Эссе «Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»
Людмила Антонюк
Эссе «Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»
«Оценивание в соответствии с требованиями ФГОС в основной школе»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» школа несёт обязанность по организации процесса оценивания в классе и разработке подходов, соответствующих требованиям стандарта к учебным результатам.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов для учителя:
где накапливать и фиксировать результаты?
кто должен осуществлять оценивание?
как определять итоговую оценку?
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются педагогические коллективы образовательных учреждений является отсутствие четко разработанной авторами ФГОС системы критериев уровня сформированности УУД, инструментария мониторинга планируемых результатов обучения, воспитания и развития.
Другой, не менее сложной проблемой, является преодоление инерционного мышления учителей, сориентированных на традиционную знаниевую систему оценивания.
В связи с этим система оценки должна осуществлять следующие функции:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности
а) ориентировать на достижение результата:
духовно—нравственное развитие и воспитание (личностные результаты,
формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты,
освоение содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечить оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся;
в) обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
г) использовать разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценку, наблюдения);
д) использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ООО, как основы для оценки деятельности учебного заведения.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления е результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются: критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ООО;
комплексность оценки ––возможность суммирования результатов;
приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей.
Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.
Учителю необходимо соответствовать вызовам времени, а для этого стремиться к саморазвитию, самосовершенствованию своей педагогической деятельности.
Немалую роль в саморазвитии ученика играет умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Поэтому перед учителями, начинающими работать по ФГОС, встаёт проблема отбора методических приёмов для формирования целостной системы контроля и оценки.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, школьным психологом, администрацией и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
В своей деятельности планирую руководствоваться следующими рекомендациями.
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней освоения.
Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом превышение опорного уровня дает дополнительные баллы)
При этом важным, на мой взгляд, является признание права учащегося на ошибку и возможность ее исправления.
Признания права учащегося на ликвидацию имеющихся пробелов, более высокого уровня учебных достижений.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце определенного этапа обучения (раздел, четверть, полугодие, год)и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в том числе с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.
На уроках и внеурочной деятельности необходимо стремиться повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся, проектирования, межпредметных исследовательских работ. Это способствует формированию умений самоконтроля и самооценки учащихся.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся.
Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действительное средство для решения рода важных педагогических задач, позволяющее:
• Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• Развивать навыки рефлексной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся.
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.
Как правильно проанализировать НОД по этапам в соответствии с требованиями ФГОС 1 этап НОД – «Мотивация» Вопросы-ориентиры: 1. Как педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью? 2. Какие приемы использовал.
Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС до 1. Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной.
Музыкальное занятие с детьми подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС Музыкальное занятие с детьми подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ Музыкальный руководитель: Шапкина Анастасия.
Применение здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС до 1. Применение различных видов гимнастики в физическом развитии детей дошкольного возраста 2. Педагогические условия организации профилактической.
Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Л.
Реализация образовательных областей с детьми от 3.5 до 4 лет в соответствии с требованиями ФГОС Автор статьи: Никонорова Галина Владимировна Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа.
Современный педагог ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Современный педагог ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли.
Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС» На данном этапе развития общества сложилось так,.
Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС Статья «Использование современных образовательных технологий при подготовке детей к школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Автор:.
Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных результатов»
Работа представляет интерес для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, с целью реализации Программы оценки достижения УУД, осуществления мониторинга достижения образовательных результатов, в том числе при реализации Программы преемственности между начальной и средней ступенью обучения; для родителей, при использовании результатов мониторинга достижений в качестве ориентира при планировании работы с ребёнком)
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных результатов»»
Ольга Васильевна Халина,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,
МКОУ СОШ № 7 г.- к. Кисловодска, г. Кисловодск, Ставропольский край, РФ
Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных
Краткая аннотация работы:
(работа представляет интерес для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, с целью реализации Программы оценки достижения УУД, осуществления мониторинга достижения образовательных результатов, в том числе при реализации Программы преемственности между начальной и средней ступенью обучения; для родителей, при использовании результатов мониторинга достижений в качестве ориентира при планировании работы с ребёнком)
Общие подходы и принципы построения системы оценки в соответствии с требованиями ФГОС
Виды контроля и критериальность системы оценки
Мониторинг образовательных результатов
Список использованных источников и литературы
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых особо следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (п.9) устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся, освоивших ООП начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим в себя освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе предметного изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Успешность достижения этих результатов зависит от того, как сформирована система оценки, которая позволит оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты, наблюдать динамику личностного развития ребёнка; насколько она стимулирует и поддерживает учащихся; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Общие подходы и принципы построения системы оценки в соответствии с требованиями ФГОС
Система оценки должна естественным образом «встраиваться» в образовательный процесс на различных уровнях и этапах обучения. Основным направлением оценки становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ:
— общероссийской, региональной и муниципальной системой образования;
— образовательными учреждениями и педагогами;
Основными компонентами системы оценки являются контроль и оценка. В процессе контроля выявляются, измеряются и оцениваются знания, умения обучающихся. Проверка является составной частью контроля. Основной её функцией является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях обучающихся.
Оценка включает в себя степень развитости определённых знаний, умений и навыков, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Нередко происходит отождествление понятий «оценка» и «отметка». Их разграничение крайне важно для дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагога.
Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребёнка. Оценка учителем приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый согласен с ней. Оценка должна быть адекватной, справедливой и объективной.
В школьной практике применяются различные виды оценочных шкал: количественная (сколько? на сколько?), порядковая (упорядочение множества по признаку или критерию), рейтинговая (опрос экспертов), дискриптивная (описание достижений и усилий ученика). Они, наряду с цифровыми отметками, являются абстрактными нормативными оценками и не учитывают усилия ребёнка в достижении цели. Психологически не оправдано подвергать оценке то, что находится в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний. При выборе шкал принципиальное значение имеет возраст обучающегося, их уровень психофизического развития. Шкалы должны быть критериально-ориентированными.
В начальной школе я использую логические описательные оценки, а также суждения – прогнозы о способностях детей, формируемые в виде рекомендаций. Прогноз при этом должен быть благоприятным и осторожным, ведь ребёнок находится только в начале пути, только начинает учиться.
Система оценки включает как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности учащихся.
Наши школы долгое время работали в условиях пятибалльного оценивания, которое с определенного момента стало тормозящим фактором в развитии образования. Эта система оценивания не позволяет обучающемуся увидеть динамику собственного развития, поддерживать и повышать мотивацию учения. Ребёнок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать сам себя, что во взрослой жизни ему надо будет делать постоянно. Следствием этого является отсутствие у многих детей адекватной самооценки.
Одним из новых подходов к оцениванию является безотметочное обучение.
При моделировании системы оценивания, учитель должен чётко представлять:
— что оценивать ( что подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
— как оценивать (какими средствами нужно фиксироваться то, что оценивается);
— каким образом оценивать (каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания.
Виды контроля и критериальность системы оценки
Особенностью процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом для обсуждения.
Организуя безотметочную систему оценивания систему в 1 классе, я использую:
Уровень самооценки повышенный
Оценивает:
— ученик; средний
— учитель
Рисунок 1. Оценочная шкала «Уровень самооценки».
Критерии и форма оценивания каждой работы могут быть различными и обсуждаются мною и учениками.
Таким образом, система оценки достижения результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС должна строиться на критериальной основе. Критериальная система оценивания дает возможность всем ребятам активно участвовать в процессе учения. Дети с 1 класса приучаются вырабатывать вместе со мной критерии оценки той или иной работы. Когда критерии сформулированы и за фиксированы на бумаге или на доске, то я и ученик становимся на один уровень в оценивании выполненного задания. Большое значение для становления рефлексии у младших школьников имеет в обсуждение соответствия работы принятым критериям. В процессе критериального оценивания у ребёнка формируется оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.
В традиционной системе критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Не участвуя в разработке критериев, ученик не может самостоятельно и объективно себя оценить. (Таблица 1)
Таблица 1. Критериальное оценивание выполнения заданий.
Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных результатов»
Работа представляет интерес для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, с целью реализации Программы оценки достижения УУД, осуществления мониторинга достижения образовательных результатов, в том числе при реализации Программы преемственности между начальной и средней ступенью обучения; для родителей, при использовании результатов мониторинга достижений в качестве ориентира при планировании работы с ребёнком.
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных результатов»»
Ольга Васильевна Халина,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,
МКОУ СОШ № 7 г.- к. Кисловодска, г. Кисловодск, Ставропольский край, РФ
Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных
Краткая аннотация работы:
(работа представляет интерес для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, с целью реализации Программы оценки достижения УУД, осуществления мониторинга достижения образовательных результатов, в том числе при реализации Программы преемственности между начальной и средней ступенью обучения; для родителей, при использовании результатов мониторинга достижений в качестве ориентира при планировании работы с ребёнком)
Общие подходы и принципы построения системы оценки в соответствии с требованиями ФГОС
Виды контроля и критериальность системы оценки
Мониторинг образовательных результатов
Список использованных источников и литературы
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых особо следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (п.9) устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся, освоивших ООП начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим в себя освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе предметного изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Успешность достижения этих результатов зависит от того, как сформирована система оценки, которая позволит оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты, наблюдать динамику личностного развития ребёнка; насколько она стимулирует и поддерживает учащихся; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Общие подходы и принципы построения системы оценки в соответствии с требованиями ФГОС
Система оценки должна естественным образом «встраиваться» в образовательный процесс на различных уровнях и этапах обучения. Основным направлением оценки становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ:
— общероссийской, региональной и муниципальной системой образования;
— образовательными учреждениями и педагогами;
Основными компонентами системы оценки являются контроль и оценка. В процессе контроля выявляются, измеряются и оцениваются знания, умения обучающихся. Проверка является составной частью контроля. Основной её функцией является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях обучающихся.
Оценка включает в себя степень развитости определённых знаний, умений и навыков, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Нередко происходит отождествление понятий «оценка» и «отметка». Их разграничение крайне важно для дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагога.
Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребёнка. Оценка учителем приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый согласен с ней. Оценка должна быть адекватной, справедливой и объективной.
В школьной практике применяются различные виды оценочных шкал: количественная (сколько? на сколько?), порядковая (упорядочение множества по признаку или критерию), рейтинговая (опрос экспертов), дискриптивная (описание достижений и усилий ученика). Они, наряду с цифровыми отметками, являются абстрактными нормативными оценками и не учитывают усилия ребёнка в достижении цели. Психологически не оправдано подвергать оценке то, что находится в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний. При выборе шкал принципиальное значение имеет возраст обучающегося, их уровень психофизического развития. Шкалы должны быть критериально-ориентированными.
В начальной школе я использую логические описательные оценки, а также суждения – прогнозы о способностях детей, формируемые в виде рекомендаций. Прогноз при этом должен быть благоприятным и осторожным, ведь ребёнок находится только в начале пути, только начинает учиться.
Система оценки включает как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности учащихся.
Наши школы долгое время работали в условиях пятибалльного оценивания, которое с определенного момента стало тормозящим фактором в развитии образования. Эта система оценивания не позволяет обучающемуся увидеть динамику собственного развития, поддерживать и повышать мотивацию учения. Ребёнок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать сам себя, что во взрослой жизни ему надо будет делать постоянно. Следствием этого является отсутствие у многих детей адекватной самооценки.
Одним из новых подходов к оцениванию является безотметочное обучение.
При моделировании системы оценивания, учитель должен чётко представлять:
— что оценивать ( что подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
— как оценивать (какими средствами нужно фиксироваться то, что оценивается);
— каким образом оценивать (каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания.
Виды контроля и критериальность системы оценки
Особенностью процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом для обсуждения.
Организуя безотметочную систему оценивания систему в 1 классе, я использую:
Уровень самооценки повышенный
Оценивает:
— ученик; средний
— учитель
Рисунок 1. Оценочная шкала «Уровень самооценки».
Критерии и форма оценивания каждой работы могут быть различными и обсуждаются мною и учениками.
Таким образом, система оценки достижения результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС должна строиться на критериальной основе. Критериальная система оценивания дает возможность всем ребятам активно участвовать в процессе учения. Дети с 1 класса приучаются вырабатывать вместе со мной критерии оценки той или иной работы. Когда критерии сформулированы и за фиксированы на бумаге или на доске, то я и ученик становимся на один уровень в оценивании выполненного задания. Большое значение для становления рефлексии у младших школьников имеет в обсуждение соответствия работы принятым критериям. В процессе критериального оценивания у ребёнка формируется оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.
В традиционной системе критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Не участвуя в разработке критериев, ученик не может самостоятельно и объективно себя оценить. (Таблица 1)
Таблица 1. Критериальное оценивание выполнения заданий.