Что такое базовая модель угроз ФСТЭК?
Содержание данной статьи проверено и подтверждено:
Гончаров Андрей Михайлович
Здравствуйте! В данной статье мы рассмотрим:
Также коснёмся непосредственного написания модели угроз для конкретной информационной системы.
Что такое модель угроз
Модель угроз (безопасности информации) — это физическое, математическое, описательное представление свойств или характеристик угроз безопасности информации.
Угроза безопасности информации — это совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нарушения безопасности информации.
Законодательство, в частности Федеральный закон №152 и 17 приказ, предъявляют требования по защите к обширному перечню информационных систем, одно из них – определение вероятных угроз.
Соответственно, модель угроз — это документ, назначение которого— определить угрозы, актуальные для конкретной системы. Только по факту наличия у организации подобного документа законодательные требования по моделированию будут выполнены.
Процесс разработки модели угроз
Содержимое модели угроз полностью описано новой методикой оценки ФСТЭК, выпущенной 5 февраля 2021, она пришла на смену полностью устаревшей базовой модели угроз 2008 года. Новая методика диктует следующие требования к содержанию модели:
Это обобщённое наполнение реальной модели угроз, но всё же дословно следовать этому списку не следует. При разработке собственного документа можно и нужно опираться на приложение 3 новой методики ФСТЭК, на его основе можно сразу составить оглавление:
Модель угроз: основные моменты
Подводя итоги: модель угроз— это один из главных элементов всего пакета внутренних документов ИБ, который должен содержать выявление вероятных угроз для Вашей информационной системы. Требования к структуре и содержанию предъявляет новая методика оценки угроз безопасности информации ФСТЭК, она же даёт подробные рекомендации по разработке частной модели угроз.
H Оформление модели угроз информационной безопасности в черновиках Из песочницы
Вступление
Модель угроз и модель нарушителя неразрывно связаны. Много споров возникало на тему делать эти модели разными документами, или же правильнее делать это одним документом. По моему мнению, для удобства именно построения модели угроз и модели нарушителя, правильнее делать это одним документом. При передаче модели угроз инженерам (если же моделированием угроз, нарушителя и проектированием занимаются разные отделы в компании) им необходимо видеть ситуацию в полном объеме, а не читать 2 документа и тратить время на соединение их воедино. Таким образом, в данной статье я буду описывать модель угроз и модель нарушителя (далее по тексту — модель угроз) как единый неразрывный документ.
Типовые проблемы
По своему опыту я видел большое количество моделей угроз которые были на столько по разному написаны, что привести их к одному шаблону было просто нереально. У человека не было четкого представления, что писать в таком документе, для кого этот документ и какова его задача. Многие интересуются, сколько листов должна быть модель угроз, что в ней писать, как лучше это сделать.
План модели угроз
Так как мы, после составления модели угроз, передадим ее для анализа инженерам (не обязательное условие), информация будет группироваться с точки зрения удобства для разработчика модели угроз и инженера, который потом будет проводить ее анализ.
При составлении модели угроз я придерживаюсь следующего плана(подразделы не включены):
Введение
1. Перечень сокращений
2. Перечень нормативных документов
3. Описание ИС
4. Угрозы безопасности
Заключение.
Приложение А.
Приложение Б.
Приложение В.
Забегая на будущее, модель угроз строится из принципа — «Нет необходимости читать весь документ чтобы понять его смысл и сделать правильные выводы«. Давайте разберем каждый из пунктов.
Введение
Типичное введение, описывающее предназначение данного документа и что должно быть определено на этапе его написания.
1. Перечень сокращений
2. Перечень нормативных документов
3. Описание ИС
4. Угрозы безопасности
Здесь опять же все просто, идентификатор, описание угрозы и активы, на которые действует угроза. Информации более чем достаточно.
