Сочинения к варианту №33 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место.
Лишённая с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми болотными испарениями, она выросла уродливым деревом, с искривлённым корявым стволом, с пожелтевшей, иссыхающей хвоей.
(1)В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. (2)Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место.
(3)Лишённая с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми болотными испарениями, она выросла уродливым деревом, с искривлённым корявым стволом, с пожелтевшей, иссыхающей хвоей. (4)Днём у её кривых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под её жидкой сенью бесшумно пролетали хищные совы. (5)Часто зимней ночью, когда деревья, занесённые сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. (б)Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»
(7)В том же лесу, на опушке, вблизи оживлённой дороги у прохладного журчащего ручья, красовалась стройная зелёная ёлочка. (8)Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. (9)С утра до вечера в её ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. (Ю)Дорога, возле которой стояла ёлочка, никогда не пустела. (11)То и дело по ней тянулись длинные обозы, двигались пешеходы, изредка пролетали нарядные экипажи. (12)Ни от чьих глаз не ускользала красавица ёлочка. (13)Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце», а ёлочка, трепеща от избытка жизни и ласки, шептала: «О, как прекрасна жизнь! (14)Как хороши люди!»
(15)Светлый, жаркий полдень. (16)По пыльной раскалённой дороге бредёт усталыми старческими шагами богомолец. (17)Его разбитое тело просит отдыха, обожжённые солнцем глаза ищут тени, запёкшиеся губы жаждут воды. (18)3авидев приветливую тень ёлочки, он ускоряет шаги. (19)Ещё минута и берестяной ковшик богомольца уже зачерпывает студёную воду ручья.
(20)Старик долго и жадно пьёт, не отрываясь от ковшика, и потом сладкая дремота на мягкой и сочной траве охватывает его обессилевшее тело. (21)Чувствует он, засыпая, смолистый аромат тенистых еловых ветвей, слышит над собою точно уходящий вдаль птичий щебет, и губы его умилённо шепчут: «Вся премудростию сотворил. » (22)А ёлочка, ласково простирая над спящим свой прохладный шатёр, точно заботливая мать, склонившаяся над любимым ребёнком, баюкает старика тихим шелестом.
(23)Благоуханная, тёплая весенняя ночь. (24)Точно заколдованный, замер лес, весь облитый, весь посеребрённый сияющим небом. (25)Страстная, торжествующая, гремит и рассыпается над лесом соловьиная песнь. (26)И звуки, и аромат, и сиянье, и тени — всё слилось в одну общую гармонию весенней любви.
(27) Молодая стройная ёлочка слышит и понимает эту вечно юную, вечно прекрасную гармонию и, задыхаясь от счастья, шепчет: «О, как прекрасна жизнь!
(28) Как хороши люди!»
(29)Нет! (ЗО)Уродливая, искривлённая сосна ничего подобного не видела в своём сыром углу. (31)Редко, очень редко заглядывал туда человек, а если и заглядывал, то с нехорошими мыслями и недобрым лицом. (32)Приходили иногда в чёрные ненастные ночи, во время проливного дождя, мужики-лесокрады, и сосне казалось, что они своими трусливыми, воровскими движениями и ухватками — родные братья хищным волкам. (33)Иногда пробирался сквозь чащу бродяга.
(34)Преступление и боязнь погони заставляли его искать убежища в этом мрачном месте. (35)И сосна изо дня в день всё повторяла: «Как скучно, как страшно жить!»
(36)Так шли годы. (37)По-прежнему сосна и ёлочка повторяли свою песню, по-прежнему сосна, склоняясь всё ниже и ниже к ядовитому болоту, видела только мрачную жизнь непросветной лесной чащи, по-прежнему ёлочка радовалась солнцу, теплу, воздуху и простору.
(38)В один сверкающий зимний день на опушку леса пришло два человека в полушубках с топорами в руках. (39)«Вот славное деревце!» — сказал один из них. (40)Другой, не говоря ни слова, сбросил с себя полушубок. (41)Блеснул топор. ёлочка вся затряслась от сильного удара, и с ветвей её плавно посыпались хлопья снега. (42)Ёлочка лишилась сознания. (43)Вечером она очнулась в роскошном зале. (44)Гигантские люстры и бесчисленные канделябры бросали от себя потоки света. (45)Ёлочка стояла посредине всего этого блеска, украшенная сотнями свечей, золотыми и серебряными лентами, сверкающими погремушками, дорогими подарками, китайскими фонариками и целой коллекцией плюшевых птиц, жуков из фольги, стрекоз, пёстрых бабочек и рыбок. (46)Вокруг ёлки сновала под весёлые звуки музыки тысячная толпа разряженных детей, с разгоревшимися от восторга глазками, со звонким хохотом и громкими восклицаниями. (47)Детский праздник с каждой минутой становился шумнее и веселее. (48)Дети составили хоровод и с шумным восторгом танцевали вокруг ёлочки, и она шептала, сияя огнями: «О, как прекрасна жизнь! (49)Как хороши люди!»
(52)А на месте срубленной ёлочки вырастают уже молодые, свежие побеги.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывание современного лингвиста Л.А. Введенской: «Каждый из синонимов, отличаясь оттенком значения, выделяет какую-то одну особенность качества предмета или явления, а в совокупности синонимы способствуют более всестороннему описанию явлений действительности».
Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по значению. По мнению лингвиста Л.А. Введенской, каждое из таких слов акцентирует внимание на конкретной особенности предмета, а в целом синонимы используются для более детального описания явлений. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, в 3 предложении автор описывает старую сосну, подчёркивая, какой «пожелтевшей, иссыхающей» была её хвоя. Эти синонимы, выраженные причастиями, выделяют одну особенность дерева, но в то же время в совокупности они дают читателю общее представление о предмете речи. Мы представляем некрасивую сосну, которая всем своим видом отталкивает наблюдателя.
В 13 предложении используются контекстные синонимы: «жизни и ласки». Автор сближает существительные по значению, подчёркивая красоту молодой ёлочки. Она была наполнена любовью к жизни и поэтому вызывала симпатию и привлекала внимание. Данные синонимы не только позволяют представить красивое дерево, но и помогают противопоставить его старой сосне с корявым стволом.
Действительно, синонимы отличаются друг от друга оттенками значений и могут сближаться только в контексте, но при этом они способствуют более полному, всестороннему описанию предметов и явлений.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «А на месте срубленной ёлочки вырастают уже молодые, свежие побеги».
Смысл финала текста я понимаю так: молодая ёлочка не боялась жизни, а была преисполнена благодарностью за эту дарованную ей возможность. Именно поэтому она может быть счастлива абсолютно в любом месте и окружении. Появившиеся на месте ёлочки «молодые, свежие побеги» говорят о продолжении её рода.
Автор описывает совершенно разные деревья: старую сосну с корявым стволом и красивую молодую ёлочку. Они похожи на людей с абсолютно противоположными жизненными ценностями. Так, сосна чувствует только постоянную скуку и страх, не замечая в собственном существовании ничего приятного. Ёлочка же радуется каждому мгновению и называет свою жизнь прекрасной (предложения 13-14).
В 38-43 предложениях говорится о том, как люди срубили ёлочку и принесли её к себе домой. Оторванная от привычного образа жизни, она продолжает наслаждаться своим существованием. Красивые украшения, весёлые звуки музыки и восторженные глаза детей ещё сильнее убеждают ёлочку в том, как хороши и чудесны люди.
9.3 Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Жизненные ценности – это идеалы, взгляды и принципы, которые характеризуют человека как яркую индивидуальность. Каждый из нас выбирает для себя сам, какие ценности для него важны.
Так, в произведении А.И. Куприна говорится о двух героях-антиподах: старой сосне, которая томится собственной жизнью, и молодой ёлочке, привыкшей радоваться каждому моменту. Даже когда красивое дерево срубают, оно всё равно называет своё существование прекрасным, о чём говорится в 48-49 предложениях. Для ёлочки смысл жизни заключается в том, чтобы приносить кому-то пользу.
Главная героиня рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание» также умеет жить одним мгновением. Гимназистка Оля Мещерская отличается красотой, естественностью и непосредственностью. У неё «радостные, поразительно живые глаза», и она живёт так, как подсказывает сердце. Девушка обладает удивительным талантом – оставаться собой и принимать жизнь такой, какая она есть. Оля Мещерская как будто предчувствует трагический конец и стремится за короткое время получить как можно больше ярких впечатлений.
Таким образом, у каждого из нас есть своя система ценностей. Это те жизненные взгляды и принципы, которыми мы не готовы поступиться ни при каких обстоятельствах.
Сочинение рассуждение на тему и когда они вырастут когда звонким зоревым
10 вариантов
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою».
НЕ МЕНЕЕ 70 СЛОВ!!
Ответы:
Сочинение-рассуждение
по тексту В. Астафьева из «Сборника тренировочных материалов для подготовки
к экзамену» С. Ю. Ивановой 2017г.)
Задание №15.2
Перед нами фрагмент из произведения писателя В.П. Астафьева. В этом эпизоде автор повествует о ребятах, которые увидели в лесу глухарку, заботящуюся о своих детях. В финале автор пишет: «И когда они вырастут, когда звонким апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, в песне этой, может быть, будут слова, понятные нам птичьи слова о матери, отдающей детям всё, иной раз даже жизнь свою». Как понять смысл этих слов?
Я считаю, что глухарка любила своих детей-птенцов, рисковала своей жизнью, чтобы они в будущем ни в чём не нуждались.
Свои рассуждения я могу подтвердить примерами из текста. Во-первых, в предложении 34 мы читаем: « А тут-то птаха выщипала сама, и яйца греет она голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам». Материнский инстинкт подсказывал ей, что зародыши нуждаются в тепле, они должны быть крепкими и способными выжить. Во-вторых, потом она защищала своих детей, всегда была готова противостоять опасности: «…вся она была настороже, вся напружинена» (предложение43).
Прочитав текст писателя Астафьева В.П., я поняла, что материнская любовь сильнее всего на свете.
Пояснение.1) Синонимы — это слова, близкие по значению. От того, насколько богат наш словарный запас, насколько часто мы готовы называть одни и те же предметы, признаки, действия разными словами, зависит привлекательность нашей речи. Именно об этом и говорила Л. А. Введенская: «Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль» Подтвердим это примерами из текста В. П. Астафьева.В предложениях под номерами 14 и 15 контекстные синонимы: гнездо — хатка — используются для связи предложений и помогают избежать неоправданных повторений, а значит, делают нашу речь разнообразнее и грамотнее.На протяжении текста потомство росомахи называется разными словами: будущие дети, зарождающиеся птицы, глухарята — это всё слова-синонимы. Они в разных ситуациях высказывания выполняют разные цели. Например, когда автор называет яйца капалухи зарождающимися птицами (предложение 32), он хочет показать, что относится к этим яйцам как уже к живым существам, которые имеют право жить.Таким образом, на примерах из текста В. Астафьева нам удалось подтвердить, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее.
2) В тексте В. П. Астафьева рассказано о самозабвенном поступке капалухи-матери, которая, жертвуя собой, бросается спасать своих будущих детёнышей. Любовь матери ничего не требует взамен, но дети должны быть благодарными. Вот о чём говорят финальные строчки текста: «И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою». Материнские чувства не знают границ. Удивительно, что животное способно на такие проявления любви. Капалуха — заботливая мать. У неё даже крылья «закостенели от неподвижности», потому что она не вставала с гнезда, чтобы её дети были защищёнными. «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам…»Капалуха-мать готова вступить в неравный бой с людьми, принося се-бя в жертву, но спасая при этом своих будущих малышей. Даже сидя на дереве, находясь сама в безопасности, её взгляд прикован к гнезду, потому что она думает о своих птенцах.Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, насколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь. Хорошо, если удается отдать ей хоть частичку того тепла, что получил от мамы за всю жизнь.
3) Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, насколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь. детям всё, иной раз даже жизнь свою».Материнские чувства не знают границ. Удивительная история рассказана В. П. Астафьевым о животном, способном на такие проявления любви. Капалуха — заботливая мать. У неё даже крылья «закостенели от неподвижности», потому что она не вставала с гнезда, что-бы её дети были защищёнными. «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам…» Капалуха-мать готова вступить в неравный бой с людьми, принося себя в жертву, но спасая при этом своих будущих малышей.В стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце матери» читаем о том, как сын в угоду любимой отдал ей сердце своей матери. При этом материнское сердце продолжало любить своего ребёнка. В стихотворении заложен глубокий смысл: звучит призыв: «Люди, задумайтесь! Нельзя так относиться к маме! Не разрушайте свою связь с самим собой, разрывая связующую ниточку с мамой!»Мать для ребенка — это его связь с детством, самой беззаботной и чистой порой жизни. Пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки, тогда, возможно, мы сможем дольше чувствовать их заботу.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Все сочинения на тему «Материнская любовь»: 6668, 6651, 6640, 7831, 8201, 6641, 3262.
«Сочинение-рассуждение по финальной фразе текста»
В презентации «Сочинение-рассуждене по финальной фразе текста» 13 слайдов. Емкий материал поможет девятиклассникам написать сочинение-рассуждение по заданию ОГЭ 15.2. В презентации есть объясняется со структура сочинения, рекомендации по написанию каждой смысловой части, речевые клише, памятка по работе над сочинение. А также есть текст (автор Борис Васильев) и формулиовка задания по данному тексту.
Содержимое разработки
Сочинение-рассуждение по финальной фразе текста
Мишарина Е.В., учитель русского языка, г.Новоуральск, МАОУ «Гимназия № 41»
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить.
3. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
4. Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.
5. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
6. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
7. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).
-(4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных
героев». (6) И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:
-(9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11) Она протянула руку, взяла с
привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
— (13)Это же всё ненастоящее!
-(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку,
она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик
— (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
— (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
— (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
— (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
— (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(ЗЗ)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)0на ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
— (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну. (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
— (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)3агляни в шкатулку!
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он
души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа. ». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В первом абзаце даем объяснение фрагмента.
Как я понимаю смысл последней фразы
(финала) текста? На мой взгляд, она означает, что … В подтверждение своей точки зрения приведу два аргумента.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2 предложений.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише :
Не лишним будет употребление вводных слов :
я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется,
Оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами: 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие. 2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3 ) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише :
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова :
итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!