Вариант №14
Сочинения к варианту №14 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».
Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.
Однажды я побывал в лесничестве.
Очень интересно, например, предложении 23, которое является сложноподчинённым с несколькими придаточным. Автор с помощью такой конструкции сказал нам очень многое, и мы можем утверждать, что Паустовский в одном предложении сумел передать большое количество своих мыслей о мире.
Итак, прав был лингвист Р.А.Будагов, утверждая мысль о важной роли синтаксиса в выражении наших мыслей и чувств.
Финал рассказа Константина Георгиевича Паустовского заключает основную мысль текста: растения – это очень интересные явления, с каждым из них связано что-то загадочное, почти сказочное. Это показано на примере обычного цветка, который называется кипрей.
Почти никто из нас не знает, насколько это полезное растение. И рассказчик не был исключением: «До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая». А лесник восхищается этим цветком, считает его своим главным помощником.
Поражают слова знающего человека: «Этот цветок выделяет из себя теплоту…И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея…». Разве не заслуживает восхищения такое чудесное растение?
Недаром рассказчик считает кипрей символом загадочности и сказочности всего того, что прорастает на Земле.
Любознательность – это живой интерес ко всему, что мы видим в окружающем нас мире, Она помогает нам получать новый жизненный опыт и учит трепетно относиться ко всему сущему на земле. Любознательные люди не бывают равнодушными, вот поэтому так важно развивать в себе это качество.
В тексте К.Г.Паустовского говорится о том, как люди беспощадно боролись с кипреем, считая его вредным сорняком. Они не знали, насколько это растение полезно для окружающего мира: ««Этот цветок выделяет из себя теплоту…Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок! И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея…». Когда узнаешь такое о цветке, мимо которого проходил сто раз, то уже совсем другими глазами на него посмотришь: с восхищением и уважением, не сорвёшь, не выбросишь, будешь радоваться, что есть на свете вот такое необычное, очень нужное растение.
Да и всё вокруг удивительно. Кто не знает обыкновенную крапиву? А она, оказывается, тоже очень полезна, несмотря на свою способность пребольно жалиться. Крапива имеет лечебные свойства: останавливает кровь, заживляет раны, содержит множество витаминов, помогает очистить кровь от токсинов, улучшает работу сердечной мышцы. Если полоскать волосы после мытья крапивой, то они станут здоровыми и блестящими, не будут выпадать. Всё это я прочитала в энциклопедии про полезные растения.
Давайте будем любознательными, тогда мы сможем полюбить весь мир вместе с его сказочными обитателями. И однажды настанет такой день, когда мы сами сможем сказать о себе, что сами стали добрыми волшебниками.
9.2 Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает интереснее самых. »? (ОГЭ по русскому)
Автором данного фрагмента является Константин Георгиевич Паустовский, известный русский писатель, автор книг как для детей, так и для взрослых. На меня произвёл прочитанный в начальной школе его рассказ «Тёплый хлеб». Автор ставит в нём проблему взаимоотношений человека и братьев наших меньших. В рассказе грубость и пренебрежение мальчика Фильки к раненому коню обернулись бедой для всей деревни: из-за сильного мороза перестала работать мельница, и люди остались без хлеба. В анализируемом фрагменте Паустовский задумывается над схожим вопросом: о значении окружающих нас растений, об их роли в сохранении и защите рядом находящихся насаждений. Чтобы доказать это, обратимся к тексту.
В данном отрывке речь идёт о цветке кипрея. Герой фрагмента летом жил в небольшом городке и однажды побывал в лесничестве (предложение № 3).
Там он познакомился с лесничим Михаилом Михайловичем, который за годы работы в этом качестве узнал много интересного о разных растениях. Например, рассказывая о кипрее, он сообщил, что этот цветок — его главный помощник.
Выяснилось, что кипрей — очень тёплый цветок (предложение № 25). Вопреки мнению учёных, которые безжалостно вырывали кипрей, растущий рядом с молодыми сосенками, считая, что он препятствует их росту, Михаил Михайлович, знавший, что «этот цветок выделяет из себя теплоту», наоборот, способствовал сохранению и размножению кипрея, поскольку он, как нянька и защитник, сохранял тепло не только рядом с сосенками, но и со всеми другими растениями, его окружавшими.
Таким образом, Паустовский в своём тексте прививает читателю уважение к такому, казалось бы, «простенькому и скромному цветку», как кипрей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинения к варианту №13 ОГЭ-2021
Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 «Типовые экзаменационные варианты» под редакцией И.П. Цыбулько.
Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. Около этого городка сажали сосновые леса.
