История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина: прототипы героев, история публикации
История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина
История сюжета и прототипы
В основе поэмы лежит реальная история наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года в Петербурге. Во время наводнения Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме он описывал события по показаниям очевидцев.
История об «ожившем памятнике» могла быть взята Пушкиным из рассказа о том, как в 1812 году император Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру («Медный всадник»). Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. В своем сне майор увидел, как «Медный Всадник» скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться».
По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из «Дон Жуана».
Беловая рукопись поэмы заканчивается пометкой: «31 октября 1833. Болдино 5 ч. 5 «.
Замысел «Медного Всадника», вероятно, возник у Пушкина до его приезда в Болдино. Возможно, некоторые наброски были сделаны в Петербурге.
«. 11-го получено мною приглашение от Бенкендорфа явиться к нему на другой день утром. Я приехал. Мне возвращают Медный Всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурою; стихи: «И перед младшею столицей. » вымараны. На многих местах поставлен (?). » (дневник Пушкина от 14 декабря 1833 г.)
Конечно, формального запрета на поэму не было, но многочисленные замечания «высочайшей цензуры» Пушкин справедливо расценивал как запрет.
История поэмы “Медный всадник” Пушкина
С самого момента основания города Санкт-Петербурга его реальная история интерпретировалась и описывалась различными авторами. Город описан в произведениях литературы и искусства с точки зрения реальной истории. Очень тонко история города описана у Пушкина, в ней он описал и историю создания города, и его великих создателей. История поэмы «Медный всадник» Пушкина сама по себе отличается оригинальностью. Но всему великому предстоит пройти сложный путь – это мы можем наблюдать как в самой поэме, так и на примере ее истории.
Реальное наводнение
Историческая основа произведения – наводнение в Петербурге, которое случилось осенью 1824 года. В это время Пушкина в городе не было. В произведении наводнение описано со слов очевидцев. Реальное историческое событие стало не только трагедией в обычной жизни. Оно послужило основой для создания художественного образа и получило вековую память в лице читателей произведения гениального автора. Наводнение унесло жизни множества людей, стало настоящей трагедией для города. После него были приняты меры, безопасность города была поднята на более высокий уровень. Тем не менее, трагедия успела случиться, унеся с собой жизни многих жителей город. Перед стихией оказался бессилен не только простой человек, но и цари, сам город, вся система.
Как была написана поэма
История создания «Медного всадника» не проста. Не смотря на то что поэма была написана в короткий срок – меньше чем за месяц, в октябре 1833 года, Пушкин вложил в нее много сил. Каждый стих Пушкин переписывал по несколько раз. В итоге ему удалось совместить в короткой поэме множество образов, символов, значений. Произведение было написано в Болдино, после путешествия Пушкина на Урал по местам, которые связаны с пугачевским бунтом. Возможно, образ ожившего памятника Пушкину пришел после того, как Александр I запланировал вывезти памятник из города. Но одному из майоров приснился сон, как Медный всадник скачет по городу, подъезжает к императору и говорит о том, что нынешний правитель довел жизнь в стране до трагедий, но пока памятник на месте- он следит за городом и ничего ему не будет страшно. Это остановило Александра, а поверье о хранителе города Медном всаднике живет до сих пор.
Цензура и публикация
Когда Пушкин вернулся из Болдино, он передал свою поэму на цензуру. Вернули ему произведением с большим количеством правок. Александр Сергеевич верил, что рукопись читал сам Николай, но позже выяснилось, что вычиткой занимались служащие политической полиции. Запрещена поэма не была, но Пушкин воспринял это как запрет. Автор пытался переписать забракованные фразы и места. Но это было выше его сил и он бросил эту затею. При жизни Пушкина поэма не была опубликована, вышло лишь вступление в журнале «Библиотека для чтения».
Медный всадник
«Медный всадник» — стихотворное произведение А. С. Пушкина, поэма в двух частях с (не считая введения), самоопределяемая как петербургская повесть.
Является одним из самых успешных произведений Пушкина и считается одним из самых влиятельных произведений в русской литературе. Благодаря его влиянию Памятник Петру I в Петербурге стали называть не иначе как Медный всадник.
Это, одновременно, и ода Санкт-Петербургу и его создателю Петру I, и попытка определить место простого человека в истории. Создание поэмы относится к 1833 году и пребыванию поэта в имении Болдино.
Содержание
Сюжет
В величественном городе Санкт-Петербурге, построенным Петром I, живёт молодой ничтожный чиновник, типичный обыватель, мечтающий жениться на своей возлюбленной и прожить с ней простую жизнь. Однако, в его планы вмешивается природное бедствие — наводнение 1824-го года, в котором его возлюбленная как и многие петербуржцы погибает. Молодой человек винит во всём Петра I, столь неудачно выбравшего место для строительства своего детища, ему начинает мерещиться, что посвящённый ему памятник сходит с постамента и гонится за ним. Потерявший рассудок молодой человек погибает.
Проблематика
Произведение противопоставляет интересы обычного обывателя и цивилизации, государства и его частного гражданина. История главного героя поднимает тему «маленького человека» с его мещанским счастьем и бессилием перед волей государства. С другой стороны он становится всего лишь жертвой противостояния между Петром Великим и природными стихиями.
Сосредотачиваясь на неразрешимой проблеме отношений личности и власти, поэма не перестаёт быть актуальной во все времена: какой бы ни была государственная власть она всегда содержит тенденцию к подавлению личности, но несмотря на это государство просто необходимо чтобы защищать эту самую личность от произвола.
Также затрагивается тема потери человеком своих корней, тема памяти истории своих предков: по убеждению Пушкина, уважение дворянства к памяти предков есть залог его независимости в отношении властей, поэтому неудивительно, что ничтожество главного героя он передаёт через незнания им своей истории.
Однако уже к концу произведения герой обретает человеческую гордость, становится личностью, способной противопоставить себя бездушному истукану, воплощающему царскую волю и суровую историческую необходимость.
Художественные особенности
Сущность поставленной автором историко-философской проблемы составляется из ряда чередующихся контрастов, проходящих через всю поэму.
Таким образом контраст это основной приём поэмы, автор постоянно противопоставляет:
Форма поэмы представляет собой необычное смешение жанров: места, посвященные Петру, написаны в торжественном, одическом стиле 18-го века, а строки посвящённые Евгению прозаичны и слегка комичны. Смесь жанров подкрепляется самим подзаголовком: «петербургская повесть». Метрически, вся поэма написана с использованием четырехстопным ямбом, однако текст имеет различную схему рифмы и строфы различной длины.
Истории создания поэмы «Медный всадник» Пушкина
История создания
История создания поэмы «Медный всадник» начинается в Болдинском поместье. Отдыхая здесь, Пушкин постоянно размышлял об истории становления российского государства, о прежних правителях и истоках самодержавия. В первой половине XIX века о реформаторе и последнем царе Всея Руси, Петре I, люди думали по-разному. Кто-то полностью поддерживал и обожал самодержца, но большинство считали его исчадием ада и отзывались нелестно.
Пушкин прислушивался к мнению людей, долго собирал информацию. Итогом его наблюдений стало написание поэмы. Она была готова в 1833 г, и завершила болдинский расцвет творчества поэта. Одна из основных тем, раскрытая Пушкиным в поэме, — образ маленького человека. Автор размышляет об огромной государственной махине и ее столкновением с интересами обычных людей.
Название отражает основную мысль произведения. Известно, что памятник Петру I в Санкт-Петербурге был отлит из бронзы. Однако автор выбрал такое название применительно не к скульптуре, а к мощной государственной машине. Ей безразличны трагедии маленьких людей, страдающих от произвола власти.
Увы, подобный конфликт не имеет продолжения, поскольку трагедии маленьких людей ничто для системы. Это и пытается донести автор в своем произведении. Пушкин дает положительную характеристику Петра I как дальновидного и решительного стратега. О его действиях можно судить по-разному, в том числе — обвинять в тирании по отношению к простым людям. Однако оправдывать такие действия поэт не готов.
Кроме того, он поднимает вопрос, как быть, если личное мнение отличается от общественного и государственного.
История создания поэмы «Медный всадник» кратко
История создания поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
Поэма «Медный всадник» была создана А.С. Пушкиным в плодотворный для поэта период – Болдинской осенью 1833 года октябрьскими вечерами.
Пушкиноведы считают, что р
абота над этим произведением шла со 6 октября до конца месяца
, в общей сложности на протяжении
29
дней. Несмотря на то, что эта поэма по объему самая маленькая из пушкинских поэм, менее
500
стихов, творческий процесс работы над ней легким не назовешь: поэт переписывал каждый стих, пытаясь достигнуть художественного совершенства. В сюжет произведения вошло
множество событий – появление города волей Петра Великого, наводнение 1824 г., любовная история Евгения.
В основу
повести легло реальное
историческое событие – осеннее наводнение 1824 года.
Остались реальные свидетельства того страшного, разрушительного стихийного бедствия и в наше время: это памятные таблички на многих петербургских домах, которые отмечают до какого уровня поднялась вода в Неве в те дни. Не являясь очевидцем данного события, Пушкин описал его со слов друзей и знакомых, находившихся в то время в Петербурге. Для описания наводнения поэт изучил и газетные сообщения.
А вот сюжет ожившего памятника мог быть заимствован из «Дон Жуана» либо взят из байки о том, что Александр I не стал перемещать памятник своему предку, узнав о сне, где Петр I якобы произнес примерно следующее: «Пока я на месте, мой город в безопасности». Основной темой, обозначенной в этом произведении, является столкновение власти и отдельно взятого, простого человека.
В «Медном всаднике»
автор размышляет о роли личности в судьбе целой страны.
Поэма была запрещена к печати царем Николаем I в полном объеме.
Был
напечатан лишь ее отрывок
– самое начало – в «Библиотеке для чтения».
Удивительный факт заключается в том, что В.А. Жуковский внос правки в поэму перед ее изданием в 1837 г. в «Современнике» по требованию цензора
. Пушкин хотел поправить строки, вызвавшие недовольство государя, но после нескольких попыток от этой идеи отказался.
Оригинальный текст «Медного всадника» был представлен вниманию публики лишь в 1904
году. Жанр произведения – романтическая поэма, которая имеет подзаголовок «Петербургская повесть», данный Пушкиным. Это связано с традицией русских поэтов называть свои романтические поэмы «повестями» в подражание Дж.Г. Байрону. Последняя поэма великого русского поэта до сих пор
неразрывно связана с историей города: гимн Санкт-Петербурга положен на музыку Глиэра из балета «Медный всадник».
Образы героев
Автор отзывался о своей поэме как о «горестном рассказе» и заявлял, что события в ней основаны на правде. Произведение может показаться сложным для восприятия учащихся, у которых нет определенных знаний по истории. Главные герои «Медного всадника»:
Пушкин вводит в произведение и второстепенных героев. Это Параша — любимая девушка Евгения, проживающая в маленьком домике на противоположном берегу Невы. Фигурирует и перевозчик, который в непогоду перевозит влюбленного на берег, где живет Параша.
Особое место в произведении занимает образ Петербурга. По словам Белинского, именно город является главным героем поэмы. Описанию Петербурга автор уделяет особое значение. Наиболее подробно оно представлено во вступлении, где поэт рассматривает место до и после основания. Первоначально это болотистые, малозаселенные берега. Через 100 лет, в XIX веке — крупный европейский город, застроенный красивыми домами, в порт которого заходят корабли со всех концов земли.
Автор не скрывает своей любви к городу, упоминает белые ночи, суровые зимы, наводнение 1824 года, после которого Петербург долго приходит в себя. Обожание передают такие цитаты: «Люблю тебя, Петра творенье», «И всплыл Петрополь», «Над омраченным Петроградом». Почему Пушкин не упоминал название Петербург ни в одном отрывке произведения? Об этом до сих пор спорят историки и литераторы.
Вариант 2
Поэма «Медный всадник» основывается на реальном событии — петербургском наводнении 1824 года. В то время как происходило стихийное бедствие, поэт Александр Пушкин пребывал в ссылке, и по этой причине в произведении описывал произошедшие события по показаниям людей, непосредственно лицезревших наводнение.
Рассказ об оживленном памятнике предположительно взят поэтом из истории о том, как в 1812 году, царь Александр I решил удалить из Петербурга памятник Петру. Однако, царя разубедили, рассказав о сне некоего майора. Последний в своем сновидении увидел, как медный всадник скачет по просторам Петербурга, и приехав к царю, восклицает: «До чего ты довел Россию!». Есть также другая версия, о том, что Пушкин позаимствовал идею об ожившем памятнике у Байрона.
Работа над поэмой велась меньше месяца, началась она в 1833 году, вскоре после его пребывания на Урале. Как считает множество исследователей, поэма создавалась с 6 октября, а окончена была в конце месяца. Заканчивала работу пометка:»31 октября, 1833. Болдино.» Вполне возможно, что замысел произведения «Медный всадник» у Александра Сергеевича появился еще до пребывания его на Урале. Представляется возможным и тот факт, что первые наброски были осуществлены в Петербурге. Поэма стоила поэту громадного напряжения сил. Как свидетельствуют исследователи, Пушкин десяток раз мог переписывать очередной стих, прежде чем достичь идеальной формы.
Произведение «Медный всадник» является очередным коротким произведением Александра Пушкина. Ему не понадобилось больше пяти ста стихов, для того чтобы вместить мысли Петра на Неве, описание Петербурга, наводнение 1824 года, любовь Евгения и т.д. К сожалению, творение Пушкина было опубликовано лишь после его трагической смерти от рук Дантеса. В 1834 году, в печати публикуется лишь отрывок произведения. Позднее Жуковский редактирует «Медный всадник», и тот публикуется в журнале «Современник».
Однако, опубликованное произведение являлось отнюдь не полным, ибо Жуковский редактировал поэму так, как это было выгодно цензуре. Цензурой был удалён бунт Евгения против памятника. В таком неполноценном виде «Медный всадник» выходил в свет до 1900 года. Спустя 19 лет, поэма была напечатана в полной версии, без цензуры. Читателю, несомненно, видна неоднозначность произведения, оно вызывает разные чувства. Но никто не станет спорить с тем, что созданное Пушкиным творение полно гениальности.
Другие сочинения: ← Образ Петра 1 в поэме Медный всадник↑ ПушкинАнализ сказки О рыбаке и рыбке →
Краткое содержание
Произведение состоит из вступления и двух основных частей. Оно написано в жанре исторической поэмы, которая описывает действительные события. Пересказ сюжета «Медный всадник» для читательского дневника в сокращении:
Почему поэма «Медный всадник» это самая петербургская поэма Пушкина
Поэму А.С. Пушкина называют «самой петербургской», и сам автор так же говорил о своем произведении.
Она стала символом Петербурга, воспевая не только сам город, но и его создателя – императора Петра Первого.
Почему же эту поэму так называют? Причин много, и первая, лежащая сразу на поверхности, – место, где происходит действие.
Город Петра, заливаемый дождями, терпящий настоящее стихийное бедствие, меняющийся буквально на глазах. Во вступлении он предстает красивым, пышным и горделивым, и автор так описывает Северную Пальмиру:
И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.
Город-сказка, вознесшийся на месте бывших топей и болот, в этом произведении становится одним из главных героев. Великий русский поэт с любовью пишет о «Петра творенье», и читатели невольно проникаются такими же чувствами.
Но не только поэтому поэму «Медный всадник» называют самой петербургской. В ней повествуется об одном из мощнейших и ужасающих своими масштабами разливов Невы – наводнении, произошедшем в ноябре 1824 года.
Это событие стало символичным и прочно спелось с самим городом, навсегда войдя в его историю. Автор хорошо передает состояние погоды, точно описывает дожди, послужившие причиной трагедии:
Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постели беспокойной. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. Мрачно, страшно, тоскливо.
Переполненная водой, льющейся с небес, петербургская река вышла из берегов и затопила город. Погода, словно свирепый зверь, кинулась на молодую столицу, обрушив всю мощь своего гнева. И вот тут случилось что-то мистическое, необычное.
Почему же еще эту поэму называют самой петербургской? За точно прорисованный, такой живой и оттого еще более пугающий образ Медного всадника.
В XIX столетии именно этот памятник, посвященный основателю города Петру Первому, был первой и на тот момент единственной из российских монументальных скульптур.
Высокий, воплощающий мощь и силу духа Императора, он вызывал у людей восхищение. И, конечно, был одним из главных символов города. В поэме этот всадник оживает, становясь настоящим героем произведения, совершая активные действия.
Петербург терпит бедствие, и масштабы трагедии поистине ужасают:
Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!
Среди этой суматохи остается еще один герой поэмы – растерянный, испуганный мелкий чиновник Евгений.
Взбесившаяся река, разливаясь бурящими потоками, сносит прибрежный дом Параши – его возлюбленной. Девушка вместе с матерью погибает в холодных, мутных потоках.
Целый год он мучается от беспокойства, живет в волнении и непонятном ему самому страхе. А по прошествии времени, оказавшись рядом с Медным всадником, в сердцах грозит памятнику кулаком, ругая его за пережитый ужас.
Несчастному сумасшедшему кажется, будто государь повернул к нему лицо и нахмурился. Следующая ночь оборачивается для Евгения кошмаром: за ним на коне носится оживший Медный всадник, грозя растоптать.
Петербург – город мистический, мрачный, дождливый. Такой образ еще не раз будет встречаться в произведениях великих русских классиков: Гоголя, Достоевского.
Александр Сергеевич Пушкин первым сумел передать эту атмосферу, рассказать новую легенду о северной Пальмире, тесно и органично переплести реальные события с выдумкой. В его произведении оживает все: город, Нева, Медный всадник, Петр Первый. Именно поэтому поэму называют самой петербургской у великого русского поэта.
Основная тема
Основная тема поэмы «Медный всадник» — взаимоотношение простого человека и власти. Автор использует прием символического противопоставления царя (преобразователя России и основателя города на Неве) и памятника ему (олицетворения жестокой силы, самодержавия). Пушкин подчеркивает, что власть не может быть справедливой, даже если страной руководит выдающаяся личность. Великие деяния Петра шли во благо государству, однако были жестокими по отношению как к народу в общем, так и к отдельно взятой личности.
Поэт признает величие царя, и не отрицает, что все его деяния были во благо. Однако он отстаивает право каждого отдельного человека на счастье. Не случайно он вводит в поэму Евгения, показывая его поражение при столкновении с неограниченной властью. Автор сочувствует Евгению. Однако вместе с тем он подчеркивает, что бунт одиночки против общепринятой системы безнадежен, обречен на провал.
«Медный всадник»: поэма или повесть? Сюжет и конфликт. Образ Петра и Петербурга.
:
Образ противоречиви сложен
.
С одной стороны, Петр дан в поэме как великий государственный деятель, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного, простого человека, имеющего право на счастье.Петр сделал великое и нужное дело, но при этом пострадали невинные частные люди.
— А что делать? Не строить, не создавать, не реформировать? (Ответы)
— Это сложный вопрос, который выводит нас в плоскость философскую
. (Проблематика поэмы социально-философская; о социальном пласте поэмы мы говорили на прошлом уроке.) И, наверное, главный вопрос:
как соединить прогресс и счастье каждого отдельного человека?
Какие вопросы вы сформулировали бы, понимая противоречивость изображения образа Петра? (Как сделать историю более человечной? В чем истинный смысл прогресса? Принесла ли прогрессивная реформаторская деятельность Петра счастье простому человеку
?) Как бы вы ответили на эти вопросы? Можно дать однозначный ответ? Почему? Философские вопросы на то и философские, что они вечны и на них нет однозначного ответа.
Для ответа на эти вопросы Пушкин обращается к историческому прошлому. (Поэмаисторическая
) Почему? (Чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности).
Какие философско-исторические вопросы волнуют Пушкина? (По какому пути развиваться России? Каким будет ее будущее? «Куда ты скачешь, грозный конь, И где опустишь ты копыта?»)
— Какова диалектика взгляда Пушкина на историю? (Ответы)
— Актуальны ли в наши дни вопросы, которые ставит в поэме А.С.Пушкин? Если да, то в чем их актуальность? (Ответы)
: Ответить на вопрос развернуто (3-5 предложений):
— Что, по мнению А.С.Пушкина, важнее: интересы государства или интересы маленького человека, песчинки? А с вашей точки зрения?
Заключительное слово учителя
: А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» исследует жизненные закономерности, жизнь с ее проблемами и конфликтами. Человек исследуется с позиций социальных и исторических – как частица исторического процесса. Пушкин вскрывает сложные, противоречивые отношения человека и истории, человека и государства, человека и условий, в которых он живет. Пушкин философски осмысливает проблему истории Отечества, рисует в своем произведении сложный образ, с одной стороны, гения-преобразователя, а с другой – «злого гения», нарушителя естественного хода исторического развития России. Своей поэмой Пушкин хотел сказать, что цена петровских преобразований была слишком велика для простого народа, все тяготы нововведений легли на его плечи. Евгений, маленький человек, протестует против великого чудотворца, держателя «полумира», но его протест слаб, он ничего решить не может!
Суть произведения
В поэме показано противостояние государства и обычного человека, в роли которого выступает бедный чиновник Евгений. Он переживает непростые времена и убежден, что судьба к нему несправедлива. Однако он беспомощен что-либо изменить, поскольку стихия и планы правителей выше него.
В отчаянии он произносит в адрес государя-реформатора гневные речи, которые можно трактовать по-разному:
Поэма Пушкина получилась многогранной и масштабной. Автор вложил в нее много смысла, говорить о котором можно часами. Расшифровать противостояние Евгения (простого народа) и всадника (государственной машины) можно тремя указанными выше способами.
Однако есть и другая трактовка: правитель — гений, а главный герой — обычный человек. Они живут в одно время, но занимаются разными делами и не могут понять друг друга. Автор подчеркивает, что оба вида людей не важны для общества.
Литературный анализ
В поэтическом произведении Пушкин соединил историческую и социальную проблематику. В нем скрыт глубокий философский смысл, который затрагивает судьбу каждого конкретного человека в государстве. Анализируя поэму, следует отметить ее основные характеристики:
Мнение критиков
К поэме обращались многие литературные критики. В. Г. Белинский писал, что в произведении можно увидеть горькую участь человека, который страдает от выбора новейшей местности для столицы. Как город был основан на заболоченной местности, вопреки природе, так и человек с подавленным сердцем признает победу общего над частным. Литератор восхищается тем, как Пушкин описал картину наводнения, говорит о величайшей поэзии.
Критик А. В. Дружинин не менее уважительно относился к таланту Пушкина. Он считал, что его стихотворение о всаднике оценят не только современники. Поэма будет понятна и признана «всеми и везде». Не только в оригинале, на русском языке, но и после перевода. Критик видел в произведении слияние истории одного человека, с историей народа. По его мнению, смысл поэмы понятен сердцу каждого русского человека.
Д. С. Мережковский подчеркивал, что в произведении представлена судьба двух главных героев. Первый поход на персонажей Достоевского — обычный человек, довольствующийся малым. Второй — мощный исполин, сверхчеловек в виде памятника Петру Великому. Ему нет дела до проблем мелкого люда, которому жизнь дана затем, чтобы умирать за идеи правителей.
Но что будет, если простой человек воспротивится ходу вещей, восстанет против владыки? Вызов нарушает покой всадника из меди, и он в бешенстве гонится за безумцем, который пытается пойти против системы. Однако соль произведения в том, что громкий топот шагов не в силах заглушить шепот простого человека.
Критики по-своему отнеслись к произведению, представили его разную трактовку. Однако все они сошлись во мнении: поэт гениально передал ситуацию в обществе, которая будет понятна и актуальна для потомков. Поэма масштабна по своему глубокому содержанию. В ней нет эпилога, поэтому противоречия между государством и отдельно взятой личностью остаются открытыми.