Социализация в школе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Школа и социализация
Социализация – это процесс освоения норм и ценностей человеком на протяжение всей его жизни. Социализация может происходить в рамках семьи, а также среди сверстников и друзей, ближайшего окружения.
Особую роль в социализации ребенка играет школа. Ее преимущество заключается в том, что школьное учебное заведение ребенок посещает регулярно, там же он общается со своими одноклассниками и учителями, получая дополнительные навыки коммуникации. Социализация ребенка в школе необходима для того, чтобы уже во взрослой жизни успешно взаимодействовать с окружающими людьми.
Но исследователи задаются вопросом о том, может ли в действительности школа предоставить ребенку те самые необходимые социальные навыки, а также навыки взаимодействия с окружающими, и помогут ли ему эти навыки в будущем. Не все школы в реальности способны предоставить подрастающему организму средства для реализации самого себя, раскрытия творческих и интеллектуальных способностей. Некоторые учителя также не всегда замечают самого ребенка, поскольку им сложно обращать одновременно свой взор на всех учеников в классе.
Теоретически, научиться социальному взаимодействию можно несколькими путями:
Оба варианта приемлемы, но все же ребенку в раннем возрасте необходимо четко обозначить цели общения, а также его нормы, чтобы избежать фатальных ошибок в будущем. Для получения реальных навыков общения очень важно поместить подрастающий организм в среду, которая будет похожа на реальную. Но является ли таковой школа? Конечно, в ней присутствуют возможности для создания различных коммуникаций, а также для того, чтобы общаться с людьми разных возрастов, получить знания и новый опыт. Но школа в большей степени позволяет получить именно эту академическую основу обучения, которая в дальнейшем будет развиваться уже в университете.
В разных взаимодействия школа также дает совершенно разный эффект. Например, что касается семейных отношений, то школа может не помочь, но при этом она и не мешает их развитию. Обучением взаимодействия по бытовым вопросам школа совершенно не занимается, да и в целом она не заинтересована в этом, ведь у нее совершенно иная миссия. Что касается отношений внутри коллектива как на работе, так и в рамках иных профессиональных групп, то школа также не готовит к ним человека. Она в целом не является примером того самого коллектива, в котором ребенок мог бы отработать свои социальные навыки.
Готовые работы на аналогичную тему
Школа может в большей степени повлиять на человека и его общение с друзьями. Но тут также есть неопределенные переменные, которые оказывают влияние на данный процесс. В первую очередь, это профессионализм самого учителя, который должен регулировать взаимодействия учеников, а также помогать им осознавать нормы и правила поведения и общения с другими людьми. В школе также работают психологи, которые раскрывают особенности личности каждого ученика и находят наиболее активных и наиболее слабых. Важно прорабатывать каждого ребенка и помогать ему найти свое место в школьном заведения. Чувства отчужденности, ненужности, неосознанности себя как части коллектива могут привести к тому, что люди не осознают свою значимость уже во взрослой жизни. Это мешает им налаживать коммуникации, быть социально активными, делиться идеями и опытом (даже с условием того, в школьном возрасте у ребенка еще недостаточно опыта, чтобы разделять его с остальными членами класса).
Школа как институт социализации
Тем не менее, несмотря на то, что современная школа не в самой большой степени влияет на процесс социализации ребенка, она является одним из его институтов. В школе мы прикасаемся к более серьезному жизненному опыту, расширяем свой кругозор, начинаем более осознанно смотреть на этот мир. Если в семье ребенку дается элементарное понимание того, как нужно вести себя, что необходимо делать, чтобы социализация прошла успешно, то в школе он становится участником более сложной системы социальных взаимоотношений.
В школьном коллективе ребенок может как выделиться, так и погаснуть. Необходима работа со стороны школьных психологов, а также со стороны учителей, которые ежедневно наблюдают за учениками и являются проводниками между ними и тем колоссальным опытом, который был накоплен человечеством. Таким образом, на этих людях в большей степени лежит ответственность за становление личности ребенка в рамках школьного учреждения. Также не стоит забывать о том, что характер разных детей проявляется по-разному: кто-то изначально стремится к лидерству, а кто-то предпочитает быть ведомым. Эти дети могут конкурировать друг с другом, но в силах учителя сделать так, чтобы конкуренция превратилась в сотрудничество, в обмен опытом и знаний, в умении дружить и создавать сильные связи, созидать.
Таким образом школа как институт социализации берет на себя ответственность в продолжении освоения социального опыта и знаний, после семьи. В целом, семья и школа должны тесно сотрудничать друг с другом для того, чтобы не создавалось проблем в восприятии социального опыта, и чтобы дети адекватно оценивали свои интересы и способности как в рамках семьи, так и в рамках школьного заведения. Воспитание со стороны родителей накладывает свой отпечаток: примеры и модели поведения взрослых перенимаются ребенком и затем транслируются в учебный коллектив. Если семья имеет нестабильный фундамент, родители ведут аморальный образ жизни и демонстрируют это перед ребенком, то он будет считать это нормой, а девиация будет переносится на отношения с одноклассниками. В силах педагогов и психологов вовремя заметить это и разрешить проблему, проводя профилактические мероприятия с родителями и с детьми, помогая им осваиваться и взаимодействовать. Нередко подключаются социальные службы, которые также работают с семье и с ребенком, корректируя его поведения и понимание норм и ценностей общества.
Эссе по обществознанию на тему «Роль школы в становлении личности».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность.» (В.В. Путин)
Автор высказывания обращает внимание на то, что школы необходимы не только для передачи знаний подрастающему поколению, но и для формирования личности ребенка. Я разделяю позицию автора. Именно в школе прививаются ценности, формируется мировоззрение, то есть совокупность взглядов человека на мир, а также характер и индивидуальные особенности человека. И всё это затем влияет на его жизнь. Именно поэтому так важно, чтобы школа занималась воспитанием ребёнка и развитием его личностных качеств.
В рамках данного высказывания можно выделить несколько аспектов: сначала мы рассмотрим школу как учреждение, как место обучения и передачи предметных знаний, а затем как институт социализации личности.
Давайте разберем ключевые теоретические понятия, которые помогут раскрыть первый аспект. Обучение — это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков. Он крайне важен для развития человека, так как знания являются элементом мировоззрения, без формирования которого мы не можем говорить о полноценной личности. Именно школы как учреждения занимаются обучением людей, именно в школах ребенок приобщается к новым знаниям, что очень важно особенно в реалиях современного мира, когда информация и знания стали основным фактором производства.
Примером, показывающим важность школы как учреждения, которое занимается обучением, может стать личный опыт моей сестры. В процессе обучения в школе она получила все необходимые знания и навыки, благодаря которым поступила в престижный вуз на бюджетное отделение. Это помогло ей без финансовых затрат получить профессию и устроиться в жизни.
Примером влияния школы на становление человека личностью является пребывание А.С. Пушкина в Царскосельском лицее. Его взаимоотношения с преподавателями и другими учащимися существенно повлияли на всю дальнейшую жизнь поэта и его творчество. Например, профессор нравственных наук Куницын А.П. в значительной степени повлиял на поэта, породил в нём начало вольнолюбивой лирики в будущем. Также следует упомянуть, что директор лицея помогал Пушкину, заботился о нём. А как тепло выдающийся русский поэт отзывался о своих сокурсниках, показывая их важность в своей жизни.
То есть мы можем сделать вывод, что не без помощи этих людей Пушкин стал великой личностью. Именно лицейские годы подарили Александру Сергеевичу важные качества, наставления и ориентиры для будущей жизни.
Также для доказательства этого тезиса хочу рассмотреть определенную социальную ситуацию. В школе на уроках обществознания ученики получают информацию о правилах и нормах, о важных моральных ценностях и искусстве, о социальном опыте — всё это в дальнейшем они используют для решения конкретных жизненных трудностей. Также учитель часто приводит в пример конкретные жизненные ситуации, которые воспитывают в учениках ценности честности, любви и дружбы, в результате чего учащиеся могут создать крепкую семью и всегда оставаться верными друзьями. Получается, что школа способствует накоплению человеком не только знаний по предметам, но и формированию социально-значимых качеств и накоплению социального опыта, необходимых для становления личности.
Школа как институт социализации
Подготовка к самостоятельной жизни сегодня не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее занятие. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX в.
Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени.
С учетом всех расходов государства в развитых странах тратят на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно — старшие передавали знания младшим в семье, только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.
По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.
Школа относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения. Она выступает таким ее агентом, при помощи которого общество осуществляет формальный надзор, заботу, попечение за детьми.
Основная функция школы как социального института — привить подросткам систематические знания в основных областях человеческой деятельности — физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах.
Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, — это гуманитарное воспитание личности. Во всех странах школа выступает начальным звеном системы образования, которая включает также среднее специальное и высшее образование (университеты).
Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимых для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности.
Общее образование — основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях.
Выделяют три стадии в школьном образовании:
x начальная подготовка (1-е — 3-е классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения; x основное (базовое) образование (5-е — 9-е классы), дающее под-готовку и позволяющее освоить разные типы мышления по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук;
x среднее образование (10-е — 11-е классы), позволяющее расширить и углубить знания.
Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России обучалось 21,5 млн учащихся.
Во многих регионах развивается негосударственное образование. На начало 1995/1996 учебного года в России функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 45,8 тыс. человек.
Общее образование можно получить в школах двух типов — государственных и частных. Частные школы являются платными и существуют за счет средств, которые отдают за обучение детей родители. И те и другие принимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея.
Общеобразовательная школа призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи:
x способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность;
x дать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению;
x обеспечивать профессиональную ориентацию молодежи. Школа является довольно поздним результатом исторического развития цивилизации.
В первобытном обществе школы не существовало, как и у отсталых народов сегодня. Обучение новым знаниям и навыкам происходит благодаря неформальным контактам старших, передающих свой опыт, и младших, усваивающих его, но не через письменные носители информации (книги, учебники, тет-ради), а через устную речь и наглядные примеры.
Социализирующая функция школы проявляется в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять во взрослой жизни, а именно, правильно говорить и писать, решать задачи и считать, быть дисциплинированными, трудолюбивыми, усидчивыми и т.п. Учебный процесс в миниатюре отражает производственный процесс взрослых.
Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, — это отсутствие родственников и родителей, которые прежде осуществляли за ним надзор. Он учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним привязанность или любовь, а потому, что этого требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей.
Ни один из детей не рассматривается как уникальная личность, любимый сын или исключительная одаренность. Индивидуальные качества ребенка в типичной школе не выступа-ют предметом специального внимания. Ребенок — лишь один среди многих, он подчиняется тем же правилам, что и все другие.
Успехи детей оцениваются при помощи специальных стандартов (школьных оценок), обычно по пятибалльной системе. Если дети выполняют не-обходимый минимум требований (хорошая или удовлетворительная успеваемость по зачетным предметам), через год их переводят следующий класс.
Обычная продолжительность обучения в сред-ней школе в разных странах — от 10 до 12 лет. Обучение может подразделяться на несколько ступеней, например, начальное, неполное среднее, законченное среднее. После окончания школы выдается сертификат — диплом об окончании средней школы, фиксирующий успехи в школьные годы и служащий основанием для поступления в колледж или университет.
Школа и система образования в целом — эффективный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования человека, тем ниже его квалификация, статус и зарплата.
И наоборот, повышение образования — верный способ сделать профессиональную карьеру. Поэтому изменение уровня образования выступает решающим фактором вертикальной мобильности.
Учеба — период активного накопления знаний как базы для приобретения в следующем периоде (зрелости) квалификации. Полное среднее образование — фундамент, который может пригодиться в любой профессии. Школьное образование полипрофессионально, многовариативно. Выпускник школы может устроиться на любую работу, получив предварительно специальную подготовку.
Средняя школа не должна давать узконаправленное образование. Человек должен выбирать будущую профессию осознанно, знать все ее плюсы и минусы и смириться с ними. А от школьника требовать осознанного выбора профессии нельзя, так как он в ней себя еще не попробовал.
Школа как институт социализации младших школьников
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Школа как состояние адаптации, индивидуализации и интеграции макро- и микрофаз.
Ситуация социального развития определяет личностное развитие индивида, которое проходит состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Все эти линии развития взаимосвязаны, взаимообусловлены.
Адаптация: предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться.
В младшем школьном возрасте (6-11 лет) ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая имеет первоначально диффузный характер. Учитель, по сравнению с воспитательницей детского сада, оказывается еще более референтным для детей, поскольку он, используя отметки, регулирует взаимоотношения ребенка как с его сверстниками, так и со взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как другому».
Третья фаза периода младшего школьного возраста означает не только интеграцию школьника в систему «ученики-ученики», но и прежде всего в систему «ученики-учитель», «ученики-родители».
Определения эффективности процесса социализации младшего школьника.
В качестве показателей успешной социализации в младшем школьном возрасте выступают такие качества, как исполнительность, самостоятельность, инициативность, ответственность, которая признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности в социально активное поведение в младшем школьном возрасте. В этом возрасте появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Младшие школьники пытаются сдерживать свои желания, которые не совпадают с требованиями, предъявляемыми взрослыми, подчиняют свои действия установленным социальным нормам поведения
У младших школьников при поступлении в школу изменяются взаимоотношения с окружающими, причем довольно существенные. В данном возрасте меняется ведущая деятельность ребенка, а значит происходит изменения и в темах общения, в которые теперь не входят темы, связанные с игрой.
В школе дети находятся под влиянием двух групп агентов социализации: учителя и сверстников.
Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе, в целях их изменения, улучшения и совершенствования, можно применить социометрическое исследование, разработанное Дж. Морено.
Социометрическое исследование класса показало низкие результаты социальной адаптации. Нами были запланированы мероприятия, направленные на успешную социализацию младшего школьника.
Функции школы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.
Социально-возрастные характеристики детей младшего школьного возраста.
В школьный период жизни, приобретенные рефлексивные способности детей оказывают хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем, а так же с одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от первоклассника особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мысленным планированием и решением учебных задач. Новая социальная ситуация вводит ребенка в мир отношений и требует от него организованной произвольности, дисциплинированности, а также отвечает за умственное развитие в учебном процессе в целом. Тем самым новая социальная ситуация ухудшает условия жизни ученика и выступает для него уже как стрессогенная. Поэтому, у каждого первоклассника повышается психическая напряженность и это отражается не только на физическом здоровье ребёнка, но и на поведении, как в школе, так и дома.
Для детей первого и второго класса безразлично, получили они замечание наедине с учителем или в присутствии одноклассников в классе. Но уже в четвертом классе дети придают большее значение замечаниям от учителя. При этом социальная ситуация развития ребёнка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной, и которая является ведущей в данном возрастном периоде. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение интеллектуальных и духовных богатств ученика, накопленных в течение жизни. Именно в начальной школе ребенок начинает осваивать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. При благоприятных условиях обучения на основе учебной деятельности и достаточном уровне умственного развития у младшего школьника формируются предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Надо срочно сочинение на тему: школа как социальный институт
Школа-это всегда опыт, новые знания, изобретательность, образ выжить и прожить. Все кругом нас учат как прожить день: как рано встать и т. д. А школа учит сделать нас так, Что такое социальный институт? Социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет весомые общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основные нужды общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или другую необходимую жизненную функцию.
Социальный институт обеспечивает нас основными
Школа, как социальный институт, выполняет, роль искусственно сформированной естественной жизненной среды. Среда, которая функционирует как маленький мир со своим условным делением. Делением на материки (классы), государства (начальная, средняя, старшая школа).
С ветвями правления (директор, завуч, учитель), народ (ученики). Здесь впервые приоткрываются границы понятий “хорошо и неважно”, “чисто и грязно”, “верно и неверно”, “друг, и враг”, “начальник и подчиненный”, “бедный
Школа, образованная по заказу социума и выполняет его социальный заказ. О школе как социальный институт американский педагог Дж. Дьюи говорил, что “школа постепенно может создать такой тип общества, который нам хотелось бы видеть.
Влияя на ум в этом направлении, мы постепенно изменили бы и взрослое общество”. Кроме этого, важным является тот фактор, что школа является такой, которым является учитель, который не только выполняет свою профессиональную обязанность, а и стоит на передовых позициях прогресса. что бы ты был не только нам удовлетвареный, а и социум.
Школа и социальный институт очень схожи. НЕ ЗНАЮ ПОМОГ ВАМ МОЙ ОТВЕТ ИЛИ НЕТ. НО КАК-ТО ТАК.