Жалоба на органы опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства должны защищать права граждан, уже находящихся под опекой или нуждающихся в ней. На них возложен надзор за опекунами, за гражданами, желающими усыновить ребенка и много других задач. Если органы опеки и попечительства превышают свои полномочия, вымогают взятку или у вас есть претензии к действиям (бездействию) должностных лиц-представителей органа опеки, вы можете написать на них жалобу.
Как написать жалобу на органы опеки
Написать жалобу на органы опеки можно несколькими способами:
Куда пожаловаться на органы опеки
Пожаловаться на превышение полномочий, коррумпированность чиновников можно в следующие инстанции:
Жалоба в прокуратуру
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина РФ, за исполнением законов различными службами, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами.
Жалоба в прокуратуру должна быть зарегистрирована в течение трех дней с момента поступления. Решение по обращениям, не требующим дополнительной проверки, принимается в течение 15 дней. Максимальный срок для рассмотрения и принятия решения по жалобе составляет 30 дней с момента ее регистрации. Если жалоба не содержит сведений, необходимых для ее разрешения, она может быть возвращена заявителю в 7-дневный срок.
При написании жалобы в районную прокуратуру следует соблюдать следующие рекомендации:
Адреса прокуратуры по округам можно найти по ссылке: http://www.mosproc.ru/rukovodstvo/district-list.php.
Адреса прокуратуры в субъектах РФ: http://ipriem.genproc.gov.ru/structure/subjects/
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка является гарантом защиты прав и интересов несовершеннолетних. В его полномочия входит проведение проверок органов опеки и выдача заключения по факту выявленных нарушений.
Контакты:
Адрес для писем: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7, стр. 1
Телефон: +7 (499) 251-41-40 (приемная), +7 (495) 221-70-66 (факс)
У уполномоченного по правам ребенка есть страницы в соцсетях. Это новостные ресурсы, прием жалоб там не ведется:
На официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ функционирует электронная приемная. Чтобы отправить электронную жалобу на органы опеки и попечительства необходимо перейти по ссылке http://www.rfdeti.ru/letter и заполнить специальную форму
Уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ: http://www.rfdeti.ru/regions
Для оперативного рассмотрения жалобы на органы опеки заявитель должен направлять обращение Уполномоченному, который согласно законодательству РФ защищает права детей, проживающих в конкретном регионе. В противном случае жалоба будет перенаправлена в адрес регионального Уполномоченного, что может затянуть сроки ее рассмотрения.
Уполномоченный по правам человека в РФ
Уполномоченный по правам человека в РФ – Москалькова Татьяна Николаевна.
Адрес для писем: 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 47.
Телефон приемной: (495) 607-19-22, (495) 607-34-67.
Информацию о судьбе своей жалобы, стадии ее рассмотрения можно получить по телефону (495) 607-18-54 (отдел делопроизводства).
Писать жалобу в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ можно, если заявитель исчерпал все иные методы, но не получил нужного решения.
Жалобу следует направлять Уполномоченному, который защищает права человека в регионе вашего проживания. Срок подачи жалобы не должен превышать год со дня нарушения прав и свобод заявителя. Данный срок не продляется.
В случае обжалования судебного решения, жалоба Уполномоченному подается в сроки, разрешенные УПК или ГПК РФ.
Жалоба в адрес Уполномоченного должна соответствовать общим рекомендациям к составлению подобного рода обращений и содержать копии решений, принятых ранее. В тексте жалобы желательно указать, какое решение хочет получить заявитель и на основании чего.
Видео: Противозаконные действия органов опеки и попечительства
Дежурные юристы
Возможность написать в Министерство здравоохранения – законное право каждого гражданина пожаловаться на нарушения…
Строительство любого объекта может осуществляться только при наличии соответствующей разрешительной документации, о чем…
Судьи — независимы и неподотчетны органам исполнительной и законодательной власти. Высокий статус носителей…
Прокурор разберется: как подать жалобу в прокуратуру?
Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.
Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.
На кого и за что можно пожаловаться?
Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:
Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.
Требования к составлению жалобы
Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):
По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:
Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):
То есть, принципиальных отличий всего 2:
Можно ли направить жалобу анонимно?
Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.
Как подать жалобу в прокуратуру?
Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:
Порядок и сроки рассмотрения
В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:
Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.
Когда жалоба остается без ответа?
По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:
Если суть жалобы не относится к компетенции прокуратуры или по ней не принимались решения нижестоящих прокуратур, жалоба перенаправляется в такой ответственный орган или нижестоящую прокуратуру для разрешения по существу (п.п. 3.2-3.3 Инструкции) Заявитель об этом уведомляется дополнительно.
Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.
Превышение своих полномочий органами опеки и попечительства: как написать жалобу и куда ее направить?
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, органы опеки и попечительства должны защищать права несовершеннолетних граждан, а также детей, находящихся под опекой. В их обязанности входит контроль за опекунами и лицами, которые намерены усыновить ребенка. Эти государственные органы выполняют и другие немаловажные задачи.
Если органы опеки превышают свои полномочия (например, берут взятку), нужно немедленно писать жалобу на таких сотрудников. При возникновении других претензий гражданин РФ имеет право обратиться в соответствующие органы с заявлением о том, что уполномоченное лицо плохо справляется со своими основными обязанностями. Так куда жаловаться на органы опеки?
Кому подчиняется отдел опеки и попечительства?
Органы опеки и попечительства подчиняются прокуратуре, уполномоченному при президенте РФ, а также уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Куда жаловаться на органы опеки и попечительства в отношении детей?
Составленное по всем правилам заявление можно отправить по почте или воспользоваться электронной приемной. Жаловаться на превышение полномочий сотрудниками данной государственной структуры рекомендуется в суд, прокуратуру, а также уполномоченному по правам ребенка и человека.
Прокуратура
Как известно, прокуратура тщательно отслеживает соблюдение свобод и прав граждан Российской Федерации. Она также следит за тем, чтобы все законы скрупулезно исполнялись определенными структурами и службами. Это касается и органов местного самоуправления, контроля.
Должностные лица этих учреждений должны соблюдать нормы и законы. Жалоба в прокуратуру регистрируется в течение трех суток с момента поступления. Решение, которое не нуждается в дополнительном сборе данных и сведений, принимается в течение двух недель.
Максимальный срок рассмотрения заявления составляет тридцать дней. На исправление ошибок и неточностей, если они присутствуют, выделяется ровно одна неделя.
При составлении жалобы на органы опеки и попечительства следует учитывать:
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
Еще индивидуально ведется страница в социальных сетях. Нужно обратить внимание, что на официальном сайте предусмотрена электронная приемная. Здесь можно составить онлайн жалобу на органы опеки и попечительства, а также заполнить соответствующую форму.
Писать жалобу рекомендуется по адресу уполномоченного в регионе вашего проживания. Здесь также предусмотрен свой срок подачи жалобы. Она должна быть подана не позднее одного года со дня нарушения прав и свобод конкретного гражданина.
Уполномоченный по правам человека в РФ
Существует несколько вариантов обращения при помощи сети интернет:
Как правильно написать жалобу?
Нужно обратить внимание, что текст заявления может быть написан как от руки, так и набран на компьютере. Последний вариант воспринимается значительно легче. Необходимо разбивать его на абзацы, предложения.
Рекомендуется придерживаться логики повествования. Только так суть проблемы будет значительно яснее, четче прослеживаться. Крайне важно оформить документ так, чтобы ничто в нем не отвлекало внимание читателя от главного вопроса, заданного в письме.
Следует избегать предоставления недостоверной, ложной информации. Рекомендуется писать разборчиво, без грамматических, орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. В тексте не должно быть ругательств, пустых рассуждений.
Вся информация должна быть краткой и максимально емкой. После написания обязательно нужно поставить дату и подпись. Еще рекомендуется оставить адрес для связи. Во всех остальных случаях письма останутся без рассмотрения и не будут приняты.
Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка занимается решением вопросов, касающихся нарушения прав несовершеннолетних.
Вероятнее всего, если ваше обращение не имеет отношения к данной теме, его просто отправят в ведомство без вашего участия.
Заявление вовсе не будет рассмотрено.
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Обжалование отказа на установление опекунства
Каждый человек имеет право обжаловать отказ органов опеки относительно установления опекунства. При этом рекомендуется обращаться в суд с соответствующим заявлением.
[expert_bq жалобы, которые были приняты к рассмотрению, имеют срок исполнения, равный тридцати дням с момента подачи. По истечении этого временного промежутка заявитель получит ответ по почте или на электронный почтовый ящик.[/expert_bq]
Не нужно забывать о том, что несовершеннолетние дети причисляются к одной из наиболее незащищенных категорий граждан. Это несмотря на то, что они обладают полным набором прав и свобод взрослого человека. Государственные органы и всевозможные структуры отстаивают права детей, а также тщательно следят за тем, чтобы они не были нарушены.
Куда жаловаться на бездействие органов опеки и попечительства?
Органы опеки занимаются детьми, переданными в приемные семьи, и также людьми, состояние здоровья которых не позволяет им самим о себе заботиться. Дети – это, пожалуй, самые незащищенные граждане нашего общества. До определенного возраста или в силу особенностей здоровья обязанность по обеспечению качественной и безопасной жизни для них возложена на их родителей или опекунов. Насколько хорошо выполняют свои обязательства опекуны и родители следят органы опеки и попечительства. Данная инстанция следит за людьми, в силу различных причин, находящихся на попечении.
Но, к сожалению, иногда можно столкнуться с тем, что органы опеки бездействуют, хотя именно они могли бы помочь ребенку. Какие действия в таком случае можно предпринять?
Основные функции органов попечительства
Основными функциями данных органов являются:
обеспечение защиты таких детей, их прав и интересов;
подбор приемных семей для таких детей;
детей, которые вследствие определенных причин остались без родителей и заботящихся о них других родственников, жильем, питанием и всем необходимым;
представление их интересов в суде.
Если органам опеки становится известно о том, что ребенок остался без родителей по какой-то причине, они могут назначить ему опекуна или попечителя. Или, при отсутствии взрослого, который мог бы стать для ребенка опекуном, временно взять обязанности по опекунству и попечению на себя.
Что обязан обеспечить опекун или попечитель своему подопечному:
заботу о воспитании подопечного;
одежду, еду, а также все необходимое для нормальной жизни человека;
если иное не предусмотрено решением суда, то возможность общения с родственниками и/или родителями;
возможность получить полноценное образование.
Какие действия органов попечительства и опеки чаще всего служат поводом для жалобы?
1. Отсутствие реакции на известные им нарушения правил содержания подопечного опекуном или попечителем.
2. Бездействие в случаях, когда сотрудники данных органов знают о том, что над подопечным издеваются, и жизнь и здоровье подопечного находятся в опасности (как правило такие жалобы поступают в органы от соседей).
3. Довольно часто жалобу в органы опеки (а при отсутствии ожидаемой реакцией уже жалобу на их бездействие) подают разведенные супруги, не пришедшие к согласию о том, с кем же будет проживать их ребенок.
В обязанности сотрудников данных органов входит своевременная реакция на сообщения об опасности для несовершеннолетних. Однако бывает, что такие сообщения игнорируются органами. Или же органы попечительства совершают действия, по причине которых несовершеннолетнему опекаемому может быть нанесен непоправимый вред.
Жалоба на бездействие органов
Если действия или бездействие органов вызывают несогласие можно написать на них жалобу. Ее следует направить:
в инстанции, следящие за соблюдением человеческих прав (уполномоченному по правам ребенка — в случае если ущемляются права несовершеннолетнего гражданина, уполномоченному по правам человека);
За три дня после подачи жалобы ее должны зарегистрировать. Получение ответа обычно занимает 30 дней со дня регистрации жалобы заявителем.
Жалобу можно отправить несколькими способами.
1. По почте России на бумажном носителе.
2. В большинстве инстанций уже есть официальные сайты и подать жалобу можно через них.
Что должно содержаться в жалобе на отсутствие ожидаемых действий со стороны органов, следящих за соблюдением прав ребенка?
Официальной формы жалоба не имеет. Но нужно как можно полнее рассказать в ней о причине подачи жалобы, чтобы контролирующей инстанции было проще принять решение. В жалобе рекомендуется отразить следующие моменты:
кто и когда обращался в органы опеки ранее;
когда состоялось или было зарегистрировано обращение;
какой ответ был получен на обращение и когда;
в чем именно по мнению заявителя заключается бездействие органов, и какие действия он от них ожидает;
по возможности следует указать, какие статьи законодательства, по мнению обратившегося, были нарушены;
если жалоба подается в электронном виде, то можно дополнить ее соответствующими материалами, подтверждающими бездействие (это могут быть видеофайлы, аудиозаписи, фотографии, скриншоты – все то, что облегчит контролирующим органам принятие решения).
Особенности подачи жалобы в прокуратуру
Прокуратура может принять решение после рассмотрения жалобы в более короткий срок – 15 дней. Это произойдет в случае, если решение является для проверяющей инстанции очевидным и ничего не нужно дополнительно проверять.
Если в прокуратуре посчитают, что сведений для принятия решения не хватает, то жалобу заявителю вернут в течение 7 дней.
Жалоба в прокуратуру не может быть написана от анонима. Заявителю обязательно нужно указать свои контактные данные. Иначе жалобу просто не станут рассматривать.
Официальный язык подачи жалобы – русский. На другом языке жалобу также рассматривать скорее всего не будут.
Отправить жалобу можно через электронную приемную на сайте прокуратуры своего округа. К заявлению можно прикрепить дополнительные документы, но на сайте указан лимит в 5 Мб.
Другой способ подачи жалобы в прокуратуру — по почте России.
Особенности подачи жалобы Уполномоченному по правам ребенка
В социальных сетях можно найти официальные страницы данной инстанции. На них обычно размещаются какие-либо новости. Но жалобу через социальные сети не подают.
Для подачи жалобы нужно заполнить форму в электронной приемной на официальном сайте Уполномоченного.
Для сокращения сроков рассмотрения жалобы на бездействие органов лучше всего ее направить Уполномоченному, за которым закреплен определенный регион, где совершаются нарушения или бездействия.
Особенности подачи жалобы Уполномоченному по правам человека
Жаловаться в данную инстанцию стоит, если уже были перепробованы все возможные другие способы. И ни один из них не принес желаемого результата.
Но нужно иметь в виду, что если с момента, когда органы опеки проявили свою халатность и бездействие прошло больше года, то жалоба может даже не быть рассмотрена.
Необходимо указать в письме ссылки на статьи в законодательстве, по которым заявитель не согласен с действиями опеки и попечительства. И отразить решение Уполномоченного, которое заявитель считает необходимым в данном случае.
Если по результатам проверки будет выявлено, что органы опеки не совершили конкретных действий в ситуации, когда должны были это сделать, они должны будут устранить данное нарушение.
Если обращение в органы, которые должны следить за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних подопечных, не приводит к ожидаемым результатам можно приложить усилия и, получив необходимую информацию их данной статьи, добиться ожидаемых действий с их стороны, если они действительно законодательно правомерны.
Жалоба на действия органов опеки и попечительства
Многие люди по тем или иным причинам обращаются в органы опеки и попечительства. Эти организации должны их защищать в тех или иных ситуациях, поэтому в этом вопросе следует серьезно разобраться, чтобы в совершенстве знать свои права. Тогда они точно не будут нарушены. Ко мне как к адвокату часто обращались с проблемой в данных взаимоотношениях, часто органы опеки не хотят ничего делать в защиту детей, или напротив злоупотребляют своими полномочиями. Обращайтесь, составлю жалобу и по Вашей проблему, найдем управу на опеку и восстановим справедливость.
Тут появляется вопрос: как найти управу на органы опеки. Нужно подать жалобу с учетом определенных правил и норм. Жалобу можно будет подать в такие инстанции:
С первой жалобой зачастую обращаются в прокуратуру. Это одна из основных организаций, которая ведет надзор за соблюдение прав и свободы граждан. Так, как подать в прокуратуру на органы опеки и попечительства? Для этого оформляется сама жалоба. Официальных образцов документ не имеет, при этом заполняться он должен юридически грамотно и с содержанием всей необходимой информации и фактов. Регистрируется он на протяжении трех дней после предоставления в орган. Если у вас возникнут вопросы, то вы всегда можете проконсультироваться со специалистами, которые зарекомендовали себя с хорошей стороны.
Смотрите ВИДЕО, почему я пробив применения в защите прав образцов из Интернета, и не забудьте подписаться на канал YouTube, чтобы получать советы в комментариях ролика:
В суд подается жалоба на действия органов опеки и попечительства в случае, если необходимо оспорить какое-либо решение действий или бездействия органа. Жалобы, оформляющиеся на уполномоченных по правам несовершеннолетних или по правам человека, также имеют свою юридическую силу. Так как специалисты этих органов выступают гарантами, защищающими права людей.
Поданная жалоба на бездействие органов опеки и попечительства позволит органу провести проверку в структуре опеки и получить документ по факту нарушения. Простыми словами, когда сталкиваешься с подобной проблемой, прежде чем выяснять, кто стоит над органами опеки, как и кому, подавать жалобу, следует обратиться за консультацией к опытному, грамотному юристу. Только в этом случае Ваши действия могут привести к положительному результату. Звоните, если нужна помощь, подскажу как поступить.
Как подать жалобу на органы опеки и попечительства?
Напоследок отметим, что жалобы подаются либо посредством пересылки по почте, либо с помощью современных онлайн-сервисов соответствующих органов, оперативнее конечно будет личное обращение в контролирующие органы с регистрацией жалобы и присвоением входящего номера коррекпонденции. Если вы заинтересованы в получении оптимального результата, примите во внимание предоставленную нами информацию. Она вам поможет выйти из различных непредвиденных ситуаций.
ВНИМАНИЕ: жалоба в органы опеки на родителей Вы можете составить с нашей помощью в короткий срок и на выгодных условиях
Образец жалобы на органы опеки и попечительства
Министерство социальной политики по Свердловской области
620144, г. Екатеринбург ул. Большакова, 105
Прокуратура г. Асбест
624270, г. Асбест, ул. Чапаева, д.39
От К.
Жалоба на бездействие органов опеки и попечительства
Я, К., обратилась в Территориальное управление социальной защиты населения МСЗН СО по городу Асбесту в интересах несовершеннолетней племянницы В., которая осталась без попечения родителей. Между тем, 17 августа 2012 года на мое обращение получен ответ, из которого следует, что никаких мер по защите прав несовершеннолетней не принято.
В силу ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Согласно статье 121 Семейного кодекса РФ: «защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в случае уклонения родителей от воспитания детей возлагается на органы опеки и попечительства».
Статья 16 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» закрепляет, что органы опеки и попечительства участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Несмотря на цели и задачи органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики по г. Асбесту им не были предприняты меры по защите несовершеннолетнего, в связи с чем, их действия следует считать незаконными:
Конвенцией о правах ребенка, вступившей в силу на территории СССР 15.09.1990 г., провозглашены обязанности государств — участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей.
На данный момент ситуация не изменилась. Моя племянница продолжает проживать со мной, родственная связь В. с матерью и отцом отсутствует. Ни отец, ни мать жизнью ребенка не интересуются, материальную помощь не оказывают.
Органу необходимо было прийти к выводу, что родители в нарушение требований ст. 63, 80 Семейного кодекса Российской Федерации ненадлежащим образом выполняли родительские обязанности.
Исходя из вышеперечисленного и руководствуясь СК РФ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
ПРОШУ:
Приложение: