Главная » Правописание слов » Как написать педагогический нарратив

Слово Как написать педагогический нарратив - однокоренные слова и морфемный разбор слова (приставка, корень, суффикс, окончание):


Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

Как написать педагогический нарратив

Я думаю, что важно понять основные идеи нарративного подхода:

Помните, что вы можете поговорить об опасениях, за которыми не скрываются более глубокие переживания. Поэтому, лучше обратиться к специалисту, который сможет оказать квалифицированную помощь, в случае необходимости, прибегая к дополнительным техникам.

Экстернализация замечательна в развитии воображения. Дети очень быстро перенимают «экстернализующий» язык общения и не удивляйтесь, если станете замечать в разговоре ребенка: «Эй, стул, ты куда пошел? Рука, ты чего не слушаешься меня!». Свои переживания они учатся воспринимать как нечто, на что можно посмотреть, к чему можно обратиться, чем можно управлять в итоге. Благодатной средой развития воображения с помощью экстернализации
успешно служат всевозможные игры.

Совместно с предыдущей игрой или самостоятельно вы можете предложить детям рисовать их переживания, ситуации в школе, детском саду, семье и т.д.

Также важно помочь ребенку, задавая вопросы, ведущие к прояснению его сильных сторон (как он отвечает проблеме, если экстернализируется что-то неприятное).

Рисуя такой яркий образ своих переживаний на листе бумаги или в диалоге с вами, ребенок не только развивает воображение, но и учится понимать свой внутренний мир вот так ярко, легко и интересно. Это понимание становится важной ступенькой на развитии устойчивости к неприятностям в последующей жизни. Через игру, ваш малыш будет узнавать, что Обида чего-то хочет от него, что с ней можно договориться, и еще она может предупреждать о чем-то или даже защищать что-то важное для него.

Источник

Нарративный подход в образовании дошкольников

Нарративный подход в образовании дошкольников.

Современная система дошкольного образования выдвигает перед педагогическим сообществом задачи, связанные с интенсификацией поиска новых, более эффективных психолого-педагогических технологий. В образовательном процессе приоритетным становится не накопление у дошкольников знаний, умений и навыков в узкой образовательной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности в предметном мире, причем не только индивидуальной, но и совместной, коллективной деятельности.

Это требует от педагогов умения ориентироваться многообразии интегративных подходов к развитию детей, владения современными методами и технологиями, направленными на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка.

В качестве одного из таких методов можно рассматривать нарративный подход.

Авторы данного подхода (австралиец Майкл Уайт и новозеландец Девид Эпстон) рассматривают жизненные истории людей как нарратив, задающий контекст, в котором опыт не только переосмысливается, но и перепроживается через создание альтернативных историй в рамках временного конструкта «прошлое-настоящее-будущее». Таким образом, с помощью нарративного перерассказывания любую часть жизни можно не только «вспомнить» или «вообразить», но сколько угодно раз «перепрожить» и редактировать по своему усмотрению, задавая любую последовательность событий.

Приоритетные направления отечественного дошкольного образования – отказ от традиционных занятий построения активного сотрудничества взрослого и ребенка в различных видах детской деятельности, предметом которой является тот или иной слой культурно-исторического опыта людей, созвучны идее нарративного подхода к образованию.

Обучение в рамках нарративного подхода доступнее детям, т. к. связано в большей степени с естественными ситуациями в их жизни. С позиции нарративного подхода определяющее значение для развития ребенка имеют социально-педагогические условия, активизирующие процесс его саморазвития и приобщения к всеобщим правилам, нормам, ценностям при соответствующей помощи и поддержке взрослому.

В нарративном обучении «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями» между ребенком и взрослым. Происходит постоянная «взаимоналожение» зон их ближайшего развития. Обогащение созидательного потенциала ребенка становится условием духовного роста взрослого и наоборот. Благодаря этому между ними устанавливается подлинная социально-творческая общность.

Нарративно ориентированный метод обучения педагоги реализуют посредством игры как надежного фундамента детского развития.

Использование литературных произведений и творческой деятельности – оптимальный способ донести до сознания ребенка нравственную суть тех или иных ценностей. Обучение детей через игру, выступающую в качестве отражения известной и непредсказуемой детской деятельности, которая регулирует их творческую активность и предопределяет духовный потенциал ребенка в обучении, досуге, общении, дает возможность дошкольникам более эмоционально насыщенно познавать окружающий мир и человеческие отношения.

