Биография Вольфганга Амадея Моцарта
Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.
Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.
В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.
Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.
С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.
Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.
В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта «Аполлон и Гиацинт». В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф («Притворная простушка») и немецкого зингшпиля («Бастьен и Бастьенна»).
Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы «Митридат, царь понтийский» (1770) и «Луций Сулла» (1771).
В 1770 году, в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры» и избран членом Филармонической академии в Болонье.
В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.
В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера «Идоменей, царь критский», поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.
В июле 1782 году в венском «Бургтеатре» была поставлена его опера «Похищение из сераля», имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.
В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта «Директор театра» и оперы «Свадьба Фигаро» по комедии Бомарше. После Вены «Свадьба Фигаро» была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (1787).
Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу «Все они таковы, или Школа влюбленных» («Так поступают все женщины», 1790).
Опера «Милосердие Тита» на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.
В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.
В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.
В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере «Волшебная флейта» (1791).
В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).
В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.
Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.
Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение «Реквиема» (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).
В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.
«Реквием» был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.
Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.
Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.
В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.
Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый памятник композитору в Севилье (Испания).
В 1841 году в Зальцбурге при участии вдовы Моцарта Констанцы был основан Университет «Моцартеум» (Universität Mozarteum Salzburg) как «Соборное музыкальное общество и «Моцартеум». В задачи учреждения входило как обучение музыкантов, так и изучение творческого наследия Моцарта. В 1881 году университет объединился с международным фондом «Моцартеум». В 1914 году эта организация получила статус консерватории. С 1998 года консерватория называется «Университет «Моцартеум» в Зальцбурге». Продолжающий действовать при университете международный фонд «Моцартеум» собирает Моцартовскую библиотеку и поддерживает сеть музеев в Зальцбурге, посвященную Моцарту.
Музей Моцарта открыт в Зальцбурге в доме, где родился композитор. В 1996 году был открыт музей Моцарта в квартире, где композитор проживал в 1781-1787 годах.
Также музеи Вольфганга Амадея Моцарта открыты в Вене и в Праге.
В Австрии 2006 год, год 250-летия со дня рождения композитора, был объявлен Годом Моцарта.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Вольфганг Амадей Моцарт
Фото Все
Видео Все
Вольфганг Амадей Моцарт. Биография Великого Композитора Кратко. Факты Из Жизни
Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Биография.
Топ 10 Фактов Вольфганг Амадей Моцарт
Вольфганг Амадей Моцарт — биография
Вольфганг Амадей Моцарт – прославленный композитор, австрийский музыкант-виртуоз. Самый популярный композитор-классик, оставил свой заметный след в мировой музыкальной культуре. Имел феноменальный музыкальный слух, память и удивительную способность к импровизации. В 1770 году стал самым молодым членом Болонской филармонической академии. В том же году получил орден Золотой шпоры.
Слава и успех пришли к Моцарту очень рано. Вся его короткая творческая жизнь уместилась в шести сотнях произведений, признанных гениальными. Он писал оперную, концертную, симфоническую музыку, его сонаты звучат в исполнении оркестров всего мира. Произведения композитора учат дети всех мировых музыкальных школ. Непревзойденный виртуоз, владеющий несколькими музыкальными инструментами, имел абсолютный слух и изумительную память. Он прожил короткую, но яркую жизнь, оставил после себя такое наследие, что некоторым не снилось даже в почтенном возрасте.
Детство
В семье Леопольда и Анны Марии родилось семеро детишек, но выжить удалось только двум, остальные умерли младенцами. Первая из выживших – дочь Мария Анна, которую все называли необычным именем Наннерль. Спустя четыре года после нее родился Вольфганг. Мама очень трудно его рожала, доктора не давали никаких гарантий, что роженица останется в живых, да и сам мальчик был очень слабеньким. Однако все завершилось благополучно, женщина постепенно поправилась.
Портрет Моцарта в детстве
Дочь и сын Моцартов с раннего детства полюбили музыку, и проявили способности к ней. Отец дал первые уроки игры на клавесине дочери Наннерль, и трехлетний Вольфганг внимательно прислушивался к звукам музыки. Они приводили его в волнение, и мальчик начал частенько подходить к инструменту. Своими детскими ручонками он нажимал клавиши и подбирал созвучия, звучащие очень органично. Мало того, он играючи проигрывал отрывки понравившихся музыкальных произведений, даже если слышал их всего один раз.
Поэтому отец не стал откладывать обучение сына музыке на более позднее время, и приступил к занятиям с ним в четыре года. Но пьесы и менуэты, написанные другими музыкантами, вскоре наскучили маленькому гению, и в пятилетнем возрасте он начал сам писать собственные небольшие произведения. Спустя год мальчик уже виртуозно играл на скрипке, причем, осилил ее самостоятельно, без помощи со стороны.
Сестра с братом никогда не ходили в школу, они учились дома, у отца Леопольда. И нужно отметить, что получили приличное образование. Вольфганг всегда серьезно относился к изучению любого предмета. Например, когда они проходили математику, то мальчик учился с таким усердием, что в доме не оставалось ни одной чистой поверхности, все они были исписаны мелом. Мальчик записывал цифры, уравнения, задачи.
Турне по европейским странам
В шесть лет Вольфганг Амадей играл так замечательно, что мог выступать с концертами. Его игру на музыкальных инструментах дополнял голос сестры, Наннерль пела просто великолепно. Отца так впечатлили успехи сына и дочери, что он решился на продолжительный гастрольный тур по Европе. Леопольд Моцарт лелеял надежду на получение не только огромного успеха, но и немалых прибылей.
Моцарт с отцом и сестрой
Семья отправилась сразу в Мюнхен, потом посетила Брюссель, Кельн, Маннгейм, Париж, Лондон, Гаагу и несколько швейцарских городов. Турне длилось на протяжении нескольких месяцев, потом наступил небольшой перерыв, Моцарты вернулись в родной Зальцбург, но вскоре снова отправились в путь, теперь уже на несколько лет. Все это время брат с сестрой выступали перед ошеломленной публикой, часто бывали на выступлениях известных музыкантов, в оперных театрах, куда их сопровождали родители.
В 1764-м, во время пребывания в Париже, юный Вольфганг издал свои первые четыре сонаты для скрипки и клавира. В Лондоне юному композитору дал несколько уроков Иоганн Христиан Бах, младший сын Иоганна Себастьяна Баха. Бах-младший очень быстро понял, что перед ним не просто музыкант, а гениальный композитор, и согласился дать юному дарованию много полезных знаний.
Годы скитаний по европейским городам чуть не подорвали и без того не очень крепкое здоровье «чудо-детей». Они чувствовали огромную усталость. В таком же состоянии находились и их родители, к тому же, в Лондоне отец семейства серьезно заболел. Поэтому было принято решение о прекращении европейского турне, и в 1766-м юные дарования в сопровождении родителей вернулись в родной Зальцбург.
Творческое становление
Леопольд Моцарт очень хотел, чтобы талант сына развивался дальше, и в 1770 году отправил его в Италию. Четырнадцатилетний виртуоз поразил местную публику своим невероятным талантом. По приезду в Болонью, Вольфганг стал участником музыкальных соревнований, проводимых филармонической академией. Причем, он соревновался с музыкантами, по возрасту годящимися ему в отцы.
Вольфганг Амадей Моцарт в молодости играет на пианино
Музыканты Боденской академии так прониклись мастерством гениального юноши, что избрали его в академики, хотя по возрасту он не мог стать обладателем этого почетного статуса. Этот статус носили самые талантливые композиторы, которым исполнилось двадцать и более лет.
Вернувшись в Зальцбург, Моцарт начал сочинять самые разноплановые оперы, сонаты, симфонии, квартеты. И с каждым годом его произведения все больше поражали оригинальностью и смелостью, они абсолютно не походили на то, что Вольфганг слушал в детские годы, и что приводило его в восторг. Волею судьбы, в 1772-м Вольфганг Моцарт встретил Йозефа Гайдна, который стал молодому дарованию не только главным педагогом, но и самым лучшим другом.
Спустя некоторое время Моцарту предложили службу при дворе архиепископа, где в свое время трудился и его отец. Молодому композитору повезло, количество заказов значительно увеличилось. Но так продолжалось недолго, пока был жив старый епископ, а после его смерти место занял новый, и обстановка при дворе перестала быть комфортной. В 1777-м Леопольд Моцарт обратился к новому епископу, и выпросил для своего гениального сына поездку в Париж и в несколько крупных немецких городов. Этот вояж помог Вольфгангу вырваться из рутины, дал ему глоток свежего воздуха.
В те годы семью Моцартов преследовали большие финансовые проблемы, и сопровождать Вольфганга довелось одной матери. Подросший гений снова выступал с концертами, он исполнял собственную музыку, которая очень отличалась от традиционной классической музыки той эпохи. Да и сам подросток уже не вызывал того умиления, какое испытывали зрители, когда он был малышом. Поэтому в этот раз музыканта ждал более холодный прием. Продолжительная и безуспешная поездка сильно подкосила здоровье матери композитора, и она умерла в Париже. Вольфганг вернулся в родной город.
Расцвет карьеры
Финансовые проблемы продолжали преследовать семью, но, несмотря на это, Вольфгангу хотелось бросить службу у епископа. Композитор был недоволен его неподобающим отношением к себе. Моцарт знал, что он гениальный музыкант, а епископ обращался с ним, как с обычным слугой. Терпение музыканта лопнуло в 1871-м, он не стал соблюдать приличия и слушать доводы родных, оставил опостылевшую службу, и оправился в Вену.
Там состоялось знакомство Моцарта и барона Готтфрида ванн Стивена, покровителя музыкантов и обладателя шикарной коллекции произведений Баха и Генделя. Именно он посоветовал Моцарту писать музыку в совершенно новом для него стиле – барокко, с целью обогащения своего творческого наследия. В тот же период Вольфганг прилагал усилия, чтобы стать учителем музыки принцессе Вюртембергской Элизабет, но императору больше импонировала другая кандидатура – преподаватель музыки Антонио Сальери.
Кульминацией композиторского творчества Моцарта стали 1780-е годы. В тот период родились такие бессмертные произведения музыканта, как «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан». Тогда же он написал одно из самых популярных своих произведений – «Маленькую ночную серенаду», состоящую из четырех частей. В те годы сочинения Моцарта оказались самыми востребованными, его работа хорошо оплачивалась, таких высоких гонораров он не получал за всю свою жизнь.
Вольфганг Амадей Моцарт за клавесином
Небывалый творческий подъем, и признание публики продолжались недолго. В 1787 году не стало любимого отца композитора, и буквально через короткий промежуток времени у жены Моцарта – Констанции Вебер, диагностировали серьезное заболевание – язву голени. Лечение оказалось дорогостоящим, Вольфганг потратил много денег.
К тому же, ситуация ухудшилась и после смерти императора Иосифа II, после чего кресло монарха досталось Леопольду II, брату покойного. А он, в отличие от предшественника, не питал особого пристрастия к музыке, поэтому композиторы того времени не могли быть уверены в расположении к себе монаршей особы.
Личная жизнь
После того, как Вольфганг оставил родной город, и переселился в Вену, он жил на съемной квартире, которую любезно предоставило ему семейство Веберов. Это обстоятельство оказалось судьбоносным, молодой человек познакомился с Констанцией Вебер, которая впоследствии и стала его женой.
Отцу Вольфганга не понравилось решение сына жениться на этой девушке. Он считал, что ее семья просто ищет для дочери выгодного жениха, и никакой любви она к молодому человеку не испытывает. Но, несмотря на его возражения, молодые люди поженились в 1782-м. Сам Вольфганг считал, что он обрел счастье в личной жизни.
Супруга композитора подарила ему шестерых детей, однако выжили только два мальчика – Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг, остальные умерли в младенческом возрасте.
Увлечения
Вольфганг обладал непосредственным характером, и очень любил посещать веселые общества. Он стал постоянным гостем балов, приемов, маскарадов, зачастую устраивал увеселительные мероприятия у себя дома. Нужно отметить, что композитор отлично танцевал, особенно менуэт. Как и многие знатные люди того времени, Вольфганг любил играть в кегли, увлекался бильярдом. Он даже обзавелся собственным бильярдным столом, настоящей роскошью для Вены в те времена, который установил в квартире. Часто соревновался в умении с друзьями и иногда с супругой. Друг композитора, тенор Майкл Келли говорил, что часто его соперником в бильярде оказывался Моцарт, и ему не удалось ни разу переиграть композитора.
Моцарт за бильярдным столом
Особенной любовью Вольфганга пользовались животные, особенно птицы. В его доме постоянно жили канарейки и скворцы, которых Моцарт считал домашними животными. Помимо этого, у него жили собаки и лошади. В венский период жизни композитор каждое утро совершал конную прогулку. Так он выполнял рекомендации своего лечащего доктора.
Смерть
В 1790-м Констанции потребовался новый курс лечения, и перед Вольфгангом снова возникла проблема нехватки денег. Материальное состояние семьи с каждым годом все больше ухудшалось, и чтобы исправить ситуацию, он решился выступить с несколькими концертами во Франкфурте. На тот момент Моцарт получил мировое признание, он олицетворял собой прогрессивную и безмерно красивую музыку. Композитора приняли с большим радушием, он рассчитывал получить приличный сбор от своих выступлений, но его надежды оказались тщетными, гонорар оказался просто мизерным.
Могила Моцарта
В 1791-м в творческой биографии композитора произошел небывалый подъем. Он пишет свою прославленную «Симфонию 40», а буквально перед своей смертью «Реквием», который, к сожалению, так и остался незавершенным.
Интересные факты
Ссылки
Моцарт как правильно пишется
1. Имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы пишутся с прописной буквы: Александр Сергеевич Пушкин, Гай Юлий Цезарь, Эмиль Золя, Пётр Первый (Пётр I), Всеволод Большое Гнездо, Екатерина Великая, Тимур Железная Пята, Федька Умойся Грязью, Синдбад Мореход, Демьян Бедный, Лже-Нерон, Рыцарь Печального Образа (о Дон-Кихоте) и т. д.
Примечание. Прозвище никогда в кавычки не заключается: Владимир Красное Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Ванька Каин, Служанка по прозвищу Великий Могол.
Василий Третий Тёмный
Владимир Красное Солнышко
Ричард Львиное Сердце
2. Собственные имена, ставшие именами нарицательными, пишутся со строчной буквы: альфонс, держиморда, донжуан, ловелас, ментор, меценат, ванька (‘извозчик в дореволюционной России’), ванька-встанька (‘игрушка’).
Если фамилия, употребленная в нарицательном значении, не переходит в разряд существительных нарицательных, сохраняется написание с прописной буквы: Мы… твёрдо были уверены, что имеем своих Байронов, Шекспиров, Шиллеров, Вальтер Скоттов (Бел.).
Но если индивидуальное название человека употребляется в презрительном смысле, как родовое обозначение, то оно пишется со строчной буквы: презренные носке и шейдеманы (‘предатели социал-демократы’), квислинги (‘коллаборационисты’).
3. Названия предметов, единиц физической величины, видов растений и т. д., образованные от имен лиц, пишутся со строчной буквы: галифе, макинтош, наган, ремингтон, френч, ампер, вольт, кулон, ом, рентген, иван-да-марья. Так же: «катюша» (обиходно-разговорное название гвардейского миномета).
4. Индивидуальные названия, относящиеся к мифологии и религии, пишутся с прописной буквы: Зевс, Афина Паллада, Марс, Пегас, Исида, Брахма, Будда, Иисус Христос, Аллах, Магомет.
Родовые названия мифологических существ пишутся со строчной буквы: валькирия, ведьма, дьявол, нимфа, сатир, сирена.
Примечание. Названия мифологических существ, употребленные в нарицательном или переносном значении, пишутся со строчной буквы: геркулес (‘крупа’), атлант (‘колонна’), перуны (‘молнии’).
5. В сложных фамилиях, пишущихся через дефис, каждая часть пишется с прописной буквы: Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Новиков-Прибой, Римский-Корсаков, Немирович-Данченко, Святополк-Мирский, Овчина-Телепнёв-Оболенский, Бетман-Гольвег, Георгиу-Деж.
6. В двойных (тройных и т. д.) нерусских именах независимо от раздельного или дефисного их написания все части пишутся с прописной буквы:
1) древнеримские: Гай Юлий Цезарь, Марк Туллий Цицерон;
2) английские (включая австралийские, канадские, североамериканские): Джордж Ноэл Гордон Байрон, Роберт Льюис Стивенсон, Джон Бойнтон Пристли, Франклин Делано Рузвельт, Чарлз Спенсер Чаплин, Катарина Сусанна Причард;
3) немецкие: Иоганн Вольфганг Гёте, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Эрих Мария Ремарк, Иоганн Себастьян Бах;
4) скандинавские: Ханс Кристиан Андерсен, Сванте Август Аррениус, Улоф Рид Ульсен;
5) французские: Жан Жак Руссо, Пьер Анри Симон, Антуан Франсуа Прево.
При наличии только инициалов имен между ними ставится дефис: И.-С. Бах, В.-А. Моцарт;
6) итальянские: Джованни Джакомо Казанова, Пьер Паоло Пазолини, Мария Бьянка Лугюрин;
7) испанские (в том числе латиноамериканские): Хосе Рауль Капабланка, Давид Альфаро Сикейрос, Мария Тереса Пеон;
8) португальские (включая бразильские, анголезские): Луис Карлос Мартинес Пена, Мария длена Рапозо, Агостиньо Нето;
9) фламандские: Питер Пауль Рубенс;
10) венгерские: Михай Витез Чоконаи;
11) румынские: Иона Штефан Радович;
12) польские: Бронислав Войцех Линке.
Примечание. В именах литературных персонажей Дон-Кихот и Дон-Жуан обе части пишутся с прописной буквы и соединяются дефисом, образуя единое собственное имя. Но если слово дон употребляется в значении ‘господин’, оно пишется отдельно и со строчной буквы: дон Базилио, дон Андреа. Имена нарицательные донкихот, донжуан пишутся со строчной буквы.
8. Артикли, предлоги и частицы ( аф, ван, да, де ла, делла, дель, дер, ди, дос, ду, дю, ла, лас, ле, фон ) в западноевропейских именах собственных пишутся со строчной буквы: Густав аф Гейерстам, Людвиг ван Бетховен, Леонардо да Винчи, Антуан де Сент-Экзюпери, д’Аламбер, Гарсиласо де ла Вега, Лука делла Роббиа, Андреа дель Сорта, Макс фон дер Грюн, Гофман фон Фаллерслебен, Кола ди Риенцо, Фернанду-ди-Но-ронья, Дельмонте-и-Апонте, Лара-и-Санчас де Кастро, Энрике дос Сантос, «Жорнал ду Бразил», Роже Мартен дю Гар, «Каса де лас Америкас», ле Шапелье.
Служебные слова пишутся с прописной буквы:
1) если они слились с фамилией либо названием в одно слово (пишутся слитно или через дефис): Ванлоо, Декарт, Дю-Белле, Дюбуа, Ламартин, Лаплас, Лас-Вегас, Лос-Анджелес;
2) если без служебного слова фамилия не употребляется: Шарль Де Костер, Де Леон, Дос Пассос, Ле Телье;
3) если они пишутся с прописной буквы в языке-источнике: Эдмондо Де Амичис, Ди Витшорио.
Однако некоторые из названных составных частей личных имен, названий населенных пунктов и органов печати пишутся с прописной буквы: Аль-Валид, «Аль-Ахбар», Бен Юсуф, Ибн-Рушд, Ибн-Сина, Ибн-Сауд, Оглы Бекир-бек, Зульфикар Али Хан, Захир Шах, Эль-Аламейн, Абу Али, Хаджи-Гирей (элемент хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку).
11. В китайских личных именах, состоящих из двух частей, обе части пишутся с прописной буквы: Сунь Ятсен, Ань Ци, Ли Во.
12. В корейских, вьетнамских, бирманских, индонезийских, цейлонских, японских личных именах все части пишутся отдельно и с прописной буквы: Пак Су Ен, Хо Ши Мин, Фом Ван Доне, Ле Зуан, У Не Вин, Манг Ренг Сои, Курахара Корэхито.
13. Имена действующих лиц в некоторых произведениях художественной литературы (баснях, сказках, пьесах и др.) пишутся с прописной буквы: Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет (Кр.); Дед Мороз, Змей Горыныч, Красная Шапочка, Серый Волк, Синяя Борода (герои сказок); Кот, Пёс, Молоко, Сахар, Хлеб (персонажи пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»); «Песня о Буревестнике» (М. Г.); Некто в сером (Андр.).
14. Клички животных пишутся с прописной буквы: собака Жучка, кот Васька, кошка Мурка, лошадь Сивка, корова Пеструшка, слон Самбо.
Если индивидуальное название употребляется в качестве названия вида животного или в переносном смысле, то оно пишется со строчной буквы: мишки на картине Шишкина; плюшевый мишка; по деревне носились васьки и мурки; двор сторожила обычная жучка (‘дворовая собака’ — по распространенной кличке).