Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гоголь Н. «Страшная месть» Читательский дневник, краткое содержание
Гоголь Н. «Страшная месть» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Название: «Страшная месть»
Жанр: Сказочная повесть
Тема произведения: борьба добра и зла.
Число страниц: 51
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Сказочная повесть о том, как страшное проклятье отразилось на жизни пана Данило и его жены Катерины. Отец Катерины оказался жестоким колдуном, от рук которого погиб Данило. Сама Катерина сошла с ума, но не поддалась на уговоры колдуна и тоже погибла. Но колдун не остался безнаказанным.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Даже самое страшное зло не остаётся безнаказанным. Любой жестокости рано или поздно приходит конец.
Чему учит эта книга:
Эта повесть учит нас тому, что деньги и зависть способны погубить человека и всех его потомков. Учит нас любить свою Родину, не бояться бороться за неё, не отдавать её врагам без боя. А ещё учит нас тому, что с колдунами лучше не связываться, не верить их обещаниям.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Новые слова и выражения:
Есаул – должность в казачьих войсках.
Ксендз – польский, белорусский и украинский католический священнослужитель.
Жупан – тёплая верхняя одежда.
Лемишка – украинское блюдо из гречневой муки.
Схимник – православный монах, который принял великую схиму, ангельский образ.
Тризна – языческий погребальный обряд у славян.
Пословицы к произведению:
Никакое худо до добра не доводит.
Злой человек того и желает, что другой погибает.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
Сколько верёвочке не виться, а конец будет.
Анализ произведения Страшная месть Гоголя
Раннему периоду творчества Н. В Гоголя характерны ветхозаветные черты готического романа. Наиболее ярко эти черты звучат в повести «Страшная месть», написанной в 1831 году. Она вошла в знаменитый цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор наполнил свое творение разнообразием фольклорных образов, народными поверьями. Эта небольшая повесть заняла значимое место в творческом наследии писателя. В ней переплелись реальная жизнь казаков тех времен и потусторонний мир.
Если говорить о жанре данного произведения, то наиболее полным определением его будет – литературная мистическая сказочная повесть.
В основе сюжета печальная история семьи пана Данило. На праздновании свадьбы сына есаула Горобца, куда были приглашены супруги Данило и Катерина появляется колдун. Возвратившись домой, Данило ссорится с тестем. Отец Катерины оказывается колдуном, который мечтает вступить в отношения с собственной дочерью. За что Данило заточил его в подвале, но, Катерина, сжалившись, выпустила отца. Ляхи нападают на казаков, и в этой битве погибает супруг Катерины от рук колдуна. Нечестивец продолжает свое грязное дело, и, не добившись взаимности, убивает маленького сына Катерины. Затем снова, обратившись в обличье друга Данилы, и не получив своего, убивает Катерину. Бандурист рассказывает легенду о страшном родовом проклятье двух братьев.
Главная тема повести – вечная борьба добра и зла. Ко второстепенным темам можно отнести тему семейных отношений и тему мести. Месть у Гоголя противоречит религиозной морали, автор осуждает поступок одного из братьев.
Каждый герой повести прежде всего яркая личность. Данило Бурульбаш – молодой, храбрый казак, он любит сына и жену. С Катериной он строг, но справедлив, и может пойти на уступки. Данило становится бесстрашен и жесток, если дело касается врагов.
Отец Катерины – колдун, соткан только их негативных черт. Он жестокий, беспринципный, коварный старик, ради связи с дочерью готовый на все. В образе колдуна угадывается первая попытка автора описать антихриста. Данило замечает, что тесть не верит во Христа и вообще ведет себя не по-христиански. Колдун умеет менять обличья, но его настоящая внешность страшна – он горбат, с кривым носом и огромным клыком.
Есаул Горобец – близкий друг Бурульбаша, добрый казак, он храбр и всегда готов помочь.
Братья Иван и Петро из рассказа бандуриста. Иван, вместо того чтобы попытаться простить родного брата, предавшего его, придумывает ему страшную месть. Даже Бог считает эту кару слишком жестокой. Петро получает сполна после своей смерти.
Композиция повести ретроспективная – причины происходящих в настоящем событий берут свое начало в далеком прошлом. Финальная история о двух братьях, по смыслу предшествует всему сюжету повести.
2 вариант
Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость, ведь плохие помыслы ведут к деградации человека.
Роман «Страшная месть» относится как раз к этому времени. Речь ведется о борьбе казаков запорожских против Турции. Роман приурочен к годовщине этих действий. Главное действующее лицо – Данила Бурульбаш, участник этих боевых действий.
Произведение окутано мистицизмом. Он буквально проникает в быт казаков, в окружающую природу и создает мрачные картины, это задает определенное настроение картины в целом, действует устрашающе. Отец Катерины, колдун, в некоторых сценах он не только действующий герой, но и воплощение всего зла на земле, всех самых плохих качеств человека.
Природа, в «Страшной мести» описана очень красочно, и вместе с тем собирательно. Не уточняется к каком именно селе происходит действие, в каком хуторе. Именно это позволяет читателю представить, что это могло случится в любом селе, даже в том в котором он живет. Такой ход дает прочувствовать всё читателю, как если бы это происходило с ним.
Описание героев подробно описывает не только их внешность и характер, но и особенные настроения и нрав. После прочтения в голове формируется колоритный цельный и подробный образ персонажа. Все герои романа передают особенности культуры и быта Украины того времени.
Николай Васильевич мастерски переплетает реальность и мистические явления. Что свойственно для сказок, мифов, рассказываются и анализируются события, происходящие с героями, мы видим их со стороны. Такой стиль написания помогает увидеть, что думает по поводу происходящего сам автор.
Рассматривая произведение, можно увидеть главную мысль – любое причиненное зло, будет наказано, пусть даже оно совершалось с благими намерениями. Человеческая месть рассматривается Гоголем с разных сторон, но неизменно отношение автора к ней.
Интересное открытие сделали символисты в 19-20 веках. Они увидели определенный автобиографизм в повестях Гоголя. Колдун в «Страшной мести» очень похож на самого писателя. Любовь отца-колдуна к своей дочери Катерина – это любовь Николая Васильевича к России. Если рассматривать роман с этой точки рения, то все персонажи и действия приобретают свои образы – символы из реальной жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Страшная месть
Популярные сегодня темы
Проблема взяточничества, пренебрежения своими обязанностями и халатного отношения к службе отлично отражена в комедии «Ревизор». Для раскрытия этой темы служит сцена, в которой чиновники собираются на прием у «ревизора».
Император Александр Павлович вместе с казаком Платовым объездил Европу и смотрел всякие чудеса. Император был очень падок на них, а казак всё звал его домой, потому что считал, что дома не хуже.
Понятно, что тут имеется ввиду то, что у настоящего мастера его дело быстро делается. Там, где новичок бы по неопытности потратил много часов, мастер, благодаря опыту, справится за несколько минут!
Никто так явно не поднимал проблему равнодушия в окружающем мире, как Антон Павлович Чехов. Он известен читателям как автор космических рассказов, в которых не случайно за основу берутся жизненные случаи.
Свое знаменитое произведение Николай Васильевич Гоголь написал в 1836 году, в пяти действиях. В нем автор показывает все пороки чиновничества. Так как автор работал в жанре реализма, принцип комедии состоит
Краткое содержание
В Киеве есаул Горобец праздновал свадьбу своего сына, по случаю которой сюда съехалось множество гостей. Среди них — названый брат есаула Данило Бурульбаш и его красивая жена Катерина с годовалым сыном. С ними мог приехать и старый отец Катерины, который двадцать лет пропадал в чужих землях и только год назад вернулся к дочери на Заднепровье, но отчего-то он не явился. Вдруг на свадьбе один из казаков превратился в жуткого колдуна. Но есаул выставил против него иконы, после чего тот исчез. Пир продолжился.
Вскоре Бурульбаши и казаки отправились домой на лодке через Днепр. Катерина была испугана рассказами о колдуне, но её муж больше волновался о врагах — ляхах, собирающихся перекрыть им путь к запорожцам. В это время они стали проплывать мимо страшного замка колдуна и кладбища за ним.
Вдруг кресты зашатались, а из могил начали выбираться мертвецы — один другого выше и страшнее. Они кричали и снова уходили под землю. Все, кто находились в лодке, очень испугались и вздрогнули, гребцы уронили шапки в воду, а ребёнок Катерины заплакал. Однако всё же они проплыли мимо этого места и добрались до дома.
Наутро пан Данило в своей хате сел точить саблю, а Катерина — вышивать рушник. Но в хату зашёл отец Катерины. Бурульбаш недолюбливал его, считая, что тот, так долго живший в чужих землях, теперь ведёт себя не как казак и христианин, а сам старик был вздорным и действительно вёл себя странно. Между Данилой и тестем завязалась перепалка, они начали биться на саблях, а затем схватились за мушкеты. Бурульбаш был ранен в руку. Только слёзы Катерины остановили их и заставили согласиться на перемирие.
В другой день Катерина рассказала мужу свой сон: ей приснилось, что её отец — это и есть тот колдун со свадьбы. Во сне он говорил ей страшные слова, прося её выйти за него замуж. Скоро Бурульбаш заметил из окна, что в замке колдуна горит окошко, и решил узнать, что там происходит. Туда же тайно направился и его тесть.
Не имея возможности попасть в замок, Данило забрался на дерево напротив окна. Он увидел, что в замке старик превратился в того самого колдуна и с помощью заклинаний вызвал душу Катерины. Он снова просил её выйти за него замуж, но она говорила, что он никогда не увидит её в качестве своей жены.
Выяснилось, что, когда отец Катерины призывал её душу, сама она думала, что ей снится такой странный сон. Но она не знала и части того, что знала её душа. Также Бурульбашу стало известно, что Катеринин отец зарезал её мать. За его деяния, а также за сговор с ляхами Данило заковал его в железные цепи и посадил в подвал, а Катерина отреклась от отца.
Старик ждал жестокой казни и не мог выбраться из подвала с помощью своего колдовства, так как раньше здесь была келья святого схимника. Но вот мимо прошла Катерина, и старик обманом уговорил её выпустить его, поклявшись, что раскаялся в своих грехах. Добрая девушка помогла ему, только после его побега поняв, что не должна была этого делать.
Пан Данило был в гневе, узнав о побеге колдуна. Но Катерина никогда не решилась бы сказать ему, что это она выпустила старика. Тем временем ляхи и их ксендз пировали, задумывали недоброе и говорили про хутор пана Данило и красавицу жену его.
Совершив убийство пана, колдун переплыл Днепр и поселился в своей тайной вырытой землянке. Он был невесел. Он снова начал ворожить, чтобы в очередной раз вызвать душу Катерины, но вместо неё в облаке дыма появились незнакомые черты, отчего-то его испугавшие. Он опрокинул горшок, с помощью которого ворожил, и видение исчезло.
Катерина же теперь находилась под присмотром есаула Горобца, его сына и невестки, у которых она поселилась после смерти мужа. Они относились к ней как к сестре. Но она не могла найти покой и винила себя в том, что выпустила старика на свободу: если бы она этого не сделала, её муж был бы жив. В очередном сне колдун пригрозил, что убьёт её ребёнка, если она опять откажется выйти за него замуж. И как бы она ни старалась обезопасить младенца, утром в колыбели она увидела его мёртвым.
В это время в Карпатах появился исполинский таинственный всадник в латах, с пикой и саблей, его глаза закрыты, а за спиной у него — спящий ребёнок. Он ехал на коне через горы, а опустившиеся тучи закрывали его от людских глаз.
