Главная » Правописание слов » Восьмеричный как пишется и почему

Слово Восьмеричный как пишется и почему - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Значение слова «восьмеричный»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ВОСЬМЕРИ’ЧНЫЙ, ая, ое (книжн. устар.). Увеличенный в восемь раз; состоящий из восьми. ◊

«і» — «и десятеричного»), в церк.-слав. письме обозначавшая также число 8.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ординарец (существительное):

Синонимы к слову «восьмеричный&raquo

Предложения со словом «восьмеричный&raquo

Сочетаемость слова «восьмеричный&raquo

Что (кто) бывает «восьмеричным»

Понятия со словом «восьмеричный»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «восьмеричный&raquo

Права доступа к файлу или к каталогу описываются тремя восьмеричными цифрами, самая левая из этой тройки – права владельца, средняя – права группы, правая – права всех остальных.

Это благородный восьмеричный путь: правильные воззрения, правильное устремление, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильное сосредоточение.

– Неверно! – отрезал учёный. – У терианцев восьмеричный счёт.

Источник

Восьмеричный как пишется и почему

Исключения: ми́лост ив ый, юро́д ив ый.

Исключения: гельсингфор сск ий ← Гельсингфорс, таммерфор сск ий ← Таммерфорс, даугавпил сск ий ← Даугавпилс.

Исключения: ба скск ий ← баск, о скск ий ← оски.

Исключения: 1) прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме слова январский ) : июн ьск ий, сентябр ьск ий, ок тябр ьск ий, ноябр ьск ий, декабр ьск ий, а также выражение день-ден ьск ой;

2) прилагательные, образованные от некоторых иноязычных географических наименований: куэнь-лун ьск ий, сычуан ьск ий, тайван ьск ий, тянь-шан ьск ий, ухан ьск ий, так же гдын ьск ий.

Запомните: одинаково допустимы будничный и буднишний.

12. Две буквы н ( нн ) пишутся:

Исключения: дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый.

Примечание. Обратите внимание на существительные, которые пишутся:

1) с одним н : дровяник, конопляник, нефтяник, песчаник, серебряник (‘мастер’); сребреник (‘монета’), бессеребреник; гостиница; будёновка ;

13. Следует различать прилагательные:

1) масляный (‘для масла, из масла, на масле’): масляный выключатель, масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска;

масленый (‘запачканный, пропитанный, смазанный маслом’): масленые руки, масленая каша, масленый блин; в переносном значении: масленые глаза; так же: Масленая неделя (‘Масленица’);

2) ветреный: ветреный день, ветреный человек;

ветряной: ветряной двигатель;

ветряный: ветряная оспа.

[2] О написании о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц см. § 30, § 31.

[3] О сохранении двойных согласных перед суффиксами (в словах типа сорбоннский) см. § 8, п. 4.

Источник

И десятеричное и И восьмеричное

Для звука, который сейчас произносится как [и], Кирилл и Мефодий придумали целых два символа. Эти две буквы выглядели как I,i и И,и и назывались «И десятеричное» и «И восьмеричное» соответственно. О том, почему их так назвали, можно будет узнать в пункте «цифирь». Считается, что фонетических различий между звуками, обозначенными буквами, не существовало, и «и десятиричное» использовалось на концах строк или слов для экономии пространства.

В петровской орфографии разграничение «обязанностей» двух букв станет формализованным и логичным, но это уже совсем другая история.

Элементы графики, не связанные с фонетикой славянских языков

Варианты написания буквы ук

С какого-то момента доминирующим стало написание вертикальной комбинации с большой ижицей, у которой есть «хвост» вниз, и маленькой «о». В конце концов, элемент «о» совсем исчез из написания, и мы получили ту букву «У», которую имеем до сих пор.

Титло

Этот знак ( ҃ ), внешне напоминающий современную тильду (

), использовался как в глаголице, так и в кириллице для нескольких целей. Ниже я расскажу о двух основных областях его применения.