Заключение
В заключении необходимо описать какие мероприятия необходимо провести для защиты Информационной системы. Пример:
Информация, расположенная в вышеописанных разделах содержит все необходимые данные для проектирования системы защиты Информационной системы. Вся информация, которая содержит определение актуальных нарушителей, расчет актуальных угроз информационной безопасности находятся в приложениях. Это позволяет получить всю необходимую информацию на первых страницах документа. По опыту скажу, что модель угроз для хорошего проекта и серьезной информационной системы занимает от 100 страниц. Информация представленная выше занимает обычно не более 30.
Приложение А
В приложении А я обычно описываю модель нарушителя. Как правило оно состоит из:
Табличка на выходе:
Тип нарушителя | Категории нарушителей | Идентификатор |
Внешний нарушитель | Криминальные структуры, внешние субъекты (физические лица) | N1 |
Внутренний нарушитель | Лица, имеющие санкционированный доступ в КЗ, но не имеющие доступа к ИСПДн (технический и обслуживающий персонал) | N2 |
Зарегистрированные пользователи ИСПДн, имеющие доступ к ПДн | N3 | |
Зарегистрированные пользователи ИСПДн с полномочиями администратора безопасности сегмента ИСПДн | N4 | |
Зарегистрированные пользователи с полномочиями системного администратора ИСПДн | N5 | |
Зарегистрированные пользователи с полномочиями администратора безопасности ИСПДн | N6 | |
Программисты-разработчики (поставщики) прикладного программного обеспечения и лица, обеспечивающие его сопровождение на защищаемом объекте | N7 | |
Разработчики и лица, обеспечивающие поставку, обслуживание и ремонт технических средств для ИСПДн | N8 |
Приложение Б
Данное приложение служит для описания и расчета актуальности угроз. В зависимости от выбора методики определения актуальности угроз информационной безопасности, оценки рисков, можно по разному оформлять это приложение(раздел). Я оформляю каждую угрозу следующей табличкой:
Каждая угроза оформляется данной табличкой, которая в полной мере описывает ее и на основе данной таблички можно легко сделать вывод об актуальности/неактуальности угрозы.
Приложение В
Приложение В — справочное. В ней расписаны методики расчета актуальности или же методики оценки рисков.
В результате, при использовании данной методики оформления, модель угроз будет являться читабельным и полезным документом, который можно использовать в организации.
Пишем модель угроз
Всем привет, мы продолжаем свой цикл статей по «бумажной безопасности». Сегодня поговорим о разработке модели угроз. Если цель прочтения этой статьи в получении практических навыков, то лучше сразу скачать наши шаблоны документов, в котором есть и шаблон модели угроз. Но и без шаблона под рукой со статьей тоже можно ознакомиться в общеобразовательных целях.
Зачем нужна модель угроз?
Необходимость разработки модели угроз регламентирована рядом нормативных документов. Вот некоторые из них.
Часть 2 статьи 19 закона №152-ФЗ «О персональных данных»:
2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:
1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
Состав и содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждены приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013г. №21):
4. Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются в том числе посредством применения в информационной системе средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных.
Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах (утверждены ФСТЭК России от 11 февраля 2013г. №17)
Формирование требований к защите информации… в том числе включает:
…
определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению безопасности информации в информационной системе, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;
.
Требования к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды (утверждены приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014г. №31):
Формирование требований к защите информации в автоматизированной системе управления… в том числе включает:
…
определение угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления, и разработку на их основе модели угроз безопасности информации;
Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (утверждены приказом ФСТЭК России от 25 декабря 2017г. №239):
11. Разработка организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта осуществляется субъектом критической информационной инфраструктуры… и должна включать:
а) анализ угроз безопасности информации и разработку модели угроз безопасности информации или ее уточнение (при ее наличии);
Итак, вывод отсюда простой: для любых информационных систем, так или иначе подлежащих защите в соответствии с законодательством необходимо разработать модель угроз.
Содержание модели угроз
С необходимостью создания документа разобрались, давайте же посмотрим, что предписывает нам законодательство по его содержанию. Здесь, как ни странно, все довольно скудно.
