Как написать восприятие стихотворения
Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Основная часть.
Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов для анализа:
1.Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).
2.Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
3.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении..
4.Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
!Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5.Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
— лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);
— фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);
— словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
— морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);
— синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
— особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
6.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
7.Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.
8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
На этом семинаре я хотела бы обсудить теоретические вопросы восприятия поэзии. Некоторые утверждения в начальном эссе относятся к восприятию искусства вообще.
Идея семинара в двух словах: почему то или иное стихотворение кому-то нравится, а кому-то нет? Не с точки зрения содержания рецензий на стихире, а нравится «как на духу». Имеются в виду все стихи, любого качества, и все читатели, тоже «любого качества». Было бы интересно докопаться до всех факторов, приводящих к окончательной оценке. Например, стих с грубейшими ошибками или не содержащий ничего нового ни на каком уровне оттолкнет знатоков уже только поэтому, однако, что характерно, необязательно оттолкнет невзыскательную публику. Что именно найдет в таком стихе публика (предлагается разложить все факторы по полочкам)? Разумеется, положительное или отрицательное восприятие стихотворения зависит и от читателя, и от стиха.
1. Талантливое стихотворение (с высокой абсолютной ценностью):
Да, талантливое стихотворение (талантливое в чьих глазах?) имеет больше шансов завлечь читателей, однако мне известны многие нелюбители глубоко почитаемой мной и не только мной Ахматовой. Часть обсуждения этого, казалось бы, очевидного критерия, может быть посвящена вопросу, а есть ли объективно талантливые стихи. На мой взгляд такие стихи есть. Я считаю, что стихотворение талантливо, если оно на нескольких уровнях гармонично: гармонично развитие смысла, звучания, влияния на психологическую реакцию читателя, и, строго для любителей эзотерики, созвучно гармонии иного мира.
4. Отношение к привычности или непривычности формы:
Подобное отношение довольно сильно поляризовано. Большинству людей трудно воспринимать сильно непривычную форму. Великий торговец картинами 19 века Амруаз Воллар, которому обязаны многие импрессионисты и последовававшие за ними другие великие художники, много лет держал картины Ван Гога в запаснике «на всякий случай». 20 век научил многих (но не всех) любить непривычную форму, вплоть до ее абсолютизирования в ущерб другим достоинствам произведния (что, на мой взгляд, погубило живопись второй половины 20 века).
5. Сумма факторов:
Каждый из уже перечисленных и еще неперечисленных факторов складывается читателем, сознательно или подсознательно, и полученная «сумма» является оценкой произведения.
ДОПОЛНЕНИЕ К НАЧАЛЬНОМУ ЭССЕ
Здесь для удобства новых участников дискуссии вкратце изложены некоторые уже высказанные дополнительные мысли, участников семинара и мои.
Дополнительные факторы восприятия (к списку основной части эссе):
6. Стилистические предпочтения: Должен ли быть стих короткий, длинный, сложный, простой, символический, кристально ясный и т.п.
7. Образование и среда: Формальное и неформальное образование. Чему учили, и что читали или пели вокруг в разные периоды жизни.
8. Формулы восприятия: Пока две: Георга и моя.
План анализа стихотворения по литературе
Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
Пример анализа стихотворения по плану
1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:
В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.
Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
План анализа стихотворения (восприятие, истолкование, оценка поэтического текста).
План анализа стихотворения (восприятие, истолкование, оценка поэтического текста).
Примерный план анализа стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)
Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том. что даст человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, па звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Ваша задача — выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть. выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов для анализа:
Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название?
Какое настроение создаст? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?
2.0пределите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
З.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили ее во вступлении..
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5.0пределите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
(многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика. архаичная лексика, тропы и т.д.);
• фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс).
• словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы. приемы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
(обилие глаголов придаст тексту динамичность, обилие прилагательных — живописность: частиц, междометий — эмоциональность и т.д.):
• синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
• особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
б.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
7 Сформулируйте идею стихотворения, определите свое отношение к ней.
8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Должно содержать оценку
поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
Моё восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»
Русская литература читается во всем мире. Лермонтов, Толстой, Булгаков, Чехов, Достоевский и многие другие наши соотечественники прославляли Россию долгие века. Но всё же первым русским поэтом называют Александра Сергеевича Пушкина. Под его пером родилось огромное количество стихотворений, сказок и поэм, которыми дети и взрослые зачитываются в наше время.
Можно долго перечислять все произведения Пушкина, но нельзя упустить стихотворение «Осень», написанное в 1833 году.
Оно приходит на ум одним из первых, ведь всем известно, что любимым временем года Александра Сергеевича была именно красавица осень.
В начале стихотворения Пушкин просто описывает природу в осеннюю пору, а потом начинает непринужденную беседу с читателем. Он описывает весеннюю оттепель, веселье зимних праздников, летний зной. Но никакое время года не сравнивается с осенью.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…–
самые знаменитые строчки этого стихотворения передают восхищение поэта. Когда я читала этот фрагмент произведения, мне сразу вспомнился отрывок стихотворения Виктора Третьякова:
Такая грусть лишь в это время года:
Господь не зря мгновенья выбирает…
И умирает осенью природа,
Но… как она красиво умирает!
В X и XI частях произведения Пушкин пишет, что именно в осенний период в нем «пробуждается поэзия», поэт «расцветает вновь», настает время творить. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Пушкина посещает вдохновение, стихи пишутся сами собой. Действительно, тот, кто хоть раз писал стихотворения, знает, как неожиданно врывается муза, начинают роем кружатся идеи, легко складываются рифмы.
Мне очень знакомо и близко всё, что описывает Пушкин, поэтому мне так нравится стихотворения «Осень». Природа осенью просто сказочно красива, а в пасмурные деньки часто заглядывает вдохновение.
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем…
Так точно показывает Пушкин заветный момент подъема воображения.
Александр Сергеевич жил около двухсот лет назад. Как же давно! Нам даже сложно представить, что это вообще когда-то было. Но сейчас я читаю стихотворение, которому уже двести лет. Пушкин умер в 1937 году, но его произведения продолжают жить до сих пор. Размышляя о поэте, о его душе, частицы которой остаются в произведениях, я пришла к тому, что, наверное, настоящий талант бессмертен и истинный гений не умирает никогда. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Его вклад в нашу литературу трудно переоценить.
Полезный материал по теме:
Жанр и литературное направление
Изучив историю произведения в контексте эпохи и творческого пути автора, проведя анализ размера и рифмы, обозначив литературные приемы, можно довольно легко определить форму стихотворения, например:
В самую последнюю очередь определяется литературное направление: это могут быть знаменитые стихи «золотого века» поэзии — классицизм, романтизм или сентиментализм, или вычурные и изящные «серебряного века» — символизм, акмеизм, футуризм, а также многие другие.
Размер стиха
После изучения истории написания приступайте к исследованию стихотворной формы. В первую очередь, конечно, определяется размер стиха. Существует пять основных размеров (стоп):
Безусловно, существуют и другие, более сложные стихотворные размеры, но они, как правило, не встречаются в стихах, предлагаемых школьникам и студентам для анализа.
Для определения размера берут самую первую стихотворную строку, впрочем, если вы возьмете вторую, пятую или десятую, результат будет тем же. Строку необходимо разделить косой чертой на интонационные слоги, а затем поставить ударения на тех слогах, которые выделяются при чтении. После этого становится виден вид стопы.
План анализа
Безусловно, разные учебные заведения и разные педагоги могут предъявлять немного отличающиеся друг от друга требования по анализу, однако примерный план таков:
Рифмы
Если условно поделить стихотворение на четверостишия, можно выделить три основных вида рифмы:
Однако не каждое стихотворение делится на четверостишия. Бывают строфы-двустишия, строфы-пятистишия, строфы-шестистишия, а знаменитая «пушкинская», или «онегинская» строфа и вовсе состоит аж из четырнадцати, и способ рифмовки там тоже особый.
Анализ содержания
Когда анализ формы закончен, необходимо приступать к самому сложному — к анализу содержания стихотворения. Для этого придётся ответить на следующие вопросы:
Помимо разбора и анализа стихотворений, школьная программа также подразумевает и сочинения. Они могу т быть на тему любви к женщине, глубокой любви к родине, любви и дружбы; о природе: осень, зима, первый снег; социальныой тематики: родина и народ, свобода и закон, поэт и поэзия, города и судьба народа, одиночество; по теме великой отечественной или гражданской войны, России, революции. В любом случае, если вас мучает вопрос: «где можно найти анализ стихотворения на урок литературы» или вам срочно нужно скачать бесплатно и без регистрации сочинение реферат или ГДЗ, то вы на верном пути! Удачи вам и успехов в учёбе!
План анализа стихотворения (восприятие, истолкование, оценка поэтического текста).
План анализа стихотворения (восприятие, истолкование, оценка поэтического текста).
Примерный план анализа стихотворения (Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)
Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том. что даст человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, па звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Ваша задача — выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть. выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов для анализа:
Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название?
Какое настроение создаст? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?
2.0пределите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
З.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили ее во вступлении..
4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5.0пределите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
(многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика. архаичная лексика, тропы и т.д.);
• фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс).
• словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы. приемы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
(обилие глаголов придаст тексту динамичность, обилие прилагательных — живописность: частиц, междометий — эмоциональность и т.д.):
• синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
• особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
б.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
7 Сформулируйте идею стихотворения, определите свое отношение к ней.
8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Должно содержать оценку
поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
ВОЗМОЖНЫЕ УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА
Ученик определяет основную мысль текста, его лирическую тональность, может передать общее впечатление, настроение, но не видит развитие чувств, их динамику. Языковые и образные средства выявляет фрагментарно, без связи с лирическими образами и структурой стихотворения.
2. Полный сюжетно-логический
Ученик прочитывает лирический сюжет стихотворения, выявляет его композицию и самые яркие мотивы и образы, придумывает заглавия композиционным частям, обращает внимание на отдельные тропы, лексические и стилистические особенности, но целостную образность стихотворения не осознает.
Ученик понимает лирический сюжет стихотворения, позицию и характер лирического героя, делает попытки проникнуть в эмоционально-художественный слой поэтического текста через семантический анализ лексического поля, отдельных стилистических приемов и элементов фонического уровня, пытаясь увидеть единую образную систему данного текста.
Ученик прочитывает стихотворение в единстве формы и содержания, в разных контекстах (цикла, автора, жанра и др.).Стихотворный текст воспринимает как проявление духовной жизни поэта, как мир его идей и чувств, анализирует образность, ритм, время, пространство как неотъемлемые составляющие художественного мира стихотворения. Ученик пытается осознать поэтику автора. Воссоздать «образ мира» или художественный мир поэта.
Задание. Проанализируйте работу одного из учеников в соответствии с уровнями восприятия и понимания стихотворных текстов. Дайте ему рекомендации.
А теперь продолжим наши размышления над стихотворением Б.Пастернака «Как бронзовой золой жаровень».
«Что такое поэзия? А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут», — писал Ф. Гарсия Лорка. Поэтому это же стихотворение очень интересно будет прочитать, когда наши шестиклассники подрастут и станут одиннадцатиклассниками. В этом маленьком стихотворении важные приметы и поэтики, и поэзии, и мироощущения Б. Пастернака. Наши ученики увидят, что здесь нет патетики, пафоса, гиперболизации, символов. Свеча – это просто свеча, а не символ духовного горения. Все образы конкретны, предметны, зримы. Человек и мироздание даны в одном измерении, ибо и человек и природа одинаково одушевлены и одухотворены. Посмотрим, из каких слов состоит это стихотворение, т.е. проведем лексико-семантический анализ.
В стихотворении два словесных ряда: слова обиходные (зола, жуки, жаровня, свеча, тополь и т.д.); слова другого ряда, условно назовем их возвышенные (явленная тайна, неслыханная вера, расцветшие миры). Именно эти словосочетания являются ключевыми. Возвышенные слова второго ряда, ключевые слова текста представляют собой описание переживаний лирического героя, его личных ассоциаций по поводу того, что названо такими обыденными словами. Так возвышенное и высокое у Пастернака смыкается в нечто единое с земным и обычным.
Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.
Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.
Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.
Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.
Основная часть.
Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.
Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.
Примерный круг вопросов для анализа:
1.Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).
2.Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?
3.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении..
4.Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).
!Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.
5.Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:
— лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);
— фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);
— словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.
— морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);
— синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);
— особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.
6.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).
7.Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.
8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?
Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)
Интерпретация стихотворения А. С, Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Он был славой XIX века, им восхищались, его боготворили. Стихами Пушкина вдохновлялись, черпая в них важные для себя мотивы, поэты последующих поколений Его творческое наследие очень обширно.
Лирика Михайловского периода поражает своим разнообразием, богатством тем, образов, настроений. В это время поэт пишет и о любви. В Михайловском рождается одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина, которое по праву считается шедевром интимной лирики – « Я помню чудное мгновенье» 1825 года.
Оно посвящено А. П. Керн, с которой Пушкин познакомился еще в 1819 году, в доме Олениных. Судьба распорядилась так, что в пору Михайловской ссылки в Тригорском, пять лет спустя, поэт снова встретил эту красивую молодую женщину и полюбил ее. Анна ответила ему взаимностью. Забытые чувства вернулись к автору и вдохновили его на прекрасные строки. О чем же повествует Пушкин?
Для него любовь – это дар небес, она сама по себе – огромная ценность, нечто возвышенное и необходимое. «Я помню чудное мгновенье» — эталон любовной лирики, памятник высокого любовного порыва и необыкновенных поэтических переживаний.
Читаешь стихотворение раз, другой, третий Оно поражает своей легкостью, зачаровывает музыкальностью, волнует простотой и непосредственностью. Это, безусловно, достигается с помощью чередования женских и мужских рифм, перекрестной рифмовки.
Лирический шедевр состоит из трех частей. В каждой из них своя мысль, свой тон. Первая – спокойная, наполненная воспоминаниями автора о «милых чертах».
Мы понимаем, что эти строчки описывают возлюбленную Пушкина. Он не только восторгается «гением чистой красоты», но и говорит о «нежном голосе» и «милых чертах», которые везде преследуют поэта.
Пушкинские строки завораживают, волнуют, одухотворяют читателей. Как это удается автору? Каждая строфа – это катрен, который придает стихотворению необыкновенную упругость, а ритмичный ямб лучше других стихотворных размеров описывает нежные чувства поэта.
Перейдем ко второй части произведения. Она довольно грустная и печальная. В ней автор рассказывает о долгих годах заточения, которые стерли из его памяти образ любимой.
В этой части изобилие существительных: ( «мечты», «черты», «божества», «вдохновенья», «слез», «жизни», «любви»). Вне контекста данного стихотворения, в отдельности они ничего не выражают, зато вместе приобретают музыкальное звучание и оживают, наполняя произведение глубоким смыслом. В описании предметов, чувств поэта к ним присоединяются звуки: шипящие «ш», «ж», «ч» рисуют картину уединения, мрака и тишины, а повторяющиеся сонорные «р», «л», «м», «н» придают ритмичную четкость строкам творения.
Далее в «душе» Пушкина снова «настало пробужденье». И все оттого, что он вновь встретил возлюбленную, которую, казалось, утратил навсегда. Здесь совсем другие интонации – радостные, счастливые, наполненные жизнью. Ими преисполнена вся третья часть стихотворения.
Автор опять сравнивает предмет своего воздыхания и любви с «мимолетным виденьем» и с «гением чистой красоты». Ярко окрашенные прилагательные «мимолетное» и «чистой» придают образу возлюбленной легкость и возвышенность. Этот образ любимой женщины и образ самой любви в произведении переплетаются – это что-то чистое, светлое, хрупкое, до боли знакомое каждому человеку.
Любовь делает самого поэта счастливым, несмотря на то, что далеко не всегда бывает взаимной. Можно сказать, что поэтическое творчество Пушкина неразрывно связано с культом любви. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» — яркое тому подтверждение, ведь в нем поэт придает огромное значение образу своей возлюбленной, он олицетворяет ту Женщину, которая оказалась достойна быть воспетой в стихах.
Читая лирический шедевр А. С. Пушкина, понимаешь, что лучше, чем сказал автор, уже нельзя сказать.