Игра оказывает влияние на умственное и личностное развитие детей, их речевую активность, способствует процессу социализации, формированию навыков саморегуляции и волевого поведения. Участвуя в игре, дошкольники упражняются в принятии коллективного решения, проявления эмоциональной отзывчивости (сочувствия, заботы, доброты).

Таким образом, нарративная игра рассматривается:

    Как средство социализации, включающее в себя процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих группе сверстников или обществу в целом. Модельная среда для культурного развития ребенка, в которой развивается его нарративность: гибкость мышления, творческое воображение, символизация.

В нарративно ориентированном обучении дошкольников суть педагогических воздействий заключается в том, что педагогу вместо передачи готовых знаний важно актуализировать у ребенка его социально-личностный опыт посредством обращения к соответствующим историям (нарративам), отраженным в сказках, рассказах, мифах, былинах, с которыми дошкольник уже знаком. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность. Особое значение здесь приобретает умение воспитателя наблюдать за действиями детей и фиксировать их с целью дальнейшей разработки.

Организация работы с детьми в рамках нарративного подхода

Основными принципами работы с детьми в рамках нарративного подхода являются:

    Отказ от жестко регламентированного обучения школьного типа; Конструирование ребенком собственного знания (как бы ясно педагог ни преподносил новый материал, прямой пересадки знаний из головы педагога в голову ребенка не происходит); Опора образования на спонтанные детские практики, учет детского опыта; Обеспечение взаимосвязи обучения с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.); Создание развивающей предметной среды функциональной моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее; Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические (нарративные) детские виды деятельности; Ориентир на «зону ближайшего развития», введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений; Обеспечение двигательной активности детей в различных формах; Использование цикличности и проектной организации содержания обучения; Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций; Обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого); Выделение в образовательном процессе в качестве ведущей импровизированной диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому; Ожидаемые результаты и их экспертиза (динамическая оценка развития)- подразумевает индивидуальные и коллективные изменения в детях (в процессе обучения следует расширять спектр игровых ситуаций, индивидуальных и коллективных действий, развивать воображение, детскую компетенцию, воспитанники должны осваивать новые модели поведения, находить новые темы для игры); Зона ближайшего развития определяется на основе качественных изменений в развитии ребенка при соответствующей поддержке взрослого, выступающего в качестве персонификатора, т. е. лидера, воплощающего своим поведением систему коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образов поведения членов детско-взрослой общности, которые придают общий смысл их действиям.

Нарративная игра планируется заранее: составляется план реализации, определяются ее задача, методы, приемы, средства, условия, возможности игровой среды (помещения детского сада и его территория), необходимое оборудование и атрибуты для игрового действия (костюмы или их элементы), а также раздаточный игровой материал, продумываются методы анализа результатов.

При организации с детьми можно использовать такие средства обучения, как:

Планирование преследует цель обогатить эмоциональный и культурный опыт детей. План базируется на наблюдениях за игрой, детским поведением и документально зафиксированных записях, а рассказ-история выступает в качестве средства планирования. Детская инициативность и интенции (желания) являются импульсом для взрослых интервенций (воздействия на дела и действия), планирования и реализации игрового плана. Игровое пространство и игровое взаимодействие должны взаимодополнять друг друга для того, чтобы можно было решить основную задачу: создать условия для продвижения ребенка в зоне ближайшего развития.

Игровое пространство организуется с помощью следующих элементов:

    Утренняя встреча (круг), может быть в виде «утренних новостей»; Презентация истории-сказки (история, рассказ, кукольное представление и т. д.); Игровое время (проектная деятельность или деятельность в центрах (книжный уголок, музыкальный, ИЗО, конструирования и т. д.).); Свободная игра; Заключительный (прощальный) круг, при необходимости рефлексия.

В процессе организации игрового пространства педагог придерживается определенной позиции. Планомерно обогащает культурную среду с учетом жизненного и игрового опыта детей, опираясь на их достижения. Подготавливает «почву» для последующего возраста, т. е. ориентируется на зону ближайшего развития у детей, мотивирует их к игровой и познавательной деятельности.

Кроме того, педагог содействует продуктивному взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми (диалогическое общение), учитывает их гендерные, индивидуальные, личностные особенности: лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п. Конструирует культурную среду, используя рассказ, истории, драматизацию, презентации, средства для моделирования, продуктивную деятельность, создавая богатую игровую среду. Создает условия для экспериментирования с разными материалами и востребованности детьми освоенного ими содежания в самостоятельной деятельности (игре, рисовании, конструировании, создании костюмов и т. п.).

Нарративная игра, основанная на сказке, рассказе, истории, былине и т. д., включает в себя содержание, роли, игровые действия, которые обусловлены сюжетом и содержанием выбранного повествования, а также детскую творческую продуктивную деятельность.

При выборе истории (сказок) важно, чтобы они были доступны детскому восприятию и содержали основные общечеловеческие ценности и ориентиры. Истории должны быть в контексте объединяющей темы: для младших детей – кумулятивная модель (народные сказки с простыми кумулятивными сюжетами), для старших детей – нарративы в традиционных народных сказках, волшебных сказках и путешествиях со сложными сюжетами, параллельными мирами («мир добра» и «мир зла», или выдуманные сказки). Основу должен составлять сюжет на увлекательную тему, с моральным конфликтом, включающим захватывающие идеи (как хорошие, так и опасные), выражающие различные точки зрения, чтобы конфликт развивался и разрешался а глазах детей, имели место такие понятия, как «безопасно – опасно»; «дружба – лидерство» (властные отношения), ложь и правда.

При организации нарративной игры соблюдаются следующие правила:

    Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; Развитие игровой динамики; Поддержка игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей); Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; Переход от простейших игр к сложным игровым формам (логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания – к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозвратным, «вечным»).

В нарративной игре одновременно участвуют все дети, что требует от педагогов четкой организации действий. В игровой процесс включаются воспитанники разного возраста, и игровая деятельность носит характер детско-взрослого взаимодействия.

Взаимодействие взрослого и детей в игре должно строиться в форме диалога, быть направленно а создание условий для того, чтобы каждый ребенок мог двигаться в зоне ближайшего развития. Диалог инициируется посредством истории, сказки, персонажа. Взрослый, выражая свое отношение к событию, стремится, чтобы ребенок, наблюдая за ним, заинтересовался, при этом важно вовремя поддержать его желание участвовать.

Следует отметить, что в нарративной игре много импровизации, спонтанно возникающих ситуаций и проблем, которые взрослым и детям необходимо преодолеть и разрешить совместными усилиями. При этом важно совместное обсуждение воспитанниками возможных вариантов решения и совместный выбор, по их мнению, приемлемого правильного решения. В этом отличие от принятых методов обучения, когда на начальном этапе детям показывается, как надо выполнять различные игровые действия, как можно создавать новый образ. Осуществлять совместное действие, и только после этого ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Активизирующее общение взрослого с детьми в игре направлено на побуждение их к самостоятельному применению новых знаний, способов решения игровых задач, что способствует желанию детей взаимодействовать.

В игровом взаимодействии педагог совместно с детьми конструирует общую игру (со-играют), создает разные виды активности, что способствует развитию у них нарративного мышления, воображения, коммуникативных умений и инициативы, стремится мобилизовать потенциальные возможности воспитанников соответствующего возраста.

Для того, чтобы игра носила содержательный характер, педагог постоянно знакомит воспитанников с определенным кругом явления из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности, демонстрирует новые модели поведения в различных ситуациях.

Педагог создает благоприятную атмосферу, поощряет детей за высказывание оригинальных идей, предоставляет им возможность активно задавать вопросы, использует личный пример творческого подхода к решению проблем. При этом он поддерживает инициативу дошкольников, оказывает необходимую помощь, стимулирует поведение новых идей и смыслов сюжета. Важно не щаблонизировать игру, а дать простор детской фантазии, предоставить детям возможность самим придумывать сюжеты, ставить перед собой соответствующие возрасту цели.

Выбор истории определяется педагогом, как результат наблюдения за воспитанниками, их настроением, ситуацией в группе. Главное для педагога – помочь детям в организации игры, которая бы стала увлекательной и насыщенной игровыми действиями. Взяв на себя роль модератора, педагог должен доверять детской способности к саморегуляции и сопровождать игровой процесс, а не управлять им.

На этапе подготовки игры в самом начале «на кругу» воспитатель читает сказку или рассказывает историю (т. е. презентует драматическую ситуацию), используя при этом би-ба-бо, куклу или любую другую игрушку. Он раскрывает тему и содержание драматической ситуации. Далее планируются проекты – различные виды деятельности детей, что требует использования множества дидактических средств и умелой организации взаимодействия дошкольников в различных центрах (экспериментирования, изодеятельности, театрализации и т. п.).

Важным моментом является переход инициативы от взрослых к детям. Педагог, поддерживая инициативу воспитанников, предоставляет им возможность развивать игровые действия и тем самым обогащать свою свободную игровую деятельность. Сам он также способствует развитию игры, обогащая ее содержание новыми видами деятельности, расширяя предметность игры, с целью развития у детей любознательности, положительных эмоций, углубления их представлений об окружающем мире, пробуждения интереса к ручному труду, искусству.

Следующий этап игрового действия – это рисование сценок, свободное их разыгрывание. Активность и вовлеченность участников игрового действия составляет соотношение 1:2, где одна часть – активность взрослых. А две части активность детей.

Итогом всей работы является игровое действие, которое проводится 1 раз в неделю (или две недели), где разыгрывается история или драматическое событие с участием педагога в роли teacher in the role, repoz – prendiville, эксперта (mantel of the expert) или суперпомощника (D. Heathcote). отличительной чертой этого игрового действия является то, что в нем не разыгрывается история или событие, а в большей степени исследуются причины драматического конфликта, и дети в ходе этой игры ищут приемлемые (или неприемлемые) пути решения проблемы, тем самым открывая для себя смыслы нормативного, принятого в обществе поведения.

Особенностью нарративной игры является то, что сюжет сказки (или истории) постоянно должен расширяться, изменяться, дополняться новыми историями. Это, как правило, вызывает у детей восторг, они с увлечением начинают сочинять свои сказки, в которых зарождаются, конструируются, разворачиваются их собственные индивидуальные и коллективные игровые действия.

Игровое действие с постоянным продолжением сюжета, включением новых героев, созданием проблемных ситуаций, присутствием таинственности, волшебства, появлением Супергероя вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, которые являются для ребенка средством социальной адаптации. Процесс научения развивается на языке действий, учат и учатся все участники игрового действия в результате активных контактов друг с другом. Вследствие такого взаимодействия у дошкольников происходят не только индивидуально-личностные качественные изменения, но меняется коллективное («групповое ») сознание.

Качественно новая информация, поступающая посредством знакомства детей с произведениями художественной литературы и искусства, закрепляется в процессе игровой деятельности, расширяет их кругозор, обогащает знаниями о реальной деятельности.

В нарративно ориентированном обучении дошкольников, основанном на игре, особое значение придается умениям и навыкам педагога. Важно, чтобы он умел:

    Пользоваться средствами художественной выразительности при чтении, рассказывании, презентации истории (правильный ритм, эмоциональность, разнообразие интонаций, актерское мастерство и т. д.); Распределить роли с учетом способностей и возможностей каждого участника игры (ведущего, исполнителя, супергероя, зрителя или режиссера); Переносить основной смысл игровых действий в реальный жизненный опыт детей; Имел навыки продуктивной деятельности.

Применение принципов нарративного подхода в воспитании и обучении дошкольников позволит:

    Создавать пространство полноценного и легитимного взаимодействия взрослого и ребенка, развивать личные и социальные отношения; Выстраивать педагогические взаимодействия, привлекая личный и социальный опыт детей, обеспечить доступность познавательной и других видов детской деятельности в контексте личностных переживаний; Активизировать процессы конструирования социально-образовательной среды; Интегрировать социальный опыт детей как ресурс образовательных отношений.

Источник

Нарротивный подход в дошкольном образовании

В настоящее время в образовательном процессе приоритетным становится не накопление у дошкольников знаний, умений и навыков в узкой образовательной области, становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности в предметном мире, не только индивидуальной, но и совместной, коллективной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Нарротивный подход в дошкольном образовании»

КГУ «Учебно-воспитательный и оздоровительный Центр»

Нарративный подход в образовании дошкольников

воспитатель высшей категории

Современная система дошкольного образования выдвигают перед педагогом и сообществом задачи, связанные с интенсификацией поиска новых, эффективных психолого-педагогических технологий. В образовательном процессе приоритетным становится не накопление удошкольником знаний, умений и навыков в узкой образовательной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности в предметном мире, не только индивидуальной, но и совместной, коллективной деятельности.

Это требует от педагогов умения ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, владения современными методами и технологиями, направленными на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка.

Термин «нарративный» (пер. с англ.яз.- narrative, narration) означают «повествовательный», «повествование», «рассказ», «сочинение», «история», нарратив (от лат. Narrare – языковый акт, т.е. вербальное изложение) – несобственно-прямое говорение, пересказ, рассказывание историй о людях и их проблемах. В традиционном понимании нарратив – это текст

( литературно-художественный, очерк, публичная речь, рассказ, комикс, песня, фильм, видео, театр, игра, танец, сказка, легенда, артефакты, художественно-творческая деятельность и т.д. ), описывающий реальные или вымышленные события в той или иной последовательности. С позиции нарративного подхода имеющийся в распоряжении каждого развивающегося субъекта набор текстов, созданных культурой, является неисчерпаемым ресурсом для его идентификации, самоосмысления и самопрезентации.

Метод- нарративный подход в практической психологии определяется в большей степени как мировоззрение, чем технология. Чтобы понять особенности данного подхода применительно к работе с дошкольниками, обратимся к истокам его появления.

Содержание нарративного подхода.

В психологической практики нарративный подход стали активно использовать специалисты во многих странах мирапосле опубликования в 1990 году австралийцем Майклом Уайтом и новозеландцем Девидом Эпстоном книги «Нарративные средства достижения терапевтических целей», в которой их идеал и техники были осмыслены через призму нарративной метафоры (иносказание). В нашей стране нарративный подход стали осваивать с 2000 года.

Основные идеи нарративного подхода созвучны концепции социального конструкционизма, в социологии представлены в теории П.Бергера и Т. Лукмана, в западной психологии и педагогике- культурно- историческая теория Выгогтского. Лейтмотив концепции заключается в том, что научное и любое другое знание конструируется представителями определенной культуры по мере взаимодействия друг с другом, поколение за поколением, день за днем. В результате сообществами создаются объективные реальности в форме убеждений, ценностей, законов, представлений, которые выражают в языке ( словах) и на их основе члены сообщества интерпретируют, наделяют смыслом явления, события или жизненные процессы. Жизнь людей наполнена множеством событий, которые не просто сохраняются (запоминаются) в качестве отдельных эпизодов, а объединяются в определенной последовательности, превращаясь в истории. Эти истории развиваются во времени и по определенному сюжету.

Жизненные истории людей рассматриваются как нарратив, задающий контекст, в котором опыт не только переструктурируется, переосмысливается, но и перепроживается через создание альтернативных историй в рамках временного конструктора «прошлое-настоящее- будущее». Таким образом с помощью нарротивного перерассказывания любую часть жизни можно не только «вспомнить» или «вообразить», но сколько угодно раз «перепрожить» и редактировать по своему усмотрению, задавая любую последовательность событий. С целью более полного раскрытия внутреннего мира взрослых и детей в качестве главной единицы описательно- образовательного повествования используют нарративную метафору, как способ понимания социальной действительности, конструируемой через знаковые системы, через язык, слово как средство описания и коммуникации. В работе с детьми нарративная метафора используется в качестве стратегии преобразования социальной реальности, окружающей ребенка, и конструируется с помощью знаковых систем, которые им освоены- вербальные (развитие речи), образно- жестовая (сюжетная или режиссерская игра) и графическая (рисование, пластика, аппликация).

Особую значимость имеет понятие «зоны ближайшего развития» (теория Л.С. Выготского) развивая теорию Л.С. Выготского, М. Уайта и Д.Брунер разработали понятие образовательных лесов (scaffold ding)

— метод обучения, когда социальные (педагоги, родители и т.д.) или информационное окружение (книги, телевидение и т.д.) предоставляет обучающему поддержки или «опоры», которые постепенно убираются по мере усвоения материала. Это позволило создать новую личностно-ориентированную нарративную психологическую практику, предполагающую формирование антинарративов ( новых жизненных сценариев и вариантов поведения взамен проблемных поведенческих смысловых паттернов).

Результатом стала возможность расширить границы оказания помощи людям:

-в определении предпочтительных способов жизни для человека и взаимодействия с собой и другими;

— создание пространства для развития предпочтительных историй;

— психологической поддержке человека, ощутившего себя способным влиять на собственную жизнь;

— воплощение истории человека в отношениях с другими людьми.

Приоритетные направления отечественного дошкольного образования- отказ от традиционных знаний, построение активного сотрудничества взрослого и ребенка в различных видах детской деятельности, предметом которой является слой культурно-исторического опыта людей, созвучны идее нарративного подхода к образованию.

Процесс развития ребенка начинается с воздействия на него взрослого, затем своими, используют психологические функции планирования, предсказывания, предвидения будущего действия, воплощает свой план, рефлексирует.

В нашей педагогической практике организация образовательного процесса на основе культурно- исторической ретроспективы, артефактов, накладывающих отпечаток на восприятие ребенком внешнего мира, формирование системы восприятие, мышление, эмоциональной системы и т.п., остается неиспользованным ресурсом.

Сегодня процесс обучения и воспитания, являющийся по характеру социальной активностью личности, не позволяет адекватно проявить активность. Несмотря на творчество многих педагогов в обучении преобладает традиционная модель «вооружения» ребенка знаниями без описания способов получения. В результате знания становятся формальными и догматизированными.

Нарративно ориентированные методы обучения обеспечивают более выраженные обучающие и воспитательные эффекты в разных областях образовательной жизни, не только в построении образовательного процесса, но и во взаимодействии участников этого процесса. С позиции нарративного подхода определяющее значение для развития ребенка имеют социально- педагогические условия, активизирующие процесс. Его саморазвития и приобщения к всеобщим правилам, нормам, ценностям при соответствующей помощи и поддержке взрослого.

Педагогические принципы, методы и методические приемы в рамках нарративного подхода знают общие ориентиры деятельности взрослого, которая направлена на формирование у ребенка универсальных способностей. Сконструированный взрослым и ребенком способ воспроизведения способностей повторимых формах детской деятельности в индивидуальных особенный и не может быть предзадан и запрограммирован. Таким образом, в процессе совместной деятельности ребенок и взрослый обретают искомое – способ ее организации. Это становится возможным при условии универсальности, свободном и творческом характере их совместной деятельности.

В нарративном обучении «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями» между ребенком и взрослым Происходит постоянное «взаимоналожение» зон ближайшего развития.

О взаимности использования нарративного подхода в работе с детьми дошкольного возраста впервые заговорили финские специалисты Пенти Хаккарайнен и Милда Бредиките. Нарративно ориентированный метод обучения реализуют посредством игры как надежного фундамента детского развития. П. Хаккарайнен, М. Бредиките «обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития». М. Психологическая наука и образование.

Организация воспитательно- образовательного процесса на принципах нарративного обучения позволяет расширить понимание ведущей роли ребенка как субъекта в различных видах детской деятельности, включающих продуктивную деятельность, музыкально-художественное творчество и развернутую нарративную игру, представляющую слияние развитой режиссерской игры с импровизируемой драматизацией.

Социальное взаимодействие в игре в рассматривании в форме драмы, результаты которой определяются соотношением героя, действия, цели, средств и условий при обязательном наличии конфликта действия. Основу нарративной игры составляют по повествование, наставительные и поучительные тексты, сказки, рассказы, легенды, басни, классические произведения литературы, широко распространенные в национальной этнокультуре и нарративные виды детской активности: театрализация, драматизация, музыкально- художественное творчество, экспериментирование, проектная деятельность. Использование литературных произведений и творческой деятельности- оптимальный способ донести до сознания ребенка нравственную суть ценностей. Обучение детей через игру дает возможность дошкольникам познавать окружающий мир и человеческие отношения на основе культурно- исторического наследия своего народа.

Специфика игры оказывает влияние на умственное и личностное развитие детей, речевую активность, способствует процессу социализации, формированию навыков саморегуляции и волевого поведения. Участвуя в игре, дошкольники упражняются в принятии коллективного решения, проявлении эмоциональной отзывчивости (сочувствия, заботы, доброты).

Значение игры оценивается не только из развлекательных возможностей, она перерастает в игру- творчество, игру- обучение, игру- модель типа человеческих отношений. Таким образом, нарративная игра рассматривается:

-как средство социализации, включающее в себя процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих группе сверстников или обществу;

-модельная среда для культурного развития ребенка, в которой развивается его нарративность: гибкость мышления, творческое воображение, символизация, символическое констуирование.

В нарративном ориентированном обучении дошкольников суть педагогических воздейсвий заключается в том, что педагогу вместо передачи готовых знаний важно актуализировать у ребенка его социально- личностный опыт посредством обращения к соответствующим историям (нарративам), отраженных в рассказах, сказочных сюжетах, мифах, былинах и пояснить значимые отношения социальной действительности, отношения между людьми. Большие возможности открывает проектная деятельность. Дети приобретают навыки планирования, анализа и обобщения, учатся действовать коллективно.

Организация работы с детьми в рамках нарративного подхода.

Основными принципами работы с детьми в рамках нарративного подхода являются:

— отказ от жестко регламентированного обучения школьного типа;

— конструирование ребенком собственного знания (как бы ясно педагог не преподносил новый материал, прямой пересадки знаний из головы педагога в голову ребенка не происходит);

— опора образования на спонтанные детские практики, учет детского опыта;

— обеспечение взаимосвязи обучения с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и т.п.);

— создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее);

— использование многообразных форм организации обучения, включающие разные специфические (нарративные) детские виды деятельности;

— ориентир на «зону ближайшего развития», введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

— обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

— использование цикличности и проектной организации содержания обучения;

— широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

— обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера – сверстника, взаимодействие с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

— выделение в образовательном процессе в качестве ведущей импровизированной диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

— ожидаемые результаты и их экспертиза (динамическая оценка развития) подразумевает индивидуальные и коллективные изменения в детях ( в процессе обучения следует расширять спектр игровых ситуаций, индивидуальных и коллективных действий, развивать воображение, детскую компетенцию; воспитанники должны осваивать новые модели поведения, находить новые темы для игры);

— зона ближайшего развития определяется на основе качественных изменений в развитии ребенка при соответствующей поддержке взрослого, выступающего в качестве персонификатора, т.е. лидера, воплощающего своим поведение систему коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образов поведения членов детско – взрослой общности, которые придают общий смысл действиям.

Нарративная игра планируется заранее: составляется план реализации, определяется ее задача, методы, приемы, средства, условия, возможности игровой среды (помещения д/с, его территория), оборудование и атрибуты для игрового действия (костюмы или элементы), раздаточный игровой материал, продумываются методы анализа результатов.

При организации игры можно использовать средства обучения, как:

— словесно – знаковые – различные повествования (легенды, сказки, рассказы и т.п.), тайные знаки, символы, информативные жесты и т.д.;

— демонстрационные, наглядные – различные предметы, нетрадиционные, природные, подручные средства (бросовый материал), применяемые для организации и ведения игровых действий; кино – и видеофильмы, мультфильмы, картинки, рисунки, фотографии и т.п.;

— условно – ситуативные (тренажерные) – коллективное решение различных задач, проблемных и конфликтных ситуаций с использование технических средств, всевозможных приспособление, макетов, сооружений для отработки необходимых навыков и умений;

— имитационные – средства имитации внешних признаков проблемной (экстремальной) обстановки.

— метод моделирования ситуаций – моделируются и воспроизводятся явления, действия и взаимоотношения героев, персонажей;

— метод творческой беседы – введение детей в художественный образ путем постановки «специальных» вопросов, тактики ведения диалога;

— метод ассоциаций – активизация воображения и мышления ребенка путем ассоциативных сравнений и создание новых образов на основе возникающих ассоциаций.

Планирование преследует цель обогатить эмоциональный и культурный опыт детей. План базируется на наблюдениях за игрой, детским поведением и документально фиксированных записях, а рассказ – история выступает в качестве средства планирования. Детская инициативность и интенции (желания) являются импульсом для взрослых интервенций (воздействия на дела и действия)), планирования и реализации игрового плана. Игровое пространство и игровое взаимодействие должны взаимодополнять друг друга для того, чтобы можно было решить основную задачу; создать условия для продвижения ребенка в зоне ближайшего развития.

Игровое пространство организуется с помощью элементов:

— утренняя встреча (круг), может быть в виде «утренних новостей»;

— презентация истории- сказки (история, рассказ,кукольное представление и т.п.);

-игровое время (проектная деятельность или деятельность в центрах (книжный уголок, музыкальный, ИЗО, конструирования и т.п.);

— заключительный (прощальный) круг, при необходимости рефлексия.

В процессе организации игрового пространства педагог придерживается определенной позиции. Планомерно обогащает культурную среду с учетом жизненного и игрового опыта детей, опираясь на их достижения; ориентируется на зону ближайшего развития у детей, мотивирует к игровой и познавательной деятельности.

Педагог содействует продуктивному взаимодействию детей друг с другом и со взрослыми (диалогическое общение), учитывает их гендерные, индивидуальные, личностные особенности: лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п. конструирует среду, продуктивную деятельность, создавая богатую игровую среду. Создает условия для экспериментирования с разными материалами и востребованности детьми освоенного содержания в самостоятельной деятельности (игре, рисовании, конструировании, создании костюмов и т.п.).

Нарративная игра, основанная на сказке, рассказе, былине и т.д., включает в себя содержание, роли, игровые действия, которые обусловлены сюжетом и содержанием выбранного повествования, детскую творческую продуктивную деятельность.

При выборе сказок (историй) важно, чтобы были доступны детскому восприятию и содержали общечеловеческие ценности и ориентиры. Для младших детей- кумулятивная модель (народные сказки с простыми сюжетами), для старших детей- нарративы в традиционных народных сказках, волшебных сказках и путешествиях со сложными сюжетами, параллельными мирами («мир добра» и «мир зла», или выдуманные сказки).

При организации нарративной игры соблюдаются правила:

— отсутствия принуждения любой формы при вовлечении в игру;

— развитие игровой динамики;

-поддержка игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

— взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— переход от простейших игр к сложным игровым формам (логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углубление разнообразного содержания игровых заданий и правил- от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания- к игровой инициативе, от локальных игр- к играм- комплексам, от возрастных игр- к безвозрастным).

В игровой процесс включаются воспитанники разного возраста и игровая деятельность носит характер детско- взрослого взаимодействия. Взаимодействие взрослого и детей в игре строится в форме диалога, направлено на создание условий, чтобы каждый ребенок мог двигаться в зоне ближайшего развития.

В игровом взаимодействии педагог совместно с детьми конструирует общую игру (со-играют), создают разные виды активности, что способствует развитию нарративного мышления, воображения, коммуникативных умений и инициативы, стремиться мобилизовать потенциальные возможности воспитанников соответствующего возраста. Важно не шаблонизировать игру, а давать простор детской фантазии, предоставить возможность детям самим придумывать сюжеты, ставить цели, вносить новые модели поведения.

Главное для педагога- помочь детям в организации игры, которая бы стала увлекательной и насыщенной игровыми действиями. Взяв на себя роль модератора, педагог доложен доверять детской способности к саморегуляции и сопровождать игровой процесс, а не управлять им. Управление следует свести к минимуму, а использовать разумное сочетание прямого и непрямого вмешательства в игру, непосредственно участвовать самому в игровых действиях и больше внимания уделять сотворчеству детей.

В последствии педагог проводит качественный анализ происходящих изменений в ребенке, связанных с обучением в процессе нарративной игры. Приобретенный дошкольником опыт помогает регулировать и контролировать свои эмоциональные и поведенческие реакции, планировать и прогнозировать действия для достижения цели, рефлексии, построения картины мира.

В нарративно ориентированном обучении дошкольников особое значение придается умениям и навыкам педагога. Важно, чтобы он умел:

— пользоваться средствами художественной выразительности при чтении, рассказывании, презентации истории (ритм, эмоциональность, разнообразие интонаций, актерское мастерство и т.д.);

— распределять роли с учетом способностей и возможностей каждого участника игры (ведущего, исполнителя, супергероя, зрителя или режиссера);

— переносить основной смысл игровых действий в реальной жизненный опыт детей;

-имея навыки продуктивной деятельности.

Применение принципов нарративного подхода в воспитании и обучении дошкольников позволит:

— создать пространство полноценного и легитимного взаимодействия взрослого и ребенка, развивать личные и социальные отношения;

— выстраивать педагогические взаимодействия, привлекая личный и социальный опыт детей, обеспечивать доступность познавательной и других видов детской деятельности в контексте личностных переживаний;

— активизировать процессы конструирования социально-образовательной среды;

-интегрировать социальный опыт детей как ресурс образовательных отношений.

Использование нарративной игры способствует формированию у детей дошкольного возраста процессов саморегуляции и произвольности, социально значимых коммуникативно-личностных качеств, инициативы, креативного мышления, проявление ребенком и собственного нарративного голоса; расширяет кругозор, обогащает знаниями о реальной действительности.

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Как написать педагогический нарратив, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову "Как написать педагогический нарратив", предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

Какие вы еще знаете однокоренные слова к слову Как написать педагогический нарратив:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *