9.2 «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание» по тексту А. И. Куприна «Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию. » (ОГЭ по русскому)
Смысл финала текста А. И. Куприна можно объяснить так: рассказчик обрадовался неожиданному поступку «блаженненького» Степана, отдавшего ему свои деньги, в которых рассказчик так нуждался. Проявленное Степаном сочувствие заставило рассказчика прийти к выводу о том, что на свете есть любовь и сострадание, благодаря которым человек справляется со всеми испытаниями и трудностями на своём жизненном пути.
Попробуем доказать данную мысль при помощи примеров из прочитанного текста.
Проанализируем предложения 51-58. В данном фрагменте текста подчеркивается, что рассказчик находился в трудном жизненном положении: он «провалился» на экзамене, у него оставалось только три копейки, из-за чего он даже голодал. Рассказчик говорит о том, что никто из его знакомых не дал ему денег взаймы, он отмечает, что они «отговаривались пустотой кармана». Получается, что у товарищей были возможности материально помочь рассказчику, пока он находился в тяжелой ситуации, однако они искали отговорки, чтобы не делать этого. А. И. Куприн демонстрирует, как сказывается отсутствие любви, сочувствия и сострадания на рассказчике; тот признается: «В эти дни мне было очень тяжело». В таком состоянии рассказчик находился не только из-за своего финансового положения и вынужденного голодания, но и из-за осознания того, что никто ему не поможет преодолеть то испытание, с которым ему пришлось столкнуться.
В предложениях 36-40 демонстрируется отношение двадцатилетнего «дурачка» Степана к «тэкам»: когда он думал, что кто-то хочет отнять у него накопленные средства, он издавал «ворчливые, угрожающие» звуки. Поэтому то, что Степан, бережно относящийся к своим накоплениям, отдал рассказчику «тэки», становится настоящим проявлением доброты и любви к ближнему. Автор показывает: пока существуют люди, подобные милосердному Степану, люди, нуждающиеся в помощи, имеют возможность справляться с жизненными трудностями.
Таким образом, смысл финала текста А. И. Куприна заключается в осознании рассказчиком важной роли милосердного и сострадательного отношения к ближним в жизни каждого человека.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинения к варианту №2 ОГЭ-2021
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
Дети, сегодня я прошу вас вспомнить о таком понятии, как милосердие! В ответ на эту просьбу половина нашего класса засмеялась. Другая половина насторожилась. И было отчего. Я думаю, что в тот день это самое слово — «милосердие» — прозвучало в стенах нашего класса впервые за все годы, которые мы провели в школе. Почему? Так уж получилось. Не говорят в нашем классе такими словами.
Клавдия, наша классная руководительница, переминалась с ноги на ногу, ломала пальцы и закатывала глаза.
Сегодня, ребята, я хочу представить вам нового ученика вашего класса. — произнесла она наконец.
Дверь словно бы сама собой распахнулась, и из коридора въехала в класс инвалидная коляска с большими блестящими колёсами. Человек десять изумлённо присвистнули.
Знакомьтесь, ребята, Юра Мальков. Будет учиться с вами. Надеюсь, вы поможете ему. Поможете адаптироваться к школе.
Впечатление, надо сказать, он произвёл сильное. Никто из наших не ржал, не показывал пальцем, не отпускал идиотских шуточек. Всё это было впереди. Пока все молча смотрели на Юру Малькова. А Юра Мальков смотрел на нас. И улыбался.
Потом Пашка Зорин встал из-за последней парты, отодвинул стул рядом с собой и деловито спросил:
Ты как, видишь хорошо? Или тебе лучше вперёд?
Я хорошо вижу, спасибо, — Юра улыбнулся ещё шире и, ловко управляя коляской, покатился по проходу к Пашкиной парте.
Ну вот и хорошо, — сказала Клавдия. — Потом познакомитесь поближе, а сейчас начинаем урок.
Могучему Пашке удалось раздвинуть столы и пристроить коляску так, что Юра легко мог писать на столе. Пашка сначала поглядывал с тревогой, иногда что-то басом спрашивал, Юра коротко отвечал. В общем, нашли общий язык. Это хорошо. Если Пашка будет защищать Юру хотя бы на первых порах, тогда его никто не обидит. К концу первого дня стало жсно, что Пашке Юрка нравится. Он с таким важным видом коляску катал, ж спрашивал у Юры что-то, и головой кивал, и учителя к нему в кои-то веки без скрежета зубовного обращались: «Паша, Паша. » В общем, завёл себе друга.
Ещё выяснилось, что Юра может передвигаться и без коляски, то есть ходить. Когда надо было переходить с этажа на этаж, Юра с коляски слезал ж сам шёл по лестнице, цепляясь за перила. Смотреть на ходящего Юру было тяжело, потому что он весь при этом как-то дёргался и пожимался. Я смотрел, а девчонки многие отворачивались.
Смеялся и улыбался Юра часто и хорошо. Да и вообще, если бы не его болезнь, был бы пацаном вполне привлекательным. Про болезнь его, естественно, тут же, чуть ли не после первого урока, спросили. Юра охотно объяснил, что его болезнь называется ДЦП, болеет он с самого рождения.
Понятно, что почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые жесты, когда он пытался достать что-то, писали, как Юра. высовывая язык и нелепо вывернув локоть и кисть. Дразнили, естественно, не все и в основном не из нашего класса, но ведь придурки-то везде найдутся.
На поддразнивания Юра реагировал удивительно: он смеялся. Да ещё передразнивал дразнильщиков. Вот как это происходило. Идёт, предположим, Юра на костылях по коридору. Сзади тут же пристраивается хвост из двух-трёх мальчишек, которые идут так, чтобы Юра их не заметил, ж копируют его ужасную походку, иногда опираясь при этом на швабру. Юстальные хохочут. Юра потихоньку поглядывает назад, потом резко оборачивается. Все, естественно, застывают на месте. Юра говорит, указывая пальцем:
— Не выходит, не выходит! И вовсе не похоже: ты ногу не так волочишь, ты — вообще спотыкаешься, а я этого никогда не делаю. Вот у тебя немного лучше, чем у них, но всё равно не так. Вставайте вот сюда, рядом.
Смотрите на меня. Раз, два, три — пошли! Ногой, ногой больше загребай! Смотри, как я делаю!
Сами понимаете, в другой раз Юру уже не передразнивали. Всем же хочется умными казаться.
Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой.
Над другими — сколько угодно. А над собой — нет. Юрка умел и делал это с удовольствием. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. Юрка просто пожимал плечами и начинал всё сначала.
(По Е. В. Мурашовой*)
Мурашова Екатерина Вадимовна (род. в 1962 году) — психолог, писатель, автор драматических книг для подростков.
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Людмилы Алексеевны Введенской: «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность».
Отличительная особенность разговорного стиля заключается в том, что собеседники общаются друг с другом в неофициальной обстановке. В связи с этим они достаточно часто употребляют экспрессивные, оценочные выражения, стремятся говорить как можно лаконичнее и постоянно импровизируют.
В предложениях 13-16 учительница представляет нового ученика классу. Чувствуется, что она растеряна, поэтому её фразы очень короткие. Кроме того, автор передаёт, насколько непросто учителю говорить о людях с ограниченными возможностями, с помощью повтора «поможете» и многоточия в конце 15-16 предложений. Это доказывает неподготовленность синтаксиса разговорного стиля.
В предложениях 56-62 Юра Мальков подшучивает над собой, чтобы защититься от насмешек одноклассников. Все фразы он произносит с восклицательной интонацией, потому что ему хочется выглядеть бодрым и уверенным в себе. Он употребляет простые односоставные предложения, потому что мальчику важно быть понятым своими ровесниками. Это доказывает, что люди в процессе общения стремятся к экономии речевых средств.
Таким образом, эмоциональность разговорного стиля во многом достигается с помощью синтаксиса.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Над другими – сколько угодно. А над собой – нет. Юрка умел и делал это с удовольствием. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. Юрка просто пожимал плечами и начинал все сначала».
Смысл финала текста Е.В. Мурашовой я понимаю так: умение посмеяться над собой дано не каждому, и эта способность делает человека сильной личностью. Действительно, инвалид Юрка никогда не отчаивался, потому что принимал себя таким, какой он есть.
В предложениях 40-43 говорится о том, что новый ученик Юра Мальков часто улыбался ребятам и охотно рассказывал о своей болезни. Не каждый человек с ДЦП может вести себя так же, как Юра, многие закрываются от мира и опускают руки.