В качестве хрестоматийного примера описания содержания модели угроз можно привести 17 приказ ФСТЭК:
Модель угроз безопасности информации должна содержать описание информационной системы и ее структурно-функциональных характеристик, а также описание угроз безопасности информации, включающее описание возможностей нарушителей (модель нарушителя), возможных уязвимостей информационной системы, способов реализации угроз безопасности информации и последствий от нарушения свойств безопасности информации.
Вы не поверите, но это все. Но с другой стороны, хоть текста и не много, но он довольно содержательный. Давайте еще раз перечитаем и выпишем, что должно быть в нашей модели угроз:
Вступительная часть модели угроз
Хорошо, давайте уже перейдем к содержанию документа.
Думаю про титульный лист, список сокращений, терминов и определений все понятно. Хотя, пожалуй, стоит поподробнее остановиться на… внезапно титульном листе.
В шаблоне его подписывает именно руководитель владельца информационной системы. Это не просто так.
Постановление Правительства РФ от 11 мая 2017г. №555:
4. Техническое задание на создание системы и модель угроз безопасности информации утверждаются должностным лицом органа исполнительной власти, на которое возложены соответствующие полномочия.
Естественно, если информационная система не государственная и оператор системы не является органом исполнительной власти, то подписывать модель угроз может кто угодно. Просто мы не раз сталкивались, когда при выполнении вышеуказанных условий (государственная информационная система органа исполнительной власти) заказчик нас просил изменить титульный лист, чтобы там были подписи только представителей компании-лицензиата (то есть – наши). Приходилось объяснять, почему такую модель угроз ФСТЭК вернет на доработку.
Раздел «Нормативно-методическое обеспечение»
Здесь хотелось бы вспомнить, о том, что модель угроз может разрабатываться для очень разных систем – от ИСПДн до КИИ. Поэтому и список нормативной документации может отличаться. Например, если мы разрабатываем модель угроз для АСУ ТП, то из шаблона нужно убрать 21 и 17 приказы ФСТЭК и добавить 31-й.
Частой ошибкой здесь бывает добавление различных ГОСТ и прочих нормативных документов (очень любят сюда вписывать СТР-К), никак не связанных с моделированием угроз. Либо отмененных документов. Например, часто в моделях угроз можно встретить в списке нормативных документов ФСБшные так называемые «Методические рекомендации. » и «Типовые требования. », которые давно не актуальны.
Общие положения
Здесь в шаблоне представлена стандартная вода – зачем нужна модель угроз и т. д. То, на чем нужно здесь заострить внимание это комментарий по поводу вида рассматриваемой информации. По умолчанию в шаблоне представлен наиболее часто встречаемый вариант – персональные данные (ПДн). Но в системе может не быть персональных данных, но может быть другая конфиденциальная информация (КИ), а еще информация может быть не конфиденциальной, но защищаемой (ЗИ) по другим характеристикам – целостность и доступность.
Описание информационной системы
Здесь указываются общие сведения об информационной системе – где находится, как называется, какие данные и какого класса (уровня защищенности, категории) обрабатываются. Здесь конечно многих интересует – насколько подробно нужно описывать информационную систему.
В процессе многократных согласований моделей угроз для государственных информационных систем нами выработано решение относительно этого – должна быть золотая середина. Это не должна быть копипаста из технического паспорта с указанием серийных номеров технических средств. Но с другой стороны, человек не знакомый с системой, почитавший ее описание в модели угроз должен примерно понять, как эта самая система работает.
Серверная часть информационной системы «Нипель» представляет собой кластер физических серверов, на которых развернут гипервизор ESXi 6.x. Работа серверной части основных сервисов информационной системы обеспечивается виртуальными серверами (имена серверов) под управлением операционных систем (список ОС). Основным программным обеспечением, реализующим технологические процессы обработки является (название ПО). Прикладное программное обеспечение является клиент-серверным приложением. Клиентская часть работает как толстый клиент на рабочих станциях пользователей под управлением операционных систем (список ОС). Пользователи получают доступ к информационной системе, как из локальной сети, так и через сеть интернет с использованием защищенных каналов связи. В целом информационная система функционирует как показано на схеме.
