Сочинение на тему «Мы подружились с Тимошей ещё в первом классе..» (Вариант 8)
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «Чем образнее речь, тем она ярче, живее, интереснее».
Я считаю, что лингвист Валентина Даниловна Черняк права, так как стиль художественной книги особенно богат на изобразительно-выразительные средства, такие как эпитеты, сравнения, олицетворения и многие другие. Каждый автор использует свои, особые приемы, способы передачи и украшения содержания собственных произведений. И, чем шире и разнообразнее круг использованных средств, определений, тем интереснее, живее и образнее будет художественный текст. И этим книга привлечет к себе внимание многих читателей.
В тексте К.И. Чуковского в предложении №5 для характеристики речи заикающегося мальчика Тимоши используются эпитеты «текучей и гладкой». Они указывают на то, как изменяется его речь и он сам, когда рассказывает другу о лампе Аладдина, о птице Рох и, особенно, о разбойниках и контрабандистах. У мальчика очень хорошо развито воображение, ему интересен этот фантастический мир, и ребенок живо и ярко рисует волнующие его образы. Рассказы Тимоши о приключениях, путешествиях увлекательны, они легко слушаются.
В предложении №2 автор описывает непривлекательную внешность Тимоши, обращает внимание на его «большие уши» и, используя прием сравнения, за это сходство называет его «зайкой».
Кроме этих стилистических особенностей в представленном отрывке имеются и другие лингвистические средства, делающие его живым, интересным и ярким.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложения 17: «Замечательно, что едва только попадали мы на дно каламашки и, качаясь, как в лодке, начинали «говорить про Багдад», мы словно переселялись в другую страну и сами становились другими, не такими, какими были за минуту до этого».
Смысл предложения №17 я понимаю так: каламашка для детей была удобным местом для фантазирования и мечтаний. Оказавшись в качающихся ящиках для мусора и расположившись поудобнее, мальчики давали свободу своему воображению и видели себя героями и участниками выдуманных событий.
В предложениях №2 – 4 говорится о том, что Тимофей заикался, и поэтому поначалу никому не нравился в классе. Но в следующем предложении №5 говорится о том, как он меняется, когда замечает внимание и интерес со стороны собеседника. Он перестает заикаться, у него становится красивой речь, богато развито воображение; он много знает и может интересно преподнести информацию.
Также предложение №17 говорит нам о том, у мальчиков было общее увлечение, которое их сближало и делало их детские годы интересными и насыщенными. Они легко и непринужденно общались друг с другом, читали журнал «Вокруг света» делились своими детскими впечатлениями.
В то же время со своей сестрой Марусей рассказчик не мог так же непринужденно и доверительно общаться, о чем и говорится в предложениях 24 – 25 текста.
9.3. Как вы понимаете значение слова дружба?
Дружба – это доброжелательные отношения между людьми, основанные на доверии и взаимной симпатии.
Наверное, каждый человек мечтает о закадычном друге, с которым его связывают общие интересы, увлечения, радость от самого процесса общения.
В рассказе К.И. Чуковского повествуется о дружбе двух восьмилетних мальчиков, которых объединили тяга к приключениям, интерес к путешествиям, богато развитая фантазия. Они испытывают взаимную симпатию друг к другу, им комфортно вместе проводить время. У рассказчика на всю жизнь остались теплые воспоминания о Тимоше и об их детской дружбе.
В повести Василия Быкова « Сотников» тоже описывается дружба между двумя партизанами Сотниковым и Рыбаком. Сотников, будучи больным, идет с товарищем на задание, а Рыбак, рискуя собой под пулями, возвращается за ним к месту перестрелки с полицаями. Но, оказавшись в немецком плену, Рыбак, не желая быть повешенным, предает раненого друга и становится полицаем.
Таким образом, прочность, истинность дружбы проверяется также и поступками оказавшихся в опасности людей. Не всегда она бывает верной и нерушимой до конца.
Сочинения к варианту №27 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Мы подружились с Тимошей ещё в первом классе, на девятом году нашей жизни, чуть только он поступил к нам в гимназию.
Никому из нас он тогда не понравился: веснушчатый, с большими ушами, зайка, который любил говорить. Я единственный с первых же дней стал его терпеливым и снисходительным слушателем.
(1)Мы подружились с Тимошей ещё в первом классе, на девятом году нашей жизни, чуть только он поступил к нам в гимназию.
(2)Никому из нас он тогда не понравился: веснушчатый, с большими ушами, зайка, который любил говорить. (3)Я единственный с первых же дней стал его терпеливым и снисходительным слушателем. (4)Сначала я слушал его только из жалости, чтобы не обидеть. (5)Но вскоре произошла очень странная вещь, которой я до сих пор не могу объяснить: разговаривая со мною, Тимоша почти переставал заикаться, речь его становилась текучей и гладкой, как у всякого другого мальчишки. (6)Он рассказывал мне о Синдбаде-Мореходе, о птице Рох, о лампе Аладдина, о волшебных пещерах, наполненных золотыми сосудами, о подземных садах, где копошатся чудовища, и, главное, о контрабандистах и весёлых разбойниках, которых он будто бы видел своими глазами. (7)Его отец был начальником морской таможни и ловил контрабандистов десятками так, по крайней мере, говорил мне Тимоша. (8)Потом я понял, что его рассказы о контрабандистах — фантазия, но тогда я верил им и они волновали меня. (9)Контрабандисты в этих рассказах были все как на подбор смельчаки, великаны, с длинными пистолетами в белых зубах, но Тимошин отец был смелее их всех: он в страшную бурю выезжал на таможенном катере один против всех и, смеясь над их выстрелами, брал их в плен, как Гулливер лилипутов. (10)Я очень удивился потом, увидев его отца: этот грозный сокрушитель пиратов оказался самым обыкновенным чиновником — лысоватым, с землистым лицом. (11)Может быть, Тимоша оттого и выдумал себе другого отца, что его подлинный отец был такой чахлый и скучный.
(12)0 подвигах этого выдуманного отца Тимоша рассказывал мне чаще всего на задворках нашего дома. (13)Там стояли «каламашки» — некрашеные полукруглые ящики, похожие на глубокие большие корыта, в них вывозили накопившийся мусор и снег. (14)В свободные часы мы с Тимошей любили забираться в каламашку, шептали друг другу всякие небылицы и выдумки. (15)Это у нас называлось почему-то «говорить про Багдад». (16)Позже, когда мы стали читать из недели в неделю бурнопламенный журнал «Вокруг света», который выписывала Тимошина мать, мы стали в той же каламашке рассказывать друг другу истории о следопытах, людоедах, ковбоях, огнедышащих горах и африканских миражах. (17)Замечательно, что, едва только попадали мы на дно каламашки и, качаясь, как в лодке, начинали «говорить про Багдад», мы словно переселялись в другую страну и сами становились другими, не такими, какими были за минуту до этого.
(18)Моя сестра Маруся, строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока.
(19)Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным голосом:
— Хочешь играть в путешествия?
^ Ещё бы! — потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов.
(21) Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. (22)Кухня оказалась Америкой, крыльцо Щ Европой. (23)Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку.
(24)Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:
— В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то.
(25) А потом сказала:
(26) Я вместо ответа заплакал. (27)Лучше бы она побила меня! (28)Путешествовать значило для меня мчаться по прериям, умирать от жёлтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! (29)Я убежал от неё со слезами, чуть только мы дошли до Европы.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста В.Д. Черняк: «Чем образнее речь, тем она ярче, живее, интереснее».
По мнению лингвиста В.Д. Черняк, выразительные образные средства делают речь более яркой и красивой. Приведём примеры из художественного текста К.И. Чуковского, подтверждающие эти мысли.
Так, например, в 5 предложении автор использует эпитеты: «текучей и гладкой». Эти образные определения подчёркивают, как изменяется речь заики Тимоши, когда он рассказывает другу фантастические истории.
В 17 предложении есть сравнение: «качаясь, как в лодке». Это художественное средство позволяет акцентировать внимание на том, какое сильное влияние оказывает воображение Тимоши на его жизнь. Он даже забывает о реальности и как будто перемещается в прекрасные места, которые выдумывает.
Таким образом, красота слога – важная особенность художественного стиля. Действительно, средства выразительности делают любое высказывание более интересным и запоминающимся.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 17: «Замечательно, что едва только попадали мы на дно каламашки и, качаясь, как в лодке, начинали «говорить про Багдад», мы словно переселялись в другую страну и сами становились другими, не такими, какими были за минуту до этого».
Смысл 17 предложения текста К.И. Чуковского я понимаю так: фантазируя о прекрасных дальних странах, герои забывали о действительности. Они верили в то, что выдуманные события произошли с ними на самом деле, и это сблизило двух мальчиков.
Так, изначально новенький ученик Тимоша не понравился одноклассникам, потому что он заикался. Однако рассказчик сразу обращает внимание на этого человека и в какой-то момент понимает, что Тимоша – творческая натура. Как отмечается в 5 предложении, когда мальчик рассказывал свои прекрасные истории, он переставал заикаться, его речь становилась «текучей и гладкой». Рассказчик тянется к Тимоше, потому что видит в нём родственную душу.
Абсолютной противоположностью героя была его сестра Маруся, которая не умела фантазировать и рассказывать интересные истории. В 23-25 предложениях говорится о том, что герою было сложно общаться с девочкой, потому что она всегда разговаривала с ним строгим тоном. Именно поэтому ни одна игра с сестрой не вызывает у него никакого интереса.
В заключение хочется сказать, что нам гораздо приятнее проводить время с близкими по духу людьми. В произведении К.И. Чуковского общие интересы и страсть к выдумкам делают двух мальчиков хорошими друзьями.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Что объединяет друзей? Конечно, общие интересы и взгляды на жизнь. В основе дружбы лежит доверие и взаимопонимание. Друзья чувствуют симпатию друг к другу и хотят проводить больше времени вместе.
Так, например, в тексте К.И. Чуковского рассказывается о двух мальчиках, которые стали родственными душами. Они обожают фантазировать и придумывать разные истории. Кроме того, герои верят в реальность своих выдумок, о чём говорится в 14-17 предложениях. Именно общие интересы сближают мальчиков.
К сожалению, есть люди, которые не понимают ценность дружбы. Именно поэтому Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», не может сблизиться с
кем-то настолько, чтобы назвать этого человека другом. Доктор Вернер становится его хорошим приятелем, но их отношения нельзя назвать дружбой. Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого», и эти представления о жизни мешают герою найти родственную душу. На самом же деле истинная дружба – это абсолютно равноправные отношения.
В заключение хочется вспомнить слова А.С. Пушкина («19 октября»):
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен…
Действительно, дружеские отношения крепки, свободны и прекрасны. Это тот священный союз, который невозможно разрушить ни при каких обстоятельствах.
Сочинения к варианту №28 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Его звали Мухтар. Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников.
(1)Его звали Мухтар. (2)Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». (З)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (4)А когда его ранили и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и ухаживать за ним. (5)А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (6)Но эта дворняга честно служила своим хозяевам: она охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть. (7)Но бездушные люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (8)Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.
(9)Первое время голодная, исхудавшая собака ждала своих хозяев. (Ю)Потом пошла искать их. (11)Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна.
(12)Сначала она бежала по просёлочной дороге. (13)Ещё издали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. (14)Но это всё были люди чужие, и она опять бежала дальше. (15)Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят.
(16)В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу. (17)Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (18)У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все рёбра, лежала собака и испуганно глядела на меня.
(19)Мухтар остался жить у нас. (20)Он давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем деревянном заборе было много выломанных досок.
(21)Мухтар оказался умным и сообразительным псом. (22)Скоро он не только знал всех людей, живущих поблизости, но и охотно их встречал у автобусной остановки и провожал нашим переулком.
(23)Теперь мы больше не волновались, если почему-либо не могли привезти собаке еду. (24)Мухтар был всегда сыт. (25)Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости и кусочки мяса. (26)Да и зачем ему суп! (27)Бывало, придёшь, а около калитки лежат пустые пакеты, обрывки газет, бумаги. (28)По ним я всегда могла сказать, кто из его друзей здесь побывал.
(29)Вот листок из тетради — это Катя поделилась с ним завтраком, вот газета — значит, приходил Коля. (30)0н собирал еду для Мухтара со всего двухэтажного дома, а его товарищ — Серёжа Гаврилов — привозил угощение из Москвы.
(31)Появились у Мухтара друзья и среди взрослых. (32)И среди них — наш сосед Фёдор Васильевич. (ЗЗ)Он жил напротив нас, часто к нам заходил и, если мы почему-либо не могли приехать, кормил Мухтара. (34)Мухтар хорошо его знал и любил.
— (35)Пусть живёт у меня, — предложил Фёдор Васильевич. — (36)Забор у нас новый, только поставленный, а то правда, как бы собачники не выловили.
(37)И вот Мухтар живёт у нового хозяина. (38)Там у него хорошая новая конура, там его хорошо кормят и, главное, любят. (39)Любят все: и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша.
(40)Мухтар тоже любит своих новых хозяев. (41)Он оберегает их покой, караулит их сад, но по-прежнему не забывает нас и, когда его выпускают, всегда заходит в гости. (42)А короткими зимними днями Мухтар, как и раньше, встречает своих друзей и провожает их до дома нашим тёмным, глухим переулком.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».
По мнению лингвиста И.Г. Милославского, союзы – это служебная часть речи, которая может приобретать определённое значение в контексте. Приведём примеры из произведения В.В. Чаплиной, подтверждающие эти мысли.
Так, в 8 предложении используется подчинительный союз «когда». Он имеет временное значение и помогает подчеркнуть жестокость прежних хозяев Мухтара. Благодаря придаточной части сложноподчинённого предложения, мы узнаём, что они бросили собаку, «когда наступили холода».
В 22 предложении сочинительный союз «не только… но и» соединяет однородные сказуемые – «знал», «встречал» и «провожал». Несмотря на то, что это служебная часть речи, она тоже имеет своё значение и помогает автору доказать ум и сообразительность Мухтара, о которых говорится в 21 предложении.
Таким образом, союзы не могут употребляться без самостоятельных частей речи, но в некоторых предложениях они незаменимы, потому что выражают важные значения.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Мухтар тоже любит своих новых хозяев. Он оберегает их покой, караулит их сад, но по-прежнему не забывает нас и, когда его выпускают, всегда заходит в гости».
Смысл фрагмента текста В.В. Чаплиной я понимаю так: Мухтар был благодарен новым хозяевам за их заботу и доброту. Именно поэтому он тоже полюбил этих неравнодушных людей и решил доказать это верной службой.
Так, в 5-8 предложениях рассказывается о первых хозяевах простой дворняги. Она «охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть». Мухтар был преданным другом для этих людей, которые оказались жестокими и бездушными. Они бросили собаку на даче, не оценив её верности и искренней привязанности.
Однако Мухтар был «умным и сообразительным псом», поэтому нашлись люди, которые оценили его по достоинству. В 37-39 предложениях говорится о том, что у новых хозяев собаке было хорошо и комфортно, она получает настоящую любовь со стороны всех членов семьи.
Таким образом, доброта и неравнодушие могут творить по-настоящему прекрасные вещи. Мухтар обрёл новых хозяев, а у них появился верный и надёжный друг.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?
В чём проявляется истинная доброта? В умении заботиться о других людях и, конечно, в бескорыстных поступках. Делать добро не всегда легко, иногда приходится прилагать большие усилия. Но именно доброта дарит человеку счастье.
Так, в произведении В.В. Чаплиной рассказывается о дворняге, верно и преданно служившей своим хозяевам. Изначально это были «бездушные люди», которые не оценили такой привязанности и бросили Мухтара. Однако впоследствии появилась семья, искренне полюбившая собаку. В 37-39 предложениях говорится о том, что у Мухтара появилась «хорошая конура», его «хорошо кормят и, главное, любят». Пёс также заботится о новых хозяевах и готов защитить их, если понадобится.
О бескорыстном служении людям размышляет и А.И. Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Главная героиня – одинокая женщина, которую рассказчик называет «праведником». Она никогда никому не отказывала в помощи и не требовала ничего
взамен. Матрёна забывала о себе и жила только ради того, чтобы быть полезной другим. Она на всё соглашалась: посадить или собрать картошку, перенести тяжести. Все относились к её добрым поступкам так, как будто это было чем-то абсолютно обыкновенным, само собой разумеющимся. Однако Матрёна ни на кого не злилась и не таила обиду, потому что это человек-альтруист.
Таким образом, доброта делает мир ярче, наполняя его красотой, а людей – лучше и сильнее духом. Ещё Л.Н. Толстой отмечал: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».
Сочинения к варианту №8 ОГЭ-2021
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
Мы подружились с Тимошей ещё в первом классе, на девятом году нашей жизни, чуть только он поступил к нам в гимназию.
Никому из нас он тогда не понравился: веснушчатый, с большими ушами, зайка, который любил говорить. Я единственный с первых же дней стал его терпеливым и снисходительным слушателем.
Мы подружились с Тимошей ещё в первом классе, на девятом году нашей жизни, чуть только он поступил к нам в гимназию.
Никому из нас он тогда не понравился: веснушчатый, с большими ушами, зайка, который любил говорить. Я единственный с первых же дней стал его терпеливым и снисходительным слушателем. Сначала я слушал его только из жалости, чтобы не обидеть. Но вскоре произошла очень странная вещь, которой я до сих пор не могу объяснить: разговаривая со мною, Тимоша почти переставал заикаться, речь его становилась текучей и гладкой, как у всякого другого мальчишки. Он рассказывал мне о Синдбаде-Мореходе, о птице Рох, о лампе Аладдина, о волшебных пещерах, наполненных золотыми сосудами, о подземных садах, где копошатся чудовища, и, главное, о контрабандистах и весёлых разбойниках, которых он будто бы видел своими глазами. Его отец был начальником морской таможни и ловил контрабандистов десятками — так, по крайней мере, говорил мне Тимоша. Потом я понял, что его рассказы о контрабандистах — фантазия, но тогда я верил им и они волновали меня.
Контрабандисты в этих рассказах были все как на подбор смельчаки, великаны, с длинными пистолетами в белых зубах, но Тимошин отец был смелее их всех: он в страшную бурю выезжал на таможенном катере один против всех и, смеясь над их выстрелами, брал их в плен, как Гулливер лилипутов. Я очень удивился потом, увидев его отца: этот грозный сокрушитель пиратов оказался самым обыкновенным чиновником — лысоватым, с землистым лицом. Может быть, Тимоша оттого и выдумал себе другого отца, что его подлинный отец был такой чахлый и скучный.
О подвигах этого выдуманного отца Тимоша рассказывал мне чаще всего на задворках нашего дома. Там стояли «каламашки» — некрашеные полукруглые ящики, похожие на глубокие большие корыта, в них вывозили накопившийся мусор и снег. В свободные часы мы с Тимошей любили забираться в каламашку, шептали друг другу всякие небылицы и выдумки.
Это у нас называлось почему-то «говорить про Багдад». Позже, когда мы стали читать из недели в неделю бурнопламенный журнал «Вокруг света», который выписывала Тимошина мать, мы стали в той же каламашке рассказывать друг другу истории о следопытах, людоедах, ковбоях, огнедышащих горах и африканских миражах. Замечательно, что, едва только попадали мы на дно каламашки и, качаясь, как в лодке, начинали «говорить про Багдад», мы словно переселялись в другую страну и сами становились другими, не такими, какими были за минуту до этого.
Моя сестра Маруся, строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока.
Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным голосом:
Хочешь играть в путешествия?
Ещё бы! — потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов.
Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах нашего большого двора. Кухня оказалась Америкой, крыльцо — Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:
В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные страны такие-то, климат такой-то, растения такие-то.
Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня! Путешествовать значило для меня мчаться по прериям, умирать от жёлтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и заставляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Я убежал от неё со слезами, чуть только мы дошли до Европы.
(По К. И. Чуковскому*)
* Чуковский Корней Иванович (1882-1969) — поэт, публицист, литературный критик и переводчик, детский писатель и журналист.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста В.Д. Черняк: «Чем образнее речь, тем она ярче, живее, интереснее».
Почему нам так нравится читать литературные тексты? Они очень яркие и выразительные. Как правило, автор заботится о красоте слога и в то же время стремится быть понятным читателю. Об особенностях языка художественного стиля речи и рассуждает лингвист В.Д. Черняк.
Например, в предложении 5 К.И. Чуковский использует такой троп, как эпитет: «речь его становилась текучей и гладкой». Эти образные определения не только украшают текст, но и подчёркивают, как преображается мальчик Тимоша, когда придумывает истории о смелых контрабандистах.
В 13 предложении есть сравнение: «ящики, похожие на глубокие большие корыта». Тимоша увлечён своими выдумками, и в связи с этим в них появляются такие яркие и необычные художественные средства. Может быть, рассказчику поэтому так интересно было слушать нового друга?
Таким образом, приёмы выразительности обогащают нашу речь, делают её особенно привлекательной для слушателя и читателя.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 17: «Замечательно, что едва только попадали мы на дно каламашки и, качаясь, как в лодке, начинали «говорить про Багдад», мы словно переселялись в другую страну и сами становились другими, не такими, какими были за минуту до этого».
Смысл данного фрагмента я понимаю так: друзья много фантазировали о путешествиях и действительно верили, что выдуманные приключения произошли с ними в реальности. Главные герои текста К.И. Чуковского находят общий язык и наслаждаются каждой минутой, проведённой вместе.
В предложениях 2-4 рассказчик говорит о том, что новый ученик в их классе изначально никому не понравился, потому что много заикался. Однако, когда главный герой лучше узнает Тимошу, то понимает, что это человек с хорошо развитым воображением. Мальчик преображается, когда замечает интерес со стороны нового слушателя (предложение 5). Таким образом, богатая фантазия сближает людей и делает их жизнь насыщенной.
Сестра рассказчика Маруся, напротив, была лишена такого удивительного дара и не умела заинтересовывать других. Вместо того чтобы играть, девочка начинала поучать мальчика (предложения 24-25). Может быть, поэтому у рассказчика не получалось подружиться с сестрой и общаться с ней так же легко и свободно, как с настоящим другом Тимошей.
В заключение хочется сказать, что с человеком, близким по духу, всегда будет интересно проводить время. Даже от выдумок можно получать удовольствие и положительные эмоции, если у людей есть общие интересы.
9.3. Как вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Дружба – это доверительные отношения, в основе которых лежит умение выслушивать точку зрения другого человека и ставить себя на его место. Не бывает
дружбы без взаимной симпатии: люди тянутся друг к другу и хотят проводить как можно больше времени вместе.
Так, в тексте К.И. Чуковского рассказывается о двух мальчиках, которые подружились, потому что их сблизила любовь к путешествиям. Они много фантазируют и сами верят в свои выдумки (предложение 17). Им весело и комфортно вместе. Очень важно, чтобы у друзей были общие интересы.
В рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» истинным другом для Жилина становится девочка Дина. Она знает, как тяжело ей будет пережить разлуку с этим человеком, но всё-таки помогает ему выбраться из плена. В трудной ситуации настоящие друзья всегда придут на помощь.
Таким образом, дружба – это крепкий, нерушимый союз. Он невозможен без взаимной преданности и готовности понять друг друга.