Начинаем писать книгу.
Составляем план
Приветствую участников марафона «Начинаем писать книгу». Радуюсь вашим комментариям с ответами на первое задание, тому, как глубоко и настойчиво вы копаете.
Мы определились, чего на самом деле хотим от книги. Зачем мы ее пишем, каковы наши глубинные побуждения, что мы можем предложить читателю.
Все маркетинговые упражнения рассчитаны на то, чтобы автор приступая к работе над текстом, твердо стоял на земле, четко видел свою тему и понимал аудиторию. Следующий шаг – подготовка плана. Хорошо составленный план сэкономит несколько месяцев вашей жизни и даст возможность начать писать книгу в самое ближайшее время.
1. Составляем расписание работы
Давайте посмотрим правде в глаза: в вашем расписании никогда не появится большой кусок свободного времени для написания книги. Хорошая новость заключается в том, что небольшие, но регулярные усилия окупятся наверняка. Вам просто нужно выбрать временные слоты своей жизни, в которые вы будете работать над книгой.
Попробуйте выделить время в следующих промежутках:
1. Пишите 15 минут с утра, первым делом как встали, семь дней в неделю.
2. Пишите 30 минут во время обеденного перерыва на работе, с понедельника по пятницу.
3. Пишите по 10 минут два раза в день, пока ребенок спит.
4. Пишите утром по часу каждую субботу и воскресенье.
5. Пишите вечером по часу два раза в неделю в будние дни (заранее решите, в какие дни).
Задание
Выберите определенные промежутки для работы над книгой в течение недели. Письменно зафиксируйте ваше расписание и поделитесь им хотя бы с одним человеком (добавьте его в комментарий к этому сообщению, если хотите). Придерживайтесь расписания.
2. Составляем план книги, используя метод Mind Mapping
Напишите тему вашей книги в центре листа бумаги, затем начинайте записывать вокруг связанные идеи. Главная идея выражается в нескольких основных крупных идеях, каждая из которых развивается и детализируется. Все идеи ментальной карты определенным образом связаны друг с другом. Вы можете связывать идеи вместе, прописывать под-уровни и т.д.
В дальнейшем mind map, ваше «облако мыслей», превратится в традиционный линейный перечень, но важно начать с нелинейного подхода: он поможет вам перенести все идеи из головы и на бумагу, не беспокоясь о том, в каком порядке они должны идти.
Существует множество приложений, которые помогут вам создавать интеллектуальные карты, однако мне кажется, что максимальную свободу дают обычные ручка и бумага:)
3: Превращаем рой идей в линейную схему
Можно провести пару отдельных сессий для мозгового штурма над картой мыслей: возможно через день-два, когда вы вернетесь к карте, ваше подсознание подскажет еще несколько спавших идей.
Дальше необходимо перевести mind map в линейный план. Отметьте на своей карте, какие идеи являются ключевыми, а каким вообще не место в этой книге. Далее придумайте разумный порядок для ключевых идей, это и будет являться началом вашего плана, формулировки идей вполне могут стать заголовками глав.
Способы упорядочивания идей:
1. От первого шага до последнего шага. Если вы проводите читателей через процесс, например, «Как опубликовать электронную книгу на ЛитРес», имеет смысл начать с того, что им нужно сделать в первую очередь и далее по списку.
2. От простого к сложному. В некоторых книгах даются более разнообразные советы: например, способы развития бизнеса фрилансеров. Вы можете начать с простых и быстрых действий и затем перейти к более сложным советам.
3. Хронологический порядок. Можно начать с самого раннего момента, а последняя точка будет сегодняшним днем.
4. Отдельными частями. Если книга охватывает отдельные области в рамках темы, возможно, имеет смысл разделить ее на несколько частей (по крайней мере, две, возможно, не более пяти).
Вот пример того, как можно разделить книгу на разные части. Я написала полный план главы для первой части, а в других частях есть черновые заметки о том, что будет включено.
Образец плана книги «Как найти время писать, когда у вас есть дети»
Часть первая: Чего вы хотите достичь?
Глава первая: Не нужно чувствовать себя виноватым из-за того, что хочешь написать книгу
Глава вторая: Постановка разумных письменных целей на год
Глава третья: От чего вы готовы отказаться или пойти на компромисс?
(примерное расписание, где взять небольшие отрезки времени, как выделить дополнительное время, соблюдение расписания, продуктивность / прокрастинация)
Часть третья: Как рутины помогают писать (и делать все остальное тоже)
(рутины для ваших писательских сессий или рабочих дней, списки работ по дому, переключение между задачами)
Часть четвертая: Советы для родителей детей разных возрастов
(от младенцев до подростков; взять комментарии у писателей, у которых есть дети)
Задание:
Составьте схему вашей книги. Запишите в виде линейного плана основные области или идеи, которые вы будете освещать, и подготовьте рабочие названия для отдельных глав.