Кроме того, мальчик научился подшучивать над собой, что позволяло ему защищаться от насмешек одноклассников (предложения 55-62). Чувство юмора помогает Юре не обращать внимания на свои недостатки, и это вызывает уважение у сверстников.
В заключение хочется сказать, что люди, готовые несмотря ни на что двигаться вперёд, умеющие постоять за себя, смогут справиться с любыми трудностями.
9.3. Как вы понимаете значение выражения СИЛА ХАРАКТЕРА?
Сила характера – это постоянное движение вперёд, несмотря на жизненные трудности, а также умение принимать свои недостатки и относиться к себе и другим с чувством юмора.
Так, например, Юра Мальков научился шутить над собой и, как отмечает Е.В. Мурашова, «делал это с удовольствием» (предложения 65-68). Он не поставил крест на всей жизни из-за ДЦП: болезнь не заставила его считать себя неполноценным. Это искусство быть самим собой подвластно только по-настоящему сильным личностям.
Таким необыкновенным людям посвящены многие произведения русской литературы. Например, Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке») становится инвалидом, ему ампутируют ступни ног. Однако ничто не может сломить бывшего лётчика, потому что он продолжает верить в себя. Б. Полевой пишет о том, что человек способен справиться с любыми трудностями.
Таким образом, сила характера – это прежде всего верность себе. Подобные люди ни перед чем не остановятся, и своим упорством они вызывают восхищение.
Сочинения ОГЭ по варианту №2 от ФИПИ
Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.
Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.
(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом
грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со
слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога,
видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.
(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно
провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи
бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.
(4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили
или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять
приседала, поджимая под себя больную ногу.
(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина.
(6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала
хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело,
хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня ктонибудь, а я отвечу вам такой любовью. » (8)Но усталые люди шли дальше.
(9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала
несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же
усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но
собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно
завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила
голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не
сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла
хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.
(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но
та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят
отделаться подачкой.
(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове,
протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на
женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и чтото тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине.
(19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой
и быстро, не оглядываясь, пошла.
(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной,
заскулила, та растерянно остановилась.
– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила
женщина.
(22)Собака благоговейно смотрела на неё.
(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой.
(24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть
своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они
и скрылись за углом.
(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину.
(По М.А. Чванову*)
* Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.) – российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.
Знаменитый писатель Корней Иванович Чуковский считал, что приставки придают речи богатейшие оттенки. Смысл этого высказывания я понимают так: каждая приставка, образуя новое слово, влияет и на смысловое содержание речи. Так ли это?
Текст М.А.Чванова начинается с описания бездомной собаки, которая «высматривала» кого-то. Приставка в этом слове отражает напряжённое состояние живого существа, всё внимание её направлено на ожидание: появится ли тот, кто спасёт от лютой смерти.
Корней Иванович Чуковский совершенно прав, приписывая приставкам очень важную роль в нашей речи.
В финале текста Михаила Андреевича Чванова отражается основная мысль всего текста: несчастные нуждаются в доброте и безошибочно определяют добрых людей среди других.
Добрым никогда не будет человек довольный жизнью. И собака это чувствует: «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой». Только тот, кто сам переживал трудности, способен понять бедное, доведённое до отчаяния живое существо.
И собака не ошиблась: она нашла того, кто не может равнодушно пройти мимо чужой беды: «Тогда женщина опустилась на корточки и
погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт».
Наверное, только тот, кто остро нуждается в сочувствии и жалости, может безошибочно определить среди толпы своего спасителя.
Доброта – это способность помочь несчастному. Человек добрый обладает способностью сочувствовать другим, он самоотвержен и относиться к людям с любовью.
В тексте Михаила Андреевича Чванова собака нашла среди сотен людей добрую женщину, которая не могла пройти мимо голодного и страдающего существа: «Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине». Совсем не важно, что говорила она, главное – не прошла равнодушно мимо страдания.
Ничего не боится добрый человек, потому что самоотверженность и любовь к людям делают его неуязвимым в борьбе со всяким злом.
Сочинения к варианту №36 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. 3а это мы его прозвали Пушком.
(1)В доме у нас жил ёжик, он был ручной. (2)Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. (3)3а это мы его прозвали Пушком. (4)Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. (5)При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
(6)Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. (7)0н бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал. (8)Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. (9)Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, моченым хлебом. (10)Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. (11)А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. (12)Всю ночь бегает, лапками топает, асом спать мешает. (13)Так он у нас а доме больше половины зимы прожил и ни раму на улице не побывал.
(14)Но пот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нот, (1 б)Я и решил паять с собою Пушка. (16)Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, п чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. (17)Ящик поста ни л п санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы. (18)Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка. (19)Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. (20)3ато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
(21) Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
(22) Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой. (23)Везу. (24)Вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. (25)Его только что туда охотники привезли. (2в)Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. (27)Там мы пробыли до самого вечера. (28)0 Пушке я вспомнил только на другой день. (29)Очень испугался, не убежал ли он куда.
(ЗО)Сразу бросился в сарай, к санкам. (31)Гляжу — лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. (32)Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. (ЗЗ)За ночь, видно, совсем замёрз и умер.
(34)Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. (З5)Погоревали все вместе, да делать нечего, решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
(З6)Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. (37)А потом мне подарили живого сыча: его поймали у нас в сарае. (38)Он был дикий. (39)Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
(40)Но вот наступила весна, да какая тёплая! (41)Один раз утром отправился я в сад. (42)Там весной особенно хорошо: зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра. (43)Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. (44)Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. (45)Я остановился. (46)Кто это — зверёк? (47)Какой? (48)Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.
(49)Не помня себя я бросился к зверьку. (60)Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
(61)Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. (62)Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.
(По Г. А. Скребицкому)
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста П.А. Леканта: «Каждое слово… представляет собой единство лексического и грамматического значений».
По мнению современного лингвиста П.А. Леканта, у каждого слова есть как лексическое, так и грамматическое значение. Первое из них помогает понять его смысл, а второе включает в себя значение слова как части речи с характерными для неё морфологическими признаками. Приведём примеры из текста Г.А. Скребицкого, подтверждающие данное утверждение.
Так, например, в 5 предложении есть слово «требуя», лексическое значение которого – просить о чём-либо в настойчивой форме. С точки зрения грамматики оно является деепричастием, то есть неизменяемой частью речи. Кроме того, «требуя» обозначает добавочное действие глагола и в данном контексте позволяет понять привычки любимого питомца героя.
В 38 предложении употребляется прилагательное «дикий». В данном случае лексическое значение этого слова – живущий на воле. Тем самым подчёркивается отличие сыча от ручного ежа рассказчика. Нельзя не обратить внимание и на грамматическое значение этого слова. Оно употреблено в начальной форме (м.р., ед.ч., И.п.) и именно поэтому входит в состав именного сказуемого.
Таким образом, и лексическое, и грамматическое значение одинаково важны для понимания смысла того или иного слова.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой».
Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик был счастлив вновь увидеть любимого питомца. Он думал, что Пушок умер, и долго не мог смириться с этой утратой. Внезапная находка дарит герою новые силы.
Так, в 1-2 предложениях говорится о ручном ёжике, жившем в доме рассказчика. Он очень привязался к Пушку, который стал полноправным членом его семьи. Герой заботится о своём питомце и уже не представляет без него своей жизни.
В 30-33 предложениях рассказчик узнаёт, что его Пушок умер. Герой чувствует душевную боль, когда ему приходится похоронить ежа в том самом ящике, в котором рассказчик однажды его нашёл. Несмотря на то что у него появился новый товарищ – сыч, герой всё равно в глубине души тоскует по Пушку.
Таким образом, новая встреча с питомцем стала для рассказчика настоящим праздником, поэтому он с таким «торжеством» принёс животное в дом, ведь для близкого товарища невозможно найти замену.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Жизненные ценности – это те взгляды, идеалы и принципы, которые представляются для того или иного человека особенно важными. Каждый сам определяет, что для него в приоритете.
Так, в произведении Г.А. Скребицкого рассказывается о ручном ёжике Пушке, к которому герой очень сильно привязался. Когда рассказчик подумал, что ёж умер, то чувствует грусть и тоску. На какое-то время появление нового товарища – сыча, которого рассказчик пытается приручить, заглушает эту душевную боль. Однако неожиданная встреча с ежом становится для него настоящим праздником: «Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой» (предложение 52). Преданность и привязанность – это главные жизненные ценности героя.
В рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор» мы видим, что по-настоящему важным для человека может быть искренность и душевность. Именно такой была «праведница» Матрёна, никогда не отказывавшая в помощи другим людям. Эту женщину можно назвать настоящим альтруистом, потому что самое главное место в её системе жизненных ценностей занимает счастье и благополучие ближнего.
