«Капитанская дочка» – исторический роман, над которым А.С. Пушкин работал в течение трех лет (1833-1836). Написанию произведения предшествовала долгая и кропотливая текстологическая и историческая работа.
Изначально Пушкин, интересовавшийся историей Пугачевского восстания, намеревался создать документальное произведение. Поэт получил разрешение Николая I на доступ к неопубликованным материалам и документам о восстании, а также семейным архивам. В 1833 году Пушкин отправился в Приуралье и Поволжье, где происходили основные действия восстания. Там он расспрашивал современников Пугачева, участников и свидетелей восстания. Именно эти уникальные материалы легли в основу исторического труда Пушкина «История Пугачевского бунта».
Однако этим работа над материалами о восстании была не закончена: тогда же рождается замысел художественного произведения о Пугачевском бунте. Яркая и, безусловно, заслуживающая внимания фигура Пугачева интересовала Пушкина не только как историка, но и как поэта. Кроме того, острый политический и социальный конфликт восстания наталкивал на идею о создании романа. Однако именно это могло и вызвать сложности для публикации из-за цензуры, ужесточившейся при Николае I. Из-за этого Пушкин переписывал роман множество раз – сохранились черновики с несколькими планами произведения. Первый вариант был написан еще в 1833 году, однако переработка романа длилась вплоть до октября 1836 года. Дошедшие до нас редакции доказывают сложность работы над произведением.
Для создания главного персонажа Пушкин изучал исторические данные о сообщниках Емельяна Пугачева. Прототипами Швабрина и Гринева считаются два человека: подпоручик Шванвич, перешедший в ходе восстания на сторону Пугачева, и пленник Пугачева Башарин, который сумел сбежать и присоединиться к армии, пытавшейся подавить восстание. Фамилия Гринева (в первых редакциях – Буланина) тоже выбрана не случайно. Некто Гринев числился в списках людей, которых подозревали в причастности к организации бунта, но потом оправдали как невиновных. Запланированная изначально противоречивая фигура главного героя-дворянина в последних редакциях была заменена двумя совершенно разными персонажами: в романе мы видим благородного, честного Гринева и безнравственного изменника Швабрина. Такой прием противопоставления антагониста главному герою устранил сложности при прохождении цензуры.
Известно, что толчком к созданию Пушкиным исторического романа послужили появившиеся в 30-х гг. XIX в. в России переводы романов Вальтера Скотта. Правильно уловив жанровую суть художественного произведения, опирающегося на реальные исторические данные, Пушкин правдоподобно воссоздал в своем романе эпоху и раскрыл личность важной исторической фигуры с помощью неповторимого стиля и мастерства художника.
История создания «Капитанской дочки» важна для понимания основной идеи произведения Александра Сергеевича Пушкина. В ходе трехлетней работы над повестью, которая предвосхищалась работой над историческим материалом, менялся авторский замысел. Данный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
А. С. Пушкин, которого интересовала история пугачевского восстания, первоначально думал написать документальное произведение. Чтобы осуществить свой замысел, писатель в 1832 году получил от Николая I доступ к материалам восстания: документам и семейным архивам. А. С. Пушкин даже побывал в Приуралье и Поволжье, чтобы узнать информацию от участников и свидетелей пугачевского восстания. Многие рассказы реальных людей в художественной форме были отображены в повести «Капитанская дочка».
А. С. Пушкин начал работать над произведением в 1833 году. Постепенно роман Пушкина с документальной основой перерастал в художественную повесть, где основные действия происходили на фоне пугачевского бунта. Когда писатель проработал весь исторический материал, он стал осмыслять все события через художественную форму.
Из-за цензуры А. С. Пушкину пришлось множество раз переписывать свой роман. Первоначально автор хотел, чтобы в центре повествования находилась противоречивая личность – дворянин, который по собственному желанию перешел на сторону пугачевцев; однако позже А. С. Пушкин приходит к созданию двух образов-антиподов, подчеркивая при этом положительные качества Гринева и отрицательные черты Швабрина. На протяжении работы над историческим романом менялись имена главных героев, у которых были реальные прототипы.
Для автора произведения был важен образ Емельяна Пугачева. А. С. Пушкин показывает его не столько как лицо историческое, сколько личность со всеми ее особенностями характера. Если говорить кратко, самое главное для автора: показать Пугачева не только как предводителя восстания, но и как обычного человека.
Лишь в октябре 1836 года А. С. Пушкин закончил работать над последней редакцией повести. «Капитанская дочка» была напечатана в журнале «Современник» в декабре того же года.
Творческая история романа «Капитанская дочка» связана также с тем, что на А. С. Пушкина повлияла жанровая специфика зарубежной литературы. В то время на русский язык переводились исторические романы Скотта и Вальтера. Русский писатель стремился, как и зарубежные романисты, с помощью исторической справки передать настроение целой эпохи, показать неординарную личность – Емельяна Пугачева. Именно поэтому сам А. С. Пушкин называл свое произведение историческим романом, а не повестью.
Роман «Капитанская дочка» был задуман Пушкиным в январе 1833 г. Замысел романа восстании возник у Пушкина еще в период работы над «Дубровским».
Роман «Капитанская дочка» писался Пушкиным во время работы над историческим очерком «История Пугачева». В это время поэт детально изучал архивные материалы о пугачевском бунте. Также для изучения «пугачевщины» Пушкин совершил путешествие на Урал в места, где происходило пугачевское восстание.
На Урале поэт общался с живыми пугачевцами и слушал их рассказы. Благодаря этому «погружению» в историю Пушкину удалось собрать уникальный материал, который и лег в основу романа.
До нас дошло целых пять планов романа, что свидетельствует о длительной кропотливой работе автора. Опасаясь, что цензура не пропустит роман, Пушкин долгое время искал наиболее удачный вариант плана.
Первоначальная редакция «Капитанской дочки» была создана Пушкиным в августе 1833 г.. Однако эта редакция до нас не дошла. Поэт продолжал работать над «Капитанской дочкой» в 1834 г. В 1836 г. он провел окончательную переработку романа. Заключительные строки «Капитанской дочки» датируются 19 октября 1836 г.
Прототипы героев
Изначально Пушкин задумывал своего героя дворянином, который переходит на сторону Пyгачева. Прототипом главного героя стали сразу несколько реальных людей: Шванвич и Вашарин. Шванвич в свое время добровольно перешел на сторону Пугачева. Вашарин же, напротив, был взят в плен Пyгачевым, но затем бежал и поступил на службу к генералу Михельсону, противнику пугачевщины.
В результате Пушкин «разделил» своего главного героя на двух персонажей: доброго Гринева и злодея Швабрина. Образ Швабрина как дворянина-изменника уравновешивал собою образ Гринева. Это разделение на два персонажа сделало роман менее острым политически. В результате роман преодолел цензурные преграды, которые часто отравляли жизнь Пушкину.
Прототипом генерала Андрея Карловича Р. стал Оренбургский губернатор Иван Андреевич Рейнсдорп. Пушкин перенес некоторые черты Рейнсдорпа на персонаж своего романа.
Эта глава была впервые опубликована спустя много лет после смерти Пушкина, в журнале «Русский архив» в 1880 г.
Публикация романа
Роман был впервые опубликован в пушкинском журнале «Современник» в 1836 г. в IV книге (это был последний выпуск журнала, вышедший при жизни поэта).
Роман вышел в печать с некоторыми цензурными пропусками и без подписи автора. «Пропущенная глава» напечатана в первый раз в «Русском архиве» в 1880 году в №3.
Меню статьи:
Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год, а его написанию предшествовала кропотливая работа над исследованием исторических фактов. Первоначально целью автора было создать документальное произведение, но постепенно родился замысел написать художественную повесть о Пугачевском бунте.
Чтобы труд был полезным грядущим поколениям, автор опирался на факты, изложенные в документах о восстании, длившемся с 1773 по 1774 год, а также семейных архивах, разрешение на использование которых он получил от Николая Первого.
Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “образом и характеристикой Маши Мироновой “ в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Но этого было мало, и Александр Сергеевич поехал в Приуралье и Поволжье – места, где происходили основные события Пугачевского восстания. Огромный вклад в работу внесли свидетельства очевидцев – непосредственных участников, а также свидетелей Пугачевской войны.
Немаловажен тот факт, что прототипами произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» стали реальные люди. Изучая исторические данные о том, кто был сообщниками Пугачева, автор произведения решил создать образ Швабрина, используя факты о подпоручике Шваниче, который в ходе войны перешел на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева. Главный герой повести Петр Гринев имел своим прототипом человека по фамилии Башарин.
Он будучи пленником, смог сбежать и присоединиться к армии, которая пыталась подавить восстание бунтовщика и его приверженцев. Фамилия Гринев тоже выбрана Александром Сергеевичем вовсе не случайно: некто с такой же фамилией числился в списках людей, которых поначалу считали виновными в организации бунта, но позже оправдали.
Первоначально автор планировал создать главного героя с противоречивыми чертами характера, но позже его замысел изменился, и Пушкин решил, чтобы в сюжете романа фигурировали два совершенно противоположных по характеру и взглядам персонажа – Петр Гринев и Алексей Швабрин. Эти антиподы создают основу произведения, и характер каждого из них раскрывается в отношении к одной личности – девушке Маше Мироновой. Но, чтобы сделать правильные выводы о роли этих героев, нужно рассмотреть поведение каждого в контексте повести.
Этот юноша получил нравственное воспитание у себя дома, отец старался по мере возможности контролировать поведение мальчика. Наконец, он отправил его служить в Белогородскую крепость в надежде, что сын получит важные жизненные уроки. Там Петр Гринев проявил себя добрым и благородным, не терпящим подлости и наглости. Он смело вступается за честь любимой девушки Марии, прося освободить ее из заточения, даже невзирая на то, что при этом самому грозит опасность от Емельяна Пугачева. Для Гринева характерно безошибочное нравственное чутье. Он умеет быстро распознавать характеры окружающих его людей. Так, оказавшись в Белогородской крепости и познакомившись с новыми людьми, герой смог оценить душевную чистоту Маши Мироновой и распознать подлую и низменную натуру Алексея Швабрина.
Алексей Швабрин – полный антипод Петра Гринева, человек подлый, дерзкий, наглый и самовлюбленный. Убивший во время игры на шпагах своего знакомого, даже переведенный в наказание в крепость, он не изменил свой образ мышления, но снова проявлял свой скверный характер.. Не умеющий дружить, он из зависти клевещет на своего друга Петра Гринева, высмеивая его талант писать стихи. Несмотря на свой дворянский титул, Алексей в своем самолюбии не гнушается даже предательством и подлостью, причем совершает плохие поступки неоднократно. Первый раз Алексей проявляет себя крайним подлецом на дуэли с Петром Гриневым, когда, воспользовавшись тем, что он отвернулся на окрик слуги, тяжело ранит его.
Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Емельяна Пугачева” в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Яркое предательство мы видим после взятия бунтовщиками Белогородской крепости, когда в минуту опасности он, спасая свою шкуру, трусливо перебегает на сторону самозванца Пугачева! А как деспотично Швабрин отнесся к Марии Мироновой! Несмотря на то, что девушка осталась круглой сиротой в день нападения Пугачева на крепость, он запер ее в избе и держал на хлебе и воде, принуждая силой выйти замуж.
Создавая образ Швабрина, автор хотел показать человека, лишенного каких-либо моральных принципов и душевных качеств.
«Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай» – эти слова произнес Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания, описанный в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ этого героя вызвал немало споров и возмущения в то время, ведь в первый раз смутьян и бунтовщик, являющийся предводителем крестьянского восстания, предстал перед читателем не в роли жестокого, кровожадного убийцы, а как талантливый и храбрый вождь народа, который сумел возглавить крестьянское восстание благодаря смекалке, уму, неиссякаемой энергии и выдающимся способностям.
В дворянстве он видел исключительно зло и жестоко расправлялся с теми, кто, по его мнению, угнетал простой бедный народ, крестьян. Александр Сергеевич Пушкин в лице Пугачева создал образ человека, который, несмотря ни на что, помнит о сделанном ему добре. Из благодарности за заячий тулупчик и чарку водки, которыми Петр Гринев поделился во время бурана, Емельян Пугачев неоднократно сохраняет ему жизнь. Петр не раз убеждается в том, что этот человек не такой ужасный, каким преподносит его людям царская власть.
Александр Пушкин описывает Пугачева в своей повести не только как предводителя крестьянской войны, но и в образе простого казака. В его речи слышны присказки, пословицы, поговорки, иносказания. Он заставляет называть себя «царем-батюшкой», и объясняет это требование тем, что на Руси всегда будет жить вера в доброго царя. В отношениях с подчиненными можно заметить демократизм и отсутствие чинопочитания. Каждый имеет право высказать собственное мнение и не согласиться с точкой зрения «государя».
Таким образом, Емельян Пугачев – личность противоречивая и загадочная. К сожалению, его жизнь закончилась трагически – предводителя крестьянского восстания казнили через обезглавливание, но главными особенностями образа Емельяна Пугачева остаются героизм и величие.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как пушкин написал капитанскую дочку история создания, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как пушкин написал капитанскую дочку история создания", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.