Цифирь

Как и во многих других культурах, у славян до внедрения в восемнадцатом веке арабских цифр использовалась своя система счисления. Она была чем-то похожа на римскую, так как основывалась на буквах из алфавита, соответствующих каким-то числам. Называлась такая запись цифирью. Перед вами таблица, показывающая соответствие арабских чисел и цифири.

Для того, чтобы отличать числа от слов, над цифрой ставилось титло. Поэтому если вы видите в тексте странное сочетание букв под титлом, трудно читающееся или не помогающее перевести текст, подумайте: может быть, целесообразнее расценить эти буквы как число. Кстати, именно от числового обозначения пошло название букв И и I как «и восьмеричное» и «и десятеричное».

Задание №7

В «Словаре русского языка XI-XVII вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:

«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах … зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).

Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.

Задание №8

Запись чисел буквами была свойственна не только кириллице, но и предшествовавшей ей глаголице. Перед вами – задача на эту систему счисления.

Даны арифметические примеры, записанные с помощью глаголицы.

Задание 1.
Запишите арабскими цифрами следующие примеры:

Задание 2.
запишите с помощью глаголицы числа 283, 164, 98, 112.

Не забудьте также, что летоисчисление до Петра велось от сотворения мира, то есть для того, чтобы понять, какой год от Рождества Христова, нам необходимо отнять от старославянской даты 5508 лет. Знак тысячи писался как ҂.

Задание №9

Один год в допетровскую эпоху был охарактеризован тем, что некоторые верующие отождествляли его с концом света, так как по иудейским притчам именно столько было уготовано этому миру. Этот же год, по иронии судьбы, в календаре индейского народа ацтеков также знаменовал коренные изменения в их жизни, и они действительно произошли, так как в этот момент к ним пришли конкистадоры. Что это был за год по старому летоисчислению?

Сокращения

Если вы помните, третья заповедь Моисея запрещает произносить имя Бога всуе. Видимо, по этой причине в старославянской письменности сложилась традиция видоизменять слова, касающиеся Бога, святых и некоторых других людей, вещей и явлений, чтобы при чтении они не произносились полностью. Обычно это достигалось тем, что в корне слова не писались гласные; иногда опускались также и некоторые согласные. Так, например, Богородица писалась как Бц҃а. Таких слов существовало немало, но их было достаточно ограниченное количество. Для того, чтобы понимать разницу между коротким словом и сокращенным священным названием, над сокращенным словом также ставили титло. В приведенной ниже таблице можно увидеть самые частотные сокращения, зная которые, вы не будете тратить много времени, чтобы понять, что именно «хотел сказать автор» (взято с сайта «Азбука веры»).

Немного о стилях написания

В заключение хотел бы сказать о вспомогательной исторической дисциплине, которая называется палеография и которая изучает историю письменности. Благодаря работе палеографов, были определены связи между разными азбуками мира, в частности, новые подробности взаимоотношений греческой и славянской письменности.

Со временем у людей, привыкших писать на кириллице, также возникла необходимость в быстрой записи информации. Для этого не подходили прямые, стоящие отдельно друг от друга буквы, свойственные исходному алфавиту (такая манера письма называлась «устав»). Поэтому примерно в XIV веке появился шрифт, называемый «полуустав», а в следующем веке он развивается во множество вариаций, в т.ч. «малый полуустав», характерный наклонными буквами и большим количеством надстрочных знаков. Наконец, именно из полуустава появилась скоропись, давшая начало многим нынешним прописным буквам. На картинках ниже вы можете увидеть устав слева и полуустав справа (они взяты с сайта Лингвокультурологического тезауруса «Гуманитарная Россия», ссылку на который вы можете увидеть в списке использованных ресурсов и который я вам очень советую изучить).

Заключение

Основываясь на этих основных пунктах, вы сможете со значительно большей легкостью читать церковнославянские, древнерусские и старославянские тексты.