Прикладывается функциональная (не топологическая!) схема информационной системы.
Вот примерно так оно обычно выглядит. Стиль и другие детали, конечно, могут сильно отличаться, главное – информация, которую можно подчерпнуть из описания.
Здесь же есть раздел «Охрана помещений». Тут описываем, как охраняются помещения в рабочее и в нерабочее время – видеонаблюдение, СКУД, охранник, вахтер, сигнализация и вот это все.
Сюда же в шаблоне модели угроз отнесены чисто ФСБшные разделы «Определение актуальности использования СКЗИ для обеспечения безопасности персональных данных» и «Дополнительные объекты защиты». Если криптография не используется, то эти разделы просто убираем, если используется, то там особо менять ничего, в общем-то, и не нужно, кроме как вписать название информационной системы.
Раздел «Принципы модели угроз» тоже можно не менять. Просто обратите внимание, что есть вариант для случаев, когда в системе используются криптосредства, и когда нет. Выбираем нужный и едем дальше.
Модель нарушителя
Здесь можно разделить эту часть на классическую и новую. Классическая это та самая, где описаны потенциальные нарушители 1, 2 и далее категорий. На самом деле эта часть модели нарушителя оставлена в шаблоне только потому, что регуляторам нравится, когда она есть. Практическую же ценность представляет раздел «Нарушители согласно банку данных угроз ФСТЭК России».
Практическую ценность этот раздел представляет потому, что сами угрозы из банка данных угроз ФСТЭК (далее – БДУ) привязаны к нарушителям с низким, средним и высоким потенциалом. Сам раздел представляет из себя копипасту описаний характеристик нарушителей с низким, средним и высоким потенциалами. Далее делается вывод нашим любимым «экспертным» путем — какой нарушитель для нас актуален. То есть, по сути, составитель выбирает нарушителя «на глаз», потому что каких-либо методик выбора нарушителя просто нет.
Не будем здесь приводить эти описания полностью, постараемся коротко сформулировать, чем отличаются потенциалы нарушителей. Кроме разграничения по потенциалу нарушители еще бывают внешние и внутренние.
Самый талантливый хакер в мире, который в совершенстве пользуется уже имеющимися инструментами и может создавать свои инструменты это внезапно нарушитель с низким потенциалом. Нарушитель с теми же возможностями, но имеющий некую инсайдерскую информацию о системе это уже средний потенциал. Основная фраза, отличающая средний потенциал от низкого: «Имеют доступ к сведениям о структурно-функциональных характеристиках и особенностях функционирования информационной системы». Вот здесь нужно хорошо подумать, насколько вероятна утечка такой информации. Нарушители с высоким потенциалом, если коротко, то это в основном спецслужбы. Тут у нас и возможность привлекать специализированные научные организации и съем информации с физических полей и вот это все.
В реалистичных ситуациях потенциал нарушителя либо низкий, либо средний.
«ФСБшные» разделы
Чаще всего применимый класс криптосредств – КС3. Сейчас расскажем почему.
Про типы угроз подробно не будем останавливаться, информации много в интернете. Остановимся на том, что есть 3 типа угроз и нам всеми правдами и неправдами, если планируется применение криптографии нужно делать именно 3-й тип угроз (неактуальные угрозы, связанные с недекларированными возможностями в прикладном и общесистемном ПО). Почему?
Потому что 378 приказ ФСБ:
Вроде понятно, а в чем проблема? Проблема в том, что СКЗИ классов КА1, КВ1 и КВ2 вы не сможете купить просто так, даже если у вас есть куча денег, которых они стоят.