4. Детализируем главу
В каждую главу желательно включить от трех до пяти ключевых моментов. Просмотрите mind map и систематизируйте подпункты по соответствующим главам. Можно создать новые облака мыслей для каждой части или каждой главы, чтобы помочь себе сформулировать ключевые моменты.
Если вы застряли на определенной главе и не знаете, что включить в нее, вы можете:
1. Просмотрите, о чем вы пишете в своем блоге. Возможно, вы забыли какую-то важную идею.
2. Подумайте о типичных вопросах, которые вы получаете от читателей по теме.
5. Создаем стандартный шаблон главы
Шаблон облегчает писательскую жизнь автора и гарантирует читателю хорошо структурированную книгу, которую легко читать и понимать. Придумайте стандартный шаблон главы, который будет использоваться для всех глав, кроме введения и заключения.
Вот возможный шаблон главы, который используют многие авторы литературы в жанре нон-фикшн:
На этом написание плана заканчивается. Конечно, вполне могут быть другие задачи, связанные с подготовкой плана (например, провести исследование для конкретных глав), но уже готов четкий и подробный план или содержание вашей книги, по которому можно начинать писать.
Результат выполнения задания – предварительный план вашей книги. Вы можете опубликовать его в комментариях на сайте ЖИ! или в ФБ в группе ЧМУ и увидеть результаты работы других участников марафона, или оставить для себя в документе на персональном компьютере.
В пятницу в 15:00 по московскому времени, в группе «Что можно успеть за 100 дней» я проведу прямой эфир и разберу несколько выполненных домашек по результатам заданий этой недели. Если вы хотите, чтобы ваша работа попала на разбор, успейте разместить ответы до 22:00 (по московскому времени) четверга.
На следующем этапе мы начнем непосредственно писать сам текст, не откладывая процесс в долгий ящик. Любой человек может стать автором книги, если владеет нужными инструментами – этому и будем учиться на следующей неделе.
До встречи в понедельник 12 июля в 10:00 на сайте «Жить интересно!»
План написания книги. Метод снежинки
Столько разговоров про планы. Ввела в поиске, а ничего конкретного на сайте не нашла. Поэтому просто скопирую тот, что мне нравится. Из инета. Пусть будет. Самой надоело его постоянно искать.
Этап 1. План написания книги. Аннотация
Вам нужно последовательно ответить на следующие вопросы.
Основная тема должна состоять из одного предложения.
Когда вы в будущем будете отправлять книгу в издательство, это предложение должно быстро объяснить издателю, что за книга. Это крючок, который должен зацепить сначала издателя, а затем владельцев книжных магазинов, и, главное — читателей. Потому сделайте максимум на который вы способны.
Несколько рекомендаций к нему
Хороший пример — это аннотации в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс»
Этап 2. План написания книги. Завязка, конфликт и развязка
Потратьте еще час времени и расширьте это одно предложение до трех абзацев.
Этап 3. План как написать книгу. Герои
Описанное выше даст вам общее видение вашего произведения. А дальше всё зависит только от вас.
Искусство — в деталях.
Теперь вам нужно потрудиться над каждым героем и создать для него что-то подобное. Время, потраченное на каждого героя сторицей воздастся, когда вы начнете писать. Если вы продумаете характер, прошлое, мотивы, цели героя — он будет живым, а не плоским. И это будет ощущаться через всю книгу.
Ответьте как минимум на 7 вопросов:
На каждого героя потратьте не менее часа и опишите ответы хотя бы на один абзац.
Этап 4. План как написать книгу. Расширение аннотации
На этапе 2 вы написали уже по одному предложению для завязки, конфликта и развязка.
Теперь самое время создать больше.
В будущем вы сможете создать из этого материала синопсис.
Здесь вы получите много удовольствия, но главное – все идеи на одной странице.
Этап 5. План как написать книгу. Больше о героях
На этом этапе вы уже хорошо знаете, как и что будет развиваться.
Теперь уделите больше времени героям. Опишите историю на одну страницу с точки зрения каждого героя.
В англоязычном мире это называется «character synopsys» или синопсис героев.
Второстепенные персонажи описываются на пол-страницы.
Этап 6. Метод снежинки. Расширение синопсиса
Теперь уже есть одна страница синопсиса. И характеры, глубоко продуманные и описанные на одну страницу.
Нужно создать из одного абзаца из этапа 4 — текст на страницу. Таким образом, будет уже 3-4 страничный синопсис. Безусловно, вы будете возвращаться к предыдущим наработкам снова и снова.
Этап 7. Метод снежинки. Развернутый рассказ о персонаже
Снежинка становится всё более похожей на себя.
Короткое описание каждого героя нужно превратить в развернутый рассказ о каждом. С учетом всех важных деталей:
И самое главное — как герой из начала произведения превратится в того, кем он будет в конце произведения.
Таким образом персонажи превратятся в реальных людей.
Этап 8. Метод снежинки. Расписать по главам/эпизодам
Теперь ваша задача — расписать по сценам или по главам книгу
Здесь уже должна быть видна причинно-следственная связь и каждый эпизод должен органично вытекать из другого.
Кроме того, каждая сцена должна развивать конфликт и нести в себе проблему. Если в сцене нет развития или проблемы, которую нужно решить — её нужно либо переделать, либо удалить.
По каким-то причинам, многие не любят эту работу. Победите этого Голиафа, и ваше произведение станет еще более понятным и разложенным по полочкам для вас.
Этап 9. План написания романа. Подробное расписывание каждой сцены
Теперь каждую сцену нужно расписать на несколько абзацев.
Это уже необязательно. Я, например, не делаю этот этап. Так остается больше места для творчества
Этап 10. План как правильно написать книгу
Только на этом этапе можно садиться и начинать создавать черновик.
Он будет сырой, шероховатый. Но зато он ваш ). Кто пишет, тот поймет.
И главное — в нем не будет грубых ляпов, пустых мест. Всё будет закономерно и последовательно.
Рэнди, автор метода снежинки, говорит, что знает писателей, который следуя этому методу создавали с первого раза черновик лучший, чем был их третий черновик «в прошлой жизни».
Этап 11. Редактирование книги
На этом этапе вы уже редактируете готовый черновик. Только на этом этапе уже создается то, что считается готовой книгой, которую можно отправлять в издательство.
И не думайте, что всё творчество пропадет к этому моменту. Если вы тщательно подошли к подготовке — то творческих идей у вас будет хоть отбавляй.
Именно об этом этапе так красочно и много говорят маститые. Например Чехов:
Искусство писать – это искусство сокращать.
Вывод. Метод снежинки кропотлив — но плодотворен
Я использую метод снежинки и для произведений малой формы. И рекомендую использовать и для небольших рассказов, и для среднего объема повестей и, конечно, для романов. (Пока роман только один, но и мне не семьдесят лет:).
Помните. Подготовка не должна быть идеальной, вы всегда сможете вернуться и дополнить любой из указанных этапов. Но важно, чтобы подготовка была!
Как написать книгу: пошаговая инструкция от Пиши.про
Как написать книгу. Оглавление:
Вступление
О том, как написать книгу, рассказывали многие и много. Вспомнить хотя бы Аристотеля и его последователей более поздних эпох, были среди них и наши соотечественники: Пропп, Веселовский, Томашевский, Лотман, Жирмунский. Ну, и, конечно, Кэмпбелл, Макки, Эко, не говоря уже об огромном числе современных авторов. Читать эти исследования для начинающего автора – дело обязательное. Но чтение мудрых книг требует свободного времени, которого у городского жителя часто попросту не бывает.
Мы предлагаем выход: исчерпывающую информацию о том, как написать книгу, мы собрали в одном месте и доступ к ней открыт для всех.
С чего же начать? Справедливости ради скажем – с чего душе угодно. Можно было бы занудно рассказывать про обязательность плана и следование технологиям, но дело в том, что литература – это территория абсолютной свободы, поэтому совершенно неважно, с чего будет начинать автор и как он будет писать: хоть задом наперед, главное, чтобы был результат. В художественной литературе, конечно, существуют обязательные, твердые элементы, без которых произведение, в особенности жанровое, просто не состоится: например, сюжет, герои, композиция. Но каким путем к этому произведению будет идти автор, совершенно неважно. Поэтому сразу влепим дисклеймер: все, о чем вы прочитаете ниже, носит рекомендательный характер, это всего лишь экстракт из опыта тысяч писателей, снискавших мировую славу, это выжимки из исследований литературоведов и филологов, которые могут облегчить работу над текстом, приоткрыть завесу в мир художественной литературы.
Но вы можете все делать по-своему и добиться не меньшего успеха. Дело в том, что единой, утвержденной, безошибочно работающей формулы бестселлера попросту не существует. А если кто-то утверждает обратное – он лжет. Есть черты, которые объединяют истории, ставшие популярными, именно о них мы и будем говорить. Но не нужно забывать о том, что в мире художественной литературы у автора всегда есть право на творческий бунт и эксперимент. Но всем экспериментаторам важно знать: без изучения теории и основ бунт перестает быть бунтом.
Поехали. Пишем книгу.
Вначале определимся с понятием «книга». Под книгой будем понимать роман – произведение крупной формы, превышающий по объему классическую повесть. Роман – это одна главная сюжетная линия и несколько второстепенных (может быть только одна линия или две равноценных главных линии), это несколько героев, это довольно длинная цепочка событий и большой временной интервал – это книга, в которую интересно погружаться. Объем среднестатистического романа составляет в среднем 10-15 авторских листов. Один авторский лист равен 40 000 знакам с пробелами, то есть объем романа составляет 400 000 – 600 000 знаков с пробелами (или больше). Поскольку наблюдения книжных магазинов свидетельствуют о том, что читатели покупают книги объемом в семьсот страниц охотнее, чем в триста, то ориентироваться стоит на максимально большой объем. Хотя, конечно, мы с вами понимаем, что объем – дело второстепенное, главное – содержание. Например, романы «Игрок» Достоевского, «Бегущая по волнам» Грина, «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Селинджера, «Великий Гетсби» Фицджеральда, «О дивный новый мир» Хаксли – очень короткие романы, но небольшой объем совершенно не умаляет их ценности, не лишает глубины и не мешает быть мировой классикой.
Разбираемся с ожиданиями читателя
Начинаем с небольшой теоретической подготовки. И сперва узнаём, чего читатель ждет от романа. Профессионалы говорят, что ориентироваться на вкусы и запросы публики неразумно, и даже зазорно, но у читателя есть определенные, довольно законные ожидания от книги, которую он берет в руки. Вы, будучи читателем, тоже из разделяете. Это не просто ожидания – это базовые, конвенциональные требования, которые читатель предъявляет художественному тексту. И текст просто обязан им удовлетворять, иначе книга никогда не сможет стать бестселлером.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Чего читатель ждёт от романа
Про тайные и явные желания читателя и ожидания во время чтения. Про разочарования, с которыми он не хотел бы столкнуться, заглядывая под обложку или заканчивая книгу. Про всё то, о чём знает автор, читая художественную прозу, но забывает, когда начинает её..
Остросюжетный роман: как удержать внимание читателя
Ухудшаем положение героя, водим читателя за нос и пользуемся еще тремя методами драматизации художественного текста, позволявшими знаменитым писателям удерживать читательское внимание.
Учимся у профессиональных писателей
Попутно любопытно было бы узнать, как работали и писали, что рассказывали о своем литературном опыте писатели с мировым именем. Каждый совет по-своему ценен, к ним имеет смысл прислушиваться и брать на вооружение, находить в рекомендациях профессионалов то, что сможет вас подбодрить и вселить веру в себя. Ведь если смогли они, сможете и вы, главное упорно двигаться к цели, то есть собирать нужный материал и работать над рукописью.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Рэй Брэдбери о писательстве: читаем «Дзен в искусстве написания книг»
Писать по одному рассказу в неделю, составлять списки существительных, черпать идеи в поэзии, кормить Музу, не пропускать счастливый случай, писать взахлёб – все это и многое другое в сборнике эссе про писательство «Дзен в искусстве написания книг», который..
Советы известных писателей: творческая мотивация и секреты литературного труда от профессионалов
Бредбери, Хемингуэй, Полланик, Кинг, Воннегут о работе над текстом. Советы прифи по поводу создания мира художественного произведения. Творческие методы и приемы, которыми пользовались писатели с мировым именем.
Джек Лондон о том, как стать достойным писателем
Джек Лондон написал статью «О писательской философии жизни» в конце 19 века – в 1899 году она была опубликована в журнале «Эдитор». Но идеи, сформулированные им больше столетия назад, актуальны по сей день, ибо ничто, кроме внешних форм, принципиально не..
8 отличных советов писателю
Сегодня принято делиться советами, в том числе и профессионального свойства. Мы тоже решили сформулировать несколько полезных и, что нам кажется самым важным — дельных советов для начинающих авторов. В основу восьми нехитрых рекомендаций положен литературный..
Стивен Кинг про писательство
Согласитесь, когда речь идет о раздаче советов по написанию продаваемой книги, есть смысл предъявлять к писателю, выступающему в роли гуру, соответствующие требования. Он должен быть популярен, а его книги должны продаваться. А кто из современных авторов..
Определяем регламент работы
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Пишем быстро: метод Брайана Трейси
Автор 70 книг по саморазвитию, мотивационный спикер Брайн Трейси рассказывает о том, как писать книги за одну неделю. Рекордная скорость, но Трейси на собственном опыте доказывает, что это возможно. Брайан Трейси в книге «Результативный..
Книга, написанная за одну ночь: возможно ли это?
Современный человек привык к быстрой жизни. Fast-food, fast-read – быстрая еда, быстрое чтение. И как следствие – быстрая работа. Например, над книгой. Долго трудиться над книгой хлопотно и рискованно: а вдруг не опубликуют? Поэтому многие авторы, особенно..
Осваиваем слепую печать и софт для писателей
Примерно на этом этапе, если не удалось сделать этого раньше, можно начать осваивать технику слепой печати – обязательный рабочий инструмент начинающего автора, для которого умение быстро печатать, не отвлекаясь на такие мелочи, как поиск буквы «ж» или вопросительного знака, является неотъемлемым условием успешной работы над рукописью. Научиться печатать вслепую можно за неделю, если тренироваться по три-четыре часа в день. Если сократить время тренировок, освоить этот чрезвычайно полезный инструмент работы можно за две-три недели.
Попутно можно определиться с софтом, то есть компьютерными программами и приложениями, которыми будете пользоваться во время работы. Здесь много новинок, которые могут сделать работу с текстом более занимательной. Но многие писатели по-прежнему пользуются обычным word’ом или блокнотом – четными программами, которые не отвлекают сложным интерфейсом и позволяют легко двигаться по тексту. Впрочем, это дело вкуса, главное для писателя – писать, а как и где – дело второстепенное.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Тренажеры по слепой печати: обзор программ
Слепая печать — это метод набора, при котором не нужно смотреть на клавиатуру. При этом, задействуются все пальцы рук, поэтому такой метод набора также известен как десятипальцевый набор. Овладеть им писателю нужно как можно раньше, чтобы процесс набора..
Софт для писателей: литературные программы и приложения
Полезные приложения для писателей, программы, упрощающие работу над рукописью, приложения для литературного творчества – писательский софт очень популярен за рубежом. Мы убеждены, он будет полезен и русскоязычным авторам. Текст: Алина Назарова Daily Page.
Работаем над замыслом
Работать над своей историей можно начинать с уточнения замысла, за которым последует этап планирования текста и работы над рукописью в целом, потому что помимо складывания букв в слова, а слов в предложения от автора требуется умение наблюдать, анализировать, изменять, не жалея уже написанное и многое другое.
Замысел – это изначальная задумка. То, что автор замыслил, о чем хочет написать. Замысел реализуется на протяжении всего повествования, а иногда исчерпывается в первых главах, уводя автора в другое сюжетное русло. Такое тоже бывает. Наличие замысла предполагает, что в голове автора созрел сюжет для романа. Но бывает и так: замысел в виде неясных задумок есть, а сюжета, хорошо продуманной истории нет.
Разрабатываем сюжет
Для начала давайте разберемся, что такое сюжет. Слово «Сюжет» происходит от французского «sujet» и буквально означает «предмет». В литературе и драматургии сюжет— это ряд событий (последовательность сцен, эпизодов, актов) происходящих в художественном произведении. Это история, события которой излагаются автором в в определенной последовательности. Если сюжет есть – считайте дело наполовину сделано, нужно только найти в себе мужество, чтобы эту историю изложить на бумаге. Но нередко с авторами (даже великими и знаменитыми) случается такое: у них есть задумка, идея, которую они хотят воплотить в тексте, но сюжета, самой истории нет.
Исследованием устройства художественных произведений, как мы уже говорили, занимались многие ученые, филологи и писатели-практики. Дело в том, что история – глубоко технологичное явление, то есть существуют известные, хорошо изученные и опробованные способы создать сюжет буквально на ровном месте. Подумайте, что движет героем? Почему, например, Иван-царевич идет выручать царевну-лягушку из плена Кощея Бессмертного? Потому что он понял, что женат не на говорящей пресмыкающейся, а на красавице, обладающей паранормальными способностями, и хочет вернуть себе жену. А кто-то другой хочет разбогатеть, а третий добиться мировой славы, а четвертый – вернуться домой с войны. Именно желание героя становится той движущей силой, которая завязывает основные сюжетные линии. Подробнее узнать о том, как придумать сюжет для романа, можно из наших текстов.
Читайте подробнее в дополнительных материалах:
Сторителлинг: искусство рассказывания историй. Схема, примеры + книги по сторителлингу
Сторителлинг – в дословном переводе рассказывание историй. Истории в сегодня рассказывают все. Умение увлекательно повествовать, влияя тем самым на читателя, стало синонимом успеха. Притом не только в литературе, но и в бизнесе.