Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Итоговое сочинение по русскому — это сложно и страшно? Don’t worry! Оно не сложнее, чем обычное сочинение, написанное в ходе классной/домашней работы, хотя чуть более ответственное. Доказываем это в статье и отвечаем на вопросы, которые могут возникнуть у одиннадцатиклассника при подготовке к итоговой аттестации.
Итоговое сочинение похоже на сочинение на заданную тему, которое пишут школьники в старших классах в качестве домашнего задания. Только работать над ним предстоит не дома, обложившись книгами, а в классе, руководствуясь только знаниями из головы.
На работу отводится 3 часа 55 минут — этого вполне достаточно, чтобы написать кассный текст, которому учитель с удовольствием поставит «зачёт»!
Рекомендуемый объем Итогового сочинения по русскому — 350 сло в. Это примерно две страницы листа А4. Хорошая новость — считаются все слова, даже маленькие вроде предлогов и союзов. Если написать меньше 250 слов, то поставят «незачёт».
Итоговое сочинение по русскому состоит из трёх частей:
В каждой части Итогового сочинения можно использовать клише. С их помощью работу проще структурировать и не потерять нить суждения.
В начале сочинения, в части вступления, обозначаем своё мнение: соглашаемся или не соглашаемся с цитатой из темы, заявляем тезис.
Приводим аргументы (обычно один–три) в поддержку своей точки зрения. Необходимо опираться на литературные произведения, не прибегая к пословицам, поговоркам, историям из жизни. Последние вообще могут не засчитать в качестве аргумента.
В этой части подводим итоги, обобщаем сказанное.
Направления нужны для того, чтобы школьники могли подготовиться. Они не изменятся в течение года, но вот конкретная тема по каждому из направлений будет известна только на экзамене. Она будет выражена вопросом, цитатой или мнением. Выбрать можно любую из пяти тем.
❗️ Не очень понятно, о чём писать? На сайте ФИПИ есть разъяснения к направлениям: советуем изучить их после прочтения этой статьи, иначе наши лайфхаки для подготовки к экзамену останутся неиспользованными и будут грустить! ?
Разберём подробно каждый критерий:
? Соответствие теме. Тут всё просто: есть тема, от неё не нужно отклоняться. Если в теме есть вопрос, на него стоит чётко ответить в тексте. За выполнение этих требований ставят «зачёт».
❗️ Обратим внимание на два первых пункта : для «зачёта» достаточно грамотно выполнить их + хотя бы один из последующих. Если в работе нет хотя бы одного из этих критериев, или он есть но неправильный, то будет «незачёт».
Делимся списком литературы, который составили преподаватели онлайн-школы Вебиум Агния Розенталь и Василиса Бродская.
Агния Розенталь рекомендует обратить внимание также на «Собачье сердце» М.А. Булгакова и поразмыслить над тем, что человек — это нечто большее, чем просто набор генов.
Рекомендовать что-либо в данном направлении невозможно, у каждого будет своё особенное произведение. Василиса и Агния советуют руководствоваться вопросами: «Какая книга стала поворотной в моей судьбе?», «Какое произведение я хочу посоветовать одноклассникам?», «Что, на мой взгляд, нужно обязательно прочитать и посмотреть человеку до 18 лет?» А из знаковых для себя романов отмечают «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера и «Обыкновенную историю» И.А. Гончарова.
? Эксперты Вебиума рекомендуют готовиться сразу по нескольким направлениям — ведь конкретные темы неизвестны и лучше подстраховаться. Хорошо, если в арсенале будут как минимум два произведения для каждой выбранной тематики. Это поможет легче справиться с заданием.
Собрали частые ошибки, которые приведут к «незачёту» по Итоговому сочинению по русскому языку.
Преподаватели Вебиума дали несколько советов перед написанием Итогового сочинения по русскому языку.
❓ Что делать, если получил «незачёт»?
✅ Переписать работу в резервные даты.
❓ Что делать, если не смог прийти на экзаменацию?
✅ Написать работу в резервные даты.
❓Могу ли я не писать сочинение?
✅ Его могут заменить на изложение, но только для учеников, имеющих ограничения по здоровью.
❓Можно привести два аргумента из одного произведения?
✅ Да.
❓Получу ли я «зачёт»?
✅ Да, если будете следовать всем советам из статьи ?
С этими шпаргалками для Итогового сочинения по русскому языку у вас точно получится впечатлить преподавателя качественными цитатами и обрадовать сильными аргументами.
Вот и всё, «зачёт» почти в кармане!
Как провести последние дни перед экзаменом и что делать на итоговом, чтобы точно получить зачёт? Курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ LUDI составили ну просто очень подробную инструкцию: как подготовиться, как распределить время экзамена, как проверить работу.
Времени до экзамена осталось слишком мало, поэтому нет смысла читать классические романы, пытаясь наверстать пробелы в изучении школьной программы. Тем более не нужно заменять подготовку на заучивание банка аргументов и чтение кратких содержаний. Как мы писали в прошлой статье, подобные действия приводят к большому количеству фактических и логических ошибок. Не читали произведение — не используйте его в качестве примера.
Вместо этого проведите ревизию своего литературного багажа. Вспомните всё, что вы читали сами, и письменно ответьте на несколько вопросов:
Сформулируйте более конкретно, используя ключевые слова: безнравственность, предательство друга, достижение цели. Такой аргумент можно использовать, например, для темы «Оправдывает ли цель средства?»
Опишите или проговорите подробно, в чём заключается аргумент и как он связан с ключевыми словами. По справочникам или книгам проверьте правильность написания всех имен и фамилий; если нужно, пробегитесь глазами по фрагменту текста.
Для удобства можете воспользоваться шаблоном конспекта.
Так вы систематизируете всю информацию, а значит, на экзамене потратите меньше времени на поиск аргументов и не допустите фактических ошибок. Также конспект помогает задать ракурс анализа текста — благодаря этому на сочинении будет проще найти пример для конкретной темы. Когда ученики подбирают аргументы к направлению в целом, они чаще допускают в сочинении логические ошибки и уходят от темы.
Польза ещё и в том, что после такой ревизии станет понятно, каких аргументов вам не хватает. Допустим, вы пишете уже не первый пример романтических отношений для направления «Верность и измена». Но что, если попадётся нечто иное — верность в контексте дружбы? Если переживаете об этом, воспользуйтесь нашим списком коротких рассказов. Прочтение не отнимет много времени, а вам станет гораздо спокойнее.
Экзамен длится 3 часа 55 минут. За это время нужно будет не только написать текст на новую для вас тему, но и успеть тщательно проверить его. Это значит, что стоит заранее позаботиться о грамотном распределении времени.
Обычно написание сочинения складывается из нескольких этапов:
Это — один из вариантов распределения времени. Чтобы выработать свой, сымитируйте ситуацию экзамена: потренируйтесь писать сочинение за ограниченное время.
Для этого включите таймер (засеките ровно 3 часа 55 минут), выберите любой комплект тем из нашего документа и приступайте к написанию сочинения. Во время работы отмечайте, сколько времени уходит на каждый этап.
Когда закончите, проанализируйте, где потеряли драгоценные минуты. Допустим, вы не успеваете проверить текст, потому что долго ищете подходящие слова, несколько раз начинаете всё заново и так далее. В этом случае нужно заранее придумать, как сэкономить время — например, при создании черновика не искать идеальную формулировку и дорабатывать её уже при редактуре.
Темы сочинений станут известны за 15 минут до экзамена. В отличие от открытых направлений, они будут гораздо более конкретными: рассуждать нужно будет не в целом о верности и измене, а, например, о верности в связи с дружбой.
Соответствие теме — это основный критерий оценивания, поэтому к выбору нужно подойти с умом. Вот несколько советов, которые помогут убедиться, что тема вам подходит.
Этот пункт особенно важен, если тема представлена в виде чьего-то высказывания. Представьте, что такое сообщение вам прислал друг. Что вы ответите? Поймете ли, что он имел в виду, или захотите задать уточняющие вопросы? Ничего плохого в том, что вы не сразу вникли в смысл, нет. Экзамен ограничен по времени, поэтому не стоит экспериментировать и браться за сложное задание, когда есть более простые и понятные варианты.
Чтобы убедиться, что они соответствуют конкретной теме, выделите ключевые слова. Так, в теме «Согласны ли вы с утверждением: „Верность — свидетельство силы“?» ключевыми словами являются «верность» и «сила». Это значит, что вы должны привести в пример такие произведения, в которых героям нужно проявить какое-то усилие, побороть себя для того, чтобы остаться верным. Если на ум ничего не приходит, выберите другую тему.
При прочих равных условиях выбирайте то, что интересно вам самому. Сочинения, которые написаны заинтересованным в теме учеником, сразу заметны: в них меньше клише и чужих мыслей. А это, как мы уже писали, влияет на зачёт сразу по нескольким критериям: композиции, качеству речи и соответствию теме.
Некоторые пользуются на экзамене заученными заготовками, чтобы побороть страх чистого листа. Не советуем так делать. Во-первых, заученный чужой текст (или его фрагмент) считается списанным. Как только проверяющие обнаружат это, вы получите незачёт за всю работу. Во-вторых, растёт риск, что вы уйдёте от темы, а это основный критерий оценивания.
Если не знаете, с чего начать, не пытайтесь формулировать конкретные фразы — только потеряете время. Вместо этого фиксируйте в черновике всё, что пришло в голову: мысли по теме, примеры, ассоциации.