Однажды я побывал в лесничестве. Оно помещалось на окраине городка над рекой.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств».
Лингвист Р.А. Будагов говорит о важной роли такого раздела грамматики, как синтаксис. Основные синтаксические единицы в русском языке – это словосочетание, предложение, текст. Именно они помогают человеку выражать свои мысли и чувства.
В предложениях 29-30 используется парцелляция. Лесничий, говоря о кипрее, даёт ему экспрессивную характеристику. Деление предложения на самостоятельные отрезки помогает усилить эмоциональное воздействие на читателя. Мы понимаем, что кипрей – это не самое обыкновенное растение, его роль очень важна.
38 предложение текста осложнено однородными сказуемыми («спасают», «дают», «одевают», «кормят»). Благодаря такому построению фразы мы узнаем о значимых функциях разных растений. Михаил Михайлович восхищается своими «лучшими друзьями» и отмечает, что невозможно перечислить все их полезные свойства. Эта мысль подчёркивается с помощью обобщающего слова «всего», которое находится после ряда однородных членов.
Таким образом, синтаксис действительно как будто служит человеку, помогая ему наиболее точно и полно передавать свои мысли и рассказывать об эмоциях и чувствах.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает интереснее самых волшебных сказок».
Смысл финала текста я понимаю так: во всём вокруг можно найти что-нибудь прекрасное. Например, ничем не примечательный кипрей оказывается очень полезным растением, но об этом знают только наблюдательные люди.
Герой К.Г. Паустовского Михаил Михайлович называет кипрей «помощником». Раньше это самое обыкновенное на вид растение считали сорной травой, но впоследствии заметили, что без него погибают молодые сосенки (предложения 19-23). Этот факт доказывает мысль автора о том, что никогда не следует судить о чём-либо по внешнему виду.
В предложении 34 говорится о том, что кипрей греет как воздух, так и почву, тем самым спасая другие деревья и растения от холода. Именно поэтому герой называет кипрей «самоотверженным цветком». Читатель понимает, что Михаил Михайлович – любознательный человек, который стремится расширять свой кругозор.
В заключение хочется сказать, что в нашем мире на самом деле много всего удивительного. Главное – быть внимательным к тому, что тебя окружает, и тогда жизнь станет ещё интереснее и насыщеннее.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
Любознательность – это стремление человека получать новые знания и расширять свой кругозор. Такие люди по-настоящему увлечены тем, что происходит вокруг них.
Например, лесничего Михаила Михайловича интересует удивительный мир растений. Он описывает полезные свойства «простенького и скромного» на вид кипрея, и благодаря этому рассказчик другими глазами смотрит на окружающую его жизнь (предложение 47). Оказывается, история растения может быть увлекательнее любой волшебной сказки.
К чему же приводит отсутствие любознательности? Главный герой произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» боится любых трудностей и не вылезает из норы. Ему абсолютно не интересно, что происходит в мире, важнее всего остаться в живых. Да, его мечта осуществилась: он умер в преклонном возрасте, но можно ли назвать такое существование имеющим смысл? Отсутствие любознательности ведёт к деградации личности.
Таким образом, без заинтересованности в происходящем, желания узнавать что-то новое очень тяжело жить. Любознательный человек никогда не остановится в развитии, ему всегда есть, к чему стремиться.
Сочинения к варианту №17 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Как я стал писателем? Вышло это так просто и неторжественно, что я и не заметил. Можно сказать, вышло непредумышленно.
(1)Как я стал писателем? (2)Вышло это так просто и неторжественно, что я и не заметил. (З)Можно сказать, вышло непредумышленно.
(4)Помнится, нянька, бывало, говорила:
— И с чего ты такая балаболка? (б)Мелет, мелет невесть чего.
(6)Живы во мне доныне картинки детства, обрывки, миги. (7)Я говорил с игрушками, с чурбачками и стружками, которые пахли «лесом», чем-то чудесно-страшным, в котором «волки». (8)Я говорил с белыми звонкими досками — горы их были на дворе, с зубастыми, как страшные «звери», пилами, с блиставшими в треске топорами, которые грызли брёвна. (9)Всё казалось живым. (Ю)Живая была метла: бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала. (11)И половая щётка была живая, похожая на кота на палке. (12)Стояла в углу «наказана». (13)Я утешал её, гладил её волосики.
(14)В третьем, кажется, классе я увлёкся романами Жюля Верна и написал длинное и в стихах! — путешествие наших учителей на Луну на воздушном шаре, сделанном из необъятных штанов нашего латиниста. (15)«Поэма» моя имела большой успех, читали её даже и восьмиклассники.
(16) Долго рассказывать о первых моих шагах. (17)Расцвёл я пышно на сочинениях. (18)С пятого класса я до того развился, что к описанию храма Христа Спасителя как-то приплёл. стихи!
(19)Учитель вызвал меня и, потрясая тетрадкой, начал пилить:
— Вам дана тема о храме Христа Спасителя, по плану. а вы приводите ни к селу ни к городу какие-то вздорные стихи! (20)Было бы на четвёрку, но я вам ставлю три с минусом.
(21)Я взял тетрадку и попробовал отстоять своё:
— Но это, Николай Иваныч. тут лирическое отступление у меня, как у Гоголя, например.
— (22)Ах, как у Гоголя! (23)Дайте сюда тетрадку.
(25) Потом я попал к другому словеснику, к незабвенному Фёдору Владимировичу Цветаеву. (26)И получил у него свободу: пиши как хочешь!
(27)И я записал ретиво. (28)Писать классные сочинения на поэтические темы, например «Утро в лесу», «Русская зима», «Осень по Пушкину», «Рыбная ловля», «Гроза в лесу», было одно блаженство.
(29) Он ставил мне за «рассказы» жирные пятёрки с тремя иногда плюсами!
(30) И вот третий период, уже «печатный».
(31) От «Утра в лесу» и «Осени по Пушкину» я перешёл незаметно к «собственному».
(32) Случилось это, когда я окончил гимназию. (ЗЗ)Лето перед восьмым классом я провёл на глухой речушке, на рыбной ловле. (34)Как-то на ранней зорьке, ловя подлещиков, я тревожно почувствовал: что-то во мне забилось, заспешило, дышать мешало. (35)Мелькнуло что-то неясное. (36)И — прошло. (37)3абыл. (38)И вдруг в самую подготовку на аттестат зрелости среди упражнений с Гомером, Софоклом, Цезарем, Вергилием, Овидием. т||| что-то опять явилось!
(39)Я увидел мой омут, мельницу, разрытую плотину, глинистые обрывы, рябины, осыпанные кистями ягод. (40)Помню, я отшвырнул все книги. и написал за вечер большой рассказ. (41)Правил и переписывал, переписывал. (42)Переписывал отчетливо и крупно. (43)Перечитал. — и почувствовал дрожь и радость.
(44)3аглавие? (45)Оно явилось само, само очертилось в воздухе, зелёно-красное, как рябина — там. (46)Дрожащей рукой я вывел: «У мельницы».
(47)Это было мартовским вечером 1894 года. (48)Я отнёс рукопись в редакцию. (49)Когда в журнале вышел номер с моим рассказом и я держал его в руках, то почувствовал: есть что-то великое и священное, незнаемое мною, необычайно важное, к чему я только лишь прикоснулся.
(50)Взглянул на свою фамилию под рассказом — как будто и не моя! (51)Было в ней что-то новое, совсем другое. (52)И я — другой. (53)Я впервые тогда почувствовал, что —- другой. (54)Писатель? (55)Этого я не чувствовал, не верил, боялся думать. (56)Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать. — готовиться.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской: «Выразительность может создаваться средствами языка всех уровней».
По мнению лингвиста Л.А. Введенской, средствами языка всех уровней можно сделать текст более выразительным. Действительно, для создания художественного образа могут быть использованы, например, лексические средства (тропы) и синтаксические конструкции (стилистические фигуры речи). Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, в 29 предложении используется образное определение, выраженное именем прилагательным: «жирные пятёрки». В данном случае с помощью эпитета усиливается экспрессивность высказывания, так как рассказчик подчёркивает, в какое восхищение приводили учителя словесности классные сочинения своего ученика.
Таким образом, средствами языка разных уровней, например, лексического или синтаксического, может создаваться выразительность, необходимая для художественного стиля речи.
Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик осознаёт, что должен оттачивать своё мастерство и много работать над собой, чтобы стать писателем. Творческие способности могут быть даны от природы, но одного этого недостаточно. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, из 6-13 предложениях мы узнаём, что рассказчик в детстве любил придумывать разные истории, говорил с игрушками и обычными предметами, потому что юному творцу «всё казалось живым». Мальчик уже ощущает потребность создавать новые миры, он постоянно заставляет воображение работать, а это первый шаг к истинному творчеству.
В 27-29 предложениях рассказывается о том, как герой начал писать «ретиво», то есть очень усердно, с большим желанием и рвением. Его классные сочинения на поэтические темы были высоко оценены учителем словесности. Это значит, что рассказчик уже в юности понимал, в чём заключается его призвание.
Таким образом, для воплощения своей мечты в реальность необходимо приложить все возможные усилия. Для того чтобы стать писателем, нужно пройти большой путь и не бояться трудностей.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ТВОРЧЕСТВО?
Как у человека проявляются творческие способности? Конечно, в первую очередь необходимо желание создать что-то абсолютно новое и тем самым изменить мир к лучшему. Не очень важно, в какой именно сфере личность решит применить эти способности. Главное – тяга к познанию чего-то неизведанного и готовность к преодолению возможных препятствий.
Обратимся к тексту И.С. Шмелёва. В детстве все предметы в воображении героя оживали, и он придумывал разные истории, получая от этого удовольствие. Затем мальчик с рвением писал классные сочинения, за что получал «жирные пятёрки», а впоследствии начал создавать собственные произведения. В 56 предложении отмечается, что герой
пришёл к важному выводу: если хочешь чего-то добиться, надо долго и усердно работать над этим.
Таким образом, если человек действительно чего-то захочет, он сделает всё возможное, чтобы воплотить свои мечты в реальность. Именно усердный труд помогает нам раскрыть свои творческие способности и достичь высот.
Сочинение на тему «Прошлым летом я жил в маленьком городке на одной из наших полноводных рек. » (Вариант 13, ОГЭ-2021, Цыбулько)
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Рубена Александровича Будагова: «Синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств».
Я считаю, что лингвист Р.А. Будагов прав, отмечая важную роль синтаксиса в русском языке. Ведь именно при помощи основных единиц синтаксиса – словосочетания, предложения, текста, человек может наиболее ясно и четко выразить свои мысли, чувства, эмоции.
Правильность его высказывания можно подтвердить примерами из текста К.Г. Паустовского. Например, в предложении 21 автор использует словосочетание со способом связи примыкания «безжалостно вырывали», характеризуя действия лесников, то есть они совсем не жалели кипрей, полностью уничтожая его.
Предложение № 38 является осложненным, так как в нем имеется несколько однородных сказуемых. Благодаря им, читатель узнает о полезных функциях различных растений. Также лесничий восхищается растениями и говорит о невозможности перечислить все их полезные свойства. Для этого в предложении используется обобщающее слово «всего», находящееся после однородных сказуемых.
Поэтому, исходя из этих примеров, можно утверждать, что человек при помощи синтаксиса наиболее полно и точно передает свои эмоции, чувства, мысли.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает интереснее самых волшебных сказок».
Смысл финала текста я понимаю так: даже о самых простых и ничем не примечательных вещах можно узнать много нового и интересного, если быть наблюдательным и любознательным. Кипрей или иван-чай приносит большую пользу, но об этом знают далеко не многие.
Лесничий Михаил Михайлович любит природу, интересуется жизнью растений. О таком неприметном растении как кипрей он тоже знает много интересных фактов. В предложениях 19-23 говорится, что без кипрея молодые сосны погибают. Это свидетельствует о том, что о полезных или вредных свойствах нельзя судить только по внешнему виду растения.
Лесник называет кипрей «самоотверженным цветком» (предложение 32), так как он греет и воздух, и почву, этим защищая деревья и растения от холода и мороза, хотя иногда и сам подвергается его воздействию. По рассказу лесничего можно сделать вывод, что он человек любознательный, потому что расширяет постоянно свой кругозор.
Подводя итог, хочется сказать, что человек должен быть внимательным к окружающим его предметам и явлениям и постоянно пополнять свои знания, чтобы жизнь была насыщенной и яркой.
Любознательность – это желание изучать и познавать мир, вызывающее восхищение и стремление докопаться до истины. Люди с сильным желанием получения новых знаний ищут разные возможности для интеллектуального познания независимо от выполняемой деятельности.
В тексте К.Г. Паустовского лесничий Михаил Михайлович – удивительно любознательный человек. У него широко развит кругозор, видно, что он не просто любит свою работу, он интересуется жизнью каждого растения и может рассказать много любопытных фактов о любом из них (предложения 35-37). Эти истории могут быть интереснее волшебных сказок.
Наш великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, живший в 18 веке, был очень любознательным и целеустремленным человеком. Несмотря на свое крестьянское происхождение, ему удалось изучить почти все науки того времени и написать по многим из них свои труды. Ломоносов – автор научных работ по астрономии, литературе, физике, географии, химии, математике. Также его имя известно и в сфере других наук. Он сделал большой вклад в развитие нашей страны России.
Таким образом, можно утверждать, что любознательность делает жизнь человека интересной, насыщенной в любом возрасте, наполняет ее нужным смыслом, делает полезной обществу.