Происхождение слова
Чтобы узнать, как правильно писать слово «съемка», необходимо определить, как именно оно образовалось. Однако для этого нужно взять предложение, в котором точно видно, какой частью речи является конструкция и какую роль выполняет. Ведь чтобы безошибочно определить корень и приставку, необходимо знать способ образования конструкции. Вот небольшое предложение: «Съемка велась с помощью профессионального фотоаппарата, чтобы точно передать все красоту окружающей местности».
Пожалуй, 95% людей скажет, что в слове пишется разделительный твердый знак, поскольку он стоит после приставки «с». Но так ли это на самом деле? Чтобы узнать наверняка, необходимо провести разбор предложения по составу и определить, в роли какой части речи она выступает. Достаточно будет просто найти главные члены, как становится понятно, что «съемка» является подлежащим, выраженным существительным в именительном падеже.
Однако все не так просто. Все дело в способе образования существительного «съемка». Если призадуматься, то оно произошло от глагола «снимать» или «снять». «Съемка» — профессиональный термин, который говорит о действиях, выполняемыми фотографом или оператором, который ведет фоторепортаж. По своей структуре это существительное очень схоже со следующими: «приемник», «проверка», «отправка». Все они произошли от тех или иных глаголов и также являются профессиональными терминами.
Морфемный разбор
Теперь необходимо провести разбор «съемки» по составу. Этого требуют правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков в словах. Чтобы не ошибиться, важно подобрать несколько однокоренных слов и проверить, как именно изменяется конструкция:
Проведя морфемный разбор, можно заменить один интересный момент — чередование гласных и согласных. Пугаться этого не стоит. Кроме того, стоит обращать внимание именно на глаголы, поскольку от этой части речи образовалась конструкция. Большинство людей подумают, что «с» является в данном случае префиксом (приставкой). Однако орфографические словари говорят совершенно иное:
Никаких приставок в слове нет и быть не может — вот что сказано орфографических словарях. Однако даже некоторые учителя школы говорят своим ученикам то, что «с» является префиксом. Это делается, чтобы не забивать детям голову лишней информацией. Ведь будет не так страшно, если ребенок проведет неправильный морфологический разбор, чем если он начнет употреблять слова с неправильным разделительным знаком.
Правила правописания разделительных знаков
Чтобы понять, как правильно пишется слово «съемка», рекомендуется вспомнить правило написания разделительных твердых и мягких знаков в словах. Ведь если ученик не будет знать, почему в данном случае ставится та или иная буква, то он неизбежно совершит кучу ошибок и в будущем.
Правило гласит:
Обычно объяснение правил на этом заканчивается в большинстве средних учебных заведений. Однако есть еще один нюанс, о котором говорить не принято. Так называемые трудные случаи, в которых по всем правилам должен писаться мягкий знак, но пишется твердый. Вот несколько примеров таких конструкций в предложениях:
И если про адъютанта некоторые учителя еще упоминают, говоря о том, что конструкция является словарным словом и требует запоминания, то почему в «съемке» твердый знак, а не мягкий — рассказывают не всегда. Все дело в происхождении конструкции, о котором уже упоминалось.
Приставка или исключение
О том, как правильно объяснить ученикам случаи, которые являются сложными, задумывается практически каждый учитель русского языка. Большинство из них предпочитают сказать, что в словах «съемка» или «изъян» пишется твердый знак, потому что он находится после приставки, хотя опытный писатель сможет без труда определить, что ни о каком префиксе не может идти и речи. С этим согласны и большинство сайтов по орфограмме, например, один из наиболее популярных ресурсов gramota.ru.
Почему же этот корень настолько похож на приставку, что учителя разрешают ученикам намеренно совершать ошибки в морфемном разборе? Виной всему то, что некоторые существительные образованы от глаголов, в которых уже имеются префиксы «с», «под», «об» и так далее. Взять хотя бы в качестве примера «подъезд» и «объезд». Они были образованы от глаголов «объезжать» и «подъезжать», в которых уже имелась приставка. И хоть у «снимать» приставки и нет, существительное «съемка» очень сильно похоже на два этих примерах. Однако в любом орфографическом словаре будет написано, что корнем конструкции является «съем».
Именно поэтому у учителей остается выбор — сказать, что такие слова являются исключениями (однако в этом случае придется заставить учеников учить несколько десятков различных конструкций) или не заморачиваться над способом образования слова и намеренно дать детям ложную информацию. Большинство предпочитают прибегнуть ко второму варианту. Когда же в старшей школе или университете затрагивается тема об образовании слов, то все нюансы раскладываются по полочкам. Однако неведение никак не мешает большинству людей не совершать ошибку в правописании, пользуясь ошибочным правилом.
Важный момент
Чтобы не ошибиться в правописании знаков, стоит также вспомнить о роли, которую они выполняют. Эти буквы выполняют разделительную функцию. Твердый знак говорит о том, что после согласного должна идти буква, обозначающая два звука. Именно для этого в школах учеников обучают транскрипции: буква «я» обозначает звук [йа], «е» — [йэ], «ё» — [йо], «ю» — [йу]. Чтобы понять это было проще, следует разобрать несколько наглядных примеров: подъезд — [подйэзд] или объяснительная — [обйаснительная]. Разделительный знак пропадает, зато последующая буква приобретает сразу два звука.
Многие думают, что у мягкого знака присутствует та же функция, что и у твердого. Он также призван для разделения слова на несколько частей и не имеет звука. Кроме того, гласные после него (за исключением притяжательных прилагательных с «и» и иностранных слов с «о») будут также разделяться на два звука: вьюга — [в’йуга]. Однако только ленивый не заметит меленькую запятую над согласной, стоящей перед «ь». Этот знак обозначает мягкость звука и присутствует в транскрипции во всех словах с мягким знаком: лень — [лен’], тень — [тен’], пень — [пен’] и так далее.
В этом и заключается основное отличие разделительных знаков. Только «ь» будет давать мягкость той согласной, которая стоит перед ним. Однако чтобы определить мягкость звука, вовсе не обязательно составлять целую транскрипцию. Иногда достаточно просто произнести слово вслух по буквам и посмотреть, смягчается ли буква.
Если взглянуть на конструкцию «съемка», то никакой мягкости здесь нет. Мы говорим: [сйомка], а не [сьйомка]. Возможно, именно наш диалект и стал причиной, по которой в корне стал писаться твердый знак, а не мягкий. Ведь информация из орфографических словарей может меняться с течением времени в зависимости от того, как человек привыкает говорить. Не стоит забывать об этом важном нюансе, а также всегда перепроверять себя с помощью книг.
Обучение правилу
Чтобы не ошибиться в правописании разделительного твердого и мягкого знаков, придется разобрать большое количество различных примеров. Однако делать это необходимо правильно, следуя определенному алгоритму действий. В противном случае некоторые важные нюансы могут попросту быть забытыми и не станут учитываться. Небольшая инструкция, согласно которой необходимо проводить всю работу:
В завершение можно проверить себя с помощью транскрипции, медленно произнеся все звуки и посмотрев на мягкость согласной буквы. Если она отсутствует, нет причин сомневаться в том, что будет писаться разделительный «ъ».
Далеко не каждый профессиональный писатель знает о том, как писать конструкцию «съемка». Многие из них делают это правильно, поскольку им подсказывает интуиция. Однако если человек уже давно закончил школу и способен воспринять сложную информацию, то ему стоит знать, что в данном слове вовсе нет приставки «с», а твердый знак пишется, потому что он не несет мягкости предыдущему звуку.