После этого он уже ничего не чувствовал. Но куда бы он ни пошёл, все равно против воли всё ближе подходил к Карпатским горам и рыцарю на вершине. В итоге всадник схватил его и бросил в пропасть. Колдун умер. Тотчас добрались до него вставшие из земли мертвецы, которые начали грызть его, и только последний, самый высокий и страшный мертвец, не мог подняться из земли, а от его безуспешных потуг тряслось все вокруг.
В городе Глухове старый бандурист рассказал своим слушателям историю, произошедшую в давние времена. Жили тогда два казака — Иван и Петро. Они были друг другу как братья и поклялись, что всё будут делить пополам: и горе, и радость, и богатство. Но однажды король Степан объявил, что нужно поймать турецкого пашу и тот, кто его изловит, получит большую награду. Ивану удалось поймать его, за что он и получил золото. Он разделил его с Петром, но тот не мог вынести, что Иван удостоился такой чести, и затаил на брата обиду.
Как-то раз шли братья на конях мимо глубокой пропасти. Петро столкнул туда Ивана вместе с его маленьким сыном, который на тот момент находился на коне у него за спиной. После этого Петро спокойно завладел всем его богатством.
Когда же Иван оказался перед Богом, тот предложил ему придумать кару для своего обидчика. Иван придумал слишком страшную месть: чтобы все потомки Петро грешили, не имели счастья и терпели после смерти ужасные муки, а последний в роду был бы самым жутким грешником, какого ещё ни видывал свет. Чтобы, когда он умрёт, Иван низверг бы его в бездну, а остальные грешники стали бы его грызть, и только сам Петро не мог бы подняться из земли, мучаясь ещё сильнее, не в силах отомстить.
Бог согласился исполнить эту идею, но и самого Ивана лишил Царствия Небесного, навеки оставив его сидеть на коне в качестве всадника, чтобы он наблюдал за тем, как мертвецы грызут мертвеца. Так всё и сбылось.
План для пересказа
Повесть Гоголя «Страшная месть» поделена на короткие главы. Составляя план для пересказа, целесообразно поделить текст на столько же частей:
Главные герои
В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:
В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — мистическая повесть, хотя сам автор долгое время определял его как «старинная быль». Казачья жизнь и потустороннее, реальное и вымышленное — всё это причудливым образом переплетается между собой, создавая уникальный мир, в котором живут и взаимодействуют герои. Многие критики и литературоведы отмечают, что «Страшная месть» перекликается с произведением «Вий» своими фольклорными мотивами из народных сказок и легенд.
Также в повести затронуты такие темы, как:
Проводя анализ произведения Гоголя «Страшная месть» для читательского дневника, можно увидеть его уникальную композицию. Завязка — момент на свадьбе, когда Бурульбаши впервые видят уродливого колдуна. Развитие действия продолжается, когда Данило пытается разгадать подозрительное поведение тестя и понять, что тот задумал. В произведении несколько кульминаций, когда происходят смерти персонажей. Развязка наступает, когда всадник вершит кару над колдуном.
Но уникально то, что история о братьях Иване и Петре, воспетая старым бандуристом, композиционно является финальной частью, хотя по смыслу предшествует всему сюжету повести. Лишь прочитав её, можно многое понять и переосмыслить.
Важной мыслью является то, что мстительность не является хорошим качеством. Иван, ставший жертвой подлого предательства, всё равно не является светлым, положительным героем. Если поначалу ему и хочется сочувствовать, то потом, когда он придумывает для своего обидчика изощрённую месть, это желание пропадает.
Помня обиду и накладывая на брата страшное родовое проклятие, он противоречит религиозной морали. Это можно подтвердить цитатой из произведения: «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече!» — эти слова говорит ему Бог. Он лишает Ивана Царствия Небесного и обрекает его на своеобразное наказание. Поэтому всадник предстаёт перед читателем тёмной и мрачной фигурой.
Художественные образы создаются автором благодаря эпитетам, сравнениям, красивым иллюстрациям пейзажей родной земли. Как и в других повестях своего сборника, Гоголь использует в тексте украинские слова, которые поддерживают неповторимый колорит и простую народную речь. Произведение позволяет увидеть быт того времени, жизнь типичной казацкой семьи и стандарты поведения мужа и жены, а также некоторые исторические события, например, сражения с ляхами, которые в произведениях Гоголя часто являются теми, кто связан с нечистой силой.
Краткое содержание рассказа «Страшная месть» Н. В. Гоголя
Рассказ «Страшная месть» Гоголя был написан в 1831 году. Произведение, богатое яркими фольклорными образами, народными легендами и поверьями, вошло в знаменитый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рекомендуем прочитать краткое содержание «Страшная месть» на нашем сайте для лучшей подготовки к уроку литературы.
Основные персонажи рассказа
Гоголь «Страшная месть» очень кратко
Н. В. Гоголь «Страшная месть» краткое содержание для читательского дневника:
Есаул Горобец пригласил на свадьбу сына своего названного брата Данилу Бурульбаша с красавицей-женой Катериной. Когда молодых благословляли иконами, среди гостей открылся колдун и исчез, испугавшись святых образов. Домой Данило возвращался мимо замка колдуна и кладбища, на котором шатались кресты и вставали мертвецы.
Дома Данило поссорился со своим хмурым и вздорным тестем, а потом Катерине приснилось, что отец её — тот самый колдун. Вечером Данило отправился к колдунову замку, заглянул в окно и увидел своего тестя, занятого ворожбой — он вызвал душу Катерины и заставлял её полюбить себя, но душа не покорилась колдуну.
Вернувшись домой, Данило рассказал всё Катерине и заковал колдуна в железные цепи. Колдун пообещал дочери начать праведную жизнь, и та отпустила его. Сразу после этого на село напали ляхи. Горобец поспешил на помощь, но опоздал — Данило погиб. Колдун же вернулся в свой замок и вызвал душу Катерины, но вместо неё к нему явился некто незваный и наводящий ужас.
Тем временем на вершинах Карпатских гор появился исполинский всадник с младенцем. Колдун узнал в нём незваного гостя, явившегося во время ворожбы, испугался и попытался скрыться, но куда бы он ни ехал, всё равно двигался к Карпатам. Наконец, всадник открыл глаза и посмотрел на колдуна. Тот умер и был брошен всадником в пропасть к голодным мертвецам.
Кончается быль песней о том, как завистливый Пётр столкнул своего брата Ивана с маленьким сыном в пропасть. Иван проклял потомство брата и предрёк, что последним в его роду будет небывалый злодей, которого он сам низвергнет в пропасть, явившись в виде исполинского всадника.
Короткий пересказ «Страшная месть» Гоголя
«Страшная месть» Гоголь краткое содержание:
Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.
Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов.
Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.
Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.
Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун.
В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.
За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике.
Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.
Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе.
После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.
Содержание «Страшная месть» по главам
Краткое содержание «Страшная месть» Гоголь с описанием каждой главы:
На празднование свадьбы сына есаула Горобца приехал его названый брат, Данило Бурульбаш с красавицей-женой Катериной и годовалым сыном. Гости пожалели, что с ними не приехал и старый отец Катерины, который совсем недавно вернулся из дальних стран после долгой отлучки – «он, верно, много нарассказал бы дивного». В разгар веселья есаул взял иконы, чтобы благословить молодых. В этот миг один из гостей превратился в уродливого старика. Никто не сомневался – это был колдун.
Поздней ночью возвращался Бурульбаш со своей семьей домой. Когда его лодка проплывала мимо кладбища, послышался жуткий стон, и из земли показался «высохший мертвец», а следом за ним другой – еще страшнее. От страха «гребцы пороняли шапки в Днепр». Данило успокоил казаков и жену, и вскоре лодка оставила позади страшное место.
Катерина рассказала мужу сон, в котором ее отец и был тем уродливым колдуном, которого они увидели на свадьбе. Данило не сомневался, что старик немало «грехов наделал в чужой земле». Он проследил за отцом Катерины, когда тот тайком пробирался в заброшенный черный замок. Заглянув в окно, Данило остолбенел: старик в обличье колдуна вызвал душу Катерины и требовал от нее согласия на их свадьбу.
На следующее утро Катерина рассказала мужу свой кошмар, но Данило объяснил, что все происходило на самом деле. В гневе казак принялся укорять себя, что связался «с антихристовым племенем». Катерина горько заплакала – она ведь совсем не виновата в том, кем оказался ее отец. Бурульбаш смягчился, и пообещал никому не давать ее в обиду.
Данило приказал заковать колдуна в цепи и посадить в подвал, а замок его сжечь дотла. Отец Катерины знал, что на следующий день состоится его казнь, но не мог выбраться из темницы, которая в прошлом была кельей святого схимника. Увидев Катерину, старик принялся умолять освободить его «ради несчастной матери», умершей много лет назад. Он пообещал, что остаток своих дней проведет в монастыре, где будет замаливать грехи. Катерина поверила коварному колдуну, и выпустила его на свободу. Осознав, что натворила, она лишилась чувств.
Опасаясь лютого нрава мужа, Катерина не нашла в себе сил признаться в том, что это именно она освободила колдуна. Бурульбаш же не сомневался, что тот скрылся благодаря магии.
«На пограничной дороге, в корчме» пировали ляхи со своим ксендзом. Они пили, сквернословили, играли в карты и всячески безобразничали. В своих пьяных разговорах они частенько упоминали хутор славного казака Бурульбаша и его красавицы-жены. Судя по всему, «не Глава 9
Данило поделился с женой предчувствием скорой смерти. В хату вбежал казак Стецько и сообщил о приближении ляхов. Разгорелась страшная битва, в которой Данило пал мертвым от рук колдуна. На подмогу прискакал есаул Горобец, но было уже слишком поздно.
В своей землянке старый колдун принялся вызывать душу Катерины, но вместо нее показалось «чье-то чудное лицо». Старик не на шутку испугался, и опрокинул горшок с волшебным зельем.
В Карпатах объявился странный всадник – «богатырь с нечеловечьим ростом» на огромном вороном коне. Глаза его были сонно прикрыты, а за спиной сидел спящий мальчик. Взобравшись на самую высокую гору, он остановился в раздумье, а темные тучи скрыли его от людских глаз.
За Киевом приключилось невиданное чудо – «вдруг стало видимо далеко во все концы света». Видимым стал и исполинский всадник на своем коне. Старый колдун с ужасом узнал то самое лицо, что привиделось ему во время ворожбы. В безумном страхе он отправился к святым местам.
В одном городке бандурист развлекал зевак стародавними историями. Он рассказал, что в старину жили два брата – Иван и Петро, которые делили поровну промеж собой и радость, и горе. Однажды король, воевавший с турками, пообещал большую награду тому, кто возьмет в плен турецкого пашу. Братья решили попытать удачу, и разъехались в разные стороны.
Фортуна улыбнулась Ивану, и тот честно разделил награду с братом. Однако Петро «затаил глубоко на душе месть», и, воспользовавшись удобным случаем, столкнул в пропасть Петро и его маленького сына, а сам завладел всем богатством.
Когда умер Петро, Бог призвал к себе души обоих братьев, и предложил Ивану назначить кару предателю. Тот попросил, чтобы все потомство брата жило в грехе и «не имело на земле счастья». Когда же умрет последний в роду Петра, все предки восстанут из могил и примутся грызть его тело. Сам же Петро «грыз бы самого себя, а кости его росли бы, чем дальше, больше».
Бог согласился со столь страшной местью, но и Ивану приказал вечно стоять на горе и взирать на муки своего брата и его потомков.
Видео краткое содержание «Страшная месть» Гоголя
В произведении автор сделал акцент на том, что любое зло, причиненное другому человеку, рано или поздно непременно возвратится бумерангом. За каждый свой поступок придется держать ответ.