Исследовательская работа «Мудрый ли правитель Хаммурапи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
VIII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Секция «Всеобщая история»
Тема: « Мудрый ли правитель Хаммурапи?»
Осипова Анна ученица 5 класса А
Потапова Валерия Сергеевна
ГЛАВА I ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО___________________________5-6
ГЛАВА II ЦАРЬ ХАММУРАПИ________________________________7-9
ГЛАВА III ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ ___________________________10-12
Список источников и литературы ____________________________14-15
Когда я изучала историю древних цивилизаций, на уроках истории, то узнала о царе Вавилона Хаммурапи и его законах. Я сразу задумалась о том, мудрый ли это правитель? Ведь в истории общества были законы, которые действовали в интересах определенных людей. Я задалась идеей выяснить мудрый ли правитель Хаммурапи и в чьих интересах он действовал.
Целью данной работы является исследование деятельности Хаммурапи по созданию законов.
проанализировать историю Вавилонского царства;
раскрыть содержание личности царя Хаммурапи;
выявить главные задачи законов Хаммурапи.
Объектом исследования является историю формирования законов Хаммурапи. Предметом исследования выступают законы Хаммурапи. Хронологические рамки исследования охватывают 1793—1750 год до н. э.
Территориальные рамки исследования обусловлены значимостью и сложностью исторических событий, происходивших в Междуречье Тигра и Евфрата.
Гипотеза исследования заключается в том что, вавилонский царь Хаммурапи создал законы, которые защищали интересы полноправного населения страны.
Методологической основой исследования являются диалектический метод и принципы историзма, объективности, конкретности. Законы Вавилонского царя изучались в развитии, события и факты рассматривались в их взаимосвязи и в конкретной исторической обстановке. До середины прошлого столетия в распоряжении историков имелись отрывочные сведения о народах, обитавших в древности в бассейне Тигра и Евфрата (в Месопотамии). В разных книгах так называемого Ветхого завета неоднократно упоминаются Вавилония и Ассирия, но интерес к ним носит односторонний характер. Описываются войны и мирные взаимоотношения этих государств с Израилем и Иудеей. Некоторые сведения о прошлом Вавилонии и Ассирии сохранил знаменитый греческий историк Геродот, посетивший в середине V в. до н. э. ряд восточных стран. Гораздо больше сведений имея вавилонский жрец Берос, который жил и писал в III в. до н. э. когда его страна находилась под греко-македонским господством. Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» в трех книгах на греческом языке. В 40-х годах прошлого столетия английский археолог Лэйард раскопал огромную библиотеку царя Ашшурбанипала ( VII в. до н. э.), состоящую из 20 000 глиняных книг. К социально-экономической истории народов древней Месопотамии интерес появился не сразу. В изучении юридических документов древнего Двуречья много сделал русский ученый — И. М. Волков. Структуру общества изучали Эд. Мейер и М. Вебер. Историк В. В. Струве исследовал круга полноправных жителей в древнем Двуречье. К сожалению, деятельности Хаммурапи не уделено должного внимания, поэтому в исследовании хотелось бы рассмотреть его деятельность подробно. Структура работы состоит из трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
ГЛАВА I.ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.
К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.[1,56]
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона.[1,57] Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.[1,61]
Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений.[3,132] Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.[3,234]
Итак, я пришла к выводу, что именно при Хаммурапи особого расцвета достиг Вавилон. Именно при нем город стал столицей. Государство Вавилония было не большим, но сильным и стало это заслугой царя Хаммурапи.
ГЛАВА II. Царь Хаммурапи
Хаммурапи — самый известный правитель древней Месопотамии. Известность к царю пришла благодаря активной деятельности по объединению Месопотамии и придуманному Кодексу законов. Правосудие, в понимании царя Хаммурапи, было важнейшим этапом построения государства, а исполнение всех правил — основа спокойной жизни граждан.
Появился царь Хаммурапи, в древней Месопотамии, на рубеже III-II тыс. до н.э, как воинственный полководец одного из племен амореев. Вторжение амореев, на территорию Месопотамии, привело к гибели существующих там Царств: Шумера и Аккада. Разбитая территория Месопотамии стала ареной боя для многих небольших княжеств. Именно в это время, яхрурум — аморейское племя, удачно отвоевывает у конкурентов царство Иссин (его северную часть) где создает отдельное государство со столицей г. Вавилон. [4,12]Отсюда и начинается история известного царя и здесь есть ответы на два важнейших вопроса: сколько лет правил Хаммурапи и сколько лет назад умер Хаммурапи.
Первые 20 лет биография Хаммурапи не пестрит большими военными достижениями, поскольку работа велась только по поиску соратников, информаторов, союзников и укреплению приграничных крепостей. Активных военных действий почти не происходило, но умелое ведение внешней политики обеспечило значительные успехи в последние 14 лет правления. Последние годы правления ознаменовались большими войнами, успешными столкновениями и расширением государства царя Хамурапи.
Особенно длительными и кровавыми были последние 14 лет в правлении Хаммурапи. Практически все время он проводил в сражениях с главными правителями Месопотамии.[4,12]
Следовательно, Хаммурапи был величайшим царём Вавилона, слава о котором уходила далеко за пределы его государства. О нем говорили, как об искусном правителе, политике, развитой личности и полководце, который принес своей стране мировую славу и возвышение. Имя царя в переводе обозначает «дарующий жизнь» или «целитель». Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.
ГЛАВА III. Законы Хаммурапи
В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи. Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона. На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.(Приложение № 3)
В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. [2,8]
Я провела исследование в своем классе, где узнавала знают ли мои одноклассники, кто такой царь Хаммурапи? Считают ли они Хаммурапи мудрым правителем? (Приложение № 6) Я выяснила, что все знают этого царя, но не все смогли ответить мудрый ли это правитель. Поэтому я изучила его законы.
Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:
Полноправные жители – авилум.
Неполноправные жители – мушкенум.
У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав. [2,8]
Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.
Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук. Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.
Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу. Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.
Итак, я пришла к выводу, что Хаммурапи был мудрым правителем. В своих законах заботился о статусе царя и рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.
Законы Хаммурапи были направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.
В результате моего исследования, я выяснила, что именно при Хаммурапи особого расцвета достиг Вавилон. Именно при нем он стал столицей. Государство Вавилония было не большим, но сильным и стало это заслугой царя Хаммурапи.
Хаммурапи был гениальным и великим полководцем, но в историю вписал свое имя, как первый в мире законодатель. Он первым разработал систему правил и законов, для общего пользования, на основе которой вершилось правосудие в его стране.
Законы Хаммурапи были направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов. Таким образом, цели и задачи моей работы выполнены. На основании вышеупомянутого, я с уверенностью могу сказать, что вавилонский царь Хаммурапи был мудрым правителем.
Сочинение на тему хаммурапи как мудрый правитель 5 класс
7 вариантов
Шестой царь Вавилона – Хаммурапи, один из величайших политиков древности, правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного (по тогдашним меркам) государства.
После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Но Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, набирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны – люди успели привыкнуть к самостоятельности и относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел способы, позволяющие управлять деятельностью подданных.
Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи” – каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов (в основном) и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.
Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей – воинов и так называемых “мушкену”. Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.
Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги, в основном, зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако, далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров (заимодавцев) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Немудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.
Право в своде Хаммурапи не совпадает с религией, но, тем не менее, праву придается сакральный характер. В законах отсутствует разделение на публичное и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненного отдельному лицу, наказание назначается судами. Формируются весьма нечеткие представления о видах вины. Впервые в истории Месопотамии предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона. Однако талион применялся только среди равных. Законы формируются как закрепленные нормы, сложившиеся в практике, без теоретического обобщения.
Долгое время Вавилон оставался самым могущественным городом в Междуречье. В IV в. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200000 человек – это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру.
Хаммурапи не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились.
Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми.
Начиная с правления Хаммурапи, Вавилон 1200 лет был важным культурным и научным центром Передней Азии.
Шестой царь Вавилона – Хаммурапи, один из величайших политиков древности, правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного (по тогдашним меркам) государства. После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Но Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, набирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны – люди успели привыкнуть к самостоятельности и относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел способы, позволяющие управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи” – каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов (в основном) и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной. Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей – воинов и так называемых “мушкену”. Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги, в основном, зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако, далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров (заимодавцев) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Немудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Право в своде Хаммурапи не совпадает с религией, но, тем не менее, праву придается сакральный характер. В законах отсутствует разделение на публичное и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненного отдельному лицу, наказание назначается судами. Формируются весьма нечеткие представления о видах вины. Впервые в истории Месопотамии предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона. Однако талион применялся только среди равных. Законы формируются как закрепленные нормы, сложившиеся в практике, без теоретического обобщения. Долгое время Вавилон оставался самым могущественным городом в Междуречье. В IV в. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200000 человек – это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру. Хаммурапи не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились. Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми. Начиная с правления Хаммурапи, Вавилон 1200 лет был важным культурным и научным центром Передней Азии.
Хаммурапи – самый известный из вавилонских правителей. Дата его рождения до сих пор не установлена, но ученые сходятся во мнении, что во время восхождения на престол он был достаточно молод. Не знают историки и точного происхождения его имени.
Некоторые исследователи склоняются к прочтению «Хамму-раби», что означает «предок велик». Другие полагают, что царя называли «Хамму-рапи», то есть «предок-целитель».
Когда Хаммурапи начал править в Вавилонии, его государство было весьма скромным и помимо столицы включало только несколько небольших городов на расстоянии до 80 км. События его 43-летнего правления дошли до нас благодаря принятой в Месопотамии традиции называть годы по каким-либо деяниям правителей.
Wikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0)
Начало царствования Хаммурапи ознаменовалось установлением так называемой «справедливости» (прощения долгов всем жителям), поэтому второй год его правления получил название «год справедливости Хаммурапи».
Когда правил Хаммупапи?
Считается, что Хаммурапи правил в период с 1793 по 1750 год до нашей эры. Его восхождение на трон проходило по наследственному принципу, то есть предшественником царя был его отец Син-мубаллит. К моменту начала его правления Вавилония существовала менее одного столетия и была окружена тремя грозными государствами – Шамши-Адад, Эшнунна и Ларса.
Сведения о первых 15 годах царствования Хаммурапи достаточно ограничены. Известно только, что он активно занимался строительством и несколько раз пытался расширить свои территории за счет соседних стран. Истинная слава пришла к нему только с 30-го года правления, когда царь совершил несколько победоносных походов и значительно увеличил размеры Вавилонского царства.
Чем прославился Хаммурапи?
Всю свою жизнь Хаммурапи стремился возвеличить Вавилонию и сделать ее самым могущественным центром Востока. На пути к поставленной цели он сумел покорить многие государства в окрестностях Вавилона, но наткнулся на жесткое сопротивление со стороны Римсина, правителя Ларсы.
Wikimedia Commons / Juana Manuel (CC BY 2.0)
Борьба между царствами длилась на протяжении 30 лет и, наконец, в 1762 году до нашей эры Ларса сдалась, а Римсин был изгнан за ее пределы. После победы Хаммурапи стал единоличным правителем всего Шумера и назывался «царем четырех стран света».
Наряду с военными победами, он прославился как мудрый правитель, создавший строго централизованную и упорядоченную систему власти. Царь придавал большое значение хозяйственным делам в своем государстве, вникал во все вопросы, проводил судебные и административные реформы.
Его законодательная деятельность была грандиозна по своим масштабам и до сих пор производит впечатление на историков. Во время своего правления Хаммурапи издал Кодекс законов, которые служили правосудию и позволяли поддерживать порядок в стране.
Какие законы ввел Хаммурапи?
Законник Хаммурапи включал в себя 282 статьи и был высечен на камне на 35-ый год его царствования. Камень стоял на главной площади и напоминал горожанам, что никто не может отговориться незнанием законов. Спустя 600 лет Кодекс вывезли в Сузы, где позднее его обнаружили археологи. До нас дошли только 247 записей, поскольку остальные были стерты с течением времени.
Согласно законам Хаммурапи, господствующая роль в вавилонской семье отводилась мужу. Он мог распоряжаться своим семейством, а при необходимости продавать детей любому, кто захочет их купить.
Жена имела право на развод, но только в том случае, если муж занимался прелюбодеянием, необоснованно обвинял ее в неверности или покидал семью. Все дети наследовали имущество родителей в равных долях, независимо от пола.
Wikimedia Commons / Mohamm3dfadil (CC BY-SA 4.0)
В уголовном производстве предусматривалось правило равноправия. Если сын ударил отца, ему отрубали руку, если человек кому-то выколол глаз, ему тоже выкалывали глаз.
В целом же Кодекс законов Хаммурапи дает историкам более полное понимание жизни в Древней Месопотамии и выступает важнейшим источником древневосточного права, которого люди придерживались до II столетия нашей эры.
Шестой царь Вавилона – Хаммурапи, один из величайших политиков древности, правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного (по тогдашним меркам) государства. После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Но Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, набирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны – люди успели привыкнуть к самостоятельности и относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел способы, позволяющие управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи” – каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов (в основном) и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной. Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей – воинов и так называемых “мушкену”. Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги, в основном, зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако, далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров (заимодавцев) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Немудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Право в своде Хаммурапи не совпадает с религией, но, тем не менее, праву придается сакральный характер. В законах отсутствует разделение на публичное и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненного отдельному лицу, наказание назначается судами. Формируются весьма нечеткие представления о видах вины. Впервые в истории Месопотамии предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона. Однако талион применялся только среди равных. Законы формируются как закрепленные нормы, сложившиеся в практике, без теоретического обобщения. Долгое время Вавилон оставался самым могущественным городом в Междуречье. В IV в. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200000 человек – это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру. Хаммурапи не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились. Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми. Начиная с правления Хаммурапи, Вавилон 1200 лет был важным культурным и научным центром Передней Азии.