Проведем небольшое «расследование». Качаем свежий реестр СКЗИ, ищем СКЗИ класса КА1. Поиском первым попался «Аппаратно-программный шифратор М-543К». Идем в гугл, пишем «Аппаратно-программный шифратор М-543К купить» — провал. Пытаемся «купить» следующее криптосредство – опять провал. Вбиваем просто «криптосредство КА1 купить» — провал. Получаем только ссылки на другие криптосредства классов КС1-КС3 или на форумы, где обсуждают криптографию. А дело в том, что, как уже было сказано, просто так купить СКЗИ классов КА и КВ вы не сможете, только через специализированные воинские части. Зачем было эти криптосредства вообще упоминать в документе по персональным данным – до сих пор не ясно. Поэтому в обычной ИСПДн — только третий тип угроз.
С КА и КВ разобрались, но почему именно КС3, а не КС2 и КС1? Тут уже виновато второе условие – нарушитель.
12. СКЗИ класса КС3 применяются для нейтрализации атак, при создании способов, подготовке и проведении которых используются возможности из числа перечисленных в пунктах 10 и 11 настоящего документа и не менее одной из следующих дополнительных возможностей:
а) физический доступ к СВТ, на которых реализованы СКЗИ и СФ;
б) возможность располагать аппаратными компонентами СКЗИ и СФ, ограниченная мерами, реализованными в информационной системе, в которой используется СКЗИ, и направленными на предотвращение и пресечение несанкционированных действий.
Таким образом, обосновать более низкий класс СКЗИ можно только обосновав, что наши пользователи не являются потенциальными нарушителями (сложно), или использовать только криптошлюзы, которые расположены в серверных помещениях, в которые, в свою очередь, имеют доступ только привилегированные пользователи, которых мы исключили из списка потенциальных нарушителей.
Уязвимости
Как мы помним, в модели угроз должны быть указаны возможные уязвимости. В скачиваемом шаблоне модели угроз этого раздела пока что нет, поэтому коротко опишем, как стоит с этим поступать.
У составителя модели угроз сразу должен появиться вопрос: а что нужно прям список выявленных сканером уязвимостей к документу прикладывать? Вопрос хороший и ответ не однозначный. Знаем мы коллег, которые делают именно так, но мы считаем такой подход неправильным и вот почему.
Во-первых, модель угроз безопасности информации документ, хоть и подлежащий изменениям, но все-таки более-менее статичный. Разработали один раз и забыли до существенных инфраструктурных изменений в системе.
Список уязвимостей, который формируется сканерами – информация очень динамичная. Сегодня мы выявили уязвимости, завтра их устранили и просканировали заново – получили новый отчет. Послезавтра появились новые сигнатуры, сканер обновился и нашел новые уязвимости и так по кругу. Какой смысл прикладывать отчет сканера уязвимостей, сделанный на момент разработки модели угроз? Никакого.
Во-вторых, модель угроз может создаваться для еще физически не существующей (спроектированной, но не построенной) информационной системы. В таком случае мы даже просканировать ничего не можем.
Выход из этой ситуации простой. Указывать в модели угроз не конкретные уязвимости с указанием идентификатора CVE и рейтинга CVSS, а перечислить возможные классы уязвимостей для конкретной информационной системы. А чтобы придать этому списку солидности, возьмем этот список не из головы, а из ГОСТ Р 56546-2015 «Защита информации. Уязвимости информационных систем. Классификация уязвимостей информационных систем». Перечень под спойлером. Берем его и убираем лишние, не совместимые со структурно-функциональными характеристиками нашей системы. Раздел готов!
Уязвимости по области происхождения:
Уязвимости по типу недостатков информационной системы:
Частная модель угроз безопасности
И вот только здесь мы приступаем непосредственно к определению актуальных угроз.
Методика определения актуальных угроз от ФСТЭК 2008 года слегка попахивает и о ней мы уже писали здесь. Но здесь ничего не поделаешь, как в той же статье отмечено – что есть, с тем и работаем. Давайте же посмотрим, что конкретно нам нужно сделать, чтобы получить список актуальных угроз.