Удачи вам на олимпиаде!

Ответы на вопросы и задания в статье:

№1 (фразеологизмы с названиями кириллических букв):
О т в е т:

1. Выписывать мыслете (‘идти нетвёрдой походкой – о матросах, нетрезвых и под.);

2. Стоять фертом (‘горделиво, подбоченившись’);

3. Иже да како не солгут никако (‘о грамотном письме’);

4. Смотреть глаголем (‘крючком, сутягой’, т.е. напоминая собой букву Г);

5. От фиты подвело животы (‘о длительных уроках без приёма пищи, каша давалась в награду за выученный урок’).

№2 (задача 78 про редуцированные):

1. Правильный порядок современных русских слов следующий:

рот, рте; кон, конь; рожь, режь; лён, лень; пене, пне; зло, зело; день, дне (от сущ. день), дне (от сущ. дно); сне, сене; лов, лев; весь (сущ.), вес, весь (местоим.), все; тем, темь; сот (от сущ. соты), сеть, сот (от числит. сто); мне, мене.

2а. Буквами ь или ъ («ерь» и «ер») обозначались в старославянском языке краткие (редуцированные) гласные [э] и [о]. Впоследствии эти гласные в одних позициях выпали, а в других развились в гласные полного образования (современные [э] и [о]). Выпадение ь или ъ происходило на конце слова и в слоге, за которым следовал слог с гласным полного образования (т. е. с любым гласным, кроме ь или ъ), а усиление —в слогах, за которыми следовал слог с редуцированным. (Для слов, которые содержат больше двух слогов, требуются дополнительные правила.) Буква ь сохранилась в русском языке в виде ь, но значение её переосмыслилось: поскольку редуцированный выпал, а предшествующий ему согласный всегда был мягким, эта буква стала восприниматься как показатель мягкости. Бывший редуцированный ъ на конце слова сохранялся на письме (буква ъ) вплоть до реформы 1918 года.

2б. Если в некотором корне современного слова есть беглый гласный [о] или [э], то это означает, что раньше данный корень содержал редуцированный гласный (ъ или ь), который в одной группе однокоренных слов (или форм слова) выпал, а в другой проявился, превратившись в гласный полного образования. Таким образом, беглым [о] и [э] соответствуют старославянские ъ и ь. Небеглым [о] и [э] соответствуют гласные о или ѣ (современное [э] может происходить и из некоторого третьего источника).

№3 (про носовые гласные):

Задание 1: для того, чтобы обнаружить в данных словах носовые гласные, достаточно посмотреть на словоформы этих лексем: в косвенных падежах или в будущем времени в основе некоторых слов будут возникать буквы –ен-, которые и являются рудиментами носового гласного. Теперь посмотрим, в каких словах эти буквы появлялись, и разделим данные слова на две группы:

Соответственно, носовой гласный (а именно малый юс) находился во всех словах первого столбца и слова выглядели как плѣмѦ, знамѦ, имѦ, сѣмѦ.

Задание 2: для начала сформулируем принцип чередования букв, заменивших малый юс, в современном русском языке: «я» чередуется с «ен».

В данном нам слове присутствует буква «я», значит, можно предположить, что с учетом чередования искомые слова имеют корень «коленд-». Кроме того, если помнить, что первый слог в слове «коляда» был безударным, можно попробовать поискать слова, произносящиеся (и возможно пишущиеся) через «а». Получаем корень «календ-», который прозрачно намекает нам на слова «Календы» (название первого дня каждого месяца у римлян) и «календарь».

№4 (задача 47 про букву «ять»):

Прежде всего замечаем, что слова с ё и в старой орфографии пишутся через ё: тёмный, щёлка. (Впрочем, разрешалось писать и простое е, как и в современной орфографии.) Далее, если в современной орфографии в корне какого-то слова пишется е и при изменении слова или в родственных ему словах вместо е когда-нибудь появляется ё, то в старой орфографии пишется е, а если ё никогда не появляется, то пишется ѣ. Установления этой зависимости достаточно, чтобы записать в старой орфографии контрольные слова (важно только не забыть поставить ъ на конце существительных, оканчивающихся на твёрдый согласный).

Однако за пределами контрольного списка применение этого простого правила может привести к трудностям и даже неверному результату. Например, нужно узнать, через е или ѣ писать слова пень, семь, беда. Начинаем перебирать другие формы этих слов и родственные слова: пень — пенёк — пеньки — пенёчек ; семь — семи — седьмой —семью —семьдесят —семнадцатый —семёрка —семеро — семерик —. Среди выписанных слов нигде нет ё, но, может быть, такое слово всё же существует? Где должен остановиться наш перебор? На самом деле слова пень и семь пишутся по старой орфографии через е, так как есть слова опёнки (грибы, растущие на пне) и сам-сём (об урожае: «в семь раз больше того, что посеяли»). Но что бы мы делали, если бы мы их не нашли? Желательно поэтому найти такое правило, которое не было бы связано с перебором.

Разделим все данные слова на 3 группы (см. таблицу), в зависимости от того, в какой позиции находится звук, обозначаемый интересующей буквой.

Буква группы ё е ѣ
I. Под ударением перед твердым согласным щёлка, тёмный сѣтка, свѣтлый, снѣгъ
II. Под ударением перед мягким согласным плеть, грезить, сельскiй дѣльный
III. В безударной позиции щека, селить, медокъ рѣка, бѣлить, мѣлокъ

Замечаем, что в I группе оказываются слова с ё и ѣ и нет слов с е. Во II и III группах —слова с е и ѣ. Слов с ё нет.

Рассмотрим слова II и III групп. Легко видеть, что в формах этих слов или в однокоренных словах, относящихся к I группе, произносится ё на месте е и е на месте ѣ: плётка, грёзы, сёла, щёк, мёд, но дел, рек, бел, мел.

Получаем правило: «Если в формах данного слова или в родственных ему словах под ударением перед твёрдым согласным произносится ё, то в исходном слове пишется е ; если е, то пишется ѣ ».

Контрольные слова в старой орфографии выглядят так: бѣда (бед), вѣрить (вера), весна (вёсны), ель (ёлка) клёнъ, клѣть (клетка), лѣсокъ (лес), плѣнъ, пчельникъ (пчёлы), рѣзать, сѣра, стѣна (стен), стрѣла (стрел).

Следует учитывать, однако, что даже из более точного второго правила есть много исключений (кедръ, звѣзда) и есть много непроверяемых случаев (пѣсок, олень), так что мы не советуем вам, решив эту задачу, считать себя умеющим писать по старой орфографии.

№5 (вопрос на щангу и щати):

Конечно, это слова «штрудель», «Соединенные штаты Америки», «штанга». Дело в том, что в болгарском языке произношение этой буквы не изменилось со времен старославянского языка.

№6 (вопрос на усвоение по поводу согласных «кси» и «пси»):

№7 (про маштукъ)
«И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах … с двумя штуками».

№8 (про глаголические цифры)

Предположительный ход решения:

Пример 2. Возможные варианты: 5 * 5 = 25 или 6 * 6 = 36

Пример 4. 20/30 или 2/ 3 (в зависимости от решения примера 2) делится на что-то, в частном

давая двузначное число, записанное двумя символами. Подходит только 30 : 2 = 15. Тогда в

примере 2 должно быть 6 * 6 = 36, а двузначные числа выглядят как «30 7» [37] (десятки

обозначаются символом соответствующего круглого двузначного числа, а не символом

соответствующей единицы, т. е. не «3 7»)

Пример 5. В первом числе 2 стоит перед символом, который также есть в 15 из примера 4.

Значит 10 в числах с 11 по 19 пишется справа от единиц (почему – нетрудно догадаться: в

русском языке (как и в его предке – старославянском) названия этих числительных так

устроены: двенадцать – «два на десять»).Из примера 5 легко вывести единственный

неизвестный символ – 4.

Пример 1. Символ в сумме не может быть круглым числом (к 4 прибавляется не 6, так как 6

нам уже известна), значит, это число от 1 до 9. На основе уже разгаданных чисел в этом

диапазоне, единственный верный вариант примера: 3 + 4 = 7.

Далее обращаемся к примеру 3, откуда узнаем 8 и 1, и к примеру 6, откуда узнаем символы для

неизвестных символов в задании 1, а расшифрованные при выполнении задания 1 символы

позволяют решить задание 2.

5. 12 * 5 – 4 = 30 + 10 + 4 * 4

6. 17 * 8 + 4 = 150 – 10

Задание 1.

Задание 2.

№9 (про летоисчисление)

Учитывая то, что в рассматриваемый год конкистадоры пришли в Мексику (место расселения ацтеков), можно предположить, что это 1492 год. Действительно, в календаре ацтеков этот год был связан с годом пришествия бледнолицего бога Кетцалькоатля, и в частности поэтому они поначалу не оказывали сопротивления испанцам. Зная дату, несложным вычислением (прибавлением 5508) переводим ее в допетровское летоисчисление и получаем 7000.

Список использованных и рекомендованных ресурсов с задачами:

Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1975 / Ред.–сост. В. И. Беликов, Е. В. Муравенко, М. Е. Алексеев. — М.: МЦНМО, 2006. —570 с. URL: http://www.mccme.ru/llsh/books/olimp-1965-1975/lingv_1965_1975.pdf (дата обращения: 28.01.18).

Региональный этап ВОШ по русскому языку, 2012-2013 год, 10 класс, вопрос №1. URL: http://vos.olimpiada.ru/upload/files/Arhive_tasks/2012-13/reg/russ/tasks-russ-9-11-reg-12-3.pdf (дата обращения: 28.01.18).

Заключительный этап ВОШ по русскому языку, 2009-2010 год, 10 класс, вопрос №9. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/24/k-olimpiadam (дата обращения: 10.02.18).

Савинова Е. А. задача №3 // Задачи I Устной олимпиады по лингвистике для 10-11 классов. – М.: НИУ ВШЭ, 2016. URL: https://ling.hse.ru/data/2017/10/10/1159382019/UOL_10-11.pdf (дата обращения: 28.01.18).

Хабургаев Г. А. Старославянский язык. Учеб. пособие для студентов пед. ин-та по специальности № 2101 «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1974. – 432 с. URL: https://www.twirpx.com/file/929643/ (дата обращения: 28.01.18).

Камалова Л. А. Лекция №6. Слог и слогораздел. Ударение. – Казань: КФУ, 2014 – 15 c. URL: http://kpfu.ru/docs/F1274724716/Kamalova.L.A.Lekciya._.6..Fonetika.pdf (дата обращения: 02.02.18).

Титло [электронный ресурс]// Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/titlo (дата обращения: 04.02.18).

Полуустав [электронный ресурс] // Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». Раздел «Палеославистика». / ред. Ремнева М. Л., Дедова О. В., Кузьминова Е. А., Николенкова Н. В., Савельев В. С., Пентковская Т. В. [М., 2009]. URL: http://www.philol.msu.ru/

tezaurus/docs/1/dictionary.php?word=%CF%EE%EB%F3%F3%F1%F2%E0%E2 (дата обращения: 07.02.18).

Список использованных и рекомендованных ресурсов с информацией:

Краткая информация об обеих азбуках:

Старославянская азбука // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 28.01.18).
Шулежкова С. Г. Старославянский язык, древнерусский язык и историческая грамматика русского языка: опыт сопоставительного изучения: учеб.-метод. пособие / С. Г. Шулежкова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 128 с.

Проект «Древослов». Включает в себя этимологические гнезда и некоторую информацию по истории языка. Вот материал по поводу восходящей звучности:
Закон внутрислоговой восходящей звучности // Русский древослов. URL:
http://www.drevoslov.ru/wordcreation/wordcreation-chapters/chap-12-22 (дата обращения: 28.01.18).

Старославянский язык Ч. 1. Фонетика: Программа и методические ука- зания к курсу / Сост. Н.В. Усанкова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 40 с. URL: http://window.edu.ru/resource/671/22671/files/usankova.pdf (дата обращения: 28.01.18).

Изотов А. И. Старославянский и церковнославянский языки: Грамматика, упражнения, тексты: Учебное пособие для средних и высших учебных заведений. – М.: ИОСО РАО, 2001. – 240 с. URL: http://www.philol.msu.ru/

slavphil/books/stsl_csl_web.pdf (дата обращения: 28.01.18).

Кроме того, очень советую читать как можно больше текстов из последнего задания (на древнерусский/старославянский) для любого класса и тура ВОШ по русскому. Только практикуясь, вы сможете запомнить и усвоить и графику, и другие особенности древних языков. Посмотреть все задания можно на сайте http://olimpiada.ru/activity/80 (дата обращения: 28.01.18).

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 930 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Общие сведения

Во время изобретения персонального компьютера (ПК) или ЭВМ использовался определенный язык представления данных, который существенно отличался от десятичной системы счисления. Последняя используется человеком при ведении расчетов и является самой удобной.

Кодирование данных в современных ЭВМ осуществляется за счет элементов (транзисторов) в интегральных микросхемах. За основу взят полупроводниковый переход, который может быть закрытым или открытым. Следует отметить, что режим «насыщения», присущий радиодетали, не используется. Если он открыт, то в триггер (память) записывается единица, а в противном случае — нуль. В результате этого кодирование осуществляется в двоичном коде (0 или 1), основанием которого является цифра «2».

Для кодирования больших массивов информации использовать двоичную систему счисления не всегда удобно, поскольку количество транзисторов может быть огромным, а устройство будет значительно греться. Чтобы этого избежать, была придумана восьмеричная система счисления.

Для выполнения операции конвертации десятичной системы исчисления в восьмеричный код необходимы некоторые базовые знания. К ним относятся:

Специалисты в области информационных технологий рекомендуют разбирать базовые понятия в последовательности, состоящей из пяти шагов.

Число и цифра

При расчетах и выражении количественных характеристик процесса или явления применяются определенные математические символы — числа. Они состоят из разрядной сетки. Каждый ее элемент — цифра, которая принимает значения, в зависимости от выбранной системы счисления (СС). Например, для десятичной используется диапазон от 0 до 9, а девятеричная состоит из интервала с минимальной величиной, равной 0, а максимальной — 8.

Цифра — математический знак, используемый для построения более сложных конструкций. Например, с его помощью можно записать значения различных типов (четырехзначные, пятизначные). Любое число состоит из разрядной сетки, элементами которой и являются математические символы.

При выполнении различных математических операций нужно следить за одинаковыми разрядами. Например, недопустимо складывать сотни и тысячи, поскольку это действие приведет к ошибочным вычислениям. Далее следует разобрать системы представления информации и их примеры.

Виды числовых представлений

Для правильного перевода чисел из одной СС в другую необходимо разобрать классификацию форм представления информации. Они бывают двух типов, в зависимости от расположения цифр:

Независимыми от расположения разрядов называются непозиционные СС. Примером одной из них является унарная форма записи числа. Суть ее заключается в эквивалентности символа какому-либо значению. Например, на предприятиях применяются обыкновенные «крестики» для подсчета количества рабочих дней сотрудников. Каждый символ эквивалентен единице.

На уроках математики в начальных классах также применяется инструмент — счетные палочки. Последние помогают ученикам развивать навык устного счета и являются компонентами непозиционной СС. С их помощью возможно выполнять операции суммы, разности, а также произведения и деления.

Следует отметить, что не во всех случаях один символ может соответствовать единице. Это могут быть десятки, сотни и даже тысячи. Для расчетов при помощи непозиционной СС можно придумать собственные обозначения, как это сделано в римских цифрах. Однако при этом существуют определенные недостатки:

Достоинством считается сокращение времени записи величины, которая постоянно изменяется. Например, при подсчете количества выходов персонала достаточно поставить крестик или палочку, и это делается без исправлений. В случае с десятичной СС исправлений избежать невозможно.

Чтобы выполнить перевод в восьмеричную систему счисления, необходимо ознакомиться с методикой конвертации десятичной формы в двоичное кодовое представление.

Двоичная кодировка

Для преобразования десятичной величины в двоичную IT-специалистами были разработаны специальные правила или алгоритмы. К ним относятся столбик и степень. Каждому начинающему IT-специалисту необходимо выбрать оптимальную методику преобразования одной формы числа в другую. Каждый из способов удобен в конкретной ситуации. Можно также применять сразу 2 — один для решения, а другой — для проверки результата. Необходимо разобрать каждую методику подробно с практической реализацией алгоритма.

Метод «столбик»

Первый способ получил широкое применение, поскольку для его выполнения требуется минимум знаний в математической сфере. Он имеет следующий вид:

Реализация алгоритма проверяется на практическом примере. Для этого требуется решить задачу конвертации числа из десятичной СС в другую, перевод 167 <10>в <2>. Решение имеет следующий вид:

Обратный алгоритм конвертации из двоичной в десятичную форму представления величины основан на соответствии значений степенным показателям двойки. Разбиение на разрядную сетку осуществляется справа налево. Методика имеет такой вид:

Реализация методики проверяется на практическом примере — следует взять двоичный код из предыдущего задания, т. е. 10100111. Алгоритм нахождения десятичной формы имеет следующий вид:

Переводить системы счисления в другие формы представления возможно при помощи различных онлайн-сервисов. Для этого требуется указать исходную форму числа, а затем конечную. Однако действия рекомендуется совершать только для проверки результата решения задачи.

Способ степени

Для конвертации в двоичный код также применяется метод степени. Суть его заключается в представлении числа в виде отдельных элементов с основанием «2» и некоторым показателем. Алгоритм в этом случае выглядит таким образом:

Как и во всех остальных случаях, рекомендуется разобрать алгоритм на практическом примере. Решение задачи для числа «167» имеет такой вид:

Однако операция преобразования является вспомогательной. Она применяется для дальнейшей конвертации в восьмеричную СС.

Восьмеричная система

Восьмеричная форма представления чисел состоит из основания-восьмерки и триады. Совокупность последних образуют любые значения. Для кодирования информации в этом случае применяется меньше регистров памяти. Этого нельзя сказать о двоичном коде.

Для восьмеричного представления применяются цифры от 0 до 7 (всего 8). Многие новички часто путают ее с шестнадцатеричной СС, в которой содержатся символы латинского алфавита. При выполнении операций конвертации специалисты рекомендуют ознакомиться со списком (таблицей) восьмеричной системы:

Он поможет перевести любое числовое сообщение. Для удобства IT-специалисты рекомендуют составить презентацию или записать на лист плотной бумаги перекодировку списка. Заучивать коды нет необходимости, поскольку достаточно решать примеры (информация отложится в памяти). Алгоритм кодирования очень прост:

После ознакомления с методикой преобразования нужно проверить ее реализацию на примере. Требуется выяснить, значение 167 <10>. Это делается довольно просто:

Обратное декодирование выполняется по такой методике:

На начальных этапах обучения рекомендуется четко следовать по пунктам методики. Однако через некоторое время последние можно опускать.

Таким образом, восьмеричная система применяется для кодирования больших массивов информации, при котором может быть задействовано минимальное количество регистров запоминающего устройства персонального компьютера.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Восьмеричный как пишется и почему, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Восьмеричный как пишется и почему", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Восьмеричный как пишется и почему:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *