Главная » Правописание слов » Кто написал человек как предмет воспитания опыт педагогической антропологии

Слово Кто написал человек как предмет воспитания опыт педагогической антропологии - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Статья по истории педагогики на тему «К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

«Книга наша назначается не для психологов-специалистов, но для педагогов, сознавших необходимость изучения психологии для их педагогического дела».

Ушинский задумывал трехтомный труд, но написать третий том не успел:

Первый том включает в себя методологическое обоснование педагогики в развернутом предисловии (31 страница);

в физиологической части изложены свойства живых организмов, процессы их питания и роста, мускульная система, строение и деятельность нервной системы человека, привычки и навыки как усвоенные рефлексы, участие нервной системы в акте памяти, влияние нервной системы на воображение, чувство и волю).

В психологической части (в несколько раз больше физиологической): весь 1 том посвящен сознанию человека: внимание, ощущение, память, воображение, рассудочный процесс и образование понятий, суждений, умозаключений, индуктивный метод рассуждения, разум.

В 3 томе планировалось изложить все те возможные педагогические правила, вытекающие сами собою из анализа рассмотренных в 1,2 томах законов психофизиологической деятельности.

В предисловии к первому тому своей «Педагогической антропологии» Ушинский писал , что задача педагогической антропологиии не в том, чтобы дать универсальные правила воспитания, годные на все случаи жизни, а в том, чтобы помочь учителям узнать реальные психофизические и психические закономерности человека, чтобы они могли в каждой конкретной ситуации принимать наиболее соответствующее решение об адекватных педагогических мерах. «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли же при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты? Едва ли найдется хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредных и полезных сторон и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких»

В первых двух главах, рассматривая существенные свойства растительного организма, К. Д. Ушинский обращает внимание на такие из них, как рост, органы, силы развития, материалы для развития, значение питательного процесса и его условия, влияние питательного процесса на перерождение организмов. Мыслитель полагает, что эти знания важны для педагогов, особенно в организации процессов физического воспитания.

Из них выводятся основы физического воспитания человека. Для хорошего обучения важны: 1) перемена деятельности и 2) полноценный сон. «Вот почему воспитание, заботясь о гармоническом развитии человеческого организма, должно управлять и сном».

При рассмотрении процесса превращения произвольных действий человека в непроизвольные К. Д. Ушинский изучает рефлективные основания привычек. Привычкой он называет «замечательное явление нашей природы», состоящее в том, что «действия, совершаемые нами вначале сознательно и произвольно, от частого их повторения совершаются потом без участия нашего сознания и произвола и, следовательно, из ряда действий произвольных и сознательных переходят в разряд действий рефлективных, или рефлексов, совершаемых нами помимо нашей воли и нашего сознания».

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания. Детям нужно показывать картины или писать слова на доске, заставлять их внимательно слушать то, что говорит учитель и самих громко и отчетливо произносить и рассказывать заученное по картинке. Чем прочнее усвоятся памятью первые образы, считает мыслитель, тем легче будет проходить дальнейшее обучение. Таким образом, в соответствии с психофизиологическими особенностями детского возраста, важнейшим источником получения новых знаний для детей является опыт, приобретаемый с помощью внешних чувств. Следовательно, большое значение в обучении придается соблюдению принципа наглядности.

Изучив работу физиологическая часть работы Ушинского, воспитатель должен знать, следующие принципы, придерживаясь которым, организм ребенка будет здоровым и работоспособным:

1. Переменная деятельность ребенка, которая поможет заставить ребенка сделать гораздо больше и без усталости, нежели давать его деятельности одно и то же направление.

2. Чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки.

3. В первый год жизни ребенок живет не одной физической жизнью, в его душе и нервной системе подготавливаются основные элементы всей будущей психической деятельности: вырабатываются те силы и те основные приемы, с которыми он впоследствии будет относиться и к природе, и к людям.

4. При усвоении материала, заставить участвовать зрение, показывая карту или картинку; но и в акте зрения заставить участвовать не только мускулы глаза бесцветными очертаниями изображений, но и глазную сетку действием красок раскрашенной картины, или писать слово четкими белыми буквами на черной доске.

5. Призывать к участию голосовой орган, заставляя ребенка произносить громко то, что он учит, рассказывать по картинке или по карте.

6. Активизировать слух ребенка, заставляя внимательно слушать то, что говорит ясно и громко учитель или повторяют другие дети, и замечать ошибки.

7. Призывать к участию осязание, обоняние и вкус, если изучаемые предметы это допускают.

При таком дружном содействии всех частей нервного организма, дети будут работоспособными и здоровыми, в памяти прочнее залягут первые образы, даваемые учением.

Источник

Педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка

Система антропологических взглядов К.Д. Ушинского. Основные идеи его работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Задачи и принципы гуманистической педагогики. Методические советы и рекомендации по обучению и воспитанию.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.02.2014
Размер файла 595,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эти традиции не забыты и в современное время. Сейчас всё чаще педагоги говорят о том, что в современном, постоянно меняющемся мире информационных и цифровых технологий при воспитании подрастающего поколения не остаётся места для моральных ценностей, духовности, разумного, доброго, вечного. А ведь именно благодаря воспитанию этих качеств происходит не только оптимальное обучение, воспитание и развитие ребёнка, но и его успешная социализация в обществе.

В свете сказанного актуальным становится новое прочтение трудов К. Д. Ушинского с точки зрения гуманистических ценностей, народной культуры и активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического воспитания. Именно поэтому данная курсовая работа является актуальной и своевременной.

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы образования в соответствии с культурно-историческими национальными ценностями создали условия для объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского.

Проблема исследования: каким образом влияют идеи К. Д. Ушинского на воспитание, обучение и развитие детей в современное время.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) исследовать теоретическую базу посредством анализа имеющихся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках различных точек зрения на тему курсовой работы;

2) рассмотреть антропологические представления К. Д. Ушинского о развитии детей;

3) раскрыть основные идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

4) Провести опытно-экспериментальное исследование и выяснить, как педагоги массовой школы оценивают вклад К. Д. Ушинского в историю отечественной педагогики; используют ли они идеи К. Д. Ушинского в своей практике. Оценить результативность методической системы К. Д. Ушинского.

5) Дать практические рекомендации для педагогических работников, основанные на идеях К. Д. Ушинского о воспитании, обучении и развитии детей.

Очевидно, что К. Д. Ушинский внёс огромный вклад в историю русской отечественной педагогики. Он одним из первых представил человека как предмет воспитания. Именно поэтому объектом нашего исследования будет являться процесс воспитания детей, основанный на методических советах К. Д. Ушинского.

Так как только в процессе правильно организованного воспитания и обучения может произойти личностный рост ребёнка, то предметом нашего исследования будет являться изучение влияния методических советов К. Д. Ушинского на обучение, воспитание и развитие детей.

Всестороннему анализу педагогической системы К.Д. Ушинского посвящены многочисленные работы дореволюционных и советских исследователей. В изучение и внедрение в практику наследия Ушинского большой вклад внесли такие видные педагогики, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.И. Демков, К.В. Ельпицкий, П.Ф. Каптерев, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, а также советские исследователи Г.П. Белозерцев, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.К. Крупская, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, Н.А. Константинов. Труды этих педагогов составляют методологическую основу нашего исследования.

Почти все они рассматривали человека как предмет воспитания и обучения. педагог ребенок воспитательный процесс

Проблема обучения и воспитания вообще имеет многолетнюю историю своего изучения, и, несомненно, этот вопрос актуален и в настоящее время.

Значительное влияние на становление личности ребёнка имеет именно воспитание: семейное и школьное. В современной школе крайне актуальным становится вопрос «Как воспитать ребенка так, чтобы он носителем нравственных ценностей и культуры?»

Для выявления влияния идей К. Д. Ушинского на деятельность современных педагогов нами были использованы следующие методы:

1) анализ психолого-педагогической литературы;

Практическая значимость исследования: материалы данного исследования могут быть использованы социальными педагогами общеобразовательных учреждений, а также учителями общеобразовательных школ.

База исследования: МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Система антропологических взглядов К.Д. Ушинского

Как воспитать ребенка так, чтобы он стал носителем культуры и духовных ценностей? Этот вопрос актуален во все времена. Ответ на него смог дать великий русский педагог К. Д. Ушинский. Система антропологических взглядов К. Д. Ушинского крайне востребована и в наше время.

В этой главе мы рассмотрим ретроспективу жизни К. Д. Ушинского, а также рассмотрим основные идеи его труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и юношеские годы в имении отца около города Новгород-Северска.

Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.

После получения общего образования молодой Константин Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. Московские профессора оказали огромное влияние на становление взглядов Ушинского, поэтому, когда в 22 года Константин Дмитриевич был назначен исполняющим обязанности Ярославского юридического лицея, свои идеи о народности воспитания он активно внедрял в лекции. Критика в адрес народного образования, по мнению руководства лицея, плохо влияла на молодежь, поэтому скоро профессорская деятельность молодого Ушинского прекратилась. ( 8, 210)

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д. Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно-воспитательной работы.

Затем в течение 3-х лет К. Д. Ушинский работал инспектором в Смольном институте благородных девиц.

Деятельность Ушинского в Смольном институте была признана чуть ли не революционной; лекции, проводимые им вызывали шквал неудовольствия со стороны руководства.

В 1862 г. он был уволен из Смольного института благородных девиц. Ушинскому было предложено покинуть институт и выехать заграницу для составления учебника по педагогике. Фактически, этот выезд заграницу являл собой замаскированную ссылку.

Тяжелые переживания за судьбу народного образования не могли не отразиться на здоровье выдающегося педагога. Тяжелая болезнь легких дала о себе знать. Но, несмотря на все тяготы, болезнь и фактическую ссылку, в 1864 году выходит в свет потрясающая учебная книга «Родное слово» и «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для родителей и учителей».

Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.

После тяжелейшей общественной работы и написания своего главного педагогического труда, 22 декабря 1870 года Константин Дмитриевич скончался. Ушинский был похоронен в Киеве, на территории Выдубецкого монастыря. (18, 78)

До сих пор мы глубоко чтим и уважаем память этого поистине великого педагога. К. Д. Ушинский был не просто педагогом, но Просветителем. Сейчас утверждена медаль имени К. Д. Ушинского, издано полное собрание его сочинений. Имя К. Д. Ушинского носит улица в городе Ярославле, а также Ярославский педагогический университет.

1.2 К.Д. Ушинский основоположник педагогической антропологии

Как необходимо воспитывать своих учеников? Какие методологические основы взять в качестве ведущих?

Впервые именно им был поставлен вопрос о всестороннем изучении человека учителем.

В педагогической и профессиональной литературе времен Константина Ушинского не нашлось ответов, которые бы объясняли суть и смысл воспитания. Ни в психологии, ни в философии не было подходящей концепции, раскрывающей процесс становления личности.

Достигать целостного знания о человеке воспитуемом, по мнению К.Д. Ушинского, «было правильнее устройством особых факультетов», которые К.Д. Ушинский предлагал называть педагогическими или антропологическими, целью которых должно было быть «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» Ушинский К. Д. (25, 114)

Только распространением между воспитателями разнообразных антропологических знаний, на которых основывается искусство воспитания, можно способствовать развитию самого искусства воспитания.

Распространению среди учительства антропологических знаний поспособствовал главный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Эта книга не спроста не названа ни психологией, ни педагогикой. Труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выходит за границы времени Ушинского, это новая область познания, не существовавшая ранее. Педагогическая антропология находится на стыке педагогики и естественных наук о человеке.

Следя за структурными изменениями внутри наук, Ушинский отразил и учел их в своем опыте построения педагогической антропологии.

Такое понимание педагогической антропологии определило саму структуру произведения Ушинского. (6, 45)

Развитие по Константину Дмитриевичу, представляет собой цепь переходов от процесса к процессу. Так, физиологические процессы сменяются психофизиологическими, они, в свою очередь, психологическими. Психологические процессы, как одна из последних ступеней развития, сменяется духовными или психоидеологическими процессами. К последним можно отнести нравственность, духовность, язык. Эти духовные процессы порождаются не самим индивидом, а целой исторической жизнью народа и даже человечества.

С целью распространения труда К.Д. Ушинского среди широких масс русского учительства после смерти К.Д. Ушинского К.К. Сент-Илер пытался приблизить научные факты, приведенные в работе К.Д. Ушинского, к практике воспитания. В 1894 г. вышло сокращенное издание «Педагогической антропологии» в одном томе для удобства использования в качестве учебника педагогики, подготовленное К.К. Сент-Илером и Л.Н. Модзалевским.

Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов и психологов, последователей Ушинского. Яркими представителями ее были К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, А.Ф. Лазурский и многие другие. В настоящее время наблюдается активное возрождение идеи К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в деятельности современного учительства. (11, 5)

1.3 Основные идеи работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

Рассматривая основные идеи труда Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», можно заметить основные постулаты современной дидактики.

Главной задачей гуманистической педагогики, согласно Константину Ушинскому, является целенаправленное воспитание, опирающееся на естественное изучение человека. Использую взаимосвязь знаний о природе человека, можно «далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Как считал Ушинский, только путем целенаправленного воздействия на все стороны личности можно добиться развития этой личности. Под целенаправленным, педагогически грамотно выстроенном процессом следует понимать воспитание, как особое социальное явление.

Знания основ психологии и физиологии значительно обогащают каждого учителя. Именно фундаментальные и системные знания о природе человека, его душе, возрастных кризисах и психических проявлениях составляют необходимую основу для воспитания и обучения детей в практике любого педагога. (25, 76)

Учитель-воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста. антропология педагогический ушинский воспитание

К. Д. Ушинский дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы “возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. ( 25, 118)

Ушинский обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

Учитель сможет полноправно называться учителем только тогда, когда его урок будет для учеников СО-бытием, то есть совместным бытием.

В настоящие время просматривается тенденция обращения к трудам великого педагога К. Д. Ушинского. Тематика курсовой работы подтверждает это и раскрывает актуальность идей Константина Дмитриевича. Многие учителя уже пересмотрели свою методическую воспитательную работу, опираясь на постулаты, описанные Ушинским, кому то ещё предстоит это сделать. Ведь как гласит народная мудрость «Учитель учится всю жизнь».

В данной главе мы рассмотрим механизм исследования по тематике курсовой работы, а также предоставим практические рекомендации для учителей по обучению, воспитанию и развитию детей.

2.1. Результаты анкетирования педагогического коллектива МБОУ СОШ 57 г. Краснодара

По теме исследования была организована и проведена опытно-экспериментальная работа на базе общеобразовательной школы № 57 г. Краснодара.

Целью эксперимента является про тестирования педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара, с целью определения результативности использования методической системы К. Д. Ушинского.

На основании полученных данных составить систему методических советов по обучению, воспитанию и развитию для практикующих педагогов.

Задачами нашего исследования являются:

1) провести анкетирование среди педагогического коллектива МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара;

2) выявить, используют ли в своей работе педагоги МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара систему методических советов К. Д. Ушинского по обучению, воспитанию и развитию детей;

3) опросить педагогический коллектив, работающий по системе К. Д. Ушинского на предмет результативности данной системы;

4) на основании исследования труда К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» выработать и представить систему методических советов по обучению, воспитанию и развитию детей.

Для достижения цели и задач были использованы следующие методы:

1) анализ психолого-педагогической литературы;

Члены педагогического коллектива, участвующие в исследовании:

Опытная работа включала в себя следующие этапы:

В период констатирующего эксперимента были использованы три метода: анкетирование, тестирование и беседа с педагогическим коллективом. Соответственно, констатирующий этап состоял из трех подэтапов.

Первый этап констатирующего эксперимента: анкетирование.

Цель анкетирования: собрать статистические данные по теме исследования.

У истоков анкетирования стоял Сэр Фрэнсис Гальтон— английский исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики.

Этапы проведения анкетирования:

1. Подготовительная беседа (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество и доверительность).

2. Про анкетирования с испытуемыми.

3. Под итогов анкетирования. Анализ полученных данных.

Итак, при проведении анкетирования нами была разработана и апробирована на практике следующая анкета для учителей.

Второй этап констатирующего эксперимента: про тестирования педагогического коллектива.

Цель тестирования: проанализировать систему воспитательной работы учителей и узнать, используют ли они в практике методические советы К.Д. Ушинского о воспитании, обучении и развитии детей.

В 1864 Дж. Фишер изобрел и апробировал на практике первые тесты для определения уровня обученности учащихся. Термин тестирование впервые ввел американский психолог Дж. Кеттелл (1890). Сейчас существует широкое разнообразие тестирований, применяемых в различных областях, как педагогики, так и психологии, так и социологии.

Третий этап констатирующего эксперимента: беседа с педагогическим коллективом

Цель беседы: в ходе беседы предполагается узнать, как классные руководители оценивают свою воспитательную работу с классом; знают ли они о педагогической антропологии К. Д. Ушинского; что беспокоит классных руководителей в анализе их воспитательной работы за прошлый год.

Также выявлено, что 14 учителей не устраивает уровень воспитанности детей в их классе, остальные учителя явных признаков невоспитанности у своих учеников не отметили.

Все опрошенные очень высоко оценивают вклад К. Д. Ушинского в развитие отечественной научной педагогики, однако о его системе обучения, воспитания и развития слышали лишь 9 педагогов. Кроме того, мы выяснили, что 10 педагогов слышали об антропологических представлениях К. Д. Ушинского, но лишь в общих чертах, а 4 учителя и вовсе не имеют понятия о такой системе взглядов и затрудняются с ответом.

Результаты исследования отражены в Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровень знаний педагогов о системе обучения, воспитания и развития К. Д. Ушинского

2) Результат проведения тестирования педагогического коллектива

По данным, полученным в ходе исследования с использованием теста (Приложение 2), установлено, что 14 учителей оценивают уровень воспитанности в своем классе как средний, остальные же педагоги дают высокие оценки данному показателю анкеты. Выявлено, что практически все учителя в своей практике используют методы наказания и поощрения (19 учителей), остальные мнения распределились по-разному. 4 педагога используют методы этической беседы, оставшиеся 3 учителя прибегают к формированию воспитанности через собственный пример. При этом 5 педагогов сомневаются, действенны ли их методы воспитательной работы.

На вопрос «Что значит «развивать ребенка» мнения распределились следующим образом: 6 учителей выбрали вариант ответа А, 8 ответили, что это вариант Б, лишь 3 учителя выбрали вариант В, 8 коллег затруднились с ответом.

Всего 7 из 25 опрашиваемых используют в своей практике антропологические знания о воспитании и развитии, выработанные К. Д. Ушинским. Однако при этом все опрашиваемые хотели бы повысить уровень воспитанности в своих классах. 22 учителя из 25 согласились использовать в дальнейшей практике методические советы К. Д. Ушинского о воспитании, обучении и развитии.

Наиболее важные для исследования показатели отражены в диаграммах 2, 3 и 4.

Диаграмма 2. Методы воспитания, используемые в практике педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 57 г. Краснодара

Диаграмма 3. Использование на практике опыта воспитания и развития К. Д. Ушинского

Диаграмма 4. Использование системы антропологических взглядов К.Д. Ушинского в будущей практической деятельности

3) Результат беседы с педагогическим коллективом

По результатам беседы с педагогическим коллективом, выяснено, что многие учителя отмечают у обучающихся снижение мотивации к учению и считают, что причиной может выступать недостаточное развитие ребенка.

Нами выяснено, что в некоторых классах ученики допускают нарушение дисциплины, как на переменах, так и на уроке. Учителя признают, что, по их мнению, это свидетельствует об общей невоспитанности данных учащихся. Чаще всего, в качестве наказания за дисциплинарные поступки выступает укор, беседа или запись в дневник. Почти все учителя считают, что объективным критерием воспитанности может выступать вежливость учащихся, знание и соблюдение правил этикета.

Выявлено также, что 90% опрошенных считают нужным проводить в классах дополнительную работу по формированию воспитанности школьников. 100% опрошенных заявили, что прочитали бы труды К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Однако, 3,2 % не собираются применять полученные знания в дальнейшей практической деятельности.

Сравнительные показатели уровня воспитанности в классах

В ходе проведения констатирующего эксперимента, мы выяснили, что учителя, использующие в своей практике методическую систему советов и рекомендаций, данную К. Д. Ушинским, отмечают, что уровень воспитанности в их классах довольно высокий, по сравнению с другими классами. Таким образом, из 7 учителей, работающих по данной системе, 6 отмечают ее результативность.

Данные наблюдения отражены в диаграмме 5.

Диаграмма 5. Результативность применения методической системы К. Д. Ушинского

Таким образом, данное исследование доказывает, что многие учителя остаются неудовлетворенными показателями воспитанности в своих классах. Кроме того, выявлено, что 39 % опрошенных знают и применяют на практике знания о системе антропологических взглядов К.Д. Ушинского и высоко оценивают его вклад в историю отечественной научной педагогики.

Выявлено, что учителя, работающие по системе К. Д. Ушинского постоянно, отмечают высокую результативность данной системы, так как уровень воспитанности учащихся в этих классах довольно высокий.

2.2 Методические советы и рекомендации по обучению, воспитанию и развитию

На основании полученных результатов исследования нами было принято решения разработать систему методических советов и рекомендаций, исходя из представлений К.Д. Ушинского о проблеме обучения, воспитания и развития.

Данные методические рекомендации могут быть полезны учителям общеобразовательных школ, социальным педагогам, педагогам-организаторам, а также воспитателям.

Методические рекомендации учителям, основанные на идеях К.Д. Ушинского

2) Первостепенной задачей любого учителя является именно воспитание, деятельность педагога, преследующая основную цель духовного обогащения и взращивания подопечных.

3) Воспитание должно включать в себя духовный и нравственный компонент. Не пренебрегайте моральными качествами в процессе воспитания! Будьте и сами примером для ребенка.

4) Цель воспитания согласно Ушинскому, «сам человек, а в человеке его душа». Воспитывайте душу и духовное в своих учениках!

5) «… всякая человеческая душа требует деятельности, и смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, такое направление и примет ее развитие. От недостаточной оценки этой основной психологической истины происходят главные ошибки и еще чаще упущения и в педагогической теории и в педагогической практике».

7) Только «своя», «излюбленная», свободная деятельность развивает и воспитывает, подчеркивает педагог. Развивающаяся и обогащающаяся новым содержанием «своя» деятельность захватывает всего человека, все сферы его души и становится источником ее развития.

9) Ребенка необходимо вводить в мир человеческих ценностей, предлагать цели (задачи, труд), которые наполняли бы постоянно раскрывающуюся пустоту души, обогащали ее смыслами и переживаниями.

10) Воспитание призвано обеспечить различные виды духовной практики ребенка, чтобы обогатить его душу. Духовные практики становятся средством воспитания души. Они не являются придуманными и искусственно навязанными, но вытекают из самой природы человека.

Педагогике, видимо, еще предстоит осмысление возможностей современного научного знания о человеке в отношении воспитания его души. Следует признать, что сегодня весьма успешно используется знание о природе человека в целях воспитания и развития.

Сильное воспитание, подчеркивал К.Д. Ушинский, проникнуто традицией и должно соответствовать законам развития человеческой природы. Сегодня эти идеи русского педагога для научной педагогики и воспитательной практики приобретают новое звучание и безусловную актуальность.

Целью воспитания, согласно Ушинскому, является «сам человек, а в человеке его душа». Предпосылки органичного, целостного развития ребенка ученый-педагог видит в природе его души.

Главнейшим из всех стремлений человека Ушинский считал стремление к сознательной деятельности. Это стремление должно особенно культивироваться в процессе воспитания. Можно сказать, что им разработана собственная теория деятельности и воспитания человека как ее субъекта. Эта теория нашла выражение в обосновании положения о развивающем характере обучения и нравственном значении труда. Деятельность, по Ушинскому, есть жизнь, не удовлетворяющаяся простым существованием, развивающая физические, умственные и нравственные силы, необходимые для человеческой деятельности.

В результате проведения исследования были выполнены основные его задачи и сделаны следующие выводы:

1) воспитание и развитие ребенка неразрывно связанно между собой; осуществляя целенаправленное воспитание, мы развиваем личность ребенка всесторонне;

2) одной из главных задач педагогов сегодня является именно воспитание; воспитание в духе идей педагогической антропологии;

3) следует развивать данное направление среди современного учительства, постоянно внедрять в практику работающих педагогов идеи естественного воспитания и обучения К.Д. Ушинского.

Проведя исследование по теме курсовой работы мы сделали следующие выводы:

1) Проанализировав теоретическую базу посредством анализа научной литературы, делаем вывод, что проблемы, о которых говорил К. Д. Ушинский, актуальны и в наше время.

2) Основные представления К. Д. Ушинского об антропологическом развитии ребенка находят широкий отклик в современной учительстве.

5) Разработанные методические советы и рекомендации, основанные на идеях К. Д. Ушинского составлены в духе педагогической антропологии и будут полезны практикующим педагогам.

Таким образом, цели и задачи исследования можно считать полностью достигнутыми.

12) Ильина Н.А. Путь к родному слову: педагогическое наследие Ушинского К.Д. в практике современной школы / Ильина Н.А., Шамков Н.А.// Начальная школа 2007, № 12, с.4-6.

17) Медведков А. П.. Краткая история русской педа-гогики в культурно-историческом освещении. Пг., 1916, с. 114.

19) Модзалевский Л. Н.. О народности воспит. По Ушинскому. «Памяти К.Д. Ушинского». СПб.,1869, с.162

24) Ушинский К. Д. /Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение педагогической антропологии как человековедения, служащего воспитанию и обучению людей. Принципы и задачи педагогической антропологии как науки, ее место в структуре педагогической науки. Человек развивающийся как объект изучения педагогики.

контрольная работа [15,1 K], добавлен 20.12.2010

Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. Элементы принципа народности воспитания по учению К.Д. Ушинского. Женское образование.

реферат [35,4 K], добавлен 29.08.2007

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения. Факторы воспитания личности. Принципы наглядности, научности, народности, воспитывающего обучения и воспитания. Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского.

реферат [21,0 K], добавлен 03.06.2009

Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте. Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности.

курсовая работа [47,2 K], добавлен 29.08.2015

Рассмотрение зарождения педагогической антропологии; возникновение данного подхода к воспитанию в России. Ознакомление с трудами К.Д. Ушинского. Разработка педагогической антропологии в конце XIХ—XXI веках. Закономерности развития личности человека.

курсовая работа [60,1 K], добавлен 05.04.2015

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Кто написал человек как предмет воспитания опыт педагогической антропологии, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Кто написал человек как предмет воспитания опыт педагогической антропологии", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Кто написал человек как предмет воспитания опыт педагогической антропологии:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *