«Утро» Татьяны Яблонской: Как художница напророчила судьбу своей дочери
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Удивительная история судьбоносного «Утра»
Это произведение вышло из-под кисти художницы таким светлым, энергетически радостным и теплым, что после первой публикации репродукции в журнале “Огонек” его можно было увидеть на стенах квартир по всему Советскому Союзу. А позже в учебниках на десятки лет оно будет неизменным среди иллюстраций, по которым школьники писали сочинения.
В те далекие годы в столице Казахстана мальчишка по имени Арсен вырезал эту картинку и прикрепил ее на стену. Глядя на эту маленькую репродукцию он по-детски влюбился в хрупкую девочку с косичкой, которая всем своим видом несла в его душу внутренний свет. Именно в то время он и решил, во что бы то ни стало, стать художником.
Занимательные факты о жизни Татьяны Яблонской
В Смоленске после революции 1917 года ему пришлось преподавать словесность, литературу и рисование в гимназиях, а также иногда публиковать свои рисунки в газете «Рабочий путь». Ко всему Нилу Александровичу довелось работать хранителем картинной галереи в Смоленском музее. Он так на всю жизнь и остался художником-любителем, мечтавшем о профессиональном творчестве. А вот трое его детей мечту отца воплотили в полнейшей мере, став в будущем художниками.
Нил Яблонский был отличным отцом и всеми силами развивал у своих детей с помощью увлекательных игр, зрительную память, устраивал состязания на лучшую иллюстрацию, прочитанных книг. В их доме «издавался» журнал под названием «Сверчок», где дети поочередно «публиковали» рассказы, басни, стихи и загадки. При том каждый «автор» иллюстрировал свое сочинение. А по воскресениям Нил Александрович водил своих детей в музеи или же в походы по окрестностям города.
Была страница жизни в семье Яблонских, о которой боялись не то что говорить, а и вспоминать долгие годы. Нил Яблонский, будучи потомком шляхтичей, во время начавшихся репрессий в стране, мог в любой момент быть объявленным врагом народа. И чтобы избежать этой участи он вывозит семью на Юг Украины, где никто не знал о его происхождении.
Не приняв революцию и разочаровавшись в новых порядках, он несколько раз пытался в 1929 году вывезти свою семью за границу. Но попытки бежать через Одессу в Румынию были неудачны и ему пришлось, перевезти семейство в Луганск, откуда Татьяна и поехала в Киев поступать в художественный институт. А об истории неудачного бегства все члены семьи молчали и никогда не вспоминали. А сам Нил Яблонский во время Отечественной войны был угнан в Германию, и о его судьбе ничего не известно и по сей день.
Все это будет. А пока были еще счастливые студенческие годы в художественном институте, которые подарили встречу с мужем Сергеем Отрощенко, затем зловещие годы Отечественной войны, разлучившие и разрушившие их планы на будущее. Потом рождение дочерей и развод после 11 лет совместной жизни.
Татьяна Ниловна всегда «фонтанировала» идеями. Помимо любимого дела, она отлично плавала, великолепно ходила на лыжах, занималась йогой. На государственную премию она купила машину, для того чтобы ездить на этюды.
Стоит заметить, что Татьяна была одной из первых женщин Киева, надевших элегантный брючный костюм. Из воспоминаний дочери Гаяне: «Мама успевала все: творчески работать и преподавать в Киевском художественном институте, заниматься общественными делами. Много ездила по стране. «
Но самыми счастливыми моментами для родных Татьяны Ниловны были те, когда семья собиралась вместе: “Она любила красоту, на праздниках всегда было очень весело: приходили ее сестра и брат с женами, мужьями, детьми, мы — три ее дочери. Все были очень дружны. Ярко праздновали Новый год: с переодеваниями, представлениями. Мама кого только не изображала: и Деда Мороза, и добрую колдунью. Рядом с ней всегда царило чувство радости”.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
мудро. Запомни. Бог никогда не опаздывает — поэтому никогда не торопи его. Он лучше — знает.
Не сосчитать. Не сосчитать, который снег я вижу из окна. Который снег, который век. Ко.
Молитвы на Рождество Христово В светлый праздник Рождества Христова –.
10 причин, почему выросшие дети недолюбливают родителей Удивляетесь, почему у ва.
—Музыка
—Стена
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История картины «Утро» Татьяны Яблонской
История одной картины: Советский школьник повесил над кроватью портрет девочки, а через несколько лет женился на ней
Елена увлекалась спортом, занималась гимнастикой. Фото: Пересъемка Алмаза ТОЛЕКЕ
Весь скромный интерьер Яблонская описала, как было. С той лишь разницей, что на холсте комната выглядит просторной, а на деле семья ютилась в двух комнатах обычной киевской коммуналки.
Елена Сергеевна бережно хранит фотографии мужа. Фото: Алмаз ТОЛЕКЕ
Красавец великан и серая мышка
Картина «Утро» стала символом хрущевской оттепели. Фото: Алмаз ТОЛЕКЕ
Для 18-летней Лены Арсен стал первой и, как потом оказалось, единственной любовью. Летом по окончании курса он уговорил ее поехать в Алма-Ату знакомиться с семьей. Там, войдя в комнату будущего мужа, студентка Лена чуть не упала: над кроватью висела та самая репродукция из «Огонька»!
В Алма-Ате Лена и Арсен устроились в издательство, иллюстрировали детские книги, потом вместе работали мультипликаторами на «Казахфильме». Параллельно писали картины.
Яблонская считала «Утро» браком
Татьяна Яблонская была очень работоспособной, но при этом строгой к себе и, как вспоминает дочь, «жгла свои забракованные работы целыми рулонами».
Немало картин художницы ушло за границу и осело в частных коллекциях. Сейчас цены на них достигают десятков тысяч фунтов. Например, в 2006 году на аукционе «Сотбис» выставляли работы Яблонской 50-х годов. Стартовая цена каждой составляла 25 тысяч фунтов. В результате одна из работ была продана за 79 тысяч.
Рубрики: | живопись |
Метки: живопись Т.Яблонская художники
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям
Яблонская «Утро» описание, сочинение
Описание картины «Утро» Т. Яблонской, а также сочинение для 6 класса и план сочинения.
История картины Яблонской «Утро»
Картина «Утро» была написана известной советской и украинской художницей Татьяной Ниловной Яблонской (1917-2005). Работа считается настоящим шедевром советской живописи, примером уровня мастерства художников XX века.
Картина была написана в 1954 году в Киеве. Холст, масло. Размеры: 169 × 110 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Жанровая картина создана в духе соцреализма. Здесь мы можем увидеть девочку, которая делает утреннюю зарядку. Солнечное утро, беззаботность происходящего говорят зрителю не только о радости детства. Несмотря на небогатое убранство квартиры, во всём чувствуется счастье обычного советского человека, который радуется каждому новому дню и с надеждой смотрит в будущее.
Об этой картине известно достаточно много, так что мы точно можем представить, что здесь изображено. На картине «Утро» Татьяна Яблонская изобразила за утренней зарядкой свою дочь — Лену, которой на тот момент было 13 лет. Отцом девочки является первый муж художницы — художник Сергей Отрощенко.
Действие происходит в одной из комнат в коммуналке, где жили сама художница и её дочь, в доме No 46 на Красноармейской улице в Киеве.
Интересна и личная история той самой девочки с картины. Во время обучения в Московской государственной художественно-промышленной академии она познакомилась с казахстанским художником Арсеном Бейсембиновым, который, как оказалось, ещё в детстве влюбился в героиню картины «Утро». Впоследствии они поженились. Сама Елена, взявшая фамилию мужа, переехала в Казахстан и стала художницей. Художником стал и её сын — Зангар.
Яблонская «Утро» описание
Картина «Утро» буквально дышит свежестью и прекрасным настроением. В этой картине всё навевает добрые чувства и эмоции.
Перед нами обычная комната, которая по-скромному обставлена, но во всём чувствуется хороший вкус и семейная обстановка. Солнце только-только начинает вставать, однако уже успело согреть комнату тёплыми лучами. Двери комнаты распахнуты настежь, так как уже ранним утром на улице стоит тёплая погода.
Постель на кровати скомкана — девочка встала совсем недавно и тут же принялась делать гимнастику. На столе с полосатой скатертью её ждёт скромный завтрак. На деревянном стуле лежит школьная форма девочки, на спинке — красный галстук.
По воспоминаниям самой девочки, её только что приняли в пионеры и она искренне радовалась этому событию своей жизни. В то время она занималась балетом и гимнастикой, и в тот момент, запечатлённый художницей-мамой, разминалась перед гимнастической позицией «ласточка».
Картина замечательна атмосферной составляющей. За окном можно увидеть яркий свет который врывается в распахнутое окно. Тёплые лучи солнца ложатся на деревянный пол, просвечивают сквозь листья комнатного растения. Фигура девочки здесь словно аллегория радости от наступившего утра. Вся её фигура в движении — будто стремление в новый день, желание впитать всё его тепло и счастье.
При этом картина является простой, будто художница выхватила обыденную сценку, которую можно видеть каждый день. В обычной сцене она увидела столько вдохновения и красоты, что смогла запечатлеть одно единственное мгновение, ставшее впоследствии шедевром. Картина нравится зрителю именно благодаря тому, что является простой, реалистичной и жизненной. В этой сцене зритель может увидеть самого себя или своих родных, вспомнить свои собственные солнечные деньки, когда с самого утра хотелось танцевать, петь и радоваться самой жизни.
По мнению некоторых искусствоведов и критиков, в этой картине очень ярко проявлен соцреализм. В образе самой девушки представлена не просто юность и аллегория утреннего счастья, но подрастающее поколение профессиональных советских спортсменов. На картине Елена стоит в достаточно сложной гимнастической позе.
За окном раннее солнечное утро. Всё это символизирует расцвет советской эпохи, в которой подрастает молодое поколение спортсменов, учёных, деятелей, которые должны сделать страну по-настоящему великой.
Картина Яблонской «Утро» план сочинения 6 класс
Яблонская «Утро» сочинение 6 класс
Автором картины «Утро» является известная советская и украинская художница Татьяна Ниловна Яблонская. Наиболее известными её работами стали «Хлеб», «Весна», «Лён», «Вечер. Старая Флоренция» и, конечно же, «Утро».
На картине мы можем увидеть раннее утро. Судя по тому, что на стуле висит школьная форма, здесь представлено не лето, а весна, возможно, последние школьные деньки перед каникулами. Яркие лучи света врываются в комнату сквозь настежь распахнутое окно. Утро обещает тёплый и радостный денёк, и вся атмосфера картины будто радуется этому.
Главным персонажем картины является девочка. Известно, что девочка на картине — дочь Татьяны Яблонской — Лена. Здесь ей 13 лет. В будущем она сама станет художницей, но тогда она ещё обычная школьница, которую только что приняли в пионеры. Лена занималась балетом и гимнастикой, и здесь выполняет одно из упражнений.
На девочке белая майка и чёрные шорты. Её образ говорит нам о том, что она радуется такому тёплому утру, когда вставать с кровати — это настоящее наслаждение.
Девочка, делающая гимнастику, стоит посреди обычной комнаты. Позади неё деревянная кровать, постель на которой скомкана, так как её ещё не успели заправить. На переднем плане круглый стол, на котором стоит завтрак девочки и красивый кувшин. Дальше мы можем увидеть стул, на котором находится школьная форма. Особенно в этой картине привлекает высокий проём со стеклянными дверями на балкон. Дверь и окно красиво обрамляет зелёное комнатное растение. В свете яркого солнца оно будто переливается различными оттенками зелёного.
Мои личные ощущения от картины тёплые и светлые. Работа наполнена ярким светом раннего утра. Тёплый день будто ворвался в жизнь этой девочки и всех зрителей, дарит радость и обещает прекрасный день. Обстановка на картине достаточно простая, видно, что семья живёт небогато, но при этом в ней столько простого и искреннего счастья, которые говорят, что радоваться всей душой и сердцем можно даже таким простым мелочам, как солнечное утро.
История картины «Утро»
Секрет популярности
К моменту создания «Утра» Татьяну Яблонскую хорошо знали в творческих кругах СССР. Ее послевоенная картина «Хлеб», выставленная в Третьяковкеи отпечатанная миллионными тиражами на открытках и плакатах, вмиг сделала из молодой художницы лауреата Сталинской премии. Новое полотно Татьяна решила писать со своей старшей дочери Лены.
Ни славы, ни денег
Весь скромный интерьер Яблонская описала, как было. С той лишь разницей, что на холсте комната выглядит просторной, а на деле семья ютилась в двух комнатах обычной киевской коммуналки.
Елена Сергеевна бережно хранит фотографии мужа.
Красавец великан и серая мышка
Для 18-летней Лены Арсен стал первой и, как потом оказалось, единственной любовью. Летом по окончании курса он уговорил ее поехать в Алма-Ату знакомиться с семьей. Там, войдя в комнату будущего мужа, студентка Лена чуть не упала: над кроватью висела та самая репродукция из «Огонька»!
Зов крови
В Алма-Ате Лена и Арсен устроились в издательство, иллюстрировали детские книги, потом вместе работали мультипликаторами на «Казахфильме». Параллельно писали картины.
Татьяна Яблонская прожила 88 лет. Похоронена в Киеве.
КСТАТИ
Яблонская считала «Утро» браком
Татьяна Яблонская была очень работоспособной, но при этом строгой к себе и, как вспоминает дочь, «жгла свои забракованные работы целыми рулонами».
Немало картин художницы ушло за границу и осело в частных коллекциях. Сейчас цены на них достигают десятков тысяч фунтов. Например, в 2006 году на аукционе «Сотбис» выставляли работы Яблонской 50-х годов. Стартовая цена каждой составляла 25 тысяч фунтов. В результате одна из работ была продана за 79 тысяч.
Картина Утро Яблонской
Картина советской художницы Татьяны Яблонской «Утро» была написана в 1954 году в Киеве. На ней изображена тринадцатилетняя дочь художницы — Лена. В том же году картина экспонировалась на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР и сразу же была приобретена Государственной Третьяковской галереей, где находится по настоящее время.
Надо сказать, что сама художница не была удовлетворена результатом работы. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь шла о возможном приобретении для Третьяковской галереи другой картины Яблонской («Свадьба»), она написала: «Мне б, конечно, очень бы хотелось ещё раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа „Утро“».
В конце жизни она и вовсе писала более категорично: «В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И всё казалось хорошо, „художественно“. Противная, антиживописная картина „Утро“. А ведь по замыслу неплохая. Вдохновил меня на неё Е. Волобуев. Но по живописи она абсолютный ноль».
Под влиянием настроения
Вторая дочь художницы Гаяне Атаян не сомневалась, негативный отзыв о картине был дан под влиянием настроения и не отражает подлинное отношение Татьяны Яблонской к своему творению.
«Это было написано в 90-е годы. Мама вообще была человеком настроения. Так ей показалось на тот момент. И о картине «Хлеб» она одно время говорила, мол, это плакат, а уже в конце жизни, анализируя свое творчество, то сказала: «Всё-таки лучшая моя картина — это «Хлеб». Я всегда ею гордилась… А Евгений Всеволодович Волобуев был для мамы и для всех нас непререкаемым авторитетом. Всегда. Это очень тонкий живописец, человек острого ума, мог одним словом так очертить какое-то явление, что ни дать, ни взять. Если о чьей-то работе отзывался положительно, мы это очень ценили. Мне повезло немного с ним общаться. Работ, которые одобрил дядя Женя, у меня немного».
К 1954 году Татьяна Яблонская уже создала несколько произведений на спортивную тему: «Перед стартом» (1947), «На Днепре» (1952). Обе эти работы показывают спорт как массовое движение и ориентированы на творчество Александра Дейнеки.
«Утро» — первая значительная картина Яблонской, написанная после смерти Сталина. Прежде всего она знаменует отход художницы от ориентации на творчество Александра Дейнеки. Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников по утрам звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную разминку: наклоны, приседания.
Действие происходит в квартире Яблонской в центре Киева, которая находилась в доме 46 по улице Красноармейская (сейчас это улица Большая Васильковская, — авт.). Кажется, что это огромная квартира. На самом деле художнице принадлежала лишь одна комната.
Всё залито майским солнцем, на полу оставляют свет утренние лучи. По всей видимости, это конец учебного года. За маленькой стеклянной дверью, ведущей на балкон, угадывается город. Сама героиня, в майке и трусах, поднимает руки и отставляя в сторону правую ногу, выполняет некое физическое упражнение.
Девочку окружает привычная обстановка – белая постель, которую не успела убрать, стол с синей скатертью, панно с удивительными птицами. Видна аккуратно сложенная школьная форма и пионерский галстук. На столе ждёт завтрак – кувшин с молоком, хлеб и масло.
Татьяна Яблонская для своей работы выбрала самую светлую палитру. Только так она могла передать всю безоблачную, теплую и солнечную атмосферу нового весеннего дня. Световые блики, мебель, даже воздух написан яркими желтыми, теплыми коричневыми, бледно-кремовыми и светло-зелеными тонами.
Удивляет не только мастерство художницы и её умение чувствовать свет. Поражает талант мастера создавать правильную композицию, учитывать мелкие детали, создавать праздничное настроение в обыденной суете и способность видеть прекрасное в повседневности.
Яблонская не пропагандирует коммунистические идеи, как теперь многие стали считать. В той стране, которая называлась СССР и в которой она жила, молодёжь не употребляла наркотики, образование и здравоохранение было бесплатным, а на работу можно было устроиться без проблем.
Труд рабочего был в чести, а труд колхозника в уважении. Это была страна, где было место для каждого, никто не боялся за будущее, все жили, пусть и не богато, но спокойно и стабильно…
Репродукция картины «Утро» была напечатана в популярном журнале «Огонёк» и сразу полюбилась людям. После она неоднократно выпускалась на почтовых открытках и даже была помещена в учебнике «Родная речь». Советские школьники писали по этой картине сочинение.
А зрителям она просто нравилась
На картине художник желает представить мир повседневной, частной жизни. Однако, британский искусствовед Майк О’Махоуни посчитал, что, падающий из глубины свет и избранный ракурс создают эффект не домашней зарядки, а подготовленного выступления перед публикой.
Он также обратил внимание на то, что юная спортсменка выполняет не примитивные упражнения, которые входили в состав радиогимнастики, а стоит в весьма сложной профессиональной позиции, как если бы она находилась на занятии в балетном классе или в гимнастическом зале. К слову, так оно и было — Лена серьёзно занималась хореографией.
Искусствовед был уверен — гимнастка на картине скорее символ профессионализма молодых спортсменов, которые с блеском выступили на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году. Что же до простых советских зрителей, то они не копали так глубоко. Им просто нравилась картина и этим было всё сказано.
У этой картины есть почти киношная история. Как мы знаем, Репродукцию «Утра» напечатал журнал «Огонек». По всей стране её вырезали из журнала и закрепляли на стенах. Висела журнальная картинка и в комнате казахского мальчика Арсена Бейсембинова и тот буквально влюбился в девчонку с косой. Героиня привлекла его своим светом, удивительной грацией и спокойствием. Как и многие мальчишки, он мечтал когда-нибудь встретиться с ней, а ещё научиться рисовать.
В конце 50-х Арсен — медалист из Казахстана, поехал в Москву поступать в художественный институт имени Сурикова. Не прошёл, пришлось подавать документы в Строгановку — Московское высшее художественно-промышленное училище. Туда же поступила и Лена Отрощенко. Пользоваться в Киеве именем знаменитой матери ей не хотелось и девушка решила попробовать свои силы в Москве.
Они сразу подружились. Для 18-летней Лены Арсен стал первой и, как потом оказалось, единственной любовью. Летом по окончании курса он уговорил её поехать в Алма-Ату знакомиться с семьей. И там в комнате будущего мужа Лена с изумлением увидела репродукцию из «Огонька». Тогда же он узнал, что его избранница дочь Татьяны Яблонской, и именно её мать нарисовала на картине.
Вскоре молодые поженились. Через год у них родился сын Зангар, который тоже стал художником. В Алма-Ате Лена и Арсен иллюстрировали детские книги, потом вместе работали мультипликаторами на «Казахфильме». Они прожили в браке почти сорок лет