Тире между главными членами предложения
Дидактический материал для углубленного изучения в старших классах
Прочитайте выдержку из Толкового словаря В.И. Даля.
Тире – один из знаков препинания на письме, будто бы писатель призадумался тут или требует догадки, дополнения, пропуска.
В пятом классе вы познакомились с главным правилом в этой теме и можете объяснить, почему пишется тире в приведенном предложении. И подлежащее, и сказуемое выражены в нем именами существительными в именительном падеже, и пропущен глагол-связка есть.
Можете ли вы объяснить наличие или отсутствие тире в следующих примерах?
Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Слово слову рознь. Слово не обух, в лоб не бьет. Слово бело, да дело черно. Ласковое слово, как говорится в словаре Даля, ключ к любому сердцу. Пустые слова что орехи без ядра. С глупым говорить – что в стену горох лепить.
Выбор варианта – нужно или не нужно писать тире – зависит от целого ряда условий: способов выражения главных членов, порядка слов в предложении, наличия второстепенных членов и способов их выражения, наличия частиц, союзов между подлежащим и сказуемым. Вернемся к данным примерам позже, после того как рассмотрим правила постановки тире между главными членами предложения.
Тире пишется между главными членами предложений при пропуске глагола-связки в следующих случаях:
1. Если оба главных члена предложения выражены именами существительными в именительном падеже:
6. Если перед сказуемым находится одна из указательных частиц это, вот, значит, это значит:
Однако если сказуемое выражено инфинитивом, тире, как правило, сохраняется:
7. Eсли перед именной частью сказуемого обстоятельство или дополнение:
Из данных слов составьте крылатые выражения, в которых должно писаться тире между главными членами предложений:
1. Золото, серебро, молчание, слово.
2. Ягодка, цветочек, пословица, поговорка.
3. Снег, речи, дела, сажа.
4. Себе, вредить, курить.
5. Бессилие, гнев, признак.
6. Значить, понять, наполовину, простить.
Объясните знаки препинания в следующих крылатых выражениях и их смысл:
Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Горе что море: его ни переплыть, ни выплакать.
Один сын не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
Хорошо, когда собака – друг, но плохо, когда друг – собака.
Язык – стяг, дружину водит.
Печаль беде не помощник.
Друг, достигший власти, – потерянный друг.
Любовь, по определению французского писателя Фонтенеля, самое утреннее из наших чувств.
Расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях, объясните наличие или отсутствие в них тире.
А. Коса девичья краса. Упрямство есть порок слабого ума. Брат сестре не указ в стряпне. Без хозяина дом сирота. Я ж именинник, да мне ж и пирога нет. Обещать дело господское, исполнять холопское. Злоба что лед, до тепла живет. Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные. Без дела жить только небо коптить. Без ума голова что лукошко. Овцы целы, и волки сыты. Лапоть сапогу не пара. Острый язык дарование, длинный язык наказание. Лунная ночь что ненастный день. Смирение молодцу ожерелье. Умный попутчик половина пути. Двое одному рать. Лучший секрет тот который оставляешь при себе. Быль что смола, а небыль что вода. Лето припасиха, зима прибериха.
Б. Счастье не палка: в руки не возьмешь. Всяк своего счастья кузнец. День долог, а век короток. Один в поле не воин. Без призвания труд ремесло, по призванию труд мастерство. С умным разговориться что воды напиться. Печь хлеб дело пекаря. Золото еще не достоинство, а вот ум богатство. Без хозяина земля что круглая сирота. Дом вести не лапти плести. Веселье от всех бед спасенье. Клевета для слуха то же, что полынь для языка. Старость забывчива, юность неопытна. Гусь свинье не товарищ. Дурака учить что мертвого лечить. Хлеб в пути не тяжесть. Юность легкомысленна, старость осторожна. Чистая вода для хвори беда. Человек без друзей что дерево без корней. Знание в юности это мудрость в старости. Лоб что лопата, да ума маловато. Сердце соколье, а смелость воронья. Правда не железо, не гнется.
Знаете ли вы пословицы целиком? Допишите их.
Почему в одних случаях тире перед частицей не пишется, а в других нет?
Переделайте данные предложения так, чтобы в них писалось тире.
1. Ненависть есть месть труса за испытанный страх.
2. Лицемерие называют данью, которую порок платит добродетели.
3. Какое наслаждение уважать людей!
4. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться.
5. Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой.
6. Это великое свойство души мужество!
7. Татьяна, по словам Достоевского, главная героиня пушкинского романа.
8. Один, три, семь считаются магическими числами.
9. Пастила, по-моему, лишь ухудшенная разновидность варенья.
10. Это главные составляющие в человеческой жизни правда и красота.
11. Джек Лондон определил милосердие как кость, поделенную с собакой, когда ты голоден не меньше нее.
Разделите данные предложения на две группы: бессоюзные сложные и простые с главными членами, выраженными именами существительными в именительном падеже. Для этого восстановите в предложении глагол-связку есть или союзы, например:
Сонливый да ленивый есть (будут, были) два родных братца.
Сонливый да ленивый – два родных братца. – Простое предложение.
Если назвался груздем, то полезай в кузов.
Назвался груздем – полезай в кузов. – Бессоюзное сложное предложение.
1. Красное лето – зеленый покос.
2. Волга – всем рекам мать.
3. Год сухой – хлеб пустой.
4. Человек без родины – соловей без песни.
5. Лицо человека – его дела.
6. Коню овес – земле навоз.
7. Без хозяйки дом – сирота.
8. Век живи – век учись.
9. Разумно жить – минутой дорожить.
10. Долгие проводы – лишние слезы.
11. Дождь вымочит – солнышко высушит.
12. Держи поле в холе – оно и даст боле.
Запишите примеры, вставляя между главными членами предложения сравнительные союзы (как, словно, будто, как будто, ровно), или отрицательные частицы (не, вовсе не, отнюдь не, далеко не), или соединительные союзы (и, тоже, также), или частицы (лишь, только), или вводные слова. Как изменятся знаки препинания в данных предложениях?
Разберите по членам предложения следующие примеры. Почему в одних предложениях тире пишется, а в других нет?
1. Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность.
2. Самая большая трата, которую только можно сделать, – трата времени.
3. Тирания всегда признак слабости.
4. Алексей ей двоюродный брат.
5. Огромное зло нерадивость и равнодушие людей.
Осложните данные предложения определениями или придаточными предложениями, поместив их между главными членами предложений.
Простота есть главное условие красоты моральной.
Красноречие – живопись мысли.
Спор – опасная вещь.
Добро не наука, оно действие.
Книги – это духовное завещание одного поколения другому.
Мужество есть великое свойство души.
Скромность – это не только орнамент, но и страж добродетели.
Чрезмерная скромность есть не что иное, как скрытая гордость.
Справедливость – это истина в действии.
Запишите предложения, распространяя их дополнениями или обстоятельствами и помещая их между главными членами предложений.
1. Лицо – зеркало души.
2. Лена – студентка, а Саша – школьник.
3. Апрель – самый лучший месяц.
4. Талант – значит дар Божий.
5. Здешние жители – это странные люди.
Как известно, тире не пишется между главными членами предложений, если их разделяют вводная конструкция или обращение. Запишите следующие предложения, перестроив их, поместив между главными членами предложений вводное слово, вводное словосочетание, вводное предложение или обращение.
1. Птица в клетке – даже наполовину не птица.
2. Равноправие – святой закон человечества.
3. Трудность – оправдание, никогда не принимаемое историей.
4. Всякий человек – история, не похожая ни на какую другую.
5. Краткость – сестра таланта.
6. История – это наука о том, что не повторяется.
7. Видеть и делать новое – очень большое удовольствие.
8. Догматизм – одно из ярких проявлений недоученности.
9. Факт – нечто такое, от чего сомнение отскакивает, как резиновый мяч от железа.
10. Воспитание – великое дело, им решается участь человека.
11. Принять хороший совет – это значит увеличить собственные возможности.
12. Человек – целый мир.
Если в предложении содержится инверсия – непрямой порядок слов, при котором сказуемое находится перед подлежащим, тире между главными членами предложения не пишется. Ср.:
Поменяйте местами подлежащие и сказуемые в следующих предложениях, объясните, как и почему изменяется в них пунктуация.
1. Время – самое драгоценное из всего.
2. Это самая большая слабость чрезмерный страх выглядеть слабым.
3. Именно школа – фундамент будущего.
4. Убеждение – главнейшая дорога человеческого воспитания.
5. Лучшее облегчение в беде – душевное спокойствие.
6. Лицемерие – это дань, которую порок платит добродетели.
7. Воистину немалое благо для семьи изгнание из нее негодяя.
8. Признак лести хвалить человека в лицо, а вовсе не проявление симпатии!
9. Какое счастье иметь приют в такую непогоду!
10. Музыка – это лучшее утешение в печали.
11. Как ужасно струсить в самый ответственный момент!
Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях.
Апогей – высшая точка в развитии чего-то, вершина, расцвет.
Агрессивный – значит захватнический, воинственно-угрожающий.
Аутсайдер, в переводе с английского языка, человек, не выдержавший конкуренции, выбывший, последний.
Он арбитр, то есть посредник, третейский судья.
Альтруизм – это антоним к слову эгоизм.
Аксиома, как написано в словаре, бесспорная истина.
Авангард и идущая впереди часть войска, и в то же время передовая общественная группа.
Слово адвокат, произошедшее из латинского причастия со значением «приглашенный», – имя существительное одушевленное.
Авантюра, кажется, рискованное предприятие.
Ассамблея не только название некоторых руководящих органов в международных организациях, но и бал во времена Петра I.
Слово амулет, которое часто путают со словом раритет, – существительное, обозначающее предмет, который, считается, предохраняет от беды.
Арбитр во французском языке только наблюдатель, зритель, а в русском языке – судья.
По образцу предыдущего задания составьте подобное, пользуясь словарем. Предусмотрите все примеры употребления тире между главными членами предложения, а также случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не пишется.1. Эпитет, конфликт, лирический герой, сюжет, композиция, аллитерация, гипербола, инверсия, градации, эпопея, антитеза, метафора, анафора, фабула, новелла, литота, аллегория, коллизия.
2. Бейджик, блокбастер, папарацци, ноу-хау, ноутбук, пиар, эргономика, мониторинг, уфология, ремейк, постер, лейбл, блейзер, бланшировать, дефолт, клонирование, апофеоз.
Разберите по членам предложения следующие афоризмы, объясните знаки препинания в них.
Среди приведенных примеров выделите предложения, в которых тире пишется между главными членами предложений. Объясните постановку тире в остальных примерах.
Мир да лад – большой вклад. Чужим умом жить – добра не нажить. Недосол на столе – пересол на спине. Зависть и скупость – людская глупость. Годы как воды: пройдут – не увидишь. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Учение – путь к умению. Всюду: на земле и в воздухе – ощущается приближение осени. Цезарь – так зовут льва в зверинце – спит и кажется совсем ручным. Трижды три – девять. Долины, и леса, и пригорки – все здесь было ему знакомо. Потребность упрощать – наша детская болезнь. Стремление владеть умами – одна из самых сильных страстей. Будешь трудиться – будет и хлеб родиться. Мудрец обвиняет себя, а невежда – друга. Наскоро делать – переделывать. Грузинские села, о которых мы вспоминали, – это сплошные сады. Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать. Волчьи глаза блестят – угольки горят. Говорить правду – потерять дружбу.
Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите примеры, тире в которых пишется не между главными членами предложения, а по другим правилам.
Объясните, почему в одних случаях тире между главными членами предложения пишется, а в других – нет.
(Из произведений М.Лермонтова)
Б. 1. По-моему, современный театр – это рутина, предрассудок. 2. По паспорту я – киевский мещанин. 3. Что за человек этот беллетрист? 4. Психологический курьез моя мать. 5. Вы талантливый человек, вам надо продолжать. 6. Вы – доктор и отлично знаете, что вам вреден сырой воздух. 7. Все глупости. Безнадежная любовь – это только в романах. 8. Какой чудак этот Петя. 9. Страх смерти – животный страх. 10. Поймать ерша или окуня – это такое блаженство! 11. В этом городе знать три языка – ненужная роскошь. 12. Повторяю, она честный, благородный человек. А все ваши неудовольствия, простите, это просто капризы. 13. Все-таки какое счастье побывать за границей! 14. Я член земской управы и горжусь этим, если желаете знать. 15. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни. 16. Вишневый сад теперь мой! 17. Дачи и дачники – это так пошло, простите. 18. Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины. 19. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово. 20. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. 21. Для тебя наслаждение говорить мне неприятности.
(Из произведений А.Чехова)
В. 1. Труд пианиста – сладкая каторга, которая начинается в шесть лет – и до бесконечности. Все детство, отрочество, юность и зрелость – это клавиши, пальцы и душа. 2. Птица и поет. А без этого она не птица, а летучая мышь. 3. Крик был похож на звериный, и становилось очевидно, что человек тоже зверь. 4. Сейчас врачи как шабашники. 5. Какое удовольствие ехать на рассвете по пустой Москве! 6. Их счастье как стакан на голове у фокусника. Вода не шелохнется. Однако все так неустойчиво. 7. Алкоголизм тоже душевное заболевание. 8. Она молодая шикарная женщина. 9. Жизнь справедлива, если подумать. 10. Какое счастье встретить такую женщину, как вы. 11. А вся эта личность – не что иное, как самоутверждение за счет других. 12. Мама Игоря считала: Эля тоже художник, просто у нее другие подручные средства. 13. Любовь к близким – вот ее талант. 14. Главное в травнике то, что не брал денег. 15. Зависть – чувство не безобидное. 16. Неожиданная, неподготовленная радость – это тоже сильный стресс. 17. Анна вдруг подумала, что не говорить и не делать плохо, в сущности, Христовы заповеди, те самые: не убий, не пожелай жены ближнего. 18. Движение и позитивное чувство – вот что спасет мир.
(Из произведений В.Токаревой)
Расставьте недостающие знаки препинания, объясните, по каким правилам тире в этих предложениях пишется или не пишется.
А. 1. Прекрасный человек двоюродный ваш брат! 2. Грех не беда, молва не хороша. 3. Вы баловник, к лицу ль вам эти лица! 4. И дым Отечества нам сладок и приятен! 5. Длить споры не мое желанье. 6. Ах, боже мой! он карбонари! 7. Вы, сударь, камень, сударь, лед. 8. Я не отгадчик снов. 9. Кто этот Скалозуб? 10. Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом. 11. Вкус, батюшка, отменная манера. 12. Веселое созданье ты! живое! Какое личико твое! 13. Дома новы, но предрассудки стары. 14. Все это заговор, и в заговоре были он сам и гости все. 15. Бал вещь хорошая, неволя-то горька. 16. Ученье вот чума, ученость вот причина, что ныне пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений. 17. Ох, глухота большой порок. 18. Старушки все народ сердитый. 19. Я глупостей не чтец, а пуще образцовых. 20. Сатира и мораль смысл этого всего? Какое ж диво тут? 21. Я странен, а не странен кто ж? 22. Кто этот весельчак? И звания какого?
Б. 1. Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета. 2. Да, начал Базаров, – странное существо человек. 3. Что такое Базаров? 4. Он нигилист. 5. Нигилист это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру. 6. Главный предмет его естественные науки. 7. Удивительное дело эти старенькие романтики! 8. Сын отцу не судья, и в особенности такому отцу, как ты. 9. «Уж не немка ли здесь хозяйка?» – пришло ему на мысль. 10. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. 11. Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши. 12. А вы не охотник? 13. Личность, милостивый государь, вот главное. 14. Мы ломаем, потому что мы сила. 15. А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? – промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновение проходили.
(Из произведений И.Тургенева)
В. 1. Работа что-то чрезвычайно целесообразное, точное, даже в каком-то смысле узкое. 2. Сыграть плохую роль, по словам Раневской, то же, что плюнуть в вечность. 3. Работать с таким актером одно наслаждение. 4. Раневской не часто говорили, что она великая актриса. 5. Театр есть очень странное учреждение. 6. Этот новый спектакль не менее великолепен, чем прошлый. 7. Вернуть Чехова Чехову, вероятно, хорошая мысль. 8. Количество потраченной энергии это еще не работа. 9. «Чайка», я в этом убежден, очень дерзкая, тревожная пьеса. 10. Общий чеховский тон это, конечно, хорошо, но тон еще не смысл. 11. Одно из самых неприятных наших свойств то, что мы подгоняем время. 12. Книга Станиславского кладезь профессиональных тонкостей, она есть то, без чего немыслима работа режиссера. 13. Лучшая роль Хмелева, по воспоминаниям критиков, роль Алексея Турбина. 14. Спектакль «Тартюф» тоже аргумент в их споре. 15. «Дон Жуан» как будто драма безверия. 16. Приходить на репетиции вовремя не привилегия, а обязанность актеров. 17. Этика это не просто вежливость и дисциплина. 18. Мы часто любим говорить, что наш век неизящный и оттого мол наше художественное мышление более жесткое, чем чеховское.
В авторской речи писатели нередко не соблюдают перечисленных в правилах ограничений постановки тире между главными членами предложений. Объясните, какие именно правила нарушены в следующих фрагментах из произведений С.Есенина.
1. Я – пастух, мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
2. Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов – как ворох меди.
3. Тучи – как озера,
Месяц – рыжий гусь.
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
4. Поэты – все единой крови.
И сам я тоже азиат
В поступках, в помыслах
И слове.
5. Я о своем таланте
Много знаю:
Стихи – не очень трудные дела.
Найдите подобные примеры отступлений от строгих норм использования тире в художественных произведениях, созданных в последнее десятилетие.
Расставьте недостающие знаки препинания, проведите полный синтаксический разбор следующих предложений, составьте схемы предложений, объясните в них знаки препинания.
1. Я все о себе знаю я талантливый конструктор и видеть меня каждый день счастье. (Токарева) 2. Настоящий писатель то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. (Чехов) 3. Мы должны иметь в виду что народы Кавказа были многократно обмануты своими и чужими и то что сегодня религиозные и национальные проблемы лишь ширма проблем экономических и то что гибель человека всегда трагедия каким бы ни было это лицо чеченским русским или любым другим. (Из газет) 4. До чего же странное учреждение театр и какие ж в нем неоднозначные люди! (Эфрос) 5. Это удивительно приятное чувство принадлежать к семье Медеи, к такой большой семье, что всех ее членов даже не знаешь в лицо и они теряются в перспективе бывшего, не бывшего и будущего. (Улицкая)
Публикация статьи произведена при поддержке школы английского языка English to you. Собираетесь ли вы изучать английский язык с нуля или совершенствовать знания, нужен ли вам язык по работе, в школе, для зарубежной поездки или при подготовке к экзаменам – занятия английским по скайпу смогут решить любую возникшую задачу. Индивидуальная программа занятий с профессиональным репетитором, удобная интенсивность и график, большая речевая практика – Skype сэкономит ваше время на дорогу, сократит стоимость обучения. Изучение английского, используя скайп, оптимизирует процесс обучения и поможет вам достичь лучших результатов.
Напишите данный текст под диктовку, затем сверьте написанное с оригиналом, объясните знаки препинания в тексте.
Как-то Гришка Гарин принес на работу анкету из английского журнала «Лайф». По результатам анкеты выяснились характеры: Сашка – борец за правду с мещанским уклоном, Железнов, без сомнения, мрачный тиран, Ирка лишь дитя с неразвитым вкусом, Гришка – арап по натуре, без мещанства, я же есть обиженный обыватель. Там был еще один характер, до которого у меня не хватило одного плюса, – это интеллигентный человек. Самое большое, на что я способен, – сбежать с работы и пойти в кино на дневной сеанс.
Мою жену зовут Маша, дочку – Витька. Витька отличается от других детей тем, что она моя дочь. Я ни на секунду не сомневаюсь, что моя дочь – талантливейшее творческое существо и в будущем из нее выйдет то, что не вышло из меня. Я люблю Витьку, а она любит меня. Я для нее самый умный и красивый, и она никогда ни на кого меня не променяет. Витька – надежный человек.
Без хозяина земля круглая сирота.
Смотреть что такое «Без хозяина земля круглая сирота.» в других словарях:
круглая сирота — (без матери и отца кругом) Без хозяина земля круглая сирота Ср. Иван Андреевич принял к себе в семейство дочь одного отдаленного родственника, круглую сироту. Тургенев. Три портрета. Ср. Кому теперь приласкать меня? Кто мне доброе слово молвит? … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ЗЕМЛЯ — жен. планета, один из миров или несамосветлых шаров, коловращающихся вокруг солнца. Земля наша третья от солнца. | Наш мир, шар, на котором мы живем, земной шар. | В значении стихийном (огонь, воздух, вода, земля): всякое твердое, нежидкое тело,… … Толковый словарь Даля
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — Гречиху сей, когда роса хороша. Гречиху сей, когда рожь хороша. Гречиху сей, когда трава хороша. За бороною пыль (сухо), будет блин (о гречихе). Гречиху сей, когда покажутся гречишные козявки. Как скворцы из гнезд, так и пора гречу сеять… … В.И. Даль. Пословицы русского народа
ТВЁРДАЯ ПОЧВА ПОД НОГАМИ — быть у кого, чьими Стабильное, надёжное положение. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) уверены в своём служебном, общественном и под. положении, в успешном осуществлении своих дел и планов. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ У Х а… … Фразеологический словарь русского языка
Серебряный Сёрфер (мультсериал) — Серебряный Сёрфер The Silver Surfer Жанр … Википедия
Без хозяина земля – круглая сирота
Справедливо считается, что земля – основа жизни кочевых народов. Мы, потомки кочевников, не должны забывать эту аксиому. Земля кормит людей. Продовольствие – основа нашей с вами жизни. Не секрет, что с каждым годом обостряется проблема с продовольствием и питьевой водой. Некоторые ученые считают, что уже сегодня в мире хронически голодает 750 млн. человек, а 430 млн. человек испытывает недостаток питьевой воды. К 2025 году перенаселение земли может обернуться массовым голодом.
Проблемы нашей республики особенные. Реальность такова: сегодня нас кормят другие регионы – молочные продукты, макаронные изделия, колбасы и многое другое мы завозим. Имея огромные поля, пастбища, не можем себя накормить своими продуктами питания. Мне, как арату, стыдно видеть и слышать, когда наши правители хвастаются не производством, а тем, сколько денег выпросили, столько завезли продуктов в республику. Сегодняшние правители наши не понимают жизнь простых людей и не помнят свою историю.
В течение сотни, тысячи лет наши предки жили на этой земле. Сами себя обеспечивали продуктами питания. Исконное традиционное занятие наших предков – животноводство, которое кормило и снабжало их одеждой. Поэтому люди бережно относились к земле, природным ресурсам. За это земледельцы, животноводы заслуженно пользовались уважением односельчан, а государство ценило их труд, справедливо почитало их как носителей традиционного уклада. Поэтому сегодня нужно восстановить статус сельского труженника.
Сейчас идет политика уничтожения традиций. Обычаи забыты, сельское хозяйство разрушили. Отчуждаются пашни, пастбища и оленьи угодья. Разрушили основу жизни коренного населения. Наши предки считали: нет плохой земли, есть плохие хозяева. Душа болит, когда видишь разруху. А ведь когда-то было иначе.
У нас в республике есть возможности не только накормить себя, но и продавать излишки за пределы республики. В 80-е годы прошлого столетия республика получала собственного урожая до 150 тысяч тонн зерна. Сейчас этим занимаются несколько хозяйств. Из Каа-Хема – Пирогов. Сейчас, справедливости ради надо сказать, крепкое хозяйство появилось в Тандинском кожууне. Хозяйство, возглавляемое Василием Оюном, кроме производства зерна производит и перерабатывает молоко и мясо. Начало есть. Вот таких людей надо поддерживать, а не тех, кто распродаёт природное богатство, ворует народные деньги.
Такие люди, как Пирогов и Оюн, как и многие другие сельские труженики, нас кормят. Они заслуживают уважения. Почёт не посредникам и торгашам, а людям, которые трудятся на земле. Так будет справедливо.
Б.Б. Балчыр,
Ветеран сельского хозяйства республики.