Свежие документы от ФСТЭК предписывают в качестве исходных данных для угроз безопасности информации использовать БДУ. Сейчас там 213 угроз и список может пополняться.
Здесь сразу же хотелось бы рассказать о плюсах и минусах БДУ. Несомненный плюс – это то, что теперь нет необходимости придумывать и формулировать угрозы самостоятельно, хотя дополнить модель угроз своими угрозами тоже ничего не запрещает. Еще один плюс это прописанный потенциал нарушителя и определенные нарушаемые характеристики безопасности информации для каждой угрозы – не нужно ничего выдумывать.
Минусы. Первый минус это до ужаса скудные возможности по сортировке угроз. Когда вы первый раз начинаете делать модель угроз по БДУ, то естественное желание это отсеять угрозы, которые не могут быть актуальны в вашей системе по структурно-функциональным характеристикам. Например, убрать угрозы для виртуальных контейнеров и гипервизоров, потому что в системе не применяется виртуализация или отобрать угрозы для BIOS/UEFI нужно по какой-то причине, а такой возможности нет. Не говоря уже о том, что в БДУ целый ряд достаточно экзотических угроз, связанных, например, с суперкомпьютерами или грид-системами.
Поскольку мы, как организация-лицензиат, разрабатываем много моделей угроз для разных систем, нам пришлось вручную разбить на группы 213 угроз, иначе работа очень затрудняется, особенно учитывая то, что угрозы даже по порядку никак не сгруппированы.
Второй минус – описание самих угроз. Нет, где-то все четко и понятно. Но бывает угроза так сформулирована, что нужно голову поломать, чтобы разобраться о чем вообще речь.
Вернемся определению списка актуальных угроз.
Уровень исходной защищенности
Первое, что нужно определить это глобальный параметр – уровень исходной защищенности. Глобальный он потому, что определяется один раз и не меняется от угрозы к угрозе.
Чтобы определить уровень исходной защищенности (он же коэффициент исходной защищенности Y1) нужно для семи показателей выбрать одно из значений, которое больше всего подходит для вашей системы.
Список характеристик под спойлером.
технические и эксплуатационные характеристики испдн | уровень защищенности | ||
высокий | средний | низкий | |
1. по территориальному размещению: | |||
распределенная испдн, которая охватывает несколько областей, краев, округов или государство в целом | — | — | + |
городская испдн, охватывающая не более одного населенного пункта (города, поселка) | — | — | + |
корпоративная распределенная испдн, охватывающая многие подразделения одной организации | — | + | — |
локальная (кампусная) испдн, развернутая в пределах одного здания | — | + | — |
локальная испдн, развернутая в пределах одного здания | + | — | — |
2. по наличию соединения с сетями связи общего пользования: | |||
испдн, имеющая многоточечный выход в сеть связи общего пользования | — | — | + |
испдн, имеющая одноточечный выход в сеть связи общего пользования | — | + | — |
испдн, физически отделенная от сети общего пользования | + | — | — |
3. по встроенным (легальным) операциям с записями баз персональных данных: | |||
чтение, поиск | + | — | — |
запись, удаление, сортировка | — | + | — |
модификация, передача | — | — | + |
4. по разграничению доступа к персональным данным: | |||
испдн, к которой имеют доступ определенные перечнем сотрудники организации, являющейся владельцем испдн, либо субъект пдн | — | + | — |
испдн, к которой имеют доступ все сотрудники организации, являющейся владельцем испдн | — | — | + |
испдн с открытым доступом | — | — | + |
5. по наличию соединений с другими базами пдн иных испдн: | |||
интегрированная испдн (организация) использует несколько баз пдн испдн, при этом организация не является владельцем всех используемых баз пдн) | — | — | + |
испдн, в которой используется одна баз пдн, принадлежащая организации — владельцу данной испдн | + | — | — |
6. по уровню обобщения (обезличивания) пдн: | |||
испдн, в которой предоставляемые пользователю данные являются обезличенными (на уровне организации, отрасли, области, региона и т. д.) | + | — | — |
испдн, в которой данные обезличиваются только при передаче в другие организации и не обезличены при предоставлении пользователю в организации | — | + | — |
испдн, в которой предоставляемые пользователю данные не являются обезличенными (т. е. присутствует информация, позволяющая идентифицировать субъекта пдн) | — | — | + |
7. по объему пдн, которые предоставляются сторонним пользователям испдн без предварительной обработки | |||
испдн, предоставляющая всю базу данных с пдн | — | — | + |
испдн, предоставляющая часть пдн | — | + | — |
испдн, не предоставляющая никакой информации | + | — | — |
Каждому значению соответствует высокий, средний или низкий уровень защищенности. Считаем какой процент у нас получился для показателей с разными значениями. Про высокий уровень исходной защищенности – забудьте, его не бывает. Если «высокий» и «средний» набрали 70% и выше, то определяем средний уровень исходной защищенности (Y1 = 5), если нет, то – низкий (Y1 = 10).
Опасность угроз
Этот раздел в шаблоне называется «Определение последствий от нарушения свойств безопасности информации (опасность угроз)». Назвали его именно так, потому что, по сути, по определению опасности угроз это является определением последствий, но при согласовании модели угроз, проверяющие могут и не провести эту параллель, а поскольку «определение последствий» должно быть в модели угроз – пишут замечание.
Итак, опасность угроз может быть низкой, средней или высокой, в зависимости от того незначительные негативные, просто негативные или же значительные негативные последствия наступают при реализации угрозы соответственно.
Специалисты здесь часто спорят — должна ли опасность угроз определяться один раз и быть константой для всех угроз – или же нет. Методикой это не оговорено, поэтому можно и так и так. Наш подход промежуточный – мы определяем опасность угроз в зависимости от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности при реализации конкретной угрозы.
По нашей логике негативные последствия не зависят от способа нарушения конфиденциальности, целостности и доступности. Например, если ваши персональные данные утекут в какой-то базе, то вам скорее всего будет неважно каким образом это произошло – с помощью SQL-инъекции или с помощью физического доступа нарушителя к серверу (профессиональный интерес ИБ-шника не в счет!). Поэтому определяем так сказать три «опасности угроз», для нарушения конфиденциальности, целостности и доступности. Часто они могут совпадать, но все равно в модели угроз лучше отдельно проанализировать. К счастью, в БДУ для каждой угрозы нарушаемые характеристики тоже прописаны.
Исключение «лишних» угроз
Далее, чтобы сразу отсечь лишние угрозы делаем табличку со списком исключаемых угроз и обоснование – почему мы их выкидываем.
В шаблоне в качестве примера представлены:
По последнему пункту нужно уточнить пару моментов:
Описание угроз
Далее идет таблица с описанием угроз, которые не были исключены. Да, здесь нужно именно копипастить текст из БДУ, потому что в модели угроз должно быть «описание угроз», отделаться идентификаторами не получится. Давайте посмотрим, что у нас в этой таблице есть.
Номер по порядку и идентификатор угроз из БДУ – тут все понятно. Столбцы «описание угрозы» и «способ реализации угрозы» — текстовый блок из БДУ. В первый столбик вставляем текст до слов «Реализация угрозы возможна. ». Во второй – все остальное. Разделение опять же связано с требованием нормативных документов о том, что в модели угроз должны быть описаны «Способы реализации угрозы». При согласовании это поможет избежать лишних вопросов.
Следующие столбцы таблиц это потенциалы внутреннего и внешнего нарушителей. Для того чтобы сделать таблицу боле компактной и дать больше места текстовым блокам мы предварительно сопоставили высокому, среднему и низкому потенциалам соответственно цифры 1, 2 и 3. Если потенциал в БДУ не указан, ставим прочерк.
Столбец «Объекты воздействия» — также берем данные из БДУ.
Столбец «Нарушаемые свойства» — К, Ц и Д, конфиденциальность, целостность и доступность – заменили на буквы с той же целью, что и в случае с нарушителями.
И последние столбцы – «Предпосылки» и «Обоснование отсутствия предпосылок». Первый – это начало определения коэффициента Y2, он же вероятность реализации угрозы, который в свою очередь определяется из наличия предпосылок к реализации угрозы и принятия мер по нейтрализации угрозы.
Под частотой (вероятностью) реализации угрозы понимается определяемый экспертным путем показатель, характеризующий, насколько вероятным является реализация конкретной угрозы безопасности ПДн для данной ИСПДн в складывающихся условиях обстановки. Вводятся четыре вербальных градации этого показателя:
маловероятно – отсутствуют объективные предпосылки для осуществления угрозы (например, угроза хищения носителей информации лицами, не имеющими легального доступа в помещение, где последние хранятся);
низкая вероятность – объективные предпосылки для реализации угрозы существуют, но принятые меры существенно затрудняют ее реализацию (например, использованы соответствующие средства защиты информации);
средняя вероятность — объективные предпосылки для реализации угрозы существуют, но принятые меры обеспечения безопасности ПДн недостаточны;
высокая вероятность — объективные предпосылки для реализации угрозы существуют и меры по обеспечению безопасности ПДн не приняты.
При составлении перечня актуальных угроз безопасности ПДн каждой градации вероятности возникновения угрозы ставится в соответствие числовой коэффициент, а именно:
0 – для маловероятной угрозы;
2 – для низкой вероятности угрозы;
5 – для средней вероятности угрозы;
10 – для высокой вероятности угрозы.
Здесь важно сказать, что последний столбец это чисто наша инициатива и законодательством не предусмотрена. Поэтому можете его спокойно убирать. Но мы считаем важным, что если специалист дополнительно исключает угрозы, потому что для их реализации нет предпосылок, важно чтобы он описал, почему он так решил.
С этим моментом также связано то, что мы здесь в каком-то смысле отходим от методики моделирования угроз. По методике для угроз, не имеющих предпосылок необходимо далее просчитывать их актуальность. И в ряде случаев угрозы, не имеющие предпосылок, могут стать актуальными. Считаем это недоработкой законодательства и из итоговой таблицы все-таки исключаем угрозы, не имеющие предпосылок.
Список актуальных угроз
Если точнее, то последняя таблица это список актуальных и неактуальных угроз и свод оставшихся параметров для определения их актуальности. Здесь нет уже угроз, для которых нет предпосылок, но и из оставшихся угроз, исходя из вычислений коэффициентов, некоторые угрозы могут быть признаны неактуальными.
В последней таблице мы умышленно не стали включать некоторые параметры:
Коротко пройдемся по столбцам. Номер по порядку и угроза уже только в виде идентификатора – тут все понятно.
«Меры приняты» — «экспертным» путем определяем, приняты ли меры для нейтрализации данной угрозы (кстати, еще один прикол методики — если меры «приняты», то угроза все равно может остаться актуальной). Может быть три варианта: приняты; приняты, но недостаточны; не приняты (+, +-, — соответственно).
Исходя из принятых мер и учитывая, что для угрозы есть предпосылки определяется коэффициент вероятности (Y2), как его определить – выше под спойлером.
Следующий столбец – коэффициент реализуемости угрозы Y. Вычисляется по простой формуле Y = (Y1+Y2)/20.
Возможность реализации – это вербальный аналог коэффициента Y. Определяется в зависимости от числового значения следующим образом:
Опасность – выше мы определили опасность угрозы, исходя из нарушаемого свойства безопасности. Здесь уже вписываем нужное значение опасности исходя из того какие свойства безопасности данная конкретная угроза нарушает.
Ну и последнее – актуальность угрозы. Определяется по таблице: