«Не» с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно:
– с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);
– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
– с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
– в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);
– в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
– в отглагольных прилагательных на —мый (независимый);
– в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
– в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).
Этот же принцип написания относится и к причастиям:
Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть
– зависимое слово: не погашенные никем огни;
– противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.
Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.
Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а, то частица не пишется слитно: Непогашенные огни тускло светились в тумане.
С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.
II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).
Не с различными частями речи
1. Не употребляется без не-:
неженка, нелепый, нелепо
2. Можно заменить синонимом без не-:
3. В отрицательных наречиях:
1. Есть противопоставление:
2. Отрицание усилено словами
далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:
не по-товарищески
После не и ни нет предлога:
После не и ни есть предлог:
не у кого, ни у кого
недомогая (не употр. без -не)
не замечая (деепричастие)
Нет зависимого слова или противопоставления:
незаконченная работа
1. Есть зависимое слово:
не законченная вовремя работа
2. Есть противопоставление:
не законченная, а начатая работа
3. С краткими причастиями:
работа не закончена
III. Слова, которые без не не употребляются.
недосмотреть (за ребенком)
IV. Упрощенный вариант правил:
V. Работаем с алгоритмами.
VI. Развивающие задания.
1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не
1) невыполненное поручение;
3) негодующий взгляд;
7) ему нездоровится;
8) кольцо не золотое;
10) далеко не легкое дело;
13) не смотря по сторонам;
14) несмотря на обстоятельства.
Ответ записывается так:
раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.
2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.
Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:
1) незавершенный роман;
А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).
3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:
4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.
6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:
не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,
не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.
Как вы напишите не с глаголом в предложениях:
7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):
невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,
не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,
не замечать, не заметить, неистовствовать,
не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,
неймется, недосмотреть (за кем-либо).
От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?
(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).
VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления.
Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.
В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.
А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.
Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.
Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.
И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.
«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.
VIII. Напишите диктант.
Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.
(По Н.Тимковскому)
(130 слов)
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».
2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».
3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Когда «не» с глаголами пишется раздельно
Сейчас узнаем, как пишется «не» с глаголами в русском языке. Сначала расскажем про раздельное написание, а потом — про слитное.
Если вы встретили в одном предложении частицу «не» и глагол, чтобы избежать ошибку, нужно вспомнить правило орфографии русского языка.
«Не» пишется раздельно с глаголами и глагольными формами.
Чтобы запомнить правило, сравним два предложения:
Солнце взошло над горой.
Солнце еще не взошло над горой.
В первом предложении мы используем глагол «взошло», который поясняет существительное «солнце». У этого предложения утвердительное значение.
Во втором предложении этот же глагол стоит рядом с частицей «не», которая придает отрицательный смысл: «солнце не взошло».
Частица «не» — это самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах.
Частица «не» вместе с глаголами выражает отрицание действия или запрет.
не смотрю в телефон;
не звонит будильник;
При двойном отрицании у глагола появится положительное значение:
не могу не поехать = должен поехать;
не ненавижу = не испытываю ненависти.
«Не» со всеми глаголами пишется раздельно, но есть случаи, когда следует написать «не» слитно.
Когда «не» с глаголами пишется слитно
В пятом классе каждый школьник знает: «не» с глаголами пишется раздельно. Но это еще не все! Сейчас расскажем про исключения из этого правила, когда «не» пишется вместе с глаголом.
в глаголах, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать;
в глаголах с приставкой НЕДО-: недосолить, недоесть.
В русском языке есть слова, с которыми элемент «не» пишется слитно. В этих случаях «не» может быть приставкой или частью корня, без которого слово просто не существует.
Глаголы, которые без «не» не употребляются:
Как правильно писать НЕ: слитно или раздельно с разными частями речи?
Одной из самых трудных тем в орфографии русского языка является слитное и раздельное правописание НЕ с частями речи. Эта тема очень важна, так как она входит в Единый Государственный Экзамен в задании 12.
Поэтому так важно не просто выучить правила правописания наизусть, но понимать их, чтобы в будущем свободно владеть и применять их в повседневной жизни. Однако сложно выучить большое количество правил правописания НЕ и, к тому же, к этому способу довольно неприветливо относятся школьники и даже взрослые.
Наиболее подходящий способ для изучения – классификация, иначе объединение некоторых частей речи со схожим правописанием частицы НЕ.
Случаи для всех частей речи, при которых НЕ пишется слитно и раздельно
Для начала необходимо рассмотреть общие правила, при которых НЕ пишется слитно и раздельно для любых частей речи. Необходимо запомнить, что если слово не употребляется без НЕ, то есть если откинуть неизменяемую частицу (НЕ) слово потеряет смысл и получится что-то не существующее, то в таких случаях НЕ нужно писать слитно.
Иначе получится совершенно другое слово, не имеющее никакого отношения к русскому языку. К примеру, «неуклюжий».
В этом случае слово не может употребляться без частицы НЕ. Чтобы лучше понять это правило, можно рассмотреть ещё пару слов, например: нелепо, негодовать, ненавидеть, нездоровится, ненасытный. Можно заметить, что частица НЕ в данных примерах употребляется с разными частями речи, однако для всех правило одинаково.
Также, НЕ пишется слитно со всеми частями речи, если слово можно заменить синонимом. Например, «недруг» — «враг», «нездоровый» — «больной».
Неизменяемая частица НЕ пишется раздельно:
Теперь можно рассмотреть правописание НЕ с разными частями речи.
НЕ с именами существительными
Для правильного изучения этой темы достаточно рассмотреть несколько примеров, чтобы изучить суть материала. Частица НЕ с существительными пишется слитно в таких случаях, если:
Для более лучшего восприятия этой темы, можно рассмотреть словосочетания в предложениях. К примеру: «Если ты непрофессионал в этом деле, то тебе лучше не стоит браться за него».
Случаи, при которых частица НЕ пишется раздельно:
Также, если встречаются предложения с отрицательными словами, такими как «нисколько не», «никому не», «ничего не», «никем не» и т.д., то в таких случаях НЕ пишется раздельно. К примеру: «Он мне нисколько не приятель».
НЕ с глаголами, деепричастиями, числительными и производными предлогами
В этом случае всё намного просто, ведь для этих частей речи существует только одно единственное правило, которое очень легко запоминается.
Неизменяемая частица НЕ с глаголами и деепричастиями всегда пишется раздельно и без исключения. Например, «Я не хочу выполнять это задание, потому что оно очень скучное» или «Не увидев его сегодня, ты рискуешь больше не встретиться с ним».
НЕ с именами прилагательными
В этом случае, НЕ пишется слитно, если:
Например, «Это было очень нелепо одеть такой наряд на праздник», «Задания были довольно не сложные, поэтому Сэм решил на отлично».
Частица НЕ пишется раздельно, если:
Частица НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными
Неизменяемая частица пишется слитно, при таких условиях, как:
НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными пишется раздельно, если: в предложении или в словосочетании имеются причастия и отглагольные прилагательные с поясняющим словом: не изученная космонавтами планета, ещё не любимая профессия и т.д.
Правописание частицы НЕ с наречиями
Для того, чтобы определить слитное/раздельное правописание необходимо для начала определить его разряд по значению, а также выделить суффикс. Рассмотрим правила на основе примеров.
Неизменяемая частица пишется раздельно, когда:
НЕ с наречиями пишется слитно, если:
Правописание НЕ с местоимениями
В этом случае всё намного проще.
Если между частицей НЕ и местоимением стоит предлогом, то в таких случаях необходимо писать раздельно.
Например: не с кем, не к чему, не за чем, не для тебя и т.д.
С отрицательными и неопределёнными местоимениями НЕ всегда пишется слитно: некоторый, некто, несколько.
В остальных случаях частица НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Слитное и раздельное написание НЕ
теория по русскому ? орфография
Слитное и раздельное написание слов с НЕ зависит от части речи самого слова.
Если слово НЕ употребляется без НЕ, то пишем его слитно.
(например, негодовать, небрежный, не существует слов «брежный» или «годовать»).
НЕ с глаголами и деепричастиями
НЕ всегда пишется раздельно, кроме случаев с приставкой НЕДО- в значении «не соответствовать норме»: недосыпать, недовыполнив, не мог, не любуясь.
НЕ с числительными
НЕ всегда пишется раздельно: не второй, не трое.
НЕ с существительными
Соблюдаются все три пункта:
неправда (ложь); недруг (враг)
Соблюдается хотя бы один из пунктов:
Упомянутые выше конструкции далеко не, вовсе не и т.п. следует отличать от наречий меры и степени, никак не влияющих на написание слова с НЕ: абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, очень, полностью, почти, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно.
НЕ с прилагательными
Соблюдаются все пункты:
Соблюдается хотя бы один из пунктов:
Не с местоимениями
Местоимение является неопределённым либо отрицательным и не имеет предлога внутри слова: некому предложить, нечто удивительное
Соблюдается хотя бы один из пунктов:
Не с причастиями
Соблюдаются все три пункта:
недвижимое имущество, крайне необдуманный поступок
Соблюдается хотя бы один из пунктов:
Не с наречиями
Соблюдаются все три пункта:
Не с союзами
Пишется всегда раздельно, кроме уступительного союза несмотря на то что (=хотя)
Не с частицами
Пишется всегда раздельно, кроме частицы неужели.
Не с предлогами
Пишется всегда раздельно, кроме производных предлогов несмотря на, невзирая на (=вопреки).
Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения
Содержание статьи:
Краткий видео-обзор статьи:
В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».
Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.
Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.
Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».
Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.
Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.
Всегда раздельно НЕ пишется:
Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.
Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).
Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.
Частица НЕ с разными частями речи
С существительными и прилагательными
НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.
Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.
НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.
Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.
С наречиями
Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.
Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.
Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.
Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.
С местоимениями
НЕ с местоимениями пишется раздельно.
Примеры: не я, не она, не твой, не сами.
С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.
Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.
С причастиями
НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.
Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.
НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.
Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).
С деепричастиями
НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).
Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.
Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.
По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.
Частица НИ с разными частями речи
В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.
Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.
Чем отличаются частицы НЕ и НИ?
Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.
НЕ, НИ: правило, примеры
Частица «НЕ» используется:
В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.
Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.
В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.
Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.
В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)
Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?
В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.
Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.
В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).
Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.
В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.
Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).
Частица «НИ» используется:
Для усиления отрицания.
Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.
При повторении, приобретая значение союза.
Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.
В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.
Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.
В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.
В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.
Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!