Корень и однокоренные (родственные) слова
Корень может состоять из одной, двух и более букв:
Б ить, л ить, пь ю, икр а, мел ок, снеж инка, баран
В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).
Слова с несколькими корнями называют сложными.
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.
лент очка ( лент а, лент очный)
под вяз ка (за вяз ать, с вяз ка)
красн ый ( красн ота, пре красн ый)
Однокоренные слова
Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.
Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:
Сказ ание, рас сказ ывать, сказ очно
Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:
Книг а – книж ный, зар я – зо́р и
Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!
Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!
Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Что такое корень слова?
Содержание:
Корень – это главная значимая морфема, в которой заключено значение родственных слов.
Как найти корень в слове?
Чтобы найти в слове корень, нужно выделить окончание, изменив слово, затем обозначить основу, приставки, суффиксы, при этом подбирая однокоренные слова.
Та часть слова, которая останется неделимой, и будет корень.
Чтобы подобрать именно родственные слова, нужно в каждом слове определить значение.
Что такое однокоренные слова? Написание корня в однокоренных словах
Однокоренными называются слова с одинаковым корнем.
В русском языке имеется ряд правил по написанию корней:
Орфограмма
Пример
Безударные гласные корня проверяются ударением
Делово́й – де́ло; смотреть – смотр
При написании непроверяемых согласных и гласных нужно:
Чередующиеся гласные в корне ударением не проверяются
стил – стел, пир – пер, тер – тир (пишется а, если после корня стоит суффикс а);
Слово без корня
В русском языке есть слово без корня: вынуть.
Глагол образован так же, как слова двинуть, гнуть, но в указанных лексемах корни сохранились, а в слове вынуть отсутствует.
Русский язык. 1- 4 классы. Корень слова.
Будьте внимательны!
Осина, осины, осине, осину – это формы одного и того же слова осина. Отличайте их от однокоренных слов : осина — осинник, осиновый.
Как найти в слове корень?
Чередование согласных в корнях слов.
При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:
[г // з’ // ж] подруга — друзья — дружеский
[з // з’ // ж] воз — возить — вожу
[г // ж] дорога — дорожный, снег — снежок
[к // ч’] яблоко — яблочко, восток — восточный
[х // ш] орех — орешек, ухо — уши
[ц // ч’] отец — отеческий, огурец — огуречный
[з // ж] вязать — вяжу, сказать — скажу
[с’ // ш] просить — прошу, носить — ношу
Урок русского языка «Однокоренные слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка
2 класс «Школа России»
«Однокоренные слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.»
Что такое корень слова?
Какие слова называются однокоренными?
Как пишется корень в однокоренных словах?
Корень – общая часть родственных слов.
Родственные слова иначе называются однокоренными.
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова, единообразно писать корень в однокоренных словах.
Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, единообразно писать корень в однокоренных словах.
Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
Обогащать словарный запас учеников.
1. Организационный момент.
Ум да разум надоумят сразу.
— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
3.Создание проблемной ситуации.
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
— На какую тему все эти слова?
— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
— Сегодня вы свою классную работу, тоже украсите снежинками, но не просто так. На полях, около правильно выполненного задания вы будете рисовать снежинку. В конце урока узнаем, кому больше «поймать» снежинок удалось.
— первое задание можно уже оценить, кто очень красиво списал пословицу, нарисуйте снежинку.
— А теперь, вернемся к словам, которые вы прочитали. Что можете сказать о них?
Как вы думаете, какое будет задание?
— Верно, надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)
— Пишем с большой буквы, через запятую. ( Дети делают запись ).
б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).
— Почему, именно, эти слова выписали?
— Какова будет цель нашего урока? (Научиться распознавать однокоренные слова).
— А чтобы распознать их, что нужно сделать? (Найти общую часть и определить лексическое значение слов.)
— Это учебные задачи нашего урока. Когда легче учиться? (Когда работают дружно, помогают друг другу).
— То есть, когда сотрудничаем друг с другом. Что ж удачи вам!
5. Работа по теме урока.
— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
— Назовите эту общую часть. (зим- ).
— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
( Общая часть родственных слов )
(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
Лиса, лист, лисонька, лисий.
Морской, моряк, море, мороз.
Вода, водичка, водный, водитель.
— Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики, запишите в строчку через запятую только родственные (однокоренные) слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. У кого все правильно, поймайте снежинку.
б) Единообразное написание однокоренных слов.
— Вы только что сказали, что родственные (однокоренные) слова, это слова, которые имеют одинаковое лексическое значение и общую часть. Обратите внимание на домики, которые вы только что заселили, а что ещё можно сказать о корне? (Пишется во всех словах одинаково.)
— Совершенно верно! Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
в) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа(по выбору).
— Я предлагаю вам 3 задания. Выберите, то задание, которое вам больше нравиться и выполните его.
— Когда будете выполнять, что должны помнить? .( Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.)
1. Спиши, выдели корень в каждой группе слов
Пробег, б.гать, б.гун, б.говой.
Домик, д. машний, д. мишко, д. мовой.
Травка, тр. вянистый, тр. винка, тр.ва.
2. Выпиши только однокоренные слова.
Пятнышко, пять, п. тно, п. тнистый.
Лётчик, л. тучий, лето, л. тать.
Горный, горе, г.ра, г.ристый.
3. Дописать по одному слову.
— Как пишется корень в однокоренных словах?
г) Работа в группах.
— Сейчас пришло время поработать в группах. Снежинка принесла вам задания. На карточках, загадки, если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой урока, надо будет устранить лишнее слово, которое не будет однокоренным и подобрать еще одно свое слово.
Он всю зиму в шубе спал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной-…..(медведь).
На овчарку он похож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.( волк)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (кошка)
Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
8. Проверочное задание-тест.
— У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание. Сейчас проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Я буду читать вам группы однокоренных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
— Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
9. Домашнее задание.
— Домашнее задание будет разное. У кого на последней карточке синий кружок, поднимите руку, у вас с. 64 №93;
У кого зеленый – задание на карточке.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
— Кто на уроке открыл для себя что – то новое?
— В начале урока мы ставили цель: Научиться распознавать однокоренные слова.
— А чтобы распознать их, что нужно сделать? (Найти общую часть и определить лексическое значение слов.)
— Что нового узнали? Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.)
— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
— А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
— Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
— А теперь посчитайте, сколько вы поймали снежинок за урок.
— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. (Смайлики)
-Кто из вас доволен своей работой?
— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?
— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!
Что такое корень слова?
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
вод ный — под вод ный — вод яной — вод ник — под вод ник — вод янистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
В слове может быть один или два корня
вод ный — вод о лаз — вод ос брос — вод о хран илище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вод а, сел о, пол е, земл я, неб о, юн ый, бел ый, зелён ый, перв ый, пят ый, вед у, нес у, ид у.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
3. приставки, корня, суффикса, окончания
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
лес — лес ной — лес ник- лес ничий — лес ничество;
Общей частью этого ряда однокоренных слов является часть лес-, которую назовем корнем.
Трав а — трав ка, трав инка, трав ушка, трав яной, за трав енеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.