быть меньше, чем в точке В. Соответственно на участке от котла номер 4 до точки А падение давления должно быть больше, чем на участке от котла номер 3 до точки А. Расход пара в трубе зависит от падения давления, а это означает, что котел номер 4 будет вырабатывать пара больше, чем котел номер 3. По этой же причине котел номер 3 будет вырабатывать пара больше, чем котел номер 2 и т. д. При этом, если котел номер 1 работает на полной нагрузке, то эффектом данной схемы окажется то, что котлы с номерами 2, 3 и 4 будут перегружены. Причем с увеличением номера котла его перегрузка автоматически возрастает.
Рисунок 1.
Жаротрубные котлы способны нормально справляться с перегрузкой до 5%, работа с перегрузкой в 15% просто недопустима. Увеличение скорости истечения пара из котла приводит к нестабильному состоянию поверхности зеркала испарения и, соответственно, к проблемам с поддержанием уровня воды в котле. При большой потребности в паре из-за падения давления в котле номер 4 может сработать защита по низкому уровню воды, и котел будет мгновенно отключен. Его отключение приведет к еще большей нагрузке на оставшиеся котлы, которые также будут отключены, что еще более усугубит и без того проблемную ситуацию.
Таким образом, изучение типичной схемы подключения показывает, что в данном случае котлы не могут равномерно перераспределять свои нагрузки. Поэтому одна из задач при проектировании котельной состоит в том, чтобы разница в падениях давления на участках от каждого котла до места отбора пара на главном паровом коллекторе не превышала 0,1 бар. Это обеспечит одинаковую работу котлов и предотвратит их возможные перегрузки и, соответственно, возможные отключения.
Более приемлемая схема подключения котлов (Рисунок 2) предполагает, что место отбора от коллектора к потребителям находится в его центральной части. При таком подключении и при условии, что все диаметры паропроводов выбраны правильно, котлы никогда не будут перегружены более чем на 1%, что является вполне допустимым. Но и эта схема не идеальна.
Рисунок 2.
Существует подключение, которое гарантирует работу всех котлов при абсолютно равных условиях. Такая схема рекомендована, когда предполагается, что все котлы будут постоянно работать на своей максимальной производительности.
Правильно спроектированный главный паровой коллектор при использовании нескольких паровых котлов обеспечит их нормальную сбалансированную работу и отсутствие проблем в обслуживании котельной в будущем.
Организовав должным образом главный паровой коллектор, необходимо также обратить внимание на следующее:
◘ к потребителям должен отправляться сухой пар;
◘ должна иметься система медленного запуска и прогрева паровой системы;
◘ вся система парораспределения на предприятии должна быть правильно спроектирована и работать должным образом;
◘ один котел не должен случайно «передавливать» другой.
Правильно спроектированный и смонтированный жаротрубный котел, работающий на постоянном режиме, должен вырабатывать пар со степенью сухости от 96% до 99%.
Особых проблем не возникает, если котел все время работает в постоянном режиме. Однако если нагрузка по пару может меняться быстро и в широких пределах, а котел не способен быстро и адекватно реагировать на эти изменения, то это может привести к колебаниям уровня котловой воды и, соответственно, к уносу котловой воды вместе с паром.
При этом некорректная работа системы регулирования уровня воды в котле, а также системы автоматической продувки и поддержания заданной концентрации растворенных в котловой воде примесей, могут приводить к следующим проблемам:
◘ наличие воды в паровой системе является потенциальным источником возникновения гидравлических ударов;
◘ влага, присутствующая в паре, не содержит энтальпии парообразования, поэтому транспортировать ее к потребителю пара неэкономично и нецелесообразно;
◘ вода и пена, уносимые с зеркала испарения котла, насыщены растворенными примесями, которые будут осаждаться на поверхностях теплообмена, регулирующей и запорной арматуре в виде накипи. При этом снижается эффективность теплообмена, а оборудование выходит из строя.
Для снижения эффекта уноса котловой воды, особенно при работе котла на переменных нагрузках, в непосредственной близости от котла рекомендуется установить сепаратор пара. Сепаратор перегородчатого типа за счет резкого снижения скорости потока пара и соударения с перегородкой находящихся в паре капелек влаги позволяет им скапливаться в нижней части сепаратора в виде конденсата, откуда в дальнейшем он может быть удален с помощью соответствующего конденсатоотводчика.
В случае, когда к главному паровому коллектору подключаются несколько котлов, настоятельно рекомендуется за главной паровой задвижкой каждого котла установить дополнительный запорный клапан, шток которого можно фиксировать в закрытом положении. Установка дополнительного клапана гарантирует надежную изоляцию неработающего котла от парового коллектора.
В соответствии со стандартами многих европейских стран, если за котлом не имеется отдельного обратного клапана, то один из двух запорных клапанов обязательно должен иметь встроенный обратный клапан. Простейший обратный клапан подъемного типа не пригоден для данного применения, потому как даже небольшие изменения давления могут вызывать его неустойчивую работу, что в свою очередь будет сказываться и на работе другого котла. Результатом работы в таких условиях может стать циклическая перегрузка то одного, то другого котла.
Ручные запорные клапаны, имеющие функцию обратного клапана, менее подвержены влиянию этого феномена. Альтернативным решением может быть установка подпружиненного дискового обратного клапана, изображенного на рисунке 3.
Рисунок 3.
Диаметр локального парового коллектора должен быть рассчитан исходя из скорости пара 15 м/с при максимальном расходе пара. Низкая скорость пара позволяет отсепарировать присутствующую в паре влагу и удалить ее из коллектора. Отбор пара от коллектора к потребителям должен быть сделан от верхней части коллектора, чтобы вероятность попадания влаги и грязи в трубопровод была минимальной. Важно чтобы формирующийся на дне коллектора конденсат отводился сразу по мере его формирования. Для этого наиболее подходящим является поплавковый конденсатоотводчик.
В случае достаточно высокого давления пара в коллекторе (более 10 бари) в качестве альтернативы может быть применен термодинамический конденсатоотводчик. Если на всем протяжении паропровода от главного парового коллектора до локального коллектора точек дренажа не существует, и место дренажа локального коллектора является первым по ходу движения пара, то из-за возможного уноса котловой воды и пены из котла рекомендуется отводить этот конденсат не в общий конденсатный трубопровод, а в сепаратор продувок котлов или в дренаж.
Запуск паровой системы в работу должен быть медленным,безопасным и контролируемым во избежание следующих моментов:
Поступление пара в холодную систему сопровождается интенсивным образованием конденсата, который, постепенно накапливаясь в трубопроводах, может полностью перекрыть сечение трубопровода. После этого, конденсатная пробка, будучи подхваченной потоком пара, с очень высокой скоростью достигнет и, скорее всего, разрушит ближайшее препятствие на своем пути. А таким препятствием может оказаться, например, регулирующий клапан, теплообменник или технологическое оборудование, разрушение которого приведет к очень значительным материальным потерям, не говоря уже о возможном ущербе здоровью или даже жизни обслуживающего персонала.
Излишние термические напряжения
Быстрые неконтролируемые термические расширения трубопроводов могут вызывать утечки в соединениях, неадекватные и опасные нагрузки на корпуса клапанов и другой арматуры, а также к сдвигам самих трубопроводов относительно их опор.
Резкое снижение давления внутри котла за счет быстрого разогрева холодной системы может привести к повышению уровня котловой воды, ее уносу в паропровод, что в свою очередь вызовет срабатывание системы защиты и отключение котла. Кроме этого, попавшая в паропровод вода вызовет гидравлические удары, о которых мы уже упоминали ранее.
Время запуска и разогрева паровой системы зависит от множества факторов. Небольшие котлы, работающие на невысоком давлении и вырабатывающие пар для небольшой паровой системы, могут быть запущены в работу в течение всего 15 минут. А разогрев больших разветвленных паровых систем может занять несколько часов.
Преимущество такой схемы заключается в том, что она не требует участия человека (если только котел не нагревается из холодного состояния) во время нагрева котла, который может выполняться и в ночное время. Начальной точкой паровой системы в случае небольших котлов может быть обыкновенный ручной запорный клапан, который при пуске системы должен быть медленно открыт.
Часто такой клапан называют главной паровой задвижкой, хотя совсем не обязательно, что по своей конструкции он является именно задвижкой.
Использовать ручную главную паровую задвижку для запуска большой паровой системы на практике оказывается сложно, а зачастую просто невозможно. Это происходит из-за того, что главным требованием к такому клапану является гарантированная плотность закрытия. Поэтому плунжер клапана имеет плоскую поверхность прилегания к седлу что, во-первых, вызывает необходимость приложения к маховику клапана чрезмерных усилий для открытия и закрытия, а во-вторых, проточная часть такого клапана не имеет специальной характеристики
регулирования. Это означает, что перемещение штока клапана вверх всего на 10% вызывает расход пара через клапан, равный 80% максимального.
Одной из рекомендуемых схем для данного применения является установка за запорным клапаном клапана регулирующего. Регулирующий клапан имеет специально спрофилированный плунжер, обеспечивающий линейное или логарифмическое соотношение между ходом штока клапана и увеличением расхода пара. Таким образом, расход пара, а соответственно и время прогрева, можно легко контролировать. Пример такой схемы приведен на рисунке 4.
Рисунок 4.
Для открытия регулирующего клапана за заданный промежуток времени может использоваться специальный контроллер – таймер, подающий на электропривод клапана питание определенными импульсами и через определенные промежутки времени.
В системах, где главный паропровод имеет слишком большой диаметр, и установка на нем регулирующего клапана может оказаться невыгодна, с экономической точки зрения, возможно применение схемы, когда в обвод основного ручного запорного клапана устанавливается байпасный регулирующий клапан небольшого диаметра. Это имеет преимущество и с той точки зрения, что перед открытием ручного клапана большого диаметра давление до и после него будет выровнено, что позволит открыть его, не прилагая чрезмерных усилий к его маховику.