Давайте разберемся, как правильно пишется предложенное слово: наваждение или навождение.
Перед нами неодушевленное существительное среднего рода. Означает оно какое-либо видЕние, внушаемое, как правило, злыми силами.
Происходит от старославянского навадити (подстрекать, клеветать).
Первые две гласные буквы вызывают сомнения, т.к.находятся в безударном положении (наваждЕние).
Проверить себя обычно мы можем при помощи подходящих проверочных слов. Таких, где спорные буквы оказались бы под ударением.
Однако в данном конкретном случае сделать это не получится, т.к. наваждение входит в группу словарных слов, правописание которых закреплено в орфографических словарях.
Все, что нам остается, это их выучить.
Итак, зафиксируем в памяти, как правильно писать: наваждение. Проверочного слова нет.
Навождение или новождение с буквой «о» — ошибка.
Разберем теперь слово по составу (осуществим морфемный разбор):
Но если обратиться к этимологии слова, то окажется, что оно заимствовано из старославянского языка,
где было образовано по такой цепочке: от «вадити» (клеветать, обманывать) => «навадити» (наклеветать, обмануть) => «наваждЕНИЕ» (обман).
То есть когда-то в этом слове была приставка на-, которая в современном русском языке накрепко срослась с корнем, получился корень наважд-, в котором обе гласные а находятся в слабой позиции (безударные они).
Итак, первые две гласные не просто безударные, но они еще и непроверяемые.
Это словарное слово, его нужно запомнить или проверять по орфографическим словарям.
Ниже прикрепляю фотографию разбора по составу слова «наваждение».
Со словом «наваждение» всё не так просто, и легко вы его не проверите, остаётся только запомнить правильный вариант написания.
В данном вопросе разберем по составу слово заслуживающий.
Слово заслуживающий. Основой слова заслуживающий является ЗАСЛУЖИВАЮЩ. Слово заслуживающий является прилагательным, которое отвечает на вопрос Какой.
Однокоренные слова к слову заслуживающий: служить, заслужить, служба, служебный, заслуженный и так далее.
Более четырёхсот, а также более двухсот, трёхсот, пятисот, шестисот, семисот, восьмисот и девятисот – это единственные верные варианты: так было, так и остаётся сейчас, а если кто-то утверждает, будто раньше в школе учили, что концовка этих сложных числительных должна быть иной (увидела в ответе на другой Ваш вопрос), то он просто либо кое-что забыл из изученного давно, либо перепутал (о том, что именно перепутал, речь пойдёт позже).
А теперь разберёмся. Числительные от двухсот до девятисот в лингвистике называются сложными, ибо в каждом из них по два корня, а лексемы, в коих более одного корня (чаще всего два, реже три), испокон веков называются сложными.
Но сложные числительные имеют существенное отличие от большинства сложных лексем другой частеречной принадлежности, а заключается сие отличие в следующем: в таких числительных изменяются (склоняются) обе части, а потому они имеют по две флексии (иными словами – по два окончания). Одна флексия приютилась в середине, между двумя корнями, образовавшими числительное сложное, а другая, законопослушная, – там, где флексии и полагается быть по статусу: в конце слова.
Люди слышат неверное формообразование, произношение тех людей (по должности, сфере деятельности), чья речь раньше была для них образцом, и начинают сомневаться в правильности собственной речи, в частности, в правильности формообразования сложных числительных. Вспомнила сейчас такой эпизод из собственной жизни времён президентства Ельцина. Позвонила мне сестра, весьма, кстати, грамотная особа:
– Видела по ТВ, сколько народу собралось в Москве на митинг?
– Да. Смешно было. Ельцин широким жестом указал на площадь и заявил: здесь его поддерживают тысяч 8-10 человек, а телевизионщики дали панораму площади, на которой едва ли собралось более семисот человек.
– Семиста, – поправляет сестра.
– Семисот, – не соглашаюсь я.
– Почему семисот? По ТВ говорят семиста.
Конечно, она поняла свою ошибку, вспомнила, как поначалу резали ей слух все эти новодикторские и безграмотно-журналистские четырёхста, восьмиста и прочее, а потом привыкла и решила, что раньше говорила неправильно.
Почему же те, чья речь должна быть для нас эталоном, так ошибаются? Да потому, что времена истинных интеллигентов на ТВ типа Ангелины Вовк, Валентины Леонтьевой, Светланы Жильцовой, Игоря Кириллова канули в Лету, а им на смену пришли те, кого набрали по протекциям. Высшее образование имеют далеко не все нынешние дикторы, а уж о том, как обмельчали журналисты, а вкупе с ними и тележурналисты, не говорят только уж совсем безразличные к родному языку.
Ещё одну причину, связанную со школьными экспериментами, я вижу в том, что нынешние ученики не успевают усвоить одно, как на них наваливается другое, третье… Если вся тема, связанная со склонением числительных, умещается сейчас в два-три урока, то в головах детей, а среди них, между прочим, будущие дикторы, журналисты, теле- и радиоведущие, образуется каша.
На той парочке-тройке уроков дети должны научиться склонять числительные:
Нас сейчас интересует из всего перечисленного лексема сто. Это одно из трёх числительных, обозначающих десятки, которые имеют лишь по парочки падежных форм:
Вывод. Грамотный человек произнесёт только так: «Более четырёхсот книг, домов, машин, рек, полей, гектаров, школьников», да и, кстати, никогда не ошибётся в образовании других форм сложных числительных. Правильное употребление форм числительных в речи – одно из мерил грамотности.
В ряде слов русского языка встречаются, так называемые связанные корни, которые в «свободном плаванье» не встречаются, а только в присутствии приставок и суффиксов.
Вне всякого сомнения, правильно говорить и писать так:
Мне невероятно повезло: у меня были прекрасные учителя-словесники, которые смогли привить любовь не только к литературе, прежде всего русской, но и к языку, научили доходить во всём «до самой сути». Но вот склонять числительные меня и моих одноклассников учила преподаватель математики Галина Петровна. Начала она это благородное дело сразу же, как только взяла новые для себя 5-е классы, в одном из которых училась я. Предмет, преподаваемый Галиной Петровной, назывался тогда не математикой, а арифметикой, и с первых же уроков мы окунулись в большие числа – не только с двумя нулями, но и с тремя, четырьмя… девятью и пр.
На первых порах приходилось трудно, ведь на уроках языка русского числительные склонять тогда учились в 6-м классе, но Галина Петровна терпеливо поправляла нас, требуя правильного произношения, напрямую зависящего от формообразования.
Выглядело это так: если, допустим, пример (задания по арифметике делились на задачи и примеры) был такой: 900 + 230 =, то мы имели возможность выбрать один из двух вариантов чтения этого примера, поставив первое слово в падеж или дательный, или творительный:
Когда же давался пример на вычитание (900 – 230 =), вариант падежа был один, то есть первое числительное (первая цифра) до́лжно было употребить в падеже родительном, хотя для разнообразия можно было использовать разные предлоги, а заодно и разные глаголы. Выглядело это так:
Так, ещё не изучив склонение числительных количественных, мы на практике учились это делать – уже через некоторое время нас не страшили формы ни сложных числительных, в коих в нужный падеж необходимо было поставить каждую его часть, ни составных числительных, в коих склоняется каждое словечко, а в сложных словах, входящих в составные числительные, – каждая часть. Надо ли говорить, что в следующем году на уроках языка русского склонять числительные нам было совсем нетрудно?
Но вернёмся от моих воспоминаний к лексеме девятьсот и её словоформе девятисот. Внимательно прочитавшие изложенное выше, надеюсь, уже поняли следующее:
Так уж сложилось исторически, что во втором корне в числительных, обозначающих сотни, происходит чередование О с нулём звука, то есть в одних словоформах он выглядит как сот- (девятьсот, девятисот, двухсот), в других – как ст- (девятистам, двести, двумястами). При этом в числительных от 500 до 900 корень с О в трёх формах:
В падеже родительном числительные могу употребляться:
Склоняя лексемы, обозначающие сотни, надо иметь в виду: концовка -СТА есть лишь у слов триста, четыреста в им. и вин. пад., но в род. пад. и у них концовка -СОТ: трёхсот, четырёхсот.
О причинах, по которым набирают обороты ошибочные, вообще не существующие в языке формы падежа родительного (типа «девятиста») я написала в другом ответе.
В заключение несколько слов о способе образования лексемы девятьсот и морфемном составе её словоформы девятисот.
Лексема сложная, способ её образования – сложение основ лексем девять (девять-) и сто (-ст-, с учётом вышеназванного чередования – -сот-).
Так как склоняются обе части лексемы девятьсот, то флексий (окончаний) в их словоформах по две: в середине и в конце словоформ, а основы прерывистые.
В словоформе девятисот:
Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Навождение или наваждение как правильно пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Навождение или наваждение как правильно пишется", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.