«Запутано» или «запутанно»: как пишется слово?
Ситуация с написанием слово «запутано» для многих довольно запутанная, под стать этому слову. Количество букв «н» – «тупиковый» вопрос. Давайте узнаем, как надо писать: «запутано» или «запутанно»?
Как правильно?
Нормами русского языка разрешаются оба варианта написания.
Это – разные части речи, и вся задача в том, чтобы понять, когда какое написание требуется.
Морфемный разбор слов
Сперва предлагаем разбор обоих вариантов на важные части. Общее в морфемном строении этих слов – корень «пут», приставка «за» и окончание «о». В слове «запутано» будет один суффикс – «ан»,
в слове «запутанно» – два: «а» и «нн».
Основа слова – «запутан» и «запутанн», соответственно.
Когда пишем с одной «н»?
Когда слово «запутано» даёт ответ на вопрос «что сделано?», мы имеем дело с кратким причастием. Слова этой части речи всегда имеют одну «н».
Надёжный способ убедиться в написании – попробовать заменить краткое причастие «запутано» глаголом «запутал». Если смысл предложения не нарушается, будьте уверены: писать «запутано» нужно с одной буквой «н».
Примеры предложений
Посмотрим, как это работает на конкретных примерах:
3 и 4 предложения можно переделать так:
Это служит весомым аргументом для написания слова с одной «н».
Когда пишем с двумя «н»?
Если же слово «запутанно» отвечает на вопросы «как?» или «каково?», это причастие либо краткое прилагательное. Тут сохраняется особенность написания «старшего» слова – прилагательного «запутанный». Именно поэтому здесь будет писаться «запутанно».
Примеры предложений
Синонимы
Оба наших слова можно заменить синонимами.
Ошибочное написание
Чтобы не ошибиться с количеством букв «н», всегда смотрите на то, какой частью речи является слово, на какой вопрос оно отвечает. Вот ещё два образца:
На самом деле, нужно писать наоборот. В первом примере создатели очень запутали сюжет, поэтому требуется написание слова «запутано» с одной «н». Во втором примере лексема даёт ответ на вопрос «как?», а это всегда указывает на двойную «н».
Резюме
«Запутано» и «запутанно» – две разные единицы речи, писать можно и так, и так.
Если слово поясняет, что было сделано, его следует писать с одной «н». Если оно объясняет, как – нужна двойная «н».
Поиск ответа
Вопрос № 304737 |
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какой частью речи в этом предложении является слово « запутано » и сколько «Н» в нем должно писаться: «Все это становится излишне запутано ». Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Это прилагательное. Верно: излишне запутанно.
Как правильно написать: «всё запутано » или «всё запутанно»?
Ответ справочной службы русского языка
Написание зависит от того, является ли слово кратким причастием или прилагательным.
Скажите, пожалуйста, 1.во фразе «всё это довольно запутано » (о ситуации) пишется » запутано » или «запутанно»? Если «запутанно», то в каких случаях » запутано «? 2. Я всегда говорила «отдАл». Но недавно меня поправили, что «Отдал»; мол, если написано «ты отдАл» (в стихотворении с размером амфибрахий, это ошибка, посоветовали заглянуть в словарь. пытаюсь найти ответ на вашем сайте, но пока не удалось. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
1. В приведенном примере пишется две Н, так как имеется в виду значение _сложно: Всё это довольно запутанно_. 2. Возможны оба варианта. В окне «Проверка слова» напишите начальную форму _отдать_. Не забудьте поставить галочки возле интересующих Вас словарей, например _Словаря трудностей_.
ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
С.Г.ЗЕЛИНСКАЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Теоретическая зарядка
1. Когда в прилагательных пишется нн?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?
Упражнения
1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:
кожа – кожаный: песок, рожь;
барабан – барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;
глина – глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;
вязать – вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.
Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.
3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:
болезнь – болезненный.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.
бесить – бешеный.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.
4. Графически объясните написание н и нн в словах:
кошеный луг – некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор – крашеный – давно не крашенный – некрашеный;
нетканая скатерть – тканная золотом – сотканная – несотканная;
раненый воин – раненный в бою – легкораненый – поранены плугом;
жженый сахар – полусожженная рукопись – выжженная пустыня.
5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.
1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и ее барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная.
6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.
Сдержа_ый, рассмотре_ый, реше_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышле_ый, свяще_ый.
8. Объясните написание н и нн в словах.
Пряник, труженик, гостиница, мороженое, путешественник, дружинник, родственник, малинник, священник, воспитанник, ученик, лиственница, конница, гривенник, именинник, пленник, ставленник, конопляник, нефтяник, сушеница, учительница, путаница, торжественность.
9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.
Образец: тушеные овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не- не влияет на правописание); потушенные овощи (приставка).
Кованый сундучок, груженная кирпичом баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо, названный в честь, сеченные градом поля, купленный товар.
10. Объясните написание н и нн, указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственное (лиственное).
Болезненно вялый вид, длиннорукий юноша, пряно-нежный аромат, послеобеденный сон, свежемороженое мясо, свежезамороженные фрукты, самотканый ковер, малоношеный пиджак, высокохудожественный вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.
11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.
Образец: белить – выбеленный – беленый.
Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.
12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.
Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.
Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.
14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.
1) Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
3) Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутанна и неясна.
5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.
1) Размешанные краски,
2) бесценная вещь,
3) выкрашенные лавки,
4) поляна освещена,
5) тканый узор,
6) туристы размещены,
7) комиссия образована,
8) румяные лица,
9) свиные окорока,
10) некрашеная ткань,
11) писаная красавица,
12) тетрадь исписана,
13) кожаный портфель,
14) ветреный день,
15) ветряной двигатель,
16) безветренный день,
17) рассеянный мальчик,
18) нечаянная ошибка.
КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно.
Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.
Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: масленица – масленый (блин).
Непринужденность, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.
Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.
Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.
Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.
Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционное время.
Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.
Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копченость – копченый.
Смышленость, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.
Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенная в золе рыба – печеная рыба, позолоченное кольцо – золоченое кольцо.
Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымо-щенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.
Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о-.
Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.
Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.
Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.
Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.
Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.
Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.
Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.
Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».
Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутана, говорить запутанно.
Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.
Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн-.
Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.
Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).
Кошеный луг – нескошенный луг
крашеное изделие – давно не крашенный забор
плетенная умельцем корзина – корзина не сплетена
купленный хлеб – раненый солдат
данный пример – тканый узор
полусожженная рукопись – полувяленая рыба
мороженое мясо – незамороженная ягода
Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».
Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.
(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.
Решения обдуманны (верны) – все ходы обдуманы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленны (решительны)
Бумаги направлены в суд – двигаться направленно
Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – беленый, давно не беленные стены.
Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.
Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).
Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить. неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.
Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.
Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –
Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.
Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.
Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:
воспитаны – воспитанны, изолированы – изолированны, спаяны – спаянны, рассеяны – рассеянны, сдержаны – сдержанны.
Контрольный словарный диктант
Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.
Как правильно пишется запутаННый или запутаНый?
Запутанный или запутаный пишется с двумя буквами «н» или с одной, определим в зависимости от видовой принадлежности производящего глагола.
Слово «запутанный» образовано от приставочного глагола «запутать».
Определим его видовую принадлежность.
Только заяц может так запутать свои следы, что эти петли на снегу никто не разберет.
Слово «запутать» обозначает законченное действие и отвечает на вопрос: что сделать?
Слово «запутанный» правильно пишется с «нн».
Запутанный след зверя вел охотников по кругу.
Это слово образовано от глагола «запутать» с помощью приставки «за», поэтому смело пишем две «нн», независимо оттого, если перед вами отглагольное прилагательное или причастие.
Эта запутанная история долго еще крутилась у меня в голове
Эта запутанная мною история никак не выходила из головы.
Запутанный – трудный для понимания, разрешения. Правильно пишется с двумя н. (запутанное дело, запутанный вопрос). Краткая форма причастия – запутан, запутана; краткая форма прилагательного (сложный, неясный) – запутан, запутанна.
Конечно правильно писать слово «запутанный» именно с двумя буквами Н, ниже представлен список слов которые так же следует писать только с двумя н.
Слово запутанный является прилагательным и краткой формой данного причастия являются слова запутан, запутана.
Слово Запутанный оказывается причастием или отглагольным прилагательным, но в любом случае его правописание одинаково. Ведь образовано слово Запутанный от инфинитива Запутать от основы настоящего времени ЗАПУТА- и с помощью суффикса причастия НН.
Раз глагол Запутать у нас имеет приставку ЗА, то причастие и прилагательное одинаково имеют сдвоенные согласные Н в суффиксе, вне зависимости от наличия зависимых слов. А выделить в глаголе приставку ЗА очень просто, надо только посмотреть однокоренные слова: Запутать-Путать-Путаница.
Запутанный случай пришлось расследовать намедни сельскому участковому.
Правильно: запутанный.
Пример предложения со словом «запутанный»: запутанный шнур лежал на земле.
Указанное в вопросе слово образовано от глагола «запутать» и приставки «за», следовательно надо писать правильно его с двумя «н».
Этот запутанный маршрут заитриговал туристическую группу. Клубок ниток был слишком запутанный.
Поиск ответа
Вопрос № 308358 |
Ответ справочной службы русского языка
В светской литературе мы уверенно порекомендуем использовать форму противостои(те). Помимо указанных Вами источников, она зафиксирована в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Н. А. Еськовой. Полагаем, что в религиозной литературе возможно употребление разных форм в зависимости от стиля и жанра текста. В высоком стиле будет уместна форма, выбранная для Синодального перевода Библии, а для текстов, стилистически ориентированных на современную светскую речь, лучше употреблять «светскую» форму.
На второй вопрос нужно ответить утвердительно. В толковых словарях помета кому-чему относится к слову в целом, а не к отдельным значениям, в НКРЯ примеров сочетаний противостоять + одушевленное существительное очень много.
Спасибо за интересные вопросы и материалы для размышления!
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какой частью речи в этом предложении является слово « запутан о» и сколько «Н» в нем должно писаться: «Все это становится излишне запутан о». Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Это прилагательное. Верно: излишне запутан но.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно: Люди запутан (н)ы и дезинформирован(н)ы?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Люди запутан ы и дезинформированы.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, верно ли написание слова «мейз».
Ответ справочной службы русского языка
Словарной фиксации нет. Предпочтительно написание через Е.
Что означает выражение нить ариадны
Ответ справочной службы русского языка
Это выражение употребляется в значении: мысль, способ и т. п., помогающие разобраться в сложной обстановке, найти выход из какой-либо трудной, запутан ной ситуации. Выражение возникло из древнегреческого мифа о Тезее, убившем Минотавра. Дочь критского царя Ариадна дала Тезею клубок ниток, чтобы он мог найти выход из лабиринта.
Ответ справочной службы русского языка
Вы правы. Но чтобы стало яснее, лучше слова «при подагре» переместить в самое начало предложения. Верно также: препаратов, снижающИХ.
Как правильно написать: «всё запутан о» или «всё запутан но»?
Ответ справочной службы русского языка
Написание зависит от того, является ли слово кратким причастием или прилагательным.
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, такая запутан ная логика губительна для правописания. Можно руководствоваться формальным правилом: если после слов «в глубь» есть зависимые слова, то почти всегда предпочтительным будет раздельное написание.
Верно ли стоят запятые:
Это можно сделать в рамках преподавания двух уголовно-правовых тем, а именно тем «Преступления против военной службы» и «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуация верна. А вот название последней темы слишком запутан но; получается «преступления против интересов службы в органах».
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: бандеровцы. Вопрос совершенно не запутан ный и легко решается с помощью орфографического словаря.
Скажите, пожалуйста, словосочетание «казусный случай» является тавтологией? И как правильно сказать: «Со мной произошел забавный казус?» или «Со мной произошел забавный казусный случай»?
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание казусный случай неправильно, оно лексически избыточно: казус – происшествие, событие, случай (обычно сложный, запутан ный или необычный, смешной). Со мной произошел забавный казус – корректно.
У меня вопрос из разряда философских: ведется ли какая-то работа (и прослеживается ли тенденция) в направлении сближения консервативной школьной практики в преподавании русского языка, часто устаревшей и неактуальной, и современной лингвистики. Из-за вроде бы благого «упрощения» объяснения и преподнесения материала получается обратный эффект: довольно поверхностные знания о языке (из-за т.н. школьного формализма) оказываются ещё более запутан ными. Согласитесь, что печален сам факт появления ставшей крылатой фразы, которой встречают в вузах вчерашних школьников: «Забудьте то, что вам говорили в школе!»?
Ответ справочной службы русского языка
Школьные учебники так или иначе базируются на академической науке. Но, к сожалению, получение учащимися системных лингвистических знаний в современной школе не является образовательной задачей. На первое место ставится практическая грамотность. Поэтому во многих учебниках лингвистические сведения даются как «сопутствующие» тонкостям правописания. Должны согласиться, здесь есть над чем подумать и учителям, и методистам.
Ответ справочной службы русского языка
1. Запятая перед _подобно_ необязательна вне зависимости от смысла. 2. Указанные запятые не требуются.
Ответ справочной службы русского языка