Заяц — трусливое животное
А почему так все думают? Удирает быстро, на рожон не лезет, зубов да когтей нет, да и выражение мордочки у него самое что ни на есть трусоватое.
Тут опять же сказки из детства. Это типичная человеческая манера — приписывать животным человеческие черты, хотя на самом деле форма тела и морды ничего общего с людской мимикой не имеет.
Например, дельфинья улыбка — на самом деле не признак хорошего настроения, а просто кожная складка на морде из-за особенности питания. Но это не значит, что он не умеет улыбаться.
Это называется антропоцентризм — бессознательное стремление приписывать человеческое окружающему миру. Миру это как-то все равно, он понятия об этом не имеет, а вот люди частенько очень сильно ошибаются. Заяц, конечно, маленький зверек и травоядный — питается травой да корой деревьев, но, когда нужда прижмет, может отбиваться так, что врагам туго придется.
Он вообще достаточно хитер и сообразителен — с каким искусством запутывает следы! А порой проявляет недюжинную выдержку до последнего отсиживаясь в укрытии при приближении врага. Все помнят, что у него чрезвычайно мощные задние лапы с крепкими когтями. Когда хищник настигает зайца и не спастись бегством, он падает на спину, выставляет свои когти и начинает яростно лягаться не хуже лошади — от обидчика частенько только перья с шерстью летят. Может и зубы в ход пустить, и, хотя клыков у него нет, а только резцы, покусанному от этого не легче. Да и вообще, вы попытайтесь взять дикого зайца руками — мало не покажется, это, пожалуй, опаснее, чем поймать лису, она-то хоть не лягается.
Интересные факты про Моржа (Walrus)
Интересные факты про Жуков (Beetle)
САМЫЕ БОЛЬШИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Голубой кит
Среда жительства: все моря
Распространение: холодные моря
Длина: 108 м
Вес: 475 т
Еда: водоросли, криль
Враг: человек
2. Кашалот
Среда жительства: Тихий океан
Распространение: Новая Гвинея, Австралия, Новая Зеландия
Длина: 96 м
Вес: 200 т
Еда: криль, кальмары, рыба, креветки
Враг: человек
3. Гренландский кит
Среда жительства: Атлантический, Тихий, Ледовитый океаны
Распространение: Гренландия, Хаммерфест, Сахалин
Длина: 84 м
Вес: 190 т
Еда: водоросли
4. Горбатый кит
Среда жительства: Антарктический океан
Распространение: берег Австралии
Длина: 72 м
Вес: 180 т
Еда: криль
5. Африканский слон
Среда жительства: саванны и леса
Распространение: Африка
Длина: 60 м
Вес: 9 т
Еда: трава, сено, бананы
Враг: человек
6. Индийский слон
Среда жительства: саванны, горы, леса
Распространение: Южная Азия, Китай
Длина: 48 м
Вес: 8 т
Еда: трава, сено, бананы
Враг: человек
CAMЫЕ НИЗКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Амёба
Среда жительства: Тихий океан
Распространение: Микронезия, Полинезия
Высота в холке: 1 мкм
Вес: 12 мкг
Враг: косатка
2. Радиолярия
Среда жительства: Атлантический океан
Распространение: Мадейра, Кабо-Верде, Куба, Пуэрто-Рико
Высота в холке: 200 мкм
Вес: 24 мкг
САМЫЕ ВЫСОКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Жираф
Среда жительства: степи
Распространение: Африка
Высота в холке: 8 м
Вес: 930 кг
Еда: листья акации, эвкалипт
2. Страус
Среда жительства: пустыни и степи
Распространение: Африка, Австралия, Южная Америка
Высота в холке: 6 м
Вес: 220 кг
Еда: сухая трава
Враг: лев
3. Серая цапля
Среда жительства: горы
Распространение: Карпаты, Япония
Высота в холке: 4 м
Вес: 1 ц
Еда: лягушки и жабы
4. Черепаха
Среда жительства: пустыни, леса, заплавы
Распространение: Европа, Карибское море, Амазонка, Средняя Азия
Высота в холке: 2 м
Вес: 1548 кг
Еда: насекомые, одуванчики, водоросли
— Трусишка зайка серенький
Я решила выяснить, почему зайца зовут трусишкой и так ли это?
1 версия Может быть в самом значении слова ЗАЯЦ заключен ответ?
Я обратилась к этимологическому словарю и нашла три версии:
Значит, значение слова ЗАЯЦ не связано со словом трус.
2 версия Кроме этой песенки где еще заяц назван трусишкой?
Д. Н. Мамин- Сибиряк «Сказка о храбром зайце Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост»
И. Крылов «Олень и Заяц»
А как заяц выглядит в сказках других народов?
В индийских сказках (Находчивый заяц) – заяц находчивый, мудрый, изворотливый.
В американских сказках Харриса Джоэля Чандлера «Сказки дядюшки Римуса» – умный, хитрый.
Значит, не во всех сказках заяц трусливый.
А только в русских народных. Здесь заяц изображен маленьким, беззащитным, который всего боится. А так ли это на самом деле?
3 версия Как ведет себя настоящий заяц?
Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще хищные птицы: совы, коршуны. Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться –он и отбиться может. Да, этот трусишка умеет сражаться за свою жизнь: опрокинется на спину и отбивается мощными задними лапами с длинными когтями. Зайчиха зайца – русака защищает своих зайчат не хуже других зверей. Какая же это трусость?
Детский час
для детей и родителей
Труслив ли заяц? Рассказ детям
Зайца принято считать чем-то вроде символа трусости. Даже песенки про него слагают в таком ключе: «Трусишка-зайка серенький…». И поговорка соответствующая придумана: «Труслив, как заяц».
А так ли он труслив на самом деле?
В реальной жизни заяц не такой уж и трус. Например, взрослому зайцу-русаку ничего не стоит броситься на мелкую хищную птицу, когда та пытается напасть на зайчат. Охотники наблюдали, как бегут зайцы, самцы и самки, на помощь зайчонку, услыхав его крик.
Есть немало примеров довольно смелого поведения зайцев, когда они не проявляют своей обычной заячьей прыти и не убегают от непрошеных гостей и врагов, а храбро защищаются от нападающих на них хищников. От орла заяц отбивается когтями сильных задних лап, лежа на спине.
Наблюдатели видели, как подобным образом зайцы разрывали грудь огромным пернатым хищникам и даже ломали им рёбра. Правда это бывает не часто, и не всегда именно заяц побеждает в схватке.
Бегство зайца при виде опасности – это ещё не доказательство его трусости. Быстрый бег зайца – хорошее видовое приспособление к условиям существования, к защите от врагов. Не принимай они этой меры самообороны, их давно бы уничтожили хищники. Причём, в зависимости от условий местности, зайцы ведут себя по-разному. Там, где зайцев истребляют охотники, они очень осторожны (трусливы). Там, где зайцев не трогают, они ведут себя совсем по-другому, достаточно смело.
Труслив ли заяц? Из вышесказанного можно сделать вывод, что «трусливость» или «храбрость» зайцев – это всего лишь нервно-рефлекторная реакция, развивающаяся в зависимости от окружающей обстановки. У зайцев путём соответствующего «воспитания» можно выработать самые разнообразные условные рефлексы, и сделать их довольно «храбрыми».
Известен случай, когда зайчонок, воспитанный домашней собакой, перенял от неё много собачьих повадок. Как говорил о нём В.Бианки, он даже на чужих собак бросался вместе со своей воспитательницей и пребольно кусал их своими длинными и острыми зубами.
«Заяц труслив, но труслив оттого,
Что вынужден жить в тревоге,
Что нету могучих клыков у него,
А всё спасение – ноги…»
Подборка материала: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Конспект урока по русскомму языку «Текст-рассуждение»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: « Текст – рассуждение»
познакомить учащихся с новым типом текста, его структурой;
формировать умение узнавать тип текста.
развивать умение грамотно строить высказывания в устной и письменной форме;
продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
воспитывать интерес к изучаемому предмету, желание беречь и защищать окружающую природу.
учащиеся узнают об отличительных особенностях текста – рассуждения, научатся узнавать тип текста.
Личностные продолжать формирование
положительного отношения к изучаемому предмету;
адекватному пониманию причин своих успехов или неудач;
позитивного отношения к окружающему миру, природе.
Регулятивные: учащиеся будут развивать умения
ставить цели и удерживать их на протяжении урока, совместно с учителем планировать деятельность;
оценивать свою деятельность, осознавая, что усвоено, а что ещё нет с помощью метода кластера ;
Познавательные общеучебные: учащиеся будут учиться
выделять и формулировать познавательные цели в совместной деятельности с учителем и другими учащимися;
осознано строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
читать задание и понимать, извлекать нужную информацию.
Познавательные логические: у учащихся будут формироваться навыки
владения операциями анализа, синтеза, обобщения;
умения выбирать основания для сравнения и классификации.
Коммуникативные: у учащихся будут формироваться умения
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: учебник, карточки – подсказки для групповой работы, листочки с текстами, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Самоопределение к учебной деятельности.
И пойдёт он всем нам впрок.
Мы за партой не лежим,
Очень ровненько сидим.
И на парте, и в тетрадках
Всё всегда у нас в порядке.
— Какой у нас урок? (Русский язык)
— Чему мы учимся на уроках русского языка? (Учим правила, чтобы грамотно писать, составляем и записываем предложения и тексты, узнаём значение новых слов и т.д.)
— Все секреты русского языка мы уже узнали? (Нет)
— Хотите узнать, что будет сегодня на уроке? (Да)
— А сможете выполнить все задания? (Да)
— Тогда начинаем работать!
Актуализация и пробное учебное действие
— Что можете рассказать про букву? (Буква «эм» обозначает звонкие мягкие или твёрдые согласные звуки. Пары по глухости буква не имеет)
Упражнение для пальчиков:
Пальцы делают зарядку.
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют два раза.)
— Записать буквы и соединения букв.
На доске записаны слова:
Из она под перед на над
— Прочитайте. Что написано? (Слова)
На слайде картинка: осень, птицы улетают на юг.
— Составьте по картинке предложение, используя любой из предлогов. (Птицы улетают на юг. Птицы пролетают над домами.)
— Записать предложение, найти грамматическую основу предложения.
— Прочитать вопросы и устно дать на них полные ответы.
— Когда птицы собираются в стаи и улетают? (Когда наступает осень, птицы улетают на юг)
— Почему птицы улетают в тёплые края? (Потому что наступают холода))
— Что мы сейчас пытались сделать с помощью своих ответов? (Мы отвечали на вопросы, давали объяснения)
— Правильно, давали объяснения, то есть рассуждали.
— Вспомните, как называется такое высказывание? (Рассуждение)
— Из скольких частей состоит рассуждение (Из двух: первая часть – это то, что объясняется, вторая – само объяснение).
— Что делать, если нам не достаточно одного предложения, чтобы высказать свои мысли? (Мы составляем текст)
— Что такое текст? (Группа предложений связанных по смыслу и записанных в определённом порядке)
— Что такое тема текста? (О ком или о чём говорится в тексте)
— Что такое главная мысль текста? (То, что говорится в тексте о предмете)
— Какие типы текста мы знаем? (Текст – описание и текст – повествование)
— В чём особенность каждого типа текста? (Отвечают на разные вопросы, отличаются структурой)
— Как вы думаете. Мы уже всё знаем про тексты? (Наверное, нет)
3 . Пробное действие. Работа в группах.
На парте лежат карточки со структурными особенностями разного типа тестов (описания и повествования) и три листочка с текстами.
Прочитать каждый текст, доказать, что это текст.
Назвать тему и главную мысль текста.
Определить тип текста, пользуясь карточками – подсказками.
Вопрос : «Что происходит?» (Последовательность событий)
Завязка (начало) событий
Продолжение (развитие) событий
Кульминация (самый напряжённый момент)
Вопрос : «Какой? (Какая? Какие? Какое?)»
Главный признак предмета
Итог (оценка) предмета
Как выглядит настоящий лесной заяц?
У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Летом заяц серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.
У зайчика много врагов. Чтобы от них спастись, ему приходиться быть очень быстрым, прыгучим и ловким.
Вот какой он – заяц!
Зайца принято считать трусом. Даже песенка есть: «Трусишка-зайка серенький…». А труслив ли он на самом деле?
В жизни заяц не такой уж и трус. Например, взрослый заяц смело бросается на мелкую хищную птицу, когда та пытается напасть на зайчат. Охотники наблюдали, как бегут зайцы на помощь зайчонку, услыхав его крик.
Есть немало примеров, когда зайцы не убегают от врагов, а храбро защищаются от нападающих на них хищников. От орла заяц отбивается когтями сильных задних лап, лежа на спине, и часто выходит победителем.
Бегство зайца при виде опасности – это не трусость, а приспособление к защите от врагов. Если бы они этого не делали, их давно бы уничтожили хищники.
Вот и подумайте, труслив ли заяц?
Как-то с ребятами возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну.
Какая – то из групп рассказывает, как они выполнили задание, остальные дополняют и уточняют.
Текст №1. В тексте говорится о зайце, рассказывается, как выглядит лесной заяц, его повадки. Можно к тексту задать вопрос: «Какой заяц?», это текст – описание.
Текс №2. Тема – про зайца, главная мысль – заяц не трус. Не можем точно сказать, к какому типу текстов относится.
В результате обсуждения вместе с детьми приходим к выводу, что текст не относится к тексту – повествованию (нет последовательности событий), и не относится к тексту – описанию, потому что нет описания (какой заяц).
Ну – ка, зайка, выходи!
Ну – ка, серый, выходи!
Ну – ка, серый, попляши!
И немножко покружись,
Всем нам низко поклонись.
— Какое задание выполняли? (Определяли тип текста)
— Как это делали, повторите последовательность действий.
— Что не смогли сделать? (Определить тип текста №2)
— Почему? (Он не подходит к тем текстам, которые мы уже умеем определять)
— Какие цели ставим сегодня на урок?
Цели урока выносятся на доску:
Узнать, как называются такие тексты
Познакомится с его особенностями
Учиться узнавать текст по его особенностям
Построение проекта выхода из затруднения.
— Как будем достигать поставленных целей? (Учащиеся высказывают свои предложения)
— Как мы определяем тип текста, что для этого мы делаем? (Читаем, стараемся понять, что нам рассказывает автор)
— Я вам предлагаю такой план для работы:
Прочитать каждый абзац, найти главную мысль каждой части текста.
Реализация выхода из затруднения.
Проводится фронтальная работа с учащимися.
— Прочитать первый абзац. О чём? Какая главная мысль? Как это мысль сформулирована, в виде чего? (В виде вопроса)
— Когда мы задаём вопрос? (Когда нам надо что – то узнать, возникает проблема)
— Что узнали из второго абзаца? (Заяц бросается на защиту зайчат)
— Что узнали из третьего абзаца? (Заяц часто вступает в схватку с хищниками)
— Что узнали из четвёртого абзаца? (Бегство зайца – это приспособление для выживания)
— Какая главная задача последнего абзаца? (Автор предлагает нам подумать, труслив ли заяц)
— Ну и какой вы сделали вывод. Как бы ответили на этот вопрос?
— Почему вы смогли сделать вывод, что заяц не трус? (Автор убедил нас)
— Как автор это сделал? (Объяснил, привёл примеры)
— Как называются высказывания, в которых что – то объясняют, доказывают? (Рассуждения)
— Так как можно назвать такой текст?
— Какой вопрос можно поставить к тексту – рассуждению? (Почему?)
В процессе работы учителем заполняется (или открывается постепенно) таблица :
Отбивается от хищников
Бегство – приспособление для выживания
Подумай, сделай вывод
Столбец со структурой и строка, где даётся тип текста, заполняются в последнюю очередь.
Закрепление во внешней речи.
Учебник с. 106 упр. 182.
Определить тему и главную мысль
Поделить на три части
Доказать, что это текст – рассуждение
Самостоятельная работа с проверкой.
Вы все читали книжку о приключениях Незнайки и его друзей. Закончите ответы на вопросы, запишите ответы в тетрадь.
Почему Незнайку так звали?
По городу протекал ручей, который назывался Огурцовой рекой. Почему ручей так называли?
А почему город назывался Цветочным?
Подведение итогов выполнения задания, беседа:
— Что записали? (Ответы на вопросы)
— Можно ли назвать текстом? (Нет)
— В каком тексте мы можем использовать такие высказывания? (В тексте – рассуждении)
— В какой части текста? (В основной, там, где приводятся объяснения, доказательства)
— В чём особенностей таких предложений? (Они состоят из двух частей: первая – то, что объясняется, вторая – объяснение)
— Какие слова употребляются на месте соединения этих двух частей? (потому что, ведь, так как)
— Надо запомнить, как пишутся эти слова.
— Какая тема урока у нас была? (Прочитать с доски)
— Какие цели мы ставили перед собой? (Прочитать с доски)
— Выполнили ли мы всё, что намечали? (Обговорить каждую цель: да или нет)
А сейчас давайте составим кластер и посмотрим всё ли вы усвоили.. Каждой группе своё слово. (1гр. – текст-описание, 2гр. – текст-повествование, 3 группа – текст-рассуждение)
— С помощью таблички достижений покажите, насколько вы сегодня довольны своей работой на уроке.
— Для чего нам домашнее задание? (Закрепить полученные знания, потренироваться)
Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 187 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 187 странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Учебник 1 часть — Страница 187.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
– А вы бы как думали? Эх, вы, трусы.
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.
Баю-баю-баю…
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)
Знаешь ли ты, что сказка Мамина-Сибиряка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки»? Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?
Я думаю, что писатель дал такое название сборнику не просто так. Скорее всего, все произведения этого сборника адресованы девочке по имени Алёнушка.
Каким изображён Заяц в начале сказки?
В начале сказки Заяц изображается трусливым, он боялся всего вокруг.
Прочитай выразительно, как хвастался Заяц. Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова. Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык «примёрз»? Объясни, как ты понимаешь это выражение.
Заяц хвастался своей храбростью, ему начинало казаться, что он действительно очень храбрый. Его хвастливые слова придавали ему силы и уверенности в себе. Но остальные зайцы смеялись над ним, потому что они знали, что не может заяц не бояться волка или медведя. Они считали зайца смешным и глупым.
Язык примёрз – так говорят о человеке, который не может сказать ни слова от сильного испуга.
Расскажи, что необыкновенного случилось с героями сказки дальше. Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К кому из героев произведения Мамина-Сибиряка можно применить эту поговорку?
Заяц увидел волка, залез на пенёк, но потом от страха упал волку на лоб. Заяц принялся бежать, но быстро устал и прилёг под кустом. Волк подумал, что кто-то в него выстрелил и убежал в другую сторону. Другие зайцы решили, что хвастун настоящий герой и храбрец.
Момент, когда волк испугался того, что заяц на него упал, напоминает народную сказку «У страха глаза велики», в которой каждый из героев представлял себе опасность там, где её не было, а было упавшее яблоко.
Эту поговорку можно применить к Волку, потому что он не столкнулся с реальной опасностью, а придумал её.
Расскажи о Зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?
Заяц был маленьким и всего боялся. Но ему надоело бояться, поэтому он начал хвастаться, что больше никого и ничего не боится. Другие зайцы смеялись, слушая его хвастливые речи. В этот момент заяц кажется смешным и глупым.
Несчастным заяц стал, когда убегал от волка. Хвастовство не помогло ему, он так и остался трусом, поэтому назван несчастным.
Бесстрашным его посчитали другие зайцы, когда волк тоже убежал. Они подумали, что волка напугал заяц, а значит он действительно никого не боится. Но волк испугался сам.
Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке?
Писатель придумал и рассказал эту сказку Алёнушке для того, чтобы показать, что хвастовство до добра не доводит. На примере Зайца он показал, что и бояться всего подряд тоже не стоит. Нужно быть смелым, но при этом здраво оценивать свои силы.