Таким образом, у каждого человека есть свои взгляды и принципы, которыми он дорожит.
Сочинения к варианту №19 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая.
(1)Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком.
(2) Ехал я из Красноярска в Москву, и вот ночью на какой-то глухой станции в купе вваливается огромный краснолицый дядя в широченной медвежьей дохе.
(3) Снял шапку, вижу — голова у него совсем белая, седая. (4)Скинул доху — под ней военная гимнастёрка, и на ней в четыре ряда орденские ленточки.
(5)Он сел в уголок у окошка, попыхтел, отдышался, потом достал маленький-премаленький носовой платочек. (6)Я, помню, уже и тогда удивился. (7)Думаю: «Такому дяде небось и на полноса не хватит!»
(8) Ом разгладил платочек на коленке и в другой карман переложил.
(9) Наутро мы с ним познакомились, разговорились. (Ю)Оказалось, что попутчик I мой бывший танкист, полковник, всю войну воевал, восемь или девять раз I ранен был, два раза контужен, тонул, из горящего танка спасался.
(11)15×0л полковник из командировки в Казань, где он тогда работал и где у него I семейство находилось, (12) Дом ой он очень спешил.
(13)Я, помню, поинтересовался, велика ли у него семья.
— (14)Да как вам сказать. (15)Ты, да я, да мы с тобой.
(16) Сказал это и, вижу, расстёгивает на гимнастёрке кармашек, опять тянет | на свет божий свой маленький, девичий платок.
(17) Мне смешно стало, я не выдержал и говорю:
— Простите, полковник, что это у вас такой платочек — дамский?
(18) Он даже как будто обиделся.
— (19)Платочек этот не простой. (20)Если желаете, могу рассказать.
— Пожалуйста. (22)Очень интересно.
— (23) Дел о было в тысяча девятьсот сорок третьем году, в самом конце его, перед новогодними праздниками. (24)Был я тогда майор и командовал танковым полком. (25)Наша часть стояла под Ленинградом. (26)Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают. (27)А в городе живут, работают, учатся. (28)И вот в эти дни наша часть взяла шефство над ленинградским детским домом.
(29)В этом доме воспитывались сироты, отцы и матери которых погибли или на фронте, или от голода в самом городе. (ЗО)Понятно, что ребята сытые спать не ложились. (31)Ну а мы снабжались по-фронтовому, денег не тратили, — уделили ребятам из пайка своего сахару, жиров, консервов. (32)Купили и подарили детдому двух коров, лошадку с упряжкой, свинью с поросятами. (33)А под Новый год устроили ребятам праздник: раздобыли ёлочку, ёлочных игрушек. (34)Первого января отправились к своим подшефным в гости.
(З5)Каждому личный подарок привезли. (36)Но и они тоже в долгу перед нами оставаться не хотят. (37)Приготовили бойцам сюрпризы: одному кисет вышитый, другому рисуночек какой-нибудь, записную книжку, блокнот.
(38)А ко мне подбегает на быстрых ножках маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет, испуганно смотрит на меня и говорит: «Поздравляю вас, дяденька военный. (39)Вот вам, — говорит, — от меня подарочек», — и протягивает ручку, а в ручонке у неё маленький беленький пакетик, перевязанный зелёной шерстяной ниткой. (40)Я хотел взять подарок, а она ещё больше покраснела и говорит: «Только вы знаете что? (41)Вы этот пакетик, пожалуйста, развяжите, когда вы Берлин возьмёте».
(42)Видали?! (43)Немцы ещё под Пулковом сидят, на улицах снаряды падают.
(44)А уж девица эта, видите ли, о Берлине думает. (45)И ведь уверена была, пигалица, что рано или поздно наши в Берлине будут. (46)Я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю: «Хорошо, дочка. (47)Обещаю тебе, что раньше этого часа подарка твоего не открою».
(48)И что вы думаете — до самого Берлина не открыл этого пакетика.
(49)Полтора года с собой его носил. (50)Тонул вместе с ним. (51)В танке два раза горел. (52)В госпиталях лежал. (53)А пакетик всё со мной — неприкосновенный.
(54)Ну, долго ли, коротко ли, а вот наконец мы и в Берлине. (55)Я — впереди, на головном танке иду. (56)И о пакетике вспомнил: «Ну, думаю, теперь можно посмотреть».
