LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО. Стас Птиц.
Маскарад Николай Гумилев исполняет: Boris Vetrov Маскарад В глухих коридорах.
—Музыка
—Ссылки
—Видео
10 самых популярных концертов для фортепиано с орекстром
В этом посте я хочу представить рейтинг самых популярных концертов для фортепиано с оркестром в мире, основываясь на том, сколько раз они исполнялись в концертных программах с 2010 по 2016 год. Итак, представляю вам первую десятку.
10. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор / Брамс, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си-бемоль мажор
Десятое место в рейтинге самых популярных фортепианных концертов поделили Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Бетховена и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Брамса, стоящие на противоположных концах временной шкалы эпохи романтизма.
Написанный в 1795 году и переработанный в 1880, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фактически был третьей попыткой Бетховена создать произведение такой формы. Действительно, хотя его Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был представлен публике позже, в 1801 году, на самом деле Бетховен закончил его десятью годами ранее, так что именно этот концерт можно назвать Первым. В то время как в последующих концертах для фортепиано с оркестром Бетховен писал партии фортепианного соло и оркестра, которые противостояли друг другу в яростном взаимодействии, в Первом концерте границы между ними гораздо чётче. Написанный для игры в более мягкой и быстрой манере, этот концерт является более традиционным по форме, впрочем, это не уменьшает удовольствия от бодрой и озорной третьей части.
Ове Андснес исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Бетховена
Завершённый в 1881 году, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был результатом долгого периода творческого самоанализа Брамса. Его Концерт для фортепиано с оркестром № 1, который он исполнил сам на премьере двадцатью двумя годами ранее, критики разнесли в клочья, раскритиковав и его исполнение, и то, что они поняли как упрощение формы. Своей второй попыткой Брамс, очевидно, решил не давать пощады своим хулителям: пятидесятиминутное произведение в четырёх частях стало самым длинным концертом для фортепиано эпохи романтизма. Это сочинение гораздо более техничное и динамичное, с большим размахом; его пасторальная первая часть контрастирует со второй – короткой и бурной; и всё неожиданно завершается заводными ритмами, в которых явно чувствуется влияние цыганской музыки.
Рональд Браутигам исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Брамса
9. Григ, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор
Единственный концерт Грига, который он написал в возрасте двадцати четырёх лет, был также его первой оркестровой работой. Хотя сочинение было доброжелательно принято на премьере в Дании, на родине публика была гораздо язвительнее. Григ, опустошённый после недавней смерти своей маленькой дочери, уехал в Рим; его вера в себя была полностью уничтожена. Но, к счастью, встреча с Ференцем Листом изменила судьбу концерта: сыграв всю фортепианную часть, венгерский композитор заставил молодого человека поверить в своё творение, сказав: «Иди своим путём… У тебя есть необходимый дар – и пусть ничто не пугает тебя!» Слушая это произведение сейчас, трудно догадаться, что композитор переживал кризис веры в себя: начиная с драматических нисходящих аккордов, открывающих произведение, и заканчивая чувственными, проникновенными мелодиями во второй части, оно содержит все отличительные признаки будущего величия Грига.
Бен Гросвенор исполняет Концерт для фортепиано с оркестром Грига
8. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор
Написанный Рахманиновым в 1909 году, через почти десять лет после Концерта для фортепиано с оркестром № 2, Третий концерт представляет собой что-то вроде вершины, которую пытаются покорить многие пианисты, и кое-кто из них уверен, что причина такого уровня сложности – в невероятно больших ладонях композитора. Действительно, тот факт, что пианист Йозеф Гофман, которому было посвящено это сочинение, никогда его не исполнял, многое говорит о его технических требованиях. Это произведение гораздо более масштабное и драматическое, чем предыдущие попытки Рахманинова в этом жанре, и его особенно захватывающий момент – когда негромкая, полная напряжения финальная часть вдруг вскипает неистовой кодой. Вы знаете, что говорят о людях с большими ладонями…
Анна Фёдорова исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Рахманинова
7. Брамс, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре минор
Брамс набирался опыта как композитор в процессе создания фортепианного соло, но его первая попытка написать концерт привела к появлению Сонаты для двух фортепиано. В начале 1859 года, после пяти с лишним лет мучительной работы, первое оркестровое сочинение композитора было представлено публике. Его чувственная вторая часть была посвящена другу Брамса Кларе Шуман, которой он написал: «Я рисую твой нежный портрет». Некоторые видят в этом концерте движение в сторону большего слияния фортепианного соло и оркестровых партий, в то время как в концертах начала эпохи романтизма оркестр играл в большей степени аккомпанирующую роль.
