Слитно или раздельно?
1.( не)выращенный куст
2. (не)выращенный к весне куст
3. (куст) не выращен
4. (не) посаженный мною куст
Ответы
1.состоящей-причастие (что делающей? )
непост.: в ед.ч, в ж.р, в р.п.
3.(что делающей? )состоящей
пис корень, а суффикс, ть окончание
пис корень а суффикс тель суффикс
стро корень и суффикс тель суффикс
голуб корень ушк суфф. а окон.
дорож кор. еньк суфф. а окон.
реч кор. к суфф. а окон.
реч кор. еньк суфф. а окон.
душ кор. еньк суфф. а окон.
если не понятно кор.-корень суфф.-суффикс окон.-окончание
при проведении строительных работ застройщики применяют разнообразные строительные материалы. современные строительные технологии предоставляют любому строителю огромное количество разных вариантов технологии возведения жилых строений, от здания до внутренней отделки стен и наружной отделки фасада полностью готового сооружения.при строительстве стен и внутренних межкомнатных перегородок также используются разнообразные виды стройматериалов, в зависимости от целевого предназначения помещения и выдвигаемых требований к его техническим характеристикам. самым популярным материалом, используемым для сооружения внешних, фасадных стен и внутренних перегородок домов, до сих пор остается классический красный кирпич. а раз так, то рассмотрим, как класть кирпичные стены. важно помнить, что работы с кирпичом можно начинать только при наличии ровного и прочного основания. это может быть или (при сооружении внешних стен и несущих перегородок), или бетонный пол (при возведении межкомнатных перегородок). перед началом укладывания необходимо провести разметку на или на полу реконструируемого помещения. если вы возводите внутренние перегородки, в данном случае можно провести вертикальную разметку прямо на стене. для этой процедуры вам понадобится уровень или отвес. как правильно класть кирпичную стену.ровность укладки первого ряда кирпичной кладки вы сверяете прямо по разметке. ровность укладки последующих рядов можно контролировать путем использования натянутого вдоль возводимой стены шнура. горизонтальность кладки уточнить уровень.
начинать укладывать кирпичи надо одновременно с двух краев сооружаемой стены. если стена внешняя – то с двух углов. после начала укладки натяните над крайними кирпичами контрольный шнур. толщина шва между двумя кирпичами должна составлять, примерно, один сантиметр. чтобы убрать лишний раствор, постучите по кирпичу мастерком. излишки цементного раствора кладутся под следующий кирпич. после этого не забудьте проверить горизонтальность кирпичной кладки при уровня.
ну и конечно всегда помните о перевязке! то есть швы между любыми двумя кирпичами любого ряда должны всегда находится примерно посередине кирпича, лежащего под ними. вот мы и рассмотрели, как класть стену из кирпича. знайте, если соблюдать перечисленные выше простые правила, то выложенные вами стены будет всегда ровными и прочными!
в белом воздушном платье,с фатой на голове,стояла счастливая невеста.
вдохновленный поэт,с блеском в глазах,выразительно читал свои стихи.
мимо нас прошёл высокий,седой человек,в тёмном костюме.
сегодня ясный,солнечный зимний день,с лёгким морозцем.
Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.
А) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено
Б) (не)доумевающий взгляд, (не)думающий ни о ком
В) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек
Г) (не)окрепший от удара, (не)затихающая буря
2) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
А) дело (не)закончено вовремя, (не)законченная история
Б) (не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы
В) никем (не)принятое предложение, ещё (не)принятое предложение
Г) дело (не)закончено, (не)принятое решение
3) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Причины случившегося ещё (не)установлены.
А) (Не)установлены –пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется слитно
Б) (Не)установлены – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно
В) (Не)установлены – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)установлены –пишется слитно, так как причастие совершенного вида
4) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Огонёк в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.
А) (Не)мигающим –пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно
Б) (Не)мигающим – пишется слитно, так как при причастии нет зависимого слова и противопоставления с союзом А
В) (Не)мигающим –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Когда не пишется слитно когда раздельно в причастиях
а) (не)доумевающий взгляд
б) (не)разгаданная тайна
в) никем (не)разгаданная тайна
2. Пишется раздельно.
б) (не)замеченная учителем ошибка
в) (не)замеченная ошибка
3. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно.
4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.
а) (не)оконченная пьеса, (не)выкрашено, (не)окрепший от удара
б) (не)доумевающий взгляд, (не)кошеная трава,
(не)зависимый ни от кого
в) (не)прекращающийся дождь, (не)годующий человек, (не)затихающая буря
5. Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
а) дело (не)закончено, дело (не)закончено вовремя,
б) (не)исследованные районы, никем (не)исследованные районы, район (не)исследован
в) никем (не)принятое предложение, еще (не)принятое предложение, (не)принятое комиссией предложение
6. Укажите верное объяснение слитного или раздельного
написания НЕ с причастием в предложении: Причины
случившегося еще ( не )установлены.
а) (Не)установлены — пишется слитно, т.к. НЕ с
краткими причастиями пишется слитно
б) (Не)установлены — пишется раздельно, т.к. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно
в) (Не)установлены — пишется раздельно, т.к. при
причастии есть зависимое слово
7. Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении: Огонек в башенке светится ровным, (не)мигающим светом.
а) (Не)мигающим — пишется раздельно, т.к. НЕ с
причастиями пишется раздельно
б) (Не)мигающим — пишется слитно, т.к. при причастии нет зависимого слова и противопоставления с союзом А
в) (Не)мигающим — пишется раздельно, т.к. при причастии есть зависимое слово
Пишем правильно: «выращенный» или «вырощенный»
Данное слово является страдательным причастием, а употребляется в значении «заботясь о ком-либо, довести до взрослого состояния; воспитать». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.
Как же правильно пишется: «выр ащенный» или «выр ощенный»?
Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как в первом варианте:
Почему напишем слово таким образом?
Для начала давайте проведём морфемный разбор слова, чтобы получше разобраться:
Как мы видим сомнительная гласная находится в корне слова.
Почему в корне напишем гласную «а»?
А давайте обратимся к очередному правилу!
В корнях «-раст-/-рос-/-ращ-» в безударном положении следует написать гласную «а» перед сочетанием букв «ст» и согласной «щ». А гласная «о» пишется перед согласной «с».
Исключения: Ростов, отрасль, отраслевой, росток, ростовщик.
Таким образом, в нашем случае следует написать в корне именно гласную «а», так как после неё стоит согласная «щ».
А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.
Правописание Не с причастиями
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Алгоритм написания не с причастиями.docx
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Алгоритм написания не с причастиями.
1.Смотрю: употребляется ли оно без не.
(Не употребляется – слитно.)
2.Определяю: полное или краткое.
(Краткое – пишу раздельно.)
3.Есть ли противопоставление?
(Есть – пишу раздельно)
4.Смотрю: есть ли зависимое слово?
(Есть – пишу раздельно.
Выбранный для просмотра документ Не с причастиями.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Двадцать восьмое ноября Классная работа Девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а русский язык – мыслящий»
Творческая разминка 1 вариант: (Не )было бы счастья, да (не)счастье помогло. 2 вариант: (Не)большой дождишко, а лодырям отдышка.
(Не)светлая, а темная комната; (не)вежливость товарища; вовсе (не)радостное настроение; (не)горе, а счастье; сильно (не)годовать; (не)ряшливый вид; (не)выучить урок; испытывать (не)нависть; (не)внимательный ученик. (Не)остывший камин; (не)решенная мною задача; ворота (не)закрыты; ворота (не) закрытые, а открытые. Имясуществи-тельное Имяприлага-тельное Глагол Причастие Слитное написание Раздельное написание
«ПО СЛЕДАМ ИЗУЧЕННОГО» Таблица «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи» Имясуществи-тельное Имя прилагательное Глагол Прича-стие СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ Ненависть (без НЕнеупотр.) ¬ Невежливость (грубость) Неряшливый (без НЕнеупотр.) ¬ Невнимательный (рассеянный) Негодовать (без НЕнеупотр.) РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ Не__горе,а счастье Не светлая,атемная комната ч. Вовсене_радостноенастроение Не__выучить
Понаблюдаем! Слитно Раздельно 1.Недоумевающий взгляд 1. Собраниене закончено 2.Незакончившеесясобрание 2. Не законченное,аначатое собрание 3. Не закончившеесявовремясобрание
ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Самостоятельно изучите теоретический материал на стр. 68 и ответьте на вопросы: 1 группа При каких обстоятельствах причастие пишется с НЕ слитно? 2 группа При каких обстоятельствах причастие пишется с НЕ раздельно?
1. Употребляется ли слово без НЕ да нет СЛИТНО 2. Это краткое причастие? да нет РАЗДЕЛЬНО 3. Есть ли противопоставление с союзом А? ДА НЕТ 4. Есть ли зависимые слова? да РАЗДЕЛЬНО нет СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
Задание «Перевертыш». Не выполненное мною задание, не замеченная учителем ошибка, не запечатанное адресантом письмо, негодующий человек.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ 1 вариант 2 вариант (Не)прочитанная книга 1 3 Посылка (не)получена (Не)завершенное в срок строительство (Не)доумевающийвзгляд Никем (не)убранные вещи (Не)начатое, а законченное собрание. (Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки 2 2 Контрольная работа (не)сдана (Не)замерзающий пруд (Не)раскрытая учеными тайна (Не)доумевающийсобеседник (Не)исследованные пространства
Решаем ЕГЭ 13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1. Будущих пенсионеров, (НЕ)ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ с выбором негосударственного пенсионного фонда, журналист назвал «молчунами». 2. (НЕ)ОБДУМАННЫЙ поступок стал причиной конфликта. 3. Реки широко разлились и (НЕ)ХОТЕЛИ входить в берега. 4. Спектакль оказался (НЕ)ИНТЕРЕСНЫМ, а скучным.
Проверим! 1. Будущих пенсионеров, НЕ ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ с выбором негосударственного пенсионного фонда, журналист назвал «молчунами». 2. НЕОБДУМАННЫЙ поступок стал причиной конфликта. 3. Реки широко разлились и НЕ ХОТЕЛИ (глагол) входить в берега. 4. Спектакль оказался НЕ ИНТЕРЕСНЫМ, а скучным.
1. Пишется слитно А) (не) спрятанные ценности Б) никем (не) спрятанные ценности В) ценности (не) спрятаны 2. Пишется раздельно А) (не) выращенный куст Б) (не) продуманный ответ В) (не) тронутый морозом 3. Пишется слитно А) (не) замеченная ошибка Б) (не) обжитый, а заброшенный край В) никем (не) нарушаемая тишина
4. Пишется раздельно А) ещё (не) прочитанная книга Б) (не) прочитанная книга В) (не) законченное письмо 5. Пишется раздельно А) (не) навидящий взгляд Б) (не) начатое сочинение В) теорема (не) доказана 6. Пишется слитно А) (не) верящий, а всегда сомневающийся человек Б) (не) прикрытые листвой деревья В) (не) удавшаяся экскурсия
7. Пишется слитно А) (не) успевшие облететь листья Б) (не) расчищенные дорожки парка В) поля (не) убраны
Проверим! Ответы: 1. А 2. В 3. А 4. А 5. В 6. В 7. Б
САМООЦЕНКА Я усвоил новую тему
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 26 Упр. 153 или 154 Выучить слова на полях
А. А. Пластова «Первый снег»
Выбранный для просмотра документ ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Цель урока: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.
Планируемые результаты обучения:
Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.
Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.
Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.
Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Владение всеми видами речевой деятельности.
Совершенствование умения работать в группах.
Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
Виды используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Формы организации учебной деятельности : групповая, индивидуальная, коллективная.
Технологии : информационно-коммуникационные технологии, дифференцированное обучение, актуализация познавательной деятельности учащихся, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Формы проверки: самопроверка, взаимопроверка.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
Прошу занять всех свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Пусть девизом урока сегодня станут слова : «Дорогу осилит идущий, а русский язык – мыслящий».
Запишите сегодняшнее число.
Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку, психологически настраиваются на урок.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Подготовка к изучению нового материала.
1. Творческая разминка
( Не )было бы счастья, да (не)счастье помогло.
(Не)большой дождишко, а лодырям отдышка.
(Не)былица на тараканьих ножках ходит.
Напишите, как вы понимаете эти пословицы ( работа по вариантам)
2.Подготовка к восприятию материала.
Какая орфограмма повторяется в пословицах?
А вы помните правила написания » Не с сущ., прил., глаг.?»
А теперь продолжим наш путь «По следам изученного».
Познакомьтесь с содержанием карточки №1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, необходимо заполнить данными примерами таблицу и объяснить выбор орфограммы).
Выполнение задания в парах.
Проверка выполнения задания.
Работа учащихся в парах, заполнение таблицы «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Проверка выполненной работы.
Подготовка к восприятию новой темы.
Создание проблемной ситуации.
— Можете ли вы сейчас заполнить 4-ую колонку вашей таблицы?
— Почему у вас возникла трудность?
— Что необходимо для того, чтобы успешно закончить таблицу? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)
Учащиеся фиксируют трудность и формулируют выход из проблемной ситуации.
Формулировка темы и цели урока.
— Какие цели мы можем поставить? Чему нам необходимо сегодня научиться?
Формулируют и записывают тему урока, формулируют цели урока:
— выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
— научиться правильно писать НЕ с причастиями.
Открытие новых знаний.
Контроль первичного усвоения знания
В соответствии с поставленной целью нам необходимо заняться исследованием и самостоятельно сформулировать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Записывают на доске:
Дети самостоятельно формулируют правило, сверяют с учебником.
2. Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 68, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы:
1 вариант. При каких обстоятельствах Не пишется с причастиями слитно?
2 вариант. При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно?
1. Составление алгоритма работы по теме » Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.»
2. Заполнение 4 столбика, объяснение написанного
Работа с материалом учебника и выполнение задания по вариантам.
1 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется слитно.
2 группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется раздельно.
2. Ответ на вопрос по вариантам.
3. Составление кластера.
4. Заполнение 4-ой колонки таблицы.
Учащиеся выполняют физические упражнения.
Применение нового знания на практике.
1. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ЗНАНИЙ
1. Задание «Перевертыш». (Учащимся необходимо превратить слитное написание НЕ с причастиями в раздельное)
Невыполненное задание, незамеченная ошибка, незапечатанное ( адресантом) письмо, негодующий человек.
— Не возникли ли у вас трудности с выполнением задания? (Последний пример нельзя «перевернуть»: причастие не употребляется без НЕ).
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам)
(Не)прочитанная книга, посылка (не) получена, (не)завершенное в срок строительство, (не)доумевающий взгляд, никем (не)убранные вещи, (не)начатое, а законченное собрание.
(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки, контрольная работа (не)сдана, (не)замерзающий пруд, (не)раскрытая учеными тайна, (не)доумевающий собеседник, (не)исследованные пространства. Взаимопроверка, оценивание.
1. Будущих пенсионеров, (НЕ)ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ с выбором негосударственного пенсионного фонда, журналист назвал «молчунами».
2. (НЕ)ОБДУМАННЫЙ поступок стал причиной конфликта.
3. Реки широко разлились и (НЕ)ХОТЕЛИ входить в берега.
Спектакль оказался (НЕ)ИНТЕРЕСНЫМ, а скучным.
А) (не) спрятанные ценности
Б) никем (не) спрятанные ценности
В) ценности (не) спрятаны
А) (не) выращенный куст
Б) (не) продуманный ответ
В) (не) тронутый морозом
А) (не) замеченная ошибка
Б) (не) обжитый, а заброшенный край
В) никем (не) нарушаемая тишина
А) ещё (не) прочитанная книга
Б) (не) прочитанная книга
В) (не) законченное письмо
А) (не) навидящий взгляд
Б) (не) начатое сочинение
В) теорема (не) доказана
А) (не) верящий, а всегда сомневающийся человек
Б) (не) прикрытые листвой деревья
В) (не) удавшаяся экскурсия
А) (не) успевшие облететь листья
Б) (не) расчищенные дорожки парка
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов занятия.
Итак, мы познакомились сегодня со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.
Еще раз сформулируем правило:
Причастия пишутся с НЕ слитно, если…
Причастия пишутся с НЕ раздельно …
Мне было очень приятно с вами сегодня работать.
А теперь оцените результаты вашей учебной деятельности. Посмотрите на лестницу успеха и поставьте цифру ступени, на которой находишься.
Я попрошу вас заполнить оценочный лист и записать домашнее задание (§26 Упр. 156, объясн. дикт «Не с частями речи»
Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Выбранный для просмотра документ Самоанализ.doc
Урок по теме «Правописание НЕ с причастиями» проведён в 6 в классе.
1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при написания не с причастиями.
2. Предметно-дидактическая: формирование знаний учащихся о написании не с причастиями.
Планируемые результаты урока:
Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.
Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.
Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.
Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Владение всеми видами речевой деятельности.
Совершенствование умения работать в группах.
Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.
по ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний ;
по способу организации: синтетический;
по ведущему методу обучения: проблемный.
дополнительные: беседа, объяснение, групповая работа, самостоятельная работа…
Презентация по теме «Правописание НЕ с причастиями»;
Это первый урок по данной теме из двух запланированных, на следующем уроке будет продолжено закрепление материала. Место урока логически оправдано.
В соответствии с целями урока продумано содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учащихся. В работе по реализации поставленных целей старалась опираться на деятельность учащихся, тем самым реализуя деятельностный подход к обучению.
На основе материала, подводящего учащихся к новой теме, совместно с ними были сформулированы тема и цель урока. Образовательные цели для учащихся всегда развожу на «знать» и «уметь».
Между всеми частями урока были связующие «мостики». Все этапы работали на реализацию поставленных целей и задач урока.
На этапе организации начала урока провела диагностику эмоционального состояния детей, что способствовало повышению эмоционального настроя учащихся и быстрому их включению в деловой ритм урока.
На этапе творческая разминка провела подготовку к ВПР.
Этап актуализация опорных знаний и способов действий обеспечил повторение ранее изученных правил правописания НЕ с существительными и прилагательными. Обобщающая таблица помогла учащимся повторить изученные правила и вплотную подойти к новой теме «Правописание НЕ с причастиями». Далее пригласила ребят к к сотрудничеству по определению темы и цели урока. Далее предложила ребятам правильно написать причастия с НЕ. Столкнувшись с трудностями, дети осознали практическую значимость изучаемой темы.
Этап формирование новых знаний, умений, навыков начала с самостоятельной работы учащихся по изучению таблицы «Правописание НЕ с причастиями», что дало им возможность обсудить и высказать предположение о написании не с причастиями. С целью осознанного и прочного усвоения правила каждым учащимся применила методику коллективных способов обучения. Для усвоения способов действий по применению изученного правила учащимся был предложен алгоритм.
Этап первичной проверки понимания знаний проведен мною в виде самостоятельной работы по заданию с ключом и последующей взаимопроверкой. На этом этапе применила метод формирования рефлексивных свойств личности учащихся, позволяющий им осознать степень усвоения темы и выявить причины ошибок. Мягкий контроль с взаимопроверкой и самооценкой обеспечил своевременную коррекцию знаний, осознание учащимися сущности усваиваемых знаний и оперативную обратную связь с учителем.
На этапе закрепления изученного материала учащимся было предложено два задания репродуктивного и конструктивного характера, направленные на отработку навыков по новой теме.
Этап подведения итогов урока обеспечил информацию о реальных результатах учебной деятельности учащихся по теме урока, для чего школьникам было предложено вернуться к поставленным в начале урока целям и осознать степень их реализации. Проведена с амооценка «5 открытий урока».
На заключительном этапе проведен инструктаж по выполнению домашнего задания.
Во избежание перегрузки учащихся практиковалась частая смена деятельности, письменные задания чередовались с устными, проведена физминутка.
На уроке были использованы следующие средства обучения: учебник, мультимедийные средства, раздаточный материал.
На уроке формировались личностные, метапредметные и предметные универсальные предметные действия: регулятивные (целеполагание, умение организовать себя на рабочем месте в течение урока), познавательные (наблюдение, анализ, выделение главного, умение извлекать информацию из учебника, дидактических материалов, предложенных учителем; самостоятельно работать над упражнением; передать информацию, работая в паре; пользоваться алгоритмом), коммуникативные (участвовать в беседе, диалоге, составлении вопросов).
На уроке реализовывала принципы доступности, наглядности, научности. Время использовалось рационально. Все этапы урока определены в соответствии с типом урока.
Психологическая атмосфера была доброжелательной.
Считаю, что поставленные цели урока реализованы.
Самоанализ урока проведен учителем русского языка и литературы Нетесой Т.Н.