Программа кружка по внеурочной деятельности
Программа кружка по внеурочной деятельности.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по внеурочной деятельности»
Программа кружка по внеурочной деятельности
I. Пояснительная записка.
1. Актуальность и особенность программы.
2. Цель и задачи программы «Словознайка».
3. Место курса в образовательной программе.
4. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса.
5. Система контроля, оценки знаний.
II. Содержание изучаемого курса.
III. Тематическое планирование программы «Словознайка».
IV. Результаты деятельности.
I . Пояснительная записка
Актуальность и особенность программы.
2. Цель и задачи программы «Словознайка».
Проблема: учащиеся начальных классов не владеют навыками, необходимыми для создания проектов. С целью обучения навыкам работы над проектами, разработана программа кружка «Словознайка».
Цель: формирование проектных и исследовательских компетентностей обучающихся и, как следствие, готовности их к проектной и исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие психических процессов;
развитие личности младшего школьника;
воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
3. Место курса в образовательной программе.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа «Словознайка» реализуется как внеурочная деятельность в объеме 34 часа в год – 1 час в неделю. Предназначена для работы с детьми 2 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по русскому языку и внеурочной деятельностью.
4. Ожидаемые результаты.
Обучающиеся должны научиться:
Личностные и метапредметные результаты.
На занятиях кружка продолжается работа по формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия.
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
5. Система контроля, оценки знаний
Контроль и учет приобретенных компетентностей учащихся осуществляется в форме:
смотра проектных работ внутри класса,
предъявление результатов в виде публичных выступлений перед родителями и учащимися других классов,
распространения полученных материалов (листовок, брошюр),
III. Содержание изучаемого курса.
Программа состоит из вступления, двух основных модулей (теоретического и практического) и заключения.
Введение (1 ч.). Знакомство с понятиями «проект, проблема, информация».
Учимся делать проекты (12 ч.) При изучении первого модуля обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Проблема, объект, цель, задачи проекта. Способы познания окружающего мира и сбора информации, источники информации. Анализ, обобщение и систематизация полученной информации. Выводы, умозаключения. Правила оформления проекта. Презентация устная и письменная.
Мастерим проекты. (19 ч.) Практический модуль состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.
Заключение(2 ч.) Систематизация и обобщение знаний по курсу «Словознайка»
V. Тематическое планирование программы «Наши первые проекты».
Название раздела / тема занятия
Содержание и ресурсы занятия
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Развитие интереса к проектной деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Презентация проектных работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Знакомство с понятиями «проект, проблема, информация».
Учимся делать проекты
1. Как выбрать тему проекта?
2. Обсуждение и выбор тем проекта.
3. Что такое проблема.
4. Формулирование цели, задач проекта.
5. Планирование работы.
6. Источники информации.
7. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
8. Основные логические операции.
9. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
10. Анализ и синтез.
Суждения, умозаключения, выводы.
11. Как сделать сообщение о результатах исследования
12. Оформление работы
Что такое проблема.
Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения.
Игра «Посмотри на мир чужими глазами»
Понятия: проблема, объект.
Постановка целей проекта. Определение задач, необходимых для достижения поставленной цели.
Знакомство со способами познания окружающего мира и сбора информации.
Источники информации (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч).
Беседа. Правила общения.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Анализ, обобщение и систематизация полученной информации. Выводы, умозаключения.
Правила оформления проекта.
Презентация устная и письменная.
Учиться выделять проблему, ставить цель;
Составлять план работы над проектом;
Ориентироваться в различных источниках информации.
Уметь проводить первичную обработку информации;
Учиться составлять письменный отчёт о работе над проектом;
Формировать навык устной презентации ;
Учиться навыкам сотрудничества;
Учиться оценивать результаты своей работы.
Учиться излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Работа над проектами:
Определять проблему, ставить цель;
планировать свою работу над проектом;
находить необходимую информацию из
проводить первичную обработку информации;
составлять письменный отчёт о работе над проектом;
Уметь устно презентовать проект;
знать навыки сотрудничества;
давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Слушать собеседника и вести диалог.
Излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
Проект «Рассказ о слове»
Орфография или правописание слова
Предложение с этим словом
« В мире многозначных слов» (3 часа)
«Русский алфавит или Азбука».
Всегда ли люди владели искусством письма?
Когда появился алфавит?
Для чего и почему возник алфавит?
Где мы сейчас используем алфавит?
Одно ли и то же алфавит и азбука?
Рифма(решение частных задач)
Этикет письма
Структура письма.
Правила подписывания конвертов.
Проект «В словари – за новыми знаниями!»
Какие бывают словари?
На какие вопросы можно найти ответы в словарях?
Какие задания можно придумать для работы со словарями?
Подготовить презентацию своего словаря и задания, для выполнения которого требуется представленный словарь
Что мы узнали и чему научились за год
Наши лучшие работы.
Систематизация и обобщение знаний по курсу «Словознайка»
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Оценить проделанную за год работу.
Наметить план работы на следующий учебный год.
VI. Результатами работы кружка «Словознайка» являются:
Стремление к получению более глубоких знаний по русскому языку
Самостоятельное изучение дополнительной литературы
Пополнение словарного запаса
Развитие связной речи учащихся
Изменение формы проведения уроков (урок – мини проект)
Вся работа по формированию и развитию проектной деятельности по данной системе не только отражается в результатах деятельности класса, но связана с мероприятиями, проходящими в гимназии, городе.
Примерные требования к содержанию и оформлению рабочей программы курса внеурочной деятельности (ФГОС ОО)
Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности (далее – программа) должна соответствовать локальному акту своей образовательной организации.
В соответствии с ФГОС НОО п. 19.5 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576) и ФГОС ООО п. 18.2.2 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577) программа должна включать в себя обязательные структурные элементы:
На основании вышеизложенного программа внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы:
2. Пояснительная записка.
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
4. Содержание программы.
5. Тематическое планирование.
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы (не является обязательным).
7. Список литературы.
1. Титульный лист должен содержать информацию:
Наименование образовательного учреждения (по уставу)
Название программы
Направление
класс
Составитель:
Фамилия, имя, отчество
должность
Населенный пункт
Год разработки программы
2. Пояснительная записка должна раскрывать:
— общая характеристика программы курса внеурочной деятельности;
— описание места программы в структуре основной образовательной программы;
Например: «Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана внеурочной деятельности ОО».
— описание ценностных ориентиров содержания программы курса по внеурочной деятельности
— цель и задачи реализации программы
Цель должна отражать направление развития личности. Например: Формирование общекультурных навыков обучающихся средствами кукольного театрального искусства.
Формулировка задач не должна быть абстрактной, они должны быть соотнесены с планируемыми результатами.
— возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
— сроки реализации программы.
3. Планируемые результаты включают в себя:
— описание предметных результатов (что к окончанию обучения должны знать и уметь учащиеся), а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов освоения программы
— диагностика результатов освоения программы (указать перечень диагностических материалов, методы диагностики, формы подведения итогов (выставки, фестивали, соревнования и т.д.))
4. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане.
Для этого необходимо:
Раздел 2. Культура общения (5 час)
Тема 1. Приветствие (1 час)
Приветствие, как обычай. Значение слова «здравствуйте». Формы приветствия. Слова приветствия. Правила приветствий для мужчин и женщин.
Форма организации: беседа, игра
Виды деятельности: работа со словарем, анализ жизненных ситуаций
5. Тематическое планирование – содержит название разделов и тем программы, количество часов. Оформляется в табличной форме.
Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность»[1].
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:
— учреждения дополнительного образования детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;
— у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;
— УДО находятся в различных ведомствах: Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.
Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направлениям деятельности художественно-эстетическое, эколого-биологическое, естественно-научное, научно-техническое и др. Педагог дополнительного образования разрабатывает дополнительную образовательную программу по соответствующему направлению деятельности.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих программ.
Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра программ внеурочной деятельности, направленных на развитие младших школьников.
Типы образовательных программ внеурочной деятельности:
• комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.
При разработке комплексных образовательных программ внеурочной деятельности необходимо учитывать следующее:
— комплексные программы могут быть двух вариантов:
«А» – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).
Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.
При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.
• тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.);
• образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру[2]:
2. Пояснительная записка;
3. Учебно-тематический план;
4. Содержание курса;
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы;
6. Рекомендуемая литература.
Титульный лист должен содержать информацию :
Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
Год создания программы.
В Пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы.
Пояснительная записка содержит:
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• связь с уже существующими по данному направлению программами;
• вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
• новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы.
Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы:
• базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
• этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
— возраст детей и их психологические особенности;
— особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
— число обучающихся по годам обучения (обосновать);
— режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
— прогнозируемые результаты и способы их проверки:
5. Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).
Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
• основные узловые моменты;
• формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.
При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.
Ресурсное обеспечение реализации Программы:
Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).
Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).
Приводятся два списка литературы:
литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
литература, рекомендуемая для детей и родителей.
После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.
После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.
В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить:
— учебные и методические пособия;
— энциклопедические словари и справочники,
— аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;
— видео- и аудиоматериалы;
— компьютерная поддержка программы;
— подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;
— перечень объектов для экскурсий;
— календарь знаменательных дат;
— информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт, туризм и т.д.;
— подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;
— информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;
— материалы, отражающие достижения обучающихся;
— оборудование рабочего места.