Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения
Содержание статьи:
Краткий видео-обзор статьи:
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!
«Не вкусно» или «невкусно»: как правильно пишется?
«Не вкусно» или «невкусно» − способ написания часто вызывает затруднения. Однако в русском языке возможны оба варианта, но в разных контекстах. В каком случае слитное, а в каком раздельное написание, следует рассмотреть подробнее.
Как правильно пишется?
Наречие «вкусно» с «не» может писаться как слитно, так и раздельно.
Значение словоформы при этом несколько отличается.
Слитно написанное качественное наречие «невкусно» имеет значение:
При раздельном написании частицы «не» с наречием «вкусно» делается акцент на том, что блюдо не имеет ожидаемого приятного вкуса.
Морфемный разбор слова «невкусно»
Разберем по составу «слитное» наречие:
Отрицательная частица «не» превращается в приставку, которая пишется со словом слитно.
В каких случаях пишут «невкусно»
Наречие «невкусно» пишут в случае, если его можно заменить в контексте синонимом без «не».
В таком случае используют близкие по значению слова:
Смысл сказанного при этом не должен меняться.
Примеры предложений
Рассмотрим некоторые случаи употребления:
В каких случаях пишут «не вкусно»
Раздельно «не» с наречием «вкусно» пишут в следующих случаях:
В большинстве случаев конструкция подчеркивает разницу между ожиданием и реальностью.
Примеры предложений
Несколько примеров для быстрого понимания:
Ошибочное написание слов «не вкусно» и «невкусно»
Главными ошибками в написании рассматриваемых наречий выступают:
Кроме того, характерны орфографические ошибки:
К грубейшим ошибкам относится написания наречия с буквой «т»: не вкустно/невкустно.
Заключение
Для того чтобы понять, как пишется наречие правильно, следует проанализировать смысл сказанного.
Если дается нейтральная оценка вкусовых качеств, то слово пишется слитно.
− Невкусно? Попробуй добавить грибной соус.
В столовой кормят невкусно, поэтому мы обедаем в кафе за углом.
В случае, когда дается эмоциональная оценка, которую сопровождает противопоставление, сравнение или усилительные слова, наречие пишется с «не» раздельно.
Совсем не вкусно. Не могу заставить себя это съесть.
В здоровом питании главное – не вкусно, а полезно.
Поиск ответа
Вопрос № 302431 |
Как правильно: со вкусного/со вкусным или с вкусного/с вкусным?
Ответ справочной службы русского языка
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, можно ли написать «со вкусо м Лимон» в следующем предложении: напиток безалкогольный «Фристайл» со вкусо м Лимон? или правильнее со вкусо м Лимона? или можно «Фристайл со вкусо м Лимон» написать в кавычках и рассматривать как фантазийное название? и тогда слово лимон не склонять
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: со вкусо м лимона. Это сочетание может входить в название, а может не входить.
Как правильно: «со вдетыми нитками» или с «вдетыми нитками»?
Ответ справочной службы русского языка
Предлог со употребляется: 1) перед словами, начинающимися с сочетаний [с, з, ш, ж + согласный] или с согласного [щ]: со ста, со славой, со звездой, со шкафа, со жгутом, со щами; 2) перед формами родительного и творительного падежа слов лев, лёд, лён, лоб, мох, ров, рот: схватка со львом, виски со льдом; 3) со словами мной, мною; 4) перед формами слов вошь, весь, всякий, всяческий, вторник, второе, второй, многие, многое: со всяким встречным, со многими людьми; Предлог со употребляется в устойчивых сочетаниях: со вкусо м (делать что-либо); со вниманием (в знач. ‘внимательно’: выслушать со вниманием); со временем (в знач. ‘в будущем’: со временем все наладится); со двора (уйти); со дня на день (в знач. ‘скоро’), со дня (в знач. начальной точки отсчета времени: со дня свадьбы прошло два месяца), со дна (достать). С переносом ударения предлог со употребляется в сочетаниях: со свету (сжить), со смеху (помереть), со ста (сдача). Перед формами слова вчерашний могут употребляться оба предлога – с и со: с вчерашнего дня и со вчерашнего дня.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Предлог со употребляется:
1) перед словами, начинающимися с сочетаний [с, з, ш, ж + согласный] или с согласного [щ]: со ста, со славой, со звездой, со шкафа, со жгутом, со щами ;
2) перед формами родительного и творительного падежа слов лев, лёд, лён, лоб, мох, ров, рот : схватка со львом, виски со льдом;
3) со словами мной, мною;
4) перед формами слов вошь, весь, всякий, всяческий, вторник, второе, второй, многие, многое: со всяким встречным, со многими людьми;
Предлог со употребляется в устойчивых сочетаниях: со вкусо м (делать что-либо) ; со вниманием (в знач. ‘внимательно’: выслушать со вниманием); со временем (в знач. ‘в будущем’: со временем все наладится); со двора(уйти); со дня на день (в знач. ‘скоро’), со дня (в знач. начальной точки отсчета времени: со дня свадьбы прошло два месяца), со дна (достать).
С переносом ударения предлог со употребляется в сочетаниях: с о свету (сжить), с о смеху (помереть), с о ста (сдача).
Перед формами слова вчерашний могут употребляться оба предлога – с и со: с вчерашнего дня и со вчерашнего дня.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать «чашка с вкладышем» или «чашка со вкладышем»?
Ответ справочной службы русского языка
Предлог со употребляется:
1) перед словами, начинающимися с сочетаний [с, з, ш, ж + согласный] или с согласного [щ]: со ста, со славой, со звездой, со шкафа, со жгутом, со щами ;
2) перед формами родительного и творительного падежа слов лев, лёд, лён, лоб, мох, ров, рот : схватка со львом, виски со льдом;
3) со словами мной, мною;
4) перед формами слов вошь, весь, всякий, всяческий, вторник, второе, второй, многие, многое: со всяким встречным, со многими людьми;
Предлог со употребляется в устойчивых сочетаниях: со вкусо м (делать что-либо) ; со вниманием (в знач. ‘внимательно’: выслушать со вниманием); со временем (в знач. ‘в будущем’: со временем все наладится); со двора(уйти); со дня на день (в знач. ‘скоро’), со дня (в знач. начальной точки отсчета времени: со дня свадьбы прошло два месяца), со дна (достать).
С переносом ударения предлог со употребляется в сочетаниях: с о свету (сжить), с о смеху (помереть), с о ста (сдача).
Перед формами слова вчерашний могут употребляться оба предлога – с и со: с вчерашнего дня и со вчерашнего дня.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, есть ли в этом предложении синтаксическая ошибка: «Напитки обладают изысканным вкусо м, отлично утоляет жажду и очень полезны для здоровья»?
Ответ справочной службы русского языка
Ошибка есть. Неправильно выбрана форма для глагола утолять. Корректно: напитки. утоляют.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно написать: со вкусо м мультифрукта, с мультифруктовым вкусо м или со вкусо м «Мультифрукт»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Верно: вкусо ароматический, пряноароматный (от сочетания пряный аромат ).
Добрый день, подскажите, пожалуйста, верно ли выбрана форма глагола в предложении или надо употребить «помогут»:
Сезонное обновление коллекций, актуальная цветовая гамма, современный дизайн изделий «XXX» поможет Вам всегда одеваться модно и со вкусо м.
Ответ справочной службы русского языка
Предложение составлено неверно. Нельзя сказать, что гамма или дизайн поможет одеваться со вкусо м. Фразу следует переформулировать.
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, посмотрите внимательнее словарную статью. Помета публиц. относится к значению, размещенному после двойной черты.
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно ананасный или ананасовый?
Ответ справочной службы русского языка
чем отличаются «комфортный» и «комфортабельный»?
Ответ справочной службы русского языка
как правильно «леденцы с фруктовым и мятным вкусО М» или «леденцы с фруктовым и мятным вкусАМИ»
Ответ справочной службы русского языка
Как быстрее вернуть обоняние и вкус после коронавируса – вот дельные советы зарубежных специалистов
Потеря обоняния (а иногда и вкуса) – один из самых известных симптомов коронавируса. Разобрались, как часто пропадает обоняние, когда оно возвращается и что делать, если процесс затягивается.
Как часто пациенты с COVID-19 теряют обоняние и вкус?
Потеря обоняния – очень распространенный симптом коронавируса, а в некоторых случаях – единственный индикатор бессимптомного течения этого заболевания. В отличие от многих ОРВИ, при COVID-19 потеря обоняния бывает мгновенной и практически полной, при этом сильного насморка может не быть.
«Это было похоже на выключатель: с 100% до 0% за пару часов. Не было искаженных или слабых запахов – ничего. Как будто у меня отключился нос», – рассказал один из переболевших коронавирусом.
У части больных коронавирусом не просто меняются вкусовые ощущения из-за исчезнувшего обоняния, а полностью пропадает вкус. Настолько, что человек не может отличить сладкое от горького и вся еда кажется одинаковой.
Почему при коронавирусе пропадают запахи?
Причина «отключения» запахов не в том, что новый коронавирус атакует обонятельные нейроны, пишет reminder.media. Коронавирус для них не опасен, потому что у обонятельных нейронов нет рецептора ACE2, через который проникает вирус.
Зато этот рецептор есть у сустентакулярных клеток, которые поддерживают обонятельные нейроны, – именно их поражает коронавирус. Иммунитет отвечает воспалением в носу, а из-за отека обонятельные нейроны повреждаются и постепенно перестают передавать сигналы в мозг.
Если повреждение опорных клеток минимально, обоняние восстанавливается быстро. Но, если повреждено слишком много сустентакулярных клеток или воспаление было сильным, нейроны могут погибнуть или изменить работу, что приведет к длительной потере обоняния и паросмии (искаженному восприятию запахов. – Ред.).
Как быстро возвращается обоняние?
По статистике, у 90% переболевших COVID-19 обоняние восстанавливается в течение 2–3 недель. Те же, кто попал в оставшиеся 10%, могут ждать возвращения запахов до 4 месяцев, а некоторые и дольше – все зависит от тяжести поражения нейронов.
Почему потеря обоняния серьезнее, чем может показаться на первый взгляд?
Казалось бы, лишиться запахов и вкусов не так уж страшно. Однако такой симптом может по-настоящему угрожать жизни человека: например, если заболевший вовремя не почувствует запах газа или дыма. Кроме того, люди без обоняния не могут самостоятельно отличить испорченную пищу от свежей.
Но и это еще не все – аносмия (потеря обоняния) и отсутствие вкусов заметно ухудшают качество жизни и (внезапно!) социальные отношения. На сайте medrxiv.org британские ученые опубликовали результаты исследования 9 тысяч пользователей группы поддержки Facebook AbScent COVID-19 Smell and Taste Loss.
Участники исследования, которые надолго лишились обоняния, жаловались на изменения в режиме питания. Из-за потери аппетита и удовольствия от еды некоторые сильно худели, а другие, наоборот, начинали бесконтрольно переедать и набирали лишний вес.
Интересно, что многие отмечали: объяснить свою проблему другим – сложная задача. Люди редко находили сочувствие, понимание и поддержку, а жалобы на отсутствие вкуса и запаха их знакомые называли «преувеличением» или «драматизмом», хотя потеря сразу 2 чувств из 5 серьезно влияло на повседневную жизнь.
Кроме того, участники исследования находились в постоянном стрессе: они боялись, что обоняние может никогда не вернуться, а медицина не поможет (зачастую врачи давали бесполезные советы и рекомендации).
В некоторых случаях все это приводило к развитию депрессии.
После коронавируса обоняние и вкус могут измениться – что делать?
Иногда после перенесенного коронавируса обоняние и вкус возвращаются не такими, какими были до болезни. Паросмия – искаженное восприятие запахов – заставляет привычные продукты пахнуть «неправильно» и неприятно.
Специалистка в области молекулярной биологии Нэнси Роусон объяснила The Wall Street Journal, что это происходит, когда мозг пытается восстановить утраченные нейронные связи и учится заново распознавать запахи. До тех пор, пока мозг не завершит «настройки», незнакомые ароматы он может интерпретировать как неприятные: безопаснее отказаться от неизвестного продукта, чем съесть его и отравиться.
На этом видео Крисси Келли рассказала, как пережила паросмию. Она постоянно ощущала неприятные запахи, поэтому не могла ходить в супермаркет и готовить для семьи, а во время еды чувствовала тошноту от аромата пищи.
Вот советы Крисси для людей, у которых исказилось обоняние:
1. Определите, какие продукты чаще других вызывают отвращение, и избегайте их. По словам Крисси, для многих это кофе, жареная и запеченная еда, яйца, мясо в процессе приготовления. Для некоторых триггером может стать хлеб или любой другой продукт.
2. Ешьте еду комнатной температуры или охлажденные блюда. Они пахнут слабее, чем горячая еда.
3. Если вы вообще не можете есть, попробуйте пить безвкусные протеиновые коктейли. Подойдут и простые продукты вроде риса или пасты. «Начинайте с простейших продуктов, а затем двигайтесь дальше», – советует Крисси.
Что делать, чтобы запахи восстановились быстрее?
1. Лечение специальными препаратами. На сайте coronavirus-control.ru пишут, что пока медицине неизвестно, как восстановить обоняние быстро. Лечение направлено на уменьшение интенсивности симптомов, устранение воспаления и отека слизистой носа. Для терапии назначают назальные спреи с противовоспалительными, антисептическими и гормональными компонентами.
ВАЖНО: такие препараты нельзя принимать самостоятельно. Чтобы избежать неприятных «побочек», лучше проконсультироваться с врачом.
Чтобы вернуть запахи в домашних условиях, можно попробовать безопасный метод – тренировку обоняния с помощью пахучих продуктов и веществ.
2. Упражнения с эфирными маслами. Британский ринолог Саймон Гейн советует использовать для наращивания нейронных связей эфирные масла с четко акцентированными запахами – их проще опознать мозгу.
Тренировочный набор Саймона Гейна – роза, лимон, гвоздика и эвкалипт. Вдыхать аромат нужно обеими ноздрями, поэтому лучше пропитать маслом ватку и положить ее в сосуд с широким горлом.
3. Использование однокомпонентных запахов. Ученые из Технического университета Дрездена предлагали 153 пациентам с полной или частичной потерей обоняния после коронавируса дважды в день вдыхать минимум по четыре аромата (по 15 секунд каждый) и стараться их запомнить.
Их тренировали на запахах с одним компонентом – аниса, розы, гвоздики, лимона, лаванды, меда, клубники, тимьяна, эвкалипта и шоколада. Использовали и смеси с одной доминирующей нотой.
После шести месяцев обучения оказалось, что такая тренировка запускает восстановление обонятельных проводящих путей. Лучше всего метод помог для старшей возрастной группы и пациентов с сильными нарушениями обоняния.
4. Тренировки с запахами, которые есть на вашей кухне. Владелица парфюмерного ателье «Аромаобраз» Вероника Бруховецкая поделилась приемами профессиональных парфюмеров, которые могут помочь восстановить обоняние после COVID-19, пишет radiosputnik.ria.ru.
– Нужно заниматься разучиванием ароматов, даже незнакомых, – говорит Бруховецкая. – Хотя сейчас лучше всего это делать с запахами, которые уже привычны. Подойдут те, которые есть на кухне, вроде апельсинов, мандаринов, каких-то специй, мускатного ореха, корицы и так далее.
Надо в течение дня взаимодействовать с ними, брать их и нюхать, при этом вспоминать, как они пахнут, и обращать внимание на появляющиеся чувства. Так мы нарабатываем обонятельную память. Если во время ковида исчезло обоняние, таким образом мы можем восстановить нейронные сети в мозге и помочь памяти восстановиться.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Видео: AbScent Anosmia Support.