Как написать домашнюю книгу для своего ребенка
Дети с такой радостью начинают учиться читать, вглядываются в буквы вывесок, шевелят губами, пытаясь их прочесть… Куда же девается эта радость, когда мы подсовываем ребенку первую книгу?
Книга про тебя: домашний букварь
К тому моменту, когда мама или бабушка торжественно усаживают ребенка рядом с собой, раскрывают букварь и объявляют: «Сейчас будем учиться читать!», он, как правило, уже знаком с буквой «А». Многие уже знают из личного опыта букву «О» ‒ простое колечко, а также ту, с которой начинается собственное имя ребенка. «Это же Г! – радостно узнает ребенок. – Гриша! Это я!»
Дети с такой радостью начинают учиться читать, вглядываются в буквы вывесок, шевелят губами, пытаясь их прочесть… Куда же девается эта радость, когда мы подсовываем ребенку первую книгу? Откуда появляется это скучающее выражение лица, отсутствующий взгляд и жалобное: «Можно, я пойду мультики посмотрю. » «Можно, я пойду мультики посмотрю?» ‒ «Нельзя, – твердо отвечаете вы. – Сначала прочти от сих до сих, а потом будут тебе мультики!» И всё, ребенок уверен, что есть скучное занудное обязательное чтение ‒ и веселые мультики!
Что делать, откуда взять радость?
Я предлагаю бережно сохранить ее с самого начала, как редкое животное или растение из Красной книги. Как? Довольно просто: нужно взять из букваря те буквы, которые ребенок читал с удовольствием, и сделать из них домашнюю книгу.
Первая буква, как мы помним – «А». Вторая, как правило, «У». Третья – «О». Всё, для книги этого достаточно.
Складываем листочек бумаги А4 пополам. На обложке красивыми фломастерами пишем: «Книга о Грише». Эту часть ребенку можно прочитать вслух. А можно прочитать только слово «книга» и предложить догадаться, о ком она.
Дальше… На первой странице вы рисуете ма-а-аленького Гришу. И он горестно плачет: «Уа-уа-уа!» Обязательно поставьте стрелочку и подпишите, что это Гриша. Можно нарисовать рядом какой-то опознавательный знак: любимую машинку или медвежонка, с которым спит ребенок. Моя дочка только так и узнавала себя: «Это же я! Рядом со мной ежик нарисован!» (Можете представить себе мои художественные способности, если ребенок мог узнать себя только по ежику?!)
На следующей странице рисуете себя. О ужас! Вы (мама или бабушка) «потеряли» Гришу! На рисунке у вас испуганный вид, вытаращенные глаза и, конечно, ваши слова: «Ау! Ау! Ау! Гриша!» Третья страница – счастливое воссоединение. Вы, Гриша, машинка или ежик. Все счастливы. И тут же диалог: «О! Гриша! О! «О! Мама/баба! О!»
Всё. Домашняя книга готова. Чем она отличается от текста в букваре? Тем, что она – про вашего ребенка. А значит, он будет возвращаться к ней снова и снова и всякий раз испытывать большую радость.
Чем надо руководствоваться при создании такой книги
Главное правило: эта книга должна быть ориентирована исключительно на вашего ребенка, а не на какие-то общие стандарты, которым он якобы «должен соответствовать в этом возрасте». Понаблюдайте за ним. Уже самостоятельно одолевает вывески и надписи? Значит, можно использовать в книге предложения из трех-четырех слов. Долго тянет звуки, пытаясь сложить их вместе? Тогда ваша книга может состоять из самых коротких слов.
Как выбрать тему
Выбор темы – непростая задача для любого писателя. В том числе и для того, кто решил создать свою первую книгу для собственного ребенка. О чем же написать так, чтобы заинтересовать маленького человека? Нужно подобрать не просто актуальную тему, а такую, которая тревожила бы, интересовала и звала вернуться к книге снова и снова.
Кто прежде всего интересует ребенка? Конечно, он сам. «Маша села. Маша села на пол. Ой! Ой! Что там? На полу ‒ ёж! Маша села на ежа! Ах! Ох!»
Следующие по степени важности – родители. Кстати, в домашней книге о маме и папе можно особенно не мучиться с сюжетом. Ребенку, как правило, интересно всё, что связано с родителями, особенно с тем периодом, когда его еще не было на свете. Поэтому достаточно распечатать ваши фотографии из какого-то путешествия и подписать: «Это мама на горе. Это папа в реке. Это папа и мама на море. Им весело? Нет! Им грустно. У них пока нет Саши…» Слова простые, а гамма чувств, которую испытает ребенок, самая разнообразная. И жалко родителей, и приятно, что им кого-то не хватает для счастья.
Теперь приступаем к осмотру ящика с игрушками. Кто тут у нас самый любимый? Кого ребенок таскает в детский сад и поликлинику, без кого не может заснуть ночью? У моей дочки это был старенький застиранный ежик. Он и стал героем всех наших первых книг. Я фотографировала его верхом на игрушечном паровозе и подписывала: «Ёжик едет к бабушке Ежихе. Пых-пых-пых!»
Тема еды всегда воспринимается с энтузиазмом и детьми, и взрослыми. «Мама испекла торт. Ням-ням! Кто на кухне? Никого… Ой, а где же торт?» Когда мы с дочкой занимались готовкой, я старалась фотографировать процесс, а потом распечатывала фотографии, подписывала и скрепляла их степлером. Выходили замечательные истории, которые вечером зачитывались папе вслух.
А вообще, жизнь любого маленького человека полна самых разнообразных событий, из которых легко можно создать не то что домашнюю книгу, а целую сагу. Просто нужно остановиться на мгновение, отложить в сторону мобильный телефон, ноутбук, картошку с ножиком или тряпку с ведром, притормозить и подумать: «А о чем будет интересно читать моему ребенку?»
Общие рекомендации
• Пусть текста будет минимум. Для начала – три предложения. «Тут каша. Ой! Каши нет! Каша у Саши!»
• Используйте глаголы. Действие, за которым интересно следить, передают именно они. «Кот спал. Бух! Кто упал?»
• Повторы, которые так не любят редакторы, – ваши друзья. Глаз ребенка довольно быстро привыкает к образу слова, и свое имя он вскоре прочтет без запинки: «Саша бегал. Саша бегал с папой. Саша бегал быстрее папы! Вот так Саша!» Повторы придают чтению уверенность. На них, как на каркас, легко нанизываются новые слова.
• Наберите в поисковике «междометия». Вы удивитесь, сколько их существует на свете! Междометий в тексте должно быть много: «Ах! Ой! Бамс! Уф! Фу!» ‒ не отказывайте себе ни в чем. Начинающие читатели особенно ценят «фу». Это просто магическое междометие.
• В тексте должна быть тайна. Загадка. Самые интересные книги на свете ‒ детективы! Пусть и у вас будет свой, домашний: «Где хомяк? Грызь-грызь-грызь! Что он грыз? Ой! А где свет?»
• И последнее, самое непростое. Постарайтесь сделать текст смешным. Тогда ребенок наверняка захочет к нему вернуться и перечитать – папе, бабушке, себе самому. Перечитать, посмеяться и подняться еще чуть выше по лестнице в мир чтения.
Удачи вам! Я верю, что каждый родитель может стать писателем, автором книги для своего собственного ребенка.
Дао детского писателя. Советы начинающим
О тернистом пути детского писателя, о подводных камнях и трудностях в процессе написания книги и поиска издателя рассказывает Андрей Жвалевский, современный детский писатель, лауреат ряда литературных премий.
Вы решили стать детским писателем.
Не знаю, почему это с вами случилось. Возможно, придумали дочке пару рассказиков про кошку Бульку и динозавра Родиона — и дочка с восторгом требует «Еще!». Возможно, читали очередную детскую книгу, ужасались горбатости стиля и поняли «Я могу лучше!». А может быть, это было озарение сродни Ньютоновому яблоку.
Словом, решили. И сразу появилось много вопросов: с чего начать? Куда нести рукопись? Как объяснить всем, что дочка в восторге и все ее подруги тоже читали и хвалили? И (тут становится немного стыдно) как на этом всем заработать деньги? Это, разумеется, не главное. Главное — дарить радость детям… Но и гонорар тоже хотелось бы…
Рекомендаций для начинающих детписов (привыкайте, это внутреннее жаргонное название детских писателей) в Интернете хватает. Я рекомендовал бы прочитать советы Николая Назаркина или Анны Никольской, хотя не со всеми их выводами согласен.
Вот моя точка зрения.
Текст прежде всего
Самое важное — качественный текст.
Нет, это не банальность, как может показаться. К моему удивлению, очень многие (не только начинающие, и не только писатели) начинают рассуждать о тенденциях, социальной значимости, рыночных перспективах, необходимости учить детей добру — о чем угодно, кроме качества литературы. Возможно, они выносят этот фактор за скобки. Мол, само собой разумеется, что «писать надо хорошо, особенно для детей, но…».
Писать надо хорошо. Точка. Иначе это не будет «само собой разуметься». Иначе вы все время будете мучительно думать: «А достаточно ли остро я пишу?». Или наоборот: «А не заругают ли меня омбудсмены?». Или начнете сравнивать себя с Барто или Носовым. Словом, будете отвлекаться на всякую ерунду.
Бывает, что автор вынужден на эту ерунду отвлекаться. Например, когда он пишет заказную книжку в серию «Для девочек» или «Для настоящих принцесс». Таким авторам моя статья не нужна — им уже все объяснили редакторы «АСТ» или «Эксмо». Они (редакторы) работают очень четко и высокопрофессионально. Не иронизирую: эти люди действительно эффективно выполняют задачу по насыщению серии материалом. Буквально указывают пальцем, где нужно вписать переживания девочки «Ура! Я влюбилась!». Но почему-то такого рода тексты редко остаются в истории литературы. Есть у меня одна знакомая писательница. Когда она пишет для себя, получается прекрасная, честная, светлая и пронзительная история. Такие книги замечает и критика, и премиальное жюри, и читатели. А когда эта же писательница пишет на заказ, выходит… стандартно.
Поэтому, если есть возможность, отмахивайтесь от всего, что не касается качества литературы. От любых идей, даже если сами идеи кажутся вам симпатичными. Пропаганда идей — задача публицистики, не литературы. Вам нужно сконцентрироваться на более сложной проблеме — честно описать мир отдельного человека. А то и нескольких. И для этого нужен качественный, плотный, искренний текст.
Я уже несколько раз упомянул эпитет «качественный», но что это значит? Как понять, хорошо ты пишешь или не очень? На мой взгляд, ответ очень простой (сложный): если вам нравится — то это хорошо. Текст не должен у вас вызывать ни малейшего раздражения или дискомфорта, вы должны писать и читать его с удовольствием. Тогда есть шанс, что он понравится еще кому-то.
Правда, есть шанс, что он понравится только вам, вашей маме и вашим друзьям. Это может означать, что вы:
Про работу над написанным я расскажу чуть ниже, но если окажется, что вы графоман — не расстраивайтесь. Это самая страшная мания из всех возможных.
Как именно писать книги — тема отдельных трудов, и они уже написаны. Мне больше всего на душу лег труд Стивена Кинга «Как писать книги», но вы можете подобрать что-нибудь другое, благо выбор велик.
Поскольку книги «Как стать детским писателем» пока не видно, позволю себе несколько дополнительных рекомендаций. Большую их часть я не придумал, а услышал на семинарах фестиваля «Молодые писатели вокруг ДЕТГИЗа»:
Итак, когда пишешь текст:
Между рукописью и книгой
Допустим, книга написана.
Самое время спросить себя, зачем вы ее писали. То есть писали, понятно, потому что хотелось. Но теперь, когда поставлена точка, нужно понять, какая судьба ждет эту рукопись. В современной детской литературе у автора есть два пути:
Оба пути имеют свои плюсы и минусы, и я не готов сказать, что лучше. Это вы должны решить сами. И от вашего выбора зависит, что вы сделаете со свеженаписанной книгой.
Сериальный автор обязан писать быстро и много. Этого его главное качество. Понятно, что литература не должна опускаться ниже определенного уровня, но за слишком добротный текст вас никто не похвалит и дополнительных денег не заплатит. Поэтому, если вы решили трудиться на благо серии, поскорее отсылайте книгу в крупное издательство и стремительно пишите продолжение. Как вариант: быстро-быстро напишите три книги с единым миром и героями — и предложите издательству сразу комплект. «Чистка» рукописи — потеря времени. Как ни смешно, «грязный» текст вполне может понравиться детям и даже стать хитом. Все потому, что дети, как я уже говорил, больше всего следят за сюжетом. Если он стремительный и захватывающий, юный читатель может простить и речевые штампы, и ходульность персонажей, и бедность лексики (до определенной степени, разумеется).
Но если вам хочется создать добротный продукт, который будут хвалить профессионалы, придется над текстом поработать. Могу предложить следующую технологию:
1. Нулевой этап. Вы ничего не делаете с рукописью. Она лежит в дальнем ящике стола или в далекой папке на ноутбуке. Лежит, пока не забудется. У нас с Евгенией Пастернак на это уходит обычно месяц или два. В это время можно заниматься чем угодно: съездить в отпуск, погрузиться в бытовые проблемы, подтянуть хвосты на работе, которую вы подзабросили из-за литературного творчества. Писать ли новую книгу? Не знаю. Кинг именно это и советует, а вот я не могу начать новое, не завершив работу над старым.
2. Авторская редактура. Первый человек, который должен прочитать «сырую» рукопись — сам автор. Хотя бы для того, чтобы избежать позора. Вы наткнетесь на множество описок, оговорок, с удивлением задумаетесь: «А что я имел в виду?». Возможно, окажется, что физрук Иван Иванович к концу повести превратился в трудовика Сергея Сергеевича. Какие-то фразы резанут глаз — безжалостно вычеркивайте их. И вообще не жалейте текст. Если что-то можно выкинуть без потери смысла — выкидывайте. Если после авторской редактуры рукопись не сократилась хотя бы на 10%, значит, вы схалтурили. Суровая авторская правка нужна любому тексту. Я раньше думал, что уж Пушкин-то явно все писал набело — так у него все легко и прозрачно. Потом увидал в музее его черновики… Некоторые страницы сплошь покрыты правками. А это, на секундочку, Пушкин, так что нам с вами сам бог велел. И не надейтесь, что «редактор поправит». Хороших редакторов в современной детской литературе очень мало. Буквально единицы. Поэтому вычитывайте все: и стиль, и грамматику. Особенно грамматику. Вам предстоит отдать текст в руки редактора, то есть человека, любящего грамотный текст. Как только он увидит «имейте ввиду» или «оденьте плащ, чтобы прогулятся» — расстроится и не сможет по достоинству оценить вашу совершенно гениальную историю. (Если в приведенных выше примерах вы не заметили ничего криминального, отдайте вашу рукопись профессиональному корректору, вас ждет неприятный сюрприз).
3. Привлечение тест-читателей. Этот этап необязательный, многие писатели считают его даже вредным. Но мы с Евгенией Пастернак (а до этого — с Игорем Мытько) используем его давно и плодотворно. Вам нужно найти людей, которые согласятся прочитать вашу рукопись и высказать свои претензии. Это могут быть родные и близкие либо просто друзья в социальных сетях. Главное, чтобы они вас поругали. Конечно, похвала приятна, но полезна только критика. К замечаниям относитесь осторожно, прислушайтесь к себе. Внутренне согласны с критикой — исправляйте. Считаете замечание глупым — забудьте. Но если одна и та же претензия поступила от совершенно разных людей, стоит задуматься. Вот чего точно не стоит делать, так это объяснять читателям, что они неправильно вас поняли. Как вы написали в книге, так и поняли. И, возможно, это даже к лучшему. Вот Сервантес, например, писал (как он думал) злобную пародию на рыцарские романы, а получился «Дон Кихот» — книга, которую любят и понимают совсем не так, как автор. И не бойтесь, что текст разойдется по Сети «и его никто не станет покупать». Опыт, например, книги «Я хочу в школу!» говорит о прямо противоположном. Ее в группе «ВКонтакте» прочитало около сотни тест-читателей — и неизвестно скольким друзьям они дали почитать, но сразу по выходу «Я хочу в школу!» стала продаваться очень бодро.
4. Окончательная редактура. После внесения замечаний не поленитесь, прочитайте рукопись еще раз. Внимательно, въедливо. Возможно, в результате всех ваших правок где-то нарушилась логика, где-то появились противоречия. И вообще — стоит убедиться, что теперь книгу не стыдно предъявить миру.
Итак, после написания книги:
Разговор детписа с издателем
И последнее, что осталось сделать, — но почему-то первое, что спрашивают начинающие писатели.
Как найти издателя для своей книги?
Честно скажу: чем больше смотрю на издательский мир (а это уже почти 20 лет), тем меньше что-то понимаю. Пути рукописей причудливы и неисповедимы. «Гарри Поттера» несколько лет не хотели издавать вообще. «Волшебник Изумрудного города» написан для собственного удовольствия человеком, который и не помышлял о карьере детского писателя. Да и сам я очень удивился бы, если бы лет 15 назад узнал, чем буду заниматься сегодня.
Но некоторые рекомендации все-таки дам. Они могут не сработать, но чаще всего срабатывают.
Чего делать не стоит:
Но все эти рекомендации ничего не гарантируют. Вы можете пройти сито семинаров и премий, создать нужные знакомства, найти «правильное» издательство — и все равно не увидеть свою рукопись превращенной в книгу.
А можете ничего этого не делать, послать свой текст издателю — и неожиданно добиться успеха. Это называется Удача.
Руководство по написанию детской книги
Содержание
В этой статье мы разберем все мысли, которые вам нужно учесть при написании детской книги.
Вот шаги, которым вы должны следовать, если хотите создать лучшую детскую книгу.
Это в основном то, что, по вашему мнению, интересует детей. Кроме того, вы можете подумать о своем детстве и придумать то, что вам понравилось. На этом этапе вам нужно придумать множество идей, чтобы у вас было множество вариантов на выбор.
Никогда не может быть сборника рассказов для детей, который удовлетворял бы потребности всех возрастов. Поэтому, чтобы создать хороший детский рассказ, вы должны сначала решить, для какой возрастной группы вы хотите писать, чтобы вы могли выбрать рассказ, который им понравится.
Выбирая тему для сборника рассказов для ваших детей, вы должны сначала подумать, имеет ли она широкую привлекательность, отражает ли она точку зрения ребенка или затрагивает проблему, имеющую значение в детском мире. Если вы напишете что-то, чего дети не поймут, им будет незачем это читать. Вам нужно придумать тему, которая заставит детей увидеть себя в рассказе.
Это вызовет у них интерес к книге, и она автоматически станет их лучшей книгой.
Поскольку вы пытаетесь передать сообщение аудитории своих детей, убедитесь, что вы не делаете его слишком очевидным. Дети всегда будут замечать мораль в истории, и она им не понравится. Сделайте это тише.
Не пишите просто обычные детские сказки, которые продаются на рынке. Насколько это может быть интересно вашему ребенку, вам нужно придумать уникальную историю, чтобы издатель, к которому вы собираетесь обратиться, был заинтересован в инвестировании в эту книгу.
Ни одна книжка с картинками не может быть создана за одну ночь и будет считаться вашим первым наброском. Детские книги нельзя делать на скорую руку; Фактически, нужно много времени, чтобы написать детскую книгу, даже если она предназначена для взрослых. Это связано с тем, что при этом нужно внимательно смотреть на слова, чтобы написать наименьшее количество слов, которые будут нести вес рассказа. В идеале мы можем приравнять написание детской книги к написанию хайку о войне и мире.
Это переменная, которая во многом зависит от вашей целевой аудитории, количества слов, которые вам нужны, типа истории и, что наиболее важно, от стиля, который вам удобен. После того, как вы выберете свой стиль письма, важно его придерживаться.
Вот некоторые из стилей письма, которые вы можете рассмотреть:
Этот стиль очень сложный. Как только вы решите использовать этот стиль, вы должны убедиться, что ваши рифмы очень хороши. В строках должно быть одинаковое количество слогов и ритмов. Вы не можете пропустить рифмы или принудительные рифмы, которые не согласуются друг с другом. Использование этого стиля требует последовательности и настойчивости.
Детские рассказы лучше всего писать в настоящем времени. Это потому, что это заставляет детей чувствовать себя участниками событий, происходящих в рассказе, вместо того, чтобы пережить то, что произошло давным-давно. Однако, если ваша история сосредоточена на конкретном событии, которое произошло в определенное время, вы можете использовать прошедшее время, рассказывая то же самое, поскольку вы говорите о реальном событии, которое произошло в определенный момент времени.
Вы должны учитывать точку зрения рассказа. Это очень важное решение, которое вам необходимо принять как писателю. Вы можете использовать местоимение от первого лица, если главный герой истории занимает центральное место на каждой странице или если вы хотите, чтобы главный герой был зеркалом всех событий в истории. Однако, если вы хотите гибкости и свободы, вы можете подумать о том, чтобы выбрать местоимение от третьего лица.
Важно отметить, что при выборе стиля для рассказа ваших детей нет конвекции, это вопрос истории, которую вы хотите рассказать, и вашей аудитории, вам нужно только убедиться, что вы соответствуете своей стиль.
То, как вы рассказываете свою историю, сделает ее лучше всего. Чтобы история была хорошей, она должна быть тщательно продумана и представлена в простейшей форме. История имеет начало, среднюю часть и конец, а также сцены, действия и эмоции.
Ваше главное сообщение должно быть ясным.
Ниже приведены некоторые элементы, которые выделят вашу историю:
Вам нужно разработать хороший сюжет. Вам нужно поставить перед своими персонажами несколько задач. У детей доброе сердце, и они всегда хотят видеть счастливый конец и решение проблемы. Если у вас не получится добиться счастливого конца, они расстроятся.
Дети всегда хотят общаться с хорошими людьми. Вы должны развивать персонажей с хорошими личностями, которые принимают мудрое решение и преследуют свои мечты, невзирая на трудности, с которыми сталкиваются. У вас должны быть персонажи, с которыми дети могут общаться, и они могут быть постоянным напоминанием о личности детей.
Детям нравятся истории, которые рассказываются так же, как они говорят. При написании сборника рассказов для детей убедитесь, что вы используете язык, знакомый целевой возрастной группе. Вы можете узнать это, общаясь с детьми. Вы также можете узнать об этом, просматривая другие детские книги.
Начните свой рассказ с действия, которое удержит аудиторию ваших детей от книги. Это может быть шокирующим событием. Вам также необходимо последовательно развивать это действие на протяжении всей истории, чтобы читатели следили за ней. Вы также можете использовать неопределенность в конце каждой главы, чтобы заинтересовать читателя тем, что произойдет в следующей главе.
В вашей истории должно быть что-то, что запомнится вашей детской аудитории. Это может быть конкретный персонаж, который делает то, что интересует читателей или с чем дети могут ассоциироваться.
Лист развития персонажа
Для детского сборника рассказов лист развития персонажа не должен содержать много информации. В основном это должно быть сосредоточено на основных аспектах персонажа. Ниже приведены некоторые моменты, которые следует учитывать при разработке листа персонажей.
Это отвечает на вопрос, какие мысли циркулируют в голове персонажа.
Как персонаж видит будущее, каковы надежды и стремления персонажа?
Каковы слабые стороны персонажей? То, что сдерживает его / ее
В чем сильные стороны персонажей? Выдающиеся черты характера
Что больше всего волнует персонажа?
Какие проблемы пришлось пережить персонажу?
То, что ждет персонажа, движется вперед.
Популярные детские книги
Ниже приведены некоторые из самых популярных детских книг всех времен.
Советы по написанию детских книг
Написание детской книги сильно отличается от написания книг для взрослых. При написании рассказов для детей следует помнить о следующих вещах.
Вы можете использовать магию для логической реакции на определенное действие.