Почему в сочинении по русскому стоит (и можно) использовать аргументы из сериалов
Тема представлена в форме вопроса? Запишите свой краткий ответ и начните постепенно его раскрывать. Допустим, вы выбрали тему «Можно ли судить о человеке по его цели?» Сначала вы просто отвечаете: «Да, судить можно». Попытайтесь понять, почему вы так считаете. Например, потому что цель определяет приоритеты человека, влияет на то, как именно он строит свою жизнь. А с помощью какого произведения это можно доказать? И почему этот пример подтверждает вашу правоту? Эти вопросы помогут вам логично и последовательно раскрыть мысль.
Перед тем, как начать писать, составьте план. Наметьте в нём, о чём конкретно вы будете говорить в тексте — кратко сформулируйте содержание каждого абзаца. Это поможет структурировать мысли и не уйти от темы.
Когда на протяжении нескольких часов пишешь текст, кажется, что в нём уже ничего нельзя улучшить. Это не так. Но такое ощущение имеет место, и именно поэтому школьники сдают работы, не проверив их как следует.
Чтобы посмотреть на текст свежим взглядом и не пропустить ошибок, сделайте перерыв. Расслабьтесь. Попроситесь выйти и пройдитесь по коридору. Посмотрите в окно, чтобы немного отдохнули глаза.
После того, как встряхнулись, приступайте к проверке. Первый раз перечитывайте черновик сверху вниз, как обычно.
Вот на что следует обратить особое внимание:
Нет ли неожиданных, резких переходов? Не повторяется ли одна и та же мысль несколько раз?
Уберите основную часть и прочтите только вступление и заключение. Не ушли от темы? Сделали вывод или перескочили на новую мысль, о которой в начале не было ни слова? Проверьте аргументы по ключевым словам темы. Действительно ли пример подходит именно этой теме?
Чаще всего повторы в сочинениях говорят о бедности речи. Старайтесь заменять повторяющиеся слова синонимами и местоимениями, когда это уместно. Об одинаковых синтаксических конструкциях сигнализируют повторы союзов и союзных слов. Такие предложения нужно будет переформулировать.
После того как закончите первую проверку и внесёте исправления в текст, можно приступить к поиску пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок. Для этого начните читать текст с конца — с самого последнего предложения до первого, фраза за фразой.
Дело в том, что при чтении сверху вниз мы следим за смыслом и не обращаем внимания на грамотность. Чтобы избежать этого, корректоры и изобрели такой приём.
Написание некоторых слов можно проверить по словарю, который должен находится в кабинете, где пишут итоговое сочинение. Однако большинство ошибок приходится не на словарные слова. Вот список того, что обычно вызывает затруднение даже у авторов хороших работ:
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением; дифференциация на письме НЕ-НИ; слитно-дефисно-раздельное написание наречий; правописание Н-НН в кратких причастиях, прилагательных и наречиях; правописание производных союзов и предлогов.
Запятые в сложных предложениях разных видов; знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения; постановка запятой на стыке союзов; использование вводных слов (конструкций), обращений; знаки препинания при однородных членах предложения; обособленные члены предложения; запятые при сравнительном обороте.
Употребление деепричастного и причастного оборота; нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; ошибки в построении предложений с однородными членами предложения; неверный порядок слов.
Повторите эти правила, чтобы не пропустить ошибку при перепроверке вашей работы.
До экзамена осталась всего неделя. Чтобы убедиться в своей готовности, пройдите тест и приходите на наш интенсив. Там вы напишете 3 сочинения за 5 часов и на каждое получите обратную связь от члена комиссии по проверке итоговых сочинений. Это настоящая репетиция, после которой на экзамене будет не о чем волноваться. Подробнее о том, что будет на интенсиве и как на него записаться, читайте в нашей группе.
Каждый второй одиннадцатиклассник мечтает подготовиться к итоговому сочинению как можно быстрее и сфокусироваться на ЕГЭ. Чтобы обеспечить себе «зачет» на итоговом сочинении, следует придерживаться следующего плана.
В 2020/21 учебном году утверждены 5 направлений итогового сочинения:
1. Забвению не подлежит
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет.
Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.
Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.
Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).
Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться.
Забвению не подлежит
“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”
Идеальный объем декабрьского сочинения – 350-400 слов
Такой план итогового сочинения позволяет закрыть все критерии и проявить творчество в вашей работе. Эксперты не любят шаблонные сочинения с обилием клише, поэтому важен баланс: написать итоговое сочинение по плану, но сделать его не шаблонным.
Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису).
Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:
То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме. Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.
Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.
В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.
В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).
Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”
Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Лайфхак как написать итоговое сочинение, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Лайфхак как написать итоговое сочинение", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.