Даниэль Баренбойм исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Брамса
6. Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор
Рахманинов погрузился в пучину депрессии после премьеры своей Первой симфонии, которая закончилась полным провалом. Только с помощью курса гипнотерапии он сумел преодолеть свои сомнения и вернуться к сочинительству. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, написанный Рахманиновым в 1900 году, охватывает большой диапазон настроений и фактур, от тёмной драмы самых первых аккордов, подобных звону церковных колоколов, до последнего момента, когда летящие романтические партии струнных вступают в контраст с острыми фортепианными аккордами в лихорадочном финале.
Анна Фёдорова исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова
5. Шуман, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор
У Роберта Шумана было несколько неудачных попыток написать произведение подобной формы – в 1828, 1831 и 1839 годах. Шуман писал своей будущей жене Кларе, что он поглощён идеей фортепианного сочинения, которое будет «компромиссом между симфонией, концертом и огромной сонатой». Тем не менее, только когда он начал сочинять фантазию для фортепиано в 1841 году, было посеяно то зерно, из которого вырос единственный полноценный концерт для фортепиано с оркестром. Премьера состоялась в 1846 году, и Клара исполняла сольную партию. Зрители были обескуражены сдержанным характером произведения и недостатком виртуозности в фортепианной части (Лист даже назвал его «концертом для фортепиано без фортепиано»). Так или иначе, это сочинение никоим образом не вызывает душевного трепета – особенно частыми модуляциями тональностей и неясными ритмами в финальной части.
Нельсон Фрейре исполняет Концерт для фортепиано с оркестром Шумана
4. Чайковский, Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор
Начав работу над Концертом для фортепиано с оркестром № 1 в 1874 году, Чайковский переделывал его трижды, прежде чем в 1888 году пришёл к версии, которую мы повсеместно слышим сейчас. Первые аккорды медных духовых и широкие эмоциональные мазки вступления показались пианисту Николаю Рубинштейну слишком резкими и примитивными, он назвал это сочинение «плохим, банальным и вульгарным». И в самом деле, Чайковский не ставил себе целью написать утончённое произведение, и, возможно, именно из-за того, что в нём «душа нараспашку», оно так любимо сегодня. Сладкая безмятежность второй части и сопутствующие ей фортепианные порывы в сочетании с триумфальной кульминацией в финале (в котором солисту требуется играть сложный двухоктавный пассаж) складываются в восторженное проявление романтических устремлений.
Видео: Марта Аргерих исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского
3. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор
В верхней части нашего рейтинга царит Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4, премьера которого состоялась в 1808 году, нарушил множество традиций. Во-первых, до этого ни один концерт для фортепиано с оркестром не начинался с тихого соло, без сопровождения оркестра. Во-вторых, раньше такие концерты создавались по принципу взаимодействия, а здесь солист и оркестр являются, скорее, антагонистами, сражающимися за тематическое поле. В-третьих, безутешно звучащая медленная часть непривычно короткая – она длится только пять минут, и весь оркестр безмолвствует до финальной части. Очевидно, Бетховен начал испытывать рамки, присущие фортепианным концертам.
Даниэль Баренбойм исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Бетховена
2. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор
Итак, «Император». Одни говорят, что это один из офицеров наполеоновской армии, оккупировавшей Вену, во время премьеры сочинения придумал такой величественный эпитет для последнего фортепианного концерта Бетховена; другие полагают, что это был издатель Иоганн Баптист Крамер. Как бы то ни было на самом деле, мы знаем, что Концерт для фортепиано с оркестром № 5 был написан в 1809–1811 гг. – самое начало эпохи романтизма в музыке, поэтому ему ещё присуща классическая уравновешенность. Взяв из Четвёртого концерта идею начала с партии фортепиано, Бетховен в Пятом идёт ещё дальше – в первой части виртуозного соло струнная группа оркестра расставляет свои торжественные акценты. Затем следует гораздо более степенная вторая часть, и к моменту неистового рондо мы уже погружены в грандиозный мир музыки Бетховена
Стивен Хаф исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Бетховена
1. Бетховен, Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до минор
Благодаря чему Концерт для фортепиано с оркестром № 3 стал самым популярным сочинением этого жанра в последние годы? Возможно, дело в том, что Бетховен удивительно легко перемещается между эмоциональными регистрами: от мрачной и тревожной первой части к мягкому лиризму второй и неопровержимому оптимизму коды в до мажоре. Или, может, это из-за того, что Третий концерт – это первый концерт для фортепиано с оркестром, в котором композитор ответил на изменения в диапазоне фортепиано – раньше он не хотел ограничивать свои произведения тем, чтобы они исполнялись только на новейших инструментах, но тут он принял новое, в том числе высокое соль, а затем высокое до – когда он переписал своё сочинение в 1804 году. Моцартовское эхо, звучащее в этом концерте, непривычно длинное оркестровое вступление и неукротимое движение вперёд – всё это сложилось в произведение, изобилующее сюрпризами.
Кристиан Цимерман исполняет Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Бетховена
Открытый урок «Работа над детским фортепианным концертом»
Выбранный для просмотра документ 01.doc
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа №2» г. Тайшета
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО
УЛАХОВИЧ АННЫ ВИКТОРОВНЫ
с учащейся 4 класса фортепианного отделения Козляк Викторией
РАБОТА НАД ДЕТСКИМ ФОРТЕПИАННЫМ КОНЦЕРТОМ
февраль 2014 года г. Тайшет
Выбранный для просмотра документ 02.doc
• Работа над детским фортепианным концертом.
Освоение исполнительской техники.
Развитие навыков исполнения в ансамбле с концертмейстером.
Развитие музыкального слуха и чувства самоконтроля учащегося.
Образовательные: знакомство с формой концерта, историей возникновения этого жанра, особенностями работы над солирующей партией фортепианного концерта.
Воспитательные: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащейся через освоение различных видов совместного музицирования.
Развивающие: Формирование навыков исполнения в ансамбле с концертмейстером.
Повышение исполнительской техники.
Закрепление навыков исполнения в ансамбле с концертмейстером.
• Азер Рзаев «Концерт для фортепиано и симфонического оркестра До
мажор» 1 часть.
Знакомство с жанром концерта, его особенностями, формой. (5 минут)
Работа над первой частью произведения, ансамблем между учащейся и педагогом.
3. Освоение разработочного материала концерта, связь его тем с
экспозицией.
Выбранный для просмотра документ 03.doc
4. Показ каденции, как сольной виртуозной части произведения.
Работа над репризой и кодой произведения. (10 минут)
Подведение итогов урока, постановка домашнего задания. (3 минут)
пластичной, у Бетховена исполнена напряжения в соответствии с общей драматизацией стиля. Как Моцарт, так и Бетховен избегают какого-либо штампа в построении своих концертов, зачастую отходя от охарактеризованного выше принципа двойной экспозиции. Концерты
Выбранный для просмотра документ 04.doc
Выбранный для просмотра документ 05.doc
Разработка основана на новом материале, очень ярком, эмоциональном, со скачками. Лишь в конце разработки вновь звучит знакомая нам главная партия, которая приводит к каденции.
Каденция, как известно, представляет для солиста самое сложное место, так как в ней он должен показать все свое мастерство. А если учесть, что данная каденция построена на кусках разного материала, порой не используемого до этого, то можно сказать о дополнительной сложности в исполнении этой каденции. В ней есть и скачки, и аккорды, и выразительные моменты. Плюс к этому постоянно меняется размер, что дает возможность солисту показать свою волю, выдержку и мастерство.
Каденция приводит нас к главной и побочной партиям, которые звучат теперь у второго инструмента. А завершается концерт кодой, построенной на новом материале, но тоже очень ярком и выразительном.
При изучении концерта возникают традиционные задачи исполнения крупной формы: в первую очередь понимание драматургии контрастов и их диалектического единства. Но задачи усложняются тем, что это произведение ансамблевое. При работе над концертом фортепианная партия рассматривается не изолированно от оркестровой, а как часть единого целого. Необходимо гибко сочетать функции солиста и аккомпаниатора. И хотя в нашем исполнении оркестровая партия звучит в переложении для второго фортепиано, надо помнить, что в концертном жанре фортепиано выступает в ансамбле с таким ярким и мощным партнёром, как симфонический оркестр. Ученик должен стремиться представить реальное тембровое звучание оркестра. Пианист один вступает в соревнование и часто
Выбранный для просмотра документ 06.doc
Урок музыки в 6-м классе «С.В. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром»
Разделы: Музыка
Цели урока:
Задачи:
Материальное обеспечение:
Ход урока:
— Ребята! Пусть песня «О России» будет музыкальным эпиграфом нашего урока.
(исполнение учащимися 1 куплета песни Я.Дубравина «О России» )
-Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад.
1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.
Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.
На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора…»
(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)
По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят.
Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.
-Ребята, о каком композиторе идёт речь?
Конечно, это С.В.Рахманинов (портрет композитора)
-С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?
(«Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром)
-Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине!
Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.
-Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?
Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.
Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.
Откройте тетради. Запишите тему урока.
Разделите страничку на две части:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО
-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.
Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.
(слушание фрагмента 1 части)
-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.
(ответы учащихся записываю на доске)
Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?
Да, они почти одинаковы.
-Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано
-Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.
-Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?
-Какие у них взаимоотношения?
( Человек и окружающий мир тесно связаны между собой)
Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события.
Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.
Современник Рахманинова, Александр Блок (1880-1921), сказал об этом так:
«В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он своё и не своё.
И всё уже не моё, а наше
И с миром утвердилась связь».
-Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?
(звучит главная тема)
-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?
-Какой характер этой темы?
-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?
(показываю ряд репродукций)
-Посмотрите на мелодический рисунок главной темы.
(на доске мелодический рисунок главной темы)
Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?
-Какие длительности преобладают?
-О чём всё это говорит?
(о плавности, певучести, песенности голосоведения)
-Попробуем спеть мелодию главной темы.
(напоминаю о певческой посадке)
Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.
-Ребята, а кто обратил внимание на вступление?
(играю на фортепиано вступление)
-Эта интонация изобразительная или выразительная?
-Что она выражает? Какое состояние?
(напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы)
-Ребята, а что изображает интонация вступления?
-Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.
-Какое здесь состояние передает интонация вступления?
Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…
Замечательный русский композитор и пианист рубежа 19-20 столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».
— Откуда такое состояние напряженности?
На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.
Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока:
«О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном Щита!»
Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.
Повторное слушание 1 части (запись)
В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!
Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.
Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.
Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.
Исполнение песни «Сторона моя» музыка И.Космачева, слова Л.Дербенева
Как написать концерт для фортепиано с оркестром
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Первый концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова
Первый концерт писался Рахманиновым, еще 17-летним студентом консерватории, в романтичнейшей обстановке! Лето, имение Ивановка, сирень цветет, о которой он еще напишет известный романс, приехали сестры Скалон.
Наверное, потому и вышел концерт таким летним, романтичным, свежим. Посвятил его Сергей Васильевич, кстати, своему двоюродному брату Александру Зилоти, знаменитому пианист и дирижеру, любимому ученику Листа и другу Чайковского.
На премьере оркестром дирижировал директор консерватории Сафонов, не любивший Рахманинова, ни как человека, ни как пианиста, ни как композитора. Причин неприязни было две: 1- вражда между Сафоновым и Зилоти, перешедшая и на всех близких родственников, 2- случай на репетиции первого концерта, когда Рахманинов остановил оркестр и сказал Сафонову, что это место исполнять надо не вот так, а так. Такой «наглости» от студента Сафонов стерпеть не смог. Премьера прошла вполне успешно, но дальнейшей судьбы у концерта не было, его не печатали, не исполняли, им не очень-то интересовались. Музыкальная общественность решила, что удачна в концерте только первая часть, а остальные две плохи и несносны. Таким образом, на некоторое время концерт погрузился в забвение.
Но всплыл он оттуда на свет людской в мятежном 1917 году. В неспокойные дни октября Рахманинов сидел с зажженой свечкой за столом и исправлял свою первую композиторскую работу. Какой же радостью для него должно было служить это занятие! Каким бальзамом на его измученную душу должна была литься радость от того зрелища, как концерт, с к-рым связано столько далеких воспоминаний юности, теперь приобретает форму и полируется мастерством!
В январе 1918 года Рахманинов с супругой и дочерьми, взяв с собой из нот только партитуру 1-го концерта, наброски к 4-ому и клавир корсаковского «Золотого петушка», навсегда покинул Россию. И обновленный концерт зазвучал впервые на далекой чужбине, в Нью-Йорке, в новом, 1919 году.
О дальнейшей его судьбе Рахманинов писал своему американскому другу Альберту Свану:
«Я переделал мой Первый концерт, теперь он действительно хорош. Вся юношеская свежесть осталась, но играется он гораздо легче. И никто этого не замечает; когда я объявляю в Америке, что буду играть Первый концерт, публика не протестует, но я вижу по лицам, что она предпочла бы Второй или Третий. Я изменил также Вариации на тему Шопена. Просто невероятно, сколько я делал глупостей в девятнадцать лет. Все композиторы их делают. Только Метнер с самого начала издавал такие произведения, с которыми ему трудно сравниться в более поздние годы. В этом отношении он стоит особняком».