Проблема: Решение проблемы: 2 класс
«Проблема: Решение проблемы: 2 класс» – презентация для занятия по формированию умения добывать недостающий способ действия (знания).
Отдых наш кончается …
Когда тема проекта будет актуальна?
В ходе работы над проектом вы будете делить свою работу на отдельные моменты. Как называются эти моменты?
Древнегреческое слово «проблема» в переводе означает …
Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы устранить проблему? Напишите.
Если вы хотите научиться видеть проблему, то старайтесь изменить свою точку зрения и смотреть на проблему с разных сторон.
Определите, сколько функций у предмета. Для этого:
Физминутка. По швам руки ОПУСКАЯ …
Переменка! Определите, в какую розетку, какие включены приборы.
Отгадайте! Разгадайте ребусы.
Минутка знакомства! Наблюдая за своими одноклассниками, я заметила …
Самостоятельная работа! Найдите у себя лидерские качества и отметьте галочкой:
Презентация по проектной и исследовательской деятельности » Проблема. Решение проблемы», 2 класс», 2 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Проблема.Решение проблемы.»
(Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе)
Занятие 2
Учитель начальных классов: Капитанова Татьяна Ивановна, Московская область, АНО «Павловская гимназия»
Описание слайда:
Здравствуйте, меня зовут Миша!
Объясните своими словами, как вы понимаете слово «проблема».
Описание слайда:
Древнегреческое слово «проблема» в переводе означает «задача», «преграда», «трудность»
Проблема- сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования.
Описание слайда:
Расставь цифры 1,2,3,4 в том порядке, в каком ты будешь решать проблему:
Совет
Описание слайда:
Давайте подумаем вместе!
Что нужно сделать, чтобы устранить проблему?
Нужно осознать проблему, определить цель, составить план действий и решить вопрос.
Описание слайда:
Совет!
Если хочешь научиться видеть проблему, то старайся изменить свою точку зрения и смотреть на проблему с разных сторон. Старайся открывать в знакомом предмете новое и быть наблюдательным
Описание слайда:
«Сколько функций у предмета»
Задание: Выбери хорошо знакомый предмет. Найди как можно больше необычных, но реальных вариантов использования этого предмета.
Описание слайда:
У Алёши возникла проблема!
Дайте совет, предложите решение, сделайте выводы.
Кот Кузька перестал кушать. Лежит и смотрит на своего друга печальными глазами.
Описание слайда:
У Лены возникла проблема!
Дайте совет, предложите решение, сделайте выводы.
Лена выращивала для мамы нарциссы.
Один из цветов стал желтеть.
Что делать?
Описание слайда:
Спасибо. Вы молодцы!
Вы решили проблему детей, нашли выход из сложной ситуации, значит, справитесь и с проблемой своего проекта.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа «Основы этики»
Образовательно-игровая программа»Каникулы без опасности»
Интерактивная ига «Собери Беларусь в своём сердце»
Праздник ко дню Матери
Интерактивные игра «Правильное питание»
Последний звонок 9 класс
Программа «Компьютерная мультимедиа графика»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435615 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лучшие способы решения любой проблемы? Пошаговый алгоритм +Видео
Как известно безвыходных ситуаций не бывает. Из каждой ситуации найдется выход, а если быть точнее, то из любой ситуации есть, как минимум пять способов выхода и ее разрешения. Давайте разберем их более детально.
Сначала нужно разобраться в том, что же такое проблема. Потому, что под проблемой довольно часто мы подразумеваем то, что ее совершенно не является. Давайте для начала вспомним, когда появляется само понятие проблема?
Общие сведения
Чаще всего о наличии какой-то проблемы мы говорим, тогда, когда возникает какое-либо препятствие между нашими целями и тем, что у нас есть сейчас. А в нашем опыте и сознании отсутствуют варианты преодоления этого разрыва. То есть проблема, это не то, что мы видим, а проблема в том, что это мешает нам дойти до нашей цели.
Хочешь не хочешь, а с этим придется справляется именно тебе рано или поздно, всю жизнь ты не сможешь перекладывать ответственность за то, что не можешь перешагнуть пропасть, которая сегодня разделяет тебя и твою цель. Это может быть как личная цель, так и рабочая. Так что уметь решать проблемы стоит научиться каждому человеку. Тем более, что все уже давно придумано, и методы и алгоритмы действий.
Подробности вопроса
Методов решения проблемы существует большое количество, но все их можно свести к 5 основным способам:
Снять эмоциональное напряжение помогает смена деятельности, переключение, отдых, позитивные эмоции. После такой перезагрузки постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого человека, так как будто это не ваша проблема, а другого человека, а вам нужно ему дать лучший совет, как поступить в данной ситуации.
Алгоритм решения проблемы
Чтобы понять, как действовать при решении той или иной проблемы, следует придерживаться следующего алгоритма:
Потом подумайте о человеке, который является для вас авторитетом, и от его имени напишите еще несколько рекомендаций и способов решения ситуации. Подобный мозговой штурм можно устроить и с друзьями- знакомыми и на работе с коллегами. Кроме мозгового штурма этап сбора возможных вариантов решения может быть дополнен письменными практиками.
Итоги
Если вам так и не приходит решение вашей проблемы, и вы никак не можете отдать предпочтение тому или иному способу, они все для вас кажутся не эффективными, то можно попробовать еще один довольно не стандартный способ, которым, тем не менее, довольно часто пользуются и топ-менеджеры крупных компаний. «Подвесьте» проблему. Просто оставьте её без решения на какое-то время.
Помните, как говорила Скарлет из «Унесенных ветром» — «Я подумаю об этом завтра». Иногда, для того, чтобы найти решение проблемы достаточно просто переспать с ней, отдохнуть и перезагрузиться, тогда решение придет как бы само собой. Наше подсознание трудиться над всем важными для нас вопросами даже в фоновом режиме. Для того, чтобы нам пришло решение достаточно встретиться с каким-то возможно даже случайным стимулом, который даст импульс для мыслительного процесса в определенном направлении и решение проблемы появиться довольно быстро.
Если уж совсем ничего не получается, и вас накрывает отчаянье от того, что вы никогда не справитесь с этой проблемой, то всегда есть вариант найти профессионала в этой сфере и получить от него квалифицированную консультацию или помощь.
В общем, решение проблемы есть всегда и в любой ситуации. Если вы думаете, что вы столкнулись с проблемой, которую невозможно разрешить, то вероятнее всего вы просто не хотите ее разрешать очевидным, а возможно, и неприятным для вас способом.
«Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района
МОУ «Новоигирменская СОШ №3»
Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения
Автор: Кроха Людмила
учитель русского языка
Как известно, метод проектов, возникший еще в середине Х I Х века (основоположник – американец Джон Дьюи), за всю историю своего существования претерпевал различное к себе отношение: от восторгов по поводу ценности метода как способа активизировать самостоятельную деятельность ребенка до отказа от метода в связи со снижением уровня общеобразовательной подготовки. Как бы там ни было, метод становится вновь актуальным в современном информационном обществе. Проектируют все и всё. Проектирование стало стилем жизни. В нормативных документах ФГОС ОСО среди формируемых личностных характеристик выпускника можно найти следующее: «готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность». Если вдуматься, вся наша жизнь и есть череда проектов, а значит, ребенка надо учить этому еще в рамках общего образования.
Однако внедрение метода проектов в школьную практику оказывается зачастую затруднительным. Можно сходу перечислить ряд причин этого: с проектами путают любую самостоятельную деятельность школьника, у учителей нет четкого представления о том, что такое проект и как работать над ним, и как следствие – такое же представление у обучающихся, наконец, проект – довольно большая и трудоемкая работа, не имеющая, на первый взгляд, ничего общего с образованием.
Новый вызов времени заставляет педагогов погрузиться в методологическую основу технологии, пройти этот путь вместе с обучающимися, занятыми в проектах. Не факт, что полное и ясное представление о методе возникнет даже после первого опыта руководства над проектами.
Трудности возникают сразу, на первом этапе – этапе поиска проблемы, решение которой и станет проектом. Как определить проблему? Как найти такую проблему, решение которой будет интересно для школьника? Можно ли считать, что верно найденная проблема обеспечит успешность будущего проекта? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в дальнейшем. Итак, актуальность рассмотрения проблемы проекта в том, правильно ли обучающийся «берет старт» в этом виде деятельности. Другими словами, верно ли то, что правильно выбранная проблема для проекта – начало будущего успеха.
В данной работе определена следующая цель: доказать важность первого этапа проектной деятельности – выбор и постановка проблемы проекта. К задачам работы относятся: 1) выявить, что такое проблема проекта, 2) определить, как выбрать проблему для решения и как сформулировать тему, 3) определить, как разработать способы решения проблемы и какова методика поиска решения проблемы.
Проблема должна быть социально значимой. В идеале если проблема будет обозначена внешним заказчиком. Конечно, это практически невозможно, мало кто из внешних потенциальных заказчиков знает о том, что школьники могут выполнить любой социально значимый проект, для этого нужно время. Однако, в этом году и такой проект – от внешнего заказчика – мы осуществляем. Восьмиклассник, увлеченный обучением на фортепиано, попросил помочь ему в проекте, героем которого, по мнению ученика, должен стать его любимый композитор – Фредерик Шопен. А какой проект можно сделать? Заказ поступил из музыкальной школы, где обучается автор проекта: им нужен проект музыкального вечера, посвященный композитору. Так родилась тема проекта – «Сценарий музыкального вечера, посвященного творчеству великого Шопена».
В роли заказчика может выступить и любой учитель школы и сами учащиеся (как показано на примере выше). Если не говорить о внешнем заказчике, то идеальным будет заказ от самого ученика. Чаще всего заказчиком выступает учитель, еще чаще – учитель-руководитель проекта. Еще один пример из личного опыта. В курсе русского языка 6-го класса (УМК Ладыженской Т.А.) на изучение темы «Диалекты» в разделе «Лексика» отводится всего 1 час. Конечно, этого недостаточно, но каждый год сталкиваюсь с проблемой, когда обучающиеся спрашивают о наших, Нижнеилимских, диалектах, и учителя не могут привести примеров. Меж тем таких слов огромное количество. Вот и проблема – создать такой словарь, благо источников достаточно, например, «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В.Афанасьевой-Медведевой. Над этим проектом мы работаем сейчас. Получив такой словарь, учителя русского языка будут иметь возможность расширять представление школьников об истории и культуре малой родины. Вот решение еще одной цели по формированию личностных качеств – воспитать выпускника «любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции».
Но если нет таких счастливых случаев, когда проблему подбрасывает сама жизнь, то поиск проблемы становится одной из трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с проектантами. Поиск проблемного поля – частная работа с учеником, требующая индивидуального подхода и даже осторожности. Это происходит обычно в беседе, когда учитель старается обнаружить то, что по-настоящему волнует и тревожит учащегося. Материалом для обсуждения могут стать житейские случаи, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из этой беседы могут проявиться очертания будущей работы. Здесь следует предостеречь тех, кто будет являться руководителями проектов – самый простой и самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю будущую работу, лишить интереса проектанта, обесценить проект как инструмент педагогического воздействия и даже лишить смысла творчество самого учащегося. Более того, неудачно выбранная, неинтересная для учащегося проблема, вымученный продукт, который просто надо сделать, не смогут сформировать навыков проектной деятельности, а то и вовсе, что называется, отобьют охоту к такому виду деятельности. Хорошо, если «аппетит придет во время еды», учащийся увлечется, откроет для себя новое, обретет некий азарт, тогда и проект завершится положительно, и можно быть уверенными, что такому учащемуся будет интересна проектная деятельность и в будущем.
Итак, чтобы правильно определить проблему, нужно проявить педагогический такт, помочь учащемуся найти среди его интересов то, что могло бы быть воплощено в проекте.
Отыскивая проблемную ситуацию, следует обратить внимание на следующие моменты: 1) где можно обнаружить несоответствие между тем, что есть и тем, что требуется; 2) как устранить это несоответствие.
В большинстве случаев проблемы не висят на баннерах и не написаны на стенах, их нужно выявить, т.е. ответить на вопрос – в чем состоит проблема? Ответ на этот вопрос называют постановкой проблемы. Профессионалы утверждают, что хорошо поставить проблему – значит наполовину решить её.
Ещё один важный вопрос – кому и зачем нужно решение проблемы, т.е. выявить её актуальность. Актуальность эта требует обоснования совершенствования чего-либо или создания нового – это первое требование к постановке проблемы. В обосновании актуальности проекта должно быть указано, кто будет потребителем и в чем будет выражаться польза для этих потребителей. Без этого понимания проблема в результате может быть решена лишь частично, не в полном объеме.
Подробно можно рассмотреть это на следующем примере. Администрация некой школы озаботилась проблемой потери ученического контингента, связанной с конкуренцией с другими школами. Понятно, что проблема не только в том, как сохранить этот контингент, но и как привлечь новых учащихся. Потребителем, конечно, станут родители будущих первоклассников, заказчиком – администрация школы. Было определено, что продуктом такой проектной деятельности станет информационный буклет о школе. Разработать такой буклет поручается группе старшеклассников. Задача лежит на поверхности – разработать такой буклет, после знакомства с которым у родителей будущих первоклассников появится устойчивое желание отдать своего ребенка именно в эту школу. Каким должен быть этот буклет? Группа проектантов разделилась на три подгруппы: первая занялась поиском информации с требованиями к рекламным буклетам и рекомендаций по их составлению; вторая подгруппа должна была выявить, что хотят знать родители о школе, что определяет их выбор, что предлагают конкуренты; третья – собрать материал о школе и спроектировать буклет.
В результате своего поиска, первая подгруппа сформулировала следующие требования к буклету: создание буклета не должно быть перегружено информацией, не нужно стараться «впихнуть» как можно больше, 3-4 ключевые мысли; буклет должен быть написан на «языке родителей», терминология должна быть понятна; буклет должен содержать фотографии, логотип, основную идею школы, должны быть перечислены достижения школы, дана краткая характеристика образовательных и дополнительных программ и т.п. Вторая подгруппа поработала с родителями и выявила круг их требований: как сдают ЕГЭ выпускники школы, каков уровень образования и квалификации педагогического состава, чему обучают дополнительно, как обстоит дело с работой столовой и медицинского кабинета, материальная база и т.д. Когда третья подгруппа вооружилась необходимой информацией и изготовила буклет, оказалось, что другие школы предлагают то же самое. Значит, проблема была поставлена не в полном объеме, ее пришлось скорректировать – ответить на более конкретный вопрос – не сделать хороший буклет о школе, а сделать буклет, в котором школа представлена в более выгодном свете. Можно сказать, что в процессе работы над проектом (буклетом) изменилось представление о проблеме. Буклет стал лишь средством, а целью проекта стало формирование интереса у родителей к школе. Таким образом, проблема состояла не в том, чтобы создать буклет, а в том, чтобы построить эффективную систему информирования родителей.
Чтобы проблема была решена наиболее эффективно, необходимо познакомиться с тем, какие существуют методики поиска решения проблемы. Одной из них является давно известный метод «мозгового штурма». Это способ генерирования большого количества идей для решения проблемы группой. Для этого руководитель проекта задает группе вопрос, например: «Что нужно сделать, чтобы улучшить пришкольный участок?» За ограниченный промежуток времени (5-10 минут) группа выдвигает самые разные идеи и записывает их на листке. Затем эта же группа оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые нужно подвергнуть более детальной разработке.
Метод «диаграммы Исикавы » обычно используется для выявления причин неудовлетворительного состояния каких-либо уже существующих объектов. Эту диаграмму за форму обычно называют «рыбий скелет», который структурирует проблему, деля её на существенные составляющие и менее существенные.
Метод «морфологического ящика» Цвикки разработан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. Этот метод реализуется в три этапа. На первом создаваемый объект расчленяется на важнейшие функциональные узлы. Например, перед нашим школьным театром была поставлена проблема – как сделать праздник Нового года незабываемым? Среди решений проблемы нашли наиболее эффективное – поставить интересный и веселый спектакль, рассчитанный на все школьные возрасты. Значит, в качестве функциональных узлов были определены: сценарий спектакля, распределение ролей, костюмы, декорации, звуковое оформление.
На втором этапе «морфологического ящика» определяются альтернативные варианты построения функциональных узлов.
На третьем этапе строится «морфологический ящик», определяющий возможные варианты построения объекта.
По сути «морфологический ящик» представляет собой таблицу, в правом столбце которой перечисляются функциональные узлы, а в строках напротив каждого узла, перечисляются варианты его построения. После того, как будут выявлены наиболее предпочтительные варианты конструкций создаваемого объекта, для каждого из них необходимо решать, как он будет производиться: кто его будет выполнять, как, откуда возьмутся ресурсы.
Таким образом, поиск и постановка проблемы – важнейшая часть работы над проектом. Правильно выбранная проблема, четкое обоснование её актуальности, поиск решения проблемы обеспечивают правильное планирование работы над проектом.
В перспективе необходимо детально изучить, что такое цели и задачи проекта, проектирование хода работы, создание продукта и презентация проекта.
1. Н.А. Краля. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Изд-во ОмГУ. 1. Омск 2005.
2. Г.В.Афанасьева-Медведева «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири»: в 20 т.: Иркутск, 2007
3. В.С.Лазарев. Проектная деятельность в школе. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. : Сургут, 2014