105
(57)Развёртываю пакетик, а там. (58)Лежит там просто платочек. (59)Обыкновенный носовой платочек с красной и зелёной каёмочкой. (60)На этот раз я совсем другими глазами смотрел на него. (61)Вот эта самая тряпочка лежала, завёрнутая в тетрадную клетчатую бумагу. (62)И к ней булавкой пришпилена записка. (63)А на записке огромными корявыми буквами нацарапано: «С Новым годом, дорогой дяденька боец! (64)Дарю тебе на память платочек.
(65)Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (66)Желаю тебе здоровья! (67)Лида Гаврилова».
(68)Ну вот. (69)Скрывать не буду: заплакал я. (70)Вот. (71)А вы говорите — дамский. (72)Платочек этот очень дорог моему солдатскому сердцу.
(73)Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.
—- (74)Лида-то? (75)Да. (76)3наю немножко. (77)Живёт в городе Казани. (78)Учится в восьмом классе. (79)Отличница. (80)Сейчас, надо надеяться, ждёт своего отца.
— (81)Как! (82)Разве у неё отец нашёлся?
— (83)Да. (84)Нашёлся какой-то.
— (85)Что значит «какой-то»? (86)Позвольте, где же он сейчас?
— (87)Да вот — сидит перед вами. (88)Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. (89)И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. (90)Дочка у меня славная.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение».
По мнению современного лингвиста Л.А. Введенской, с помощью суффиксов субъективной оценки в русском языке можно передавать и описывать различные чувства человека. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
В предложении 38 так описывается внешность Лиды Гавриловой, подарившей солдату платочек: «маленькая белобрысенькая девчоночка». В каждом из этих слов есть уменьшительно-ласкательные суффиксы, создающие эффект контраста. Застенчивая маленькая девочка всё же совершила смелый поступок и своей детской верой в лучшее смогла приободрить танкиста в трудные военные годы.
Таким образом, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов авторы литературных произведений могут создавать психологические портреты своих героев.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Летом сорок пятого года я удочерил Лиду. И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная».
В финале текста Л. Пантелеева говорится о том, что бывший танкист удочерил девочку, оставшуюся сиротой во время войны. Герой был благодарен маленькой Лиде Гавриловой, которая твёрдо верила в победу русских солдат и смогла приободрить взрослого человека в трудные для всей страны годы. Полковник совершает по-настоящему добрый поступок.
В 42-47 предложениях рассказывается о том, как танкиста тронули слова маленькой девочки. Она была уверена, что русские войска доберутся до Берлина и победят фашистов. Это вселяет надежду на лучшее и в сердце героя, который пообещал Лиде, что не откроет её подарок раньше времени. Кто знает, может быть, это обещание и помогло солдату выжить?
В 68-72 предложениях говорится о том, что растроганный полковник заплакал, когда развернул подарок. Он увидел маленький дамский платочек, некогда принадлежавший маме Лиды. Девочка отдала солдату самое ценное, что у неё было. С тех пор герой не расставался с этим платочком.
В заключение хочется сказать, что всё возвращается к нам бумерангом. В данном случае девочка совершила замечательный поступок, за что и была вознаграждена свыше: она обрела отца. Именно поэтому говорят: «Жизнь дана на добрые дела».
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
Как доброта может изменить мир? Она делает жизнь яркой и насыщенной, а людей по-настоящему красивыми. Действительно, нас украшают добрые поступки.
В приведённом фрагменте текста Л. Пантелеева рассказывается о том, как девочка-сирота обрела отца. Она подарила солдату платочек – последнее, что осталось у неё от покойной матери. Лида Гаврилова помогла танкисту поверить в победу над фашистскими войсками. Герой был благодарен храброй девочке и удочерил её: «И нисколько, вы знаете, не раскаиваюсь. Дочка у меня славная» (предложения 89-90).
Учительница Лидия Михайловна, героиня рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», играет с учеником в пристенок, искренне желая ему помочь. Гордый герой не соглашается брать деньги просто так, поэтому учительнице приходится идти на хитрость. Она делает доброе дело, потому что сочувствует голодающему мальчику, но при этом рискует остаться без работы.
Таким образом, доброта – это неравнодушие к чужому несчастью и желание во что бы то ни стало оказать помощь другому человеку, не требуя ничего взамен.